Научная статья на тему 'Направление информационной логистики как часть научной школы логистики ГУУ'

Направление информационной логистики как часть научной школы логистики ГУУ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
602
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНАЯ СПЕЦИАЛЬНОСТЬ / НАПРАВЛЕНИЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ЛОГИСТИКЕ / RESEARCH DIRECTIONS IN LOGISTICS / ИНФОРМАЦИОННАЯ ЛОГИСТИКА / INFORMATION LOGISTICS / ЛОГИСТИЧЕСКИЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОТОК / COMMUNICATIONS IN LOGISTICS / ЛОГИСТИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА / LOGISTICS' INFORMATION SYSTEM / КОММУНИКАЦИИ В ЛОГИСТИКЕ / SCIENTIFIC SPECIALTY / LOGISTICS' INFORMATION FLOW

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Родкина Татьяна Анатольевна

Рассматриваются особенности обобщенного представления о научных школах в следующем виде: 1) научно-образовательная школа, призванная формировать будущих исследователей; 2) исследовательский коллектив — группа ученых, совместно разрабатывающая под руководством главы школы избранную или созданную им исследовательскую программу; 3) направление в науке, возникающее благодаря установлению определенной традиции, охватывающей группу ученых и исследовательских коллективов; 4) ученые, подготовившие под руководством известного ученого диссертации, ставшие кандидатами и докторами наук. Исследуются исторические вехи и перспективы развития научно-образовательной школы информационной логистики, особенности логистики как научной специальности в соответствии с требованиями ВАК РФ и место информационной логистики в данном комплексе, основные постулаты направления в науке информационной логистики в соответствии с взглядами ученых кафедры логистики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Information Logistics Direction as Part of SUM’s “Logistics” Scientific School

Features of generalized representation about scientific schools are considered as follows: 1) scientificeducational school for future researchers formation; 2) research team as a group of scientists jointly developing under the guidance of school head selected or created by him research program; 3) science direction, emerging due to establishment of a particular tradition, covering a group of scientists and research teams; 4) scientists, which have prepared their thesis under renowned scientist guidance, and become candidates and doctors of sciences. Historical milestones and prospects of information logistics scientificeducational school development, features of logistics as a scientific specialty in accordance with the Russian Federation’s Higher Attestation Commission requirements, and the information logistics location in this complex, basic postulates and areas in the information logistics as science in accordance with the Logistics chair scientists’ views are investigating.

Текст научной работы на тему «Направление информационной логистики как часть научной школы логистики ГУУ»

УДК 378.4:[658.7:004] DOI 10.12737/11510

Получено 17.04.2015 Одобрено 29.05.2015 Опубликовано 17.06.2015

Родкина Т.А.

д-р экон. наук, профессор кафедры логистики ФГБОУ ВПО «Государственный университет управления» e-mail: [email protected]

Направление информационной логистики как часть научной школы логистики ГУУ

Аннотация

Рассматриваются особенности обобщенного представления о научных школах в следующем виде: 1) научно-образовательная школа, призванная формировать будущих исследователей; 2) исследовательский коллектив — группа ученых, совместно разрабатывающая под руководством главы школы избранную или созданную им исследовательскую программу; 3) направление в науке, возникающее благодаря установлению определенной традиции, охватывающей группу ученых и исследовательских коллективов; 4) ученые, подготовившие под руководством известного ученого диссертации, ставшие кандидатами и докторами наук. Исследуются исторические вехи и перспективы развития научно-образовательной школы информационной логистики, особенности логистики как научной специальности в соответствии с требованиями ВАК РФ и место информационной логистики в данном комплексе, основные постулаты направления в науке информационной логистики в соответствии с взглядами ученых кафедры логистики.

Ключевые слова:

научная специальность, направления научных исследований в логистике, информационная логистика, логистический информационный поток, логистическая информационная система, коммуникации в логистике.

Rodkina T.A.

Doctor of Economics, Professor of Logistics Chair, FSBEI HPE State University of Management

e-mail: [email protected]

Information Logistics Direction as Part of SUM's "Logistics" Scientific School

Abstract

Features of generalized representation about scientific schools are considered as follows: 1) scientific-educational school for future researchers formation; 2) research team as a group of scientists jointly developing under the guidance of school head selected or created by him research program; 3) science direction, emerging due to establishment of a particular tradition, covering a group of scientists and research teams; 4) scientists, which have prepared their thesis under renowned scientist guidance, and become candidates and doctors of sciences. Historical milestones and prospects of information logistics scientific-educational school development, features of logistics as a scientific specialty in accordance with the Russian Federation's Higher Attestation Commission requirements, and the information logistics location in this complex, basic postulates and areas in the information logistics as science in accordance with the Logistics chair scientists' views are investigating.

Keywords:

scientific specialty, research directions in logistics, information logistics, logistics' information flow, logistics' information system, communications in logistics.

Научная школа логистики — понятие многогранное и неоднозначное.

Рассматривая последовательно перечисленные представления о научной школе применительно к логистике, следует, прежде всего, остановиться на научно-образовательном процессе. Начало нынешнего века в российском научном сообществе ознаменовалось рядом эпохальных событий, среди которых приказ Министерства образования РФ № 1213 от 24 апреля 2000 г. «Об эксперименте по подготов-

ке специалистов по специальности "Логистика"» для многих остался незамеченным.

Согласно приказу вся полнота ответственности за эксперимент была возложена на:

1. Государственный университет — Высшая школа экономики (ГУ ВШЭ);

2. Государственный университет управления (ГУУ);

3. МГТУ им. Н.Э. Баумана;

4. Российская экономическая академия им. Г.В. Плеханова (РЭА);

5. Ростовская государственная экономическая академия;

6. Санкт-Петербургский инженерно-экономический университет;

7. Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов.

Показателен подбор вузов, участвующих в эксперименте. Несмотря на кажущуюся многогранность оттенков специальности «Логист» (главным образом, определяющуюся требованием симбиоза организационно-управленческих, производственных и экономических составляющих логистических процессов), основной упор был сделан на экономический аспект этой деятельности: из семи перечисленных учреждений образования пять имеют экономическую специализацию, один вуз — чисто техническую и лишь один вуз (ГУУ) имеет строго ориентированную направленность на управленческое образование. Это дает нам право говорить о полной и безоговорочной ответственности за организационно-управленческие аспекты данной специальности, с одной стороны, и возлагает высокую меру ответственности за качество научно-практических, теоретико-методических и учебных процессов в рамках данной специальности — с другой. По прошествии полутора десятков лет можно оценить как итоги, так и перспективы реализации данного прогрессивного направления управленческого образования в научном, методическом и практическом разрезах.

На начальном этапе, реально оценивая перспективы новой специальности «Логистика» в соответствии с потребностями российского общества и производства, Государственный университет управления активно взялся за дело. В сентябре 1999 г. создается кафедра логистики, а 30 марта 2001 г. на базе Института управления в машиностроительной промышленности организовывается Институт ин-новатики и логистики [2]. Целенаправленное объединение инноватики и логистики в единый учебно-методический комплекс в те времена представлялось вполне обоснованным и закономерным. Иннова-тика — это процесс управления нововведениями. Эффективное обеспечение этого процесса материальными и прочими ресурсами и услугами базируется на изучении и внедрении в практическую сферу деятельности основополагающих принципов и правил логистики. Другими словами, логика нашего мышления и логистика нашего образовательного процесса должны были решить задачи обеспечения страны квалифицированными специалистами творчески, эффективно и качественно. Кафедра логистики стала основным структурным подразделением вышеназванного института [2, 4].

Время вносит коррективы (как объективные, так и субъективные) во все процессы, в том числе и учебно-методические. Экономическое и институциональное развитие страны и продолжающаяся реформа высшей школы повлекли изменения в структурных подразделениях вуза. Первоначальное название и учебно-методическая направленность кафедры логистики остаются неизменными, но с упорством, достойным иного применения, меняется ее принадлежность к институциональным структурам ГУУ. На протяжении пятнадцати лет (с момента создания кафедры) она переходит сначала под юрисдикцию Института управления на транспорте и логистики (что нельзя назвать абсолютно алогичным, хотя, как известно, логистика рассматривает транспорт, но лишь как одну из своих функциональных областей, и в иерархии находится существенно выше транспорта), затем Института управления на транспорте, в индустрии туризма и международного бизнеса и, наконец, Института отраслевого менеджмента.

Устойчивость и неизменность кафедры логистики объясняется перманентно возрастающим спросом на специальность в разных сферах промышленности, торговли, сервиса и пр., который давно опережает предложение, о чем и свидетельствует рынок вакансий профессий. «Требуется логистик (логист) с опытом работы по специальности и соответствующим образованием...» — такая запись и по сей день является одной из наиболее популярных среди списка запросов рекрутинговых организаций. Причем специалистов в области логистики требуют разнообразные компании: крупные промышленные предприятия и небольшие торгово-закупочные фирмы, транспортные компании и оптовые склады. Справедливости ради следует сказать, что вопрос о том, что понимают руководители данных организаций под требуемым специалистом с соответствующим образованием и какие требования предъявляют к уровню его подготовки, остается актуальным до сих пор. Однозначности мнений, к сожалению, нет и сегодня. Ряд руководителей считает, что логист идентичен экспедитору, который обязан отследить движение товара от пункта «А» в пункт «Б», другие требуют логиста в надежде на организацию безболезненного прохождения товарного потока организации через таможенные барьеры, а кто-то хочет рационализировать складскую деятельность или оптимизировать объемы продаж [5]. На наш взгляд, перечисленные функции достаточно четко вписываются в операционную деятельность логистов самого низшего уровня. Дипломированный же специалист должен уметь координировать и системно

рационализировать движение материальных и сопутствующих потоков, разрабатывать стратегические планы их оптимизации, проектировать их адекватное информационное и финансовое обеспечение. Крупные зарубежные промышленные организации это понимают и держат целые структурные подразделения по логистике, позволяющие получать экономию на производственных издержках, дополнительную прибыль, в результате — конкурентные преимущества на рынке.

Таким образом, приоритетная сфера деятельности современных логистов — стратегическое управление материальными потоками и их обслуживанием, организация интеграционных и координационных механизмов их функционирования, при этом операционная работа остается за специалистами низшего звена либо делегируется специализированным компаниям. Так, транспортные услуги оказывают компании-перевозчики (РЖД, Аэрофлот и др.), вопросы с таможней регулируют таможенные брокеры (организации, чьи сотрудники отвечают за оптимальное прохождение груза заказчика через таможню), хранение поручают складам и т.д. Системная рационализация логистических бизнес-процессов — основная задача дипломированного логиста.

Сегодня в учебно-методическом плане специальность «Логистика» успела сформироваться, поменяться и ликвидироваться. Ретроспективный анализ позволяет обозначить следующие вехи развития специальности за последние 15 лет. Первый выпуск группы по специализации (профилизации) «Логистика» в рамках базовой специальности «Менеджмент организации» впервые (в нашей стране) был осуществлен в июне 2001 г., далее, в июне 2005 г., — первый выпуск специалистов с квалификацией «логист» (062200), в 2007 г. дипломы специалистов класса MBA (Master of Business Administration) получили слушатели программы «MBA-Логистика». Затем была организована специальность 080506 «Логистика и управление цепями поставок (УЦП)», которая сегодня отсутствует как специальность (правда, в связи со свирепствующими преобразованиями высшей школы в соответствии с образовательными реформами в настоящее время «специальности» вообще отсутствуют: их заменили «направления») и позиционируется как «профиль» в направлении «Менеджмент». Прошедшие перипетии данной специальности четко свидетельствуют о ее приверженности именно управленческому, а не экономическому, направлению, что не может нас не вдохновлять на соответствующие свершения. В настоящее время профессиональная подготовка специалистов (по-

следний выпуск которых на дневной форме обучения произойдет в текущем году), бакалавров и магистров по логистике и УЦП осуществляется кафедрой в соответствии с Государственными образовательными стандартами (ГОС) первого, второго, третьего и сегодня уже четвертого поколения, сообразуясь с современными проблемами, возникающими в данной области, и оперативно реагируя на новые тенденции. Из изложенного выше следует, что качество учебно-методического обеспечения логистики и УЦП не вызывает сомнений. Закономерно возникает вопрос: как обстоит дело с научной составляющей данного направления?

Одной из ключевых форм представления научной школы является количество ученых, подготовивших диссертации в данном научном направлении, ставших кандидатами и докторами наук. В соответствии с рекомендациями ВАК РФ научное наименование остается неизменным и позиционируется как специализация «Логистика» по специальности 08.00.05 — «Экономика и управление народным хозяйством». За прошедшие с момента создания кафедры пятнадцать лет практически все рекомендуемые ВАК РФ направления научного исследования были тщательно рассмотрены профессорско-преподавательским составом, аспирантами и докторантами кафедры, где-то дополнены и уточнены. Результаты исследований реализовались в научно-методических изданиях, монографиях и диссертационных работах. Подготовленны три доктора экономических наук (неплохой результат за 15 лет), а кандидатов экономических наук — несколько десятков. Комплексное обоснование концептуально-методологических и учебно-методических вопросов логистики и УЦП приведено в многотомном издании «Логистика и управлении цепями поставок», которое можно рассматривать в качестве результата становления и развития научной школы логистики и УЦП. Специализированные по функциональным областям, видам потоков, уровням управления научные направления логистики и УЦП изложены в научно-методических трудах кафедры логистики.

Многогранность логистики и УЦП и научная специализация профессорско-преподавательского состава кафедры диктуют необходимость и обоснованность разделения труда в области изучения и разработки основных проблем по разным направлениям: общим концептуально-методологическим вопросам логистики и УЦП, функциональным областям (основным и обеспечивающим), объекту и субъекту исследования и пр. Так сложилось, что областью научных интересов автора является информационная логистика [6]. Можно констатировать,

что за рассматриваемый период времени сложилось направление в науке, возникшее благодаря установлению определенной традиции, охватывающей группу ученых нашей кафедры, доказательство чему — работы [1, 6—9].

В доказательство вышеизложенного попытаемся тезисно изложить основные постулаты данного научного направления, многие из которых до сих пор не имеют однозначного решения и могут претендовать на основу формирования научного направления.

1. Понятие информационной логистики. Первоначально основные проблемы, стоящие перед идеологами логистических систем, располагались в области физических (материальных) потоков товаров и сырья. Информации отводилась вторичная роль. Под информационным обеспечением физического процесса движения товаров от поставщика к потребителю подразумевалась лишь сопроводительная информация. Основной тенденцией в совершенствовании современных логистических процессов является признание равнозначности или даже приоритетности их информационной составляющей.

Развитие научного обоснования организации и развития логистических бизнес-процессов потребовало переложения принципов логистического управления на информационные процессы предприятий, где информация рассматривается в качестве основного объекта, а в ходе реализации информационного процесса при трансформации данных в информацию и знания осуществляются следующие типовые функции управления информацией, идентичные функциям управления материальными потоками:

• сбор информации в местах ее возникновения;

• обработка и анализ информации;

• накопление информации и ее хранение;

• транспортировка информации.

Решение обозначенной проблематики реализуется в относительно новой отрасли научных знаний — информационной логистике [6].

Говоря об информационной логистике, следует определиться с сутью данного понятия, тем более что разные исследователи дают различные определения:

• система управления информационными ресурсами организации, базирующаяся на основных логистических нормах (согласованность, рациональность и точный расчет) и правилах (нужный продукт, в нужное время, в нужное место, нужному потребителю, в соответствующем количестве и соответствующего качества, с оптимальными затратами);

• поддерживающая (обеспечивающая) функция логистического менеджмента.

В первом случае информационная логистика является обеспечивающей функциональной областью логистического менеджмента или общей теории логистики. Объектом ее изучения являются информационные потоки, сопутствующие материальным потокам, а основная цель — обеспечение логистических систем информацией в нужные сроки, в нужном объеме и в нужном месте [3]. Во втором случае информационная логистика является системой, обеспечивающей всю организацию в целом информацией исходя из логистических принципов (рациональность, своевременность, точный расчет) [3].

Симбиоз сложившихся подходов позволил нам сформулировать следующее понятие информационной логистики: наука о реализации методов сбора, обработки, хранения и распределения информации в производственно-хозяйственных системах и их окружении на основе логистических правил (повышение релевантности информации в нужном объеме, в нужное время, в нужном месте и с оптимальными издержками) [6].

2. Понятие логистического информационного потока (ЛИП). Понятие ЛИП как ключевого объекта исследования информационной логистики также требует соответствующего научного обоснования. Под логистическим информационным потоком понимается сложившееся или организованное в пределах логистической информационной системы движение информации в определенном направлении при условии, что у этих данных есть общий источник и общий приемник (например, совокупность сведений, передаваемых из одного звена логистической системы — отдел закупок — источника, в другое — производственный отдел — адресат) [3].

Для полной идентификации ЛИП требуется определить их особенности, классифицировать разновидности, обозначить типовую структуру ЛИП и, наконец, способы взаимодействия информационных и материальных потоков.

Логистические информационные потоки характеризуются следующими особенностями:

• неоднородностью;

• множественностью подразделений — поставщиков информации;

• множественностью подразделений — потребителей информации;

• сложностью практической обозримости информационных маршрутов;

• множественностью числа передач единиц документации по каждому маршруту;

• многовариантностью оптимизации информационных потоков.

Варианты взаимодействия материального и информационного потоков:

• информационный поток опережает материальный;

• информация сопровождает материальный поток, движется одновременно с ним;

• информационный поток отстает от материальных потоков.

Все перечисленные варианты взаимодействия имеют право на существование.

3. Методология анализа и проектирования ЛИП.

Анализ и проектирование (моделирование) информационных потоков в логистике и УЦП — основная составляющая управленческих решений. В связи с этим особую актуальность приобретают методологии этих процессов, требующие всестороннего научного обоснования. На основе анализа существующих методов исследования сформирована система методов анализа информационных процессов в логистике с выявлением сущности, ограничений и преимуществ их использования в исследуемых процессах [7, 8]. Совокупность методов исследования ЛИП:

• методы визуального исследования (графический, теории графов, схем информационных связей);

• аналитические методы (функционально-операционный анализ, семиотический анализ, метод реквизитов, модуль-метод);

• имитационные методы (матричное моделирование, транспортное моделирование).

Научно обоснованы пути решения проблем проектирования ЛИП на основе разработки методологии моделирования ЛИП:

• структурно-функционального моделирования;

• объектно-ориентированного моделирования;

• комплексного моделирования.

4. Понятие логистической информационной системы (ЛИС). Выявлено основополагающее отличие ЛИС от других видов информационных систем — уровень интеграции информационного пространства.

Систематизация понятий в данной области исследования позволила нам выделить три сложившихся подхода к определению ЛИС:

• логистическая информационная система являются частью корпоративной информационной системы;

• логистическая информационная система является более высокой степенью интеграции программных решений и включает корпоративную информационную систему;

• логистическая информационная система является самостоятельной структурой, обособленной от других информационных систем [7].

Сравнительный анализ концепций информационных систем с позиций адекватности уровню интеграции информационного пространства логистики позволяет определять ЛИС как систему более высокой степени интеграции программных решений, включающую корпоративную информационную систему и определяемую как целостный комплекс программно-технических средств и регламентов их функционирования для создания интегрированного информационного пространства и обеспечения эффективной деятельности логистической цепи. Методологический контур ЛИС:

ЛИС = {SCM + ERP II [ERP + + (CSRP х CRM) < MRP II x DRP II /MRP x x DRP + CRP / + FRP >)]}.

Варианты программной реализации ЛИС:

• глобальные ЛИС класса ERPII, содержащие модуль «Логистика» или кроссфункциональный логистический модуль;

• самостоятельные программные продукты, реализующие отдельные логистические функции. Последние подразделяются на:

• программы управления складом — WMS (Warehouse Man age m ent System ) ;

• программы управления прилегающей территорией — YMS (Yard Management System);

• программы управления транспортировкой в ЛЦП — TMS (Transportation Management System). 5. Коммуникации в логистике и УЦП. И последнее,

почему именно в логистике важна коммуникативность объектов? Опять же исходя из высокого уровня интеграции информационного пространства и требующейся оперативной и результативной координации участников цепи поставок [6, 8, 9].

Что может обеспечить нужный уровень коммуникаций между участниками логистической цепи поставок?

• стандарты электронного обмена данными — Electronic Data Interchange (ЭОД — EDI);

• технологии штрихкодирования и сканирования;

• технологии радиочастотной идентификации (Radio Frequency Identification — RFID);

• интернет-технологии.

Подводя итог изложенному выше, следует отметить, что научная школа логистики и УЦП не является чем-то застывшим и аморфным: она находится в перманентном движении и развитии. Некоторые вопросы требуют новых подходов к идентификации, обоснованию и решению. Такова диалектика, и мы стараемся ей следовать.

Литература

1. Ермаков И.А. Логистика производства интеллектуальной продукции: монография. М.: Изд-во УНЦ ДО, 2004. 95 с.

2. Ермаков И.А. Становление научных школ кафедры логистики ГУУ / И.А. Ермаков, Е.Е. Филиппов, С.С. Белова // Логистика. 2014. № 10 (95). С. 71-75.

3. Логистика и управление цепями поставок. Теория и практика. Основные и обеспечивающие функциональные подсистемы: учебник / под ред. Б.А. Аникина и Т.А. Родкиной / В.И. Воронов, В.В. Водянова, М.А. Гапонова, И.А. Ермаков, В.В. Ефимова, С.Ю. Серова, Р.В. Серышев, Е.Е. Филиппов, И.А. Пузанова, М.Ю. Учирова, И.Л. Рудая и др. М.: Проспект, 2013.

4. Логистика и управление цепями поставок. Теория и практика. Основы логистики: учебник / под ред. Б.А. Аникина и Т.А. Родкиной / В.И. Воронов, В.В. Водянова, М.А. Гапонова, И.А. Ермаков, В.В. Ефимова, С.Ю. Серова, Р.В. Серышев, Е.Е. Филиппов, И.А. Пузанова, М.Ю. Учирова, И.Л. Рудая и др. М.: Проспект, 2013.

5. Логистика и управление цепями поставок. Теория и практика. Управление цепями поставок: учебник / под ред. Б.А. Аникина и Т.А. Родкиной / В.И. Воронов, В.В. Водянова, М.А. Гапонова, И.А. Ермаков, В.В. Ефимова, С.Ю. Серова, Р.В. Серышев, Е.Е. Филиппов, И.А. Пузанова, М.Ю. Учирова, И.Л. Рудая и др. М.: Проспект, 2013.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Родкина Т.А. Информационная логистика / Т.А. Род-кина. М.: Экзамен, 2001. 288 с.

7. Родкина Т.А. Информационные системы и технологии в логистике. М.: ГУУ, 2010.

8. Родкина Т.А., Козлов А.С. Информационные системы и технологии в логистике. Ч. I. Методы и инструменты структурно-функционального анализа (SADT и BPWin). М.: ГУУ, 2010.

9. Родкина Т.А., Козлов А.С. Информационные системы и технологии в логистике. Ч. II. Проектный подход к управлению логистическими цепями поставок. М.: ГУУ, 2012.

References

1. Ermakov I.A. Logistikaproizvodstva intellektual'noj produk-cii [Logistics intellectual products]. Moscow, UNC DO Publ., 2004. 95 p.

2. Ermakov I.A. Stanovlenie nauchnyx shkol kafedry logis-tiki GUU [The formation of scientific schools of the department of logistics SUM]. Logistika [Logistics]. 2014, I. 10 (95), pp. 71-75.

3. Anikin B.A. Logistika i upravlenie cepyamipostavok. Teori-ya i praktika. Osnovnye i obespechivayushhie funkcional'nye podsistemy [Logistics and Supply Chain Management. Theory and practice. Basic and provides functional subsystems]. Moscow, Prospekt Publ., 2013.

4. Anikin B.A. Logistika i upravlenie cepyami postavok. Teori-ya i praktika. Osnovy logistiki [Logistics and Supply Chain Management. Theory and practice. Fundamentals of Logistics]. Moscow, Prospekt Publ., 2013.

5. Anikin B.A. Logistika i upravlenie cepyami postavok. Teor-iya i praktika. Upravlenie cepyami postavok [Logistics and Supply Chain Management. Theory and practice. Supply Chain Management]. Moscow, Prospekt Publ., 2013.

6. Rodkina T.A. Informacionnaya logistika [Information logistics]. Moscow, E'kzamen Publ., 2001. 288 p.

7. Rodkina T.A. Informacionnye sistemy i texnologii v logistike [Information systems and technology in logistics]. Moscow, GUU Publ., 2010.

8. Rodkina T.A., Kozlov A.S. Informacionnye sistemy i texnologii v logistike. Chast' I. Metody i instrumenty struk-turno-funkcional'nogo analiza (SADT i BPWin) [Information systems and technology in logistics. Part I, methods and tools of structural-functional analysis (SADT and BP-Win)]. Moscow, GUU Publ., 2010.

9. Rodkina T.A., Kozlov A.S. Informacionnye sistemy i texnologii v logistike. Chast' II. Proektnyj podxod k uprav-leniyu logisticheskimi cepyami postavok [Information systems and technology in logistics. Part II. The project approach to managing the logistics supply chain]. Moscow, GUU Publ., 2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.