Научная статья на тему 'Международная логистика пространств и границ: основные аспекты формирования понятия, миссии, целей, задач, функций, интегральной логики, принципов и методов'

Международная логистика пространств и границ: основные аспекты формирования понятия, миссии, целей, задач, функций, интегральной логики, принципов и методов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2195
773
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Управление
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЛОГИСТИКА / LOGISTICS / МЕЖДУНАРОДНАЯ ЛОГИСТИКА ПРОСТРАНСТВ И ГРАНИЦ / INTERNATIONAL LOGISTICS OF SPACES AND BOUNDARIES / ТРАНСГРАНИЧНАЯ ЛОГИСТИКА / НАЦИОНАЛЬНАЯ ЛОГИСТИКА / ЗАДАЧИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ЛОГИСТИКИ / INTERNATIONAL LOGISTICS CHALLENGES / МИССИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ЛОГИСТИКИ / INTERNATIONAL LOGISTICS MISSION / TRANS-BOUNDARY LOGISTICS / DOMESTIC LOGISTICS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Воронов В. И., Воронов А. В.

Авторы статьи, основываясь на своем профессиональном опыте и проведенных научных исследованиях, предлагают уточнить и обновить научные взгляды, методические и практические подходы к логистике. Через единство транспортных и хронометрических (кинетических) процессов переноса вещества, энергии и момента импульса во времени, в пространстве и социально-экономических средах дополнено и расширено определение логистики. Дополнено понятие международной логистики, уточнены и дополнены ее миссия и основные цели. Систематизированы задачи международной логистики по следующим основным направлениям: прогнозирование, проектирование, выбор, планирование, разработка, организация, обеспечение и сопровождение, безупречное управление, контроль, формирование, обмен, преодоление, использование, содействие и обеспечение. Сформулированы интегральная логика, принципы и методы международной логистики пространств и границ. Приведена структура методологии обеспечения логистических услуг участникам внешнеэкономической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

International Logistics of Spaces and Boundaries: Basic Aspects of Concept, Mission, Goals, Objectives, Functions, Integrated Logic, Principles and Methods Formation

The authors propose to make more precise and update scientific views, methodological and practical approaches to logistics based on their expertise and performed scientific research. The definition of logistics has been augmented and expanded through the unity of transport and chronometric (kinetic) processes of substances, energy and impulsive moment transferring in time, space and socio-economic environments. Has been updated the concept of international logistics, its mission and main objectives have been specified and supplemented. Challenges of international logistics have been systematized in the following main directions: forecasting, designing, selection, planning, development, organization, maintenance and support, impeccable management, control, formation, exchange, overcoming, utilization, assistance and supply. An integrated logic, principles and methods for international logistics of spaces and boundaries have been formulated. A structure of methodology for providing of logistics services for foreign economic activity participants has been presented.

Текст научной работы на тему «Международная логистика пространств и границ: основные аспекты формирования понятия, миссии, целей, задач, функций, интегральной логики, принципов и методов»

УДК 658.7(100) DOI 10.12737/11507

Получено 10.04.2015 Одобрено 22.05.2015 Опубликовано 17.06.2015

Воронов В.И.

канд. техн. наук, профессор кафедры логистики ФГБОУ ВПО «Государственный университет управления» e-mail: logiraven@mail.ru

Воронов А.В.

канд. экон. наук, зам. директора ГКУ МО «Дирекция единого заказчика Министерства здравоохранения Московской области»

e-mail: alvoron@mail.ru

Международная логистика пространств и границ: основные аспекты формирования понятия, миссии, целей, задач, функций, интегральной логики, принципов и методов

Аннотация

Авторы статьи, основываясь на своем профессиональном опыте и проведенных научных исследованиях, предлагают уточнить и обновить научные взгляды, методические и практические подходы к логистике. Через единство транспортных и хронометрических (кинетических) процессов переноса вещества, энергии и момента импульса во времени, в пространстве и социально-экономических средах дополнено и расширено определение логистики. Дополнено понятие международной логистики, уточнены и дополнены ее миссия и основные цели. Систематизированы задачи международной логистики по следующим основным направлениям: прогнозирование, проектирование, выбор, планирование, разработка, организация, обеспечение и сопровождение, безупречное управление, контроль, формирование, обмен, преодоление, использование, содействие и обеспечение. Сформулированы интегральная логика, принципы и методы международной логистики пространств и границ. Приведена структура методологии обеспечения логистических услуг участникам внешнеэкономической деятельности.

Ключевые слова:

логистика, международная логистика пространств и границ, трансграничная логистика, национальная логистика, задачи международной логистики, миссия международной логистики.

Voronov V.I.

Ph.D. of Engineering, Professor of Logistics Chair, FSBEI HPE State University of Management

e-mail: logiraven@mail.ru

Voronov A.V.

Ph.D. in Economics, Deputy Director, Moscow Region's State Public Institution (MO SPI) "Integrated Customer Directorate of Moscow Region's Health Ministry" e-mail: alvoron@mail.ru

International Logistics of Spaces and Boundaries: Basic Aspects of Concept, Mission, Goals, Objectives, Functions, Integrated Logic, Principles and Methods Formation

Abstract

The authors propose to make more precise and update scientific views, methodological and practical approaches to logistics based on their expertise and performed scientific research. The definition of logistics has been augmented and expanded through the unity of transport and chronometric (kinetic) processes of substances, energy and impulsive moment transferring in time, space and socio-economic environments. Has been updated the concept of international logistics, its mission and main objectives have been specified and supplemented. Challenges of international logistics have been systematized in the following main directions: forecasting, designing, selection, planning, development, organization, maintenance and support, impeccable management, control, formation, exchange, overcoming, utilization, assistance and supply. An integrated logic, principles and methods for international logistics of spaces and boundaries have been formulated. A structure of methodology for providing of logistics services for foreign economic activity participants has been presented.

Keywords:

logistics, international logistics of spaces and boundaries, trans-boundary logistics, domestic logistics, international logistics challenges, international logistics mission.

В настоящее время понятие логистики трактуется разными авторами в соответствии с частными научными интересами в относительно широком диапазоне в основном по экономико-управленческим, коммуникационно-транспортным и инженер-

но-техническим направлениям (менеджмент-логистика, маркетинг-логистика, коммерческая, информационная, инженерная, техническая, коммуникационная логистика и т.д.) [17—20]. Защищаемые диссертации представляют собой в основном науч-

ные и практические интересы разработчиков в той логистической среде, в которой они проводили свои теоретические и прикладные исследования, в соответствии с которыми разработали и предложили свои методологические подходы, методы, инструменты. Вместе с тем общеизвестно, что темпы и уровень цивилизованного развития любого государства определяются направлением, динамикой развития и степенью использования в нем мировых результатов передовой интеллектуальной мысли в области комплекса наук: философии, политики, математики, естественных наук, экономики, маркетинга, менеджмента, логистики и др.

Логистическая потоковая среда, окружающая и взаимно интегрировано, гармонизированно проникающая внутрь всех потоковых систем, цепей, элементов и структур, специфически связывающая их определенными отношениями взаимных процессов преобразований, по нашему мнению, очевидно, является основным объектом исследования, анализа, синтеза и проектирования организации товаропроводящих и торговых сетей, а также маркетинга, аутсорсинга, аутстаффинга, электронной коммерции, национальной и международной логистики пространств и границ. Представленная комплексная, интегрированная и гармонизированная логистическая потоковая сфера деятельности по своей основной, специфической сути представляет собой внутреннюю и внешнюю, динамично и поступательно, эволюционно и революционно развивающуюся во времени, пульсирующую среду современного национального и международного социально-экономического и производственно-хозяйственного пространства. В настоящее время общепринято, что данная среда состоит из комплексной совокупности функционирующих, последовательных, параллельных, последовательно-параллельных, переплетающихся материальных, транспортных, финансовых, трудовых, интеллектуальных, правовых, страховых, информационных, инновационных, сервисных и прочих потоков, а также процессов их взаимного преобразования, постоянно происходящих в структурных элементах товаропроводящих сетей.

Исследование и анализ современного этапа развития логистики выявили, что существуют три основных подхода к формированию логистических сред, систем, сетей поставок на национальном и международном уровне.

Первый подход состоит в том, что при организации и осуществлении логистических операций и активностей основное внимание уделяется совершенствованию процесса управления материальными потоками в национальных и международных

логистических системах с соответствующим информационным, финансовым, кадровым, правовым, страховым, сервисным обеспечением и сопровождением. Этот подход можно условно назвать «операционным», т.е. направленным на совершенствование ассортимента различных процессов, операций и активностей в национальных и международных логистических системах.

Второй подход заключается в том, что международная, региональная и национальная логистика должны быть адекватными, адаптироваными друг к другу, а также внешним условиям окружающей среды, гибкими, прозрачными и способными к быстрому, оперативному реагированию на возможные изменения производства и окружающей среды под влиянием инноваций, научно-технического прогресса, инвестиций, а также в рыночных платежеспособных запросах и интересах потребителей. Этот подход можно условно назвать «гибким», его суть — в оперативном, быстром и качественном удовлетворении потребительской клиентуры.

Третий подход концентрирует внимание менеджеров по логистике на интеграции и адекватности, гармонизации и координации, сбалансированности и оптимизации по конечному результату работы всех участников логистических цепей и звеньев в рамках, действующих на национальном или международном уровне логистических систем, а также на комплексе всех логистических потоков как процессов взаимного преобразования (материального, финансового, информационного, сервисного), участвующих в национальных и международных сетях и цепях поставок. Данный подход условно можно назвать «интегрированным и гармонизированным».

Следует отметить, что в современных условиях логистика должна удовлетворять требованиям всех трех подходов одновременно.

Анализ совокупности публикаций по логистике показал, что большинство авторов выделяет четыре основных логистических потока со своей специфической структурой основных элементов, характеристик и параметров: материальный, финансовый, информационный и сервисный, которые формируют материальную, финансовую, информационную и сервисную логистику. До сих пор нет единого мнения, какой из потоков считать главным, первичным, инициирующим, а какие — обеспечивающими, сопутствующими, сопровождающими и т.д. Каждый из логистических потоков, в свою очередь, характеризуется различными социально-экономическими, отраслевыми, ресурсными и функциональными признаками и параметрами [1, 2, 4, 10, 11].

Следует отметить, что логистика также подразделяется по следующим специализированным:

• ресурсным (полезные ископаемые, сырье, материалы, детали и полуфабрикаты, узлы и агрегаты, товарная продукция, топливо и энергия, интеллектуальная собственность, финансы, профессиональные кадры, связь, информация и т.д.);

• отраслевым (тяжелая и легкая промышленность, сельское хозяйство, военно-промышленный комплекс, топливно-энергетический комплекс, транспорт, торговля, строительство, образование, здравоохранение, сфера услуг и т.п.);

• подотраслевым (машиностроение, автомобилестроение, авиастроение, судостроение, производство бытовой и офисной техники, мебели, мяса и птицы, молока и молочных продуктов, зерна, овощей, фармацевтика, оказание различного спектра услуг в транспортировке, ЖКХ, здравоохранении, туризме и т.д.);

• функциональным (инновационные и проектные, конструкторские и технологические разработки, снабжение, производство, складирование, реализация, послепродажное обслуживание, сопровождение и возврат (реверсивная логистика), утилизация и т.д.) признакам.

В соответствии со здравым смыслом логистика в итоге получила соответствующие уточняющие определения и специальные названия (ресурсная, отраслевая, подотраслевая, функциональная логистика), с соответствующим видом сырья, материалов, отрасли, подотрасли, логистической функции [1—6, 12, 13].

В настоящее время ряд специалистов условно выделяет региональную, национальную, трансграничную, международную, глобальную логистику пространств и границ [11, 17], например: европейская, Северо-Американская логистика, логистика Германии, Италии, Франции, России, Китая и т.д., логистика стран Азиатско-Тихоокеанского региона, евразийская логистика, логистика экономических и таможенных союзов и т.п.

Наиболее точное, обобщающее, емкое и краткое определение термина «логистика» предложил Б.А. Аникин: «...наука по управлению потоками как процессами преобразования в экономических и социальных средах» [1]. Данная трактовка позволила более полно организовать и провести дальнейшие теоретические и прикладные исследования по интеграции, гармонизации, координации, оптимизации комплекса логистических потоков; эволюции логистики, логистических систем и цепей поставок; по формированию интегральной логики принципов и методов логистики, в том числе и международной, а также разработать произведение науки и вывести

закон телепортации как сбалансированное единство транспортных и хронометрических (кинетических) процессов переноса вещества, энергии и момента импульса во времени, пространстве и социально-экономических средах [4—9].

На этапах и стадиях научно-исследовательской работы было выявлено, что основные характеристики и параметры единства интегрированных и гармонизированных логистических потоков в процессах кинетического взаимного преобразования стремятся к соблюдению балансов и достижению некоторых равновесных величин. В это же время были определены области и сферы стыковки характерных особенностей региональной, национальной и международной, трансграничной логистики пространств и границ на континентах в разных государствах [7, 8, 10].

В связи с изложенным авторы считают необходимым и обоснованным уточнить понятие и предложить следующую формулировку термина «логистика» (в том числе термина «трансграничная») для конструктивного обсуждения и возможного использования в научных исследованиях, методических вопросах проектирования, организации и управления логистических систем, а также их структурных элементов, сетей, каналов, цепей и звеньев поставок.

Логистика — это наука и область практической деятельности по формированию и управлению потоковыми средами и их импульсами кинетических процессов преобразований в естественных, искусственных, природоподобных и смешанных системах, органично входящих в интеллектуальные, инновационные, инвестиционные, экономические, социальные, культурные, технические, политические и военные сферы [15].

По мнению авторов, данное определение логистики в настоящее время наиболее емко трактует ее современное терминологическое разнообразие.

Международная логистика понималась в классических изданиях как логистика, в которой потоки материальных и нематериальных ценностей пересекают границы государств один раз и более [1]. На основании предложенного выше определения можно также уточнить современную миссию, цели, задачи и функции международной логистики пространств и границ [14, 16].

Миссия международной логистики пространств и границ — это эффективное функционирование интегрированного и гармонизированного, координированного и оптимального регулируемого комплекса всех логистических потоков как процессов кинетического взаимного преобразования во внешних и внутренних средах, пространстве и времени.

Основные цели международной логистики пространств и границ заключаются в реализации следующих направлений:

1) организации, обеспечении и сопровождении:

• выполнения международных договоров, сделок, внешнеторговых коммерческих контрактов;

• внешнеторговых коммерческих и некоммерческих операций, активностей, международного обмена всеми видами экономических ресурсов, включая финансовые, информационные, инновационные, инвестиционные, трудовые и интеллектуальные, а также материальными и не материальными ценностями, включая научные, технические, интеллектуальные, творческие, культурные, социальные и др.;

• интегрированных, гармоничных, эффективных стыковок с региональными логистиками и национальными логистиками государств — партнеров по внешнеторговой деятельности, эволю-ционно и органично включая их поэтапно в международную логистическую систему;

• обмена эффективными результатами научно-технического прогресса, достижениями науки и техники, инвестициями инновационного развития логистических сред во времени и пространстве, социально-экономических сферах в рамках международных соглашений, правил, условий и договоров;

• надежной транспортировки и перевалки товарных грузов любых видов и типов, уровней сложности, опасности, габаритов, параметров, характеристик, оперативных перемещений разнообразного ассортимента материальных и нематериальных товарных продуктов в договорные сроки потребителям между континентами из одного государства в другое;

• безопасных, надежных и комфортных условий перевозки пассажиров и туристов из одного государства в другое, между континентами по их интересам, потребностям и платежеспособным возможностям с предоставлением дорожного сервиса без пересадок или транзитом;

2) оптимизации ресурсных, временных, трудовых, сервисных и финансовых затрат на доставку товарных продуктов от производителя к потребителю, а также на оперативную, комфортную адресную перевозку конкретных пассажиров и туристов из одной страны в другую.

Задачи международной логистики, исходя из сформулированных выше целей, состоят в следующих основных направлениях: 1) в прогнозировании:

• международного, региональных и национальных рынков, платежеспособного спроса и предложе-

ния продуктов и услуг на основе маркетинговых и логистических исследований, а также перспективного формирования и развития международных транспортных коридоров и их необходимой инфраструктуры;

развития и распространения международных концентрационных и распределительных логистических центров, терминалов, транспортных узлов, кластеров, хабов и т.д., а также потенциального развития разных видов транспорта и типов транспортных средств, их оснащения, эксплуатационных параметров и характеристик;

2) в проектировании:

новых транспортных маршрутов и коридоров, цепей поставок, товаропроводящих сетей, унифицированных и специальных транспортных средств, грузовых единиц, их технологической оснастки и оборудования, концентрационных и распределительных логистических центров, перегрузочных терминалов, эффективных коммуникаций, грузовых единиц, тары и упаковки;

3) в выборе:

оптимального маршрута и графика перемещения товарных продуктов и пассажиров, а также эффективных вариантов транспортных коридоров, координатных адресов транзита грузов и пассажиров, перевалочных терминалов, коммуникаций, средств связи и оповещения; видов и типов транспорта и транспортных средств, их технических параметров, графиков и режимов движения, а также технологического оборудования и оснащения транспорта, включая места тарировки, переработки и перевалки грузовых единиц;

компании-экспедитора, транспортной компании, таможенного брокера, таможенного представителя, партнеров по кадровому, информационному, правовому, страховому, финансовому, сервисному обеспечению, обслуживанию и сопровождению, а также способов доставки товарных грузов по ИНКОТЕРМС;

4) в планировании:

каждого транспортного цикла и операционного этапа доставки грузов и пассажиров, в том числе с участием различных видов и типов транспорта, необходимых транспортных средств, их технического и технологического оснащения, грузовых единиц, тары и упаковки; интегрированной оптимизации сроков доставки товарных продуктов, включая перемещение по территории различных государств, таможенное оформление, временное хранение и транзит, затрат на доставку, включая таможенное оформление, временное хранение и транзит;

5) в разработке:

уникального набора нормативных показателей для оценки деятельности в зарубежных государствах (определения уровня эффективности для фирмы и стран дислокации бизнеса), поскольку существуют значительные различия в курсах национальных валют, уровнях и темпах инфляции, политической, экономической, социальной, этнической, национальной, культурной заинтересованности в индустриальных и развивающихся странах; стратегии и тактики создания и функционирования устойчивых макрологистических систем, связывающих транснациональные корпорации и бизнес-структуры различных государств мира со своими национальными логистическими системами на основе специализации и разделения труда, партнерства и кооперирования в форме договоров, контрактов, соглашений, общих планов, законодательно поддерживаемых на межгосударственном уровне;

6) в организации:

эффективных логистических потоков товарных продуктов и пассажиров, информации, финансовых и интеллектуальных ресурсов, инвестиций, сервисных услуг между странами и континентами, а также современной и качественной, экологически безопасной, в соответствии с санитарными и гигиеническими нормами тары, упаковки и укладки, грузовых единиц и транспортных средств; эффективной перевалки торговых грузов современными техническими средствами, погрузки и разгрузки;

надежного автоматизированного складирования, учета, охраны и хранения товарных грузов; комфортного, удобного сервисного обеспечения и обслуживания перемещения пассажиров; своевременного оперативного таможенного прохождения пограничных пунктов различных государств;

интегрированной и гармонизированной цепи поставок от производителя до получателя (покупателя);

движения и распространения предпринимательской деятельности от ее специализации по отдельным странам и регионам к мультиорганизо-ванному глобальному мировому рыночному хозяйству;

7) в обеспечении и сопровождении:

международного транспортного движения всеми видами сервисного обслуживания, включая информационное, кадровое, экспедиторское, техническое, страховое и правовое обеспечение и сопровождение;

международными соглашениями, условиями и правилами, принципами, нормативами и стандартами, документами и договорами (контрактами), включая и электронное оформление, перемещения материальных и нематериальных ценностей, профессиональных кадров, пассажиров через границы государств; качественными и оперативными процедурами, процессами, операциями и активностями прохождения таможни, таможенного оформления и очистки на таможенных постах; развития тары и упаковки, транспортных средств, погрузочно-разгрузочных устройств, оборудования и их технического и технологического обеспечения, средств связи и оповещения; международных финансовых расчетов по контрактам, необходимой информацией в требуемых объемах и в нужные сроки;

8) в безупречном управлении:

потоками материальных и нематериальных ценностей, товарных грузов и пассажиров, информацией, финансами, сервисными услугами, профессиональными кадрами, взаимодействия с партнерами;

всем комплексом хозяйственных и партнерских связей, поскольку активности (а также их детали), связанные с международными потоками, отличаются большим разнообразием, чем в других сферах деятельности, и их количество возрастает в геометрической прогрессии с увеличением числа государств, охваченных международной коммерческой деятельностью;

9)в контроле:

за ввозом и вывозом товарных продуктов, результатов интеллектуальной деятельности в натуральных и денежных единицах измерения, денежных средств и т.д.;

за финансовым и товарным балансом организаций и государств, участвующих во внешнеэкономической деятельности; за соблюдением законодательных актов, правил и условий международной торговли и качественного перемещения материальных и нематериальных ценностей, грузов и пассажиров в установленные сроки;

учете обменного валютного курса, его динамики во времени и пространстве валют разных государств;

за качеством и уровнем сервисных удобств, предоставляемых услуг международной логистики;

10) в формировании:

материальных и нематериальных потоков, финансов, информации, профессиональных кадров

на уровне макрорегиональных хозяйственных структур, пересекающих границы государств;

• специализированных систем управления базами данных и потоков информации на межгосударственном уровне;

• специализированных систем качественной защиты предпринимательской деятельности и собственности от разного рода и степеней возможных рисков, мошенничества, воровства и контрабанды на уровне макрорегиональных хозяйственных структур;

• новых логистических каналов, структурных звеньев, цепей поставок, узлов, товаропроводящих сетей, логистических концентрационно-распредели-тельных центров и систем их совершенствования;

11) в обмене:

• инновациями и новыми технологиями, операциями и активностями, достижениями в области менеджмента, маркетинга, логистики, управления цепями поставок, товаропроводящих сетей, аутсорсинга, аутстаффинга, информационных технологий, электронной коммерции (поскольку такой плодотворный обмен, его грамотное внедрение и распространение способствует сближению уровней экономического и социального развития различных государств мира, развивает и укрепляет политические, производственные, торговые, хозяйственные, научные, культурные и духовные связи);

12) в преодолении:

• таможенных, экономических, политических, социальных, языковых, этнических, культурных, религиозных и т.п. возможных видов и уровней барьеров и препятствий при перемещениях материальных и нематериальных товарных продуктов, финансов и пассажиров, включая и экономические санкции;

13) в использовании:

• исторического и современного передового практического, хозяйственного опыта, теоретических, конструкторских и инженерных разработок, методов, способов, достижений техники и технологий, в том числе транспортных и информационных, надежного и комфортного перемещения материальных и нематериальных товарных продуктов, а также людей на большие расстояния по конкретным адресам в необходимые сроки с оптимальными затратами;

14) в содействии и обеспечении:

• формирования и распространения оперативного электронного документооборота, деятельности электронной торговли, коммерции, логистики, бизнес-интернета по странам и континентам.

Следовательно, современная международная логистика пространств и границ рассматривается специалистами как концепция управления товарными, грузовыми (материальными), нематериальными и пассажирскими потоками между государствами и континентами во времени, пространстве и социально-экономических средах.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Наряду с обычными, традиционными логистическими функциями сформировались и специфические функции международной логистики пространств и границ:

• прогнозирование, планирование и формирование мировых хозяйственных связей по поставкам товарных продуктов или оказанию сервисных услуг, их развитие, корректировка, модернизация, рационализация и оптимизация;

• определение объемов, динамики и направлений мировых логистических потоков (материального, информационного, финансового, сервисного, интеллектуального, кадрового и т.д.);

• экспертные, прогнозные оценки потребности и стоимости мировых перевозок и перемещений товарных грузов, материальных и нематериальных ценностей, людей на перспективу;

• определение очередности и последовательности, скорости и частоты, интенсивности и плотности, количества и дислокации промежуточных узлов, терминалов, центров мировых логистических потоков;

• определение ранжирования и последовательности международного движения товарно-материальных ценностей через грузовые терминалы, места складирования, хранения, концентрации и распределения, определение оптимального коэффициента складской звенности при организации такого товародвижения;

• стратегическое, тактическое и оперативное управление запасами в сфере международного товарообращения;

• осуществление международных перевозок, а также всех необходимых процессов, операций и активностей в пути следования товарных грузов и пассажиров к конкретным пунктам назначения;

• управление научно-техническим прогрессом, ресурсосберегающими технологиями, инвестициями и инновациями, внедряя их в процессы формирования и развития международных транспортных коридоров;

• развитие трансграничной логистики пространств и границ как основной составной части международной логистики.

Возникновение международной логистики пространств и границ обусловлено не только современ-

ными требованиями мирового интегрированного экономического и социального развития, но также существовавшими на протяжении веков различными эволюционно развивающимися историческими, политическими, технологическими, маркетинговыми, экономическими и социальными аспектами [2, 4, 10, 11]. Постепенно формировались основные направления интегральной логики, принципов и методов международной логистики пространств и границ [7, 11].

До недавнего времени участие компаний во внешнеэкономической деятельности представлялось их руководителям относительно второстепенной задачей, поскольку они видели в этом лишь возможность до определенного уровня увеличить объемы коммерческих, торговых и финансовых процессов и получить быструю прибыль за счет и на территории иных государств. В настоящее время интенсивно осуществляется поступательный процесс активного вовлечения в международную конкуренцию огромных и сложных как национальных, так и многонациональных институтов и организаций. Для того чтобы получить реальные, устойчивые конкурентные преимущества и добиться максимальной эффективности за счет масштабов производства, необходимо использовать национальные, континентальные и региональные достоинства и возможности, превращая имеющиеся рыночные, технические и технологические местные, национальные недостатки в конкурентные преимущества каждого конкретного государства, в котором работает фирма.

Такие перспективные направления эффективного развития участников мирового экономического пространства требуют соответствующего формирования разумной, интегральной логики — специфических принципов и методов международного (глобального) логистического менеджмента, позволяющих управлять сложными процессами перемещения, размещения, хранения, распределения и кинетического преобразования материальных и нематериальных активов в разных государствах, в каждом из которых свои законы, политика и социальные условия, традиции и уклад жизни, культура, религии, менталитет, уровень научно-технического образования степень экономического развития, национальные амбиции, интересы и устремления.

Важность ее разработки, специфических принципов и методов международного (глобального) логистического менеджмента обусловлена следующими основными причинами.

Во-первых, потенциальные, ресурсные возможности глобальных, международных систем массового производства, преобразования, перемещения,

хранения и распределения товарных продуктов позволяют более эффективно решать хозяйственные проблемы по организации и управлению логистическими потоками и получать наибольшие преимущества, нежели при реализации логистических активностей только на национальной или ограниченной двусторонней межнациональной основе.

Во-вторых, более ограниченные концепции внутренней логистической интеграции страдают, как правило, определенным уровнем недееспособности, когда компания пытается перенести основанные на них методы работы на международный уровень.

В-третьих, только по-настоящему глобальная (международная) система, основанная на интегральной логике, способна наладить правильное и эффективное преобразование и движение потока материальных и нематериальных активов из разбросанных по всему миру источников ограниченных экономических ресурсов, сырья в международный интегрированный и гармонизированный производственно-хозяйственный комплекс, а оттуда — через множество внутринациональных распределительных каналов, сетей, цепей и звеньев поставок конкретным потребителям во всем мире.

Однако подобная интегральная логика еще не создана, в настоящее время только идет ее фрагментарное формирование. В связи с этим каждый многонациональный концерн или транснациональная корпорация для преобразования и продвижения своих товарных продуктов, услуг и инновационных технологий, включая и финансы, сталкивается с проблемой необходимой разработки специального, уникального, целенаправленного и скоординированного логистического комплекса, ориентированного на группу стран или даже на отдельные государства.

В настоящее время уже можно сформулировать следующие основные принципы международной логистики пространств и границ:

• рационального и цивилизованного объединения усилий правительства и представителей разного уровня и слоев бизнеса для обмена материальными и нематериальными активами, профессиональными кадрами и инновациями между государствами;

• относительно достаточной прозрачности и понятности международного, трансграничного бизнеса для персонала, партнеров, клиентов и представителей государственных властей;

• поступательного роста, распространения и внутреннего проникновения бизнес-культуры, экологической безопасности, достижений менеджмента, маркетинга, логистики, управления цепями поставок, торговых и товаропроводящих

сетей аутсорсинга, аутстаффинга, информационных технологий, электронной коммерции в международных экономических отношениях;

• защиты экономических интересов государств и их предпринимательских организаций во внешнеторговой деятельности;

• цивилизованного, гуманного, законного подхода к достижению балансов, компромиссов и решению коммерческих споров в международной предпринимательской деятельности.

Если с организацией и управлением потоков преобразования материальных активов, финансов, сервисных услуг между предпринимательскими организациями разных государств проблемы постепенно решаются, то с нематериальными активами держатели, разработчики, владельцы результатов интеллектуальной собственности, пытаясь получить наиболее высокие дивиденды, задерживают их широкое использование и распространение в развивающихся странах, в том числе и через существенное завышение их реальной стоимости.

Динамика национальной экономической системы любого государства при частичных и (или) полных ограничениях, включая и экономические санкции, в экспорте и импорте товарных материальных и нематериальных ценностей с течением определенного промежутка времени теряет позиции в показателях своего экономического роста, определенные степени и уровни социально-экономической свободы, аспекты и тенденции, направления и пути положительного влияния на эволюционное, параллельное, гармонизированное развитие и интеграционное взаимодействие с другими государствами и мировой экономической системой в целом.

Поскольку некоторые ограничения в международном торговом обмене являются насущной объективной необходимостью обеспечения экономической безопасности и национальных интересов

любого государства, то требуется регулярно (стратегически и тактически) отслеживать и формировать, обеспечивать и сопровождать определенные взаимные компромиссы (соотношения, балансы, эффективные паритетные условия, законодательные соглашения) между необходимыми, защитными ограничениями и объективными экономическими законами эволюционного развития.

Цивилизованное, правовое достижение таких необходимых компромиссов (требований условий, паритетов, соотношений, балансов, законодательных соглашений) предусматривается основными методами и инфраструктурными, системными элементами обеспечения логистических услуг участникам внешнеэкономической деятельности, которые включают, например, следующие необходимые основные характерные положения методологии обеспечения логистических услуг участникам внешнеэкономической деятельности (рис. 1.):

1. Методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности: таможенно-тарифное и нетарифное регулирование, формирование специфических условий и рычагов давления на уменьшение и полное исключение «серых» схем таможенного оформления и таможенной очистки товарных продуктов, контроль над экспортом и импортом в государстве, торгово-экономическим балансом, валютный контроль.

2. Международные правила перевозки грузов (Конвенции о договоре по международной перевозке товарных грузов, с применением книжки МДП, основные международные соглашения в области международных морских, железнодорожных и воздушных перевозок, транспортировок жидких углеводородов по трубопроводам, энергии по электрическим сетям).

3. Экономические и таможенные союзы, организации и сообщества.

Рис. 1. Методология обеспечения логистических услуг участникам внешнеэкономической деятельности (МОЛУУВТД)

4. Доставка товарных продуктов под таможенным контролем (Таможенный орган назначения (ТОН) для ввозимых, перевозимых и вывозимых товаров, Таможенный орган отправления (ТОО) для ввозимых, вывозимых товарных продуктов).

5. Методы международной логистики пространств и границ (методы расчета стоимости доставки, методы и основные правила взаимодействия между клиентом и экспедитором, основные методы снижения коммерческих рисков, методы и правила составления и заключения контрактов во внешней торговле, методы определения таможенных тарифов и пошлин (юридическое обеспечение и сопровождение).

6. Основные инфраструктурные, системные элементы международной логистики (таможенные перевозчики, склады временного хранения, муль-тимодальные перевозки, международные транспорт-

ные коридоры, информационные технологии, гармонизированная система описания и кодирования товаров (ТН ВЭД), страхование товарных грузов и пассажиров, внешнеторговая статистика и т.д.), Инкотермс, международные кредитно-финансовые системы, международные логистические центры, концентрационно-распределительные терминалы и парки, площадки и зоны, региональные кластеры и хабы.

Авторы, публикуя эти материалы в данном издании и вынося их для обсуждения в информационное пространство, надеются получить обмен мнениями в диалоговом режиме со специалистами, конструктивную критику от заинтересованных коллег и профессионалов в бизнесе, а также обоснованных предложений по совершенствованию логистики и ее структурных элементов.

Литература

1. Логистика и управление цепями поставок. Теория и практика. Основы логистики: учебное пособие / под ред. Б.А. Аникина, Т.А. Родкиной / Б.А. Аникин, Т.А. Родкина, В.А. Волочиенко, Н.И. Заичкин, А.Д. Межевов, Л.С. Федоров, В.М. Вайн, В.И. Воронов, В.В. Водянова, М.А. Гапонова, И.А. Ермаков, В.В. Ефимова, М.В. Кравченко, С.Ю. Серова, Р.В. Серышев, Е.Е. Филиппов, И.А. Пузанова, М.Ю. Учирова, И.Л. Рудая. М.: Проспект, 2014. ISBN 978-5-392-02416-2.

2. Воронов В.И., Воронов А.В., Лазарев В.А., Дерюгин А.Л. Концептуальные предпосылки формирования логистических структур на Дальнем Востоке РФ. Владивосток // Вестник ВГУЭС. 2002. № 1. ISBN 5-82240052-3.

3. Воронов В.И., Лазарев В.А. Некоторые задачи моделирования логистических цепей // Вестник Самарского государственного аэрокосмического университета им. академика С.П. Королева. 2005. № 1 (7). С. 42-50.

4. Воронов В.И. Методологические аспекты экономического обеспечения логистических систем управления // Вестник Государственного университета управления. 2006. № 4(17).

5. Воронов В.И., Павлов Ф.И. Использование основных логистических аспектов в управлении банковской сферой // Вестник Государственного университета управления. 2007. № 1(19).

6. Воронов В.И., Лысенко Л.В., Андреев В.В. и др. Теоретические основы логистических, финансовых, транспортно-кинетических процессов // Вестник университета. Развитие отраслевого и регионального управления. Государственный университет управления. 2007. № 7(7).

7. Воронов В.И. Формирование интегральной логики: принципов и методов международной логистики. Актуальные проблемы управления: [Текст] // Материалы 15 Международной НПК. Вып. 1. М.: ГУУ, 2010.

8. Воронов В.И., Воронов А.В. Основные элементы эволюции элементов цепей поставок в международной

References

1. Anikina B.A. Logistika i upravlenie cepjamipostavok. Teor-ija ipraktika. Osnovy logistiki [Logistics and Supply Chain Management. Theory and practice. Fundamentals of Logistics]. Moscow, Prospekt Publ., 2014. ISBN 978-5-39202416-2

2. Voronov V.I., Voronov A.V., Lazarev V.A., Derjugin A.L. Konceptual'nye predposylki formirovanija logisticheskikh struktur na Dal'nem Vostoke RF [Conceptual prerequisites for the formation of logistical structures of the Russian Far East]. Vestnik VGUEhS [Bulletin VSUES]. 2002. I. 1.

3. Voronov V.I, Lazarev V.A. Nekotorye zadachi mode-lirovanija logisticheskikh cepejj [Some problems of modeling supply chains]. VESTNIK Samarskogo Gosudarst-vennogo Aehrokosmicheskogo Universiteta im. Akademika S.P. Koroleva [Vestnik Samara State Aerospace University. Academician SP Queen]. 2005, I. 1 (7), pp. 42-50.

4. Voronov V.I. Metodologicheskie aspekty ehkonomi-cheskogo obespechenija logisticheskikh sistem upravlenija [Methodological aspects of economic support for logistics management systems]. Vestnik Gosudarstvennogo universiteta upravlenija [Bulletin of State University of Management]. 2006, I. 4(17).

5. Voronov V.I., Pavlov F.I. Ispol'zovanie osnovnykh logisticheskikh aspektov v upravlenii bankovskojj sferojj [Using the basic logistical aspects in the management of the banking sector]. Vestnik Gosudarstvennogo universiteta upravlenija [Bulletin of State University of Management]. 2007, I. 1 (19).

6. Voronov V.I., Lysenko L.V., Andreev V.V. Teoreticheskie osnovy logisticheskikh, finansovykh, transportno-ki-neticheskikh processov [Theoretical Foundations of logistics, finance, transport and kinetic processes]. Vestnik universiteta. Razvitie otraslevogo i regional'nogo upravlenija. Gosudarstvennyjj universitet upravlenija [Bulletin of the University. The development of sectoral and regional management. State University of Management]. 2007, I. 7(7).

7. Voronov V.I. Formirovanie integral'nojj logiki: principov i metodov mezhdunarodnojj logistiki. Aktual'nye problemy upravlenija [Forming integral logic: principles and techniques of international logistics. Actual problems of management]. Mat-ly 15 Mezhdunarodnojj NPK [Materials of 15 International NPK]. Moscow, 2010, GUU Publ., I. 1.

8. Voronov V.I., Voronov A.V. Osnovnye ehlementy ehvolju-cii ehlementov cepejj postavok v mezhdunarodnojj logis-

логистике // Логистика. Проблемы и решения. 2013 № 2. Украина. Харьков.

9. ЛысенкоЛ.В., ШаталовВ.К., Минаев А.Н., Лысенко А.Л., Горбунов А.К., Коржавый А.П., Кашинский В.И., Воронов В.И., Гульков А.Н., Паничев А.М., Лысенко С.Л. Произведение науки: Закон телепортации — единство транспортных и хронометрических (кинетических) процессов переноса вещества, энергии и момента импульса. Свидетельство № 13-461. Системы сертификации и оценки объектов интеллектуальной собственности и знак соответствия системы от 25 сентября 2013 г.

10. Воронов В.И., Воронов А.В., Лазарев В.А., Степанов В.Г. Международные аспекты логистики: учебное пособие. Владивосток: ВГУЭС, 2002. 168 с.

11. Воронов А.В., Воронов В.И. Формирование понятия, миссии, целей, задач, функций, интегральной логики: принципов и методов международной фармацевтической логистики // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. С. 1792.

12. Перевозка экспортно-импортных грузов. Организация логистических систем: 2-е изд., доп. и перераб. / под ред. А.В. Кириченко. СПб.: Питер, 2004. 506 с.

13. Артемов Н.М. Финансово-правовое регулирование внешнеторговой деятельности. М., 1999.

14. Воронов В.И. Методологические основы формирования и развития региональной логистики: монография. Владивосток: Дальневосточный университет, 2003. 316 с.

15. Воронов В.И. Формирование современного обобщенного понятия логистики / Материалы Международного научного форума 27—28 ноября 2014 г. «Управление экономической стратегией России». М.: ГУУ.

16. Воронов В.И. Цели, задачи и функции международной логистики. Актуальные проблемы управления-2013: Материалы 18-й Международной НПК. Вып. 3; Государственный университет управления. М.: ГУУ, 2013. 282 с.

17. Лазарев В.А., Воронов В.И. Трансграничная логистика в Евразийском таможенном союзе: монография: Государственный университет управления. Институт управления на транспорте в индустрии туризма и международного бизнеса ГУУ. М.: ГУУ, 2014. 158 с.

18. Воронов В.И., Воронов А.В. Международные товаропроводящие сети // Маркетинг. 2013. № 6 (133). С. 20-28.

19. Воронов В.И., Воронов А.В., Ермаков А.А. Внешнеторговая статистика в развитии международного маркетинга и логистики // Маркетинг. 2014. № 1 (134). С. 90-96.

20. Лазарев А., Воронов В.И. Трансграничная логистика в таможенном союзе России, Белоруссии и Казахстана: учебное пособие: Гриф УМО по образованию в области менеджмента для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению «Менеджмент», 080200. Государственный университет управления. Институт управления на транспорте в индустрии туризма и международного бизнеса ГУУ. М.: ГУУ, 2013. 173 с.

tike [The main elements of the evolution of the elements in the international supply chain logistics]. LOGISTIKA. Problemy i reshenija. Mezhdunarodnyjj nauchno-prak-ticheskijj Zhurnal [LOGISTICS. Problems and solutions. International Scientific and Practical Journal]. 2013, I. 2.

9. Lysenko L.V., Shatalov V.K., Minaev A.N., Lysenko A.L., Gorbunov A.K., Korzhavyjj A.P., Kashinskijj V.I., Voronov V.I., Gul'kov A.N., Panichev A.M., Lysenko S.L. Proizve-denie nauki: «Zakon teleportacii — edinstvo transportnykh i khronometricheskikh (kineticheskikh) processov perenosa veshhestva, ehnergii i momenta impulsa». Svidetel'stvo № 13461 Sistemy sertifikacii i ocenki ob»ektov intellektual'nojjsob-stvennosti i znak sootvetstvija sistemy ot 25 sentjabrja 2013g. [The work of science: «The law of teleportation — the unity of transport and chronometric (kinetic) processes of transport of matter, energy and momentum.» Certificate № 13461 certification and evaluation of intellectual property and the mark of conformity of September 25, 2013].

10. Voronov V.I., Voronov A.V., Lazarev V.A., Stepanov V.G. Mezhdunarodnye aspekty logistiki [International aspects of logistics]. Vladivostok, VGUEhS Publ., 2002. 168 p.

11. Voronov A.V., Voronov V.I., Formirovanie ponjatija, mis-sii, celejjj, zadach, funkcijj, integral'nojjj logiki: principov i metodov mezhdunarodnojj farmacevticheskojj logistiki [concept formation, mission, goals, objectives, functions, integrated logic: principles and techniques of international pharmaceutical logistics]. Sovremennye problemy nauki i obrazovanija [Modern problems of science and education]. 2014, I. 6, p. 1792.

12. Kirichenko A.V. Perevozka ehksportno-importnykh gru-zov. Organizacija logisticheskikh sistem [Transportation of export-import cargoes. The organization of logistics systems]. St. Petersburg, Piter Publ., 2004. 506 p.

13. Artemov N.M. Finansovo-pravovoe regulirovanie vneshne-torgovojj dejatel'nosti [Financially-legal regulation of foreign trade activity]. Moscow, 1999.

14. Voronov V.I. Metodologicheskie osnovy formirovanija i raz-vitija regional'nojj logistiki [Methodological bases of formation and development of regional logistics]. Vladivostok, Izd-vo Dal'nevostochnogo Universiteta Publ., 2003. 316 p.

15. Voronov V.I. Formirovanie sovremennogo obobshhennogo ponjatija logistiki [Formation of the modern concept of a generalized logistics]. Mat-ly Mezhdunarodnogo nauchnogo foruma 27-28 nojabrja 2014 g. «Upravlenie ehkonomiches-kojj strategiejj Rossii» [Materials of the International Scientific Forum on 27-28 November 2014 «Management of economic strategy of Russia»]. Moscow, GUU Publ., 2014.

16. Voronov V.I. Celi, zadachi i funkcii mezhdunarodnojj logistiki. Aktual'nye problemy upravlenija — 2013 [Goals, objectives and functions of international logistics. Actual problems of management — 2013]. Mat-ly 18-jj Mezhdunarodnojj NPK: Vyp. 3; Gosudarstvennyjj universitet upravlenija [Materials of the 18th International NPK: Vol. 3; State University of Management]. Moscow, GUU Publ., 2013. 282 p.

17. Lazarev A., Voronov V.I. Transgranichnaja logistika vEvrazijj-skom tamozhennom sojuze. [Cross-border logistics in the Eurasian Customs Union]. Moscow, GUU Publ., 2014. 158 p.

18. Voronov V.I., Voronov A.V. Mezhdunarodnye tovaropro-vodjashhie seti [International distribution networks]. Marketing [Marketing]. 2013, I. 6 (133), pp. 20-28.

19. Voronov V. I., Voronov A.V., Ermakov A.A. Vneshnetor-govaja statistika v razvitii mezhdunarodnogo marketinga i logistiki [Foreign trade statistics in the development of international marketing and logistics]. Marketing [Marketing]. 2014, I. 1 (134), pp. 90-96.

20. Lazarev A., Voronov V.I. Transgranichnaja logistika v tamozhennom sojuze Rossii, Belorussii i Kazakhstana. [Cross-border logistics in the customs union of Russia, Belarus and Kazakhstan]. Moscow, GUU Publ., 2013. 173 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.