Реализация модели многоуровневой диагностики сформированности профессиональных компетенций в системе медицинского образования
Кудашкина Оксана Викторовна
кандидат педагогических наук, доцент, Кафедра педагогики и психологии, ФГБОУ ВО Башкирский государственный медицинский университет, [email protected]
Амиров Артур Фердсович
доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедры педагогики и психологии, ФГБОУ ВО Башкирский государственный медицинский университет, [email protected]
Липатова Елена Ефратовна
кандидат медицинских наук, доцент кафедры педагогики и психологии, ФГБОУ ВО Башкирский государственный медицинский университет, [email protected]
В статье рассматривается проблема формирования и измерения универсальных (программы ординатуры, и ФГОС ВО 3+), общекультурных, общепрофессиональных, и профессиональных компетенций (ФгОс ВО) в медицинском образовании. Рассматриваются аспекты сложности коммуникации медицинского работника и пациента. Представлена модель многоуровневой диагностики сформированности профессиональных компетенций в системе медицинского образования, на примере коммуникативного навыка как инструмента клинического общения. В указанной модели представлены мониторинг коммуникативного навыка; технологическая карта эксперимента, включающая цель, этапы, основные задачи и содержание, методы исследования и другие формы работы; комплект многоуровневых оценочных средств для диагностики сформированности компетенций и коммуникативного навыка, как инструмента клинического общения. Также предложена анкета для самооценки компетенций (коммуникативного навыка, как инструмента клинического общения), анкета для составления индивидуальной траектории развития (заключительная); приведены критерии сформиро-ванности коммуникативного навыка при защите проекта для оценивания экспертом и для самооценки. Ключевые слова: медицинское образование, компетенции, коммуникативный навык как инструмент клинического общения.
о
Е
£
СП
0
(Ч
СП
01 г
На современном этапе модернизации медицинского образования и педагогике в целом, актуальными являются проблемы формирования и измерения универсальных (программы ординатуры, и ФГОС ВО 3+), общекультурных, общепрофессиональных, и профессиональных компетенций (ФГОС ВО). В деятельности специалиста системы здравоохранения существенное место занимают межличностные контакты и несомненным является тот факт, что качество медицинской помощи в той или иной степени зависит от его профессионального общения с больным, родственниками пациента, коллегами и персоналом лечебно-профилактического учреждения. Высокая частота межличностной коммуникации и её прямая связь с качеством медицинской помощи, предъявляет высокие требования к коммуникативному навыку будущего врача, провизора, специалиста в области медико-профилактического дела [4].
Следует отметить, что необходимым предварительным условием для медицинского вмешательства является информированное добровольное согласие гражданина. Информированное добровольное согласие подразумевает обязательный коммуникативный процесс, направленный на создание терапевтического сотрудничества и обеспеченности оптимального уровня приверженности пациента лечению (комплаенс).
Исследование, оценивающее качество проводимого информированного согласия выявило, что 85% врачей отмечали сложности в проведении информированного согласия, направленного на терапевтическое сотрудничество и 95% респондентов испытывали затруднения при необходимости сообщать пациенту об инкурабельной патологии (анкетировано 400 врачей). Для уточнения содержания и количества вопросов анкеты проведено пилотажное исследование с объемом выборки 200 врачей (2007 г.) [1].
Анализ результатов поискового эксперимента показал, что сложности коммуникации зависят от несформированного «алгоритма действия», по словам практикующих врачей, наибольшую сложность при информировании пациентов они испытывали при первых опытах адаптирования информации. Полученные данные были косвенно подтверждены анкетированием пациентов (400 респондентов). Анализ опроса характеризующего качество и доступность информации показал, что информация, которую предлагают врачи, не всегда доступна для понимания.
Необходимость направленности медицинской высшей школы на практикоориентированное образование подчеркивает в докладе «Модернизация медицинского образования в Российской Федера-
ции 2017г.» Т.В. Семёнова, директор Департамента медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении. В частности, для устранения причин отсутствия и/или не достаточности сформированное™ компетенций у обучающихся предлагается усиление практикоориентированности в обучении и внедрение новых технологий [5].
Проведенное исследование и анализ результатов анкеты сайта Минздрава, интервьюирование и опрос по аналогичной анкете на контактных занятиях по программам повышения квалификации и первичной переподготовки врачей и специалистов организации здравоохранения, профессорско-преподавательского состава БГМУ и ИДПО (констатирующий эксперимент) легло в основу формирующего эксперимента по многоуровневой диагностике сформированности профессиональных компетенций в системе медицинского образования. Формирующий эксперимент проводился на контактных занятиях у обучающихся на кафедре педагогики и психологии БГМУ (см. таб. 9) по программам ФГОС ВО 31.05.01. Лечебное дело (спе-циалитет); 31.05.02 Педиатрия (специалитет); 31.05.03 Стоматология (специалитет), программы ординатуры (всего 69 специальностей).
Модель опытно-экспериментальная работы по многоуровневой диагностике сформированности профессиональных компетенций в системе медицинского образования схематично представлена на рисунке 1 и включала в себя:
-констатирующий эксперимент: эксперименты на контактных занятиях у врачей, руководителей лечебно-профилактических учреждений, и профессорско-преподавательского состава БГМУ и ИДПО; эксперимент на дисциплине Педагогика при обучении ординаторов;
-формирующий эксперимент: на дисциплине «Биоэтика»; на элективной дисциплине «Коммуникативное мастерство медицинского работника»; на дисциплине «Педагогика при обучении ординаторов»; при проведении пилотного проекта аккредитации ОСКЭ (объективный структурированный клинический экзамен) «Коммуникативный навык».
Построение элективного курса «Коммуникативное мастерство медицинского работника» основано преимущественно на активных методах групповой работы, применялись методы стимулирования и мотивации учения, деловые игры; упражнения, развивающие коммуникативную компетентность (развитие рефлексии, эмпатии, наблюдательности, умения слушать и проч.); решение проблемных ситуаций [3].
Уровень сформированности компетенций исследовался в начале опытно-экспериментальной работы (до формирующего эксперимента) и при завершении эксперимента. Коммуникативный навык, как инструмент клинического общения оценивался при защите обучающимися проекта по разработанному чек-листу. При оценки коммуникативного навыка у выпускника по чек-листу рекомендованному при проведении пилотного проекта ОКСЭ и аккредитации специалистов. Мониторинг коммуникативного навыка представлен в табл. 1.
Таблица 1
Мониторинг коммуникативного навыка входящего в структуру профессиональной компетенции_
Факультет Курс Дисциплина Семестр Мониторинг коммуникативного навыка (диагностика сформированности)
31.05.01. Лечебное дело (специалитет) I Психология и педагогика (3к.е.) II Входящий (в начале дисциплины), текущий (на каждом занятии), промежуточный (середина дисциплины), итоговый (завершение дисциплины);. Оценка презентации проекта
II Биоэти-ка(3к.е.) III -IV (IV) Входящий (в начале дисциплины), текущий (на каждом занятии), промежуточный (середина дисциплины), итоговый (завершение дисциплины);. Оценка презентации проекта
II Коммуникативное мастерство медицинского ра-ботни-ка(2к.е.) III Входящий (в начале дисциплины), текущий (на каждом занятии), промежуточный (середина дисциплины), итоговый (завершение дисциплины);. Оценка презентации проекта
31.05.02 Педиатрия (специалитет) I Психология и педагогика (3к.е.) II Входящий (в начале дисциплины), текущий (на каждом занятии), промежуточный (середина дисциплины), итоговый (завершение дисциплины);. Оценка презентации проекта
II Биоэти-ка(3к.е.) III Входящий (в начале дисциплины), текущий (на каждом занятии), промежуточный (середина дисциплины), итоговый (завершение дисциплины);. Оценка презентации проекта
II Коммуникативное мастерство медицинского ра-ботни-ка(2к.е.) III Входящий (в начале дисциплины), текущий (на каждом занятии), промежуточный (середина дисциплины), итоговый (завершение дисциплины);. Оценка презентации проекта
31.05.03 Стоматология (специалитет) Психология, педагогика (3к.е.) II Входящий (в начале дисциплины), текущий (на каждом занятии), промежуточный (середина дисциплины), итоговый (завершение дисциплины);. Оценка презентации проекта
Биоэти-ка(3к.е.) III Входящий (в начале дисциплины), текущий (на каждом занятии), промежуточный (середина дисциплины), итоговый (завершение дисциплины);. Оценка презентации проекта
Коммуникативное мастер-ство(3к.е.) !-М Входящий (в начале дисциплины), текущий (на каждом занятии), промежуточный (середина дисциплины), итоговый (завершение дисциплины);. Оценка презентации проекта
Ординаторы II Педагогика III Входящий (в начале дисциплины), текущий (на каждом занятии), промежуточный (середина дисциплины), итоговый (завершение дисциплины);. Оценка презентации проекта
31.05.01. Лечебное дело (специа- литет) YI Специальный курс пилотного проекта станции коммуникативный навык аккредитация XII (С) Входящий (в начале курса), текущий (на занятии и тренинге), итоговый (завершение курса); Оценка прохождение аккредитации
Разработка модели оценки многоуровневая ди- о
агностики сформированности профессиональных о
компетенций в системе медицинского образования а
была проведена в три этапа. о
Подготовительный этап включал: анализ ис- "
ходной информации, разработку входящей анке- И
о
ты для самооценивания и составления траектории индивидуального развития обучающихся; разработку анкеты для экспертной группы (экс-
пертная группа - обучающиеся); разработку чек-листа для педагогической экспертизы: валиди-зированный опросник.
Рис. 1. Модель многоуровневой диагностики сформированности профессиональных компетенций в системе медицинского образования
Рис. 2. Структура комплекта многоуровневых оценочных средств для диагностики сформированности компетенций
о
(Ч
СП
SI
Z
Второй композиционный этап включал: определение структуры компетенции, ее детализация (уровень сформированности компетенции определялся в начале формирующегося эксперимента самими обучающимися и при помощи опросника коммуникативной толерантности Бойко В.В); формирование комплекта многоуровневых оценочных средств. На данном этапе разрабатывались задания для диагностики уровней сформированности компетенций и выбор критериев оценивания.
Третий оценочный этап включал: оценку качества многоуровневых оценочных средств (по результатам апробации производилась дополнительная корректировка разработанных заданий, и разрабатывались дополнительные варианты заданий для дистанционного тестового контроля); анализ результатов; формулировка выводов и рекомендаций. Разработанная нами модель позволила спроектировать комплект многоуровневых оценочных средств для диагностики сформиро-
ванности компетенций и коммуникативного навыка, как инструмента клинического общения. Структура комплекта приведена на рисунке 2.
В структуре формируемых и оцениваемых компетенций мы выделили определенный объем знаний, умений, теоретических и практических навыков. Опытно-экспериментальная работа включала в себя проведение формирующего эксперимента на четырех дисциплинах разных факультетах БГМУ, но ядром эксперимента были две дисциплины «Педагогика», «Биоэтика».
Формирование толерантности рассматривается в общекультурной компетенции ОК-8 - обучающийся освоивший ФГОС ВО должен обладать готовностью к работе в коллективе, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия. На наш взгляд, коммуникативная толерантность является ведущей составляющей профессионального общения врача и/или медицинского работника. Коммуникативный навык, как инструмент клинического общения включает в себя фасилитацию больного и активное слушание, диагностика данных параметров прослеживается в используемом нами опроснике В.В. Бойко. Дополнительным преимуществом опросника является возможность измерить компоненты коммуникативной толерантности и при выявлении паттернов выходящих за пределы рекомендованных норм заложить их корректировку в индивидуальной траектории развития обучающегося. Таким образом, опросник коммуникативной толерантности В.В. Бойко позволяет:
1) обучающемуся оценить общий уровень и составляющие коммуникативной толерантности и в случае необходимости откорректировать паттерн поведения,
2) преподавателю акцентировать на контактных занятиях основополагающие нормативно-организационные документы, регламентирующие профессиональную деятельность врача, моральные и правовые нормы и стандарты деятельности врача рекомендованные международными и Российскими медицинскими сообществами, ассоциациями ВОЗ, ВМА, правозащитными организациями (Лига защиты пациентов международного и Российского уровня и др.).
Применяемый нами опросник составлен академиком международной Балтийской педагогической академии, член-корр. Петровской академии наук и искусств, д. псих. н., профессором, зав.кафедрой психологии и медицинской деонтологии Санкт-Петербургской медицинской академии В.В. Бойко, апробирован на базе лечебно-профилактического учреждения, имеет средней показатель (врачи, медицинские сестры) [2].
Диагностика оценивания компетенций и коммуникативного навыка, как инструмента клинического общения включала в себя анкеты, которые обучающиеся заполняли на первом контактном и итоговом занятии. Анкеты представлены в таблицах 2,3.
Вопросы № 7, 8 раскрывались в карте индивидуальной траектории обучения и по возможности реализовывались на самостоятельных и контактных занятиях. Критерии сформированности ком-
муникативного навыка при защите проекта для группы экспертов и для самооценки выступающим представлены в таблицах 4,5.
Таблица 2
Анкета для самооценки компетенций (коммуникативного
Обучающийся Опыт работы Специальность Пол
Должность Возраст
1. Модель активного слушанья (Калгари -Кембриджская) А Я не имею представления о модели активного слушанья Б Я имею частичное представление о модели активного слуша-нья В Я имею достаточное представление о модели активного слушанья
2. Я считаю, что коммуникативный навык на приёме врача (при сборе жалоб и анамнеза) А Б Является обяза- Является не тельным для обязательным врача для врача
3. Знания для успешной коммуникации с пациентом А Недостаточно. Мне необходимо дополнительное обучение (тренинг, лекция) Б Достаточно. Мне не нужны дополнительные занятия В Знаний достаточно, но дополнительная подготовка (тренинг, лекция) необходима/ желательна
4. Знания по регуляции собственного эмоционального состояния (врача) А Мне необходимы знания для навыка регуляции собственного эмоционального состояние Б Достаточно. Мне не нужны дополнительные занятия В Знаний достаточно, но дополнительная подготовка (тренинг, лекция) необходима/ желательна
5. Знания по регуляции эмоционального состояния пациента А Мне необходимы знания для регу-пяции эмоционального состояния пациента Б Достаточно. Мне не нужны дополнительные занятия В Знаний достаточно, но дополнительная подготовка (тренинг, лекция) необходима/ желательна
Таблица 3
Анкета для составления индивидуальной траектории развития (заключительная)__
6. Занятие |А было полезным |Б было бесполезным
7. Я хочу .
Мне нужно
Таблица 4
Критерии сформированности коммуникативного навыка при
№ показатель отсутствие средний уровень хороший уровень отличный уровень итого
0 1 2 3
1 S Specific (Конкретность)
2 M Measurable (Измеримость/Доказанность)
3 A Attainable (Достижимость) решена поставленная цель
4 R Relevant (Актуальность)
5 T Time-bound (Ограниченность во времени/Краткость)
6 Доступность информации
7 При защите проекта зрительный контакт
8 При ответе на вопрос зрительный контакт
9 Фасилитация
ИТОГО максимальная 27
Оценивание аккредитуемого на дополнительной станции ОСКЭ (объективный структурирован-
X m
о
сч en
SI
Z
ный клинический экзамен) «Сбор жалоб и анамнеза на первичном амбулаторном приеме врача» происходило экспертом по видео-аудио трансляции с соблюдением всех требований аккредитации специалиста. Экспертом заполнялся чек-лист Критерии диагностики сформированности коммуникативного навыка, как инструмента клинического общении, коммуникативной толерантности, коммуникативных способностей и знаний представлены в таблице 6.
Таблица 5
Критерии сформированности коммуникативного навыка при
№ показатель отсутствие средний уровень хороший уровень отличный уровень итого
0 1 2 3
1 S Specific (Конкретность)
2 M Measurable (Измеримость/Доказанность)
3 A Attainable (Достижимость) решена поставленная цель
4 R Relevant (Актуальность)
5 T Time-bound (Ограниченность во времени/Краткость)
6 Доступность информации
7 При защите проекта зрительный контакт
8 При ответе на вопрос зрительный контакт
9 Фасилитация
ИТОГО максимальная 27
Таблица 6
Критерии Показатель Диагностическая методика
1 2 3
Коммуникативный навык Правила профессионального общения -фасилитация, активное слушание. Решение клинической задачи Тренинг с симулированным пациентом. Дебрифинг. Чек -лист
Коммуникативная толерантность Характеристика переносимости неприятных или неприемлемых психических состояний, качеств и поступков партнеров по взаимодействию (принятия пациента, психологически сложного пациента) Опросник В.В. Бойко по коммуникативной толерантности
Коммуникативные способности Уравновешенность, уверенность в процессе общения, готовность к общению, к сотрудничеству Защита проекта и его оценивание
Коммуникативные знания (когнитивная) Согласно рабочей программе изучаемой дисциплины Тесты, практико-ориентированные задания (задачи) кейс-задачи.
Проведя исследование, мы пришли к следующим выводам: степень сформированности коммуникативного навыка, как инструмента клинического общения пропорциональна уровню развития профессиональных компетенций; многоуровневая диагностика сформированности профессиональных компетенций в системе медицинского образования отражает степень готовности специалиста к профессиональной деятельности; многоуровневая
диагностика формирования компетенций в системе медицинского образования, обеспечивает целенаправленность, непрерывность, развития и перспективную востребованность формируемых компетенций.
Литература
1.Амиров А.Ф., Липатова Е. Е. Краснов А.Н., Моисеева О.Н., Краснова Т.С. Отдаленная эффективность когнитивно-коммуникативного подхода при его применении в образовательном процессе в медицинском университете / Вестник Санкт-Петербургской государственной медицинской академии им. И.И.Мечникова - 2008. - № 2. - С.251-253.
2.Бойко В.В. Психология и менеджмент в стоматологии. Том 8. Бизнес-мышление. Развивающаяся клиника. - СПб., 2015. - 408с.
3. Кудашкина О.В., Амиров, А.Ф. Конструирование содержания элективных курсов с целью формирования и развития коммуникативной компетентности студентов высшей школы // Монография. - Уфа, 2008. - 182 с.
4. Кудашкина О.В., Липатова Е.Е. К проблеме психолого-педагогической подготовки студентов медицинского вуза // Международная научно-практическая конференция. Современные проблемы развития фундаментальных и прикладных наук. - Прага, 2016. - С. 123-127.
5.Семёнова Т. В. Модернизация медицинского образования в Российской Федерации // Департамент медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении. Москва. 2017. [Электронный ресурс] / Режим доступа: D:/ semenovatv_rosmedobr - 2017- (Дата обращения: 1.10.2018).
Implementation of the model of multilevel diagnostics of professional competence formation in the system of medical education Kudashkina O.V., Amirov A.F., Lipatova E.E.
Bashkir state medical University of the Ministry of health of Russia The article deals with the problem of formation and measurement of universal (residency programs, and GEF HE 3+), General cultural, General professional, and professional competencies (GEF HE) in medical education. Aspects of the complexity of communication between a medical worker and a patient are considered. The model of multilevel diagnostics of formation of professional competences in the system of medical education is presented on the example of communicative skill as a tool of clinical communication. This model presents the monitoring of communication skills; technological map of the experiment, including the purpose, stages, main objectives and content, research methods and other forms of work; a set of multi-level evaluation tools for the diagnosis of the formation of competencies and communication skills as a tool of clinical communication. Also the questionnaire for self-assessment of competences (communicative skill as a tool of clinical communication), the questionnaire for drawing up an individual trajectory of development (final is offered); the criteria of formation of communicative skills in the protection of the project for evaluation by the expert and for self-assessment are given. Key words: medical education, competences, communicative skill
as a tool of clinical communication. References
1.Amirov A.F., Lipatova E.E. Krasnov A.N., Moiseeva O.N., Krasnova T.S. The remote effectiveness of the cognitive-communicative approach in its application in the educational process at the medical university / Bulletin of the St. Petersburg
State Medical Academy. I.I. Mechnikova - 2008. - No. 2. -S.251-253.
2. Boyko V.V. Psychology and management in dentistry. Volume 8.
Business thinking. Developing clinic. - SPb., 2015 .-- 408s.
3. Kudashkina O. V., Amirov, A. F. The construction of the content
of elective courses in order to form and develop the communicative competence of high school students // Monograph. - Ufa, 2008 .-- 182 p.
4. Kudashkina OV, Lipatova E.E. To the problem of psychological
and pedagogical training of students of a medical university // International Scientific and Practical Conference. Modern problems of the development of fundamental and applied sciences. - Prague, 2016 .-- S. 123-127.
5. Semenova T. V. Modernization of medical education in the Russian Federation // Department of Medical Education and Personnel Policy in Health Care. Moscow. 2017. [Electronic resource] / Access mode: D: / semenovatv_rosmedobr - 2017-(Date of access: 1.10.2018).
o
o
OD
■o
m
S
m
X
X
o
m
n
m
b
A
-i
O
-i
S
£
m
O
X
O
m
O
Dl
■o
A
u
o
OD
A
X
s
m
57