Научная статья на тему 'Предпосылки и приоритеты развития кадрового потенциала опорного вуза'

Предпосылки и приоритеты развития кадрового потенциала опорного вуза Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
52
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭФФЕКТИВНОСТЬ / EFFICIENCY / КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / PERSONNEL POTENTIAL / BASIC HIGH SCHOOL / ИННОВАЦИОННО-КОММЕРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / INNOVATIVE AND COMMERCIAL ACTIVITY / ОПОРНЫЙ ВУЗ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Маркарьян Ю. А.

В статье рассматриваются предпосылки и приоритетные направления деятельности современного регионального технического вуза, получившего статус опорного университета, по развитию кадрового потенциала вуза в соответствии с новой миссией и новыми задачами. Автор делает вывод о том, что важной задачей инновационной политики современного опорного университета является формирование нормативно-правовой и тезаурусной базы инновационной деятельности в рыночных условиях, включающей защиту интеллектуальной собственности, законных прав и интересов субъектов данной деятельности; закрепление в собственности учреждения инновационной продукции, нематериальных активов, установление порядка ее введения в рыночные отношения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREREQUISITES AND PRIORITIES FOR THE DEVELOPMENT OF THE HUMAN RESOURCE POTENTIAL OF THE BASIC HIGHER EDUCATION INSTITUTION

The article considers the prerequisites and priority directions of the activity of a modern regional technical university, which has a status of a support university in developing the human resources potential of the university in accordance with the new mission and new tasks. The author concludes that an important task of a modern university reference and innovation policy is the formation of normative-legal base of thesaurus and innovation in market conditions, including the protection of intellectual property, the legitimate rights and interests of the activity; property agencies in product innovation, intangible assets, establishing the order of its introduction in the market.

Текст научной работы на тему «Предпосылки и приоритеты развития кадрового потенциала опорного вуза»

грации ИКТ в классах, были признаны основными движущими силами успеха. Несмотря на то, что этот процесс иногда требует дополнительной работы и долгих часов знакомства с технологиями, большинство опрошенных учителей были мотивированы и заинтересованы в разработке новых методов обучения.

Scrimshaw подчеркивает, что использование ИКТ в классах - это «инновация, как в технологии, так и в обучении». А Mardis, Hoffman и Marshall заявляют, что использование технологий в классе зависит от убеждений учителей в необходимости внедрения ИКТ. Если учителя понимают, что это выгодно для их уроков, они будут более склонны к использованию. Было также установлено, что преподаватели с сильными убеждениями и интересом к интеграции ИКТ разрабатывали различные методы для того, чтобы держать учеников вовлеченными в процесс образования.

Более ранние исследования, проведенные Windschitl и Sahl, показывают, что стили обучения исходят не из одного источника, а из нескольких источников, одним из которых является восприятие роли учителя в процессе реализации. Вера учителей определяет, как они используют ИКТ в классе, и если она философически не совпадает с инициативой, менее вероятно, что они будут интегрировать ИКТ в свои планы уроков. Обзор литературы показал, что убеждение учителей является важным фактором в классе с улучшенными технологиями. Inan и Lowther настаивают на том, чтобы убеждение учителей в технологической интеграции было культивировано во время их начального и непрерывного профессионального развития.

Если учителя проявляли позитивное отношение к интеграции ИКТ в классах, несмотря на все трудности, они становились более осведомленными и, как следствие, были более творческими в своих методах, несмотря на то, что им не хватало руководящих принципов и поддержки в педагогическом дизайне. Однако это исследование показывает, что просто придерживаться даже

Библиографический список

очень сильных убеждений недостаточно. В целях достижения успеха в интеграции ИКТ в обучение и преподавание необходимо разработать конкретные планы профессионального развития учителей, которые: (а) сосредоточат внимание на содержании (например, знания и навыки в области ИКТ, знания и навыки в области педагогики, поддерживаемые технологиями, и связанные с технологиями знания и навыки в области управления классами); (б) предоставят учителям возможность для «практической» работы; (в) в полной мере будут отвечать потребностям учителей [3, с. 238].

Анализ данных также позволяет сделать вывод о том, что среди разных участников программы «1 ученик - 1 компьютер», учителя являются наиболее влиятельными с точки зрения её успеха. Это влияние еще более усугубляется, учитывая, что решение о том, использовать технологию для обучения или нет, зависит только от учителей, особенно в условиях, когда соответствующие руководящие принципы, правила и стандарты мониторинга программы слабы или полностью отсутствуют. Кроме того, использование предоставленной технологии в значительной степени зависит от того, что мы назвали в этой статье как «убеждения учителя». Одним словом, если учитель не верит в полезность технологии, существует высокая вероятность того, что он / она не будут ими использоваться. Суть такого рода личного отношения еще больше усиливает аргумент о том, что роль учителей имеет решающее значение для успеха интеграции ИКТ. В этой статье также указывается, что необходимо более глубоко изучить роль учителей в интеграции ИКТ в преподавание и обучение. В частности, эту роль следует изучать со всех возможных точек зрения, чтобы процесс внедрения технологий отвечал потребностям и требованиям учителей, для обеспечения максимальной эффективности в попытках введения таких широкомасштабных образовательных изменений.

1. Джеймс С. Психодинамика образовательных изменений. ВА. Харгривс, А. Либерман, M. Fullan, & Д. Хопкинса (ЭЦП.), Второе Международное пособие по образовательным изменениям. 2010: 47 - 64. Нью-Йорк: Спрингер.

2. Харгривз А., Граф Л., Мур С., Мэннинг С. Обучение изменениям: обучение за пределами предметов и стандартов. Сан-Франциско: Джосси-Басс Inc., компания Wiley, 2001.

3. Хью К.Ф., и Кисти Т. Интеграция технологий в преподавание и обучение K-12: существующие пробелы в знаниях и рекомендации для будущих исследований. Исследования и разработки в области образовательных технологий. 2007, 55 (3): 223 - 252.

References

1. Dzhejms S. Psihodinamika obrazovatel'nyh izmenenij. VA. Hargrivs, A. Liberman, M. Fullan, & D. Hopkinsa ('ECP.), Vtoroe Mezhdunarodnoe posobie po obrazovatel'nym izmeneniyam. 2010: 47 - 64. N'yu-Jork: Springer.

2. Hargrivz A., Graf L., Mur S., M'enning S. Obuchenie izmeneniyam: obuchenie za predelamipredmetovistandartov. San-Francisko: Dzhossi-Bass Inc., kompaniya Wiley, 2001.

3. H'yu K.F., i Kisti T. Integraciya tehnologij v prepodavanie i obuchenie K-12: suschestvuyuschie probely v znaniyah i rekomendacii dlya buduschih issledovanij. Issledovaniya i razrabotki v oblasti obrazovatel'nyh tehnologij. 2007, 55 (3): 223 - 252.

Статья поступила в редакцию 04.12.17

УДК 378

Markaryan Yu.A., Cand. of Sciences (Engineering), senior lecturer, Department of Economics, Don State Technical University

(Rostov-on-Don, Russia), E-mail: [email protected]

PREREQUISITES AND PRIORITIES FOR THE DEVELOPMENT OF THE HUMAN RESOURCE POTENTIAL OF THE BASIC HIGHER EDUCATION INSTITUTION. The article considers the prerequisites and priority directions of the activity of a modern regional technical university, which has a status of a support university in developing the human resources potential of the university in accordance with the new mission and new tasks. The author concludes that an important task of a modern university reference and innovation policy is the formation of normative-legal base of thesaurus and innovation in market conditions, including the protection of intellectual property, the legitimate rights and interests of the activity; property agencies in product innovation, intangible assets, establishing the order of its introduction in the market.

Key words: efficiency, personnel potential, basic high school, innovative and commercial activity.

Ю.А. Маркарьян, канд. техн. наук, доц. каф. экономики, Донской государственный технический университет,

г. Ростов-на-Дону, Е-mail: [email protected]

ПРЕДПОСЫЛКИ И ПРИОРИТЕТЫ РАЗВИТИЯ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА ОПОРНОГО ВУЗА

В статье рассматриваются предпосылки и приоритетные направления деятельности современного регионального технического вуза, получившего статус опорного университета, по развитию кадрового потенциала вуза в соответствии с новой миссией и новыми задачами. Автор делает вывод о том, что важной задачей инновационной политики современного

опорного университета является формирование нормативно-правовой и тезаурусной базы инновационной деятельности в рыночных условиях, включающей защиту интеллектуальной собственности, законных прав и интересов субъектов данной деятельности; закрепление в собственности учреждения инновационной продукции, нематериальных активов, установление порядка ее введения в рыночные отношения.

Ключевые слова: эффективность, кадровый потенциал, опорный вуз, инновационно-коммерческая деятельность.

В настоящее время в тезаурусе высшего образования активно используются словосочетания эффективный вуз, эффективный преподаватель, эффективный контракт и т. п. Более того, система высшего образования все больше позиционируется как отрасль экономики, а современный вуз, как активный участник нескольких взаимосвязанных рынков: образовательных услуг, научно-исследовательских услуг и интеллектуальных разработок, рынка труда и др. Преподаватели и научные сотрудники такого вуза, должны, прежде всего, понимать свою социально-экономическую миссию, которая заключается в достижении не только педагогических эффектов деятельности, но и научных, социальных, экономических. Рыночные отношения требуют от вуза и его преподавателей быть инновационными и эффективными [1, с. 53 - 57]. Каждый вуз должен выполнять такие аккре-дитационные показатели, как привлечение денежных средств, а, следовательно, и его преподавателями и сотрудниками из различных внешних источников (целевых, грантовых программ, хоздоговорных научно-прикладных работ и пр.) на развитие научной и инновационной деятельности (например, для ДГТУ на 2017 г. этот показатель составляет 95 тыс. рублей в год на единицу НПР, а к 2020 году он должен составить 155 тыс. руб.) и наличие на бухгалтерском учете вуза не менее 5% от балансовой стоимости вуза, так называемых нематериальных активов, которые складываются из суммарной стоимости правозащищенных интеллектуальных разработок преподавателей и сотрудников вуза, исключительные права на которые переданы вузу. Кроме того, вследствие реорганизации системы научно-исследовательских учреждений в стране, происходит передача вузам функций научно-исследовательских центров, поэтому современному вузу требуется не просто преподаватель, а преподаватель-исследователь, преподаватель-менеджер, преподаватель-новатор.

Анализ основных внутренних ограничений и внешних вызовов, стоящих перед Донским государственным техническим университетом - опорным вузом Ростовской области и Юга России [2, с. 46 - 48], позволил выявить проблемные области, среди которых наиболее важными признаны:

- отсутствие системного подхода при формировании кадрового резерва и недостаточный объем ресурсов для обеспечения условий эффективного повышения квалификации НПР и ППС;

- низкие показатели научно-исследовательской работы сотрудников и студентов, публикационной активности;

- устаревание научно-исследовательской инфраструктуры и учебных материалов;

- отток талантливых абитуриентов из региона в столицы и за рубеж;

- снижение уровня финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ со стороны реального сектора экономики, вызванного кризисными процессами;

- повышение требований к результативности и эффективности деятельности научно-педагогических кадров в соответствии с потребностями сферы образования и науки и др.

Полученные данные совпадают с мнением других исследователей, которые отмечают, что эффективность деятельности большинства преподавателей ниже допустимых пороговых значений. Результаты исследований, проведенных в нескольких вузах Северо-Кавказского федерального округа, показали, что более 90% преподавателей слабо владеют нормативно-правовой базой и понятийным аппаратом, связанными с инновационной деятельностью и коммерциализацией интеллектуальных разработок. У преподавателей сформировалась отстраненная позиция по отношению к данным вида деятельности (низкий уровень когнитивного компонента готовности). Преподаватели испытывают затруднения в определении целей и задач, выборе содержания инновационно-коммерческой деятельности (97%), в организации данной деятельности (96%), в выборе направления деятельности (64%), в оценке собственных потенциальных возможностей (76%), в формулировке «бизнес-идей» или «инновационных предложений» (88%), в умении описывать, объяснять, прогнозировать свою деятельность (т.е. позиционировать себя) на рынке интеллектуальных разработок и услуг (96%) [3, с. 144].

Изучение и анализ существующих в российских вузах механизмов управления «человеческими ресурсами», нацеленных на инновационность, позволил выявить факторы, как блокирующие нововведения, так и поддерживающие и усиливающие новаторскую деятельность преподавателей. Среди блокирующих факторов можно выделить: недоверие менеджеров к выдвигаемым снизу новым идеям; необходимость множества согласований новых идей; вмешательство других подразделений вуза в оценку новаторских предложений; незамедлительная критика и угрозы увольнения в связи с допущением ошибок; контроль за каждым шагом новатора; кулуарное принятие решений по инновационному предложению или бизнес-идеи; передача нижестоящим руководителям указаний, сопровождаемых угрозами; возникновение у вышестоящих руководителей «синдрома всезнающих экспертов». Факторами, поддерживающими новаторство, можно считать: предоставление необходимой свободы при разработке новшества, обеспечение новаторов необходимыми ресурсами и оборудованием, поддержка со стороны высшего руководства; ведение дискуссий и обмен идеями; поддержание эффективных связей с коллегами, другими подразделениями, вузами и внешними научными и производственными организациями. Факторы, усиливающие новаторство - это: поддержка стремления преподавателей постоянно учиться и повышать квалификацию; сочетание в системе обучения кадров специальных знаний и многодисциплинарной подготовки; возможность высказывать собственное мнение о проводимых изменениях; поощрение совмещения функций; преодоление барьеров и размывание границ между разными видами работ и функциональными обязанностями; предоставление содержательной деловой информации, даже если она негативная; проведение регулярных совещаний рабочих групп; логичная аргументация необходимости изменений и реорганизаций, постоянная поддержка атмосферы доверия и восприимчивости к переменам, мотивация и стимулирование инновационной деятельности [5].

Интерес к инновационной деятельности вуза велик, т. к. без использования инноваций сегодня практически невозможно создавать конкурентоспособную продукцию в любой отрасли, тем более «создавать» конкурентоспособного специалиста в вузовской среде. Анализ показал, что в развитых странах 70-85% прироста валового внутреннего продукта приходится на долю новых знаний, воплощаемых в инновационных технологиях производства и управления. Так, опрос ведущих бизнес аналитиков, проведенный компанией Arthur D. Little, показал, что 90% опрошенных экспертов считают, что важность инноваций существенно возросла за последнее десятилетие. При этом 70% бизнес-аналитиков отмечают инновации как ключевую детерминанту оценки компании рынком. Важен один из результатов упомянутого опроса, который выявил, что «85% из 700 компаний, включенных в исследование, были не удовлетворены своим подходом к управлению инновациями» [6, с. 12]. Немногие участники опроса считают, что они умеют эффективно управлять инновациями.

Мировой опыт и анализ развития стран и народов, отдельных организаций и учреждений показывает, что инновации возникают только там, где созданы условия, т.е. предпосылки для проявления творческих способностей людей. Наверное, поэтому либеральный мыслитель начала XX века Джон А. Гобсон расширил известную формулу факторов стоимости «земля+тру-д+капитал», предложенную К. Марксом, добавив четвертую составляющую «талант», и ввел понятие «сфера прогрессивной промышленности», говоря о той части экономической системы, в которой производятся новые товары, осваиваются новые рынки, внедряются новые технологии производства. Именно в этой сфере А. Гобсон считал оправданным получение прибыли, и фактически речь шла об инновационной экономике. В нашем государстве данные процессы еще совсем «молоды», следовательно, назрела пора наполнить правовым содержанием инновационную и инновационно-коммерческую тематику в России. К числу правовых условий, создаваемых государством и вузом для инновационной деятельности, следует, в первую очередь, отнести охрану прав и интересов участников инноваций, правовые основы взаимоотношений субъектов, участвующих в инновационной деятельности.

Таким образом, современное развитие всех сфер жизнедеятельности и субъектов общества, в том числе вузов и преподавателей вузов, происходит путем освоения разнообразных инноваций. При этом инновации вступают, с одной стороны, в противоречие со всем консервативным, направленным на сохранение существующего положения, с другой стороны, - нацелены, в пределах стратегии изменений, на значительное повышение технико-экономической эффективности всех видов деятельности современного вуза. Важной задачей инновационной политики современного опорного университета является формирование нормативно-правовой и тезаурусной базы инновационной деятельности в рыночных условиях, включающей защиту интеллектуальной собственности, законных прав и интересов субъектов данной деятельности; закрепление в собственности учреждения инновационной продукции, нематериальных активов, установление порядка ее введения в рыночные отношения. В данной связи, мы считаем, что предпосылкой к исследованию проблемы становления опорного вуза и к созданию в таком вузе системы подготовки преподавателя к инновационной деятельности, является низкий уровень нормативно-правовой и терминологической грамотности всех субъектов инновационной и коммерческой деятельности в вузе и, в особенности преподавателей. Важны для исследования и такие взаимосвязанные показатели регионального вуза, как «чувствительность к инновациям» и «инновационная активность», которые определяют способность образовательной организации к быстрому и эффективному освоению новшества, созданию и внедрению новаций, восприятию инноваций в целях удовлетворения потребительского спроса.

Библиографический список

Отслеживая данные показатели, мы создаем возможность для измерения всех основных действующих сил в инновационном бизнесе вуза: потребителя инновационного продукта или услуги, создателя (новатора, инноватора), инвестора. Разумеется, измерение показателей должно производиться отдельно для каждого участника инновационных процессов, а потом уже появиться возможность проводить анализ складывающегося «поля инновационных движущих сил», чтобы спрогнозировать успех того или иного инновационного или инвестиционного проекта, успех вуза. В целом, перечисленные и другие предпосылки и проблемы актуализировали проблему развития кадрового потенциала ДГТУ, как региональной наукоемкой образовательной организации, посредством обучения сотрудников и преподавателей по двум стратегически важным направлениям - это языковая подготовка и обучение инновационному менеджменту. В рамках последнего направления наиболее важной составляющей обучения научно-педагогических кадров мы считаем формирование их инновационно-коммерческой компетентности. Если при этом основное внимание делается на накопление собственного опыта, аккумулирование знаний с использованием собственных возможностей и развития своей базы знаний для собственного научно-образовательного бизнеса, то такой вуз называется самообучающимся. Именно таким вузом на рынке научно-образовательных услуг позиционирует себя ДГТУ, нацеленный на инновации. Обучение и самообучение особенно необходимо такому вузу, потому что он строит свое конкурентное преимущество на инновациях.

1. Илышев А.М., Илышева Н.Н., Воропанова И.Н. Учёт и анализ инновационной и инвестиционной деятельности. Москва, 2005.

2. Программа развития федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Донской государственный технический университет» на 2016 - 2020 гг.

3. Харченко Л.Н., Панова И.Е. Исследование готовности преподавателей вуза к осуществлению инновационной деятельности. Мир образования - образование в мире. 2010; 1 (37).

4. Харченко Л.Н. Аргументы в пользу становления модели эффективного вуза. Известия ВГПУ. Серия «Педагогические науки». 2013; 7 (82).

5. Харченко Л.Н. Инновационно-коммерческая деятельность преподавателя современного вуза. Москва, 2014.

6. Christiansen J.A. Building the innovative organization: Management systems that encourage innovation. New York: St. Martin's Press, 2000.

References

1. Ilyshev A.M., Ilysheva N.N., Voropanova I.N. Uchet i analiz innovacionnoj iinvesticionnoj deyatel'nosti. Moskva, 2005.

2. Programma razvitiya federal'nogo gosudarstvennogo byudzhetnogo obrazovatel'nogo uchrezhdeniya vysshego obrazovaniya «Donskoj gosudarstvennyj tehnicheskij universitet» na 2016 - 2020 gg.

3. Harchenko L.N., Panova I.E. Issledovanie gotovnosti prepodavatelej vuza k osuschestvleniyu innovacionnoj deyatel'nosti. Mir obrazovaniya - obrazovanie vmire. 2010; 1 (37).

4. Harchenko L.N. Argumenty v pol'zu stanovleniya modeli 'effektivnogo vuza. Izvestiya VGPU. Seriya «Pedagogicheskie nauki». 2013; 7 (82).

5. Harchenko L.N. Innovacionno-kommercheskaya deyatel'nost'prepodavatelya sovremennogo vuza. Moskva, 2014.

6. Christiansen J.A. Building the innovative organization: Management systems that encourage innovation. New York: St. Martin's Press, 2000.

Статья поступила в редакцию 05.12.17

УДК 371.38

Musukhranov I.L., senior teacher, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia), E-mail: hgf @agaki.ru

Singach N.P., Professor Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia), E-mail: hgf @agaki.ru

FORMATION OF AESTHETIC FEELING OF CHILDREN WITH MEANS OF MUSIC AT WORK WITH CHILDREN'S CHOREOGRAPHIC COLLECTIVE. In the article, on the basis of theoretical concepts and personal pedagogical practice, the formation in children of the perception of choreography as an art inextricably linked with other arts is considered. The author emphasizes the need for a comprehensive, "syncretic" education of the future choreographer. It is emphasized that a special role in this process is acquired by music, which constantly accompanies the learning process in choreography, and the tasks of musical education of students in the choreography classes are formulated. The author pays special attention to the figure of the concertmaster, who often performs a purely service function. Music causes motor reactions and deepens them, not only accompanies movements, but determines their essence. Thus, the task of an accompanist is to develop the "musicality" of dance movements, and the activity itself becomes a partnership of the teachers - musicians and choreographers.

Key words: aesthetic sense, teacher-accompanist, expressive means of music, psychology of music, functions of ballet music.

И.Л. Мусухранов, ст. преп. Алтайского государственного института культуры, г. Барнаул,

Е-mail: hgf @agaki.ru

Н.П. Сингач, проф. Алтайского государственного института культуры, г. Барнаул,

Е-mail: hgf @agaki.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.