УДК 658.7
в.А. Колобкова ЛОГИСТИКА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ:
к.п. Винник ОСОБЕННОСТИ В РОССИИ И КЛЮЧЕВЫЕ
ПРОБЛЕМЫ
Аннотация. В статье рассмотрена актуальность логистики в современных условиях, теоретические основы термина «логистика». Определены задачи логистики, проведен анализ логистической инфраструктуры и предложены необходимые меры для совершенствования развития логистической отрасли.
Ключевые слова: логистика, управление материальными потоками, транспортное обеспечение, логистическая инфраструктура, складская логистика, организация поставок.
LOGISTICS IN THE CONTEMPORARY WORLD: PECULIARITIES IN RUSSIA AND KEY PROBLEMS
Annotation. In the article the urgency of logistics in modern conditions, theoretical bases of the term «Logistics» is considered. The tasks of logistics are defined, logistics infrastructure analysis is carried out and the necessary measures are proposed to improve the development of the logistics industry.
Keywords: logistics, material management, transport support, logistics infrastructure, warehouse logistics, supply management.
Значимость логистики в современном мире заключается в потенциальной возможности повышения эффективности функционирования материалопроводящих систем с помощью планирования. Существует множество определений термина «логистика». В соответствии со словарем терминов Российской академии наук, под термином «логистика» понимается наука о планировании, контроле и управлении транспортировкой, хранением и другими материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе доведения сырья и материалов до производственного предприятия, внутризаводской переработки сырья, материалов и полуфабрикатов, доведения готовой продукции до потребителя в соответствии с интересами и требованиями последнего, а также передачи, хранения и обработки соответствующей информации [2].
Есть также определение, которое гласит, что транспортная логистика - это наука о системной интеграции транспортных и логистических активностей (действий хозяйствующих субъектов) в форме транспортно-логистических услуг для оптимизации грузопотоков на основе действующего законодательства. Ряд ведущих российских ученых (Л. Б. Миротин, А. Г. Некрасов) выделили ее краткое определение. В соответствии с этим определением логистика есть зависящее от времени местоположение ресурсов, или стратегическое управление всей цепью поставок [2].
Принципиальное отличие логистического подхода к управлению материальными потоками от традиционного управления заключается в следующем: при логистическом подходе управление осуществляется путем интеграции отдельных звеньев материало-проводящей цепи в единую систему, способную адекватно реагировать на возмущения внешней среды, причем интеграция охватывает все звенья: технологию, экономику, методы планирования и управления материальными и информационными потоками [2].
Один из крупнейших российских транспортно-логистических холдингов Major определяет ло-
© Колобкова В.А., Винник К.П., 2017
Valentina Kolobkova Kirill Vinnik
гистику, как науку, предмет которой заключается в организации рационального процесса продвижения товаров и услуг от поставщиков сырья к потребителям. Специалисты Major считают, что современный этап развития логистической отрасли определяют два основных фактора: глобализация мировой экономики и глобальная научно-техническая революция, которые порождают новые потребности клиентов в логистических услугах [2].
По мнению Совета логистического менеджмента, «логистика - это процесс планирования и обеспечения (включая контроль) эффективного и непрерывного поступления товаров, услуг и сопутствующей информации оттуда, где они создаются, к потребителям, направленный на всемерное удовлетворение потребительских запросов» [2]. Вероятно, данное определение не охватывает абсолютно все специальные понятия, которые входят в данную функциональную область, оно отражает необходимость в едином управлении товарно-материальными потоками от источника сырья и материалов до пункта распределения готового продукта. Однако наиболее яркое проявление этого понятия заключается в том, что логистика обеспечивает комплексный и системный результат за счет внутренней и внешней интеграции одной из ключевых сфер компетентности делового предприятия [4].
Исходя из оперативной задачи логистики, следует отметить ее роль в организации такого географического размещения источников сырья, незавершенного производства, запасов готовой продукции, которое отвечало бы потребностям в них, и одновременно было бы сопряжено с минимальными возможными издержками. Благодаря логистике (управлению товарно-материальными потоками) в промышленно-развитых странах сырье и материалы поступают в свободные производственные мощности, а готовые продукты распределяются по маркетинговым каналам среди потребителей.
Рассматривая статистические данные и сведения из сообщества для специалистов по логистике, можно констатировать, что у отдельных компаний расходы на логистику обычно колеблются в пределах от 5 до 35 % от объема продаж в зависимости от типа бизнеса, географического масштаба деятельности и соотношения весовых и ценовых характеристик готовых продуктов и используемых материалов. Затраты на логистику, как правило, составляют одну из крупнейших статей расходов, связанных с ведением бизнеса, уступая место лишь затратам на сырье и материалы в производстве или себестоимости реализованной продукции в оптовой и розничной торговле [3].
Единая задача логистики заключается в достижении с наименьшими затратами максимальной приспособленности предприятия, фирмы, компании к изменяющейся рыночной обстановке, в повышении на рынке их доли и получении преимуществ перед конкурентами.
За планирование этой деятельности и руководство ею отвечают менеджеры. Очень важно, чтобы люди, выполняющие повседневную работу в области логистики, хотя бы в основных чертах представляли себе, как их труд вписывается в общую картину цепи поставки товаров и услуг. Не менее важно, чтобы менеджеры понимали, что от недостатков или, наоборот, достижений в этой области во многом зависит успешность общей стратегии делового предприятия. Необходимо понимать, что к базовым логистическим операциям относятся особые виды деятельности (транспортная и складская логистика), имеющие важное значение для бесперебойного функционирования. Они чрезвычайно разнообразны - от приема заказов и грузоперевозки до работы исполнительного директора. Природа логистики такова, что в выполнении базовых операций обычно участвует множество людей. Широкий географический разброс операций означает, что огромный объем важнейших видов работы выходит за рамки непосредственного контроля вышестоящего руководства.
Таким образом, при всем многообразии видов деятельности, относящихся к логистике, существует особая потребность в специализированных трудовых операциях, каждая из которых является потенциальным объектом стандартизации, упрощения и даже полной ликвидации при возможной реорганизации логистической системы [1].
Можно сделать вывод, что логистика предприятия или компании есть интегрированный процесс, призванный содействовать созданию потребительной стоимости с наименьшими общими издержками. Она существует для того, чтобы удовлетворять запросы потребителей, в частности, опосредованно - облегчая производственную и маркетинговую деятельность. На стратегическом уровне менеджеры по логистике стремятся достичь заранее согласованного качества обслуживания клиентов на базе накопленной компетентности, доведенной до уровня высокого искусства. Проблема в том, чтобы уравновесить ожидания, связанные с качеством сервиса, и требуемые затраты согласно намеченным хозяйственным целям [5].
Рассматривая ключевые проблемы логистики в России, необходимо выделить следующее.
1. Во-первых, неразвитая логистическая инфраструктура создает барьеры для создания эффективной сети, развития логистической отрасли и экономики в целом.
2. Во-вторых, неэффективность цепей поставок в России приводит к низкой конкурентоспособности российской промышленности.
3. В-третьих, отсутствие четкого планирования логистики сказывается на:
- несинхронизированности фактических продаж с планами, производством и закупками, линный лаг коррекции производства и закупок при нестабильном спросе;
- организации поставок: малое количество «качественных» поставщиков - низкая конкуренция, риск попадания в зависимость от поставщиков, высокая себестоимость в сценарии самостоятельного производства;
- неоптимальной сети поставщиков;
- неэффективной карте потоков, загрузки и типа транспорта, упаковки и т.д.;
- производство и закупки: конфликт интересов между производством (достаточность запасов) и закупками контроллингом (минимизация «замороженной» ликвидности);
- прозрачность затрат: отсутствие прозрачности в формировании логистической составляющей себестоимости (закупки, транспортировка, хранение и т.д.);
- высокие удельные затраты на складскую логистику: хранение и грузообработку;
- срывы и невозможность качественного планирования транспортной логистики [5; 6; 7].
В последние годы экономическая ситуация в России становится хуже: объемы потребления сокращаются, что приводит к пропорциональному, а часто и большему сокращению рынка услуг транспортной и складской логистики. В России по-прежнему наблюдается недостаточный уровень подготовки менеджеров по логистике, что приводит к кадровому дефициту профессионалов в области управления цепями поставок, складской логистикой и транспортными системами. Для совершен -ствования развития логистической отрасли необходимо направить усилия на решение следующих задач:
- снижение рисков безопасности цепей поставок; компаниям необходимо объединиться для решения этой проблемы;
- обеспечение устойчивости цепей поставок; при отлаженных цепях поставок результаты логистической деятельности будут стабильные и упорядоченные;
- создание ценности товаров для потребителей; главной целью логистики является удовлетворение потребностей клиента - компании должны фокусировать внимание на реализующих структурах с целью получения информации от потребителей об удовлетворении их потребностей;
- переход компаний от взаимодействия В2В (бизнес для бизнеса) к В2С (бизнес для потребителя) ввиду бурного развития Интернет-торговли и авиаперевозок.
В заключение необходимо предложить некоторые основные рекомендации по организации совершенствования логистики для менеджеров логистических компаний.
1. Оптимизировать логистические затраты на всем протяжении цепочек поставок.
2. Фокусировать внимание на поддержании текущего уровня и повышении качества логистического обслуживания клиентов.
3. Повышать эффективность логистических операций и производительность персонала/ресурсов.
Все это будет способствовать повышению эффективности логистической инфраструктуры компаний, развитию рынка, оптимизации издержек на логистистические операции (складские и транспортные), автоматизации процессов, созданию более благоприятных условий для компаний, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность и экспедирование грузов.
Библиографический список
1. Винник, К. П. Аутсорсинг внешнеэкономической деятельности / К. П. Винник. - Реформы в России и проблемы управления - 2016 ; материалы 31-й Всероссийской научной конференции ; Государственный университет управления. - М. : ГУУ, 2016. - С. 120-121.
2. Григорьев, М. Н. Логистика. Продвинутый курс. В 2 ч. Ч. 1 / М. Н. Григорьев, А. П. Долгов, С. А. Уваров. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2016. - 472 с.
3. Клуб логистов. Первое и крупнейшее профессиональное сообщество русскоязычных специалистов по логистике и управлению цепями поставок [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://logist.ru/forum/net-nichego-praktichnee-horoshey-teorii/pochemu-logistika-nauka (дата обращения : 02.04.2017).
4. Колобкова, В. А. Особенности проведения таможенных операций и таможенного контроля грузов, предназначенных к международной перевозке / В. А. Колобкова. - Управленческие, правовые и социальные аспекты развития экономического потенциала России и зарубежных стран. Сборник материалов Международной научно-практической конференции. - М. : НОУ ВПО МСЭИ, 2013. - С. 23.
5. Колобкова, В. А. Пути развития логистики в современных условиях / В. А. Колобкова. - Управленческие, правовые и социальные аспекты развития экономического потенциала России и зарубежных стран. Сборник материалов Международной научно-практической конференции. - М. : НОУ ВПО МСЭИ, 2013. -С. 131-134.
6. Колобкова, В. А. Совершенствование логистических мультимодальных перевозок предприятия-участника ВЭД : таможенный аспект : монография / В. А. Колобкова. - М. : ГУУ, 2014. - 125 с.
7. Колобкова, В. А. Современные принципы безопасной международной торговли всемирной таможенной организации ^СО) / В. А. Колобкова. - Актуальные проблемы управления - 2013 : материалы 18-й Международной научно-практической конференции. Вып. 1 ; Государственный университет управления. - М. : ГУУ, 2013. - 284 с.