Научная статья на тему 'ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ РАННЕГО ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ПОНИМАНИЕ ИХ Я-КОНЦЕПЦИИ'

ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ РАННЕГО ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ПОНИМАНИЕ ИХ Я-КОНЦЕПЦИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
18
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Я-концепция / личность школьника / юношеский возраст / старшеклассники / коммуникативные навыки / межличностное общение / формирование коммуникативных навыков / Self-concept / student’s personality / adolescence / high school students / communication skills / interpersonal communication / formation of communication skills

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ахьямова Инна Анатольевна, Шаньгина Елена Петровна

Проблема формирования коммуникативных навыков обучающихся раннего юноше-ского возраста является актуальной для профессионального образования. Цель исследования – описание характеристик Я-концепции в сфере общения обучающихся раннего юношеского возраста как предпосылки для формирования коммуникативных навыков в процессе профессиональной подготовки. Для этого дана характеристика психологических особенностей раннего юношеского возраста, опи-саны основные подходы к пониманию и функционированию феномена «Я-концепции»: социаль-ная природа формирования, взаимосвязь с оценками окружающих значимых людей, регулятивная функция Я-концепции. Проведено экспериментальное изучение Я-концепции в сфере общения с помощью методики «Изучение особенностей Я-концепции» Е. Пирса и Д. Харриса в адаптации А. М. Прихожан. В исследовании принял участие 171 обучающийся общеобразовательной школы с 9 по 11 класс. Возраст участников исследования находится в диапазоне от 15 до 17 лет, среднее значе-ние – 16,1 лет ± 0,78. В выборку были включены только анкеты, имеющие низкие показатели шка-лы социальной желательности. Результаты изучения показали преобладание высокой самооценки умения общаться, популярности среди сверстников, удовлетворенности сферой общения в ответах обучающихся раннего юношеско-го возраста. Отсутствие значимых различий в ответах юношей и девушек в самооценках сферы об-щения. Отмечена тенденция к более низкой оценке умения общаться обучающими 9-х классов. Ка-чественный анализ ответов выявил меньшую представленность лидерских навыков, сомнения в хо-рошем отношении других людей и ограниченность круга друзей в подвыборках 9-х и 10–11 классов. Я-концепция отражает те характеристики, которые человек воспринимает как часть себя. Понима-ние особенностей Я-концепции в сфере общения поможет проектировать образовательные курсы и программы, направленные на формирование коммуникативных навыков, способствующих реали-зации лидерской роли обучающихся, потребности в самоутверждении и овладении общей культу-рой общения для решения задач межличностного общения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRESUPPOSITIONS FOR THE FORMATION OF COMMUNICATION SKILLS OF EARLY ADOLESCENT STUDENTS THROUGH UNDERSTANDING THEIR SELF-CONCEPT

The problem of formation of communication skills of students of early adolescence is relevant for vocational education. The purpose of the study is to describe the characteristics of the Self-concept in the field of communication of students of early adolescence as a prerequisite for the formation of commu-nication skills in the process of vocational training. For this purpose, the characteristics of the psychological characteristics of early adolescence are given, the main approaches to understanding and functioning of the phenomenon of “Self-concept” are described: the social nature of formation, the relationship with the assessments of important people around, the regu-latory function of the I-concept. An experimental study of the Self-concept in the field of communication was carried out using the methodology “Studying the features of the Self-concept” by E. Pierce and D. Har-ris in the adaptation of A. M. Parishioners. The study involved 171 students of secondary schools from 9th to 11th grade. The age of the study participants is in the range from 15 to 17 years, the average value is 16,1 years ± 0,78. Only questionnaires with low indicators of the social desirability scale were included in the sample. The results of the study showed the predominance of high self-esteem of communication skills, popularity among peers, and satisfaction with the sphere of communication in the responses of students of early ado-lescence. The absence of significant differences in the responses of boys and girls in the self-assessment of the sphere of communication. There is a tendency towards a lower assessment of the ability to communi-cate by 9th grade students. A qualitative analysis of the responses revealed a lower representation of leader-ship skills, doubts about the good attitude of other people and a limited circle of friends in the subsamples of grades 9 and 10–11. The self-concept reflects those characteristics that a person perceives as a part of himself. Understanding the specifics of the Self-concept in the field of communication will help to design educational courses and programs aimed at developing communication skills that contribute to the realization of the leadership role of students, the need for self-affirmation and mastering a common communication culture to solve inter-personal communication problems.

Текст научной работы на тему «ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ РАННЕГО ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ПОНИМАНИЕ ИХ Я-КОНЦЕПЦИИ»

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 159.923+159.922.736.4

ББК Ю941.5-72 ГРНТИ 14.07.01 Код ВАК 5.8.2

Ахьямова Инна Анатольевна,

SPIN-код: 6347-2880

доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры социально-культурного развития территорий, Екатеринбургская академия современного искусства (институт); 620012, Россия, г. Екатеринбург, ул. Культуры, 3; e-mail: [email protected]

Шаньгина Елена Петровна,

AuthorID: 789296

старший преподаватель кафедры актуальных культурных практик, Екатеринбургская академия современного искусства (институт); 620012, Россия, г. Екатеринбург, ул. Культуры, 3; e-mail: [email protected]

ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ РАННЕГО ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ПОНИМАНИЕ ИХ Я-КОНЦЕПЦИИ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Я-концепция; личность школьника; юношеский возраст; старшеклассники; коммуникативные навыки; межличностное общение; формирование коммуникативных навыков

АННОТАЦИЯ. Проблема формирования коммуникативных навыков обучающихся раннего юношеского возраста является актуальной для профессионального образования. Цель исследования -описание характеристик Я-концепции в сфере общения обучающихся раннего юношеского возраста как предпосылки для формирования коммуникативных навыков в процессе профессиональной подготовки.

Для этого дана характеристика психологических особенностей раннего юношеского возраста, описаны основные подходы к пониманию и функционированию феномена «Я-концепции»: социальная природа формирования, взаимосвязь с оценками окружающих значимых людей, регулятивная функция Я-концепции. Проведено экспериментальное изучение Я-концепции в сфере общения с помощью методики «Изучение особенностей Я-концепции» Е. Пирса и Д. Харриса в адаптации А. М. Прихожан. В исследовании принял участие 171 обучающийся общеобразовательной школы с 9 по 11 класс. Возраст участников исследования находится в диапазоне от 15 до 17 лет, среднее значение - 16,1 лет ± 0,78. В выборку были включены только анкеты, имеющие низкие показатели шкалы социальной желательности.

Результаты изучения показали преобладание высокой самооценки умения общаться, популярности среди сверстников, удовлетворенности сферой общения в ответах обучающихся раннего юношеского возраста. Отсутствие значимых различий в ответах юношей и девушек в самооценках сферы общения. Отмечена тенденция к более низкой оценке умения общаться обучающими 9-х классов. Качественный анализ ответов выявил меньшую представленность лидерских навыков, сомнения в хорошем отношении других людей и ограниченность круга друзей в подвыборках 9-х и 10-11 классов. Я-концепция отражает те характеристики, которые человек воспринимает как часть себя. Понимание особенностей Я-концепции в сфере общения поможет проектировать образовательные курсы и программы, направленные на формирование коммуникативных навыков, способствующих реализации лидерской роли обучающихся, потребности в самоутверждении и овладении общей культурой общения для решения задач межличностного общения.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Ахьямова, И. А. Предпосылки формирования коммуникативных навыков обучающихся раннего юношеского возраста через понимание их Я-концепции / И. А. Ахьямова, Е. П. Шаньгина. - Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. - 2024. -№ 1. - С. 154-160.

Akhyamova Iniia Anatolyevna,

Doctor of Pedagogy, Associate Professor, Professor of Department of Socio-Cultural Development of Territories, Ekaterinburg Academy of Contemporary Art (Institute), Ekaterinburg, Russia

Shangina Elena Petrovna,

Senior Lecturer of Department of Topical Cultural Practices, Ekaterinburg Academy of Contemporary Art (Institute), Ekaterinburg, Russia

PRESUPPOSITIONS FOR THE FORMATION

OF COMMUNICATION SKILLS OF EARLY ADOLESCENT STUDENTS THROUGH UNDERSTANDING THEIR SELF-CONCEPT

KEYWORDS: Self-concept; student's personality; adolescence; high school students; communication skills; interpersonal communication; formation of communication skills

© Ахьямова И. А., Шаньгина Е. П., 2024

ABSTRACT. The problem of formation of communication skills of students of early adolescence is relevant for vocational education. The purpose of the study is to describe the characteristics of the Self-concept in the field of communication of students of early adolescence as a prerequisite for the formation of communication skills in the process of vocational training.

For this purpose, the characteristics of the psychological characteristics of early adolescence are given, the main approaches to understanding and functioning of the phenomenon of "Self-concept" are described: the social nature of formation, the relationship with the assessments of important people around, the regulatory function of the I-concept. An experimental study of the Self-concept in the field of communication was carried out using the methodology "Studying the features of the Self-concept" by E. Pierce and D. Harris in the adaptation of A. M. Parishioners. The study involved 171 students of secondary schools from 9th to 11th grade.

The age of the study participants is in the range from 15 to 17 years, the average value is 16,1 years ± 0,78. Only questionnaires with low indicators of the social desirability scale were included in the sample. The results of the study showed the predominance of high self-esteem of communication skills, popularity among peers, and satisfaction with the sphere of communication in the responses of students of early adolescence. The absence of significant differences in the responses of boys and girls in the self-assessment of the sphere of communication. There is a tendency towards a lower assessment of the ability to communicate by 9th grade students. A qualitative analysis of the responses revealed a lower representation of leadership skills, doubts about the good attitude of other people and a limited circle of friends in the subsamples of grades 9 and 10-11.

The self-concept reflects those characteristics that a person perceives as a part of himself. Understanding the specifics of the Self-concept in the field of communication will help to design educational courses and programs aimed at developing communication skills that contribute to the realization of the leadership role of students, the need for self-affirmation and mastering a common communication culture to solve interpersonal communication problems.

FOR CITATION: Akhyamova, I. A., Shangina, E. P. (2024). Presuppositions for the Formation of Communication Skills of Early Adolescent Students Through Understanding Their Self-Concept. In Pedagogical Education in Russia. No. 1, pp. 154-160.

С

С

1овременная педагогическая наука и /образовательная практика решают задачи подготовки будущих профессионалов в условиях динамично меняющихся культурных и общественных процессов, приводящих к затруднениям в формировании личностной идентичности молодежи, сложностям конструктивного взаимодействия между людьми. Опыт обучения девушек и юношей юношеского возраста показывает существенную разницу в сформиро-ванности коммуникативных навыков и их осознания в процессе общения и делового взаимодействия. Это препятствует полноценному освоению будущей профессиональной роли. Понимание Я-концепции в сфере общения поможет совершенствованию содержания курсов профессиональных дисциплин для комплексного формирования коммуникативных навыков будущих профессионалов.

Возрастные границы начала юношеского возраста вариативны: по некоторым классификациям переход от подросткового возраста к юности начинается в 12 лет, по другим - начало юности приходится на 18-летний возраст. Представления о верхней границе юношеского возраста также дискуссионны - она находится в диапазоне от 17 до 23 лет [6; 8; 13]. В данной работе мы придерживаемся возрастных границ юности, описанных в российской психологии: ранняя юность (15-18 лет) и юность (18-23 года) [3].

Э. Эриксон основной задачей этого этапа психосоциального развития считал обобщение имеющихся знаний о себе и ин-

теграцию их в личную идентичность [11; 13]. Л. С. Выготский, Л. И. Божович, Б. Г. Ананьев, И. Кон и многие другие исследователи называли развитие Я-концепции центральным психологическим процессом юношеского возраста.

Понятия «Я-концепция», «образ Я», «идея Я», «Я», «смысл Я» можно считать синонимичными и строго разграничить смысл этих терминов затруднительно. В самом широком контексте они обозначают представления индивида о самом себе [3; 5]. Я-концепция может рассматриваться как целостный конструкт, система самооценок личности, паттерн восприятия. Отличия в понимании содержания понятия «Я-концепция» объясняются разницей в методологии проводимых исследований и теоретических взглядах на происхождение и структуру личности человека [4; 5; 9]. В отечественной психологии Я-концепция изучается в рамках понятия «самосознание», включающего осознание субъектом себя как отличного от другого субъекта и процесс познания себя. Самосознание имеет структуру, объединяющую смыслы и ценностные ориентации личности [9]. В данном исследовании мы опираемся на понятие «Я-концепция».

Я-концепция как структурное единство, организующее деятельность и взаимоотношения с людьми, выполняет мотивирующую функцию, участвует в формировании целей, определяет характер отношений с окружающими, влияет на развитие личности через самовоспитание, ограничивает нежелательное поведение [6; 11].

В ранней юности, по мере накопления жизненного опыта, формируются ценностно-мировоззренческие ориентации личности, более реалистичная самооценка, саморефлексия. Юноши и девушки строят жизненные планы, выбирают будущую профессию, интересы, выстраивают более глубокие дружеские отношения. Эти изменения дают возможность уточнять Я-концепцию личности, выступать в роли субъекта собственного развития [з; 5; 7; 13].

Источником формирования Я-концепции человека считаются мнение и оценки значимых лиц (К. Роджерс, И. Кон, Ч. Кули, В. В. Столин и др.). Например, экспериментальные данные показали позитивное влияние благоприятных суждений окружающих о способностях и личностных качествах человека на представления о себе, при этом негативные оценки окружающих давали противоположный эффект [11]. Но человек не только воспринимает оценки окружающих, он формирует себя в деятельности. Например, осознание каких-то своих способностей меняет его самооценку и уровень притязаний [2; 3; 9]. Оптимальным условием для реализации индивидуальности считается позитивная Я-концепция, тогда как негативная Я-концепция ограничивает сферы самореализации личности [5; 9; 13].

Ведущая деятельность юношеского возраста - профессиональное самоопределение. В этом процессе человек осознает себя принадлежащим более широкой социальной общности, чем семья или ровесники; занимает внутреннюю позицию взрослого человека; расширяет репертуар и качество исполнения социальных ролей. Это, в свою очередь, создает социальную ситуацию для удовлетворения потребности в общении и овладении способами его построения на новом уровне. В частности, в юношеском возрасте формируется стиль общения и совершенствуются коммуникативные навыки [3; 7; 9].

Ведущая роль общения, деятельности и самосознания в процессе социализации человека - одна из ключевых идей отечественной психологии. Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, Д. А. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, Л. М. Веккер и др. обосновали роль общения, включенного в деятельность, для формирования сознания, а также показали влияние сознательных механизмов на деятельность и общение человека [2; 11; 15]. Понимание значимых составляющих своего внутреннего мира, соотнесение собственных умений и навыков с аналогичными навыками других людей, эмоциональная оценка этих навыков влияют на мотивацию к деятельности, организуют ее, открывают возможности для развития личности.

Исследование Я-концепции в сфере общения дает возможность изучения представлений юношей и девушек о своих коммуникативных навыках, оценке эффективности в сфере общения. Цель нашего исследования - изучение самооценки обучающимися раннего юношеского возраста поведения и установок в сфере общения. И. С. Кон отмечал ценность самооценок как источника знаний о Я-концепции [5].

Для проведения экспериментального изучения была использована методика «Изучение особенностей Я-концепции» Е. Пирса и Д. Харриса в адаптации А. М. Прихожан, предназначенная для обучающихся 12-17 лет [8]. Дадим краткую характеристику данной методике.

Шкала детской Я-концепции (Children's Self-Concept Scale) была разработана в начале 1960-х годов (E. Piers, D. Harris, 1963). Она базируется на представлении о Я-концепции как системе самооценок человеком разных сфер жизни. Методика предназначена для описания и самооценки обучающимися стабильного набора установок, отражающих поведение и качества личности. Данная методика получила признание среди специалистов в сфере образования, психологии, здравоохранения как инструмент расширения знаний о Я-концепции и ее взаимосвязи с поведением [16; 17]. Автором адаптации данной методики на российской выборке были внесены следующие изменения: добавлена шкала социальной желательности, внесены изменения в текст методики, проведена новая факторизация, дополнена интерпретация [8].

В рамках данной работы нами были изучены количественные и качественные результаты самооценки обучающимися Я-концепции в сфере общения. Для этого проанализированы ответы по фактору «Общение» - всего 19 утверждений, в которых обучающиеся оценивают свою популярность среди сверстников и умение общаться, удовлетворенность в сфере общения. Все остальные факторы, включенные в данный тест, также были изучены, но их характеристика, возможные взаимосвязи с Я-концепцией в сфере общения не являются основным предметом данной работы.

Исследование проводилось в апреле 2023 года, в нем принял участие 171 обучающийся общеобразовательной школы с 9 по 11 класс: 9 классы - 69 человек, 10 классы - 62 человека, 11 классы - 40 человек. Девушек - 104 человека, юношей -67 человек. Возраст участников исследования находится в диапазоне от 15 до 17 лет, среднее значение - 16,1 лет ± 0,78. В выборку были включены только анкеты, имеющие низкие показатели шкалы социальной

желательности, что интерпретируется как отсутствие искажения ответов испытуемыми. Математическая обработка данных проводилась с использованием программы Excel.

Процентное соотношение в выборке испытуемых с разным уровнем самооценки Я-концепции в сфере общения представлено на рисунке.

70

Рис. Количественное соотношение уровней самооценки Я-концепции в сфере общения обучающимися раннего юношеского возраста

Свое умение общаться и популярность среди сверстников низко оценили 6% обучающихся, средняя самооценка умения общаться, удовлетворенности сферой общения выявлена у 31,5% юношей и девушек, 62,5% обучающихся переживают удовлетворен-

ность сферой общения со сверстниками.

Далее было проведено сравнение самооценок в сфере общения обучающимися 9-х, 10-х и 11 классов. Результаты представлены в таблице 1.

Таблица1

Самооценка удовлетворенности в сфере общения в подвыборках обучающихся 9-11 классов (%)

№ Уровень 9 классы 10 классы 11 классы

1 Низкий 10 3 2,5

2 Средний 36 29 27,5

3 Высокий 54 68 70

Среди учеников 9-х классов 10% оценили свою популярность среди ровесников и умение общаться на низком уровне. В 10-х и 11-х классах таких обучающихся оказалось 3% и 2,5% соответственно.

Большинство обучающиеся 11-х и 10-х классов высоко оценили свою популярность среди одноклассников, умение общаться и удовлетворенность общением. Среди 9-классников таких обучающихся оказалось меньше, но общую тенденцию преобладания ответов в диапазоне высокого уровня можно проследить и в этой подвыборке. Косвенно эту тенденцию подтверждают показатели среднего значения: Шэксп = 14,2; Шэксп 9 кл = 13,4; Шэксп 10 кл = 14,7; Шэксп 11 кл = 14,7.

Для выявления статистической значимости различий между подвыборками учеников 9-х, 10-х и 11-х классов был применен

критерий ф* - угловое преобразование Фишера. Данный критерий предназначен для «сопоставления двух выборок по частоте встречаемости признака» [8].

Достоверных различий между обучающимися 10-х и 11-х классов в самооценке сферы общения не выявлено (ф*эмп = 0,207; ф*кр = 1,64 при р < 0,05; ф*кр = 2,31 при р < 0,01).

Значения критерия ф* при сопоставлении подвыборок 9-х и 10-х классов (ф*эмп = 1,64), 9-х и 11-х классов (ф*эмп = 1,656) находятся в зоне неопределенности (ф*кр = 1,64 при р < 0,05; ф*кр = 2,31 при р < 0,01).

Возможно, есть тенденция к большей уверенности девушек и юношей, обучающихся в 10-х и 11-х классах, в своем умении общаться, большая удовлетворенность сферой общения по сравнению с учениками 9-х классов.

Также было проведено сравнение самооценок в сфере общения между девушками (п = 104) и юношами (п = 67). Показатели средних значений (Шэксп = 14,22) сопоставимы в подвыборках девушек (Шэксп.дев.= 14,11)

и юношей (Шэкспюн.= 14,4). Та же тенденция проявляется при сравнении процентного соотношения уровней самооценки сферы общения.

Сравнение показателей Я-концепции в сфере общения у юношей и девушек 9-11 классов (%)

Таблица 2

№ п/п Уровень Девушки Юноши

1 Низкий 5,5 6

2 Средний 33 30

3 Высокий 61,5 64

Статистически достоверных различий между девушками и юношами в самооценке сферы общения также не выявлено (ф*эмп = 0,051; ф*кр = 1,64 при р < 0,05; ф*кр = 2,31 при р < 0,01).

Таким образом, в ответах обучающихся раннего юношеского возраста отмечается преобладание высокой самооценки умения общаться, популярности среди сверстников, удовлетворенности сферой общения. Значимых различий в ответах юношей и девушек в самооценках сферы общения выявлено не было. Отмечена тенденция к более низкой оценке умения общаться обучающимися 9-х классов.

Далее был проведен качественный анализ ответов обучающихся раннего юношеского возраста. Изучение ответов учеников 9-х классов показало, что больше всего опрошенные удовлетворены:

- отношением к себе одноклассников

(89%);

- умением ладить с другими людьми (86%);

- уважением со стороны сверстников

(83%);

- интересом друзей к их идеям (81%).

Реже всего обучающиеся положительно

оценивали: умение повести за собой других (37%) и наличие большого количества друзей (41%). Сомневаются в хорошем отношении к себе других людей и своем авторитете в классе 41% и 43% обучающихся 9-х классов соответственно.

Ответы учеников 10-11 классов показали:

- переживание уважения к ним со стороны сверстников (93%);

- позитивное отношение друзей к их идеям (93%);

- интерес к ним со стороны одноклассников (90%);

- умение ладить с людьми (87%).

Реже всего обучающиеся соглашались с

тем, что пользуются авторитетом в классе (42%), у них много друзей (46%), со своим умением повести за собой других (51%). 52,5% учеников часто сомневаются в хорошем отношении к ним других людей.

Таким образом, изучение самооценки

обучающимися раннего юношеского возраста поведения и установок в сфере общения показало следующие результаты:

- большая часть обучающихся 9-11 классов высоко оценивают свои навыки общения и отношение к ним других людей, что может свидетельствовать об эмоциональной удовлетворенности сферой общения;

- в самооценках обучающиеся 9-х классов, по сравнению с учениками 10-11 классов, прослеживается тенденция к более низкой удовлетворенности в сфере общения, что может быть связано с меньшим количеством коммуникативных навыков, меньшей сформированностью самосознания, регулятивных навыков.

- юноши и девушки низко оценили умение вести за собой других и свой авторитет среди одноклассников;

- в ответах выявились установка на недоверие по отношению к другим людям, ограниченность круга общения.

Таким образом, большинство юношей и девушек юношеского возраста высоко оценивают свои навыки, поведение в сфере общения. Это может говорить о преобладании положительной Я-концепции в сфере общения и конструктивно влиять на целенаправленное формирование коммуникативных навыков в процессе профессионального обучения.

Более низкое оценивание умения вести за собой других, чувствовать себя авторитетно в группе сверстников, расширять круг общения может быть проявлением недостаточной субъектности юношей и девушек по отношению к овладению навыками общения и дефицитом коммуникативных навыков, связанных с построением гибкого взаимодействия с другими людьми.

Потребность в познании и принятии своей индивидуальности, сензитивность к оценкам других людей приводят к сомнению в готовности окружающих положительно воспринять личность обучающегося.

Результаты исследования подтверждаются и опытом работы авторов статьи со студентами первого и второго курсов Екатеринбургской академии современного искус-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ства (Екатеринбург, Россия). Учитывая положение о связи между Я-концепцией и поведением человека, в основные характеристики юношеского возраста можно внести следующие предложения по формированию коммуникативных навыков обучающихся юношеского возраста:

- создавать образовательные условия для формирования субъектности обучающихся в процессе овладения коммуникативными навыками;

- обогащать коммуникативную сторону общения студентов (навыки ведения диалога, начала и развития беседы, прояснения позиции партнера по общению, коммуникативная гибкость);

- формировать культуру невербального общения для сознательного применения невербальных средств общения с целью об-

легчения задачи взаимодействия с широким кругом людей, улучшения навыков самопрезентации [1].

Работа с обучающимися с негативной Я-концепцией в сфере общения, помимо формирования коммуникативных навыков, может предполагать большую индивидуализацию обучения для актуализации позитивных представлений об имеющемся коммуникативном опыте.

Опыт авторов показывает, что одним из инструментов формирования коммуникативных навыков обучающихся раннего юношеского и юношеского возраста может стать сценическая импровизация, способствующая расширению представлений личности о себе и своих возможностях, проявлению индивидуальности во взаимодействии [14].

ЛИТЕРАТУРА

1. Ахьямова, И. А. Формирование культуры невербального общения студентов в профессиональном образовании : дис. ... д-ра пед. наук / И. А. Ахьямова. - М., 2013. - 401 с. - Текст : непосредственный.

2. Веккер, Л. М. Психические процессы. Том 3 / Л. М. Веккер. - Л. : ЛГУ, 1981. - 327 с. - Текст : непосредственный.

3. Ермолаева, М. В. Основы возрастной психологии и акмеологии : учебное пособие / М. В. Ермолаева. - М. : Издательство «Ось-89», 2003. - 416 с. - Текст : непосредственный.

4. Коломинский, Я. Л. Психология педагогического взаимодействия / Я. Л. Коломинский. - СПб. : Речь, 2007. - 240 с. - Текст : непосредственный.

5. Кон, И. С. Открытие Я / И. С. Кон. - М. : Политиздат, 1978. - 367 с. - Текст : непосредственный.

6. Кон, И. С. В поисках себя: личность и ее самосознание / И. С. Кон. - М. : Прогресс, 1990. - 367 с. -Текст : непосредственный.

7. Крылов, А. А. Возрастные периоды развития человека / А. А. Крылов. - Текст : электронный // Психология : учебник. - М. : Издательство «Проспект», 2005. - URL: https://spbguga.ru/files/04-5-01-002.pdf (дата обращения: 02.11.2023).

8. Прихожан, А. М. Диагностика личностного развития детей подросткового возраста / А. М. Прихожан. - М. : АНО «ПЭБ», 2007. - 56 с. - Текст : непосредственный.

9. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс, К. Долджин. - СПб. : Питер, 2010. - 816 с. - Текст : непосредственный.

10. Сидоренко, Е. В. Методы математической обработки в психологии / Е. В. Сидоренко. - СПб. : Речь, 2000. - 349 с. - Текст : непосредственный.

11. Столин, В. В. Самосознание личности / В. В. Столин. - М., 1983. - 288 с. - Текст : непосредственный.

12. Фромм, Э. Бегство от свободы / Э. Фромм. - Минск : Харвест, 2003. - 384 с. - Текст : непосредственный.

13. Хьелл Л. Теории личности / Л. Хьелл, Д. Зиглер. - СПб. : Питер, 2008. - 607 с. - Текст : непосредственный.

14. Шаньгина, Е. П. Педагогический потенциал сценической импровизации в работе с подростками в дополнительном художественном образовании / Е. П. Шаньгина, И. А. Ахьямова. - Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. - 2022. - № 6. - С. 202-208. - DOI: 10.26170/2079-8717_2022_0б_24.

15. Шаповаленко, И. В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) / И. В. Шаповаленко. - М. : Гардарики, 2005. - 349 с. - Текст : непосредственный.

16. Piers, E. V. Piers-Harris Children's Self-Concept Scale-Second Edition Manual / E. V. Piers, D. S. Herzberg. - Western Psychological Services, Los Angeles, Ca. - URL: https://www.ualberta.ca/community-university-partnership/media-library/community-university-partnership/resources/tools—assessment/piers-harris-2may-2012.pdf (mode of access: 10.02.2024). - Text : electronic.

17. Franklin, M. R. Construct Validation of the Piers-Harris Children's Self Concept Scale / M. R. Franklin, S. M. Duley, E. W. Rousseau, D. L. Sabers. - Text : immediate // Educational and Psychological Measurement. -1981. - Vol. 41 (2). - P. 439-443.

REFERENCES

1. Akhyamova, I. A. (2013). Formirovanie kul'tury neverbal'nogo obshcheniya studentov v professional'nom obrazovanii [Formation of a Culture of Nonverbal Communication among Students in Professional Education]. Dis. ... d-ra ped. nauk. Moscow. 401 p.

2. Vekker, L. M. (1981). Psikhicheskieprotsessy [Mental Processes]. Vol. 3. Leningrad, LGU. 327 p.

3. Ermolaeva, M. V. (2003). Osnovy vozrastnoi psikhologii i akmeologii [Fundamentals of Developmental Psychology and Acmeology]. Moscow, Izdatel'stvo «Os'-89». 416 p.

4. Kolominsky, Ya. L. (2007). Psikhologiya pedagogicheskogo vzaimodeistviya [Psychology of Pedagogical Interaction]. Saint Petersburg, Rech'. 240 p.

5. Kon, I. S. (1978). Otkrytie Ya [Self Discovery].Moscow, Politizdat. 367 p.

6. Kon, I. S. (1990). Vpoiskakh sebya: lichnost' i ee samosoznanie [In Search of Oneself: Personality and Its Self-awareness]. Moscow, Progress. 367 p.

7. Krylov, A. A. (2005). Vozrastnye periody razvitiya cheloveka [Age Periods of Human Development]. In Psikhologiya: uchebnik. Moscow, Izdatel'stvo «Prospekt». URL: https://spbguga.ru/files/04-5-01-002.pdf (mode of access: 02.11.2023).

8. Prikhozhan, A. M. (2007). Diagnostika lichnostnogo razvitiya detei podrostkovogo vozrasta [Diagnostics of Personal Development of Adolescent Children]. Moscow, ANO «PEB». 56 p.

9. Rais, F., Doldzhin, K. (2010). Psikhologiya podrostkovogo i yunosheskogo vozrasta [Psychology of Adolescence and Youth]. Saint Petersburg, Piter. 816 p.

10. Sidorenko, E. V. (2000). Metody matematicheskoi obrabotki v psikhologii [Methods of Mathematical Processing from Psychology]. Saint Petersburg, Rech'. 349 p.

11. Stolin, V. V. (1983). Samosoznanie lichnosti [Personal Self-awareness]. Moscow. 288 p.

12. Fromm, E. (2003). Begstvo ot svobody [Escape from Freedom]. Minsk, Kharvest. 384 p.

13. Kjell, L., Ziegler, D. (2008). Teorii lichnosti [Personality Theories]. Saint Petersburg, Piter. 607 p.

14. Shangina, E. P., Akhyamova, I. A. (2022). Pedagogicheskii potentsial stsenicheskoi improvizatsii v rabote s podrostkami v dopolnitel'nom khudozhestvennom obrazovanii [Pedagogical Potential of Stage Improvisation in Working with Teenagers in Additional Art Education]. In Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. No. 6, pp. 202208. DOI: 10.26170/2079-8717_2022_06_24.

15. Shapovalenko, I. V. (2005). Vozrastnaya psikhologiya (Psikhologiya razvitiya i vozrastnaya psikhologiya) [Developmental Psychology (Developmental Psychology and Developmental Psychology)]. Moscow, Gardariki. 349 p.

16. Piers, E. V., Herzberg, D. S. Piers-Harris Children's Self-Concept Scale-Second Edition Manual. Western Psychological Services, Los Angeles, Ca. URL: https://www.ualberta.ca/community-university-partnership/ media-library/community-university-partnership/resources/tools---assessment/piers-harris-2may-2012.pdf (mode of access: 10.02.2024).

17. Franklin, M. R., Duley, S. M., Rousseau, E. W., Sabers, D. L. (1981). Construct Validation of the PiersHarris Children's Self Concept Scale. In Educational and Psychological Measurement. Vol. 41 (2), pp. 439-443.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.