Научная статья на тему 'Предпосылки и ограничения развития региональной инновационной системы Краснодарского края'

Предпосылки и ограничения развития региональной инновационной системы Краснодарского края Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
304
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА / ИННОВАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА РЕГИОНА / ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шевченко И. В., Александрова Е. Н., Насыбулина В. П.

Исследованы предпосылки и ограничения развития инновационной системы Краснодарского края на современном этапе развития, связанные с ними ключевыми проблемами развития инновационной деятельности. Отдельное внимание уделено вопросу развития инновационной инфраструктуры в регионе, мерам и инициативам региональных властей по повышению эффективности инновационной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Шевченко И. В., Александрова Е. Н., Насыбулина В. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Предпосылки и ограничения развития региональной инновационной системы Краснодарского края»

УДК 332.14(470620)

ПРЕДПОСЫЛКИ И ОГРАНИЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ*

И. В. ШЕВЧЕНКО, доктор экономических наук, профессор, декан экономического факультета E-mail: decan@econ.kubsu.ru

Е. Н. АЛЕКСАНДРОВА, кандидат экономических наук, доцент кафедры мировой экономики E-mail: al-helen@mail.ru Кубанский государственный университет

В. П. НАСЫБУЛИНА, кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры экономики и управления на предприятии торговли E-mail: nab2002@inbox.ru Российский государственный торгово-экономический университет, Краснодарский филиал

Исследованы предпосылки и ограничения развития инновационной системы Краснодарского края на современном этапе развития и связанные с ними ключевые проблемы развития инновационной деятельности. Отдельное внимание уделено вопросу развития инновационной инфраструктуры в регионе, мерам и инициативам региональных властей по повышению эффективности инновационной деятельности.

Ключевые слова: региональная инновационная система, инновационная инфраструктура региона, инновационный потенциал.

Согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 г. (утверждена распоряжением Правительства РФ

* Статья подготовлена в рамках выполнения гранта РГНФ №10-02-38217 а/Ю. Проект 02а «Северный Кавказ: традиции и современность» и «Формирование региональной инновационной системы экономики Краснодарского края», 2010—2011гг.

17.11.2008 № 1662-р) инновации определены ведущим фактором экономического роста во всех секторах экономики и национальной конкурентоспособности в целом [2]. Среди стратегических приоритетов инновационного развития российской экономики, в частности, отмечен рост:

• доли промышленных предприятий, осуществляющих технологические инновации до 50%;

• доли инновационной продукции в объеме выпускадо 35 %;

• внутренних затрат на исследования и разработ-кидоЗ % ВВП в 2020 г. при кардинальном повышении результативности фундаментальных и прикладных исследований и разработок. Даже в рамках антикризисных мер особо подчеркивается необходимость диверсификации и модернизации экономики на базе создания новых технологий, продуктов и услуг, которые позволят

занять стране конкурентоспособные позиции на высококонкурентных рынках инновационной продукции.

Центральным элементом инновационного развития страны и ее отдельных регионов является формирование эффективной национальной инновационной системы, обеспечивающей объединение усилий и потенциала государственных и муниципальных органов власти, общественных объединений, организаций научного, образовательного и производственного секторов экономики в интересах ускоренного применения достижений науки и техники в целях реализации стратегических национальных приоритетов развития России.

Как показывает анализ инновационного развития на мезоуровне (региональном уровне), инновационные системы (или отдельные ее элементы) различных регионов характеризуются значительной спецификой своих функциональной направленности и системообразующих элементов.

По мнению отечественных ученых, несмотря на то, что в целом роль регионального уровня, в том числе и в области инновационной деятельности, возрастает (благодаря расширению полномочий российских регионов, передачи им существенной части прав и доли ответственности за эффективное регулирование, стимулирование и финансирование научно-технической сферы), во многих случаях формирование региональной инновационной системы (РИС) и разработка механизма ее управления, а также функционирования происходят преимущественно эмпирическим путем, без привлечения накопленного мирового опыта, обоснованных научных выводов и заключений. В результате существующее законодательство в отдельных регионах, концепции и целевые программы инновационного развития не охватывают все элементы региональных инновационных систем и, как следствие, не способствуют формированию комплексной и научно обоснованной концепции регионального инновационного развития.

Мировой опыт подтверждает, что концепция региональной инновационной системы (РИС) выступает неотъемлемой составляющей национальной инновационной системы. И концепция призвана обеспечить на региональном уровне необходимые условия и предпосылки для реализации инновационного потенциала региона как составляющего инновационного потенциала страны в целом, эффективную реализацию инновационных процессов с целью повышения инновационной и инвестиционной привлекательности и конку-

рентоспособности региона. Важно отметить, что инновационное развитие региона в рамках концепции РИС должно, с одной стороны, отражать национальные приоритеты развития, с другой — обеспечивать инновационное развитие региона с учетом его специфики социально-экономического развития и стратегических приоритетов.

В современных условиях, когда инновации выступают важным фактором экономического роста и развития страны, условием ее конкурентоспособности, эффективно функционирующая РИС позволяет сформировать устойчивые конкурентные преимущества региона, повышающие его инвестиционную привлекательность как для отечественных, так и международных инвесторов. Кроме того, в последнее время все больше внимания уделяется вопросу позиционирования региона в системе мирохозяйственных связей не только как субъекта России, но и как самостоятельного участника международных отношений, среди которых инновационное сотрудничество между странами приобретает особую актуальность и стратегичность.

Среди вопросов регионального инновационного развития отдельное внимание заслуживает проблема взаимосвязи и взаимодействия субъектов РИС, их отношения и роль в реализации инновационного процесса. Именно степень и уровень такого взаимодействия и сотрудничества определяют наличие или отсутствие в регионе инновационной системы. Традиционно структура РИС включает следующие функциональные блоки: создание инноваций; освоение инноваций; обслуживание и обеспечение процессов по созданию и освоению инноваций.

На примере Краснодарского края авторы рассматривают предпосылки и возможные ограничения развития региональной инновационной системы.

Специфика сложившейся инновационной системы Краснодарского края обусловлена особенностями его социально-экономического развития и позиционирования, постоянно изменяющимся внешним окружением. Основу производственного потенциала Краснодарского края составляют промышленный, строительный, топливно-энергетический комплексы, область информационных и коммуникационных технологий, а также агропромышленный, транспортный, курортно-рекреаци-онный и туристский комплексы. Последние три направления деятельности (агропромышленный, транспортный, санаторно-курортный и туристский

комплексы) соответствуют приоритетам социально-экономического развития России и определяют особый статус Краснодарского края в экономике страны. Вместе с тем современные процессы глобализации, постиндустриализации и активной интеграции в систему глобального инновационного пространства определяют необходимость развития инновационной системы, в рамках которой происходит повышение производительности труда не только в инновационных отраслях (например, машиностроение, электроника и др.), но и в традиционных для данного региона секторах воспроизводственного процесса.

Инновационная система для успешного функционирования должна иметь благоприятную нормативно-правовую базу и эффективную систему вывода на рынки продукции инновационных предприятий. Центральную роль в инновационной системе края играет инновационная инфраструктура, которая представляет собой организационно-управленческую, материально-техническую, информационную, финансово-кредитную базу для создания условий, способствующих эффективному распределению средств и оказанию услуг для развития инновационной деятельности на уровне региона.

Согласно проекту Концепции долгосрочной краевой целевой программы «Развитие региональной инновационной системы Краснодарского края на 2010—2014гг.» инновационная система края направлена на решение следующих двух стратегических задач, определенных в Стратегии социально-экономического развития Краснодарского края до 2020 года [5]: обеспечение кардинального повышения качества жизни населения края и создание потенциала опережающего развития.

Анализ показателей научно-технического и инновационного потенциала Краснодарского края позволяет выделить стимулирующие и ограничивающие факторы и условия развития инновационной деятельности.

Краснодарский край обладает развитой научно-технической базой, которая включает в себя:

• 68 научно-исследовательских и конструкторских организаций;

• 35 высших учебных заведений, 45 научно-технических подразделений на промышленных предприятиях;

• 57 государственных и негосударственных средних профессиональных образовательных учреждений, 15 образовательных учреждений подготовки и переподготовки кадров;

• информационные центры, центры трансферта технологий, организации, оказывающие консалтинговые услуги, и др.

Среди ключевых субъектов инфраструктуры инновационной деятельности (понимаемых как организации любой организационно-правовой формы и формы собственности, оказывающие услуги по созданию, производству и реализации продукции инновационной деятельности) в крае функционируют:

• Краснодарский центр научно-технической информации;

• инновационно-технологический центр «Кубань-Юг»;

• Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Краснодарского края;

• Региональный венчурный фонд Краснодарского края;

• фонд содействия партийному проекту «Единой России» «Национальная инновационная система»;

• Новороссийская государственная морская академия им. адмирала Ф. Ф. Ушакова;

• научно-технологический парк Кубанского государственного университета «Университет»;

• межрегиональный центр обслуживания малых и средних предприятий.

В регионе реализуются инициативы по формированию эффективной «Национальной инновационной системы», осуществляются научные исследования по инновационным проектам, в том числе в области создания наноупрочнения металлов. Идут работы по изготовлению межколесного дифференциала, развитию муниципальных распределительных электрических сетей на основе технологии «умная сеть», позволяющей сделать деятельность электроэнергетических компаний прозрачной и исключающей возможность злоупотреблений и ненормативных потерь.

В рамках формирования нормативно-правовой базы по развитию РИС в крае к 2010 г. действует краевой закон «О науке (научной деятельности) и региональной научно-технической политике Краснодарского края» от 30.06.1997 № 93-К3. Приняты постановление «О совете по инновационному развитию Краснодарского края» от 02.06.2009 № 468, а также документы о стимулировании развития молодежной науки, о стипендиях администрации края для студентов, аспирантов и докторантов и др.

Среди мероприятий государственной поддержки инновационной деятельности в регионе

Таблица 1

Научно-технический потенциал Краснодарского края [4]

Показатель Год

2003 2004 2005 2006 2007 2008

Количество организаций, выполнявших исследования и разработки (ед.) 64 64 62 59 68 60

Численность персонала, занятого исследованиями и разработками (чел.) 8 198 7 872 7 000 7 324 6 997 6 452

Внутренние затраты на научные исследования и разработки (млн руб.) 1 618 1 675 1 726 2 185 2 948 3 260

Среднегодовая стоимость основных средств, млн руб. 4 130 - 7 099 7 718 10 088 11 003

следует отметить такие широко известные инициативы (в том числе и за пределами края), как Международный инвестиционный форум «Сочи», конкурс инновационных проектов в рамках программы «Старт», программа «У. М. Н. И. К.», научно-практическая конференция «Проблемы и пути инновационного развития Краснодарского края» и др.

Отдельные показатели, характеризующие научно-технический потенциал края, представлены в табл. 1.

Если проанализировать объем выполненных научных исследований и разработок в крае по источникам финансирования, то на государственный сектор приходится 47 % затрат (2 248 млн руб. в 2008 г.), предпринимательский сектор — 45 % (2 132 млн руб.), сектор высшего профессионального образования — 8 % (372 млн руб.) [4].

В 2008 г. 409 организаций использовали передовые производственные технологии, что на 8,1 % меньше по сравнению с показателем 2007г., из них 10 организаций создали новые технологии (товары, услуги для их рынка сбыта). По итогам 2008 г. создано 10 новых передовых производственных технологий. Общее число использованных передовых производственных технологий в организациях, которые их применяют с 2008 г., составило 2 088 [4].

По уровню инновационной активности предприятий (организаций, занимающихся инновационной деятельностью) Краснодарский край отстает от среднего показателя по России и занимает одно из последних мест среди других субъектов Федерации. Согласно данным за 2005 г., уровень инновационной активности Краснодарского края составил 4,1 %, Южного федерального округа (ЮФО) — 8,5, России — 9,7 %. За этот же год доля инновационно активных организаций в процентном отношении в Краснодарском крае составила 4%, в целом по России — 9,7 %. Для сравнения в Пермском крае — 33 %, Москва — 18, Татарстан — 13 %.

В последующие годы ситуация в крае немного улучшилась, но регион по-прежнему находится в числе отстающих субъектов РФ по показателям инновационной активности. Так, доля организаций, занимавшихся инновационной деятельностью, в общем числе обследованных организаций (1 007) в 2008 г. в крае составила 6,8 %. Доля предприятий, осуществляющих технологические инновации в целом по отечественной экономике, составляет 9,4 %. Россия по данному показателю значительно отстает от других стран — участников инновационного процесса (см. рисунок).

Как следует из представленных данных, Россия отстает по доле предприятий, осуществляющих технологические инновации не только от стран — инновационных лидеров, но и от европейских государств с более скромными показателями социально-экономического и инновационного развития.

Доля инновационной продукции в структуре валового регионального продукта Краснодарского края составляет всего 0,36%, а доля расходов на НИОКР в расходной части бюджета края — 0,05 % (в целом по России на науку в прошлом году выделено 4% расходной части бюджета). Для сравнения, в американской экономике только венчурная индустрия составляет 14% ВВП.

Анализ статистических данных относительно кадрового потенциала края показывает тенденцию к снижению численности работников, выполняв-

80 70 60 50 40 30 20 10 0

73

39

27

9,4

,11,-

я я

л

Доля предприятий, осуществляющих технологические инновации в 2008 г., % [1]

Таблица 2

Кадровый потенциал Краснодарского края, чел. [4]

Показатель Год

2004 2005 2006 2007 2008 2009

Количество работников, выполнявшихисследования и разработки (без совместителей), на конец года 7 872 7 000 7 324 6 997 6 452 6 452

Количество аспирантов (вузов и НИИ) на конец года 2 506 2 648 2 769 2 728 2 618 2 618

Принято в аспирантуру 834 1 022 987 877 839 839

Фактический выпуск аспирантов с защитой диссертации 183 172 237 195 144

Принято в докторантуру 21 18 19 20 18

Фактический выпуск докторантов с защитой диссертации 9 11 2 1 -

ших исследования и разработки в 2004—2009 гг. (табл. 2). Такая же тенденция наблюдается и в отношении выпуска аспирантов и докторантов, в том числе с защитой диссертации.

Краснодарский край занимает 50-е место в России, 6-е место в ЮФО по созданию передовых производственныхтехнологий, 37-е место по созданию производственных технологий в России. Краснодарский край находится в числе лидеров ЮФО по инновациям и по числу используемых передовых технологий (занимает 3-е место после Волгоградской и Ростовской областей). Показатели инновационнос-ти края с 1999 по 2009 г. увеличились в 7 раз [3].

По доле организаций, осуществляющих технологические инновации, край занимает 57-е место в России, девятое место в ЮФО. По доле инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции — 52-е место в России, 7-е место в ЮФО; по объему отгруженной инновационной продукции на душу занятого в экономике населения, а также по доле инновационной продукции в структуре регионального валового продукта — 56-е место в России, 6-е место в ЮФО. По затратам на технологические инновации на душу занятого в экономике населения Краснодарский край занимает 75-е место в России, 9-е место в ЮФО.

Для инновационной сферы Краснодарского края, впрочем, как и для других регионов России, характерно то, что число созданных и внедренных передовых производственных технологий отстает от количества разработанных и зарегистрированных за этот период. Так, по данным Минобрнауки России, в период самого слабого финансирования, в 1998 г., в производство внедрялось до 6% разработок. В 2003—2008 гг. при существенном росте финансирования инновационной деятельности процент внедрения практически не изменился. По уровню внедрения в производство высоких технологий Россия занимает 70-е место в мире.

Таким образом, краткий анализ отдельных показателей развития инновационной сферы

Краснодарского края показал, что регион, обладая высоким научно-техническим потенциалом, тем не менее имеет недостаточный уровень развития инновационной системы (прежде всего в части конкретных внедрений в экономику региона), что является следствием:

• отсутствия венчурных организаций, работающих на принципах проектного финансирования и управления инновационными проектами;

• недостаточной инвестиционной привлекательности инновационной сферы края в сравнении с другими отраслями экономики;

• слабого взаимодействия между наукой и бизнесом;

• недостаточного уровня развития инфраструктуры региональной инновационной системы, включая финансовое, информационное, консалтинговое, маркетинговое обеспечение;

• отсутствия системы экспертизы, конкурсного отбора и венчурного финансирования научно-технических проектов, обеспечивающих создание высокотехнологичной продукции;

• неразвитости системы профессиональной подготовки и переподготовки кадров для инновационной сферы;

• технологической отсталости и, как следствие, низкой конкурентоспособности продукции ряда отраслей промышленности;

• низкой эффективности деятельности по защите объектов интеллектуальной собственности. По оценке участников инновационного процесса — субъектов инновационной сферы Краснодарского края, среди факторов, препятствующих инновациям, решающими являются экономические условия деятельности в регионе (табл. 3):

• недостаток финансовой поддержки со стороны государства;

• ограниченность собственных денежных средств;

• низкий спрос на инновационную продукцию;

• высокая стоимость нововведений;

• высокий экономический риск.

Среди группы производственных факторов предприятия авторы особо отмечают недостаток информации о новых технологиях. При этом основными источниками информации обследуемые предприятия назвали: потребителей товаров и услуг; внутренние источники; профессиональные объединения; Интернет; поставщиков оборудования.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В числе мало используемых источников информации, но существенно важных для субъектов инновационного процесса, определены: внутренние источники информации, Интернет и профессиональные образования. Среди других условий, препятствующих инновационной деятельности, предприятия указали на неопределенность экономической выгоды от использования интеллектуальной собственности (табл. 3).

Отмеченные проблемы инновационного развития Краснодарского края во многом отражают сложившуюся ситуацию в инновационной системе России, характеризующуюся прежде всего низкой привлекательностью инновационной деятельности для бизнеса, отсутствием масштабного спроса на инновации. Следует отметить, что национальный рынок, ориентированный на экспорт, вряд ли способен генерировать устойчивые факторы развития национальной инновационной системы, опосредовать процесс организованного внедрения инноваций. Отечественной практике формирования НИС не хватает системности и инновационного механизма, способного взаимоувязывать деятельность существующих инновационных институтов и инициатив в направлении решения задач модернизации и повышения конкурентоспособности российской экономики. Как на национальном, так и на региональном уровнях созданы первичные институты для реализации инновационного процесса (речь идет в частности об ОЭЗ, новых университетах, государственных корпорациях, венчурных фондах, ассоциациях бизнес-ангелов и т.д.). Однако все они представляют собой «точечные» инициативы, отдельные решения частных аспектов общей проблемы.

Ситуация усложняется тем, что такие институты и инструменты часто слабо связаны между собой, что приводит к дублированию их функций, и в итоге решение общей проблемы — формирование эффективной НИС и РИС — не происходит. Другими словами на макро- и мезоуровнях отсутствует единый системообразующий каркас — институци-

Таблица 3

Основные или решающие факторы, препятствовавшие инновационной деятельности в Краснодарском крае в 2007—2009 гг. [4]

Фактор Количество организаций

Экономические факторы

Недостаток собственныхденежных средств 166

Недостаток финансовой поддержки со 213

стороны государства

Низкий спрос на инновации 133

Высокая стоимость нововведений 125

Высокий экономический риск 105

Производственные факторы

Низкий инновационный потенциал 66

Недостаток квалифицированного персонала 61

Недостаток информации о новых техноло- 181

гиях

Недостаток информации о рынках сбыта 58

Неразвитость кооперационных связей 50

Другие

Недостаточность законодательных и нор- 53

мативно-правовых документов, регулиру-

ющих и стимулирующих инновационную

деятельность

Неразвитость инновационной инфраструктуры (посреднические информационные, юридические, банковские, прочие услуги) 45

Неопределенность экономической выгоды 59

от использования интеллектуальной собс-

твенности

ональная архитектура инновационной системы. Представляется, что такая институциональная база для инновационной системы на уровне страны и отдельных ее регионов должна включать институты:

• государственной поддержки;

• защиты прав интеллектуальной собственности;

• поддержки и развития малого инновационного бизнеса;

• защиты отечественных инновационных предприятий от иностранной экспансии;

• госзаказа;

• правил проведения тендеров, формирования конкурентоспособных элементов инновационной инфраструктуры и др.

Подводя итог рассмотренным предпосылкам и ограничениям развития инновационной сферы в Краснодарском крае, а также анализу деятельности различных инновационных институтов, созданных и функционирующих на территории региона, можно констатировать, что в настоящее время практически отсутствует функционально оформленная действующая эффективная инновационная система. Недостаточно развита и сфера государс-

твенного управления регулярной инновационной деятельности, направленной на формирование инновационной экономики. Очевидно, что создание такой системы, процесс долгий, ресурсоемкий и многоэтапный. Отметим, что проблема развития эффективной и конкурентоспособной РИС актуальна не только для Краснодарского края, но и для других регионов. Мировая практика выработала значительное число различных подходов к развитию эффективных региональных инновационных систем на базе создания уникальных условий для каждого из них, в том числе за счет: развития наукоемких производств, индустрий и кластеров, ориентированных на производство научного знания для потребностей региона; равномерной помощи всем предприятиям и организациям, занимающимся реализацией полного инновационного цикла (технологическое лидерство региона) или поддержки только «точек роста» (отраслей или предприятий, достигших определенных успехов в научно-технических разработках и способных стать локомотивами роста); усиления интеграции инновационной сферы со сферами НИОКР, образовательным и исследовательским потенциалом институтов высшего образования. Какая модель окажется наиболее эффективной для Краснодарского края, зависит не только от инициатив региональных властей, но и от активности бизнес-сообщества,

научных и образовательных организаций, которые в совокупности, в объединяющих их взаимосвязях и функциональных отношениях и составляют региональную инновационную систему. Развитие инновационной системы края важно не только в контексте реализуемых национальных проектов модернизации отечественной экономики, мировых трендов инновационного развития, но и с политической и социальной точек зрения, поскольку направлено на повышение уровня и качества жизни населения края.

Список литературы

1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г. URL:http://www.admkrai.kuban.ru.

2. Мониторинг деятельности Краснодарского края по формированию рынка интеллектуальной собственности и инновационной системы. URL:http://www.depprom.ra.

3. Развитие науки и техники в Краснодарском крае за 2008 год: стат. бюллетень. Краснодар, 2009.

4. Сайт департамента промышленности Краснодарского края. URL:http://www.depprom.ru.

5. Стратегия социально-экономического развития Краснодарского края до 2020 года. URL: http://www.admkrai.kuban.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.