Научная статья на тему 'СОГЛАШЕНИЕ О ЦЕНООБРАЗОВАНИИ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ СДЕЛОК МЕЖДУ ВЗАИМОЗАВИСИМЫМИ ЛИЦАМИ'

СОГЛАШЕНИЕ О ЦЕНООБРАЗОВАНИИ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ СДЕЛОК МЕЖДУ ВЗАИМОЗАВИСИМЫМИ ЛИЦАМИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
15
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
налоговый контроль / сделки / взаимозависимые лица / соглашение о ценообразовании / tax control / transactions / interdependent persons / pricing agreement

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Заяц Андрей Сергеевич, Туфетулов Айдар Миралимович

Система налогового контроля сделок между взаимозависимыми лицами в связи с разнообразием подходов к определению соответствия цен рыночным создает неудобства как для организаций, так и для налоговых органов: необходимо искать сопоставимые цены, доказывать возможность использования того или иного метода ценообразования. Для гармонизации и упрощения отношений между налогоплательщиками и налоговыми органами Налоговый кодекс Российской Федерации предусматривает возможность заключения соглашения о ценообразовании. О значении соглашения о ценообразовании в процессе проведения налогового контроля сделок между взаимозависимыми лицами и пойдет речь в данной статье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The system of tax control of transactions between interdependent persons, due to the variety of approaches to determining the conformity of prices with market ones, creates inconveniences for both organizations and tax authorities: it is necessary to look for comparable prices, to prove the possibility of using one or another pricing method. In order to harmonize and simplify relations between taxpayers and tax authorities, the Tax Code of the Russian Federation provides for the possibility of concluding a pricing agreement. The significance of the pricing agreement in the process of tax control of transactions between interdependent persons will be discussed in this article.

Текст научной работы на тему «СОГЛАШЕНИЕ О ЦЕНООБРАЗОВАНИИ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ СДЕЛОК МЕЖДУ ВЗАИМОЗАВИСИМЫМИ ЛИЦАМИ»

УДК 338.5+336.225.673

СОГЛАШЕНИЕ О ЦЕНООБРАЗОВАНИИ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ СДЕЛОК МЕЖДУ ВЗАИМОЗАВИСИМЫМИ ЛИЦАМИ

Заяц Андрей Сергеевич, Научный руководитель: Туфетулов Айдар Миралимович, Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань

E-mail: zayatsas@yandex.ru

Аннотация. Система налогового контроля сделок между взаимозависимыми лицами в связи с разнообразием подходов к определению соответствия цен рыночным создает неудобства как для организаций, так и для налоговых органов: необходимо искать сопоставимые цены, доказывать возможность использования того или иного метода ценообразования. Для гармонизации и упрощения отношений между налогоплательщиками и налоговыми органами Налоговый кодекс Российской Федерации предусматривает возможность заключения соглашения о ценообразовании. О значении соглашения о ценообразовании в процессе проведения налогового контроля сделок между взаимозависимыми лицами и пойдет речь в данной статье.

Abstract. The system of tax control of transactions between interdependent persons, due to the variety of approaches to determining the conformity of prices with market ones, creates inconveniences for both organizations and tax authorities: it is necessary to look for comparable prices, to prove the possibility of using one or another pricing method. In order to harmonize and simplify relations between taxpayers and tax authorities, the Tax Code of the Russian Federation provides for the possibility of concluding a pricing agreement. The significance of the pricing agreement in the process of tax control of transactions between interdependent persons will be discussed in this article.

Ключевые слова: налоговый контроль, сделки, взаимозависимые лица, соглашение о ценообразовании.

Key words: tax control, transactions, interdependent persons, pricing agreement.

Введение. Соглашение о ценообразовании для целей налогообложения представляет собой соглашение между крупнейшим налогоплательщиком и Федеральной налоговой службой России о порядке определения цен и применения методов ценообразования в сделках между взаимозависимыми лицами [1, c. 47].

Основная цель соглашения о ценообразовании заключается в определенности в методах и процессе определения налогоплательщиком цен, используемых в сделках между взаимозависимыми лицами как для налогоплательщиков, так и для налоговых органов, и на этой основе договорное закрепление всех условий

процесса проведения сделок взаимозависимых лицах между налогоплательщиком и налоговыми органами [1, с. 47].

В настоящее время процедура заключения соглашения о ценообразовании предусмотрена гл. 14.6, которая регламентирует порядок заключения, срок действия и порядок прекращения соглашения о ценообразовании для целей налогообложения [2].

При заключении соглашения налоговые органы руководствуются кроме Налогового кодекса Российской Федерации, договорами Российской Федерации об избежании двойного налогообложения, а также Руководством ОЭСР по трансфертному ценообразованию для транснациональных компаний и налоговых администраций.

Основная часть. Нами предложены этапы процесса заключения соглашения о ценообразовании. Этапы заключения соглашения о ценообразования делятся на следующие:

- предварительный этап (подача налогоплательщиком заявления и документов, необходимых для заключения соглашения о ценообразовании);

- этап рассмотрения документов налогоплательщика (принятие решения о вводе в действие соглашения о ценообразовании);

- этап действия соглашения о ценообразовании.

На предварительном этапе заключения соглашения о ценообразовании крупнейший российский налогоплательщик, совершающий контролируемые сделки, должен подать заявление в Федеральную налоговую службу России, а также перечень обязательных и дополнительных документов [3, с. 190]:

- сопроводительные документы к заявлению;

- документы, обосновывающие методологию определения цен для целей налогообложения;

- первичные документы, подтверждающие факты, изложенные в проекте соглашения о ценообразовании и обосновывающие его документацию.

В виде алгоритма процесс заключения соглашения о ценообразовании представлен на рисунке 1.

На этапе рассмотрения документов налогоплательщика Федеральная налоговая служба России рассматривает их в течение шести месяцев со дня получения (срок может быть продлен до девяти месяцев).

В соглашение о ценообразовании могут быть включены следующие вопросы, по которым достигается соглашение между налогоплательщиком и Федеральной налоговой службой России [3, с. 192]:

- виды, перечни контролируемых сделок и товаров (работ, услуг), в отношении которых заключается соглашение о ценообразовании (по сделкам в соглашении их цены будут признаваться соответствующими рыночным ценам);

- порядок определения цен, описание и порядок применения методов ценообразования для целей налогообложения;

- перечень источников информации, используемых при определении соответствия цен, примененных в сделках, условиям соглашения;

- перечень, порядок и сроки представления документов, подтверждающих исполнение условий соглашения о ценообразовании.

Процесс заключения соглашения о ценообразовании

Предварительный ^тап

Поступление заиления е Федеральную налогов™ службу России от крупнейшего нашггататепыцика

Документ: необходимые для заключения соглашения о ценообразовании:

- сопроводительные документы к заявлению;

- документы. обосновывающие методологию определения цен для целей налогообложения;

- первичные доьлиенты. подтверя^зающие факты, изложенные в проекте соглашения с ценообразовании

Этап рассмотрения документов налогоплательщика

Федеральная налоговая служба России рассматривает докгленгы проекта соглашения о ценообразовании в течение шести ?.лесяцев со дня получения (срок }южег бьпъ продлен до девяти

}]©сяцев1

В соглашение о ценообразовании могут бьпь включены следующие пункты

- виды, перечни контролируемых сделок;

- порядок определения цен описание и порядок применения ?.летодов ценообразования:

- перечень источников информации используемых при определении соответствия цен условиям соглашения:

- перечень, порядок и сроки представления документов по исполнению условий соглашены о ценообразовании

Этап вынесения решения с заключении соглашения о

Решение с заключении соглашения о

ценообразовании с указанием мвста. даты и времени его

Решение о необходимости доработыт проекта

соглашения о

ценообразовании

Л л

Ж

Доработка документов налогоплательщиком по проект/ соглашения о ценообразовании

Решение об отказе от заключения соглашения о

ценообразовании

: * : Обжалование в суде

Этап действия соглашения о ценообразовании

Соглашение о

ценообразовании начинает действовать с 1 января очередного календарного года, следующего за гсроы его пцдпнсания

Соглашение о

ценообразовании прекращает свое ренствие по скончанию срока, на который оно было

заключено

В исключительных случаях соглашение о ценообразовании может быть прекращено до истечения срока, на который оно оыто заключено - по соглашению сторон или по

V_У

Рис. 1 Алгоритм заключения соглашений о ценообразовании

Перечень вопросов, включенных в соглашение о ценообразовании, не является закрытым. По договоренности сторон в нем могут быть установлены и иные условия осуществления сделок между взаимозависимыми лицами.

На этапе вынесения решения о заключении соглашения о ценообразовании Федеральная налоговая служба России принимает решение [1, с. 47]:

а) о заключении соглашения о ценообразовании с указанием места, даты и времени его подписания;

б) о необходимости доработки проекта соглашения о ценообразовании;

в) об отказе от заключения соглашения о ценообразовании.

В случае положительного решения, заключение соглашения о ценообразовании направляется налогоплательщику в течение пяти дней с даты принятия такого решения. Копия соглашения о ценообразовании, заключенного с налогоплательщиком, направляется Федеральной налоговой службой России в налоговый орган по месту учета налогоплательщика в качестве крупнейшего налогоплательщика в течение трех дней со дня подписания соглашения о ценообразовании.

При необходимости доработки проекта соглашения решение должно содержать ссылки на представленные документы, которые требует доработки со стороны налогоплательщика. После доработки документов налогоплательщик вправе повторно представить проект соглашения о ценообразовании, который рассматривается Федеральной налоговой службой России в течение трех месяцев с даты повторной подачи документов.

В случае отказа в заключении соглашения о ценообразовании Федеральная налоговая служба России делает мотивированный вывод о том, что в результате применения предложенного налогоплательщиком в проекте соглашения о ценообразовании порядка определения цен, методов ценообразования не будет обеспечиваться соответствие цен.

Решение об отказе в заключении соглашения о ценообразовании может быть обжаловано в суде в соответствии с законодательством. Арбитражный суд после рассмотрения заявления может признать решение Федеральной налоговой службы России соответствующим закону или недействительным. В случае признания недействующим решения Федеральной налоговой службы России об отказе заключения соглашения о ценообразовании впоследствии у налогового органа возникнет обязанность принять решение о заключении соглашения о ценообразовании. В случае признания арбитражным судом решения Федеральной налоговой службы России, соответствующим законодательству, налогоплательщик должен внести изменения в проект соглашения о ценообразовании [1, с. 47].

После устранения причин отказа налогового органа в заключении соглашения

0 ценообразовании, отраженных в соответствующем решении, налогоплательщик вправе будет обратиться повторно в Федеральную налоговую службу России с заявлением о заключении соглашения.

После подписания соглашения о ценообразовании в срок и в месте, указанных в решении о заключении соглашения о ценообразовании, Федеральная налоговая служба России в течение трех рабочих дней со дня его подписания отправляет его копию в налоговый орган по месту учета крупнейшего налогоплательщика.

На этапе действия соглашения о ценообразовании оно начинает действовать с

1 января очередного календарного года, следующего за годом его подписания.

Соглашение о ценообразовании прекращает свое действие по окончанию срока, на который оно было заключено. В исключительных случаях соглашение о ценообразовании может быть прекращено до истечения срока, на который оно было заключено - по соглашению сторон или по решению суда. Также Федеральная

налоговая служба России может принять решение о досрочном прекращении действия соглашения при нарушении налогоплательщиком его условий в течение срока его действия, что повлекло за собой неполную уплату налогов [3, с. 194].

При изменении законодательства о налогах и сборах в части отношений, регламентированных соглашением о ценообразовании, условия заключенного Соглашения остаются неизменными до окончания срока его действия.

С одной стороны, заключение соглашения о ценообразовании, по нашему мнению, имеет проблемные моменты для некоторых налогоплательщиков, так как возможны:

- нецелесообразность заключения соглашения о ценообразовании (в ситуации, когда затраты на заключение соглашения о ценообразовании и соблюдение его условий превышают выполнение раздела У.1 Налогового кодекса Российской Федерации) [2];

- несоответствие критериям для возможности заключать соглашение о ценообразовании (например, если налогоплательщик не является крупнейшим);

- доначисления налогов, пени и штрафов, в отношении сделок между взаимозависимыми лицами, цены по которым были согласованы в соглашении о ценообразовании.

С другой стороны, существуют и преимущества заключения соглашения о ценообразовании как для налоговых органов, так и для налогоплательщиков [1, с. 47]:

- эффективное взаимодействие между налогоплательщиком и налоговыми органами;

- экономия ресурсов на проведение затяжных и трудоемких налоговых проверок, судебных споров;

- увеличение уровня прозрачности информации налогоплательщика при проведении налоговым органом процедур налогового контроля;

- эффективное взаимодействие российских налоговых органов и налоговых органов зарубежных стран;

- устранение проблемы двойного налогообложения (при двусторонних соглашениях о ценообразовании).

В Российской Федерации на сегодняшний день заключение о ценообразовании с налоговым органом заключили три крупнейших налогоплательщика - «Роснефть», «Газпром нефть» и «Аэрофлот».

В целом заключено восемь соглашений о ценообразовании, при которых налоговые органы будут проверять лишь соблюдение компаниями условий соглашения о ценообразовании, а не подходы к определению обоснованности применения цен в сделках между взаимозависимыми лицами. Условием соглашений о ценообразовании становится прозрачность установления цены налогоплательщиками.

Выводы. Таким образом, соглашения о ценообразовании - инструмент в отечественной налоговой практике, введенный законом от 18.07.2011 № 227-ФЗ -является еще один шагом по гармонизации российской налоговой системы с международными правилам контроля сделок между взаимозависимыми лицами.

Заключение соглашения о ценообразовании, по мнению О.В. Чаадаевой [3, с. 190], позволяет существенно упростить процедуру налогового администрирования крупнейших налогоплательщиков и снизить издержки налогоплательщиков в связи с проведением налогового контроля. Соглашение о ценообразовании для целей налогообложения дает возможность налогоплательщику и налоговому органу заранее, до фактического исполнения сделок, определить рыночную цену сделок, на основании которой исчисляются налоговые обязательства [4, с. 25].

В конечном итоге, заключение соглашения о ценообразовании, по нашему мнению, может позволить налогоплательщикам как сократить уровень затрат, связанных с осуществлением мероприятий по выполнению требований законодательства об установлении цен в сделках для целей налогообложения, так и снизить административную нагрузку налоговых органов, связанную с осуществлением процедур контроля сделок между взаимозависимыми лицами.

Список использованных источников:

1. Грундел Л.П. Соглашения о ценообразовании - новая форма налогового контроля трансфертного ценообразования в России / Л.П. Грундел // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. - 2014. - № 10(70). - С. 47.

2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая). Утверждено приказом Министерства финансов РФ от 13.07.1998 г. №146-ФЗ // СПС «Консультант плюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// base.consultant.ru

3. Чаадаева О.В. Налоговый контроль за ценообразованием при проведении камеральных и выездных налоговых проверок / О.В. Чаадаева // Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития. - 2013. - № 8. - С. 189-194.

4. Засько В.Н. Трансфертное ценообразование: риски для налогоплательщиков и налоговых органов / В.Н. Засько, Д.Ю. Шакирова // Налоговая политика и практика. - 2012. - № 1-1(109). - С. 25-31.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.