Научная статья на тему 'ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ НАРУШЕНИЙ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА И ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ КОНТРОЛЯ ЗА ДОРОЖНЫМ ДВИЖЕНИЕМ'

ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ НАРУШЕНИЙ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА И ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ КОНТРОЛЯ ЗА ДОРОЖНЫМ ДВИЖЕНИЕМ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
обеспечение общественного порядка / контроль / дорожное движение / Госавтоинспекция / предупреждение / профилактика / противодействие преступности / ensuring public order / control / traffic / Traffic police / prevention / prevention / combating crime

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Жбанова Светлана Александровна, Тузов Александр Иванович

В статье рассматриваются вопросы обеспечения общественного порядка и предупреждение правонарушений и преступлений Госавтоинспекцией, в процессе комплексного использования сил и средств, в ходе взаимодействия с другими структурными подразделениями по оперативному обмену информацией и реагированию на нее. Осуществляется анализ компетенций Госавтоинспекции по охране общественного порядка без отрыва от ее основного направления по обеспечению безопасности дорожного движения. В ракурсе статьи уделяется внимание профилактике преступлений, с которыми возможна борьба сотрудников полиции в рамках их компетенции. Подразделениями Госавтоинспекции ведется не только непосредственное воздействие на правонарушителей в момент совершения ими противоправных действий (бездействий), но и превентивные меры, направленные на недопущение совершения преступлений и правонарушений

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Жбанова Светлана Александровна, Тузов Александр Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREVENTION OF PUBLIC ORDER VIOLATIONS AND CRIMES IN THE IMPLEMENTATION OF TRAFFIC CONTROL

The article considers the issues of ensuring public order and prevention of offenses and crimes by the State Automobile Inspectorate, in the process of integrated use of forces and means, in the course of interaction with other structural units on the operational exchange of information and response to it. It analyzes the competencies of the State Automobile Inspectorate for the protection of public order without disconnecting from its main direction to ensure road safety. In the perspective of the article attention is paid to the prevention of crimes, which can be fought by police officers within their competence. Divisions of the State Automobile Inspectorate not only have a direct impact on offenders at the time of committing unlawful acts (omissions), but also preventive measures aimed at preventing the commission of crimes and offenses

Текст научной работы на тему «ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ НАРУШЕНИЙ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА И ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ КОНТРОЛЯ ЗА ДОРОЖНЫМ ДВИЖЕНИЕМ»

Научная статья УДК 351.81

ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ НАРУШЕНИЙ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА И ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ КОНТРОЛЯ ЗА ДОРОЖНЫМ ДВИЖЕНИЕМ

Жбанова Светлана Александровна1, Тузов Александр Иванович2

1 Орловский юридический институт МВД России имени В.В. Лукьянова, Орел,

Россия

2Краснодарский университет МВД России, Краснодар, Россия

1svetlanasamotina@mail.ru

2alexstav75@mail.ru

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы обеспечения общественного порядка и предупреждение правонарушений и преступлений Госавтоинспекцией, в процессе комплексного использования сил и средств, в ходе взаимодействия с другими структурными подразделениями по оперативному обмену информацией и реагированию на нее. Осуществляется анализ компетенций Госавтоинспекции по охране общественного порядка без отрыва от ее основного направления по обеспечению безопасности дорожного движения. В ракурсе статьи уделяется внимание профилактике преступлений, с которыми возможна борьба сотрудников полиции в рамках их компетенции. Подразделениями Госавтоинспекции ведется не только непосредственное воздействие на правонарушителей в момент совершения ими противоправных действий (бездействий), но и превентивные меры, направленные на недопущение совершения преступлений и правонарушений.

Ключевые слова: обеспечение общественного порядка, контроль, дорожное движение, Госавтоинспекция, предупреждение, профилактика, противодействие преступности.

Для цитирования: Жбанова С. А., Тузов А. И. Предотвращение нарушений общественного порядка и преступлений при осуществлении контроля за дорожным движением // Научный вестник Орловского юридического института МВД России имени В. В. Лукьянова. 2023. № 4(97). С.27-36.

PREVENTION OF PUBLIC ORDER VIOLATIONS AND CRIMES IN THE IMPLEMENTATION OF TRAFFIC CONTROL

12

Svetlana Al. Zhbanova , Alexander I. Tuzov

^rlovsky Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.V. Lukyanov, Orel, Russia

Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Krasnodar, Russia

1 svetl anasamotina@mail.ru

2alexstav75@mail.ru

Annotation. The article considers the issues of ensuring public order and prevention of offenses and crimes by the State Automobile Inspectorate, in the process of integrated use of forces and means, in the course of interaction with other structural units on the operational exchange of information and response to it. It analyzes the competencies of the State Automobile Inspectorate for the protection of public order without disconnecting from its main direction to ensure road safety. In the perspective of the article attention is paid to the prevention of crimes,

which can be fought by police officers within their competence. Divisions of the State Automobile Inspectorate not only have a direct impact on offenders at the time of committing unlawful acts (omissions), but also preventive measures aimed at preventing the commission of crimes and offenses.

Keywords: ensuring public order, control, traffic, Traffic police, prevention, prevention, combating crime

For citation: Zhbanova S. A., Tuzov A. I. Prevention of violations of public order and crimes in the implementation of traffic control // Scientific Bulletin of the Orel Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V. V. Lukyanov. 2023. № 4(97). Р. 27-36.

Российская Федерация (далее - РФ), как и любое другое передовое государство, на современном этапе развития уделяет большое внимание предупреждению нарушений общественного порядка и преступности. Так, Президент РФ В. В. Путин, выступая на ежегодном расширенном заседании коллегии Министерства внутренних дел (далее - МВД) РФ, заострил внимание на одной из самых актуальных задач - пресечение любых провокаций, незаконных уличных акций, то есть правонарушений в общественных местах1. В данном направлении играют большую роль подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения (далее - Госавтоинспекции), так как именно они имеет большой технический и процессуальный «арсенал» по предупреждению правонарушений и преступлений.

В соответствии с ч. 1 ст. 12 Федерального закона № З-ФЗ от 07.02.2011 года «О полиции» (далее - ФЗ «О полиции») сотрудники Госавтоинспекции, как и все сотрудники полиции, обязаны обеспечивать общественный порядок, а также предупреждать и пресекать противоправные деяния, что обеспечивается обширными полномочиями по осуществлению данной деятельности в ст. 13 вышеназванного ФЗ. Указанные полномочия так же определяются и Указами Президента, и ведомственными нормативными правовыми актами, в которых также отмечается основная задача Госавтоинспекции: «надзор за соблюдением лицами, принимающими непосредственное участие в процессе дорожного движения в качестве водителя транспортного средства, пешехода, пассажира транспортного средства требований законодательства РФ о безопасности дорожного движения»3. Это, в свою очередь, утвердительно подчеркивает важность деятельности Госавтоинспекции по обеспечению общественного порядка и предупреждению преступности.

Хотя деятельность обеспечения общественного порядка в нашем государстве занимает очень важное место в поддержании благополучия всего общества, что утверждается государственной программой РФ «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности», в которой отмечается важность как предотвращение противоправных действий, так и обеспечение безопасности дорожного движения, устанавливаются приоритетные цели по реализации данной программы4. Важным дополнением к вышеназванной государственной программе, которая подчеркивает важность деятельности по поддержанию общественного порядка, является Постановление

1 Петров И. Владимир Путин поставил задачи перед МВД // Российская Газета [Электронный ресурс]. URL:https://rg.ru/2023/03/20/pasporta-i-poriadok.html (дата обращения: 01.10.2023).

2 О полиции: Федер. закон Рос. Федерации от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. № 7, ст. 900.

3 Об утверждении Порядка осуществления надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения [Электронный ресурс]: приказ МВД России от 2 мая 2023 г. № 264. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

4 Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности [Электронный ресурс]: постановление Правительства Рос. Федерации от 15 апреля 2014 г. № 345. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

Правительства РФ от 11.09.2021 № 1541, которое вносит определенные изменения в соответствии с современным состояние общественного порядка и преступности1.

Также если более детально проработать реализацию Госавтоинспекцией своей основной вышеназванной задачи, то здесь следует обратить внимание на тот факт, что она осуществляет свое основное направление деятельности во взаимодействии с различными государственными органами и общественными объединениями.

Данное положение закреплено в п. 4 Указа Президента РФ 1998 г. № 711 «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения» (далее -Положение о Госавтоинспекции)2. Однако в Положении нет четкой обязанности по осуществлению обеспечения общественного порядка и пресечению преступлений, так как законодатель не предусмотрел нужным закреплять данную компетенцию. Такая ситуация, по нашему мнению, связана с тем, что Госавтоинспекция при осуществлении надзора за дорожным движением прорабатывает и всевозможное пресечение нарушений посредством, в большей мере, применения мер административного пресечения. Взаимодействие в сфере предупреждения аварийности имеет наибольшее значение, так как снижение происшествий на дорогах занимает самое важное место в работе Госавтоинспекции из-за своего большого влияния на безопасность общества в целом, что подтверждается Стратегией безопасности дорожного движения в РФ (далее - Стратегия) . Большинство экспертов отмечает, что статистика погибших в ДТП в странах, развитых в плане обеспечения безопасности дорожного движения, находится далеко от нулевой смертности, в связи с этим заложенный правительством сценарий стремления к нулевой смертности в ДТП к 2030 году едва ли достижим [1, с. 43]. Совместная работа Госавтоинспекции и институтов гражданского общества позволяет улучшить эффективность контроля и предотвращения нарушений общественного порядка и преступлений на дорогах, поскольку они могут оказывать давление на власти и выступать за интересы общества в области безопасности дорожного движения.

Основу по обеспечению защищенности населения в дорожной сфере во взаимной связи Госавтоинспекции и общественности закрепляет Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» 4, который в ст. 8 уделяет внимание основным формам участия общественных объединений в осуществлении мероприятий по вышеназванному направлению деятельности.

Важным составным элементом правовой основы противодействия преступным проявления со стороны полиции является приказ МВД России от 17.01.2006 № 19 «О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений», который по своей сути является Наставление по основам работы ОВД по предотвращению преступлений и правонарушений5. В своем содержании оно раскрывает сущность предупредительной деятельности, задачи и цели полиции в данном ракурсе, а также конкретную процедуру действия сотрудников полиции при выявлении противоправных посягательств на охраняемые законом общественные отношения. Далее следует отметить ведомственный нормативный правовой акт, который регулирует предотвращение нарушений общественного порядка: приказ МВД России от 02.05.2023 № 264

1 Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности [Электронный ресурс]: постановление Правительства Рос. Федерации от 11 сентября 2021г. № 1541. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

2 О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения: Указ Президента Рос. Федерации от 15 июня 1998 г. № 711 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1998. № 25, ст. 2897.

3 Об утверждении Стратегии безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 2018-2024 годы [Электронный ресурс]: распоряжение Правительства Рос. Федерации от 8 января 2018 г. № 1-р. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

4 О безопасности дорожного движения: Федер. Закон Рос. Федерации от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1995. № 50, ст. 4873.

5 О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений [Электронный ресурс]: приказ МВД России от 17 января 2006 г. № 19. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

«Об утверждении Порядка осуществления надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения»1. Сотрудники Госавтоинспекции при осуществлении федерального государственного надзора в области дорожного движения обязаны пресекать всякое нарушение общественного порядка, принимать неотложные меры по предотвращению преступлений на местах ДТП.

В науке высказывается мнение о том, что дорожно-патрульная служба (далее -ДПС), как структурная единица Госавтоинспекции, необоснованно, в определенной мере, отстранена от поддержания общественного порядка, вследствие ее превалирующей функции по обеспечению безопасности дорожного движения, что лишает полицию определенного потенциала по осуществлению своего социального предназначения, отраженного в ч. 1 ст. 1 ФЗ «О полиции» . Регламентация компетенций Госавтоинспекции по охране общественного порядка без отрыва от ее основного направления по обеспечению безопасности дорожного движения поможет в наиболее полной реализации задач полиции. Здесь не говорится об изменении направления деятельности Госавтоинспекции, необходимо лишь придать ей универсальности в правоохранительной сфере.

По вышеназванному Положению стоит обратить внимание на п. 4, в котором закреплена возможность осуществления взаимодействия с иными подразделениями ОВД, органами государственной и муниципальной власти, общественными организациями и средствами массовой информации (далее - СМИ). Тут, по нашему мнению, и проявляется главная возможность Госавтоинспекции по обеспечению общественного порядка, так как во взаимодействии реализуются основные направления полиции. В этой деятельности проявляется целостность всего правоохранительного аппарата.

Как отмечали некоторые ученые, процесс обеспечения общественной безопасности, в большинстве, строится на взаимодействии, направленном на защиту личности, общества и государства от противоправных посягательств [2, с. 147]. Все взаимодействие в органах внутренних дел выступает в качестве основополагающего принципа деятельности. Так, в ст. 10 ФЗ «О полиции» закреплено, что полиция взаимодействует с иными правоохранительными органами и их подразделениями, может использовать возможности государственных и муниципальных органов, общественных организаций. Также в данной статье указывает и на обязанность вышеназванных органов и их должностных лиц оказывать содействие полиции в ее деятельности. Данное направление прорабатывается и в Стратегии безопасности дорожного движения, которая закрепляет важность обеспечения безопасности дорожного движения и стремление к нулевой смертности в ДТП, прорабатываются вопросы о важности участия населения в обеспечении безопасности дорожного движения. В частности, ставятся задачи по «вовлечению общественных организаций, ассоциаций, субъектов, осуществляющих деятельность в сфере промышленности, структур российского бизнес-сообщества в профилактическую работу по повышению безопасности дорожного движения».

Также взаимодействие регулируется и ведомственными приказами, которые определяют деятельность отдельных подразделений Госавтоинспекции. В частности, к таким относится приказ МВД России от 29.12.2018 № 903 «Об утверждении наставления по организации деятельности Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации по пропаганде безопасности дорожного движения»3, в котором определяется возможность реализации

1 Об утверждении Порядка осуществления надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения [Электронный ресурс]: приказ МВД России от 2 мая 2023 г. № 264. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

2 О полиции: Федер. Закон Рос. Федерации от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. № 7, ст. 900.

3 Об утверждении наставления по организации деятельности Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации по пропаганде безопасности

задач пропаганды безопасности дорожного движения во взаимодействии с иными правоохранительными органами, органами государственной и муниципальной власти, институтами гражданского общества. Нельзя обойти стороной Федеральный закон от 02.04.2014 № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка» 1, который утверждает основы взаимодействия граждан по охране общественного порядка. В частности, в нем закреплены основные формы содействия ОВД в охране общественного порядка и порядок их осуществления, а также принципы такой деятельности, которые закрепляют основные ее направления.

Деятельность Госавтоинспекции по предотвращению противоправных посягательств, в большей степени, реализуется ДПС, так как именно данное подразделение обладает нужными ресурсами по оперативному и всестороннему обеспечению общественного порядка и предотвращению преступлений. Для начала стоит разобраться с определением контроля за дорожным движением, как основного направления деятельности ДПС Госавтоинспекции. Контроль подразумевает под собой надзор и включает в себя, в соответствии со ст. 30 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» , надзор за соблюдением лицами, участвующими в процессе дорожного движения, требований законодательства РФ в области безопасности дорожного движения, проведение мероприятий по уменьшению количества ДТП и снижению тяжести их последствий. Порядок осуществления надзора за участниками дорожного движения3 определяет конкретные требования к осуществлению конкретных формы контроля за дорожным движением. Однако, как отмечалось ранее, не определяет возможность осуществления обеспечения общественного порядка, пресечения правонарушений и преступлений как конкретных мер, применяемых для реализации названных форм. Однако, в общем закрепляет применение мер по пресечению преступлений и нарушений общественного порядка и безопасности.

Предупреждение и пресечение правонарушений и преступлений, в первую очередь, строится на комплексном использовании сил и средств в соответствии с принципом взаимодействия, определенном в ФЗ «О полиции». Такое комплексное использование сил и средств подразумевает под собой, к примеру, взаимодействие патрульно-постовой службы полиции (далее — ППСП) и ДПС, которое, в основном, и прорабатывается в науке [3, с. 161]. Такое взаимодействие выражается в оперативном обмене информации и реагированию по ней. По нашему мнению, не стоит категорично делить функции между ППСП и ДПС Госавтоинспекции на две диаметрально противоположные сферы деятельности — охраны общественного порядка и обеспечение безопасности дорожного движения. Ведь осуществления охраны общественного порядка наиболее эффективно при задействовании Госавтоинспекции, а обеспечение безопасности дорожного движения, возможно, для наиболее полной реализации нуждается в участии иных подразделений полиции. Для наиболее полного восприятия следует определить и сущность обеспечения общественного порядка, которая включает в себя присутствие в общественных местах в целях контроля за соблюдение законодательства РФ, общепринятых правил и норм, угрожающих обществу, и реагирование на их нарушение.

Так, отличие деятельности ППСП и ДПС заключается в том, что первая структурная единица ОВД осуществляет выявление устранение угроз различного

дорожного движения [Электронный ресурс]: приказ МВД России от 29 декабря 2018 г. № 903. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

1 Об участии граждан в охране общественного порядка [Электронный ресурс]: Федер. закон Рос. Федерации от 2 апреля 2014 г. № 44-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

2

О безопасности дорожного движения [Электронный ресурс]: Федер. закон Рос. Федерации от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

3 Об утверждении Порядка осуществления надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения [Электронный ресурс] : приказ МВД России от 2 мая 2023 г. № 264: Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

характера посредством применения мер административного пресечения, а вторая осуществляет устранение угроз нарушения правовых норм в сфере дорожного движения. Такое законодательное разграничение компетенции между двумя подразделениями полиции способствует правильной и эффективной работе каждой структурной единицы МВД по своему направлению. Однако, по нашему мнению, поддержку которому можно встретить и в научной литературе, для реализации комплексного подхода в решении основных задач полиции стоит законодательно определить компетенции Госавтоинспекции по обеспечению общественного порядка и противодействия преступности в отдельных положениях [4, с. 404]. Такая регламентация должна найти отражение в карточках постов и маршрутов патрулирования, включенных в план единой дислокации. А именно, включение в них целей, задач и обязанностей сотрудников ДПС по обеспечению общественного порядка, что будет способствовать наиболее полному и эффективному осуществлению возложенных на полицию обязанностей. Однако в своей деятельности сотрудники Госавтоинспекции опираются, в первую очередь, на ФЗ «О полиции», который и определяет общие компетенции по предупреждению и пресечению правонарушений и преступлений, что в крайних случаях способствует предупреждению и пресечению нарушений вне сферы дорожного движения, выполнению задач полиции как централизованного звена правоохранительной системы. Также предупреждение и пресечение преступлений сотрудниками ДПС Госавтоинспекции возможно при взаимодействии с участниками дорожного движения. К примеру, при остановке транспортного средства, водитель которого находится в розыске за совершение преступления. В таких случаях сотрудниками, в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях РФ, применяются меры административного принуждения по задержанию и доставлению лица в пункт полиции для дальнейшего разбирательства, с соблюдением мер личной безопасности1.

Сотрудниками пресекаются преступления и в сфере дорожного движения, которые указаны в главе 27 Уголовного кодекса Российской Федерации (например ст. 264 «Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств» и другие)2. Нельзя не отметить и обеспечения недопущения нарушения таких норм, как оставление места происшествия ДТП, которое может влечь как административную, так и уголовную ответственность. Своими действиями сотрудники обеспечивают порядок на месте совершения ДТП, что и способствует обеспечению общественного порядка в общем.

Подразделениями Госавтоинспекции ведется не только непосредственное воздействие на правонарушителей в момент совершения ими противоправных действий (бездействий), но и превентивные меры, направленные на недопущение совершения преступлений и правонарушений. В ракурсе нашей статьи следует уделить внимание профилактике преступлений, с которыми возможна борьба сотрудников полиции в рамках их компетенции. Так, профилактической работой в Госавтоинспекции занимается подразделение по пропаганде безопасности дорожного движения. Инструментарий названного структурного звена по реализации конкретных форм пропаганды безопасности дорожного движения разнообразен и включает в себя такие формы, как конкурсы, выставки, социальная реклама, обобщение опыта и так далее. Наиболее востребованным направлением вышеназванной деятельности в сфере пресечения преступлений и правонарушений в области безопасности дорожного движения является социальная реклама, так как эффективно воздействует на широкую аудиторию [5, с. 697].

Такая профилактика, конечно, носит узкий характер в сфере дорожного движения и не направлена на обеспечение общественного порядка, однако может косвенно ему

1 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях [Электронный ресурс]: от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

2 Уголовный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

способствовать, так как способствует нормальному функционированию общества, а также недопущению совершения преступлений в сфере дорожного движения. Также именно профилактика оказывает воздействие на пресечение совершения конкретных видов преступлений, что в итоге благоприятно сказывается на эффективности работы правоохранительной системы, так как снижает на нее нагрузку.

Таким образом, обеспечение общественного порядка и предупреждение правонарушений и преступлений Госавтоинспекцией, в большей степени, подразумевает под собой комплексное использование сил и средств: взаимодействие ППСП и ДПС ГИБДД по оперативному обмену информации и реагированию на нее. Также вышеназванная деятельность Госавтоинспекции нуждается в более детальной правовой регламентации в силу недостаточной проработки компетенций по обеспечению правового порядка в обществе ДПС ГИБДД. Стоит также отметить и тот факт, что деятельность Госавтоинспекции может носить и превентивный характер. Также в Стратегии одной из главных задач по реализации главного назначения названной Стратегии является вовлечения институтов гражданского обществе в профилактику нарушений норм в сфере дорожного движения, что еще раз подчеркивает важность такого участия.

Ю. Н. Калюжный по поводу взаимной работы полиции и общества высказывает следующую точку зрения: взаимодействие вышеуказанных субъектов на систематической основе развивает партнерскую модель взаимоотношений, способствует росту правовой культуры участников дорожного движения и проявлению гражданской активности в предотвращении возможных рисков ДТП, уменьшает проявление опасного поведения водителей, а также повышает уровень доверия как к Госавтоинспекции, так и к полиции в целом [6, с. 34]. Нельзя не согласиться с названным мнением, так как такая деятельность способствует полному раскрытию потенциала Госавтоинспекции в обеспечении своих главных функций, что, в свою очередь, ведет к благоприятной обстановке в самой стране.

Ещё в научной литературе заостряется внимание на следующем: для общественных отношений, обеспечивающих безопасность дорожного движения, характерен ряд особенностей, без которых не будет возможна наиболее полная реализация названных общественных отношений. Одно из этих особенностей является комплексность сил и средств, которая выражается с одной стороны в усилении роли органов государственной власти по реализации политики в области обеспечения безопасности дорожного движения, а с другой стороны, в развитии взаимодействия с институтами гражданского общества [7, с. 84].

Наиболее эффективной формой участия граждан в предупреждении аварийности являются общественные организации, созданные в целях защиты участников дорожного движения, а также организации коллективных усилий на предотвращение ДТП. Такие организации делятся на две группы: организации, для которых профилактика ДТП является основной деятельностью, и организации, для которых обеспечение безопасности дорожного движения является одним из направлений деятельности. Также органы власти РФ могут по своей собственной инициативе привлекать вышеназванные организации в осуществления мероприятия по профилактике аварийности, если появится такая необходимость. В науке подчеркивается важность таких формирований, как добровольные народные дружины по обеспечению безопасности дорожного движения, общественные дорожные посты, отряды юных инспекторов движения, которые в своей деятельность наиболее четко воздействую на населения вследствие своей локальной работы по профилактике нарушений правил дорожного движения, а по итогу и аварийности на дорогах [8, с. 128]. Важно формой профилактики аварийности в нынешних условиях информационного прогресса становится привлечение общества к проблемам в сфере дорожного движения через представителей автомобильных клубов, автошкол, администраторов и активных пользователей интернет-ресурсов [9, с. 170].

Таким образом, роль институтов гражданского общества и средств массовой информации в предупреждении аварийности очень высока, вследствие своего большого ресурса и законодательной поддержки в сфере обеспечения безопасности дорожного движения. Однако в некоторых аспектах их участия в профилактике аварийности можно проследить несовершенство, которое возможно устранить при более детальной законодательной проработке.

Целесообразно рассматривать вопросы обеспечения общественного порядка и предупреждение правонарушений и преступлений Госавтоинспекцией, в процессе комплексного использования сил и средств, в ходе взаимодействия с другими структурными подразделениями по оперативному обмену информацией и реагированию на нее. В целях эффективности работы личного состава Госавтоинспекции возникает необходимость в проведении анализа дорожно-транспортной дисциплины и выработки управленческих решений.

1. Зейналов Ф. Н. К вопросу реализации основных направлений Стратегии безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 2018-2024 годы // Право и политика. 2019. № 10. С. 40-58

2. Организация деятельности подразделений по обеспечению безопасности дорожного движения: учебное пособие / А. С. Квитчук [и др.]. СПб.: СПбУ МВД России, 2022. 208 с.

3. Кнаус О. А. Применение комплексного подхода при обеспечении охраны общественного порядка и общественной безопасности: проблемы и пути решения // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. 2018. №. 4(87). С. 161-166.

4. Черкашин А. В., Сытников В. О., Каримулина А. А. Некоторые проблемы обеспечения общественного порядка и общественной безопасности правоохранительными органами при проведении спортивных мероприятий // Актуальные проблемы науки и практики. 2019. С. 402-407.

5. Григорьев Д. В. Актуальные вопросы предупреждения транспортных преступлений и происшествий // Вопросы устойчивого развития общества. №. 4. С. 695-701.

6. Калюжный Ю. Н. Взаимодействие Госавтоинспекции МВД России с институтами гражданского общества и гражданами в сфере обеспечения безопасности дорожного движения // Административное право и практика администрирования. 2017. №. 6. С. 33-40.

7. Административно-правовые формы деятельности Госавтоинспекции МВД России в сфере организации дорожного движения: учебное пособие / Ю. Н. Калюжный. М.: АУ МВД России, 2021. 84 с.

8. Королева Е. Г. Роль общественных формирований в обеспечении дорожно-транспортной безопасности // Вестник ГОУ ДПО ТО" ИПК и ППРО ТО". Тульское образовательное пространство. 2021. №. 3. С. 127-130.

9. Капустина Е. Г. Эффективность отдельных форм профилактики безопасности дорожного движения //Актуальные проблемы деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения (состояние, проблемы, пути совершенствования). 2019. С. 169-172.

1. Zejnalov F. N. K voprosu realizacii osnovny'x napravlenij Strategii bez-opasnosti dorozhnogo dvizheniya v Rossijskoj Federacii na 2018-2024 gody' // Pravo i politika. 2019. №

10. S. 40-58

2. Organizaciya deyateFnosti podrazdelenij po obespecheniyu bezopasnosti dorozh-nogo dvizheniya: uchebnoe posobie / A. S. Kvitchuk [i dr.]. SPb.: SPbU MVD Rossii, 2022. 208 s.

3. Knaus O. A. Primenenie kompleksnogo podxoda pri obespechenii oxrany' obshhe-stvennogo poryadka i obshhestvennoj bezopasnosti: problemy' i puti resheniya // Vestnik Vostochno-Sibirskogo instituta MVD Rossii. 2018. №. 4(87). S. 161-166.

4. Cherkashin A. V., Sy4nikov V. O., Karimulina A. A. Nekotory'e problemy' obes-pecheniya obshhestvennogo poryadka i obshhestvennoj bezopasnosti pravooxranitel'ny'mi

organami pri provedenii sportivny'x meropriyatij // Aktual'ny'e problemy' nauki i praktiki. 2019. S. 402-407.

5. Grigor'ev D. V. Aktual'ny'e voprosy' preduprezhdeniya transportny'x prestup-lenij i proisshestvij // Voprosy' ustojchivogo razvitiya obshhestva. №. 4. S. 695-701.

6. Kalyuzhny'j Yu. N. Vzaimodejstvie Gosavtoinspekcii MVD Rossii s instituta-mi grazhdanskogo obshhestva i grazhdanami v sfere obespecheniya bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya // Administrativnoe pravo i praktika administrirovaniya. 2017. №. 6. S. 33-40.

7. Administrativno-pravovy'e formy' deyatel'nosti Gosavtoinspekcii MVD Ros-sii v sfere organizacii dorozhnogo dvizheniya: uchebnoe posobie / Yu. N. Kalyuzhny'j. M.: AU MVD Rossii, 2021. 84 s.

8. Koroleva E. G. Rol' obshhestvenny'x formirovanij v obespechenii dorozhno-transportnoj bezopasnosti // Vestnik GOU DPO TO" IPK i PPRO TO". Tul'skoe ob-razovatel'noe prostranstvo. 2021. №. 3. S. 127-130.

9. Kapustina E. G. E'ffektivnost' otdel'ny'x form profilaktiki bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya //Aktual'ny'e problemy' deyatel'nosti po obespecheniyu bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya (sostoyanie, problemy', puti sovershenstvovaniya). 2019. S. 169-172

Информация об авторах

Светлана Александровна Жбанова. Заместитель начальника кафедры организации деятельности ГИБДД. Кандидат экономических наук.

Орловский юридический институт МВД России имени В.В. Лукьянова. 302027, Россия, г. Орел, ул. Игнатова, д. 2.

Александр Иванович Тузов. Доцент кафедры безопасности дорожного движения. Кандидат биологических наук.

Краснодарский университет МВД России. 350005, Россия, г. Краснодар, ул. Ярославская,128

Information about the authors

Svetlana Al. Zhbanova. Deputy Head of the Department of Organization of traffic police activities. Candidate of Economic Sciences.

Lukyanov Orel Law Institute of Ministry of interior of Russia. 302027, Russia, Orel, st. Ignatov, 2.

Alexander I. Tuzov. Associate Professor of the Department of Road Safety. Candidate of Biological Sciences.

Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 350005, Russia, Krasnodar, Yaroslavskaya str., 128.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. The authors declare no conflicts of interests.

Авторами внесён равный вклад в написание статьи. The authors have made an equal contribution.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статья поступила в редакцию 02.10.2023; одобрена после рецензирования 01.11.2023; принята к публикации 30.11.2023.

The article was submitted October 2, 2023; approved after reviewing November 1, 2023; accepted to the writing of the article for publication November 30, 2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.