Научная статья на тему '«Предполагаем жить. »'

«Предполагаем жить. » Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
41
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Предполагаем жить. »»

ПАМЯТИ ОЛИВЕРА СМИТА

«ПРЕДПОЛАГАЕМ ЖИТЬ...»

памяти Оливера Смита

Никто из нас, знавших Оливера, не поверил в случившееся: молодость, радость общения с недавно родившейся дочкой, успех вышедшей книги о философии Соловьева, новые научные проекты, успехи в преподавательской деятельности, искренняя любовь студентов, только что полученный грант на монографию, - все это не только наполняло жизнь смыслом, но давало уверенность в ее прочности, сулило осуществление всех планов и надежд.

Его уход из жизни своей нелепостью и гнетущей неизвестностью заставил затаить дыхание на бесконечную череду дней ожидания и надежды на чудо. Спустя два месяца после гибели его тело было найдено в горах на шотландском острове Скай. 22 июня 2013 года Университет Сент Эндрюса простился с Оливером Смитом.

Уход Оливера - потеря для всех нас, остающихся жить. Но мы будем жить, храня память о нем, его оптимизме, его вере в единство духовного и материального миров.

Мы познакомились с Оливером в 2011 г. после выхода в свет его книги о Владимире Соловьеве1. Эта книга произвела на меня очень хорошее впечатление, и я написал Оливеру письмо, в котором отметил его великолепную работу с текстами Соловьева и проникновение в самую суть соловьевского понимания взаимодействия духовного и материального начал. Оливер проник в самую суть идеалистической метафизики - соотношение духа и материи и блестяще представил соловьевскую трактовку этого вопроса. Отталкиваясь от гегелевской идеи единства духа и материи (1ёгель ГВ.Ф. «Феноменологии духа» (1807)), Соловьев утверждает мысль об одухотворении материи как исторической задаче человечества.

Вскоре после нашего знакомства я пригласил Оливера в состав редакционной коллегии журнала «Соловьевские исследования», и он с благодарностью принял моё предложение. Работа Оливера в редколлегии была исключительно важной и плодотворной. Мы обсуждали текущие проблемы и перспективы развития Соловьевского семинара и журнала. Оливер предложил мне несколько интересных и актуальных тем конференций и заседаний Соловьев-ского семинара. Вот что он писал мне в одном из писем: «Я лично очень хотел бы устроить конференцию по теме "Владимир Соловьев как визионер'.' Рассматриваемые темы могут включать: ВС и еврейские пророки; ВС и европейская мистическая традиция; ВС и сектантская традиция в России; София как персонаж в творчестве ВС; отношение между видениями ВС и его философской работой; методы изучения визионера-философа и т.д.». Т&ков широкий

1 вш^Ь О. У1аШт1г 8о1оу1еу апё Ле вртШа^аНоп о1 Майег. вобшп, 2011. 308 рр.

спектр представлений доктора Смита о наиболее важных темах в исследовании наследия В. Соловьева. И с ним нельзя не согласиться. Это действительно так, это менее всего изученные соловьевские темы.

Отношение Оливера Смита к исследованию таких важных и непростых тем, профессионализм и широчайшая эрудиция в полной мере проявились в работе над книгой «Vladimir Soloviev and the Spiritualization of Matter» («Владимир Соловьев и одухотворение материи»). Выход в свет этой книги стал выдающимся событием в современном соловьевоведении. На нее откликнулись авторитетнейшие специалисты Европы и Америки. Так, профессор Джудит Корнблатт (Университет Висконсин-Мэдисон) пишет: «Умно, остро и ясно представляет нам Смит портрет Соловьева, его отказ мыслить божественное без человека. Невозможно представить лучшее описание этого выдающегося русского религиозного мыслителя, который на протяжении всей своей многогранной деятельности, как поэт, философ, педагог и журналист, стремился показать, каким образом материя может, есть и должна быть одухотворена»2.

Известный славист Лазарь Флейшман, профессор славянских языков и литературы Стэнфордского университета, отмечает, что книга Оливера Смита - «одна из лучших недавних работ на английском языке о Соловьеве и русской философии вообще. Он рассматривает сложные взаимосвязанные философские понятия с необычайной четкостью и ясностью. Исследуя эволюцию философской системы Соловьева, он предлагает обстоятельный и точный анализ отношения Соловьева к идеям своих великих предшественников (Платона, Декарта, Спинозы, Лейбница, Канта, 1ёгеля, еврейской Каббалы и т.д.)»3.

Высокую оценку работе Оливера Смита дает Пол Л. йврилюк, доцент кафедры исторической теологии Университета св. Фомы (Сент-Пол, Миннесота). Он пишет: «Эта книга вносит большой вклад в растущий объем литературы по русской софиологии. Разворачивая свое повествование вокруг духовной и интеллектуальной биографии Соловьева, Оливер Смит предлагает детальный и разносторонний анализ метафизики всеединства. Смит убедительно показывает, что в основу метафизического проекта Соловьева положена идея постепенного единения духовных и материальных аспектов реальности»4.

Обширные рецензии на книгу Оливера Смита опубликованы доктором Ренделом Пулом (Randall A. Poole, The College of St. Scholastica) в журнале «Slavic Review»5 и профессором Стивеном Х. Уэббом (Stephen H. Webb, Wabash College)6. Подход Смита к рассмотрению учения Соловьева настолько творческий, отме-

2 Judith Deutsch Kornblatt, Department of Slavic Languages and Literature, University of Wisconsin -Madison. Cm.: http://www.academicstudiespress.com/SlavicInPrint.aspx

3 Lazar Fleishman, Professor of Slavic Languages and Literatures, Stanford University. Cm.: TaM xe.

4 Paul Gavrilyuk, Associate Professor of Historical Theology, University of St Thomas, Saint Paul, Minnesota. Cm.: TaM xe.

5 Cm.: Randall A. Poole. Vladimir Soloviev and the Spiritualization of Matter by Oliver Smith // Slavic Review. 2012. Vol. 71. No. 2. IP 472-473.

6 Cm.: Reviews in Religion & Theology. 2013. Vol. 20. Iss. 1 // http://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1111/ rirt.12065/pdf

чает профессор С.Х. Уэбб, что «написанная им книга по праву может быть рассмотрена как оригинальный и важный богословский трактат. Что еще более впечатляет, так это то, что автор - не богослов, но преподаватель русского языка в Университете Сент-Эндрюса. Если такого уровня книга написана Смитом как представителем своей профессиональной сферы, то следующее поколение богословов должно быть обучено русскому языку прежде религиоведения»7.

Действительно, блестящее знание русского языка позволило Оливеру Смиту глубоко проникнуть в сложнейшие темы русской философии, которой он посвятил целый ряд статей8. Одной из последних, опубликованных при жизни, оказалась статья, написанная Оливером для «Соловьевских исследований»9. В ней дан анализ трех фундаментальных изданий, посвященных русской философии: книги «Русская философия: энциклопедия»10, опубликованной в России, и двух обобщающих исследований русской философии, вышедших в Великобритании, - «A History of Russian Thought»11 и «A History of Russian Philosophy1830-1930»12.

Анализируя специфику и развитие русской философии, рассматривая различные точки зрения на дискуссионные проблемы русской мысли, Оливер Смит в своей статье делает вывод, что, говоря о русской философии, «мы имеем в виду традицию со своими собственными уникальными особенностями, которая, конечно, является по своему происхождению птицей-беглянкой с Запада, но успевшей значительно эволюционировать под влиянием новых условий»13.

Оливер был талантливым исследователем, умел видеть ключевые проблемы и блестяще писал о них. Хотелось бы отметить еще одну важную черту Оливера: он, профессионал высочайшего уровня, был готов выполнять и черновую работу, которой очень много в журнале. Оливер взял на себя огромный труд по подготовке к печати текстов публикуемых статей - перевод на английский язык аннотаций и примечаний. Эта совершенно бескорыстная помощь характеризует Оливера Смита как человека, ученого, понимающего важность и значение нашего общего дела - исследования наследия Вл. Соловьева.

Нам будет очень не хватать нашего искреннего друга.

7 Там же.

8 См., например: Smith O. The Ecology of History: Russian Thought on the Future of the World in Ecological Awareness: Exploring Religion, Ethics and Aesthetics, LIT-Verlag // Studies in Religion and the Environment, ed. Sigurd Bergmann and Heather Eaton, 2011; Smith O. Is Humanity King to Creation? The Thought of Vladimir Solov'ev in the Light of Ecological Crisis // Journal for the Study of Religion, Nature and Culture. 2008. Vol. 2. No. 4. Р 443-62; Smith O. The Sophianic Task in the Work of Vladimir Solov'ev // Journal of Eastern Christian Studies. 2007. 59 (3-4). Р 167-83.

9 Смит Оливер. К современным дискуссиям о специфике и развитии русской философской традиции // Соловьевские исследования. 2013. Вып. 1(37). С. 168-179.

10 Русская философия: энциклопедия / под общ. ред. М.А. Маслина. М.: Алгоритм, 2007. 734 с.

11 A History of Russian Thought. Ed. D. Offord & W Leatherbarrow. Cambridge: Cambridge University Press, 2010. 444 pp.

12 A History of Russian Philosophy1830-1930: Faith, Reason, and the Defense of Human Dignity. Ed. G. M. Hamburg & R. A. Poole. Cambridge: Cambridge University Press, 2010. 423 pp.

13 Смит Оливер. К современным дискуссиям... С. 176.

В разделе, посвященном памяти Оливера Смита, мы публикуем материалы, предоставленные нам его коллегами - Луизой Ричардсон, ректором и вице-канцлером Университета Сент-Эндрюса, доктором Роджером Кийзом, заведующим кафедрой русского языка, на которой работал О. Смит с 2008 г., и Робином Айзлевудом, директором Школы славянских и восточноевропейских исследований, в которой Оливер учился.

В этом же разделе мы публикуем рецензию на книгу Оливера Смита «Vladimir Soloviev and the Spiritualization of Matter», подготовленную членом редколлегии журнала «Соловьевские исследования» Борисом Межуевым, доцентом кафедры истории русской философии МГУ им. М.В. Ломоносова.

Я благодарю доктора Роджера Кийза, мою аспирантку Анну Карандаше-ву, а также преподавателя кафедры иностранного языка Татьяну Максимову за помощь в подготовке настоящего раздела журнала.

Михаил Максимов, д-р филос. наук, профессор, заведующий кафедрой философии ИГЭУ, гл. редактор журнала «Соловьевские исследования», руководитель Соловьевского семинара

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.