Научная статья на тему 'Предпосылки и история развития профориентации'

Предпосылки и история развития профориентации Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
798
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР / VOCATIONAL GUIDANCE / CAREER - GUIDANCE CENTER

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Клюшникова Мария Владимировна

Рассматриваются исторические аспекты развития профориентации в зарубежной теории и практике, а также в отечественной науке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Preconditions and historical developing of vocational guidance

The article deals with the historical aspects of vocational guidance in foreign theory and practice and national science.

Текст научной работы на тему «Предпосылки и история развития профориентации»

8. Серова, И.Г. Лингвистические и нелингвистические знания в репрезентации языковой категории рода [Текст] / И.Г Серова // VIII Международная конференция «Когнитивное моделирование в лингвистике». - Москва-Варна: Учеба, 2005. - С. 159-169.

9. Серова, И.Г Гендер как фактор ког-ниции и коммуникации [Текст] / И.Г. Серова // Вопросы когнитивной лингвистики. - 2006. - № 2. - С. 65-74.

10. Швейцер, А.Д. Теория и практика перевода: статус, проблемы, аспекты / А.Д. Швейцер. - М., 1988. - С. 37.

11. Уайльд, О. Звездный Мальчик. Перевод с английского С.Г. Займовского [Текст] / Оскар Уайльд. - СПб., 1912.

12. Уайльд, О. Звездный Мальчик. Перевод П.В. Сергеева, Г. Нуждина [Электронный ресурс] / Оскар Уайльд. - Режим достуm:http://www.bookz.m/authors/uaild-oskar/starboy.html.

13. Уайльд, О. Мальчик-звезда. Перевод с английского Т. Озерской [Электронный ресурс] / Оскар Уайльд. - Режим досту па: http://www. al deb aran. ru.

14. Boroditsky, L., Schmidt, L. Sex, Syntax and Semantics. Proceedings of the

7 th International Cognitive Linguistics Conference. Santa Barbara [Электронный ресурс] / L. Boroditsky, L. Schmidt. - Режим доступа: http://www-psych.stanford. edu/~lera/papers/gender.pdf.

15. Foundalis, H.E. Evolution of Gender in Indo-European Languages. Proceedings of the 24th Annual Conference of the Cognitive Science Society. Fairfax, Virginia [Электронный ресурс] / Н.Е. Foundalis. -Режим доступа: http://www3.isrl.uiuc. edu/~jungwang4/langev/alt/foundalis02 evolutionOF/Foundalis.

16. Galsworthy, J. Maid in Waiting [Электронный ресурс] / J. Galsworthy. - Режим доступа: http://etext.library.adelaide.edu.au/ g/gal sworthy/j ohn/.

17. Lawrence, D.H. Women in Love [Электронный ресурс] / D.H. Lawrence. - Режим доступа: http//www.homeenglish.ru/ Books1.htm.

18. Nissen, U.K. Aspects of Translating Gender [Электронный ресурс] / U.K. Nissen. - Режим доступа: http://www.lmgu-istik-online.de/11_02/nissen.html.

19. Wilde, O. The Star-child [Электронный ресурс] / О. Wilde. - Режим доступа: http://www.artpassions.net/wilde/star-child.

УДК 371.134 ББК 74.200.52+88.4

М.В. Клюшникова ПРЕДПОСЫЛКИ И ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИИ

Рассматриваются исторические аспекты развития профориентации в зарубежной теории и практике, а также в отечественной науке.

Ключевые слова: профориентация, профориентационный центр.

Профориентация предполагает широкий, выходящий за рамки только педагогики и психологии, комплекс мер по оказанию помощи в выборе профессии, куда входит и профконсультация как индивидуально ориентированная помощь в профессиональном самоопределении.

Профессиональная ориентация - понятие многомерное. Так называют раздел науки о труде и комплексную работу

с молодыми людьми или безработными, направленную на их трудоустройство.

Профессиональная ориентация как направление в науке о труде возникла около ста лет назад. Некоторые авторы связывают ее рождение с именем основателя психотехники американского психолога Гуго Мюнстерберга, который в начале XX века впервые стал разрабатывать и использовать психологические тесты

для оценки профессиональных способностей человека [8]. В это же время появился новый раздел психологической науки - психология профессий. Но общепринятой точкой отсчета истории профориентации является создание Фрэнком Парсонсом первого кабинета профориентации в 1903 г. в Страцбурге (Франция) и бюро по выбору профессий в Бостоне (США) в 1908 г. Возникновению профориентации как научно-обоснованного метода предшествовала длительная история развития общественного устройства экономики, науки.

Первые примеры использования тестов для профессионального отбора можно встретить еще в древних легендах и притчах. Например, в библейской истории о воинах Гедеона: «И сказал, Господбь Гедеону: народа с тобой слишком много... веди их к воде, там я выберу их тебе. И сказал Господь Гедеону: кто будет лакать воду языком своим, как лакает пес, того ставь особо, так же как и тех, которые будут наклоняться на колена свои и пить.». Таким образом были отсеяны все лишние воины, а Гедеон получил 300 человек, которые пили, зачерпывая пригоршнями воду и не опускаясь на колени. Именно этими воинами и была одержана победа. Известно также, что проверка и отбор на те или иные виды труда в соответствии со способностями и качествами человека практиковались еще в середине третьего тысячелетия до нашей эры в Древнем Вавилоне, когда проводились испытания выпускников школ, где готовились писцы, а в Древнем Китае уже существовала система проверки способностей лиц, желавших занять должности правительственных чиновников и др. [4, с. 23-27].

Платон в своем учении об идеальном государстве предлагал осуществлять управление правителями, которые отбирались бы «бывшими старыми» из молодых людей до 30 лет. Отбор происходил бы по личным качествам, как интеллектуальным, так и нравственным [9, с. 24-25].

В 1575 г. в Испании вышла книга врача Хуане Уарте «Исследование способностей к наукам», принесшая автору европейскую славу. Это была первая в истории первая психологическая работа, ставящая в качестве специальной задачи изучение индивидуальных различий в способностях с целью профотбора.

Следует отметить, что все приведенные примеры являют собой профориентацию по типу профотбора. Во все времена самым простым и эффективным способом повысить качество выполняемой работы был поиск хорошего работника.

Принципиально новым к началу XX столетия (ко времени возникновения первых лабораторий профориентации) было то, что с проблемами выбора профессии столкнулось значительное число людей, которые стали мигрировать в города в поисках работы, чтобы было связано с бурным ростом промышленного производства в ряде стран. Внедрение новой, более сложной техники и технологии привело к тому, что не все оказались способны на ней работать. С данной проблемой столкнулись, прежде всего, сами работодатели, перед которыми реально возник рынок рабочей силы, т.е. возможность выбирать наиболее достойных. Да и самим работникам в условиях разнообразия видов деятельности и конкуренции за рабочие места становилось все сложнее. Таким образом, к концу XIX - началу XX в. сложилась необходимость в развитии специальных профори-ентационных служб, которые обслуживали бы множество людей и отвечали бы потребностям как претендентов на новые рабочие места, так и предпринимателей, предлагающих эти места и, что важно, готовых оплачивать профориентацион-ные услуги [5].

Но возникновение профориентации связано не только с социально-экономическими предпосылками. У человека возникает новая проблема - проблема профессионального самоопределения.

Если «феодальное общество, - пишет И.С. Кон, - острого ограничивало рамки его «свободного самоопределения», то в новое время человек становится «чем-то» в результате своих собственных усилий. Развитое общественное производство и выросшая социальная мобильность расширили рамки и масштаб «индивидуального выбора» [3, с. 196]. Особенностью нового времени стала реально возникшая перед людьми проблема свободы выбора.

В психологическом смысле эта проблема не менее сложная, чем проблемы, связанные с ограничением свободы человека. «Если «Я» патриархального индивида складывалось из совокупностей его «принадлежности» к разным социально-природным общностям, то «Я» буржуазного индивида скорее напоминает сумму отрицаний: не тело, не общественное положение, не деятельность, не совокупность стремлений», - пишет далее И.С. Кон [3, с. 235]. Поскольку пребывать в состоянии свободы выбора для многих людей оказалось дискомфортно, то на этой почве стали даже возникать неврозы, которых не было ранее. Стали даже появляться концепции, отражающие это положение. Например, если, согласно взглядам американского социолога Д. Рисмана, в XIX в. преобладающим типом социального характера в США была личность, «ориентируемая изнутри», то в современной Америке преобладать стала личность, «ориентируюшаяся на других», стремящаяся, прежде всего, к «гармонии с окружающими по сути своей являющаяся конформистской [3, с. 233-234].

В конце XIX века формируется школа научного управления - теилоризм. В начале XX века психофизиология и эргономика. Особую роль в развитии профориентации как научно-обоснованной системы сыграло возникновение психотехники. Один из ее основателей, Гуго Мюнстенберг, писал: «Психотехника -есть наука о практическом применении психологии к задачам культуры» [6,

с. 25]. Он выделял три основные задачи психотехники:

1) выбор наиболее подходящих работников с помощью профотбора и профкон-сультации на основе тестов. Причем, по мнению Мюнстенберга, профкон-сультация как совет квалифицированного специалиста со временем должна была занять наиболее важное место в работе психотехников;

2) достижение наивысшей производительности труда;

3) достижение желаемых психологических эффектов, развития личности работника.

Первый профцентр был создан в Америке в 1895 г. Фрэнком Парсонсом, продолжателем идей Г. Мюнстен берга и автором книги «Выбор профессии». Пар-сонс организовал в Бостоне специальное бюро. Основная идея его теории - «правильный работник - на правильном месте», т.е. подбор работника к требованиям профессии.

В 1903 и 1908 гг. открываются первые лаборатории по профдиагностике и кабинеты профориентации в Европе и Америке. Метод, предложенный Парсонсом, получил название «метода подгонки способностей» или «американской модели подбора кадров». Его метод предполагал глубокое тестирование человека, тщательное измерение его профессионально важных качеств. Кроме того, досконально изучались все функциональные особенности профессии. Данная теория просуществовала на Западе в качестве основной парадигмы до 60-х годов.

В противовес теории Ф. Парсонса в 1965 г. американским ученым Джоном Голландом (Holland) была разработана так называемая иерархия направленности, которая включала в себя следующие положения:

1) в западной культуре большинство людей могут быть отнесены к одному из 6 типов (реалистический, исследовательский, социальный, конвенциональный, предпринимательский,

артистический). Каждый тип является идеализацией, гипотетической конструкцией для описания определенной группы людей, обладающих сходными личностными и профессиональными признаками. Он является некоторым эталоном, стандартом, с которым сравнивается реальная личность;

2) существует шесть видов окружения, в каждом из них доминирует соответствующий тип. Так, в социальном окружении функционирует гораздо больше процент людей социального типа (С-тип), чем реалистического (Р-типа);

3) люди ищут такое окружение, которое бы позволило им упражнять свои навыки и способности, выражать свои установки и убеждения, решать волнующие их проблемы и брать на соответствующие запросам роли;

4) поведение личности определяется взаимодействием между ее личностными особенностями и характеристиками ее окружения.

Таким образом, приоритетом в теории Джона Голланда являлись интересы личности. Автор предлагает сначала определить сферу деятельности, к которой склонен человек и помочь ему подобрать в данной области профессию.

Данная теория не учитывала динамичность профессии и нестабильность мотивации и ценностей человека, потребности общества и ситуацию на рынке труда.

Несколько раньше, в 1952 г., американец Дональд Сьюпер (Super) предложил еще одну, не менее интересную теорию, которая получила название концепции возрастного развития.

Первый этап профессионального развития. По мнению Сьюпера, охватывает две фазы: созревание мечты о профессии сначала в надежду (в детстве), а затем и в конкретный план овладения профессией (в подростковом возрасте). Второй этап - развитие своего «Я» посредством трудового опыта в профессиональную Я-концепцию - охватывает всю оставшуюся часть жизни.

Таким образом, выбор профессии Сьюпером рассматривается, как часть развития личности в целом, которое не заканчивается с окончанием обучения, а продолжается на всех этапах профессиональной деятельности. Основной задачей профконсультанта Сьюпер считал помощь личности в достижении профессиональной зрелости.

Таковы основные идеи и теории, на которых строилась зарубежная профориентация. Можно отметить также ряд концепций, повлиявших на развитие профориентации, но не получивших большого распространения.

В 60-е годы XX века Анной Анастази и Леон Тайлер была разработана концепция индивидуальности. В своей основе концепция содержит глубокое изучение личности человека, ее ценностных ори-ентаций и мотивов. Теории мотивации также оказали свое влияние на развитие профориентации. Основная идея теории удовлетворенности трудом Герцберга заключается в необходимости развивать ведущие мотивы, а именно: мотив достижения в работе и потребность в общественном признании. Сходные идеи высказывает Энн Ро. Она утверждает, что у человека складывается иерархия потребностей. В зависимости от этой сложившейся иерархии потребностей нужно подбирать людям работу.

На современном этапе развития общества ученые обращаются к развивающему подходу. Как пишет И. Соломин, термина «профессиональная ориентация» в буквальном смысле слова на Западе не существует, а есть термин «развитие карьеры» (Career Development). Career Development представляет собой обширную сферу деятельности, курс для детей в возрасте от пяти до 14 лет, направленный на самопознание, знакомство с профессиями и возможностями образования, планирование карьеры.

В 1994 г. Конгресс США принял Акт, который был назван «School-to-Work» («Школа - работе»). В соответствии с

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.