Эволюция механизмов координации акторов высшего образования в исторический
период с 1820 по 1860 годы The evolution of coordination mechanisms of actors in higher education in the historical
period from 1820 to 1860 years
Ь Л МОСКОВСКИЙ ■p ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ
УДК 330.8 DOI 10.24411/2413-046Х-2019-11003
Статья выполнена при финансовой поддержке РФФИ (грант № 18-010-00641) The paper was written with financial support of RFBR (grant No. 18-010-00641) Молокова Елена Леонидовна, старший преподаватель кафедры «Государственного и муниципального управления», Уральский государственный экономический университет, г. Екатеринбург
Molokova Elena Leonidovna, senior lecturer Department of State and Municipal Governance, Urals State University of Economics, Yekaterinburg
Аннотация: Работа содержит описание характера механизмов координации стейкхолдеров системы высшего образования в период с 1820 по 1863 годы - период активной фазы институционального строительства и одновременно системных трансформаций высшего образования России.
Статья является частью исследования механизмов координации акторов высшего образования в отдельные исторические периоды.
Анализ заявленного исторического периода позволил идентифицировать совокупность идеально-типических механизмов координации, большая часть из которых подчинена существующей в анализируемый период государственной политике.
Summary: The paper describes the mechanisms of coordination of stakeholders in the higher education system in the period from 1820 to 1863-the period of the active phase of institution -building and at the same time systemic transformations of higher education in Russia. The article is a part of the study of coordination mechanisms of higher education actors in certain historical periods.
The analysis of the declared historical period allowed to identify a set of ideal-typical coordination mechanisms, most of which are subject to the existing public policy in the analyzed period.
Ключевые слова: механизмы координации деятельности, высшее образование, иерархия, согласование, стандартизация.
Keywords: mechanisms of activity coordination, higher education, hierarchy, coordination, standardization.
Введение
В условиях резко возрастающей роли человеческого капитала и соответственно роли высшего образования повысилась скорость принятия управленческих решений и динамика взаимодействия стейкхолдеров в сфере образования. В таких условиях стали актуальными исследования, посвященные поискам оптимальной модели координации стейкхолдеров современного рынка высшего образования. Для понимания логики дальнейшего развития координации деятельности участников исследуемой сферы целесообразно обратиться к анализу эволюции идеально-типических моделей координации деятельности акторов высшего образования в конкретные исторические периоды.
Один из ключевых исследователей взаимодействий Генри Минцберг выделил шесть координационных механизмов: взаимное согласование (взаимная подгонка), прямой контроль (прямой надзор), стандартизация рабочих процессов, стандартизация выпуска (планирование), стандартизация навыков и знаний (квалификации) и стандартизация норм [2].
В исследовании осуществлена попытка идентифицировать выделенные Г. Минцбергом идеально-типические механизмы координации деятельности акторов высшего образования в конкретный исторический период.
Методы или методология проведения исследования
Предпосылкой исследования является утверждение о подчинении архитектуры координации деятельности акторов системы высшего образования определенным политическим процессам, происходящим в обществе.
Исследование проводится в рамках институциональной исследовательской программы с применением теории эволюционной экономики.
В статье для идентификации идеально-типических механизмов координации участников использованы эмпирические данные монархического периода развития образования, выделенного Змеевым В.А. как начальный период [2]. Анализу будет подвергнута часть этапа, названного ученым «Этап формирования системы российской высшей школы» и включающая хронологические рамки с 1820 по 1860 годы. Выбор нижней границы исследования обусловлен кардинальной сменой институциональной организации высшего образования, характеризующийся сменой принципов от петровской академической автономии и бессословности университетов к централизованной модели управления и повышению барьеров входа в высшее образование низших сословий в условиях смены либеральных реформ императора Александра I, положивших начало институционализации и развитию государственного высшего образования к реакционной государственной политике.
Ход исследования
Отметим, что институциональными особенностями развития высшего образования в монархический период на этапе 1687 по 1818 годы, предваряющими анализируемый в данной статье этап, являлись:
- всесословность, бесплатность, относительная автономия;
- особый и в то же время включенный в европейские тенденции путь [3],
- инициирование создания университетов государством (в отличие от многих зарубежных стран);
- возникновение и развитие высшего образования на базе институтов религии;
- наличие отношений преемственности между учебными заведениями всех уровней.
Отметим, что возникновение высшего образования в России стало ответом на социальный заказ подготовки квалифицированных кадров для переживавших в тот период бурное развитие институтов церкви и государства, таким образом, утилитарный подход к высшему образованию лежал в основе государственной политики времен Александра I
[4].
1820 по 1860 годы - время активной фазы институционального строительства и одновременно системных трансформаций высшего образования России. По окончании наполеоновских войн в политике императора Александра I и его личных убеждениях произошли глубокие изменения, приведшие к резкому повороту в развитии государства в целом и высшего образования в частности. В свою очередь, на образовательную политику Николая I повлияло восстание декабристов, образование стало более консервативным. Власть пристально следила за событиями в Германии, где университеты стали очагами революции. Данный период характеризуется введением платы за обучение, поворот от академической свободы учения, пропагандируемой в предыдущий период В.М. Ломоносовым к сужению учебных планов и акцентированию на «чтении из Священного Писания», запрету преподавания естествознания, надзору за преподавателями.
Данный период характерен поворотом к сословным принципам получения образования. Достаточно сказать, что Шишков Александр Семенович, министр народного просвещения с 1824 по 1828 годы, а также Уваров Сергей Семенович — министр народного просвещения с 1834 по 1849 годы были ревностными поборниками принципа сословности и ограничения доступа к высшему образованию. Значительно пострадала университетская автономия с введением в 1835 г. Министерством просвещения ряда документов (в частности Устава), определяющих новый порядок функционирования университетов. Ректоры, деканы и профессора, стоявшие во главе кафедр, стали назначаться Министерством народного просвещения. Особое внимание было уделено учебным планам, основной задачей было искоренить свободомыслие и установить «спасительное согласие между верою, знаниями и властью» [5].
В 1819 году была установлена плата за обучение, оправдывавшаяся бедственным положением преподавателей и существенно не изменившая их социальный статус. Только лишь к 1835 году финансовое положение преподавателей стало улучшаться, в связи с этим начала решаться проблема постоянного до этого времени недостатка в преподавателях.
Постепенно к середине века управление полностью перешло в руки к государственным чиновникам, которые теперь имели право назначать профессоров, управлять образовательными округами, ректор утверждался «высочайшей властью», университетские суды были упразднены [5]. В контексте указанных перемен, университет превращался из научно-образовательной организации, только в образовательную.
С целью создания барьера входа в университеты людей из низших сословий в 1845 году была введена повышенная плата, способная отсечь желающих не соответствующего происхождения.
Основной целью проводимых реформ была защита от риска взращивания университетами вольнодумцев, опасения в политической неблагонадежности русской интеллигенции, способной создать проблемы для действующей власти. Таким образом,
введение форменной одежды, лишение университетов автономности, назначение на управленческие должности государственных чиновников, цензура и др. стали основой формирования ведущего механизма координации акторов высшего образования -иерархии.
Положительным аспектом стало развитие реального (практикоориентированного) высшего образования: в 1828 г. в Петербурге был создан Технологический институт, в 1832 г. - Институт гражданских инженеров; реорганизованы Горный и Лесной институты.
В основе институциональной среды того времени были глубокие неформальные противоречия, когда старые идеалы уже устарели, а новые еще не были сформированы. В таких условиях было решено пресечь либеральные настроения, ужесточить цензуру, усилить вертикаль власти.
Основными институциональными особенностями исследуемого периода стали:
- жесткая привязка уровня образования к сословию;
- усиление цензуры в преподавании;
- рост системы образования, вовлечение все большего количества людей в образовательный процесс;
- ослабление (отсутствие) связи между уровнями образования;
- импульс к развитию реального образования (практикоориентированного);
- религиозная идеологизация.
Таким образом, спектр механизмов координации в описанных условиях существенно сузился относительно предыдущего исторического периода и был подчинен интересам государства того времени. Однако, в исследуемую историческую эпоху можем наблюдать набирающий силу механизм координации, находящийся вне рамок государственной политики - механизм согласования (или взаимной подгонки по Минцбергу). Указанный механизм создавал рисковое поле для государственной политики времен 1820-1860 годов, поскольку реализовывался в академических кругах во взаимодействии свободолюбивых преподавателей и формирующейся российской интеллигенции в рамках образовательного процесса. Именно возникновение данного механизма координации спровоцировало усиление реакционной политики и ужесточение цензуры за деятельностью преподавателей. Во избежание развития свободомыслия в указанный период был веден запрет на принятие иностранных учащихся (за редким исключением по индивидуальному разрешению) в российские университеты, в связи с возможностью перенесения на российскую почву революционных тенденций из свободной Европы.
Таким образом, анализ истории развития высшего образования в Российской империи периода 1820-1860 годов дает возможность определить ключевые факторы формирования механизмов координации акторов (таблица 1):
1) стремление власти распространить на систему высшего образования «общие самодержавно-бюрократические принципы» [6] обусловило основной механизм координации деятельности акторов - иерархию;
2) создание «единообразной» образовательной политики, связи между ступенями образования, учебными планами и конечными компетенциями выпускников сделало востребованным механизмом координации стандартизацию процессов.
3) необходимость обеспечить подготовку квалифицированных кадров для институтов церкви и государства, а также формирование запроса на кадры в реальный сектор
экономики (для сельского хозяйства, торговли, промышленного производства, горного дела), актуализировало стандартизацию, как механизм координации в рамках которого устанавливались стандарты и процедура подготовки трудовых ресурсов определенного качества;
4) идеологизация высшего образования, включающая чтение богословских дисциплин, обеспечивалась принятием и поддержанием обществом религиозных норм и правил, в данном случае механизмом координации деятельности акторов является стандартизация норм;
5) Российское свободомыслие середины XIX века, получившее импульс от восстаний и революций в Европе, подкреплялось обменом общими взглядами профессоров и студентов в рамках образовательного процесса в Университетах. Взаимодействие «вольнодумцев» в анализируемый период опосредовалось соглашением (взаимной подгонкой), как механизмом координации, в рамках которого производился обмен информацией. Данный механизм координации противоречил государственной политике, однако нельзя не упомянуть про его существование, поскольку он во многом лег в основу развития высшего образования в последующие исторические периоды.
Таблица 1. Обусловленность механизмов координации акторов высшего
ооразоЕания интересами государства
^^^^ уплртпдптт критерин"---^^ иерархия стандартизация согласование (взаимная подгонка)
процесса результатов норм
государственн ый интерес, реализуемый через механизм подготовка лояльных к власти чиновников подготовка лояльных к власти чиновников: подготовка кадров для инсшгдсе церкви н государства подготовка кадров для инсттгп-псв церкви и государства защита от вольнодумце в. покорность противоречит интересам государства
характеристик а механизма руководство процессом посредством императивны x предписаний программ про вание непссредстве иного со_зер:-калия деятельности специфнкаци я результатов обучения воспринятый актерами набор убеждений, норм.правил согласование действий в процессе общения
реализация механизма выстроена вертикаль должностей. государствен ное управление осразователь ньши округами, создание государствен ньсх органов управления образованием и т.д. учебные планы, цензора правовсе рету'лиров ани е производства в т"чень]е степени: правовое регулирсЕ ани е выпускных зкзаменов идеологизаци я ооразователь ноге процесса обмен мнениями, инф ормацией неформально е с огцение е рамках образователь ноге процесса
функции механизма обеспечение централизации обеспечение автономии
характер связей (Езаимодейств ии) акторов вертикальные вертикальные вертикальные вертикальные и горизонт альн ь:е горизонт альн ые
Составлена автором
Таким образом, выделение идеально-типических механизмов координации в исторический период с 1820 п 1860 годы характеризовалось наличием совокупности
координирующих механизмов, в основном реализующих государственную политику. Однако, представляется важным наличие механизма координации, находящегося вне фарватера государственного регулирования, выполняющего собственные политические функции, востребованные прогрессивной российской интеллигенцией середины монархического периода становления высшего образования.
Список литературы
1. Минцберг Г. Структура в кулаке: создание эффективной организации / Пер. с англ. под ред. Ю. Н. Каптуревского. - СПб.: Питер, 2004. - 512 с.: ил. - (Серия «Деловой бестселлер»).
2. Змеев В. А. Курс лекций по истории высшей школы российской империи / В. А. Змеев. — Москва: МАКС Пресс, 2010. — 450 с.
3. Новгородцева А. И. История становления высшего образования в России сквозь призму функционирования Славяно-Греко-Латинской академии / А. И. Новгородцева // Высшее образование в России: история и современность: сборник научных трудов / науч. ред. М. А. Дьячкова ; отв. ред. О. Н. Томюк. — Екатеринбург: УрГПУ, 2017. — С. 6-11.
4. Голованова В. Ф. Становление высшего образования в Российской империи в начале XIX века: правовой аспект // Вестник ННГУ. 2014. №3-2. URL: https://cyberleninka.ru
5. Рождественский С. В. Исторический обзор деятельности Министерства народного просвещения, 1802-1902. — СПб. : М-во нар. просвещения, 1902. — II, 785 с.
6. Петров Ф.А. Формирование системы университетского образования в России. Т. 3: Университетская профессура и подготовка Устава 1836 г. — М., 2003.