Научная статья на тему 'Сущностная характеристика профессиональной ориентации в социальнопедагогическом аспекте'

Сущностная характеристика профессиональной ориентации в социальнопедагогическом аспекте Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
968
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / ВЫБОР ПРОФЕССИИ / КОМПОНЕНТЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ / PROFESSIONAL ORIENTATION / OCCUPATIONAL CHOICE / COMPONENTS OF PROFESSIONAL ORIENTATION DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Воробьев Николай Егорович, Гузенко Лидия Владимировна

Изложены сущностная характеристика и структурные элементы профессиональной ориентации, показано разграничение профессиональной ориентации как системы и как процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сущностная характеристика профессиональной ориентации в социальнопедагогическом аспекте»

тельности будущего педагога. Уточненные содержательные характеристики стиля учебнопрофессиональной деятельности студента, на наш взгляд, представляют ценность в отношении организации учебно-воспитательного процесса в вузе с учетом субъектных и личностных характеристик будущего педагога. Полагаем, что необходима разработка образовательных стратегий и технологий, позволяющих формировать индивидуально-творческий стиль учебно-профессиональной деятельности студентов как фактора его личностнопрофессионального развития.

литература

1. Бондаревская Е.В. Модернизация педагогического образования в инновационном пространстве федерального университета // Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. Серия «Педагогические науки». 2010. №7. С. 43-47.

2. Зеер Э.Ф. Основные концептуальные положения личностно-развивающегося профессионального образования // Изв. Рос. акад. образования. 2005. №3. С. 64-70.

3. Николаева М.В. Личностно-профессиональное развитие будущего учителя начальных классов в системе высшего педагогического образования : моногр. М. - Волгоград : Перемена, 2006.

4. Педагогика профессионального образования : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е.П. Белозерцев, А.Д. Гонеев, А.Г. Пашков [и др.]; под ред. В.А. Сластёнина. М. : Изд. центр «Академия», 2004.

5. Сергеев Н.К. Педагогическое образование: в поисках модели, адекватной времени // ректор вуза. 2010. № 2. С. 54-62.

6. Щукин М.Р. Структура индивидуального стиля деятельности и условия его формирования : автореф. дис. ... д-ра психол. наук. Новосибирск, 1994.

Style of educational and professional activity of a student: essential characteristics

There is regarded the issue of consideration of student’s personality as a subject ofprofessional education. There are specified the notions "dominant activity of a student", "style of educational and professional student’s activity". There is described the structure, criteria and functions of the style of educational and professional student’s activity.

Key words: style of educational and professional student’s activity, dominant activity of a student, personal and professional development of a student.

н.е. воробьев, л.в. гузенко

(Волгоград)

сущностная характеристика профессиональной ориентации в социальнопедагогическом аспекте

Изложены сущностная характеристика и структурные элементы профессиональной ориентации, показано разграничение профессиональной ориентации как системы и как процесса.

Ключевые слова: профессиональная ориентация, выбор профессии, компоненты развития профессиональной ориентации.

Переход страны к рыночным отношениям, затяжной экономический кризис, преобразования в разных областях функционирования общества, массовое ухудшение качества жизни привели к радикальным изменениям на рынке труда (безработица, увеличивающаяся вторичная занятость значительной части населения, появление новых профессий и специальностей, изменение престижа профессий). Все это кардинальным образом меняет процесс профессионального выбора молодежи.

Изучение сущности, содержания, структуры профессиональной ориентации, социальных и педагогических факторов с учетом изменений в обществе очень важно, т.к. понимание проблемы является теоретической предпосылкой целесообразного воздействия на данный процесс и рационального управления им в современных условиях. в целом для педагогической науки проблема профессиональной ориентации не является новой. Однако профессиональная ориентация в условиях развития в обществе рыночных отношений по сути не исследованная проблема. Принципиально важным при изучении профессиональной ориентации различать ее как систему и как процесс. Под системой профессиональной ориентации мы понимаем целостное единство социального воздействия общества (целенаправленная и планомерная работа общеобразовательных и профессиональных заведений, учреждений дополнительного образования, средств массовой информации) на личность с целью совершенствования ее профессионального и социального самоопределения. Система профессиональной ориентации вносит в этот процесс

© Воробьев Н.Е., Гузенко Л.В., 2011

известную степень упорядоченности, регулируемости и рационального управления.

Процесс профессиональной ориентации представляет собой формирование в сознании человека положительной установки на какую-либо конкретную профессиональную деятельность. Показателями в данном случае выступают сформированные профессиональные ценности, социально-профессиональные предпочтения и намерения.

Профессиональная ориентация, таким образом, включает три составляющие:

- процесс профессионально-трудового самоопределения молодых людей, теоретического и практического познания мира профессий, профессионального выбора и деятельности, направленной на его реализацию;

- систему целенаправленного воздействия общества на формирование профессиональных интересов и предпочтений личности в соответствии с общественными потребностями, индивидуальными склонностями и способностями;

- комплекс учреждений и организаций, осуществляющих это воздействие в различных специфических формах.

Система профессиональной ориентации, сохраняя определенную самостоятельность, является частью систем более широкого масштаба - общей системы трудовой подготовки школьников и системы социальной ориентации личности. Анализ работ, посвященных данному вопросу, показывает, что в профессиональной ориентации выделяют следующие структурные элементы: профпросвеще-ние, профконсультацию, профотбор, профобу-чение (профессиональная подготовка), проф-адаптацию, профвоспитание.

Профессиональное просвещение в широком смысле заключается в ознакомлении школьников со всей необходимой для выбора профессии информацией трех видов: 1) о профессиях и их содержании; 2) психологических качествах личности и качествах, необходимых для профессии; 3) потребностях общества в кадрах по данной профессии. в дальнейшем необходимо обеспечить учащихся информацией о перспективах развития данной профессии, оплате труда, возможностях профессионального роста. Таким образом, профессиональное просвещение - начальный элемент профориентации, который должен научить школьника свободно ориентироваться в мире профессий.

Профессиональная консультация - это научно организованное информирование о про-

фессиях, предназначенное для молодежи, оканчивающей общеобразовательную школу, с целью практической помощи в выборе профессии с учетом склонностей, интересов и сформировавшихся способностей, а также потребностей общества. Профессиональная консультация предполагает сообщение сведений, с одной стороны, о роли и перспективах каждой профессии, потребности в кадрах, содержании трудовой деятельности, социальноэкономическом и санитарно-гигиеническом статусе профессий, путях профессионального обучения, с другой - о тех требованиях, которые предъявляет профессия к человеку, его психическим особенностям, о медицинских и физиологических показаниях и противопоказаниях к профессии. Задачей профкон-сультации является нахождение путей наиболее целесообразного, рационального применения склонностей, способностей, интересов с учетом благоприятных условий для их дальнейшего развития. Нередко профконсуль-тация помогает в преодолении ряда внутренних конфликтов. Например, когда направленность подростка не соответствует реальной возможности ее проявления при трудоустройстве. Профессиональная консультация решает подобные проблемы путем формирования мотивов выбора.

в профессиональной консультации можно выделить три этапа. Первый - подготовительная профконсультация. здесь изучается динамическая функциональная структура личности и формируются ее недостаточно развитые сущностные силы, представляющие собой передающиеся по наследству природные силы, которые в процессе социализации наполняются общественным содержанием и приобретают социальную направленность. Как правило, подготовительная профконсультация осуществляется в течение всего периода школьного обучения и подводит учащихся к осознанному и правильному выбору профессии.

второй этап - завершающая профкон-сультация. она предполагает помощь в выборе профессии в соответствии с интересами, склонностями и психофизиологическими особенностями учащегося, поэтому носит более конкретный характер. Осуществляемая в 9 -11-х классах, завершающая профконсульта-ция подводит итоги всей проведенной до этого момента работы по обучению, воспитанию и профессиональному просвещению школьника; обеспечивает учащихся конкретными рекомендациями в выборе профессиональной

деятельности, а следовательно, имеет индивидуальный характер.

третий этап - уточняющая профконсуль-тация - заключается в исправлении допущенных ошибок, наиболее рациональном уточнении и, если это необходимо, изменении избранного профессионального пути (осуществляется в профессиональных учебных заведениях).

Деление профконсультационной работы на этапы кажется нам достаточно рациональным, т.к. придает процессу последовательный характер, что, в свою очередь, повышает результативность работы. Значение этого структурного элемента профессиональной ориентации определяется тем, что только опора на личные способности и склонности учащегося в дальнейшем обеспечит ему гарантию стабильности в острой профессиональной конкуренции на рынке труда, а упорное стремление к прибыльной работе без необходимых способностей и наклонностей нередко заканчивается девиацией.

Очень важным элементом профессиональной ориентации является профессиональное обучение, следующее за выбором профессионального образования, под которым понимается выбор средства реализации социальнопрофессиональной ориентации, способа приобретения желаемой профессии и достижения соответствующего социального положения. Молодой человек выбирает учебное заведение, где планирует получить профессиональное образование, факультет, соответствующий выбранной специальности. Профессиональное обучение представляет собой процесс овладения обучающимися системой научных знаний, познавательных умений, навыков и формирования на их основе других качеств личности и мировоззрения. важнейшей целью профессионального обучения является формирование личности будущего специалиста-профессионала.

Следующий элемент профориентации -профессиональный отбор. Он представляет собой систему средств, обеспечивающих прогностическую оценку взаимосоответствия человека и профессии. Профессиональный отбор необходим в видах деятельности, осуществляемой в сложных условиях (климатических, социально-психологических, гигиенических и пр.), требующей от человека повышенной ответственности, здоровья, высокой работоспособности, устойчивой эмоционально-волевой регуляции. Основой профессионального отбора являются конкретные нормативные характеристики профессии: социальные, организа-

ционные, позволяющие врачам, психологам, физиологам проводить процедуру отбора и диагностику кандидата на его соответствие конкретной профессии. Профессиональный отбор приобретает особое значение при устройстве на работу или выборе профессии несовершеннолетними гражданами. Работа с подростками и юношами требует специального психологопедагогического подхода и знаний возрастных особенностей. таким образом, под профессиональным отбором понимают процесс, цель которого - определить степень психофизиологической и социально-психологической пригодности претендента на обучение и работу по данной специальности. Профотбор предоставляет человеку возможность получить сведения о его пригодности или непригодности к конкретной профессии. в зависимости от результатов профессионального отбора можно выделить два его вида - констатирующий и организующий. Первый предполагает решение вопроса о пригодности к профессии того или иного лица в форме «годен» / «не годен» и чаще всего используется при определении пригодности к военным профессиям. Цель организующего профотбора - оценить индивидуальные особенности человека, являющиеся показаниями не к одной, а к нескольким профессиям. в процессе профотбора определяют профессиональную пригодность человека на основе его физиологических и интеллектуальных особенностей. важную роль при этом играют физиологические особенности человека. Люди с разными физиологическими особенностями отличаются друг от друга состоянием здоровья, общим уровнем физического развития. Данные факторы следует учитывать в первую очередь, т.к. именно состояние здоровья становится первым ограничением при выборе какой-либо профессии.

Другим, не менее важным, критерием профотбора является психологический компонент личности - совокупность черт характера, свойств темперамента, качеств ума, преобладающих интересов. Любой род деятельности требует от человека определенных индивидуально-психологических качеств. Например, для менеджера такими качествами будут коммуникабельность, мобильность, ответственность, умение найти подход к людям, для учителя - отзывчивость, терпимость, справедливость, любовь к детям. Наличие требуемых качеств личности предопределяет успешность профессиональной деятельности, их отсутствие приводит к неэффективности работы и неудовлетворенности работника. Его интеллектуальная пригодность определяется глуби-

ной знаний, интересом к их усвоению, умением излагать и отстаивать свои мысли, способностью к творческой деятельности.

Следует отметить, что не существует совершенной пригодности или непригодности человека к какой-либо профессиональной деятельности. Целесообразнее говорить о большем или меньшем соответствии качеств человека специфическим требованиям профессии. таким образом, профотбор способствует определению предрасположенности индивида к данной группе профессий на основе физических, психологических и интеллектуальных критериев, что впоследствии положительно сказывается на профессиональном обучении и профессиональной адаптации.

в системе профориентации очень важное место занимает профессиональная адаптация. Это процесс, способствующий вхождению молодежи в специальность в новых условиях трудовой деятельности. Особенностями данного компонента профессиональной ориентации являются, во-первых, ее осуществление в ходе непосредственно-практической деятельности индивидов по той или иной профессии (в основном уже за пределами школы, за исключением вечерних школ), во-вторых, всеобщность. так, если воздействию подготовительных звеньев системы профессиональной ориентации различные группы молодежи могут подвергаться в разной степени (или не подвергаться вовсе), то профессиональная адаптация в равной степени и неизбежно распределяется на всех, т.к. проблема включения в профессиональную трудовую деятельность рано или поздно возникает перед каждым. На данном этапе необходимо рассмотреть профессиональное самоопределение личности.

Это процесс формирования собственного отношения личности к профессиональной деятельности и способ его реализации через согласование личностных и социальнопрофессиональных потребностей. Профессиональное самоопределение является частью жизненного самоопределения, вхождения в ту или иную социальную и профессиональную группу, выбора образа жизни, профессии. До 1990-х гг. в отечественной педагогической теории профессиональное самоопределение рассматривалось в основном как идея профессиональной ориентации. Современная трактовка профессионального самоопределения охватывает проблемы его взаимосвязи с общим жизненным самоопределением личности, влияния воздействий на личность окружающей социальной среды, профессионального становления и активной жиз-

ненной позиции человека. в условиях рыночной экономики особое значение приобретают проблемы свободы выбора профессии и обеспечение конкурентоспособности работника на рынке труда. в анализе профессионального самоопределения возможны различные подходы - социологический (задачи, которые общество ставит перед личностью), социальнопсихологический (процесс поэтапного принятия решений личностью и согласования собственных предпочтений и потребностей общества), дифференциально-психологический (процесс формирования индивидуального строя жизни). в профессиональном самоопределении большую роль играет взаимодействие семьи, общественно-государственных структур (общеобразовательные и профессиональные учебные заведения, учреждения дополнительного образования детей и дополнительного образования взрослых, службы занятости). Психолого-педагогическая поддержка профессионального самоопределения направлена на последовательную реализацию права подрастающего гражданина на сознательный выбор профессии. Профессиональное самоопределение осуществляется в процессе преподавания основ наук, в ходе профессиональной подготовки, этому способствуют система дифференцированного обучения в специализированных классах и школах, вариативность видов и типов учебных заведений различного профиля, позволяющая наилучшим образом удовлетворить образовательные и профессиональные потребности учащихся. Для практической реализации важное значение имеют социально-экономическая диагностика динамики профессий; разработка практических моделей профессионального самоопределения с учетом различных форм партнерства общеобразовательных школ с производством и системой профессиональной подготовки молодежи; анализ педагогического опыта и разработка учебно-методической литературы в данной сфере.

в достижении целей профориентации значимо профессиональное воспитание. Известно, что воспитание - это передача общественно-исторического опыта новым поколениям с целью подготовки их к социальной жизни и производительному труду. В процессе профессионально-трудового воспитания личность усваивает трудовые и профессиональные ценности, нормы и установки, образцы поведения, присущие данному обществу. Таким образом, мы можем говорить о профессионально-трудовой социализации. В литературе выделяют пассивный и активный этапы профессионально-трудовой социализа-

ции, которые, в свою очередь, характеризуются периодичностью протекания.

Таким образом, система профессиональной ориентации имеет определенную структуру, а каждый из ее элементов - характеристики и функции. Тесно взаимодействующие между собой, они образуют единую систему профессиональной ориентации. Изучив понятие и сущность профессиональной ориентации, а также структуру системы профессиональной ориентации, можно сделать следующие выводы.

Во-первых, профессиональная ориентация может выступать как процесс и как система. Процесс представляет собой формирование и развитие профессиональной направленности личности, ее интересов и социальных сил под многофакторным воздействием общественных отношений, а также осознание личностью наличия положительной установки на определенную профессию. Результат данного процесса определяется степенью сформированно-сти социально-профессиональных предпочтений и намерений молодого человека. Под системой профессиональной ориентации мы понимаем целостное единство социального воздействия общества на личность с целью совершенствования ее профессионального и социального самоопределения.

Во-вторых, в определении профессиональной ориентации как системы выделяются ее структурные элементы - профпросвеще-ние, профконсультация, профотбор, профобу-чение, профадаптация, профессиональное самоопределение.

литература

1. Голомшток А.Е. Выбор профессии и воспитание личности школьника (воспитательная концепция профессиональной ориентации). М., 1979.

2. Назимов И.Н. Экономические и педагогические проблемы профориентации. Киев, 1976.

3. Степаненков Н.К. Профессиональная ориентация учащихся. Минск, 1984.

4. Holland J.L. Major programs of Research on Vocational bihaviur // A World at Work. Boston. 1964. Ch. 12. P. 259 - 284.

5. Berufliche Bildung in Deutschland und Frankreich Bundesinstitut fur Berufsbildung. Bonn, 2005.

6. Lorenz К. Das neue Berufsbildungsgesetz Chancen und Grenzen fur die berufsbildenden Schulen in Deutschland // Die Koordinierunuder Berufsausbildung in der Kultusministerkonferenz. Bonn, 2005. S. 146 - 164.

7. Neue und modemisierte Ausbildungsberufe. Kurzbeschreibung / Bundesinstitut fur Berufsbildung. Bonn, 2007.

8. Die Reform der beruflichen Bildung. Berufsbildungsgeset? / Bundesministerium fur Bildung und Forschung. Bonn, 2005.

Essential characteristics of professional orientation in the social and pedagogical aspect

There are considered the essential characteristics of professional orientation, structural elements of professional orientation, differentiation of professional orientation as a system and as a process.

Key words:professional orientation, occupational choice, components of professional orientation development.

Л.В. Сухова, В.Г. молько

(Самара)

развитие познавательной самостоятельности в профессиональной подготовке Будущих специалистов

Уточняются понятие познавательной самостоятельности, принципы ее развития (проблемность, соответствие учебной деятельности и содержания образования характеру профессиональной направленности студентов, взаимообучение, исследование, самообучение, индивидуализация обучения). Представлены результаты эмпирического исследования сформированности познавательной самостоятельности у студентов вузов.

Ключевые слова: познавательная самостоятельность, принципы обучения, субъект учебной деятельности, предметноинформационное содержание, методы работы с содержанием, индивидуализация обучения.

Главной целью любого общества, претендующего на гуманизм в отношении людей, является создание условий для раскрытия таких возможностей человека, в которых он способен творчески проявить себя, самовыразиться,

© Сухова Л.В., Молько В.Г., 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.