Предпосылки эволюции механизмов координации акторов высшего образования в
дореформенный период середины XIX века [1] Background the evolution of coordination mechanisms of actors in higher education in the pre-reform period of the mid-nineteenth century [2]
УДК 330.8
Молокова Елена Леонидовна,
старший преподаватель кафедры «Государственного и муниципального управления» Уральский государственный экономический университет, г. Екатеринбург
Molokova Elena Leonidovna,
senior lecturer Department of State and Municipal Governance Urals State University of Economics, Yekaterinburg
Аннотация: Статья является частью исследования, посвященного идентификации механизмов координации деятельности акторов высшего образования в конкретные исторические периоды. В работе выявлены характерные институциональные особенности дореформенного исторического периода с 1850 по 1860 годы, идентифицированы ведущие механизмы координации.
Summary: The article is a part of the research devoted to the identification of mechanisms of coordination of higher education actors in specific historical periods. The paper reveals the characteristic institutional features of the pre-reform historical period from 1850 to 1860, identifies the leading coordination mechanisms.
Ключевые слова: механизмы координации деятельности, высшее образование, иерархия, согласование, стандартизация.
Keywords: mechanisms of activity coordination, higher education, hierarchy, coordination, standardization.
В статье анализируются предпосылки эволюции механизмов координации деятельности акторов высшего образования в период с 1850 по 1860 годы. Нижняя и верхние границы избранного периода обусловлены началом институциональных изменений, реализованных реформой Александра II в 1863 году. С целью объяснения логики зависимости характера координирующих механизмов от конкретного
исторического периода, представляется важным установить факторы, влияющие на архитектуру координации.
Механизм координации акторов общественных отношений обусловлен теми задачами, которые он выполняет, а именно регулирование взаимодействий (трансакций).
Для целей исследования, под механизмом координации будем понимать институциональные способы организации трансакций [1]. Критериями отнесения того или иного регулирования взаимодействия к конкретному механизму координации являются право оказывать непосредственное воздействие на поведение других (право управления), каналы коммуникации и стимулы, мотивирующие поиск средств решения возникающих проблем [2].
Отметим, что механизмов координации в науке выделяется достаточно большое количество, более того, не существует единственно верного их сочетания или набора. Однако, в рамках данного исследования ограничимся идентификацией идеально-типических форм, определенных Г. Минцбергом [3].
Рассматриваемый период характеризуется высокой динамикой институциональных изменений, предшествующих реформе 1963 года, которая была обусловлена ожиданиями общества и происходящими в экономике переменами. Сравнивая институциональные особенности начала и конца избранного для анализа исторического периода можно сделать вывод о существенных различиях состояния неформальных институтов общества, во многом обусловивших смену механизмов координации акторов высшего образования (таблица 1).
Таблица 1. Сравнительный анализ институциональных особенностей
высшего образования в период с 1840 по I860 гг.
Институциональные особенности периода
1В40-1В50 гг. 1550-1860 гг.
Централизация Восстановлена частичная автономия университетов, выборность ректоров и деканов и т. п.
Самодержавно-бюрократические принципы Либерально-оппозиционное влияние на развитие высшего образование, демократическое движение
Идеологизация Либерализация взглядов
Запрет академической мобильности Восстановление академической мобильности
Сословные ограничения Формирование идеи о Есеоошем равенстве
Стагнация научных исследований, закрытость, отсутствие контактов с зарубежными учеными Восстановление связей с зарубежными учеными, новый импульс к развитию
Цензура Ослабление цензуры, гласность
Период с 1850 по 1860 годы можно назвать подготовительным этапом для дальнейшей реформы высшего образования. В указанный период интенсивно менялись неформальные институты населения: подъем духовности, развитие либеральных взглядов, формирование идеи о всеобщем равенстве и т.д. не могли не сказаться на высшем образовании.
Важнейшими факторами, обусловившими характер будущей реформы высшего образования, являются следующие события.
Кардинальное изменение государственных подходов к академической мобильности. Если после 1848 года были запрещены командировки русских ученых за границу, то уже в начале 1960 года научные связи были восстановлены, а в дальнейшем налажено систематическое командирование ученых планирующих занять профессорские должности в российских университетах. В 1862-1863 гг. было отправлено за границу свыше 60 человек, готовившихся к занятию профессорских кафедр по всевозможным специальностям [4].
Либерально-оппозиционные движения дворянства, обусловленные пониманием плачевного положения России в условиях поражения в Крымской войне, отсталости и закрытости экономики повлияли на формирование группы сторонников реформ, противопоставляющих себя сторонникам проведения буржуазных преобразований.
Существенное изменение культурно-нравственной основы общества, реализующиеся в подготовке реформ по отмене крепостного права, освобождение русского человека от сословных, половых и религиозных предрассудков. В 1860 г. принимается «Положение о женских училищах ведомства министерства народного образования». Их появление стало возможным благодаря радикальным имениям социально-политической ситуации, когда к высшему образованию открылся доступ не только дворянству, женщины подключились к борьбе за право учиться в университетах.
В сложившихся условиях на первый план вышли механизмы координации, ослабляющие иерархию: согласование, стандартизация норм.
В частности, вернувшаяся автономия университетов, академическая мобильность, появившаяся свобода преподавания и обучения сделала востребованной координацию согласительного характера (взаимная подгонка по Минцбергу [3]). В рамках данного координирующего механизма происходил обмен информацией, формирование архитектуры взаимодействий между либеральным профессорским корпусом и освободившейся от цензуры интеллигенции - студентов с прогрессивными взглядами.
Духовный подъем, объединивший единомышленников, сделал востребованным стандартизацию норм, как координирующий механизм, в условиях которого прогрессивные либеральные взгляды были сигналом принадлежности к определенной
группе интересов. В рассматриваемый период наблюдалось формирование двух идеологически противоположных платформ: сторонники буржуазных реформ и приверженцы либерализации, демократизации, свободы и равенства.
Таким образом, оценка исторических событий дореформенного периода 1850-1860 годов позволяет констатировать увеличивающийся тренд координирующих механизмов в сторону согласования и относительное ослабление иерархии в высшем образовании. Сказанное позволяет сделать предположение о снижении значения иерархии как механизма координации в переходные исторические периоды.
Список использованной литературы
1. Williamson O.E. Transaction-Cost Economics: The Governance of Contractual Relations // Journal of Law and Economics, Vol. 22, No. 2 (Oct., 1979), pp. 233-261
2. Дементьев В. Е., Евсюков С. Г., Устюжанина Е. В. Гибридные формы организации бизнеса: к вопросу об анализе межфирменных взаимодействий [Текст] // Российский журнал менеджмента (Russian Management Journal) Том 15, № 1, 2017. С. 89-122
3. Минцберг Г. Структура в кулаке: создание эффективной организации / Пер. с англ. под ред. Ю. Н. Каптуревского. - СПб.: Питер, 2004. - 512 с.: ил. - (Серия «Деловой бестселлер»).
4. Ростовский Роман Валерьевич О социально-экономическом назначении образования // Вестник КемГУ. 2011. №3. URL: https://cyberleninka.ru/artide/n/o-sotsialno-ekonomicheskom-naznachenii-obrazovaniya (дата обращения: 30.11.2018).
[1] Статья выполнена при финансовой поддержке РФФИ (грант № 18-010-00641).
[2] The paper was written with financial support of RFBR (grant No. 18-010-00641).