Научная статья на тему 'Предписанное счастье антиутопий ХХ века'

Предписанное счастье антиутопий ХХ века Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
753
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УТОПИЯ / АНТИУТОПИЯ / РОМАН-ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ / ТОТАЛИТАРНОЕ ГОСУДАРСТВО / САТИРА / АБСУРД / ПРЕДПИСАННОЕ СЧАСТЬЕ "МЫ"

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Гришенкова Т. Ф., Черняева А. Н.

Целью данной статьи является определение особенностей жанра антиутопического романа ХХ века. В работе обозначаются понятия «утопия» и «антиутопия» с точки зрения их происхождения, сходств и различий, рассматриваются причины обращения писателей к жанру антиутопии в ХХ столетии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Предписанное счастье антиутопий ХХ века»

ПРЕДПИСАННОЕ СЧАСТЬЕ АНТИУТОПИЙ ХХ ВЕКА © Гришенкова Т.Ф.*, Черняева А.Н.Ф

Сургутский государственный университет, г. Сургут

Целью данной статьи является определение особенностей жанра антиутопического романа ХХ века. В работе обозначаются понятия «утопия» и «антиутопия» с точки зрения их происхождения, сходств и различий, рассматриваются причины обращения писателей к жанру антиутопии в ХХ столетии.

Ключевые слова утопия, антиутопия, роман-предупреждение, тоталитарное государство, сатира, абсурд, предписанное счастье «мы».

«Утопии - часто не что иное, как преждевременные истины». Данная мысль французского поэта-романтика Альфонса Ламартина очень точно определяет суть довольно большого количества столь разных по стилю и по духу произведений, которые и назвали утопическими сочинениями. По словам известного исследователя жанра В. Чаликовой, «утопия - это подробное и последовательное описание воображаемого, но локализованного во времени и пространстве общества, построенного на основе альтернативной социально-исторической гипотезы и организованного - как на уровне институтов, так и человеческих отношений - совершеннее, чем то общество, в котором живет автор» [5, с. 8]. Данное определение подчеркивает главную особенность утопий - это книги о прошлом, в которых выражается идеальное самовыражение большой группы людей. Происхождение термина так же указывает на первичность нравственного идеала и вторичность социальной организации в классической утопии (греческое «u» - «нет» и «topos» -«место»). Буквально смысл термина «утопия» - место, которого нет. То есть утопия является одной из форм осознания прошлого, образ, представление об идеале в настоящем и преодоление несовершенства этого настоящего в будущем. Первооткрывателями данного жанра считаются древнегреческие авторы Эвгемер и Ямбул, изобразившие идеальное государство на некоем острове. Мыслитель Платон, нарисовавший свой идеальный тип общественного устройства, спустя столетия вдохновил на создание утопического сочинения «Город Солнца» итальянского монаха Томмазо Кампанеллу. Одним из тех, кто своим творчеством определил судьбу и дальнейшее развитие данного жанра, стал выдающийся английский гуманист 16 века Томас Мор. В своей «Золотой книге, столь же полезной, как забавной, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопии» Т. Мор нарисовал образ

* Доцент кафедры Лингвистики и межкультурной коммуникации, кандидат филологических наук.

* Студент направления Лингвистика, профиль Теория и методика преподавания иностранных языков и культур.

идеального общества будущего, который занимает главенствующее место в утопической и антиутопической литературе. На протяжении четырех столетий его пытаются конкретизировать, переосмыслить, развенчать в той или иной степени. Как справедливо заметил А. Свентоховский, утопии «неравномерно распределились по эпохам и национальностям. Более всего произвели их французы, затем - англичане, менее - немцы и итальянцы, а у славян можно отметить слабые зародыши их» [4]. Замечание справедливое, сделанное в начале ХХ века, еще не появились «Мы» Е. Замятина и «Чевенгур» А. Платонова.

В XX веке развитие европейской и, в частности британской, утопической традиции протекало очень бурно. В основе расцвета утопии в первые десятилетия XX века лежала овладевшая в это время общественным сознанием «научная эйфория», которая создала иллюзию возможности неограниченного совершенствования материальной жизни людей на основе будущих достижений науки. Одной из самых значимых фигур первых десятилетий XX столетия в литературе был Г. Уэллс - представитель научной фантастики, создатель утопической модели «идеального общества» как общества «научного», целиком подчиненного научно подтвержденной целесообразности. В своем романе «Люди как боги» (1923) Г. Уэллс противопоставил несовершенству земного бытия подлинно научное общество - Утопию, но в нем обязательно присутствует дихотомия сильного и слабого, которая может перевернуться в любой момент. Так, у Г. Уэллса низшие социальные классы угнетают высшие, амфибии - млекопитающих, а морские животные - земных. По замечанию В. Чаликовой, «социальная фантастика перерастает в грандиозное апокалипсическое видение мира, где неорганическая жизнь побеждает органическую и, наконец, энтропия - саму жизнь» [5, с. 9].

Но ХХ век стал не только временем «научной эйфории», это также век важнейших социально-политических и культурных событий, страшных и кровопролитных войн, активных преобразований в политической сфере. Для этого времени характерно появление в разных государствах мира тоталитарных режимов, ставящих под угрозу свободу личности. Именно в это время писатели все больше и больше обращаются к жанру антиутопии. Начало ХХ века явственно показало наступление утопии, не случайно в 1924 году Н. Бердяев писал: «... утопии оказались гораздо более осуществимыми, чем казалось раньше. И теперь стоит другой мучительный вопрос, как избежать окончательного их осуществления. Утопии осуществимы. Жизнь движется к утопиям. И открывается, быть может, новое столетие мечтаний интеллигенции и культурного слоя о том, как избежать утопий, как вернуться к неутопическому обществу, к менее «совершенному» и более свободному обществу» [1]. В словах великого русского философа предупреждение об опасности не только научных экспериментов, но и социальных проектов по революционному преобразованию действительности. Писатели получили

возможность с натуры изображать в своих произведениях утопическое «идеальное» государство, повернувшееся к ним своей тоталитарно-технократической ипостасью. В 1920 году увидела свет самая прославленная антиутопия ХХ века - роман Е. Замятина «Мы». В самом названии русский писатель запечатлел человеческий пафос, определивший суть всех антиутопий -принесение личности в жертву коллективу. Ибо главными постулатами новой «идеологической» литературы, жаждущей в революционно-утопическом угаре техноцентризма «оседлать шар земной», были следующие лозунги заменить руку художника точной машиной, поэта - «заводом, вырабатывающим счастье», человека уподобить «колесику и винтику» огромного маховика, именуемого государством. В романе Е. Замятина государственное устройство предполагает максимум подавления и минимум материального благополучия. Слова Н. Бердяева были взяты эпиграфом к антиутопии англичанина О. Хаксли «О дивный новый мир», разоблачающей предписанное счастье «мы».

Анализируя произведения, написанные в жанре утопии и антиутопии, литературоведы сделали вывод, что оба эти жанра связаны с мировоззренческими и идеологическими проблемами. Утопия возникает как результат недовольства действительностью. Авторы утопий пытаются создать альтернативное общество, построенное на других моделях и правилах, так называемое «идеальное государство». В свою очередь, пересмотр утопических идеалов, адекватный взгляд на действительность, приводит к появлению антиутопий, которые рассеивают мечты и иллюзии. Таким образом, утопия в своем историческом развитии предвещает рождение антиутопии. Антиутопию можно определить как мечту, начавшуюся осуществляться неожиданно и обнаружившую массу побочных эффектов. Главный вопрос антиутопии -можно ли принудительно сделать человека счастливым? То есть антиутопия -это не столько мечта, сколько предупреждение.

«Термин «антиутопия» достаточно условен, о чем свидетельствует использование многочисленных синонимов, введенных литературоведами, социологами, философами для определения ее сущности: «негативная утопия», «неутопия», «какатопия», «дистопия» [2, с. 72]. Несмотря на большое количество синонимов, сущность термина практически не меняется. «Антиутопия, по определению В. Чаликовой, - образ бессмысленного механического существования в идеально организованных безликих коллективах» [5, с. 8].

При этом следует выделить особый субжанр - дистопию - тип антиутопии, который разоблачает утопию, описывая результаты ее реализации, то есть «образ общества, преодолевшего утопизм и превратившегося вследствие этого в лишенную памяти и мечты «кровавую сиюминутность» - мир оруэлловской фантазии» [5, с. 8].

Жанр антиутопии как никакой другой связан с исторической действительностью. Авторы выделяют наиболее отрицательные, по их мнению, об-

щественные тенденции, как фашизм, тоталитаризм и др. В антиутопии выражается протест против насилия, абсурдного социального устройства, бесправного положения человека. Произведения этого жанра являются одновременно как реакцией на эти тенденции, так и предсказанием их дальнейшего развития. Автор приписывает негативные черты современного ему общества, выдуманному, воображаемому социуму. Действие антиутопий происходит либо в будущем, либо на географически изолированных участках земли. Островная тема всегда волновала воображение английских художников слова. Не случайно А.Л. Мортон считает одной из причин обилия английских утопий то обстоятельство, что Англия - остров [3]. Человек и остров проходят через всю английскую литературу: летающий остров Свифта в «Путешествии Гулливера», остров Робинзона Крузо, «Остров доктора Моро» Г. Уэлла, остров У. Голдинга в «Повелителе мух», «Остров» О. Хаксли.

Необходимо затронуть еще один очень важный вопрос: о разграничении утопии и сатиры. Предпосылками создания жанра «антиутопии» являются сатирические произведения Дж. Свифта, С. Батлера, М.Е. Салтыкова-Щедрина, Г.К. Честертона и др. В большинстве случаев антиутопия здесь рассматривается как сатирическое вспомогательное средство, не обладает самостоятельной художественной значимостью. Некоторые антиутопические элементы можно обнаружить уже в комедиях Аристофана (как сатиру на утопическую государство Платона).

Многие авторы использовали сатиру в своих произведениях. В начале XX века объектом сатиры становятся социалистические аспекты утопий. После октябрьской революции 1917 года, когда построение социализма стало реальностью, жанр антиутопии обращает свое внимание на враждебное социализму и коммунизму либерально-буржуазное сознание. Социалистические черты обретают искаженную перспективу будущего. В Британии сатира в литературе также начала бурно развиваться в разгар Второй мировой войны и годы холодной войны. Наиболее яркими примерами в XX веке является творчество таких авторов как Олдос Хаксли и Джордж Оруэлл. Они сделали серьёзные и даже пугающие предостережения об опасности мировых социальных изменений, имевших место всюду по Европе и Соединенным Штатам, благодаря сатире. Например, Джордж Оруэлл в повести «Скотный двор» положил начало политической сатире, благодаря изображению людей в виде говорящих животных, устраивающих заговор. О. Хаксли в своем первом романе «Желтый Кром» создал остроумные сатирические портреты. Перед взором поэта Дэниса Стоуна проходит вереница снобов, которые вызывают насмешку своими претензиями и мелочными интересами. В другом романе О. Хаксли «О новый, дивный мир» можно проследить проявление Модернистской сатиры.

Одной из непростых задач в литературоведении является выделение внутри любого жанра различных литературных приемов. При анализе уто-

пий, мы сталкиваемся с проблемой выявления внутри жанра сатиры и гротеска. «Дистопия, мнению критиков, ближе к реалистической сатире, всегда обладающей позитивным идеалом, а антиутопия - негативистской, модернистской сатире, к «черному юмору» [2, с. 74]. Утопия, как и сатира, пользуется такими художественными средствами как гротеск, пародия, аллегория, ирония. Сатира безусловно является более широким типом художественного мышления и изображения нежели утопия. По справедливому замечанию В. Чаликовой, «великая сатира Свифта, Рабле, Гоголя, Салтыкова-Щедрина включала и утопию, и антиутопию, и дистопию».

Таким образом, в истории литературы утопические и антиутопические романы и повести играют значимую роль, так как служат одной из форм осознания и оценки образа будущем. Произведения писателей-антиутопистов Дж. Оруэлла, Р. Бредбери, Г. Франке, Э. Берджесса, Е. Замятина и О. Хаксли являются как бы сигналом, предупреждением о возможном скором закате цивилизации. Их романы, при всем их различии, во многом схожи: каждый автор говорит о потере нравственности и о бездуховности современного им поколения.

Список литературы:

1. Бердяев Н. Новое средневековье. - Берлин, 1924. - С. 121-122.

2. Гребенникова Н.С. Зарубежная литература. ХХ век. - М.: ВЛАДОС, 1999. - 128 с.

3. Мортон А.Л. Английская утопия. - М.: Изд-во иностранной литературы, 1956. - С. 61.

4. Свентоховский А. История утопий. - М., 1910. - С. 419-429.

5. Утопия и утопическое мышление: антология зарубежн. лит. / Сост., общ. ред. и предисл. В.К. Чаликовой. - М.: Прогресс, 1991. - 405 с.

ФУНКЦИИ ТРОПОВ В СОЗДАНИИ ЕДИНСТВА ОБРАЗОВ АВТОРА И ЛИРИЧЕСКОГО ГЕРОЯ

© Яковлева Т.Б.*

Оренбургский государственный университет, г. Оренбург

В данной статье предпринята попытка рассмотреть специфику художественного мира поэтического сборника А. Мельникова; проанализировать систему художественных приемов и средств, помогающих автору передать глубину и сложность переживаний лирического героя.

Ключевые слова: лирический герой, поэтическая система, образ автора, метафора, композиция стиха, другая реальность.

* Доцент кафедры Русской филологии и методики преподавания русского языка, кандидат филологических наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.