Научная статья на тему 'Предпосылки и ограничения развития оборонно-промышленного комплекса России: приоритеты государственной политики'

Предпосылки и ограничения развития оборонно-промышленного комплекса России: приоритеты государственной политики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
310
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННЫЕ ХОЛДИНГИ / КОРПОРАТИВНАЯ РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Андреева Н.В., Александрова Е.Н., Нежигай А.В.

Статья посвящена исследованию предпосылок и ограничений развития отечественного оборонно-промышленного комплекса на современном этапе развития, связанных с ними ключевых задач развития отрасли, ожидаемых результатов развития в среднесрочный период с учетом приоритетов посткризисного роста. Отдельное внимание уделено некоторым перспективным мерам государственной политики, направленных на развитие оборонно-промышленного комплекса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Предпосылки и ограничения развития оборонно-промышленного комплекса России: приоритеты государственной политики»

УДК 338.45(470+571)

ПРЕДПОСЫЛКИ И ОГРАНИЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ: ПРИОРИТЕТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ

Н. В. АНДРЕЕВА,

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и управления производством E-mail: nazarkina@mail. ru

Кубанский государственный технологический университет

Е. Н. АЛЕКСАНДРОВА,

кандидат экономических наук,

доцент кафедры мировой экономики

E-mail: al-helen@mail. ru

А. В. НЕЖИГАЙ,

аспирант кафедры мировой экономики

E-mail: neghigaj@mail. ru

Кубанский государственный университет

но-промышленного комплекса с гражданскими отраслями экономики.

Анализ развития российской экономики и динамики ее оборонно-промышленного сегмента свидетельствует о важности оборонно-промышленных корпораций для экономического развития, в современном контексте проявляющегося не только в стратификации оборонно-промышленного обеспечения национальной безопасности, но и в реальной угрозе замедления темпов макро- и мезоэкономического роста как вследствие нарастающей, имеющей ярко выраженные проявления научно-технической и производственной деградации оборонно-промышленного комплекса, так и важности гражданского сегмента оборонных товаропроизводителей.

В современных условиях оборонно-промышленный комплекс России характеризуется рядом предпосылок и ограничений, что определяет не только минимизацию последствий глобального кризиса, но и создание платформы для посткризисного развития.

_ И

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ: приоритеты и безопасность

Статья посвящена исследованию предпосылок и ограничений развития отечественного оборонно-промышленного комплекса на современном этапе развития, связанных с ними ключевых задач развития отрасли, ожидаемых результатов развития в среднесрочный период с учетом приоритетов посткризисного роста. Отдельное внимание уделено некоторым перспективным мерам государственной политики, направленным на развитие оборонно-промышленного комплекса.

Ключевые слова: оборонно-промышленный комплекс, оборонно-промышленные холдинги, корпоративная реструктуризация.

В условиях глобализации оборонно-промышленная отрасль является важной сферой национальных интересов в развитии российской экономики. Возрастает роль оборонно-промышленного комплекса (ОПК), в том числе комплексного развития научно-технических заделов оборонного назначения и взаимодействия государственных и частных сегментов оборонно-промышленного комплекса, а также хозяйственных связей оборон-

Несмотря на экономический кризис, объем экспорта российской военной продукции в 2008 г. по сравнению с 2007 г. возрос на 14,3 % и превысил 8 млрд долл. В целом за последние 6 лет объемы экспорта отечественной продукции военного назначения имели тенденцию роста. Всего же, по оценкам Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству, нынешний объем портфеля экспортных заказов субъектов военно-технического сотрудничества составляет свыше 35 млрд долл., что позволяет достаточно оптимистично смотреть на перспективы сотрудничества в военно-технической сфере на период как минимум до 2012 г. [2].

Все более значительное место в реализации продукции вооружения и военной техники (ВВТ) российского оборонно-промышленного комплекса занимает государственный оборонный заказ. Правительством РФ одобрен рост расходов на военные заказы в 2009 г. на 28 % к утвержденным ранее бюджетом расходам, объемы гособоронзаказа на 2010 г. также увеличены на 20 % к ранее запланированным. Следует отметить, что на фоне относительного сокращения бюджетных расходов на 15 % Правительство РФ признало наращивание оборонных расходов в 2009 г. одной из ключевых антикризисных мер по поддержке промышленности.

В настоящее время в составе оборонной промышленности учитывается 120 корпораций, полностью контролируемых частными предпринимательскими структурами. Более половины из них (51,3 %) продолжают выполнять оборонные заказы, т. е. их специализированное имущество продолжает использоваться по назначению. Такие предприятия сложно (практически невозможно) интегрировать в создаваемые холдинги, хотя некоторые из них являются единственными или основными производителями соответствующих видов оборонной продукции. Часть имущества корпораций оборонно-промышленного комплекса утрачена, так как при приватизации документы, характеризующие состояние приватизируемого имущества (результаты инвентаризации), не были обязательным приложением к плану приватизации [1].

Следует отметить, что отечественный ОПК по-прежнему сохраняет уникальный научно-технический и образовательный потенциал, однако эффективность его практического использования низкая, поскольку имеются объективные ограничения в формировании и развитии национальной инновационной системы России.

Несмотря на то, что российская экономика остается одной из крупнейших мировых экспорте-

54 -

ров вооружений (в период с 2004 по 2008 г. на долю США и России приходилось соответственно 31 и 25 % мирового экспорта вооружений), развитие ОПК затрудняется целым рядом факторов, среди которых:

• большая степень износа основных фондов корпораций;

• высокая доля низкорентабельных производств в общем числе отраслевых корпораций;

• высокий уровень общехозяйственных расходов;

• использование большого количества устаревших технологий.

Из всех корпораций ОПК России только 36 % стратегических корпораций можно признать с устойчивым финансово-экономическим состоянием, а около 30 % организаций имеют признаки банкротства. Особенно проблемная ситуация сложилась в отрасли боеприпасов и спецхимии, в которой около 50 % корпораций относится к потенциальным банкротам. Только 15 % применяемых предприятиями ОПК технологий соответствуют мировому уровню, основные производственные фонды изношены на 70 %, темп обновления оборудования составляет около 3—4 %, хотя морально устаревшее уже достигло 80 %.

В связи с отмеченными факторами возникает необходимость привлечения большого объема инвестиций для модернизации предприятий с тяжелым финансовым положением. В частности, Правительство РФ планирует направить 50 млрд руб. на поддержку корпораций оборонно-промышленного комплекса. Из них 15 млрд руб. будут направлены на субсидирование процентных ставок по кредитам и 35 млрд руб. — на инвестиции в уставные капиталы стратегических корпораций ОПК. Также предусматривается предоставление госгарантий в сумме до 300 млрд руб. Из них 100 млрд руб. предоставляется предприятиям ОПК и 200 млрд руб. — 295 предприятиям, вошедшим в список в качестве системообразующих.

Отмеченные внешние предпосылки и внутренние ограничения развития отечественного ОПК определяют ряд ключевых задач, необходимых для решения текущих проблем и повышения его конкурентоспособности в посткризисный период.

Среди таких задач, прежде всего, необходимо отметить следующие:

1) сбалансированное развитие оборонно-промышленного комплекса на базе оптимальной, экономически обоснованной корпоративной структуры;

2) создание сетевой инфраструктуры, обеспечивающей полноценное участие корпораций ОПК

на рынке продукции оборонного гражданского назначения, усиление межсистемных связей для транзита ВВТ на мировые рынки;

3) осуществление поэтапной инновационной модернизации корпораций оборонно-промышленного комплекса за счет внедрения наиболее современных технологий глобального инновационного пространства;

4) модернизация человеческого капитала, занятого в оборонно-промышленном комплексе;

5) формирование государственной системы управления развитием оборонно-промышленного комплекса на основе рационального сочетания рыночных и государственных механизмов;

6) увеличения притока инвестиций в ОПК в целях технического перевооружения, активизация инновационной активности корпораций ОПК;

7) достижение технологического единства и своевременного обновления производственных мощностей за счет реализации единой технической политики в ОПК.

Ожидается, что реализация на практике перечисленных задач обеспечит следующие результаты развития российского оборонно-промышленного комплекса:

• создание условий для реализации стратегических геополитических и геоэкономических интересов России в глобальном политико-экономическом пространстве;

• формирование необходимого инфраструктурного базиса для экономического роста России на инновационной основе;

• обеспечение обороноспособности и национальной безопасности;

• приведение уровня ВВТ в соответствие с требованиями населения и экономики и лучшими мировыми стандартами;

• поддержание достаточных оборонно-промышленных мощностей и необходимых резервов для полного удовлетворения спроса на ВВТ при конъюнктурных колебаниях;

• глубокая интеграция в мировые рынки ВВТ;

• поддержание высокого уровня готовности к деятельности в чрезвычайных ситуациях, соответствующего требованиям обороноспособности и безопасности страны;

• повышение прибыльности корпораций оборонно-промышленного комплекса. Начавшийся очередной этап глобализации,

инициированный созданием постиндустриального структурного состояния экономик развитых и новых индустриальных стран, с неизбежностью определяет необходимость перехода к шестому

технологическому укладу. Поэтому модель развития оборонно-промышленного комплекса России в рамках концепций догоняющего развития не подходит России, так как создает ситуацию изначального отставания во времени ОПК страны по ее конкурентоспособности по отношению к ВПК передовых экономик вследствие запаздывания перестройки отечественной промышленности на новой научно-технической базе. Необходимо опережающее развитие оборонно-промышленного комплекса по инновационным характеристикам. В связи с этим актуализируется разработка стратегии инновационной трансформации оборонно-промышленного комплекса, заключающаяся в использовании новейших технологий в производстве продукции ОПК. Инновационные технологии пятого уклада, а в дальнейшем технологии шестого уклада обеспечат смену поколений техники, экономию ресурсов, освоение их новых видов ВВТ.

Очевиден тот факт, что эффективность аккумулирования передовых научно-технических разработок оборонно-промышленного комплекса значительно влияет на востребованность других направлений научно-технического прогресса и в целом на конфигурацию оборонно-промышленного комплекса будущего. Необходимо использовать технологические достижения ОПК России, включиться в международное технологическое пространство на правах равного партнера, т. е. предложить собственные технологические достижения, в том числе гражданского назначения, и при этом найти для них свою технологическую нишу. Для этого Россия обладает достаточно высоким национальным технологическим уровнем ОПК. Вместе с тем необходимы управленческие механизмы, которые способны с наибольшей степенью эффективности реализовать этот потенциал. Среди таких механизмов особое внимание должно быть уделено организационно-структурному механизму управления корпорациями оборонно-промышленного комплекса на основе разработки и реализации системных мероприятий корпоративной реструктуризации в оборонно-промышленном комплексе России. Модель корпоративной реструктуризации в цепочке управленческих итераций бизнес-циклов ОПК России схематически представлена на рисунке.

В результате корпоративной реструктуризации в отечественном ОПК, по мнению экспертов, ожидается ряд положительных сдвигов не только в развитии корпораций ОПК, но и всей российской экономики. Среди таких сдвигов: • расширение собственных возможностей корпораций для финансирования развития науки

- 55

и производства, стабильность и устойчивость к изменениям на рынках вооружения и военной техники;

• способность качественно и в срок производить ВВТ последних поколений;

• повышение привлекательности для инвесторов и кредиторов;

• наличие дополнительных возможностей для решения социальных проблем.

Важной задачей государственной политики в сфере оборонно-промышленного комплекса на среднесрочный период становится создание и развитие рациональной корпоративной структуры, позволяющей решать задачи повышения конкурентоспособности национальной экономики и обеспечения обороноспособности, удовлетворения растущих потребностей экономики в инновационных разработках и услугах, соответствующих мировому уровню качества. Одним из возможных вариантов деятельности в данном направлении

Инновационные приоритеты корпоративной реструктуризации ОПК России

Производство продукции (ВВТ) в рамках ГОЗ

Производство продукции (ВВТ) на экспорт

т

Международная военно-техническая

кооперация -1

Научно-

технические

инновации

Маркетинговые

исследования

Расширение бизнеса

Техническое

перевооружение

Скупка активов предприятий ОПК

Высокая конкурентоспособность

Повышение эффективности производств, циклов

Модель корпоративной реструктуризации в цепочке управленческих итераций бизнес-циклов ОПК России

56-

является внедрение проблемно-ориентированных комплексов, благодаря чему корпоративное управление, включающее использование различных подсистем поддержки управленческих решений, в том числе цикл услуг по разработке, производству, сбыту и эксплуатации ВВТ, приобретает конкретные, основанные на типизации производственно-технологических, информационных и финансовых операций формы управления.

Другой перспективной мерой развития ОПК является создание отраслевой системы мониторинга функционирования ОПК. В качестве примера для создания отраслевой системы мониторинга ОПК России можно привести проект создания единой системы мониторинга субъектов РФ в интересах Департамента регионального мониторинга Аппарата Правительства РФ, целью которого было обеспечение руководства страны комплексной информационной и аналитической поддержкой для принятия решений в области анализа и управления социально-экономическим развитием Российской Федерации в территориальном и отраслевом разрезах на основе максимальной визуализации информации.

Требование времени таково, что для создания современных ВВТ необходимо использовать объединенные усилия и ресурсы различных интегрированных структур ОПК. В России также идет процесс интеграции различных корпораций ОПК. Такие интегрированные структуры созданы, чтобы объединить ресурсы для разработки и производства отдельных специализированных новых видов вооружения и военной техники, поддержания их в готовности к применению на протяжении всего жизненного цикла, а также модернизации существующего оружия.

Примером корпоративной реструктуризации ОПК является создание госкорпорпации «Рос-технологии», предназначенной для содействия организациям различных отраслей промышленности, включая оборонно-промышленный комплекс, в разработке, производстве, продвижении на внешний рынок и реализации

Оптимизация организационно -корпоративной структуры ОПК России

Разработка продукции гражданского назначения

Развитие корпоративной структуры

Совершенствование структуры управления

высокотехнологичной промышленной продукции. Сформированная на базе ФГУП «Рособоронэкспорт» (государственного посредника в области военно-технического сотрудничества с иностранными государствами, единственного в стране спецэкспортера всей гаммы высокотехнологичной продукции военного, двойного и производственно-технического назначения) госкорпорация «Ростехнологии» достаточно оперативно смогла интегрироваться в отечественную экономическую сферу и заняла соответствующее профилю и масштабу деятельности место на мировом рынке.

Создание «Ростехнологий» позволило «Рособоронэкспорту» не только концентрировать свою деятельность на продвижении на мировой рынок продукции и услуг военного и двойного назначения, но и организационно, структурно и юридически упорядочить масштабный и многоуровневый промышленный конгломерат, в который за прошедшие семь лет превратилось российское военно-экспортное ведомство.

Под юрисдикцию и управление госкорпорации «Ростехнологии» перешли созданные по инициативе и с участием ФГУП «Рособоронэкспорт» разноплановые бизнес-структуры. Это многопрофильная промышленно-инвестиционная группа ОАО «Объединенная промышленная корпорация «Оборонпром», крупнейший в мире и единственный в России интегрированный производитель титановой продукции ОАО «Корпорация ВСМ-ПО-Ависма», ООО «Группа АвтоВАЗ», вертоле-тостроительная и металлургическая холдинговые корпорации ОАО «Вертолеты России» и ЗАО «Рус-СпецСталь», финансово-промышленная группа ОАО «Оборонительные системы», тренажерост-роительная корпорация ЗАО «Р. Е. Т. Кронштадт». В составе госкорпорации «Ростехнологии» и такие функционально важные бизнес-единицы, как ОАО «Корпорация Биотехнологии», ООО «АТ-Спец-технология», ОАО «Промышленные технологии», ОАО «Протон+Сервис», ОАО «Промпоставка», ОАО «Промимпэкс», ЗАО «Концерн «Высокие Технологии Р», ООО «Интеллектэкспорт», ОАО «Национальный центр технологического перевооружения корпораций оборонно-промышленного комплекса», Научно-производственный центр «Реструктуризация и новые программы», Промышленная энергетическая корпорация и др.

В целом, как показывают результаты финансовой деятельности корпораций ОПК России, крупные экспортно-ориентированные корпоративные структуры ОПК с достаточной степенью диверсификации оказались не только наиболее устойчи-

выми к кризисным потрясениям, но и способными инвестировать в предприятия смежных отраслей промышленности для гарантированного обеспечения своих корпораций комплектующими.

Следует отметить, что создание в ОПК вертикально интегрированных структур, независимых от государства, может привести к монополизации отдельных видов ВВТ узким кругом собственников (в том числе через оффшорные корпорации), что позволит контролировать не только крупные интегрированные структуры, но и отдельные стратегически важные сегменты ОПК России.

Целенаправленное формирование крупных корпоративных структур под государственным контролем на основе технологически и кооперационно связанных промышленных хозяйствующих субъектов, выпускающих или способных в достаточно сжатые сроки обеспечить выпуск конкурентоспособной на внутреннем и внешнем рынках продукции ОПК, становится одним из основных рычагов усиления использования организационно-структурных факторов корпоративного управления для получения базовых конкурентных преимуществ для корпораций российского ОПК. При этом в настоящее время наблюдается тенденция укрепления позиций государства в оборонно-промышленном секторе России за счет скупки частных активов госкорпорациями, финансируемых преимущественно за счет корпоративного долга. Очевидно, такая стратегия не выглядит оптимальной в разрезе краткосрочного развития отрасли, так как является примером экстенсивного движения. Однако для отечественной практики на данном этапе она может служить переходным звеном к интенсивному типу развития, когда, закончив консолидацию внутри сектора, корпорации с участием как государственного, так и частного капитала, направят свои усилия на повышение рентабельности новых приобретенных активов.

Опыт становления и развития интегрированных структур оборонных отраслей многих стран мира показывает, что диверсификация является важнейшим инструментом интенсификации их производства, расширения продуктового ряда ВВТ. Решение данной задачи связано также с производством продукции гражданского назначения. Вовлечение крупных оборонных корпораций в гражданскую тематику целесообразно проводить на базе масштабных государственных проектов по развитию стратегических отраслей экономики. Примером данной инициативы является проведение конверсии оборонной промышленности СССР после окончания второй мировой войны.

- 57

В заключение можно отметить, что рассмотренные приоритеты осуществления прогрессивных структурных сдвигов в оборонно-промышленном комплексе с учетом возрастания степени глобальной конкуренции на рынках продукции оборонного и гражданского назначения позволят в значительной степени повысить эффективность и конкурентоспособность отечественного ОПК, опирающегося на стратегические приоритеты развития России с учетом обеспечения национальной безопасности.

Список литературы 1. Анализ процессов приватизации государственной собственности в Российской Федерации

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

за период 1993—2003 гг. (экспертно-аналитичес-кое мероприятие) / Руководитель рабочей группы — Председатель Счетной палаты Российской Федерации С. В. Степашин. М.: Изд-во «Олита», 2004. URL: http://www. ach. gov. ru/ru/expert/ analitic/?id=173.

2. Чемезов С. О состоянии промышленного комплекса Российской Федерации в условиях мирового финансово-экономического кризиса и меры по развитию высокотехнологичных отраслей промышленности // Выступление генерального директора ГК «Ростехнологии» С. Чемезова перед депутатами Госдумы РФ. 25.02.2009. URL: http:// www. arms-expo. ru/site. xp/04905705405012405405 5057053.html.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.