Научная статья на тему 'Проблемы совершенствования организационно-структурного механизма управления корпорациями оборонно-промышленного комплекса России'

Проблемы совершенствования организационно-структурного механизма управления корпорациями оборонно-промышленного комплекса России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
269
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ / УПРАВЛЕНИЕ / КОРПОРАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шевченко И.В., Нежигай А.В.

Статья посвящена исследованию проблемы совершенствования организационно-структурного механизма управления корпорациями оборонно-промышленного комплекса ВПК страны, в том числе определению направлений реализации государством эффективных вариантов реформирования корпоративной структуры оборонно-промышленного комплекса в условиях интеграции в мировую экономику, осложненных в последний период глобальным финансовым кризисом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы совершенствования организационно-структурного механизма управления корпорациями оборонно-промышленного комплекса России»

Финансы ОПК

проблемы совершенствования организационно-структурного механизма управления корпорациями оборонно-промышленного комплекса

россии

И. В. ШЕВЧЕНКО, доктор экономических наук, декан экономического факультета E-mail: decan@econ.kubsu.ru Кубанский государственный университет

А. В. НЕЖИГАЙ, начальник квартирно-эксплуатационной части

E-mail: neghigaj@mail.ru Монинская квартирно-эксплуатационная часть района КЭУ г. Москвы

Статья посвящена исследованию проблемы совершенствования организационно-структурного механизма управления корпорациями оборонно-промышленного комплекса ВПК страны, в том числе определению направлений реализации государством эффективных вариантов реформирования корпоративной структуры оборонно-промышленного комплекса в условиях интеграции в мировую экономику, осложненных в последний период глобальным финансовым кризисом.

Ключевые слова: оборонно-промышленный комплекс, проблемы совершенствования, управление, корпорация.

Оборонно-промышленный комплекс играет огромную роль в обеспечении национальной безопасности и является важнейшей структурной составляющей экономики нашей страны.

Основные отрасли ОПК России:

— производство ядерного оружия;

— ракетно-космическая промышленность;

— авиационная промышленность;

— военное судостроение;

— бронетанковая промышленность;

— производство стрелкового оружия и боеприпасов;

— производство артиллерийского вооружения.

Экспорт вооружения и военной техники (ВВТ) — продукции российского ОПК является важнейшим источником доходов федерального бюджета (см. таблицу).

Низкий научно-технический уровень оборонно-промышленного комплекса, определяемый износом основных производственных фондов, и низкая инновационная эффективность корпораций ОПК обусловливают постепенную утрату ряда технологических сегментов ОПК и увеличение разрыва между предложением и спросом на ВВТ новых поколений. Не отлажены механизмы государственного и рыночного регулирования развития ОПК, в том числе ценообразования, которые обеспечивали бы оптимальные, отвечающие требованиям наибольшей эффективности соотношения цен на ВВТ и гражданскую продукцию. Связанная с этим деформация научно-технической структуры ОПК обостряется ввиду исчерпаемости

Экспорт ВВТ в 1999-2008 гг. [1]

Год Общий объем российского экспорта, млрд долл. США Военно-техническое сотрудничество

Объем экспорта, млрд долл. США Доля от общего экспорта, % Объем экспорта, млрд руб.

1999 75,6 3,393 4,49 91,61

2000 105,0 3,681 3,51 103,66

2001 101,9 3,705 3,64 111,67

2002 107,3 4,810 4,48 150,79

2003 135,9 5,568 4,09 170,83

2004 183,2 5,855 3,19 168,68

2005 183,2 6,126 2,51 173,24

2006 303,6 6,464 2,13 175,76

2007 354,4 7,40 2,08 191,29

2008 471,6 8,35 1,77 207,49

наработок советского периода, затрудняет решение проблем повышения надежности снабжения продукцией ОПК вооруженных сил и народного хозяйства и обеспечения национальной безопасности России.

Ситуацию отличает двойственность положения России на мировом рынке оборонной продукции, которая проявляется в жесткой необходимости поддерживать собственную оборонную безопасность и в значительной степени оборонную безопасность СНГ, Китая и ряда других стран [2].

Острота проблем развития корпораций оборонно-промышленного комплекса России, проявляющаяся, в том числе и как реализация государством недостаточно эффективных вариантов реформирования корпоративной структуры оборонно-промышленного комплекса в условиях интеграции в мировую экономику, осложненных в последний период глобальным финансовым кризисом, и деструктивное влияние этих факторов на экономическое развитие и структурную перестройку оборонно-промышленного комплекса России вызывают тревогу.

Это обстоятельство нашло свое проявление и в том, что проблемы совершенствования организационно-структурных механизмов управления корпорациями оборонно-промышленного комплекса России рассматривались в многочисленных Указах Президента РФ, нормативных актах Правительства РФ, министерств и ведомств, Федерального Собрания РФ, а также региональных и муниципальных властей в субъектах РФ.

Все это говорит, в частности, и о том, что пока системных кризисных явлений в развитии корпораций оборонно-промышленного комплекса России преодолеть не удалось, реализация антикризисных аспектов развития оборонно-промышленного комплекса России как в условиях глобального кризиса, так и в периоды до и после

него затруднена в связи с целым комплексом объективных и субъективных причин, что ставит под угрозу национальную безопасность России. В этой связи крайне актуальной задачей становится анализ происходящих явлений.

Важность такой задачи повышается также и в связи с тем, что неэффективность реализованных вариантов корпоративной перестройки оборонно-промышленного комплекса России не только стала его характерной чертой, но и распространила последствия сложившейся ситуации на значительную часть смежных предприятий гражданского сектора, придав дестабилизационным последствиям неэффективности экономических процессов в ОПК системный характер [3].

Методической основой разработки и реализации экономической политики в ОПК, направленной на обеспечение устойчивых темпов экономического роста в России, выступает необходимость совершенствования организационно-структурного механизма управления корпорациями ОПК России как основы для его инновационной модернизации.

Потребности в поддержании национальной обороноспособности и решении кризисных и посткризисных проблем в экономике нашей страны предопределяют необходимость совершенствования организационно-структурного механизма управления корпорациями оборонно-промышленного комплекса России.

Факторы, которые необходимо учитывать при корпоративной реструктуризации ОПК России, представлены на рис. 1.

Нарастающее отставание ОПК России по основным факторам конкурентоспособности ВВТ невозможно преодолеть без применения технологий электронного сопровождения (например, CALS-технологий) на всех этапах жизненного цикла ВВТ Опыт ВПК развитых и новых индустриальных стран свидетельствует, что при существенно

Политические факторы

Стратегия Президента и Правительства Российской Федерации.

Политика Государственной Думы Российской Федерации. Изменение национальной и международной правовой среды.

Соотношение уровня приватизации или огосударствления в ОПК. Доля государства в ОПК как собственника. Международная политика России.

Характер международной напряженности

Экономические факторы

Стадия выхода из кризиса и посткризисного роста. Уровень инфляции. Динамика курса российского рубля к основным валютам (к доллару США, евро, юаню, тэнге и т.п.). Динамика ставки ре финансирования Центрального банка РФ. Условия привлечения внешних инвестиций (в России и из-за рубежа). Кооперация ОПК с представителями из других стран.

Уровень внешних военных и иных угроз_

Факторы мировых рынков ВВТ

Уровень спроса на ВВТ. Изменения в мировой структуре производства ВВТ. Требования покупателей к ВВТ. Изменение в структуре «движения» ВВТ. Международные факторы регулирования оборота продукции ВВТ. Международная востребованность продукции ОПК России.

Полтика мирового разоружения

Инновационные факторы

Имеющиеся технологические наработки.

Сближение процессов производства продукции военного и гражданского назначения.

Собственность на патенты, лицензии и т.п. Характер НТП в сфере производства продукции ОПК. Смена военных (в том числе технических) приоритетов развития ВС России и других стран.

Характер имеющихся потенциалов ОПК других стран и уровень научно-технической кооперации с ОПК России. «Перелив» инноваций из военной сферы в гражданскую

Источник: разработка автора.

рис. 1. Факторы, которые необходимо учитывать при корпоративной реструктуризации ОПК России

проблемно-ориентированных комплексов корпоративного управления, перспективы которых связаны:

— с внедрением систем поддержки управленческих решений, в том числе интеллектуального анализа данных;

— с развитием сети высокоскоростных телекоммуникационных магистралей;

— с совершенствованием внутреннего и внешнего электронного документооборота в проблемно-ориентированных комплексах корпоративного управления;

— с формированием систем информационной поддержки жизненного цикла продукции;

— с интеграцией проблемно-ориентированных комплексов корпоративного управления через объединение различных подсистем поддержки управленческих решений, включая системы информационной поддержки жизненного цикла продукции.

Таким образом, системный характер недостатков в управлении корпорациями ОПК России обусловливает необходимость преодоления нарастающего отставания ОПК

меньших затратах на информационные технологии по сравнению с капитальными вложениями в техническое перевооружение предприятий влияние их на рост эффективности производства вполне сопоставимо.

При этом направления в развитии в ОПК России интегрированных систем информационной поддержки жизненного цикла продукции должны быть ориентированы на активное использование

России.

Несмотря на общую адаптацию корпораций оборонно-промышленного комплекса России к рыночным условиям, состояние оборонно-промышленного комплекса в настоящее время нельзя считать оптимальным, а уровень его научно-технического развития — достаточным.

Рассматривая процессы адаптации российских оборонно-промышленных корпораций к условиям реформирования экономики с позиций системного

Центр перспективных исследований и анализа

Единый заказчик

Департамент Минобороны России

Министерства и ведомства РФ

Единый подрядчик

Рабочая группа заинтересованных сторон

Разработка ВВТ

Изготовление ВВТ

Головной субподрядчик

Головной субподрядчик

Субподрядчики

Субподрядчики

Эксплуатация ВВТ

Головной

субподрядчик

J 1

Субподряд чики

Утилизация ВВТ

Головной субподрядчик

Субподрядчики

Вооруженные силы России

Программы кооперации с зарубежными производителями

Вооруженные силы зарубежных стран

Источник', разработка автора.

Рис. 2. Схема интегрированной системы разработки и производства ВВТ в ОПК России

Применение ор-ганизационно-струк-турного подхода к разрешению проблем развития ОПК России, базирующегося на комплексном изучении структуры, взаимодействия и эволюции корпоративных отношений, позволяет сформулировать новую схему управления рациональной корпоративной структурой ОПК России, которая позволяет решать задачи повышения конкурентоспособности национальной экономики и обеспечения обороноспособности нашей страны.

Концепция совершенствования ор-ганизационно-струк-турного механизма управления корпорациями ОПК России, выступая основой его стратегического раз-

подхода, необходимо рассмотреть основные черты и особенности реструктуризации как комплексного изменения хозяйственных методов и организационных структур российских оборонно-промышленных корпораций.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Реализация концепции совершенствования организационно-структурного механизма управления корпорациями оборонно-промышленного комплекса предполагает разработку и реализацию системных мероприятий корпоративной реструктуризации в оборонно-промышленном комплексе России.

В связи с этим важной задачей государственной политики в сфере оборонно-промышленного комплекса становится создание и развитие рациональной корпоративной структуры, позволяющей решать задачи повышения конкурентоспособности национальной экономики и обеспечения обороноспособности, удовлетворения растущих потребностей экономики в инновационных разработках и услугах, соответствующих мировому уровню качества.

вития, требует определенной организационной конфигурации структуры консолидации функциональных бизнесов в сфере обращения ВВТ.

Необходимо в ОПК России реализовать следующую полисубъектную модель (рис. 2).

Таким образом, необходимо выстраивание организационно-эффективной производственной цепочки, «единый заказчик» — «единый подрядчик» — «субподрядчики» — «ВС России, ВС других стран, участники кооперации в сфере производства ВВТ». Функцию единого заказчика должен выполнять департамент Министерства обороны или Правительства Российской Федерации. В структуру единого заказчика должен входить центр перспективных исследований и анализа.

Предлагаемая схема структурных изменений в существующих оборонно-промышленных холдингах может быть наиболее эффективно реализована через алгоритм реализации стратегии корпоративной реструктуризации корпораций ОПК (рис. 3).

Оценка возможности корпоративной реструктуризации

Рис. 3. Алгоритм реализации стратегии корпоративной реструктуризации предприятий ОПК

1 1

Система государственных приоритетов Система коммерческих приоритетов

>

Установление требований к корпоративной системе управления ОПК России

I "

Определение организационно-правовой формы. Определение собственника (владельца). Распределение долей между собственниками. Уровень корпоративной подчиненности. Уровень кадрового состава менеджеров. Территориальная структура. Наличие активов. Структура хозяйственных связей. Нормативы рентабельности. Возможность решения социальных вопросов. Стратегия расширения бизнеса и т.п.

В этих условиях корпоративная реструктуризация оборонно-промышленного комплекса России должна базироваться на сочетании государствен- 1. ного контроля за экономико-правовой средой, институциональной инфраструктурой и крупными оборонно-промышленным корпорациями с госу- 2. дарственными пакетами акций, обеспечивающими системообразующие функции в отношении самого оборонно-промышленного комплекса и других секторов ОПК, а также контроля за компаниями ОПК, принадлежащими не государству. Это рас- 3. ширит базу совершенствования организационно-структурного механизма управления корпорациями оборонно-промышленного комплекса, опира-

ющегося на федеральные приоритеты с учетом обеспечения национальной безопасности.

Вместе с тем реализация мер корпоративной структуризации ОПК России остается актуальной проблемой, поскольку ее решение требует разработки новых механизмов управления корпорациями ОПК на базе координации взаимодействия органов государственного управления и корпоративных структур ОПК России.

Список литературы

Калинина Н, Козюлин В. Глиняные ноги российского ОПК // Индекс безопасности. 2009. Т. 15. № 3-4.

Логинов Е. Л. Геоэкономика. Силовые методы конкурентной борьбы в мировой экономике. Системные проблемы экономической безопасности: соч. в 20 т. Т. 2. М.: Научтехлитиздат. 2007. 285 с.

Логинов Е. Л., Шевченко И. В. Инвестиционные войны: теория и практика конкурентной борьбы на основе использования инвестиционных факторов // Финансы и кредит. 2001. № 16.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.