Научная статья на тему 'Предпосылки и последствия военного конфликта на Донбассе'

Предпосылки и последствия военного конфликта на Донбассе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4966
743
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННЫЙ КОНФЛИКТ / ПОСЛЕДСТВИЯ / МИГРАЦИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ УБЫТКИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Беззубко Л. В., Беззубко Б. И.

В статье анализируются политические, экономические и социальные предпосылки возникновения военного конфликта на Донбассе (Украина). Данный военный конфликт привел к огромным потерям человеческого потенциала (в Донбассе насчитывается большое количество убитых мирных жителей, наблюдается массовая миграция населения), появлению крупномасштабных экономических убытков как для экономики региона, так и для экономики всей Украины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREREQUISITES AND CONSEQUENCES OF MILITARY CONFLICT IN THE DONBASS

In the article political, economic and social prerequisites of a rise of military conflict in the region of Donbass (Ukraine) are analyzed. This armed conflict has led to huge losses of human potential (there are a large number of civilians killed, there is a mass migration of population), to the emergence of large-scale economic losses as well for the economy of the region, as for the economy of the whole of Ukraine.

Текст научной работы на тему «Предпосылки и последствия военного конфликта на Донбассе»

УДК 327.5

Л.В. Беззубко, Б.И. Беззубко* ПРЕДПОСЫЛКИ И ПОСЛЕДСТВИЯ ВОЕННОГО КОНФЛИКТА НА ДОНБАССЕ

В статье анализируются политические, экономические и социальные предпосылки возникновения военного конфликта на Донбассе (Украина). Данный военный конфликт привел к огромным потерям человеческого потенциала (в Донбассе насчитывается большое количество убитых мирных жителей, наблюдается массовая миграция населения), появлению крупномасштабных экономических убытков как для экономики региона, так и для экономики всей Украины.

Ключевые слова: военный конфликт, последствия, миграция, экономические и социальные убытки.

В настоящее время Донецкая и Луганская области Украины находятся в зоне серьезнейшего со времен Великой Отечественной войны 1941— 1945 гг. военного конфликта. Можно выделить ряд причин политических, социальных и экономических, которые привели к возникновению данного конфликта:

К основным политическим причинам можно отнести следующие:

1) кризис в политической системе на Украине;

2) расширение протестного движения всех слоев украинского общества. В 2013—2014 гг. произошла резкая радикализация таких протестов. Этому способствовало действие таких факторов:

— неспособности парламентской оппозиции добиться поставленных целей (отставки правительства, объявления досрочных выборов Президента Украины и Верховной Рады Украины) и противодействовать свертыванию политических свобод;

— нежелание парламентского большинства идти на уступки по жесткой позиции бывшего Президента Украины (В.Януковича) и его окружения;

— потери надежд значительной части граждан на возможность справедливой смены руководства страны в результате выборов [1, с. 7].

Эксперты определяли 2013 — начало 2014 гг. в Украине как период кризиса в отношениях между государством и общественным сектором и одновременно как период новых ожиданий и возможностей.

Возможно было бы в начале 2014 года избежать последующих военных конфликтов? Наверное, можно было бы, если бы был достигнут консенсус между основными политическими силами в украинском обществе. Но, к сожалению, это не произошло;

3) при отсутствии четкого геостратегического выбора Украина оказалась в роли объекта широкомасштабной глобальной конкуренции трех геополитических сил (РФ, ЕС и США), каждая из которых имеет свое геостратегическое видение дальнейшего развития страны. Следует отметить, на Украине имеются как сторонники, так и противники данных геополитических сил, между которыми проводилась бескомпромиссная борьба, которая в конечном итоге привела к военному конфликту.

В течение как минимум десяти лет украинское общество было, по сути, разделено на две практически враждующие части, преимущественно по региональному признаку. Пророссийскую позицию придерживались жители Крыма и восточных областей Украины — Донецкой и Луганской. По данным социологических опросов Центра Ра-зумкова, в апреле 2014 — 71,4% поддерживали идею унитарного государства (17,1% — против), 54,5% поддерживали выбор Украиной членства в Европейском сообществе (23,9% — «за вступление Украины в Таможенный союз»), только 39,5 % — одобряли вступление Украины в НАТО (45,9 % — «против») (табл. 1).

Данное исследование было проведено Центром Разумкова и социологической группой «Рейтинг» с 28 марта по 2 апреля 2014 г. во всех регионах Украины, кроме Крыма. У 3011 респондентов было взято интервью. Ошибка выборки составила 1,9 %.

Можно сделать обобщенный портрет представителей двух групп населения, которые выражали две диаметрально противоположные точки зрения (составлено по данным анализа выборки центра Разумкова, апрель 2014 г.). Так, первая группа опрошенных представляет собой сторонников Европейского Союза.

* © Беззубко Л.В., Беззубко Б.И., 2014

Беззубко Лариса Владимировна (bezzubkol@mail.ru), кафедра менеджмента организаций, Донбасская национальная академия строительства и архитектуры, 86123, Украина, Донецкая область, г. Макеевка, ул. Державина, 2.

Беззубко Борис Игоревич (okbuzzeb@mail.ru), кафедра менеджмента непроизводственной сферы, Донецкий государственный университет управления, 83050, Украина, г. Донецк, ул. Челюскинцев, 163а.

Таблица 1

Ответы на вопрос: «Какую форму территориальной и политической системы Украины вы поддерживаете?» (апрель 2014 г.), в % от общего числа опрошенных [2]

Утверждение Уд. вес поддержавших это утверждение

1. Украина должна быть унитарным государством 69,3

2. Украина должна стать федеративным государством 16,7

3. Не знаю ответа 3,14

Среди сторонников двух третей ЕС — людей молодых 40 % — имеют высшее или неоконченное высшее образование (что почти вдвое больше, чем сторонников Таможенного союза). 57 % — люди с относительно высоким уровнем дохода, 62 % считают себя средним классом. Сторонники ЕС имеют гораздо более личный опыт посещения стран ЕС (там были в них 34 %), чем сторонники Таможенного союза (только 13 %), страны Таможенного союза они посетили (44 %). Среди преимуществ ЕС опрошенные часто называют высокий уровень социальной защиты граждан (70 %), верховенство закона (43 %) и времени демократии (41 %). 94 % считают, что это в ЕС существуют лучшие условия для развития Украины. В этой группе опрошенных были выделены такие недостатки, существующие в Таможенном союзе: коррупция (64 %), доминирование России (41 %), отсутствие демократии (41 %), тени экономики (40 %). Большинство сторонников ЕС считают, что люди в ЕС, по сравнению со странами Таможенного союза, — более социально активные (72 %), более культурные (72 %) и имеют отличное чувство самоуважения (69 %).

Вторая группа представляла собой сторонников Таможенного союза.

Большинство (55 %) сторонников Таможенного союза — люди 50 лет и старше. 40 % — из пенсионеров. 70 % — жители Востока и Юга страны. 46 % — электорат Партии регионов. В качестве основных преимуществ Таможенного союза они называют следующие: общая история, культура, схожий менталитет граждан стран Таможенного союза (86 %), наличие природных ресурсов, энергии (69 %), стабильной экономической ситуации (34 %). В качестве главных недостатков, существующих в странах ЕС, были указаны следующие: доминирование ведущих стран Союза (46 %), нестабильная экономическая ситуация в ряде стран ЕС (46 %), неравные возможности развития в экономической сфере (39 %), разница в культуре, ценностях и менталитете граждан стран ЕС (34 %), отсутствие природных ресурсов (30 %). Большинство сторонников вступления в Таможенный союз считали, что люди в странах Таможенного союза, по сравнению со странами ЕС — более доброжелательны, открыты и дружелюбны (57 %), относительное большинство (48

%) — считают, что их более нравственными членами общества.

Следует отметить, что за прошедшие месяцы в результате военных действий, произошли определенные изменения во взглядах сторонников и противников различных объединений. Однако широкомасштабных социологических опросов из-за военных действий в настоящее время не проводится. Однако можно в настоящее время констатировать дифференциации взглядов и оценок среди жителей Донецкой и Луганской области.

Кроме политических причин, необходимо охарактеризовать ряд особенностей, которые выделяли регион Донбасс среди других регионов Украины:

1. Экономические особенности развития городов Донецкой области.

Города Донецкой области являлись промышленно развитыми центрами Украины. Донецкая область занимала второе место по вкладу во внутренний валовый продукт страны (9,7 %).

Донбасс относится к старопромышленным регионам. Большинство городов Донецкой области возникли и развивались на базе промышленных предприятий, ориентированных на местное сырье и транспортно-ориентированных промышленных предприятий. Авторский коллектив под руководством Б. Мюллера выделяет три определяющих фактора развития старопромышленных городов и регионов:

— уязвимость к изменениям во внешних условиях (т. е. монопрофильность экономической базы);

— способность экономики адаптироваться к изменениям;

— способность политико-административной системы поддержать структурную адаптацию [3, с. 23; 4, с. 9].

Среди экономических характеристик старопромышленных городов необходимо прежде всего назвать следующие:

а) влияние внешних факторов, такие как экономические и технологические шоки (например, энергетический кризис);

б) проблемы монопрофильной экономической структуры, которые возникают с завершением жизненного цикла основного продукта (снижение конкурентоспособности продукции, низкая инновационная активность);

в) деформированная структура промышленного производства со значительным перевесом отраслей тяжелой промышленности [3, с. 33].

В результате новых экономических условий, вызвавших кризис целого ряда отраслей, моно-профильные города, градообразующая база которых представлена угледобывающими и металлургическими предприятиями, попали в особенно сложной ситуации;

г) устарела транспортно-логистическая инфраструктура, которая не соответствует требованиям гибкого производства;

д) закрытая рыночная структура, влияющая на:

— формирование олигополистических структур среди моноотраслевых производителей. Она повышает барьеры входа на рынок и снижает эффект агломерации для новых фирм;

— отсутствие гибкости (эластичного предложения) на рынках факторов производства, что снижает эффективность работы предприятий;

е) функциональное блокирование (взаимозависимость и вертикальную интегрированность предприятий), тормозит внедрение инновационных технологий.

Для городов Донецкой области был характерен незначительный прирост инвестиций и инноваций. На долю Донецкой области приходится 7,3 % всех инвестиций в общий капитал Украины. В абсолютном выражении в 2010 году в общий капитал Донецкой области привлечено 11072,4 млн грн. (1386 млн долл. США).

Следует отметить, что города Донецкой области (кроме Донецка и Мариуполя) не были инвестиционно привлекательными. К факторам, влияющим на низкую инвестиционную привлекательности городов региона, относились следующие:

— удаленность от центра, массовых рынков сбыта товаров и услуг;

— низкая степень диверсификации экономики, монохарактер специализации;

— устаревшие фонды промышленных предприятий;

— несовершенная социальная инфраструктура.

2. В Донецкой области также наблюдается значительная дифференциация в уровнях накопления капитала и инвестиций по территории, экономического развития и инфраструктурного обеспечения, была существенная разница между численностью населения и уровнем валового регионального продукта на душу населения.

3. К отрицательным особенностям региона также следует отнести развитие депопуляционных тенденций (сокращение численности населения, низкая продолжительность жизни населения, высокий уровень смертности и производственного травматизма, снижение уровня жизни и т. д.).

И вот военный конфликт развернулся в одной из самых промышленно развитых, густонаселен-

ных областей Украины. Сегодня невозможно оценить все последствия военного конфликта на Донбассе. К сожалению, конфликт продолжается, однако можно и сейчас говорить об огромных потерях в размере человеческого потенциала (на Донбассе насчитывается большое количество убитых мирных жителей, наблюдается массовая миграция населения), экономических убытков, как для экономики региона, так и для экономики всей Украины.

По состоянию на 1 сентября, по оценкам украинской власти, около 2,2 млн человек находятся в зоне конфликта. По оценкам Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН) [5], около 260 тысяч человек были перемещены внутри страны по состоянию на 1 сентября 2014, тогда как на 5 августа количество внутренне перемещенных лиц составляла 117 000. Большинство переселенцев (94 %) прибывают из восточной Украины. Наибольшее количество переселенцев размещено в Донецкой, Харьковской и Киевской областях. УВКБ ООН считает, что реальное количество внутренне перемещенных лиц значительно выше, поскольку многие из них проживают у родственников и друзей и не регистрируются в органах власти.

За период с 1 января по 30 августа 2014 года, почти 121 190 человек обратились в Федеральную миграционную службу Российской Федерации с просьбой о статусе беженца или временном убежище. С конца июля «квоты на временное убежище» были исчерпаны в нескольких регионах, таких как Москва, Санкт-Петербург, Ростов и Чечня, поэтому граждане Украины вынуждены искать убежища в других регионах. Кроме того, 138 825 граждан Украины обратились с запросами о предоставлении других видов правового статуса, как временный и постоянный вид на жительство и участие в программе «переселения соотечественников». Значительная часть украинцев прибывают в Россию, пользуясь безвизовым режимом. По данным российских властей, около 814 тысяч въехали на территорию России с 1 января. Эта цифра включает также лиц, обратившихся за статусом беженца или временным убежищем, а также по другим формам разрешений на жительство.

Всего 4 тысячи 106 человек попросили убежища в Европейском Союзе в период с января по июль 2014 года, по сравнению с 903 запросами за весь 2013 год. Большинство украинских ходатайств о предоставлении убежища получила Польша (1,082), Германия (556) и Швеция (500). Кроме того, 380 украинцев попросили убежища в Беларуси [6].

Для большинства беженцев необходимо создать нормальные условия проживания, провести социальную адаптацию, осуществить трудоуст-

ройство. Для этого необходимо осуществить перестройку имеющейся инфраструктуры в тех регионах, куда быш направлен основной поток беженцев. К таким регионам на Украине в первую очередь следует отнести в Харьковскую и Днепропетровскую области.

В настоящее время довольно сложно оценить последствия разрушений на востоке Украины, поскольку там идут бои, продолжается во многом целенаправленно уничтожаться инфраструктура региона. За время боевых действий было остановлено сотни заводов и шахт, электростанций и водоканалов, разрушены школы и больницы, вокзалы, прервано транспортное сообщение, тысячи людей потеряли свое жилье.

По данным Главного управления статистики в Донецкой области за январь-июль 2014 года по сравнению с январем-июлем 2013 года промышленное производство Донецкой области сократилось на 14,7 %, за июль 2014 года по сравнению с июлем предыдущего года — на 28,5 %, по сравнению с предыдущим месяцем, то есть июнем 2014 года, — на 10,7 % [7].

На восстановление Донбасса может понадобиться 8 млрд долл. Об этом заявил премьер-министр Украины Арсений Яценюк во время круглого стола «Основные аспекты правительственного пакета комплексных изменений в налоговой системе» в Черкасской области [8]. В конце июля 2014 г. украинское правительство предполагало направить на восстановление Донбасса 2 млрд грн., а на поддержку украинцев, участвующих в конфликте, — 9 млрд грн.

В качестве возможных направлений деятельности в ближайшее время возможны следующие:

1. Украине необходима серьезная помощь других стран в преодолении последствий военного конфликта на востоке страны и создании условий для проживания вынужденных переселенцев. Нужны специальные программы для оказания помощи вынужденным мигрантам.

2. Создать два государственных агентства, одно из которых будет заниматься вопросами внутренне перемещенных лиц, второе — вопросом восстановления Донбасса.

3. Необходимо осуществить разработку стратегии восстановления городов и сел Донецкой области от последствий военного конфликта. Для решения финансовых вопросов необходимо рассмотреть создание финансового фонда, который бы аккумулировал денежные средства на эти цели.

Необходимы специальные программы по стимулированию бизнеса, привлечению инвестиций в данный регион.

4. Поскольку многие предприятия уничтожены или закрыты, высокий уровень безработицы является одной из основных угроз стабильности. Правительство должно обеспечить людям возможность трудоустройства. Есть несколько путей решения этой проблемы. Во-первых, максимально привлекать безработных к участию в трудоемких проектах (по крайней мере на начальном этапе), таких как разбор завалов, ремонт дорог и жилых домов, восстановление электро- и телекоммуникаций, экономической и социальной инфраструктуры и т. д. Во-вторых, правительство должно как можно скорее восстановить занятость в государственном секторе (больницы, школы и т. д.). В-третьих, обеспечить местные предприятия госзаказами для повышения занятости населения в регионе [9].

Только консолидация усилий государства, региональных структур, бизнеса, населения, всех политических партий и движений на решении важнейшей задачи сможет восстановить разрушенный войной Донбасс.

Библиографический список

1. Системна криза в Україні: передумови, ризики, шляхи подолання : аналіт. доп. | Я.А. Жаліло, K.A. Кононенко, В. М. Яблонський [та ін.]; за заг. ред. Я.А. Жаліла. K.: НІСД, 2014. 132 с.

2. Center of Razumkov центр Разумкова. URL: http:|| www.razumkov.org.ua|ukr|index.php.

3. Стратегии развития старопромышленных городов: международный опыт и перспективы в России | И. Стародубровская [и др.]; под ред. И. Стародубровской. М.: Изд-во Института Гайдара, 2011. 248 с.

4. Mller В., Finka M., Lintz G. Rise and Decline of Industry in Central and Eastern Europe. Berlin: Springer, 2004. 247 p.

5. Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев. URL: unhcr.org.ua.

6. Сайт города Макеевки. URL: http:||www.0623. com.ua|article|610716.

7. Главное управление статистики в Донецкой области. URL: http:IIwww.donetskstat.gov.ua.

8. Kоррecпондeнт.net. URL: http:||korrespondent. net|ukraine|politics|3407703-yatsenuik-na-vosstanovlenye-donbassa-mozhet-ponadobytsia-vosem-myllyardov-dollarov.

9. Послезавтра: что делать с разрушенным Донбассом после войны. URL: http:||liga.net.

L.V. Bezzubko, B.I. Bezzubko* PREREQUISITES AND CONSEQUENCES OF MILITARY CONFLICT IN THE DONBASS

In the article political, economic and social prerequisites of a rise of military conflict in the region of Donbass (Ukraine) are analyzed. This armed conflict has led to huge losses of human potential (there are a large number of civilians killed, there is a mass migration of population), to the emergence of large-scale economic losses as well for the economy of the region, as for the economy of the whole of Ukraine.

Key words: military conflict, consequences, migration, economic and social losses

* Bezzubko Larisa Vladimirovna (bezzubkol@mail.ru), the Dept. of Business Management, Donbas National Academy of Civil Engineering and Architecture, Makiyivka, 86123, Ukraine.

Bezzubko Boris Igorevich (okbuzzeb@mail.ru), the Dept. of Management by Non-Productive Sphere, Donetsk State University of Management, Donetsk, 83050, Ukraine

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.