Научная статья на тему 'КОММУНИКАТИВНЫЕ НАВЫКИ: САМООЦЕНКА И РЕФЛЕКСИЯ ВЫПУСКНИКОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА'

КОММУНИКАТИВНЫЕ НАВЫКИ: САМООЦЕНКА И РЕФЛЕКСИЯ ВЫПУСКНИКОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
265
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМООЦЕНКА / РЕФЛЕКСИЯ / КОММУНИКАТИВНЫЕ НАВЫКИ / ОБЩЕНИЕ / ПАЦИЕНТ / ВЫПУСКНИКИ / МЕДИЦИНСКИЙ ВУЗ / SELF-ESTEEM / COMMUNICATION SKILLS / PATIENT / GRADUATES / MEDICAL SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Васильева Елена Юрьевна, Томилова Мария Игоревна

Самооценка и рефлексия - инструменты, позволяющие не только более объективно оценить результаты обучения выпускников общению с пациентами, но и определить пути коррекции программы обучения, выстроить индивидуальные траектории развития коммуникативных навыков. Цель исследования заключалась в анализе самооценки и рефлексии коммуникативных навыков выпускников до и после изучения электива «Коммуникативные навыки» для совершенствования содержания обучения будущих врачей взаимодействию с пациентами. В статье раскрыты способ и результаты самооценки и рефлексии сформированности коммуникативных навыков выпускников медицинского вуза. На основе анкетирования изучена самооценка 7 групп коммуникативных навыков будущих врачей, выделенных на основе Калгари-Кембриджских руководств по общению с пациентами: «начало приёма», «сбор информации», «структурирование консультации», «создание отношений», «объяснение и планирование», «завершение приёма», «условия разъяснения и планирования». Организация рефлексии выпускников над качеством подготовки к общению с пациентами в период обучения в медицинском вузе в письменной и анонимной форме - важный метод организации обратной связи с обучающимися, который позволяет изучить их независимое субъективное мнение о качестве подготовки и готовности к общению с пациентами. Сравнение результатов самооценки коммуникативных навыков выпускниками до и после изучения электива «Коммуникативные навыки» показало, что самооценка после обучения по всем семи группам навыков статистически значимо выше, чем до обучения (p < 0,05). Рефлексивный анализ свидетельствует: выпускники не в полной мере удовлетворены качеством подготовки к общению с пациентами, их тревожит субъективное осознание слабой готовности к взаимодействию с разными типами пациентов. Результаты самооценки и рефлексии могут быть использованы для совершенствования содержания обучения и улучшения программы электива «Коммуникативные навыки».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Васильева Елена Юрьевна, Томилова Мария Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMMUNICATIVE SKILLS: GRADUATES SELF-ASSESSMENT AND REFLEXION

The problem of communication skills formation for future doctors is one of the most urgent in Russian medical education at the present stage. Self-assessment of the formation of communication skills allows not only to assess the learning outcomes, but also to determine the directions for improving the training program, to build individual trajectories for the development of communication skills. The aim of the study was to analyze the self-assessment of the graduates communication skills before and after the study of the “Communication skills” elective course to improve the content and the way future doctors are taught to communicate with patients. The article discloses the method and results of self-assessment of the formation of the communication skills of graduates. On the basis of the questionnaire, self-assessment of 7 groups of communicative skills of future doctors was studied: “start of admission”, “collection of information”, “structuring of consultation”, “creation of relationships”, “explanation and planning”, “completion of admission”, “conditions for clarification and planning”. The results of the study showed that before the study of the elective “Communication skills” at the intermediate level, the graduates had the skills to establish initial contact, the rest of the communication skills corresponded to a low level. After training the group of communication skills “gathering information», “structuring a consultation», “creating relationships», “explaining and planning”, “completing an appointment”, “conditions for clarification and planning” reached an average level, the skills of establishing initial contact - a high level. In addition, the results of the self-assessment can be used to improve “Communication skills” elective program.

Текст научной работы на тему «КОММУНИКАТИВНЫЕ НАВЫКИ: САМООЦЕНКА И РЕФЛЕКСИЯ ВЫПУСКНИКОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА»

ISSN 12587-943Х (Online)

Part 2. Pedagogical Science

УДК 378 DOI: 10.17238^1998-5320.2020.14.4.18

Е. Ю. Васильева1, М. И. Томилова1

'Северный государственный медицинский университет, г. Архангельск, Российская Федерация

Коммуникативные навыки: самооценка и рефлексия выпускников медицинского вуза

Аннотация. Самооценка и рефлексия - инструменты, позволяющие не только более объективно оценить результаты обучения выпускников общению с пациентами, но и определить пути коррекции программы обучения, выстроить индивидуальные траектории развития коммуникативных навыков. Цель исследования заключалась в анализе самооценки и рефлексии коммуникативных навыков выпускников до и после изучения электива «Коммуникативные навыки» для совершенствования содержания обучения будущих врачей взаимодействию с пациентами. В статье раскрыты способ и результаты самооценки и рефлексии сформированности коммуникативных навыков выпускников медицинского вуза. На основе анкетирования изучена самооценка 7 групп коммуникативных навыков будущих врачей, выделенных на основе Калгари-Кембриджских руководств по общению с пациентами: «начало приёма», «сбор информации», «структурирование консультации», «создание отношений», «объяснение и планирование», «завершение приёма», «условия разъяснения и планирования». Организация рефлексии выпускников над качеством подготовки к общению с пациентами в период обучения в медицинском вузе в письменной и анонимной форме - важный метод организации обратной связи с обучающимися, который позволяет изучить их независимое субъективное мнение о качестве подготовки и готовности к общению с пациентами. Сравнение результатов самооценки коммуникативных навыков выпускниками до и после изучения электива «Коммуникативные навыки» показало, что самооценка после обучения по всем семи группам навыков статистически значимо выше, чем до обучения (р < 0,05). Рефлексивный анализ свидетельствует: выпускники не в полной мере удовлетворены качеством подготовки к общению с пациентами, их тревожит субъективное осознание слабой готовности к взаимодействию с разными типами пациентов. Результаты самооценки и рефлексии могут быть использованы для совершенствования содержания обучения и улучшения программы электива «Коммуникативные навыки».

Ключевые слова: самооценка, рефлексия, коммуникативные навыки, общение, пациент, выпускники, медицинский вуз.

Дата поступления статьи: 3 сентября 2020 г.

Для цитирования: Е. Ю. Васильева, М. И. Томилова. Коммуникативные навыки: самооценка и рефлексия выпускников медицинского вуза // Наука о человеке: гуманитарные исследования. Т. 14. № 4. С. 149-155. DOI: l0.l72з8/issm998-5320.2020.l4.4.l8.

Проблема. Оценка - неотъемлемая составляющая любого обучения. Самооценка - частная разновидность оценки. Механизм её возникновения и сущности, а также технологии использования в учебном процессе недостаточно изучены в психологии и педагогике высшей школы. Между тем исследователи полагают, что запуск данного механизма возможен путём создания в учебном процессе проблемно-конфликтной ситуации, которая позволит обучающемуся осознать и переосмыслить свои знания, умения, навыки, соотнести уровень готовности к выполнению профессиональных функций с имеющимися профессиональными стандартами и определить

«зоны ближайшего развития», а преподавателям - корректировать процесс обучения [1-5].

Цель исследования состояла в анализе самооценки коммуникативных навыков выпускников до и после изучения электива «Коммуникативные навыки» для совершенствования содержания обучения будущих врачей общению с пациентами.

Методология. В Северном государственном медицинском университете на 6 курсе в 12 семестре по специальности «Лечебное дело» реализуется электив «Коммуникативные навыки», методологической основой содержания которого являются принципы партнёрской модели общения с пациентами. Учебные материалы

электива структурированы по пяти модулям:

1) общие принципы эффективного общения;

2) медицинское интервью: понятие, основные принципы, структура; 3) коммуникативный процесс в медицине; 4) психология пациента; сценарии общения с различными пациентами. Трудоёмкость электива составляет 72 часа. Обучение направлено на подготовку выпускников к реализации партнёрской модели общения с пациентом с учётом рекомендаций Калгари-Кембриджских руководств [6-15].

Исследование по самооценке сформирован-ности коммуникативных навыков было реализовано на кафедре педагогики и психологии СГМУ в мае 2020 г. Исследование одномоментное, в электронную базу данных вносили сведения о результатах самооценки коммуникативных навыков выпускников по образовательной программе «Лечебное дело» до и после изучения электива «Коммуникативные навыки» (п=6з). Среди них 28,6 % мужчин (18 человек), средний возраст которых составил 24 года (±0,5) и женщин 71,4 % (45 человек) также в возрасте примерно 24 лет (±0,3).

Выпускникам предлагалось заполнить анкету, составленную на основе Калгари-Кембриджской модели общения врача и пациента [15]. Респонденты оценивали 7 групп коммуникативных навыков: «Начало приёма», «Сбор информации», «Структурирование консультации», «Создание отношений», «Объяснение и планирование», «Завершение приёма», «Условия разъяснения и планирования». Первая группа навыков, «Начало приёма», включала навыки установления первичного контакта. В группу «Сбор информации» входили навыки исследования проблем пациента. Группа «Структурирование консультации» представлена навыками придания диалогу открытости и следования логике, «Создание отношений» - навыками адекватного невербального поведения и вовлечения пациента в лечебный процесс, «Объяснение и планирование» - навыками предоставления пациенту информации в нужном объёме и правильной форме, помощи в точном усвоении и понимании, планирования, принятия совместного решения, «Завершение приёма» - навыками планирования и окончания приёма. В группу «Условия разъяснения и планирования» входят следующие коммуникативные навыки: обсуждение обследований и

процедур, обсуждение заключения и значимости проблемы, навыки составления совместного плана действий.

Для самооценки сформированности коммуникативных навыков использовалась пятибалльная шкала. Уровень сформированности коммуникативных навыков определялся в зависимости от количества набранных баллов: 1-2 балла - низкий уровень, 2,1-3,9 балла - средний уровень, 4-5 баллов - высокий уровень.

Статистическая обработка выполнялась с использованием пакета SPSS Statistics 21.0 (SPSS Inc., Chicago, IL, USA). Данные представлены в виде медианы и квартилей, первого и третьего. При сравнении показателей использовался непараметрический критерий Уилкоксона. Принимался критический уровень значимости в исследовании, равный 95 % (p < 0,05).

Рефлексия о качестве обучения выпускников общению с пациентами осуществлялась с помощью эссе «Как меня учили в медицинском вузе общаться с пациентами и как бы я хотел обучаться?» - задания, которое выпускники выполняли анонимно в письменной форме.

Результаты. Сопоставление результатов самооценки коммуникативных навыков до и после изучения электива «Коммуникативные навыки» показало, что самооценка выпускников после обучения по всем навыкам статистически значимо выше, чем до обучения (p < 0,05) (табл. 1).

Поскольку любое обучение ведёт к «приращению» знаний, умений, навыков, нам было важно выявить удовлетворённость выпускников качеством их подготовки к общению с пациентами и субъективное ощущение готовности к эффективному взаимодействию с ними в самостоятельной врачебной практике. Для этого был использован метод рефлексии в форме эссе, с последующим анализом текстов.

Анализ эссе показал, что выпускники способны дать конструктивную обратную связь, выделив плюсы и минусы обучения, и обозначить конкретные предложения, направленные на улучшение качества подготовки будущих врачей к общению с пациентами в процессе обучения в медицинском вузе. Их субъективное восприятие собственной недостаточной готовности к эффективному взаимодействию с пациентами сопровождается анализом причин и конкретным видением системы подготовки, какой она бы

ISSN 12587-943Х (Online)

Part 2. Pedagogical Science

Таблица 1 - Самооценка коммуникативных навыков выпускниками до и после изучения электива

«Коммуникативные навыки», балл, Ме ^1^3)

№ Коммуникативные навыки Самооценка до изучения Самооценка после изучения Z p-уровень

1 Начало приёма - установление первичного контакта 3 (2:3) 4 (3:4) -6,532 < 0,001

2 Сбор информации - исследование проблем пациента 2 (2:3) 3 (2:4) -5,672 < 0,001

Структурирование консультации 2 (2:3) 3 (2:3) -5, 254 < 0,001

3 - придание диалогу открытости 2 (2:3) 3 (2:4) -5,177 < 0,001

- следование логике 2 (2:3) 3 (2:3) -5,206 <0,001

Создание отношений 2 (2:3) 3 (2:4) -5,556 < 0,001

4 - адекватное невербальное поведение 2 (2:3) 3 (3:4) -5,894 < 0,001

вовлечение пациента 2 (2:3) 3 (2:4) -5,123 < 0,001

Объяснение и планирование 2 (2:3) 3 (2:3) -5,617 < 0,001

- предоставление информации в нужном объёме и правильной форме 2 (2:3) 3 (2:3) -5, 493 < 0,001

5 - помощь в точном усвоении и понимании 2 (2:3) 3 (2:4) -5, 710 < 0,001

- планирование: принятие совместного решения 2 (2:3) 3 (2:3) -5, 792 < 0,001

Завершение приёма 2 (2:3) 3 (3:4) -6,831 < 0,001

6 - планирование 2 (2:3) 3 (3:4) -6,900 < 0,001

- окончание приёма 2 (2:3) 3 (3:4) -6,829 < 0,001

Условия разъяснения и планирования 2 (2:3) 3 (2:3) -6,148 < 0,001

- обсуждение обследований и процедур 2 (2:3) 3 (2:3) -6,121 < 0,001

7 - обсуждение заключения и значимости проблемы 2 (2:3) 3 (2:4) -5,792 < 0,001

- навыки при составлении совместного плана действий 2 (2:3) 3 (2:4) -6,178 < 0,001

должна быть. Все предложения разумны, конкретны и реалистичны.

Выпускник 1: «Изучением вопросов правильного общения с пациентами мы до 6 курса серьёзно не занимались. У нашего поколения этот навык хромает: компьютеры, телефоны занимают большее место в жизни, а живое общение уходит на второй план... Мы сталкиваемся с пациентами уже на з, 4, 5, 6 курсах и часто не знаем, как правильно с ними общаться и найти к ним подход. Это касается и правильного сбора жалоб, анамнеза и т. д.».

Выпускник 2: «На каждой кафедре нам предлагали схемы расспроса пациента, которые по большей части были направлены на то, чтобы мы узнали информацию, необходимую для заполнения кураторской истории болезни. Все 6 лет нас учили коммуникации, но не общению. Когда мы приходили на очередную кафедру и нам «раздавали» пациентов для курации, преподаватели всегда имели в запасе пару «лишних» пациентов на случай, если курируемому пациенту не понравится с нами общаться. Именно здесь, как мне кажется, одна из основных проблем обучения. Нам говорили, что общение с пациентом - это очень важно, но в то же время не обучали общению, не говорили, как найти подход к пациенту, как настроить его на эффективное сотрудничество. Нас не обучали выходу из конфликтной ситуации, техникам общения с трудными пациентами. Более того, в том случае, если у нас что-то не получалось, нам всегда были готовы предоставить «запасного пациента». А дальше «расспрос пациента» и правильное заполнение кураторских историй. В итоге после 6 курсов обучения и работы с пациентами мы не умеем с ними общаться. И если самопрезентацию и сбор информации мы кое-как освоили, то структурирование медицинского интервью, создание отношений, объяснение прошли мимо нас».

Выпускник 3: «В период обучения проблематика налаживания контакта с пациентом и правильное построение беседы с ним для того, чтобы она была максимально продуктивной для обеих сторон, отходит на второй план, уступая в первую очередь место клинической диагностике заболеваний и умению разбираться в результатах лабораторных и инструментальных методов исследования».

Выпускник 7: «Безусловно, у нас были предметы, которые косвенно касались данной темы: деловое общение, деонтология, клиническая психология, но там больше внимания было уделено другим вещам. Также могу добавить, что на клинических кафедрах преподаватели, особенно опытные, всегда призывали больше общаться с пациентами, указывая, что этот навык у нас развит крайне плохо. Что-то более или менее похожее на Калгари-Кембриджскую систему мы увидели, когда стали тренироваться для сдачи аккредитации, но это было начало практически с чистого листа. При изучении медицинской науки у нас в головах сформировался план: мы должны выяснить (жалобы, анамнез и т. д.) и при необходимости донести информацию до пациента, но как это сделать, чтобы все остались довольны и это не отняло много сил, нам никто толком не объяснял».

Выпускник 15: «Больше всего знаний о правильном общении с пациентом я получил на кафедрах факультетской терапии и поликлинической терапии (не считая электив по коммуникативным навыкам). А самый большой практический опыт общения с пациентами приобретён во время летней производственной практики в качестве помощника участкового врача-терапевта. На элективе «Коммуникативные навыки» я, вне всякого сомнения, получил самые обширные знания по данной теме. Узнал такие важные для каждого врача тактики, как правильное и успешное ведение медицинской консультации, выход из конфликтной ситуации, сообщение плохих новостей и мн. др.».

Выпускники сформулировали ряд предложений по улучшению качества процесса обучения коммуникативным навыкам.

Выпускник 45: «Хочется, чтобы дисциплину «Коммуникативные навыки» вводили на 3, 4, 5 курсах. Нам требуется больший объём отработки на реальных пациентах в присутствии преподавателя для анализа».

Выпускник 21: «Мне бы очень хотелось, чтобы в дальнейшем эта дисциплина имела место в качестве цикла: её важность не нуждается в подтверждении, она по умолчанию является таковой. И, как мне кажется, дисциплину можно внедрить с самых первых курсов».

Выпускник 2: «Я думаю, что коммуникативные навыки нужно формировать у студентов на

ISSN 1998-5320 (Print) ISSN 12587-943Х (Online)

Part 2. Pedagogical Science

4-5 курсе. Общение с пациентами очень важно в работе врача. Это не только улучшает лечение, но и формирует более доверительное отношение пациента к врачу, а это определяет выполнение всех рекомендаций врача».

Выпускник 17: «Я бы хотел, чтобы «Коммуникативные навыки» из электива превратились в обязательную дисциплину, заменяя собой педагогику и деловое общение. Уверен, что таким образом возможно значительно повысить уровень коммуникативных навыков будущих врачей всех специальностей и, как следствие, удовлетворённость медицинской помощью пациентов и их родственников, сократить число жалоб и судебных исков в отношении медицинских работников».

Выпускник 7: «В таком случае что бы я хотел изменить в своём образовании в этой области, будь у меня такая возможность? У меня на этот счёт предложение довольно простое: сделать курс по коммуникативным навыкам, который сейчас проходит в форме электива, обязательным для прохождения всеми студентами. Причём я бы разделил эту дисциплину на курсы с 3 по 6, на каждом курсе разбирая разные элементы. Например, на 3 курсе уделить внимание сугубо навыкам начала консультации, сбора жалоб и анамнеза, на 4 - объяснению и планированию, на 5 - выходу из конфликтной ситуации и сообщению плохих новостей, наконец, на 6 -повторению всего изученного и тренировке полностью продуманных сценариев, от приветствия до завершения приёма».

Выводы. Результаты самооценки коммуникативных навыков выпускников по Калгари-Кембриджской модели общения врача и пациента

до изучения электива «Коммуникативные навыки» показали, что респонденты оценивали у себя степень сформированности навыков установления первичного контакта как находящуюся на среднем уровне, остальные коммуникативные навыки соответствовали, по их мнению, низкому уровню. После обучения выпускники считают, что коммуникативные навыки, относящиеся к группам «Сбор информации», «Структурирование консультации», «Создание отношений», «Объяснение и планирование», «Завершение приёма», «Условия разъяснения и планирования», достигли у них среднего уровня, а навыки установления первичного контакта - высокого уровня, что говорит об эффективности процесса обучения при проведении электива «Коммуникативные навыки» и позволяет сделать следующие выводы.

1. Самооценка и рефлексия - методы самопознания - могут быть использованы как в качестве отдельных методов обратной связи в учебном процессе, так и в процедурах многосторонней оценки для повышения её объективности и коррекции результатов обучения. Частота их использования зависит от цели метода и конкретной ситуации.

2. Самооценка коммуникативных навыков может стать у будущих врачей ведущим мотивом к непрерывному улучшению навыков общения с пациентами и помочь им выстроить индивидуальные траектории развития коммуникативных навыков.

3. Результаты самооценки и рефлексии позволяют определить пути совершенствования содержания и методов обучения студентов общению с пациентами в медицинском вузе.

Источники

1. Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М. : Прогресс, 1986. 420 с.

2. Герасименко С. Л. Коммуникативная культура врача: проблемы и опыт формирования в медицинском ВУЗе // Вестник Мос. ун-та. М. : Изд-во МГУ, 2009. № 2. С. 206-2013.

3. Иванов А. В. Рефлексия как психологический механизм развития Я-концепции взрослого человека в обучении: автореф. дис. ... канд. псих. наук 19.00.07 : защ. 25.06.2003 : [место защиты : Калуж. гос. пед. ун-т им. К. Э. Циолковского] / Александр Владимирович Иванов. Калуга, 2003. 23 с.

4. Келз Г. Процесс самооценки. Руководство по самооценке для высшего образования. М. : Моск. обществ. науч. фонд, 1999. 151 с.

5. Носачев Г. Н., Гусарова, Г. И., Павлов В. В. Психология и этика общения с пациентом : монография. Самара, 2003. 372 с.

6. Chur-Hansen A. The Self-evaluation of Medical Communication Skills. Higher Education Research & Development, 2001, no. 20, pp. 71-79.

7. Henrdon J., Pollick K. Continuing concerns, new challenges, and next steps in physician-patient communication. J Bone Joint Surg Am, 2002, no. 84-A, pp. 309-315.

8. Ong L. M., de Haes J. C., Hoos A. M., Lammes F. B. Doctor-patients communication: a review of the literature. SocSci Med, 1995, no. 40. pp. 903-918.

9. Roter D. L., Steward M., Putnam S. M., Lipkin M., Stiles W., Inui T. S. Communication patterns of primary care physicians. JAMA, 1997, no. 277, pp. 350-356.

10. Silverman J. D., Kurtz S. M., Draper J. Skills for Communicating with Patients [Electronic resource]. Radcliffe Medical Press (Oxford) URL: https://www.gp-training.net/training/communication_skills/calgary/ index.htm

11. Simpson M., Buckman R., Steward M., Maguire P., Lipkin M., Novack D., et al. Doctor-patient communication: the Toronto consensus statement. BMJ, 1991, no. 30, pp. 1385-1387.

12. Stewart M. A. Effective physician-patient communication and health outcomes: a review. Can Med Assoc J, 1995, no. 152, pp. 1423-1433.

Информация об авторах

Васильева Елена Юрьевна

Доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой педагогики и психологии. Северный государственный медицинский университет (163000, РФ, г. Архангельск, Троицкий пр., 51). ORCID ID: https://0rcid.0rg/0000-0002-8992-8758. E-mail: dr.evasilyeva@gmail.com

Томилова Мария Игоревна

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии. Северный государственный медицинский университет (163000, РФ, г. Архангельск, Троицкий пр., 51). ORCID ID: https:// 0rcid.0rg/0000-0002-5614-9766. E-mail: tomilovami@mail.ru

E. Y. Vasilyeva1, M. I. Tomilova1

'Northern State Medical University, Arkhangelsk, Russian Federation

Communicative skills: graduates self-assessment and reflexion

Abstract. The problem of communication skills formation for future doctors is one of the most urgent in Russian medical education at the present stage. Self-assessment of the formation of communication skills allows not only to assess the learning outcomes, but also to determine the directions for improving the training program, to build individual trajectories for the development of communication skills. The aim of the study was to analyze the self-assessment of the graduates communication skills before and after the study of the "Communication skills" elective course to improve the content and the way future doctors are taught to communicate with patients. The article discloses the method and results of self-assessment of the formation of the communication skills of graduates. On the basis of the questionnaire, self-assessment of 7 groups of communicative skills of future doctors was studied: "start of admission", "collection of information", "structuring of consultation", "creation of relationships", "explanation and planning", "completion of admission", "conditions for clarification and planning". The results of the study showed that before the study of the elective "Communication skills" at the intermediate level, the graduates had the skills to establish initial contact, the rest of the communication skills corresponded to a low level. After training the group of communication skills "gathering information», "structuring a consultation», "creating relationships», "explaining and planning", "completing an appointment", "conditions for clarification and planning" reached an average level, the skills of establishing initial contact - a high level. In addition, the results of the self-assessment can be used to improve "Communication skills" elective program.

Keywords: self-esteem, communication skills, patient, graduates, medical school.

Paper submitted: September 3, 2020.

For citation: E. Y. Vasilyeva, M. I. Tomilova (2020) Communicative skills: graduates self-assessment and reflexion. The Science of Person: Humanitarian Researches, vol. 14, no. 4, pp. 149-155. DOI: I0.i7238/issni998-5320.2020.i4.4.i8.

ISSN 12587-943X (Online)

Part 2. Pedagogical Science

References

1. Burns R. Development of the self-concept and education / R. Burns. - M.: Progress publ., 1986, 420 p. (In Russian)

2. Gerasimenko S.L. Communicative culture of a doctor: problems and experience of formation in a medical university // Bulletin of the Moscow University, 2009, no. 2, pp. 206-2013. (In Russian)

3. Ivanov A.V. Reflection as a psychological mechanism for the development of the self-concept of an adult in learning: Author's abstract. dis. ... Cand. psychol. sciences. Kaluga, 2003, 23 p. (In Russian)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Kelz G. The process of self-assessment. Self-Assessment Guide for Higher Education / G. Kelz. - M.: Moscow societies. scientific. fund pudl, 1999. (In Russian)

5. Nosachev G.N., Gusarova, G.I. V. V. Pavlov Psychology and ethics of communication with a patient: monograph. Samara, 2003, 372 p. (In Russian)

6. Chur-Hansen A. The Self-evaluation of Medical Communication Skills, Higher Education Research & Development, 2001, no. 20, pp. 71-79.

7. Henrdon J., Pollick K. Continuing concerns, new challenges, and next steps in physician-patient communication. J Bone Joint Surg Am. 2002. Number 84-A. P. 309-315.

8. Ong L. M., de Haes J. C., Hoos A. M., Lammes F. B. Doctor-patients communication: a review of the literature. Soc Sci Med. 1995. Number 40. P. 903-918.

9. Roter D. L., Steward M., Putnam S.M., Lipkin M., Stiles W., Inui T.S. Communication patterns of primary care physicians. JAMA. 1997. Number 277. P. 350-356.

10. Silverman J.D., Kurtz S.M., Draper J. Skills for Communicating with Patients. Radcliffe Medical Press (Oxford) URL: https:// www.gp-training.net/training/communication_skills/calgary/index.htm

11. Simpson M., Buckman R., Steward M., Maguire P., Lipkin M., Novack D., et al. Doctor-patient communication: the Toronto consensus statement. BMJ. 1991. Number 30. P. 1385-1387.

12. Stewart M. A. Effective physician-patient communication and health outcomes: a review. Can Med Assoc J. 1995. Number. 152. P. 1423-1433.

Information about the authors

Elena Yu. Vasilyeva

Dr. Sc. (Pedagogy), Professor, Head of the Department of Pedagogy and Psychology. Northern State Medical University (51 Troitskiy ave., Arkhangelsk, 163000, Russian Federation). ORCID ID: https:// orcid.org/0000-0002-8992-8758. E-mail: dr.evasilyeva@gmail.com

Maria I. Tomilova

Cand. Sc. (Pedagogy), Associate Professor of the Department of Pedagogy and Psychology. Northern State Medical University (51 Troitskiy ave., Arkhangelsk, 163000, Russian Federation). ORCID ID: https://orcid. org/0000-0002-5614-9766. E-mail: tomilovami@mail.ru

© E. fö. BacunbeBa, M. M. ToMunoBa, 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.