Научная статья на тему 'Предпосылки формирования трансграничного маршрута на Алтае в рамках программы Всемирной туристской организации "Великий Шелковый путь"'

Предпосылки формирования трансграничного маршрута на Алтае в рамках программы Всемирной туристской организации "Великий Шелковый путь" Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
56
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Харламов С.В., Харламова Н.Ф.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Предпосылки формирования трансграничного маршрута на Алтае в рамках программы Всемирной туристской организации "Великий Шелковый путь"»

№ 1 - 2014

Поддержка и развитие экологически ориентированного туризма

УДК 379.85: 911.3:33

ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ ТРАНСГРАНИЧНОГО МАРШРУТА НА АЛТАЕ В РАМКАХ ПРОГРАММЫ ВСЕМИРНОЙ ТУРИСТСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ «ВЕЛИКИЙ ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ»

1 2 С. В. Харламов , Н. Ф. Харламова

ФГБОУ ВПО «Алтайская государственная академия культуры и искусств»1, ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный университет» (г. Барнаул, Российская Федерация)

Трансграничный туризм - одно из приоритетных направлений экономического и гуманитарного сотрудничества в Алтайском регионе. П. Я. Бакланов и С. С. Ганзей определяют трансграничное сотрудничество как одну из форм межстранового взаимодействия в различных областях, приводящего к образованию трансграничных территорий (регионов), которые функционируют по согласованным планам с учетом интересов каждой из сторон [1]. Таким образом, географическое исследование трансграничного туризма состоит в изучении комплекса природно-хозяйственных связей между сопредельными пограничными территориями, направленных на реализацию рекреационных потребностей, и ведущих к формированию единого туристического пространства [2]. Под трансграничным регионом понимается устойчивое во времени территориальное образование, отличающееся от других характерным типом хозяйственного освоения и совокупностью взаимодействующих между собой природных, социальных и экономических подсистем, связанных единством реализующихся в ее пределах природных, экономических, социокультурных факторов, при обязательном наличии в его структуре государственной границы [3]. Трансграничный туризм - это вид туристической деятельности, в основе которой лежит развитие туристской инфраструктуры, организация и проведение маршрутов по трансграничной территории, являющийся важным механизмом развития международных отношений и укрепления экономического сотрудничества.

Тема развития трансграничного туризма актуальна во многих регионах мира. Горная система Алтая, разделенная государственными границами четырех государств, и обладающая исключительным разнообразием туристских ресурсов, также заслуживает внимания как территория, перспективная для реализации программ трансграничного туризма.

В настоящее время в каждом из 6 административных субъектов Алтайского региона: Восточно-Казахстанской области (Казахстан), округе Алтай Синьцзян-Уйгурского автономного района (Китай), Ховдском и Баян-Ульгийском аймаках (Монголия), Алтайском крае и Республике Алтай (Россия) создана и активно действует туриндустрия, способная обслуживать,

в том числе, иностранных туристов. Вместе с тем, доля иностранных туристов в каждом из субъектов не превышает 5 % от общей численности туристов, а доля из соседних стран, тем более соседних административных субъектов, - менее 1 %.

Такое положение можно объяснить, прежде всего, характером геополитических условий, сложившихся в Алтайском регионе к концу ХХ в., слабой транспортной доступностью соседних территорий, незначительным количеством контрольно-пропускных пунктов (КПП) и др.

Сейчас в горах Алтая и в непосредственной близости от них действует только 5 автомобильных КПП, половина из которых только недавно приобрела статус международных, а один (Даян / Хуншаньцзы, Монголия-Китай) - по-прежнему является двусторонним. Кроме того, отсутствует авиационное сообщение даже между центральными городами административных субъектов стран региона; не везде можно путешествовать на автомобилях, не имеющих регистрацию в данной стране, а состояние автомобильных дорог, как и качество медицинского обслуживания и мобильной связи, не всегда являются удовлетворительным.

Изменившаяся геополитическая ситуация в Алтайском регионе положительно повлияла на многие стороны общественной жизни соседних стран, и одним из результатов явилось создание в 2003 г. Международного координационного совета «Наш общий дом - Алтай», на заседаниях которого, практически с самого начала, велась дискуссия о развитии туризма. В настоящее время среди ряда совместных проектов по развитию трансграничного сотрудничества в сфере экономики, культуры, экологии, образования и туризма, успешно реализуется и проект трансграничного туристического кольцевого маршрута «Алтай - Золотые горы», который проходит вокруг Алтайских гор по территории четырех государств.

В июле 2007 г. состоялся первый трансграничный автомобильный кольцевой маршрут (экспедиция): Белокуриха - Горно-Алтайск - КПП Ташанта /_Цагаан-Нуур - Баян-Ульгий - Ховд - КПП Булган / Тайкишкен -Алтай - КПП Зимунай/ Майкапчагай - Усть-Каменогорск - КПП Шемонаиха / Михайловка - Белокуриха. Активное участие в организации и осуществлении маршрута на разных этапах принимали представители туристического бизнеса, органов исполнительной и законодательной властей, СМИ всех участников, МКС «Наш общий дом - Алтай». Экспедиция подтвердила актуальность данного проекта, но вместе с тем, еще раз подтвердила присутствие основных сдерживающих факторов, наличие которых явилось причиной того, что ни одна из туристских компаний, участвовавших в проекте, не взялась за продвижение и реализацию данного тура.

В течение пяти лет, прошедших после первой экспедиции, удалось решить ряд проблемных вопросов, и в 2012 г. состоялась вторая экспедиция по трансграничному маршруту «Алтай - Золотые горы». Совершенно очевидно, что данный проект буден доведен до совершенства и станет брендовым маршрутом трансграничной территории Алтая. Поддерживаемый

туристическим бизнесом всех шести субъектов региона, он сможет привлечь достойное внимание на международном туристическом рынке.

В 2013 г. на Алтае стартовал еще один проект - международный туристско-спортивный фестиваль «GREAT ALTAI», созданный по инициативе Федерации спортивного туризма Алтайского края и при поддержке исполнительной и законодательной властей, общественных и коммерческих туристических организаций всех субъектов Алтайского региона. Первый фестиваль прошел в июне 2013 г. в Ховдском и Баян-Ульгийском аймаках Монголии. Серьезную подготовку по его проведению в 2015 г. проводит округ Алтай СУАР КНР. В дальнейшем фестиваль планируется в Восточно-Казахстанской области (2017 г.), Алтайском крае и Республике Алтай (2019 г.).

Учитывая современную благоприятную ситуацию в Алтайском регионе, следует продолжать всестороннюю работу по изучению возможностей дальнейшего развития трансграничного туризма. В ходе подготовки и проведения международного форума «Субрегиональное экономическое сотрудничество вокруг Алтайских гор в рамках экономической зоны Шелкового пути» (30 августа 2014 г., Урумчи, Китай), Алтайская государственная академия культуры и искусств договорилась о сотрудничестве по данному вопросу с Синьцзянским Институтом экологии и географии Китайской Академии наук. Началом сотрудничества является изучение возможности увязать интересы двух субъектов Алтайского края и СУАР в области туризма с всемирно известным, поддерживаемым Всемирной туристской организацией, туристическим брендом «Великий Шелковый путь». Известно, что торговые караваны проходили через территорию Синьцзяна, в частности, через город Турфан.

На территории Алтайского края, расположенной севернее торговых путей, многие века соединявших районы Центрального Китая со странами Передней Азии и Средиземноморья, археологи находят немало предметов, подтверждающих, что в годы существования знаменитой торговой трассы осуществлялся обмен товарами и с народами на севере. Опираясь на данные факты, Всемирная туристская организация (UNWTO), предложила Алтайскому краю разработать маршрут по своей территории в рамках программы путешествий по Великому Шелковому пути.

Предлагаемый маршрут начинается у границы с Казахстаном, куда туристы могут прибыть на автобусах со стороны Синьцзяна (Урумчи). Его трасса от КПП Шемонаиха / Михайловка проходит следующим образом: Змеиногорск - Курья - Колывань - Краснощеково - Чарышское -Солонешное - Денисова пещера - Белокуриха - Алтайское - «Бирюзовая Катунь» - Сростки - Бийск. Из Бийска через Барнаул и Новосибирск можно добраться в любую точку мира [4,5].

Знакомство представителей Алтайского края с туристскими ресурсами и объектами туриндустрии в округах Турфан, Санджи, Алтай и административном центре СУАР - Урумчи, организованное в мае и сентябре 2014 г. китайской стороной, подтверждают реальность формирования

трансграничного маршрута по Алтаю в рамках программы ВТО «Великий Шелковый путь». Маршрут приобретает логическое построение при формировании начального (или конечного) звена поездки в одном из древних городов Синьцзяна - Джаухэ, Гаучан или Бейтин. Возраст первых двух, расположенных недалеко от Турфана, относится ко времени начала активного обмена товарами Китая со Средиземноморьем. Руины древних поселений охраняются Китайским государством, музеефицированны и предоставлены для осмотра туристами в режиме национальных парков.

Опыт решения вопросов по развитию трансграничного туризма на Алтае показывает, что, несмотря на отсутствие благоприятных условий во второй половине ХХ в., перспективы этого направления в наши дни имеют реальные предпосылки, и консолидированные усилия всех заинтересованных сторон, в том числе и научных организаций, дадут положительный результат.

Исследование выполнено при поддержке гранта РФФИ рсибирьа №14-06-98003 «Научные основы интеграции культурно-исторического наследия в сферу туризма. Региональный аспект на примере Алтайского края» и договора АГАКИ №4 от 22 июля 2014 г. с Главным управлением экономики и инвестиций Алтайского края.

ЛИТЕРАТУРА

1. Трансграничный регион: понятие, сущность, форма / под ред. акад. П. Я. Бакланова и проф. М. Ю. Шинковского. - Владивосток: Дальнаука, 2010. - 276 с.

2. Евстропьева О. В. Трансграничный туризм в сопредельных регионах России и Монголии. - Иркутск: Изд-во Института географии им. В. Б. Сочавы СО РАН, 2009. - 143 с.

3. Волынчук А. Б. Трансграничный регион: теоретические основы геополитического исследования // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, 2008. - № 2. - С. 17-27.

4. Харламов С. В., Харламова Н. Ф. Международный культурно-туристический маршрут «Великий Шелковый путь» в Алтайском крае как пример использования объектов наследия в сфере культурного туризма // Сохранение и изучение культурного наследия Алтайского края: сб. науч. ст. / отв. ред. А. А. Тишкин, В. П. Семибратов. - Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2014. - Вып. ХХ. - С. 282-287.

5. Харламов С. В., Харламова Н. Ф. Международный туристский проект «Великий Шелковый путь» в Алтайском крае // География и природопользование Сибири, 2014. - Вып. 17. - С. 184-198.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.