УДК 316.3:658.7 DOI 10.12737/11512
Получено 26.03.2015 Одобрено 24.04.2015 Опубликовано 17.06.2015
Филиппов Е.Е.
канд. экон. наук, менеджер проектов ООО «Яндекс» e-mail: [email protected]
Социальная логистика: инструмент решения социально-общественных проблем
Аннотация
В статье рассмотрены социальные, социально-экономические, социально-механистические системы и социально-общественные процессы, а также такие формулируемые ими проблемы, как новая область практического применения сформировавшихся в науке правил, принципов и законов классической логистики. Показано существование проблем социального и общественного характера, поддающихся решению с применением логистики, даны примеры применения социальной логистики. Введено понятие социальной логистики как совокупности действий, обеспечивающей эффективное функционирование социальных систем (как совокупности социальных явлений, процессов, образований) с применением принципов логистики. Дано разграничение понятий социальной и социально ориентированной логистики. Заложена основа для научного исследования на стыке логистики, социологии и социальной психологии, где логистика является инструментарием для решения проблем, формулируемых социальным взаимодействием. Обозначены проблемы и вопросы, требующие проработки и дальнейшего исследования.
Ключевые слова:
логистика, социальная логистика, социум, человеческий фактор, человекопоток, социальный поток, социальный процесс.
Filippov E.E.
Ph.D. in Economics, Project Manager of Yandex LLC e-mail: [email protected]
Social Logistics:
а Tool for Social Problems Solving
Abstract
Social, socio-economic, socio-mechanistic systems and social processes, and problems formulated by them as a new area of practical application for rules, principles and laws formed in classical logistics' as the science branch have been considered in this paper. The existence of social and public nature problems, manageable with the use of logistics has been shown. Social logistics application examples have been given. A concept of social logistics as a set of actions that ensures the effective functioning of social systems (as a complex of social phenomena, processes, entities) with logistics principles application has been introduced. A distinction between the concepts of social and socially-oriented logistics has been given. A foundation for scientific research at the intersection of logistics, sociology and social psychology, where logistics is a tool for solving problems formulated by social interaction, has been laid. Problems and issues requiring further study and research have been specified.
Keywords:
logistics, social logistics, society, human factor, flow of people, social flow, social process.
Десятилетия существования логистики как научной области знаний сопровождаются непрерывным расширением областей ее применения: от фрагментарных задач управления материальным снабжением — до деятельности, интегрирующей весь процесс управления цепями поставок [2, 7], от управления материальным производством — до производства интеллектуальной продукции [3].
Несмотря на то, что материальным объектом номер один в мире, с которым нам ежедневно приходится контактировать, решая оптимизационные задачи, является человеческое биосоциальное су-
щество, наука о перемещении не продвинулась в данном направлении дальше изучения пассажирских перевозок. Однако в отличие от механистических систем социумом можно управлять посредством косвенного воздействия на систему с помощью «тонкой настройки» через сопредельные системы, контекст сообщения и агентов влияния.
Аварии, катастрофы, неуспех проектов, срывы сроков и прочие неудачи управления часто объясняют человеческим фактором, подразумевая, что он является элементом неопределенности, не поддающимся управлению: планированию, прогнози-
рованию, контролю. Социальная логистика делает попытку внести социальный, человеческий фактор в рассматриваемые системы, либо применить логистические принципы и методы при решении проблем социума [1].
Первые публикации о применении логистических принципов к бытовым процессам появились на рубеже веков [5], социальная же логистика рассматривает не только процессы и потоки на уровне до-мохозяйств, но и на уровне города, региона, страны.
Социальные потоки — новый большой пласт проблем для применения логистических правил и принципов.
Социальную логистику можно дефинировать как совокупность действий, обеспечивающую эффективное функционирование социальных систем (как совокупности социальных явлений, процессов, образований) с применением принципов логистики. Не следует смешивать понятия социальной логистики (логистики социальных потоков и процессов) с социально ориентированной логистикой (изучающей вопросы экологичности транспорта, упаковки, переработки, возвратных потоков). При этом социальная логистика может служить инструментом формирования социально одобряемого поведения [7] физических и юридических лиц.
Вопросы социальной логистики находятся на стыке таких областей знаний, как теория массового обслуживания, социология, экономика, управление системами, эргономика. Данному направлению еще только предстоит быть изученным, оно ожидает своих исследователей и оппонентов, открытий и провалов. Этой статьей мы, как мастер Гамбс, анонсируем серию исследований в рамках развития научной школы логистики [4] с надеждой найти однажды в них сокровища научных откровений.
В детской песенке «Улыбка» есть такие слова: «Поделись улыбкою своей, и она к тебе не раз еще вернется». Здесь перенос принципов эмерджент-ности и синергетического эффекта в социальную систему. Незначительная жертва со стороны каждого индивида приносит превосходящее суммарные затраты дополнительное благо социуму в целом, т.е. на каждого отдельного члена его приходится больше потраченного усилия.
Приведем лишь несколько примеров применения социальной логистики, которые предстоит детально изучить.
Логистика социального послания (как срез информационной логистики) изучает вопрос о том, как доставить сообщение максимальному числу людей, как увеличить интенсивность информационного потока, входящего в адресата.
Человек — животное социальное, поэтому ненависть — вполне эффективный и при этом ненасильственный инструмент управления им (даже животное способно испытывать чувство, которое мы могли бы охарактеризовать как муки совести, если предвидит негативное отношение со стороны окружающих вследствие определенных своих действий). Так, социальная реклама (несущая социальное послание), имеющая своей целью борьбу с каким-либо явлением, должна быть направлена не на объект порицания, а на культивацию негативного восприятия данного явления у людей, прямого отношения к нему (явлению) не имеющего, т.е. оказывать воздействие на потенциальный субъект порицания.
Вопросами оптимизации жизненного пространства интересовались многие научные направления от философии (Диоген) до архитектуры (Ле Корбюзье). При введении в систему ранее не рассматриваемого фактора времени можно получить решения, позволяющие извлечь существенную экономию пространства: за счет свободной посадки в офисах с осознанным дефицитом мест, учитывающим пребывание сотрудников в отпусках, командировках, на переговорах, а также отсутствующим по иным причинам; за счет создания типизированного жилья с выводом пространств общественного назначения в общественное пользование.
Обустройство городской среды и организация общественного транспорта как решение конфликтов «пешеход — автомобиль — общественный транспорт — экология». В зависимости от организации пространства недостаточное число парковочных мест во дворах может удовлетворять потребность в них на сто процентов, либо, наоборот, избыточного числа мест будет всегда не хватать. Правильная организация проходов с учетом человеческой сущности может значительно ускорить человекопоток, правильное направление хвоста очереди решит проблемы, не поддающиеся математике и теории массового обслуживания.
Факт существования проездных билетов на календарный месяц создает длинные очереди в кассу в первых числах. Этого искусственного «часа пик» можно избежать, создав условия, при которых пассажирам будет выгоднее (не только отсутствием необходимости ожидания в очереди) приобретать билеты в середине месяца, либо отказавшись от парадоксальной, но воспринимаемой как неизменная данность, привязки проездного билета к календарю.
Психолого-логистическое управление человеческими потоками, решение задач систем массового
обслуживания через воздействие на материнские и внешние по отношению к системе образования очереди объекты — в современной теории логистики все это остается без рассмотрения.
Проблема дискретной ответственности возникает в связи с тем, что человек склонен отвечать исключительно за вверенный ему участок работы, площадь, пространство. Поднимаясь над системой сколь угодно высоко, мы всегда обнаружим рваные границы и выколотые точки ответственности, приводящие в итоге к нежелательным последствиям. Дискретная ответственность — как уборка в квартире, сводящаяся к перетаскиванию вещей, не имеющих определенного места хранения, из комнаты в комнату; как эстафета школьников на уроке физкультуры, где каждого волнует лишь его короткий этап, а не забег в целом, и оттого искусство передачи эстафетной палочки не развито.
Ниже приведены две зарисовки из жизни, иллюстрирующие проблемы дискретной ответственности, порожденной человеческой психологией.
Аэропорт. Приезжают машины, автобусы, поезда; люди выходят и заходят. Звучит взрыв. Полиция
Литература
1. Андрющенко А.И. Социальная логистика: инновационный механизм управления процессом консолидации общества // Социологический альманах. 2012. № 3. С. 48-54.
2. Аникин Б.А., Озмент Дж., Филиппов Е.Е. Эволюция понимания логистики в сфере бизнеса и образования США // Логистика. 2014. № 1. С. 54-58.
3. Ермаков И.А. Логистика производства интеллектуальной продукции: монография. М.: Изд-во УНЦ ДО, 2004. 95 с.
4. ЕрмаковИ.А., ФилипповЕ.Е., Белова С.С. Становление научных школ кафедры логистики ГУУ // Логистика. 2014. № 10. С. 71-75.
5. Филиппов Е.Е. Логистика и быт, или методы дис-петчирования на службе домохозяйки // Проблемы управления: Материалы 11-го Всероссийского студенческого семинара. Вып. 1. М.: ГУУ, 2003.
6. Филиппов Е.Е. Логистика на службе разумной экологии // Актуальные проблемы управления — 2011: Материалы международной научно-практической конференции. Вып. 3. М.: ГУУ, 2011. С. 170-172.
7. Логистика и управление цепями поставок. Теория и практика. Основы логистики: учебник / под ред. Б.А. Аникина и Т.А. Родкиной / В.И. Воронов, В.В. Водянова, М.А. Гапонова, И.А. Ермаков, В.В. Ефимова, С.Ю. Серова, Р.В. Серышев, Е.Е. Филиппов, И.А. Пузанова, М.Ю. Учирова, И.Л. Рудая и др. М.: Проспект, 2015.
8. Филиппов Е.Е. Дискретная ответственность // epislon. ya.ru — епиСлон: сетевой журнал 2011: [Электронный ресурс]. URL: http://epislon.ya.ru/12033 (дата обращения: 28.07.2014).
и службы аэропорта, подобно Борщу и Лопате из кинофильма «Королева бензоколонки», после некоторых препирательств делят территорию, организуя шлюз ответственности, наполненный привлекательной для диверсий толпой.
Метро. Бомж прикорнул на скамейке платформы, а служащая подземки, расталкивая его, заставляет сесть в поезд — пусть греется на следующей станции и не портит тут воздух и КР1 конкретной станции [8].
Через правильное построение траекторий принятия решения представителями социума, через законодательство, устроенное таким образом, чтобы не тратить ресурс исполнительной власти на контроль его соблюдения, социальная логистика способна создавать приводящие к процветанию саморегулирующиеся социальные системы.
Категорический императив И. Канта, лежащий в основе современного представления о морали, является не чем иным, как главным правилом логистики, если вместо экономической системы рассматривать социум, а вместо звеньев логистической цепи — его членов.
References
1. Andrusenko A.I. Social logistics: the innovative mechanism for managing the consolidation of society. Socio-logicheskiy almanah [Sociological almanac]. 2012, V. 3, pp. 48-54. (in Russian)
2. Anikin B.A., Ozment G., Filippov E.E. The evolution of the understanding of the logistics in business and education in USA. Logistika [Logistics]. 2014, I. 1., pp. 54-58. (in Russian)
3. Ermakov I.A. Logistics of production of intellectual products. Moscow, UNC DO [Teaching and research center for Pre-College Education] Publ., 2004, 95p. (in Russian)
4. Ermakov I.A., Filippov E.E., Belova S.S. The formation of scientific schools of the department of logistics SUM. Logistika [Logistics]. Moscow, 2014, I. 10, pp. 71-75. (in Russian)
5. Filippov E.E. Logistics and Life, or scheduling methods in the service of a housewife. Problemi upravleniya [«Problems of Managment»: Proceedings of the 11th All-Russian student seminar]. Moscow, 2003, V. 1. (in Russian)
6. Filippov E.E., Logistics in the service of reasonable ecology. Aktualnyeproblemy upravleniya — 2011 [«Topical problems of Management — 2011»: Proceedings of the international scientifically-practical conference]. Moscow, 2011, V.3, pp. 170-172. (in Russian)
7. B.A.Anikin, T.A.Rodkina, Voronov V.I. Vodianova V.V., Gaponova M.A., Ermakov I.A., Efimova V.V., Serova S.Y., Seryshev R.V., Filippov E.E., Puzanov I.A., Uchirova M.Y., Rudaya I.L. Logistika Iupravlenie cepyamipostavok. Osnovi logistiki [Logistics and Supply Chain Management. Theory and practice. Fundamentals of Logistics.]. Moscow, Prospekt Publ., 2015.
8. Filippov E.E. Discrete responsibility. epislon.ya.ru: online magazine 2011. Available at: http://epislon.ya.ru/12033 (accessed 28 July 2014)