УДК 336.225.673
ПРЕДПОСЫЛКИ И НЕОБХОДИМОСТЬ ВВЕДЕНИЯ МЕХАНИЗМА НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ СДЕЛОК МЕЖДУ ВЗАИМОЗАВИСИМЫМИ ЛИЦАМИ
Заяц Андрей Сергеевич, Научный руководитель: Туфетулов Айдар Миралимович, Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань
E-mail: zayatsas@yandex.ru
Аннотация. В целях разрешения конфликта интересов государств и транснациональных корпораций возникла система налогового контроля сделок между взаимозависимыми лицами, то есть деятельность государства по недопущению занижения налоговой базы организациями, осуществляющие сделки между взаимозависимыми лицами. В текущей статье предложено определение и содержание термина «налоговый контроль сделок между взаимозависимыми лицами».
Ключевые слова: конфликт интересов, налоговое законодательство, налоговый контроль, сделки между взаимозависимыми лицами.
Abstract. In order to resolve the conflict of interests of states and transnational corporations, a system of tax control of transactions between interdependent persons has emerged, that is, the activity of the state to prevent the underestimation of the tax base by organizations carrying out transactions between interdependent persons. In the current article, the definition and content of the term "tax control of transactions between interdependent persons" is proposed.
Key words: conflict of interest, tax legislation, tax control, transactions between related parties.
Российская экономика является частью мировой экономики, и многие хозяйствующие субъекты осуществляют деятельность, как в России, так и за ее пределами с использованием разного рода международных структур - холдингов и транснациональных корпораций. В условиях конкуренции налоговых систем разных государств развитие таких структур может приводить к существенным потерям для государственного бюджета, которые обусловлены выводом центров прибыли в страны с более благоприятным (льготным) режимом налогообложения. Вследствие этого российская правовая система неизбежно развивается в русле основных мировых тенденций и приспосабливается к все более усложняющимся способам и методам ведения хозяйственной деятельности. Среди характерных тенденций в развитии российского законодательства особняком стоит разработка и внедрение правовых институтов, которые посредством методов международного налогового планирования позволяют предотвращать уклонение от уплаты налогов. Такие институты уже действуют в правовых системах развитых стран. Одним из наиболее актуальных на современном этапе экономического развития стран является институт налогового контроля сделок между взаимозависимыми лицами.
История появления проблемы налогового контроля сделок между взаимозависимыми лицами связана с 50-60 гг. XX века, когда в промышленности в связи с процессами концентрации производства стали формироваться крупные монопольные транснациональные корпорации [1, с. 77]. Концентрация производства, сопровождаемая развитием его специализации, предполагала передачу продукции, изготовленной на одном предприятии, другому предприятию той же корпорации. Вследствие этого возникли проблемы с методами оценки такой продукции и принципами формирования цены передачи, названной трансфертной ценой. Такая свобода хозяйственных связей внутри холдингов и транснациональных корпораций привела к тому, что позволила интегрированным структурам манипулировать ценами передаваемой продукции между филиалами для целенаправленного уклонения от уплаты налогов [2, с. 32].
Трансфертные цены - это цены, применяемые внутри фирмы при реализации продукции между подразделениями компании, а также разных, но входящих в одно объединение компаний. Под трансфертными подразумеваются цены, по которым совершается купля-продажа сырья, комплектующих и других ресурсов родственными компаниями [3, с. 34].
Общая цель трансфертного ценообразования для холдингов и транснациональных корпораций заключается во влиянии на показатели работы каждого подразделения, занятого изготовлением продукции, увеличении прибыли подразделений фирмы, что должно в целом вести к увеличению прибыли фирмы, а также занижению налоговой базы путем перемещения ресурсов и средств из юрисдикций с высоким уровнем налогообложения на территории с льготным уровнем налогообложения. Поэтому налоговые системы многих государств используют механизм налогового контроля сделок между взаимозависимыми лицами с целью недопущения уклонения от уплаты или неполной налоговых платежей в государственный бюджет структурами, применяющими в своей деятельности трансфертное ценообразование [4, с. 14].
Специальным документом, содержащим важнейшие принципы правового контроля сделок между взаимозависимыми лицами в сфере международного налогового права, стали рекомендации Организации по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСР) 1979 г. [5, с. 41]. В последующие годы ОЭСР были приняты документы, дополняющие положения Отчета 1979 г., а также акты, упорядочивающие другие аспекты налогообложения при применении трансфертных цен.
При этом задолго до появления института налогового контроля сделок между взаимозависимыми лицами в Российской Федерации разъяснения ОЭСР прочно утвердились в практике налогообложения зарубежными странами, например, в части отнесения лиц к взаимозависимым [6, с. 79]. В зарубежных странах (Германия, Индия, Канада, Китай, США, Франция) утвердившимся является подход, согласно которому определяющее значение при определении взаимозависимости лиц отводится участию в капитале и факту управления организацией.
В то же время данный подход получил развитие и имеет различные дополнения в зарубежных странах. Например, в Индии существенно дополнены критерии признания лиц взаимозависимыми, среди дополнительных критериев можно выделить: предоставление займа в размере более 51% от величины активов заёмщика; наличие поручительства в объеме более 10% от совокупного объема заимствований другого лица; полная зависимость от нематериальных активов, которыми владеет другая сторона; не менее 90% зависимости одного лица от поставок другого лица, цены по которым определяются этим другим лицом. Во Франции помимо участия в капитале и факта управления в организации выделяются критерии наличия общих директоров, коммерческого контроль посредством предоставления эксклюзивных производственных и дистрибьюторских прав, осуществления деятельности во Франции от имени иностранной компании, финансовой зависимости, связанной с получением займа. В Японии дополнительными критериями определения взаимозависимости лиц являются следующие: организация осуществляет деятельность с использованием нематериального актива другого лица; деятельность организации существенно зависит от займа или поручительства другого лица. В то же время в некоторых странах (Австралия, Бразилия) критерии определения лиц взаимозависимыми не регламентированы, а существует лишь общее правило, при котором налоговый контроль сделок между взаимосвязанными лицами осуществляется в том случае, когда цена не соответствует принципу «вытянутой руки» по причине наличия какой-либо связи между двумя и более сторонами.
В систематизированном виде критерии определения взаимозависимости в зарубежных странах можно представить в приложении 1 [6, с. 79].
В 1995 г. ОЭСР была выработана новая редакция «Рекомендаций ОЭСР по вопросам налогового контроля трансфертного ценообразования для транснациональных компаний и налоговых органов». В новую редакцию были внесены существенные изменения, отражающие изменения в развитии транснациональных корпораций и трансфертного ценообразования. Основополагающим принципом рекомендаций ОЭСР выступает принцип «вытянутой руки» (arm's length principle), который заключается в анализе конкретной ситуации при аналогичных обстоятельствах независимой компании при осуществлении операций на свободном рынке [7, с. 98].
Рекомендации ОЭСР представляют собой основной документ в области налогового контроля сделок между взаимозависимыми лицами, положения которого в той или иной степени учитываются в законодательстве и правоприменительной деятельности различных стран мира, в том числе тех, которые не являются участниками ОЭСР [8, с. 39].
Рекомендации ОЭСР легли также в основу налогового контроля сделок между взаимозависимыми лицами и в России с некоторыми национальными особенностями. Вопросы налогового контроля сделок между взаимозависимыми лицами в последние годы широко дискутируются в научной литературе. Так, перспективы развития в отношении налогового контроля сделок между взаимозависимыми лицами в России исследовались Л.А. Чайковской и О.И.
Мамруковой, В.В. Зозулей и И.М. Хочаевым. Практические аспекты применения методов налогового контроля трансфертного ценообразования рассматривались В.К. Мешалкиным. Исследованию пробелов в законодательстве и трудностей применения методов в отношении налогового контроля сделок между взаимозависимыми лицами посвящены работы Э. Зиатдинова, А. Смолиной.
Налоговый контроль является одним из основных элементов государственного контроля рыночной экономики. В широком смысле под налоговым контролем понимается совокупность мер государственного регулирования экономики, направленных на эффективную реализацию экономической политики Российской Федерации и обеспечение фискальных интересов государства. В узком смысле под налоговым контролем понимается особый вид деятельности уполномоченных органов государственной власти, направленный на получение информации о соблюдении норм налогового законодательства и проверку полноты и своевременности выполнения налоговых обязательств. Неотъемлемой частью государственного налогового контроля является налоговый контроль сделок между взаимозависимыми лицами [9, с. 135].
В то же время необходимо отметить, что в научной практике превалирует термин «налоговый контроль трансфертного ценообразования», а термин «налоговый контроль сделок между взаимозависимыми лицами» используется в качестве названия раздела У.1 Налогового кодекса Российской Федерации. Несмотря на то, что в целом это - схожие термины, в то же время их нельзя отождествлять между собой, так как термин должен отражать правовую и экономическую специфику российских реалий. В связи с данным логическим предположением целесообразным видится анализ подходов к определению термина «налоговый контроль трансфертного ценообразования» и на его основе синтез термина «налоговый контроль сделок между взаимозависимыми лицами».
Л.Ф. Султанова и Р.И. Багаутдинова считают, что налоговый контроль трансфертного ценообразования - это деятельность государственных органов, которая заключается в получении государством адекватных сумм налогов, которые связаны с применением рыночных цен [10, с. 146]. Данное определение в упрощенном виде характеризует налоговый контроль трансфертного ценообразования, но не учитывает его с позиций системности.
По мнению Н.М. Измаиловой и А.В. Солдатенко, налоговый контроль трансфертного ценообразования - это одна из ключевых сфер для налоговых органов, которая заключается в противодействии использованию трансфертных цен и для уклонения от уплаты налогов, и вывода прибыли из Российской Федерации [11, с. 35]. Можно заметить, что данное определение термина «налоговый контроль трансфертного ценообразования» значительно расширено по сравнению с первым, однако также не описывает всю комплексность данного термина.
Как считает Л.П. Грундел, налоговый контроль трансфертного ценообразования является одним из важных направлений государственной налоговой политики, целью которой является обеспечение противодействия
использованию трансфертных цен взаимозависимыми организациями в целях минимизации налогов [12, с. 18]. В то же время трансфертное ценообразование может применяться не только между взаимозависимыми организациями, но и между взаимозависимыми организациями и физическими лицами, и между физическими лицами.
По мнению В.А. Шаповалова, налоговый контроль трансфертного ценообразования - это деятельность, которая заключается в обеспечении справедливого рыночного ценообразования, посредством уточнения перечня взаимозависимых лиц, контролируемых сделок, выработки механизмов налогового контроля в данной области, методов определения рыночных цен, налогообложения сделок между взаимозависимыми лицами, а также порядка заключения соглашений о ценообразовании [13, с. 255]. Данное определение отражает многие стороны системы налогового контроля трансфертного ценообразования, но не указывает на осуществление контрольных функций налоговыми органами.
И.В. Манохина и Е.В. Ядренникова отмечают, что налоговый контроль трансфертного ценообразования заключается в эффективном противодействии использованию трансфертных цен в сделках, совершаемых в целях уклонения от уплаты налогов и вывода капитала за рубеж путем переноса налогового бремени на налогоплательщиков, имеющих наиболее выгодный режим налогообложения или созданных специально для накопления задолженности перед бюджетом [14, с. 303]. Такое определение раскрывает снова характерные черты налогового контроля трансфертного ценообразования, но не уделяет внимания принципу системности.
В систематизированном виде подходы ученых к научному определению термина «налоговый контроль трансфертного ценообразования» представлены в таблице 1.
Таблица 1
Научные подходы к определению термина «налоговый контроль трансфертного ценообразования»
Автор (ы) Определение термина «налоговый контроль трансфертного ценообразования»
1 2
Л.Ф. Султанова, Р.И. Багаутдинова деятельность государственных органов, которая заключается в получении государством адекватных сумм налогов, которые связаны с применением рыночных цен
Н.М. Измаилова, А.В. Солдатенко одна из ключевых сфер для налоговых органов, которая заключается в противодействии использованию трансфертных цен и для уклонения от уплаты налогов, и вывода прибыли из Российской Федерации
Л.П. Грундел одно из важных направлений государственной налоговой политики, целью которой является обеспечение противодействия использованию трансфертных цен взаимозависимыми организациями в целях минимизации налогов
В.А. Шаповалов деятельность, которая заключается в обеспечении справедливого рыночного ценообразования, посредством уточнения перечня взаимозависимых лиц, контролируемых сделок, выработки механизмов налогового контроля в данной области, методов определения рыночных цен, налогообложения сделок между взаимозависимыми лицами, а также порядка заключения соглашений о ценообразовании
И.В. Манохина, Е.В. Ядренникова эффективное противодействие использованию трансфертных цен в сделках, совершаемых в целях уклонения от уплаты налогов и вывода капитала за рубеж путем переноса налогового бремени на налогоплательщиков, имеющих наиболее выгодный режим налогообложения или созданных специально для накопления задолженности перед бюджетом
Исходя из норм налогового законодательства, а именно раздела VI части первой Налогового кодекса Российской Федерации, который носит название «Взаимозависимые лица. Общие положения о ценах и налогообложении. Налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. Соглашение о ценообразовании» можно сделать предположение, что вместо термина «налоговый контроль трансфертного ценообразования» целесообразно использовать термин «налоговый контроль сделок между взаимозависимыми лицами, которые в целом являются идентичными, так как основываются на практических «Рекомендациях ОЭСР по вопросам налогового контроля за применением трансфертных цен для транснациональных компаний и налоговых органов» 1995 г., но в то же время отличаются исходя из особенностей национального законодательства.
Данное предположение напрашивается по двум основным умозаключениям. Во-первых, в российском налоговом законодательстве отсутствует теоретическое определение понятия «трансфертное ценообразование», «налоговый контроль трансфертного ценообразования». Введено специальное определение «взаимозависимых лиц», которое обращает внимание на условия и результаты сделок, совершаемых этими лицами, и (или) экономические результаты деятельности этих лиц, а не только на особенности ценообразования на товары и услуги, оказываемые этими лицами друг другу [15, ст. 105.1].
Во-вторых, в российском налоговом законодательстве первичен именно факт установления взаимозависимости между лицами (осуществляется проверка на сопоставимость коммерческих и (или) финансовых условий сделок, а также функциональный анализ [15, ст. 105.5]), а уже потом осуществляется анализ обоснованности формирования цены этими лицами.
В структурированном виде разница между терминами «налоговый контроль сделок между взаимозависимыми лицами» и «налоговый контроль трансфертного ценообразования» приведена в таблице 2.
Логические рассуждения приводят к обоснованному выводу, что все-таки термин «налоговый контроль сделок между взаимозависимыми лицами» более адекватно подходит к современному налоговому праву, а также более конкретно отражает сущность установленного разделом V.! части первой Налогового кодекса Российской Федерации процесса налогового контроля сделок.
Анализ подходов российских ученых к определению термина «налоговый контроль трансфертного ценообразования» позволяет перейти к определению содержания термина «налоговый контроль сделок между взаимозависимыми лицами» - это одна из ключевых сфер государственной налоговой политики, которая заключается в получении государством адекватных сумм налогов, недопущении уклонения от уплаты налогов и вывода капитала за рубеж (в низконалоговые юрисдикции) посредством уточнения перечня взаимозависимых лиц, контролируемых сделок, налогового контроля сделок между взаимозависимыми лицами, методов определения рыночных цен, а также порядка заключения соглашений о ценообразовании.
Таблица 2
Различия между терминами «налоговый контроль сделок между взаимозависимыми лицами» и «налоговый контроль трансфертного ценообразования»
Признаки сравнения между терминами Налоговый контроль сделок между взаимозависимыми лицами Налоговый контроль трансфертного ценообразования
Применимость к российскому законодательству Применим, так как понятие «взаимозависимых лиц» закреплено на законодательном уровне Не применим, так как в российском законодательстве понятие «трансфертного ценообразования» не регламентировано
Степень соответствия сущности терминов процессу налогового контроля Прежде всего определяется факт взаимозависимости между лицами, уже затем проверяется обоснованность формирования цены в сделках между ними Акцент делается на несоответствие примененных в сделках цен принципу «вытянутой» руки
Основополагающий законодательный акт, закрепляющий сущность и характеристику термина Налоговый кодекс Российской Федерации (глава V.1) рекомендации Организации по экономическому сотрудничеству и развитию 1979 года
Основная цель налогового контроля - своевременное выявление и пресечение нарушений налогового законодательства, обеспечение своевременного исполнения налоговых обязанностей лицами, которые зарегистрированы в установленном порядке в качестве налогоплательщиков. Основная цель налогового контроля сделок между взаимозависимыми лицами как составного элемента государственного налогового контроля -противодействие использованию уклонения от уплаты налогов и вывода капитала за рубеж в качестве инструмента минимизации налогов [16, с. 47]. Таким образом, действия налоговых органов не должны быть направлены на ликвидацию сделок между взаимозависимыми лицами как элемента рыночных отношений, а призваны максимально снизить негативное влияние его применения на бюджет страны и обеспечить своевременное и полное поступление денежных средств в бюджет.
В качестве основных задач налогового контроля сделок между взаимозависимыми лицами можно назвать [17, с. 47]:
- предотвращение вывоза прибылей за пределы Российской Федерации;
- справедливое распределение налоговых платежей между субъектами Российской Федерации за счет предотвращения необоснованного перемещения прибылей в субъекты с более благоприятным уровнем налогообложения;
- гармонизация налоговой системы Российской Федерации с международными требованиями и стандартами.
До 2012 г. налоговый контроль сделок между взаимозависимыми лицами осуществлялся нормами статей 20 и 40 Налогового Кодекса Российской Федерации, которые действовали с момента принятия части первой НК РФ в 1999 г. Однако, уже в начале 2000-х гг. стала очевидной неэффективность такого контроля, что объясняется рядом причин, такими как [18, с. 51]:
- несопоставимость с нормами международного права, в частности с рекомендациями Организации экономического содействия и развития 1995 года, что значительно усложняло деятельность крупных интегрированных структур, т.к. нередко приводило к спорам с налоговыми органами других стран мира и двойному налогообложению активов организаций;
- «размытостью» критериев определения взаимозависимости лиц, усложнявшей деятельность самих налоговых органов в части доказательства неправомерности совершенных сделок;
- отсутствием возможности осуществлять контроль разовых сделок между лицами, не являющимися взаимозависимыми, на внутреннем рынке Российской Федерации;
- отсутствием перечня официальных источников информации, разрешенных для использования налоговыми органами (в результате различного толкования норм Налогового кодекса Российской Федерации судебные органы при рассмотрении соответствующих дел в сравнимых ситуациях принимали как сторону налоговых органов, так и сторону налогоплательщика).
Указанные причины привели к изменению норм Налогового Кодекса Российской Федерации и принятию Федерального закона от 18.07.2011 года № 227-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения».
Если до принятия указанного Закона проблемы налогового контроля сделок между взаимозависимыми лицами регламентировались лишь ст. 20 и ст. 40 Налогового кодекса Российской Федерации, то на сегодняшний день существует целый раздел (раздел У.1), включающий в себя 6 глав, объединяющих 25 статей Налогового кодекса Российской Федерации. Результаты исследования изменений законодательства в области налогового контроля сделок между взаимозависимыми лицами приведены в приложении 2 [19, с. 48].
Из анализа изменений законодательства можно сделать вывод, что налоговый контроль сделок между взаимозависимыми лицами претерпел значительные изменения:
а) расширено понятие «контролируемой сделки», с 2012 года определяющим признаком контролируемой сделки является определение взаимозависимости между лицами, а не только отдельные виды операций (внешнеэкономические, бартерные);
б) значительно расширены основания признания лиц взаимозависимыми, кроме доли участия в других организациях предусмотрено 11 критериев взаимозависимости между лицами;
в) изменились основания признания цены рыночной: с 2012 года рыночными ценами считаются те, которые имели место в сделках между лицами, не являющимися взаимозависимыми;
г) увеличено число методов определение рыночной цены, к существовавшим 3 методам с 2012 года добавляются еще два метода определения рыночной цены: метод сопоставимой рентабельности и метод распределения прибыли;
д) значительно расширен список источников информации, которыми могут руководствоваться налоговые органы при проверке цен по сделкам;
е) бремя доказывания с 2012 года возлагается на налогоплательщика, а не налоговый орган;
ж) конкретизирован закрытый список налогов, который может подлежать корректировке вследствие проверки налоговым органом цен по сделкам;
з) установлено право налоговых органов проводить симметричные корректировки как у налогоплательщиков, так и его контрагентов, в случае выявления нарушений в ходе проверки обоснованности применения лицами цен в сделках;
и) для достижения стабильности ценообразования налогоплательщикам предоставлен механизм заключать совместно с налоговым органом соглашения о ценообразовании;
к) закреплена особая форма контроля в части налогового контроля в сделках между взаимозависимыми лицами - контроль за полнотой, своевременностью и правильностью исчисления налогов при совершении сделок между взаимозависимыми лицами.
Таким образом, предпосылками налогового контроля государством сделок между взаимозависимыми лицами выступают концентрация производства холдингов и транснациональных корпораций, сопровождаемая развитием его специализации, передача продукции, изготовленной на одном предприятии, другому предприятию той же корпорации, активное применения интегрированными структурами механизма трансфертного ценообразования, которое позволяло манипулировать ценами передаваемой продукции внутри холдингов и транснациональных корпораций для минимизации налогообложения.
Основополагающим документом в отношении налогового контроля сделок между взаимозависимыми лицами выступают «Рекомендации ОЭСР по вопросам налогового контроля трансфертного ценообразования для транснациональных компаний и налоговых органов» 1995 г. Рекомендации ОЭСР легли также в основу налогового контроля сделок между взаимозависимыми лицами и в России с некоторыми национальными особенностями.
Необходимо отметить, что в научной практике превалирует термин «налоговый контроль трансфертного ценообразования», а термин «налоговый контроль сделок между взаимозависимыми лицами» используется лишь в качестве названия раздела У.1 Налогового кодекса Российской Федерации. В связи с этим предложено авторское определение термина «налоговый контроль сделок между взаимозависимыми лицами» - это одна из ключевых сфер государственной налоговой политики, которая заключается в получении государством адекватных сумм налогов, недопущении уклонения от уплаты налогов и вывода капитала за рубеж (в низконалоговые юрисдикции) посредством уточнения перечня взаимозависимых лиц, контролируемых сделок,
налогового контроля сделок между взаимозависимыми лицами, методов определения рыночных цен, а также порядка заключения соглашений о ценообразовании.
Список использованных источников:
1. Колпашников И.М. Трансфертное ценообразование: правоприменительная и судебная практика стран ОЭСР / И.М. Колпашников // Налоговая политика и практика. - 2012. - № 8. - С. 76-80.
2. Панферова О.О. Регулирование трансфертного ценообразования на международном уровне / О.О. Панферова // Финансы и кредит. - 2012. - № 7. -С. 26-34.
3. Голишевский В.И. Международные принципы налогового регулирования трансфертного ценообразования / В.И. Голишевский, А.С. Кизимов // Финансы. - 2011. - № 7. - С. 32-36.
4. Асеев Д.В. Правовые основы трансфертного ценообразования - шаг к международным стандартам / Д.В. Асеев // Налоги и финансы. - 2011. - № 4. -С. 12-21.
5. Плетнева Г. Международная практика применения трансфертных цен для налогового контроля сделок между взаимозависимыми лицами / Г. Плетнева // Финансовая жизнь. - 2013. - № 4. - С. 37-42.
6. Кизимов А.С. Взаимозависимость в международной практике / А.С. Кизимов // Налоговая политика и практика. - 2012. - № 4. - С. 78-80.
7. Долгополова А.Ю. Международный опыт трансфертного ценообразования / А.Ю. Долгополова // Налоги и налогообложение. - 2012. - № 5. - С. 96-99.
8. Орлова А.А. Международный опыт регулирования трансфертного ценообразования в контексте борьбы с уклонением от налогообложения / А.А. Орлова // Налоги и финансы. - 2011. - № 4. - С. 38-44.
9. Кучерова Е.В. О некоторых аспектах трансфертного ценообразования / Е.В. Кучерова, С.Н. Горчаков // Вестник Кузбасского государственного технического университета. - 2011. - № 3. - С. 134-136.
10. Султанова Л.Ф. Реализация принципа «вытянутой руки» в трансфертном ценообразовании / Л.Ф. Султанова, Р.И. Багаутдинова // Экономика и управление в XXI веке: тенденции развития. - 2013. - № 12. - С. 146-151.
11. Измаилова Н.М. Трансфертное ценообразование: международный опыт, налоговое администрирование трансфертных цен в России / Н.М. Измаилова, А.В. Солдатенко // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство, право и управление. - 2014. - № 12 (55). - С. 31-35.
12. Грундел Л.П. Налоговое администрирование трансфертного ценообразования в России: монография / Л.П. Грундел. - М.: Финансовый университет при Правительстве РФ. - 2014. - 368 с.
13. Шаповалов М.А. Налоговый контроль и трансфертное ценообразование / М.А. Шаповалов // Налоги и финансовое право. - 2012. - № 5. -С. 251-257.
14. Манохина И.В. О новых правилах налогового контроля за применением трансфертных цен / И.В. Манохина, Е.В. Ядренникова // Теория и практика налоговых реформ: сб. статей. - Москва, 2012. - С. 302-309.
15. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая). Утверждено приказом Министерства финансов РФ от 13.07.1998 г. №146-ФЗ // СПС «Консультант плюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// base.consultant.ru
16. Нагорных М.Г. Особенности налогового контроля в России за сделками между взаимозависимыми лицами / М.Г. Нагорных // Налоговая политика. -2013. - № 39. - С. 45-50.
17. Брызгалин А.В. Краткий комментарий основных положений Федерального закона от 18 июля 2011 года № 227-ФЗ о налоговом контроле за трансфертным ценообразованием / А.В. Брызгалин // Налоги и финансовое право. - 2012. - № 5. - С. 28-185.
18. Зарипов В.М. Школа трансфертного ценообразования. Контроль цен: важные изменения / В.М. Зарипов // Налоговед. - 2013. - № 5. - C. 48-55.
19. Кизимов А.С. Контроль за трансфертным ценообразованием - фактор конкурентоспособности налоговой системы государства / А.С. Кизимов, В.И. Голишевский, М.С. Хорохорин // Финансы и кредит. - 2011. - № 38. - С. 46-53.