Научная статья на тему 'Основные направления совершенствования несения службы нарядами дорожно-патрульной службы ГИБДД МВД России'

Основные направления совершенствования несения службы нарядами дорожно-патрульной службы ГИБДД МВД России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3898
368
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / ДОРОЖНО-ПАТРУЛЬНАЯ СЛУЖБА / КОНТРОЛЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / ROAD TRAFFIC SAFETY / ROAD TRAFFIC PATROL POLICE / ROAD TRAFFIC CONTROL / IMPROVEMENT OF ACTIVITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Калюжный Ю. Н.

В статье рассматриваются вопросы, связанные с основными направлениями совершенствования контроля и надзора, осуществляемых подразделениями дорожно-патрульной службы, за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения, высказываются предпосылки дальнейшего вектора развития рассматриваемых подразделений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Калюжный Ю. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The main ways of the improvement of the duty service performance for road traffic patrol police divisions of the Russian Interior

The article deals with the main ways of the improvement of control and supervision by divisions of road traffic patrol police over observance of requirements of traffic safety. Preconditions of further development of the divisions are discussed.

Текст научной работы на тему «Основные направления совершенствования несения службы нарядами дорожно-патрульной службы ГИБДД МВД России»

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НЕСЕНИЯ СЛУЖБЫ НАРЯДАМИ ДОРОЖНО-ПАТРУЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ГИБДД МВД РОССИИ

Ю.Н. Калюжный

(начальник кафедры административного права и административной деятельности ОВД Орловского юридического института МВД России, кандидат юридических наук; [email protected])

В статье рассматриваются вопросы, связанные с основными направлениями совершенствования контроля и надзора, осуществляемых подразделениями дорожно-патрульной службы, за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения, высказываются предпосылки дальнейшего вектора развития рассматриваемых подразделений.

Ключевые слова: безопасность дорожного движения, дорожно-патрульная служба, контроль дорожного движения.

Дорожно-патрульная служба (далее

- ДПС) является структурным подразделением Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации. Ежегодно в целях выполнения одной из важнейших задач ДПС - обеспечения соблюдения участниками дорожного движения Правил дорожного движения в целях сохранения жизни, здоровья и имущества, защиты законных прав и интересов граждан и юридических лиц, а также интересов общества и государства, обеспечения безопасного и бесперебойного движения автотранспорта - подразделениями ДПС в России проводятся тысячи разнообразных мероприятий по профилактике дорожнотранспортной аварийности, выявляются десятки миллионов нарушений Правил дорожного движения и иных нормативов, регламентирующих безопасность дорожного движения, налагаются штрафы, исчисляемые десятками миллионов рублей, около миллиона водителей лишаются права управления транспортными средствами.

Вместе с тем следует признать, что во многих регионах России данная служба действует недостаточно эффективно. Личный состав подразделений ДПС зачастую несет службу не в районах «очагов аварийности», его действия направлены не на профилактику, а на выявление как можно большего количества правонарушений. Ситуация осложняется тем, что

сотрудникам ДПС постоянно приходится выполнять действия, не связанные напрямую с обеспечением безопасности дорожного движения, за счет подчиненности не только руководству Госавтоинспекции, но и начальникам управлений МВД, ГУМВД, УМВД по субъектам Российской Федерации, что негативно отражается на состоянии аварийности, т.к. контрольно-надзорная деятельность инспекторского состава ДПС ослабляется из-за изменений, вносимых в расстановку личного состава.

Правовая основа деятельности ДПС определяется Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. № 3-Ф3 «О полиции», Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 г. № 711 «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения», Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090 «О Правилах дорожного движения», Наставлением по организации деятельности дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 2 марта 2009 г. № 186 дсп «О

Раздел 8. Охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности

128

мерах по совершенствованию деятельности дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации», и иными нормативными правовыми актами МВД России, а также законодательными и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, правовыми актами органов местного самоуправления, изданными в пределах их полномочий.

Федеральным законом «О полиции» закреплена принципиально новая социальная модель деятельности органов внутренних дел, изменена профессиональная идеология ОВД [1]. Акцент делается исключительно на правоохранительной деятельности. Отныне полиция считается не «карающим органом», не институтом государственного принуждения, она призвана в первую очередь защищать права и свободы человека и гражданина, противодействовать преступности и охранять общественный порядок.

Анализ положений Федерального закона «О полиции» позволяет применительно к деятельности ДПС утверждать, что контроль дорожного движения как способ правоохранительного воздействия на нарушителей должен сочетаться с методами и стилем работы, приоритет в которых должен отдаваться убеждению и профилактике правонарушений, оказанию помощи гражданам и организациям при неукоснительном соблюдении законности, что не прослеживается в настоящее время в работе значительного количества нарядов ДПС.

Законодательная и иная нормативноправовая, а также нормативно-техническая база не позволяет в настоящее время сформировать оптимальную структуру государственного управления, внедрить современные формы и методы деятельности в области обеспечения безопасности дорожного движения.

Принятые нормативные акты по восполнению существующих правовых пробелов посвящены регламентации различных направлений деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения. Вместе с тем действующая правовая основа де-

ятельности по обеспечению безопасности дорожного движения еще несовершенна [2, с. 2]. Следует отметить, что дальнейшее развитие ДПС должно основываться на обновленной нормативно-правовой базе, которая бы абсолютно точно определяла:

1. Компетенцию, полномочия и роль ДПС в системе государственных органов, участвующих в обеспечении безопасности дорожного движения.

Только четкое распределение функциональных обязанностей всех составляющих государственной системы управления в сфере дорожного движения может определить основные векторы развития рассматриваемой службы, позволит выявить истинные показатели оценки эффективности ее функционирования.

В связи с реформированием Министерства внутренних дел Российской Федерации, в частности Госавтоинспекции, в управленческих звеньях ГИБДД распространено мнение о необходимости дальнейшего совершенствования нормативно-правового регулирования деятельности ДПС, повышения ее административно-правового и социального статуса, максимального отстранения от выполнения несвойственных функций, а также отстранения других служб ОВД от вмешательства в действия участников дорожного движения [3]. С 1998 г. утверждение «отстранение других служб ОВД от вмешательства в действия участников дорожного движения» стало официальной позицией МВД России, по которой контроль соблюдения Правил дорожного движения является исключительной компетенцией сотрудников ГИБДД и частично участковых уполномоченных (см. п. 5 приказа МВД России от 1 июня 1998 г. № 329 «О реформировании деятельности Госавтоинс-пекции МВД России», действовавшего до 2 марта 2009 г.). Эта тенденция видна и по результатам анализа приказа МВД России от 2 июня 2005 г. № 444 «О полномочиях должностных лиц МВД России по составлению протоколов по делам об административных правонарушениях и административному задержанию», она также закреплена в п. 4 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской

Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения, утвержденного приказом МВД России от 2 марта 2009 г. № 185 [3]. По нашему мнению, возникает необходимость в переработке следующих нормативных правовых актов: Положения о Госавтоинспекции, Наставления по организации деятельности ДПС ГИБДД МВД России, Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения.

2. Порядок осуществления дорожнопатрульной службой административноюрисдикционной деятельности, которая является одним из важнейших факторов, определяющих состояние общественных отношений в такой социально значимой области общественной жизни, как обеспечение безопасности дорожного движения.

Именно в сфере административноюрисдикционной деятельности возникает много конфликтных ситуаций, в которые втянуты, по сути, все субъекты права: и граждане, и государственные и муниципальные органы, и предприятия, и организации. От того, насколько рассматриваемые правоотношения урегулированы, оптимизированы и однозначно воспринимаемы, в конечном итоге зависит формирование условий взаимопонимания субъектов правоотношений, осознание участниками движения необходимости и неизбежности применения мер административного воздействия к нарушителям. В таких условиях следует признать абсолютно неприемлемым осуществление производства по делам об административных правонарушениях на основании методических рекомендаций, а не нормативного правового акта, либо на основании ведомственных нормативных правовых актов, противоречащих федеральному законодательству.

В частности, в соответствии с п. 146 Административного регламента Минис-

терства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения, сотрудникам ДПС предписано, что основанием для задержания транспортного средства является выявление административных правонарушений, предусмотренных ч. 4 ст. 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (повторное совершение управления транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, либо передача управления лицу, находящемуся в состоянии опьянения) [3]. Однако ч. 1 ст. 27.13 КоАП РФ «Задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации» не предусматривает возможность задержания транспортного средства при выявлении правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 12.8 КоАП РФ.

Представляется необходимым устранить этот пробел, приведя права сотрудников ДПС по выявлению и пресечению тех или иных нарушений законодательства в области дорожного движения в соответствие с их компетенцией по документированию этих правонарушений и применению мер административного воздействия.

Кроме того, должно быть принято решение о том, имеют ли право сотрудники ДПС осуществлять контроль технического состояния транспортных средств на линии. Если да, то это право должно касаться всего личного состава и не ограничиваться теми или иными условиями путем издания ведомственных нормативных документов. Указанное позволит привести контрольнонадзорную функцию службы к разумному единообразию и в конечном итоге повысит уровень соблюдения законности в действиях ее личного состава. Продолжится работа и по применению различных технических средств сотрудниками ДПС, в том числе и видеорегистраторов, установленных в машинах Госавтоинспекции, а также видеокамер на постах.

Только при устранении правовых противоречий действия сотрудников Го-савтоинспекции по обеспечению транспор-

Раздел 8. Охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности

130

тной безопасности будут восприниматься участниками дорожного движения как необходимость. Безусловно, контрольнонадзорная деятельность ДПС и работа по административно-правовому воздействию на нарушителей правил дорожного движения совершенствуется [4].

Обновление нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность дорожно-патрульной службы Госавтоинспекции, должно решить еще одну задачу - оптимизировать ее структуру и фактическое содержание. Деятельность ДПС непосредственно регулируется законами, подзаконными актами, ведомственными нормативными правовыми документами. Чрезмерное и большей частью несогласованное «распыление» норм, нередко сходных по предмету регулирования, является серьезным обстоятельством, затрудняющим их однозначное понимание и практическое применение. В связи с этим нормативной правовой базе, регулирующей функционирование ДПС, необходимо придать системность, исключающую дублирование одних и тех же положений в различных документах.

Отдельным направлением дальнейшего развития ДПС является совершенствование форм и методов надзора за дорожным движением. Эффективность контроля за соблюдением установленных правил в сфере безопасности дорожного движения, выявление и своевременное пресечение правонарушений на дорогах во многом определяются правильностью выбора приемов (способов) несения дорожно-патрульной службы, форм ее организации, а также соответствующих вариантов расстановки имеющихся сил и средств.

Нормативными правовыми актами закреплены следующие основные формы несения службы нарядами ДПС ГИБДД МВД России:

- контроль за дорожным движением в пешем порядке;

- контроль за дорожным движением на патрульном транспортном средстве в движении или стационарном положении;

- осуществление контрольных функций на стационарных постах ДПС, контрольно-пропускных пунктах;

- регулирование дорожного движения;

- сопровождение транспортных средств;

- несение службы нарядами ДПС на средствах авиации (вертолеты, дирижабли и др.).

На наш взгляд, в ближайшей перспективе должна быть продолжена работа по сокращению стационарных постов. Уже сегодня очевидно, что они ограничены в возможностях осуществления надзора за дорожным движением. Несение службы на постах сохранится лишь для выполнения узконаправленных задач при проведении конкретных мероприятий. Госавтоинс-пекция уже отказывается от такой формы существования стационарных постов, как контрольные посты полиции, в связи с достаточно большим количеством личного состава, задействованного в несении службы, и малой эффективностью в решении задач, связанных с обеспечением безопасности дорожного движения.

Вертолетное патрулирование поменяет свою направленность. Как весьма дорогостоящее, оно недостаточно эффективно в надзоре за движением автотранспорта. Безусловно, вертолетное патрулирование позволяет осуществить большой охват транспортных потоков и обнаружить нарушителей Правил дорожного движения достаточно быстро, однако задокументировать эти нарушения пока невозможно, а передавать сведения о них наземным нарядам ДПС для последующего разбирательства нецелесообразно, поскольку такие разбирательства в большинстве случаев будут вызывать конфликтные ситуации.

На наш взгляд, применение вертолетов необходимо для оценки дорожной обстановки на автомагистралях и оперативной доставки сотрудников Госавтоин-спекции и спасательных служб к местам серьезных дорожно-транспортных происшествий, экстренной эвакуации с мест ДТП пострадавших, а также для коррекции действий автомотопатрулей при преследовании скрывающихся на автотранспорте преступников.

В настоящее время практикуются открытый, скрытый и смешанный методы контроля за дорожным движением с ис-

Юридическая наука и правоохранительная практика пользованием патрульного автотранспорта. Вполне вероятно, что скрытый и смешанный методы надзора будут постепенно терять свою актуальность. Процесс совершенствования законодательства, в том числе определяющего процедуру привлечения лиц к административной ответственности, потребует документального подтверждения факта совершения административного правонарушения. Эта проблема будет решаться путем оснащения службы приборами фото- и видеофиксации, применение которых в тактическом плане не вполне согласуется с названными выше методами надзора за дорожным движением.

Исходя из перечисленных выше факторов, а также анализа важнейших функций дорожной полиции в зарубежных странах, можно сделать вывод о том, что в основе деятельности сотрудников ДПС сохранят актуальность следующие направления:

- оказание помощи участникам дорожного движения в осуществлении их законных прав и интересов;

- устранение причин, создающих транспортные заторы и иные угрозы непрерывности и безопасности движения;

- предупреждение, выявление и пресечение нарушений нормативов, действующих в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, привлечение к ответственности лиц, совершивших такие правонарушения;

- оказание помощи гражданам, пострадавшим при ДТП;

- проведение учета данных происшествий и расследование по ним;

- участие в мероприятиях по розыску угнанных, похищенных и скрывшихся

__________________________________[Ш.

с мест ДТП транспортных средств, охране общественного порядка.

Успех реализации указанных направлений будет зависеть от того, насколько правильно будет организована деятельность ДПС в складывающихся исторических, экономических и социальных условиях государства.

1. О полиции: федер. закон от 7 февр. 2011 г. № 3-Ф3 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. № 7. Ст. 900.

2. Нургалиев Р.Г. Тревожные будни дорог [Электронный ресурс] // Рос. газ. URL: http://www.rg.ru/2009/09/23/nurgaliev. html (дата обращения: 30 июля 2011 г.).

3. Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения [Электронный ресурс]: приказ МВД России от 2 марта 2009 г. № 185: ред. от 31 дек. 2009 г. // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 30 июля 2011 г.).

4. Выступление Главного государственного инспектора безопасности дорожного движения Российской Федерации Виктора Кирьянова 10 февр. 2010 г. в рамках «Правительственного часа» в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://www.gibdd.ru/documents/ pdf/stenogramma-10.02.2010.pdf (дата обращения: 30 июля 2011 г.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.