Научная статья на тему 'Предпосылки и тенденции развития глобальной логистики в фармацевтической промышленности'

Предпосылки и тенденции развития глобальной логистики в фармацевтической промышленности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1624
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОГИСТИКА / ГЛОБАЛЬНАЯ ЛОГИСТИКА / ЦЕПЬ ПОСТАВОК / ЛОГИСТИЗАЦИЯ / LOGISTICS / GLOBAL LOGISTICS / SUPPLY CHAIN / LOGISTIZATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Клунко Наталья Сергеевна

В статье освещены предпосылки возникновения нового направления в логистике глобальной логистики. Обоснована специфика внедрения этой концепции бизнеса в деятельность промышленных предприятий на отдельных звеньях цепи поставок. Рассмотрены функции глобальной логистики, а также тенденции ее развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Preconditions and development trends of global logistics in the pharmaceutical industry

The article is dedicated to the preconditions of appearance of a new direction in logistics global logistics. The peculiarities of introducing this business concept in the activities of manufacturing enterprises in separate units of the supply chain have been explained. Functions of global logistics, as well as the tendencies of its development have been discussed.

Текст научной работы на тему «Предпосылки и тенденции развития глобальной логистики в фармацевтической промышленности»

ИССЛЕДОВАНИЕ

1

Клунко Н.С.

1 Санкт-Петербургский университет управления и экономики

Предпосылки и тенденции развития глобальной логистики в фармацевтической промышленности

АННОТАЦИЯ:

В статье освещены предпосылки возникновения нового направления в логистике -глобальной логистики. Обоснована специфика внедрения этой концепции бизнеса в деятельность промышленных предприятий на отдельных звеньях цепи поставок. Рассмотрены функции глобальной логистики, а также тенденции ее развития.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: логистика, глобальная логистика, цепь поставок, логистизация

JEL: F60, L21, R32

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:

Клунко Н.С. Предпосылки и тенденции развития глобальной логистики в фармацевтической промышленности // Российское предпринимательство. — 2016. — Т. 17. — № 24. — С. 3573-3592. — doi: 10.18334/rp.17.24.37263

Клунко Наталья Сергеевна, кандидат экономических наук, докторант, Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики (Chief-nata@yandex.ru)

ПОСТУПИЛО В РЕДАКЦИЮ: 25.11.2016 / ОПУБЛИКОВАНО: 30.12.2016

ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП: http://dx.doi.org/10.18334/rp.17.24.37263

(с) Клунко Н.С. / Публикация: ООО Издательство "Креативная экономика"

Статья распространяется по лицензии Creative Commons CC BY-NC-ND (http://creativecommons.org/licenses/by-nc-nd/3.0/) ЯЗЫК ПУБЛИКАЦИИ: русский

3574

Введение

Изменения в экономике и в понимании логистической деятельности за последние десятилетия (формирование постиндустриальной экономики, информационных технологий, гиперконкуренции и глобализации) поставили задачу переосмысления концепции логистики, имея в виду интегральное рассмотрение всех логистических функций и операций, сведения к минимуму суммарных логистических затрат, формирования логистических систем, ориентированных на обеспечение задач оптимизации и оперативного регулирования снабженческих, производственных и сбытовых функций в масштабе предприятия (функциональные логистические системы «точно во время» и др.) [15].

Несмотря на то, что в настоящее время многое уже сделано для того, чтобы устранить лишние границы в международной хозяйственной деятельности, по-прежнему сохраняются серьезные преграды на пути глобальной логистики. Наиболее существенны три противодействующие силы: особенности рынков и конкуренции, финансовые барьеры и каналы распределения. Поэтому основной задачей логистического менеджмента является соблюдение баланса между издержками, которых требует преодоление этих препятствий, и потенциальными выгодами от международной торговли. Только такой баланс позволяет получить реальный выигрыш от успешной международной деятельности [14].

Одна из наиболее очевидных причин развития и изменения логистики заключается в росте спроса на грузовые перевозки благодаря развитию мировой торговли. В частности, глобализация производства, которая включает в себя планирование, снабжение, торговлю, привела к распределенной торговле и развитию транспортных сетей [6]. На международном рынке логистических услуг можно выделить ряд характерных тенденций его развития.

1. Происходят активные процессы глобализации логистических компаний за счет слияний и поглощений и консолидации их бизнеса. В результате наблюдается усиление позиций компаний с развитой логистической сетью, представляющих комплекс услуг и широкую географию интернационализации бизнеса. Мировой рынок логистических услуг в последние 20 лет устойчиво расширяется, предлагая комплексные функциональные решения от мультимодальных транспортных услуг до дистрибьюторских центров со сложными технологиями комплектации и предпродажной подготовки товарных потоков, управлением дистрибьюторскими каналами, вплоть до

3575

контроля дебиторской задолженности. Расширение сферы предоставляемых услуг влечет рост масштабов компаний и, как следствие, - сокращение издержек [1].

2. Возрастание роли информационных технологий в деятельности компаний, в частности, надежных телекоммуникационных систем и программного обеспечения, автоматизации звеньев логистической цепочки [2].

3. Формирование фирменных логистических сетей и международных центров логистики (МЦЛ) - еще одна характерная тенденция рынка 200 логистических услуг. Такие центры создаются крупнейшими корпорациями для повышения эффективности логистических функций. Например, за последние годы крупными производителями высокотехнологической продукции, такими как DEC (DigitalEquipment Corporation - США) и Sony (Япония), создан ряд МЦЛ [17].

На данный момент доминируют две основные предпосылки глобального моделирования логистических цепей. Первая из них - это географическая интеграция, вторая - товарная. Это следует из того, что мировой рынок XXI в., на котором наступила не только переориентация, но также и диверсификация спроса, оказывает влияние на предприятия (отдельные звенья логистической цепи). Такие процессы влияют на сокращение времени поставок сырья, полуфабрикатов и готовых изделий. Учитывая это, необходимо искать ответы на вопросы о месте и роли логистики в росте конкурентоспособности на глобальном рынке.

Формулировка целей статьи

На основе публикаций и результатов исследований российских и зарубежных теоретиков и практиков в области логистического управления целесообразно определить предпосылки возникновения глобальной логистики; обосновать специфику внедрения этой концепции бизнеса в деятельность промышленных предприятий; проанализировать функции и инструменты, характерные для этого направления логистики.

Анализ последних исследований и публикаций

Успешное функционирование в международном торговом пространстве сегодня невозможно без активного внедрения концепции логистики, постоянного развития функций, методов и инструментов

3576

глобальной логистики.

Развитию глобальной логистики посвящены труды таких ученых, как Д.Г. Федотенков [20], Ы. Ташбаев, В. Демин [19], С.Н. Резников [16], Л. Гиюниперо, Р. Хукер, С. Джозеф-Метьюз, Т. Юун, С. Брадвиг [11], В.И. Бураков [9], Е.П. Гарнов, И.О. Проценко [10], В.М. Заложных, О.И. Чинарева [12] и другие. К тому же в последнее время количество работ по проблемным вопросам глобальной логистики растет, но исследователи уделяют достаточно ограниченное внимание аспектам интеграции управленческих логистических решений в процессе построения комплексной системы хозяйственной деятельности фармацевтических предприятий на глобальном уровне. Поэтому необходимо выяснить суть понятия «глобальная логистика», выявить предпосылки возникновения и тенденции дальнейшего развития этого направления науки и практики.

Результаты исследования

Фармацевтическая промышленность относится, как известно, к числу ведущих высокотехнологичных отраслей, определяющих во многом инновационную и стратегическую безопасность современного государства. Неслучайно в «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» подчеркнуто, что «в целях противодействия угрозам экономической безопасности государство... реализует социально-экономическую политику, предусматривающую снижение критической зависимости от зарубежных технологий и промышленной продукции, ускоренное развитие агропромышленного комплекса и фармацевтической промышленности». Главными же стратегическими угрозами национальной безопасности России в области экономики являются низкая конкурентоспособность, высокая зависимость от внешнеэкономической конъюнктуры и отставание в разработке и внедрении перспективных технологий [18].

Первой особенностью и одновременно шансом, который следует учитывать при разработке экспортной стратегии отечественным фармкомпаниям, является высокая объемная и структурная динамичность глобального фармацевтического рынка, развитие которого характеризуется высоким приростом объемов производства и высоким уровнем рентабельности (рис. 1).

3577

Рисунок 1. Динамика объемов производства на мировом фармацевтическом рынке

в период 2007-2015 гг.

Источник: [5]

Исходя из данных, представленных на рисунке 1, мы можем наблюдать в рассматриваемый период общую повышательную тенденцию для объемов мирового фармацевтического рынка. Интересно, что стабильность рынка сохраняется уже в течение многих лет подряд: даже турбулентные процессы кризисного 2008 года снизили темпы роста производства лишь на 1 процентный пункт. Неэластичность спроса на лекарственные препараты легко объяснить, принимая во внимание сложный характер взаимосвязей, которые определяют картину заболеваемости населения, и правильно соотносить ее с различными уровнями воздействия лекарств [13].

Превалирующую долю рынка занимают развитые страны. Выделяются три основных сегмента (рис. 2): страны Западной Европы, Северная Америка, фармеджинговые страны (Россия, Китай, Бразилия, Индия).

Второй особенностью является новая сегментная картина мирового фармацевтического рынка. При анализе товарной структуры экспорта, как правило, анализируются три группы препаратов: оригинальные или инновационные лекарственные средства, брендированные дженерики и небрендированные дженерики. На протяжении всего рассматриваемого периода по объему продаж лидировали оригинальные лекарственные средства (доля более 65%). Однако отметим общий негативный тренд для данной группы препаратов (снижение за период 2007-2015 гг. на 11,7 п.п.).

3578

3579

Наоборот, для группы дженериков характерна тенденция к росту продаж (на 6,7 п.п. для небрендированных дженериков и на 4,9 п.п. для бренд-дженериков).

Серьезно сокращается в объемах продаж доля оригинальных препаратов, однако это падение объясняется фокусировкой компаний из развитых стран на производстве кастомизированных лекарств для небольших генетически близких групп населения и полностью компенсируется ростом цен. Также снижение в натуральном выражении характерно и для товарного сегмента брендированных дженериков (они не выдерживают возросшей конкуренции со стороны небрендированных аналогов).

Совмещение географических и товарных сегментов позволяет сделать вывод о том, что в развитых странах в процентном отношении в объеме потребления лидируют оригинальные лекарственные препараты (2011 г. - 73%; 2015 г. - 69%), но их доля незначительно сокращается за счет увеличении доли дженериков (2011 г. - 14%; 2015 г. - 18%) [3]. Для развивающихся рынков характерна обратная тенденция с превалированием дженериков, доля которых возрастает (2011 г. - 57%; 2015 г. - 65%), и снижением объемов потребления инновационных препаратов (2011 г. - 30%; 2015 г. - 24%). Такие тенденции можно объяснить постепенным смещением географического баланса мирового фармацевтического рынка и, в конечном счете, его научно-исследовательской базы - от развитых к развивающимся странам.

Третьей особенностью мирового фармацевтического рынка является рост эффективности процессов открытия, разработки и обращения новых видов лекарств (рис. 3).

Затраты на исследования и разработки связаны, прежде всего, с созданием персонифицированных лекарственных препаратов, что воплощает в себе инновационный сценарий развития фармацевтического рынка. В Соединенных Штатах исследовательские инвестиции фармацевтических компаний росли последовательно в течение последних 15 лет и более чем в два раза превысили расходы Национального института здравоохранения в 2014 г. Расходы на НИОКР фармацевтической промышленности также многократно выросли в Японии и странах ЕС. Однако в последнее время исследовательский сектор испытывает на себе серьезное воздействие фискальных мер жесткой экономии, введенных правительствами в большей части Европы с 2010 года [4], что ведет к постепенному перемещению научно-

3580

исследовательской активности из Европы на быстро растущие рынки фармеджинговых государств.

Рисунок 3. Динамика совокупных расходов на исследования и разработки в мире и США за период 2007-2015 гг.

Источник: составлено автором на основе [8]

Четвертая особенность глобальной фарминдустрии -экстернализация и альянсы фармкомпаний посредством горизонтальной или вертикальной интеграции, создания трансграничных кластеров, а также региональных интегрированных рынков. Примером реализации инновационного сценария развития фармацевтической промышленности может служить сотрудничество транснациональных корпораций с индийскими фирмами в разработке новых лекарств. В частности, с 2013 года компания Пфайзер в партнерстве с компанией Ауробиндо ФАРМА занимается выпуском новых дженериковых препаратов. Шесть лидирующих фармкомпаний Индии сформировали альянс ЛАЗОР, чтобы разделять лучшие практики ведения бизнеса и, таким образом, улучшить эффективность продаж, сократить операционные расходы, расширить свое присутствие на внешних рынках.

Итак, инновационный сценарий развития фармацевтической отрасли, предполагающий постепенное включение российских компаний в мировой фармацевтический рынок, опирается в первую очередь на создание современного во всех отношениях единого фармацевтического рынка ЕАЭС. Единые подходы к регулированию обращения лекарственных средств в рамках ЕАЭС практически

3581

сформулированы. Они основаны на требованиях наилучших фармацевтических практик мира.

Внезапное развитие логистики во второй половине ХХ в., а также информационная революция, которая наступила в то же время, позволяет считать, что в этом веке рационализация течения продуктов и услуг между странами и континентами благодаря логистике является реальной. Сокращение процесса заказа, времени доставки, модернизация логистической инфраструктуры уже сегодня вызывает благоприятные условия развития глобальной логистики.

В последнее время наблюдается тенденция мегаразвития логистической цепи поставок. Реорганизация и оптимизация потоков сырья, готовых изделий заключается не только в новых решениях по их физической дистрибуции, но также в концептуальных подходах и разработке методов управления этими цепями. Логистика сегодня стала неотъемлемой частью новой модели конкуренции, поскольку учитывает действия конкурентов в широкой сфере.

Бизнес все больше осознает стратегическое значение логистики, прежде всего, вследствие значительного потенциала экономии средств. Современная информационная система учета перевозок, современные складские технологии, гарантия сохранности груза и своевременной доставки, энергичный и профессиональный коллектив являются основными факторами успеха предприятия, которое ориентируется на логистические принципы [16].

Одной из характерных особенностей логистической отрасли является подверженность быстрым изменениям. В том числе сильное влияние на логистику оказывают процессы глобализации. Рассмотрим глобальные тенденции, влияющие на развитие логистики в фармацевтической отрасли. На сегодняшний день можно выделить 7 основных логистических трендов:

1. Производство становится ближе к конечному пользователю.

В последнее время наметилась тенденция переноса производственных мощностей в страны, которые расположены географически ближе к стране заказчика. К примеру, все чаще можем наблюдать перенос производства из Китая в страны Восточной Европы. Это обусловлено ростом стоимости рабочей силы и транспортных расходов в самой Азии, а также удешевлением рабочей силы в ряде стран Восточной Европы. Перенос мощностей позволяет сократить затраты не только на производство продукции, но и на саму логистику.

3582

2. Недостаточная загруженность морских судов в сегменте контейнерных перевозок.

Еще одной тенденцией стала переориентация затрат со стороны судоходных компаний. Большинство судоходных компаний с целью сокращения общих расходов предпочитают вкладывать бюджеты в приобретение больших грузовых судов. Очевидно, что чем больше судно, тем ниже стоимость перевозки одного контейнера, однако порой это ведет к ситуации неполной загрузки судна и к финансовым потерям. Экономия средств при использовании больших судов возможна лишь при балансе между спросом и предложением.

3. Непрерывные инвестиции в сферу ИТ технологий для логистики.

На сегодняшний день логистические процессы усложняются, а сама отрасль приобретает все больше динамики. Полный контроль над цепью поставок способны обеспечить только надежные ИТ-технологии, «заточенные» под потребности отрасли. В силу этих причин транспортные компании и грузовладельцы вынуждены внедрять инструменты, которые способны обеспечить наглядность, прозрачность и учет операций. Облачные решения для управления логистикой позволяют получать и обмениваться информацией по всей цепи поставки в реальном времени, что делает перевозчиков более конкурентоспособными на рынке, а грузовладельцам позволяет контролировать поставки. Автоматизация логистики наряду с облачными технологиями позволяют сократить затраты на привлечение трудовых ресурсов, оптимизировать процессы, искать грузы и транспорт под загрузку, проводить электронные торги на закупку услуг и онлайн-мониторинг грузов, а также многое другое. В качестве примеров среди таких систем для логистики можно привести ИТ-решения для логистики LOGIST Pro и ROAD.

4. «Зеленые» технологии и соответствие стандартам.

В современном обществе наблюдается устойчивый тренд по защите окружающей среды. В логистической отрасли все больше внимания уделяется экологическим нормам, а также стандартам корпоративной социальной ответственности. Участники логистической цепи стараются сотрудничать с поставщиками, которые предлагают не только надежные, но и безопасные с точки зрения экологии решения. Эти требования уже закреплены в ряде принятых в мире законодательных актов и норм. К примеру, в РФ Транс-Сибирские

3583

железные дороги планируют инвестировать немалые средства в «экологичные» транспортные решения в направлении Азии. За «зелеными» технологиями - будущее.

5. Крупные поглощения в отрасли мировой логистики.

В последнее время можно заметить ряд крупных слияний в логистической отрасли, что сказывается на характере мировой логистики в целом. Больших оборотов этот тренд набрал в Азии и Северной Америке.

6. Рост электронной коммерции оказывает влияние на цепь поставок.

Все больше потребителей совершают покупки в Интернете, проходя мимо розничных торговых сетей. Поскольку электронная коммерция находится на пике подъема, возрастает роль сервисов доставки посылок конечному потребителю. Это абсолютно новый тип логистической цепи, поэтому транспортным компаниям придется оптимизировать свою логистику в соответствии с потребностями современного рынка.

7. Экономический рост новых регионов.

В последние годы Китай демонстрировал ошеломляющие темпы экономического роста и служил двигателем мировой торговли. В настоящее время активно развивается еще ряд регионов. Ожидается, что Африка станет следующим большим торговым центром, который бросает новый вызов логистической отрасли. Неразвитость инфраструктуры и транспортных коммуникаций, плохое состояние дорог - со всеми этими проблемами придется столкнуться транспортникам в скором времени.

В современном мире невозможно быть успешным и, главное, сохранить успех и конкурентоспособность без учета глобальных мировых тенденций. Это касается и логистической отрасли. Понимание того, куда движется мир, открывает возможности для собственного роста и развития.

Целью логистического решения в глобальной логистике является оптимизация движения материально-информационных и финансовых потоков на фармацевтическом предприятии (рис. 4) путем обеспечения эффективного управления производством, транспортом, отношениями с логистическими центрами, таможней, использование информационных систем поддержки принятия решений и современных технологий складирования.

3584

Факторы, влияющие на глобализацию логистики в фармации:

— потребность в снижении логистических издержек и улучшении логистического сервиса;

— необходимость увеличения объема продаж за счет освоения новых рынков, в частности, за рубежом

— появление международных логистических посредников с развитой глобальной инфраструктурой, новейшими техническими средствами и информационными технологиями;

—развитие компаний с широким международным разделением труда и современными информационно-компьютерными технологиями, которые являются основой интеграции в глобальных логистических цепях и обеспечивают достижение стратегических целей;

—дальнейшее развитие процессов международной торговли, дерегулирование транспорта, уменьшение нагрузки на экологию и имплементация инновационных решений в инфраструктуру глобальных логистических систем (автоматизированные системы складирования, глобальные информационные сети (Интернет, GPS)).

Рисунок 4. Цель логистического решения в глобальной логистике фармацевтических предприятий Источник: составлено автором на основе [16]

В то же время глобальная логистика на фармацевтических предприятиях в России испытывает влияние экономических,

3585

общественных, политических и технических сил (рис. 5).

-мировая конкуренция;

- необходимость снижения себестоимости продукции;

- интернационализация предприятий.

Экономические силы:

Технические силы:

- интермодальный транспорт;

- интернет-магазины; -телеметрические системы; -сателитарные средства связи и навигации.

Политические силы:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- расширение зоны Европейского союза; -Таможенный союз;

- специальные экономические зоны;

- создание еврорегионов.

г/0^Общественные силы:

- стандартизация спроса; -трудовая миграция; -виртуальная организация лиц;

- создание единого информационного общества.

Рисунок 5. Влияние экономических, общественных, политических и технических сил на развитие глобальной логистики фармацевтической отрасли в России Источник: составлено автором

Основными факторами, затрудняющими процесс организации глобальной логистической системы в фармацевтической отрасли, являются значительные капиталовложения в информационную технологию и ее стандартизацию, а также сопротивление персонала изменениям, неготовность работников подразделений выполнять новые функции (рис. 6).

В середине 90-х гг. ХХ в. в Мичиганском университете (США) при поддержке Совета логистического менеджмента было проведено научное исследование по проблемам глобальной логистики транснациональных корпораций, результаты которого вошли в книгу «Логистика мирового класса». Было выбрано 111 компаний, практика организации глобальных логистических цепей которых была признана лучшей. Исследования показали, что эти компании достигли лучших результатов в глобальной логистике благодаря четырем концептуальным факторам: позиционированию, интеграции, гибкости и размерности.

3586

Сопротивление персонала изменениям, неготовность работников подразделений выполнять новые функции

Рисунок 6. Факторы, затрудняющие процесс организации

глобальной логистической системы фармацевтических предприятий Источник: составлено автором

Концепция позиционирования является надстройкой глобальной логистической стратегии фирмы. Она определяет отличительные особенности компании по сравнению с конкурентами, отношения с поставщиками и заказчиками, организацию информационных потоков и операций физического распределения.

Интеграция достигается внедрением современных информационных технологий для совместного использования необходимой информации всеми партнерами глобальных логистических цепей и каналов. Она предполагает высокий уровень взаимосвязи партнеров, обмен данными между ними в стандартизированных форматах, как правило, в режиме реального времени (оп-Нпе).

Гибкость - третий основной фактор успеха, обнаруженный в процессе вышеупомянутого исследования. Фирма, которая способна быстро реагировать на специфические запросы потребителей, адекватно внося изменения как в процесс производства, так и в процессы распределения, всегда будет функционировать успешнее конкурентов.

Измеримость характеризует уровень достижений компании в сфере логистического менеджмента и возможность дальнейшего улучшения ее деятельности на мировом рынке.

Необходимо согласиться с тем, что глобальная хозяйственная деятельность фармацевтических предприятий - это пока осваиваемая «территория», для которой характерна растущая потребность в логистическом менеджменте. Компании выходят на мировой рынок, движимые стремлением к рыночному росту, желанием воспользоваться дешевой или высококачественной рабочей силой, сырьевыми ресурсами, производственными мощностями. С расширением международной

Значительные капиталовложения в информационные

технологии и их стандартизация

3587

торговли соответственно увеличиваются и потребности логистики по мере удлинения логистической цепочки, роста неопределенности, увеличения объема необходимой документации. Но в то же время эти движущие силы побуждают компании к преодолению национальных границ, логисты, как и раньше, сталкиваются с рыночными и финансовыми барьерами, препятствиями, обусловленными каналами распределения. Всю совокупность подобных барьеров описывает формула четырех «Д» - дальность перевозок, диктат потребительского спроса, дифференциация культур, документация. При этом среди барьеров развития глобальной логистики основная доля приходится на таможенные барьеры, если принимать во внимание законодательные, таможенные и информационные барьеры. Задача логистики - создать такие условия, которые бы позволили компаниям получать максимальные выгоды из глобального производства и маркетинга, поддерживая эффективный уровень затрат и сервиса.

Несмотря на существующие барьеры, международная торговля продолжает развиваться очень быстро. Все составляющие этой торговли зависят от эффективности логистики, занимающейся преимущественно перемещением материальных потоков по всему миру. Международную торговлю стимулируют многие факторы. Отдельные организации все нагляднее видят преимущество работы в разных странах. Ключевой аспект для подобного расширения связан с тем, что продукция, которая выпускается, должна быть привлекательной для международных рынков (низкая цена, лучшее качество, быстрая доставка и т.д.). Глобальная логистика может столкнуться со многими проблемами. Большинство из них вызвано различиями в условиях, существующих по разные стороны международных границ. Некоторые из этих трудностей могут быть преодолены простыми административными согласованиями, другие -решены в результате реализации таких инициатив, как создание таможенных союзов. Чтобы выйти на зарубежные рынки, организации не обязательно должны работать на международной арене самостоятельно. Например, можно экспортировать свою продукцию или воспользоваться услугами местных дистрибьюторов. Существует несколько способов выхода на международные рынки. Различные компании могут организовать свои международные операции разными способами. У каждого из них есть свои преимущества, определяющие конкретные особенности ведения логистической деятельности. Однако наблюдается общая тенденция к глобальным операциям, когда весь мир

3588

рассматривается как единый интегрированный рынок, на котором существует множество возможных структур глобальных цепей поставок [11].

Таким образом, к функциям глобальной логистики фармацевтических предприятий, которые могут эффективно решаться в рамках предлагаемых хозяйственных структур, можно отнести:

— стратегическое планирование производства и физическое распределение (в процессах снабжения и сбыта) продукции;

— контроль, учет и оптимальное управление объемами запасов материальных ресурсов и готовой продукции производителями, в системах распределения - потребителями;

— создание региональных телекоммуникационных сетей и систем связи для управления интегрированными материальными, информационными и финансовыми потоками;

— рационализацию параметров региональных распределительных систем для различных материальных потоков;

— оптимизацию количества и территориального размещения баз и складов дистрибьюторских сетей;

— создание современных транспортно-экспедиционных организаций, автоматизированных транспортно-складских комплексов и складов общего пользования;

— повышение эффективности функционирования логистической инфраструктуры экономики в условиях глобализации мирового хозяйства.

Глобальное восприятие логистики не является вызовом для всех поставщиков информационных продуктов (ИТ-технологий), предназначенных для применения в логистике. На современном этапе о логистике нужно говорить в таком контексте, чтобы перемещаемый товар в стандартной упаковке мог быть акцептованным в каждой организационной системе, которая поддерживается более или менее усовершенствованной информационной системой. Вместе с тем развитие глобальной логистики предопределяет использование промышленными предприятиями и посредниками унифицированной интегрированной информационной системы для поддержки принятия управленческих решений, согласованных между собой. Это сравнение охватывает использование в глобальной логистике, с одной стороны, однородной информационной системы, которая оперирует индивидуальными идентификаторами данных, а с другой - использование глобальных

3589

идентификационных стандартов в различных информационных системах.

Заключение

На основе проведенного исследования можно сделать вывод о том, что развитие глобальной логистики фармацевтических предприятий является закономерным и неоспоримым. Этот раздел логистики отличается от национальной (макрологистики), и ее нельзя рассматривать просто как перемещение одних и тех же видов деятельности в другую сферу. Укажем на некоторые их отличия:

—международная торговля преимущественно связана с большими объемами заказов, позволяет компенсировать высокие затраты на перевозку;

—для международных рынков характерна большая степень неопределенности, более широкие колебания спроса и значимость любого из этих рынков;

— в большинстве организаций не такой большой опыт работы в области международной логистики, как в национальной;

—здесь больше посредников (грузовые экспедиторы и таможенные агенты);

—наличие посредников и большие расстояния затрудняют установление тесных рабочих отношений с конечными потребителями;

—в связи с большими расстояниями и различиями в культуре коммуникации становятся тяжелее;

—условия торговли меняются, в отдельных случаях могут стать вообще незнакомыми;

—финансовые соглашения могут быть менее определенными, документация сложнее.

Становление в России современного высокоэффективного рыночного хозяйства требует качественного совершенствования инфраструктуры экономики государства. Сегодня она, особенно в сфере товародвижения на фармацевтических предприятиях, имеет специфические черты, отражающие наследство планово-административной модели управления и почти исключительную ориентацию на внутренний рынок. В условиях глобализации мировой экономики необходимо на принципиально новых началах радикально улучшить общеэкономическую координацию деятельности товаропроизводителей фармпродукции, транспортных и торговых

3590

организаций, оптимизировать взаимодействие региональных, межрегиональных и внешнеторговых товаропотоков и обеспечить снижение трансакционных издержек. Это возможно только при условии задействованного на всех уровнях, в том числе на макроуровне, системного логистического подхода, способного выступить основой комплексного управления экономикой России, а также инновационным рычагом ее интеграции в мировое экономическое пространство.

ИСТОЧНИКИ:

1. Company Portrait: Our History [Electronic resource] // DHL. - Mode of access: www.dhl.com

2. Innovation: Innovation Center [Electronic resource] // DHL. - Mode of access: www.dhl.com

3. Nalimov P.A., Rudenko D.Y., Skripnuk D.F. Big Pharma: Trick or Treat for Global Health //

Mediterranean Journal of Social Sciences. - 2015. - Vol. 6. - № 1. - P. 220.

4. The Pharmaceutical Industry in Figures: Key Data - 2015 [Electronic resource] // Efpia.eu. -

2015. - Mode of access: www.efpia.eu/uploads/Figures_2015_Key_data.pdf

5. Total Unaudited and Audited Global Pharmaceutical Market 2005-2015 [Electronic resource]

// Imshealth.com. - 2015. - Mode of access:

https://www.imshealth.com/files/web/Corporate/News/TopLine%20Market%20Data/ 2014/World%20fig-ures%202014.pdf

6. Сайт транспортной компании «TransVip» (http://www.transvip.ru).

7. UNCTAD Statistics [Electronic resource] // Unctad.org. - Mode of access:

http://unctad.org/en/Pages/Statistics.aspx

8. World Preview 2015, Outlook to 2020 [Electronic resource] // Info.evaluategroup.com. - 8th

Edition. - 2015. - Mode of access: http://info.evaluategroup.com/rs/607-YGS-364/images/wp15.pdf

9. Бураков В.И. Перспективы развития логистических технологий в производственно-

коммерческой и внешнеэкономической деятельности // Известия Иркутской государственной экономической академии. - 2012. - № 3.

10. Гарнов А.П., Проценко И.О. Некоторые аспекты государственной и логистической

поддержки бизнес-структур в экономике России // Механизация строительства. -2013. - № 10.

11. Десять лет исследований в сфере управления цепями поставок: прошлое, настоящее и

выводы для будущего / Л. Гиюниперо, Р. Хукер, С. Джозеф-Метьюз [и др.] // Российский журнал менеджмента. - 2011. - Т. 9. - № 2.

12. Заложных В.М., Чинарева О.И. Основы формирования мировой логистики и ее

особенности // Актуальные направления научных исследований XXI века: теория и практика. - 2013. - № 2.

13. Зязева Н.Н. Современное состояние, условия и перспективы развития мирового

фармацевтического рынка // Российский внешнеэкономический вестник. - 2015. -№ 12. - С. 119.

3591

14. Мельников О.Н., Ларионов В.Г. Препятствия на пути к глобальной логистике //

Российское предпринимательство. - 2014. - № 9. - С. 153-160.

15. Орел О.А. Логистика как фактор стратегического развития предприятия: Дис. ... к.э.н.:

08.00.05. - Москва, 2011. - 160 с.

16. Резников С.Н. Трансформация цепей поставок в системе глобального товарного

обмена: Дис. ... д.э.н. - Ростов-на-Дону, 2015.

17. Сморчков И., Титюхин Д. Основные тренды в становлении рынка логистических услуг

// Логинфо: журнал о логистике в бизнесе. - 2013. - http://loginfo.ru/

18. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, утв. Указом

Президента Российской Федерации от 31.12.2015 № 683.

19. Ташбаев Ы., Демин В. Развитие логистики в России: современная ситуация, прогноз на

будущее, ключевые задачи и приоритеты компаний // Логистика: анализ рынков. - 2011. - № 2. - С. 74-75.

20. Федотенков Д.Г. Основные факторы развития логистики в условиях глобализации

экономики // Актуальные вопросы экономических наук. - 2014. - № 40. - С. 74-81.

3592

Natalia S. Klunko, Candidate of Science, Economics, doctoral student, Saint Petersburg University of Management Technologies and Economics

Preconditions and development trends of global logistics in the pharmaceutical industry

ABSTRACT:

The article is dedicated to the preconditions of appearance of a new direction in logistics -global logistics. The peculiarities of introducing this business concept in the activities of manufacturing enterprises in separate units of the supply chain have been explained. Functions of global logistics, as well as the tendencies of its development have been discussed.

KEYWORDS: logistics, global logistics, supply chain, logistization

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.