Научная статья на тему 'Предотвращение конфликтных ситуаций путем подбора конструкционных материалов для изготовления зубных протезов у пациентов с отягощенным аллергическим анамнезом'

Предотвращение конфликтных ситуаций путем подбора конструкционных материалов для изготовления зубных протезов у пациентов с отягощенным аллергическим анамнезом Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
70
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНФЛИКТНЫЕ СИТУАЦИИ / КОНСТРУКЦИОННЫЕ СТОМАТОЛОГИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Манин Александр Игоревич, Манина Елена Игоревна, Манин Олег Игоревич, Баринов Евгений Христофорович, Ромодановский Павел Олегович

Доклад посвящен вопросам подбора конструкционных стоматологических материалов с целью предотвращения конфликтных ситуаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим медицинским наукам , автор научной работы — Манин Александр Игоревич, Манина Елена Игоревна, Манин Олег Игоревич, Баринов Евгений Христофорович, Ромодановский Павел Олегович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Предотвращение конфликтных ситуаций путем подбора конструкционных материалов для изготовления зубных протезов у пациентов с отягощенным аллергическим анамнезом»

В РСФСР, как в целом в СССР, с 1978 года действовали Правила судебно-медицинского определения степени тяжести телесных повреждений (утв. Приказом от 11 декабря 1978 года № 1208 Министерства здравоохранения СССР), которые содержали медицинские критерии признаков телесных повреждений различной степени и тяжести, предусмотренные уголовным законодательством большинства союзных республик.

Принятые в СССР в 1978 году Правила отражали анатомо-клинический подход к оценке тяжести телесных повреждений при травме спинного мозга, что требовало при экспертной оценке степени тяжести телесных повреждений учитывать не только факт повреждения, но и наличие последствий - развитие и степень тяжести спинального шока, или нарушения функции тазовых органов.

После распада СССР в Российской Федерации в 1996 году произошла принципиальная смена подходов к оценке тяжести вреда здоровью при травме спинного мозга. Комплексный, анатомо-клинический подход сменился на сугубо анатомический.

Согласно пункту 32.7 Правил судебно-медицинской экспертизы тяжести вреда здоровью (утв. Приказом Минздрава РФ от 10 декабря 1996 года № 407), к тяжкому вреду здоровья относились только закрытые повреждения шейного отдела спинного мозга. Повреждения спинного мозга в грудном и пояснично-крестцовом отделе квалифицировались либо по длительности течения последствий, либо по процентам утраты общей трудоспособности.

В России анатомический подход к оценке тяжести вреда, причиненного здоровью человека при травме спинного мозга, применялся до 2008 года, когда были введены в действие Медицинские критерии определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека (утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 24 апреля 2008 года № 194н). Ушиб шейного отдела спинного мозга с нарушением его функции (согласно пункту 6.1.8), ушиб грудного отдела спинного мозга с нарушением его функции (согласно пункту 6.1.14) и ушиб поясничного отдела спинного мозга с синдромом «конского хвоста» (согласно пункту 6.1.20) рассматриваются как тяжкий вред здоровью, опасный для жизни человека, создающий непосредственную угрозу для жизни.

Таким образом, согласно действующим в России с 2008 года Медицинским критериям вновь введен анато-мо-клинический подход к оценке тяжести вреда здоровью при травме спинного мозга, требующий установления не только факта наличия повреждения, но и определения нарушения функций спинного мозга.

После распада СССР изменения Правил определения вреда здоровью произошли не только в Российской Федерации, но и во многих республиках бывшего СССР, и большинство из них приняли клинико-анатомический подход в отношении ушибов спинного мозга на разных уровнях.

ВЫВОДЫ

На основании проведенного анализа критериев тяжести вреда здоровью в отношении ушиба спинного мозга в СССР и странах постсоветского пространства можно сделать вывод, что существует два основных критерия в определении критериев тяжести вреда здоровья: анатомический и клинико-анатомический. Анатомический предполагает выявление факта ушиба спинного мозга, в то время как при клинико-анатомическом подходе, помимо факта ушиба, оценивают наличие нарушений функций спинного мозга.

ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ ПУТЕМ ПОДБОРА КОНСТРУКЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЗУБНЫХ ПРОТЕЗОВ У ПАЦИЕНТОВ С ОТЯГОЩЕННЫМ

АЛЛЕРГИЧЕСКИМ АНАМНЕЗОМ_

А. И. Манин, Е. И. Манина, О. И. Манин, Е. Х. Баринов, П. О. Ромодановский

ФГБОУ ВО МГМСУ им. А. И. Евдокимова Минздрава России, Москва Доклад посвящен вопросам подбора конструкционных стоматологических материалов с целью предотвращения конфликтных ситуаций. Ключевые слова: конфликтные ситуации, конструкционные стоматологические материалы В настоящее время увеличивается число пациентов с отягощенным аллергическим анамнезом. Аллергия может возникать на различные вещества и в некоторых случаях проявляется настолько слабо, что больной даже не знает о своем недуге. Но аллергия может быть, напротив, чрезвычайно опасной и вызывать такие осложнения, как: анафилактический шок, затрудненное или свистящее дыхание, учащенный пульс, холодный пот, липкая кожа, крапивница, желудочные спазмы, головокружения, тошнота, коллапс, судороги. При отсутствии медицинской помощи тяжелая аллергия может привести к летальному исходу.

На сегодняшний день в ортопедической стоматологии применяется большой арсенал конструкционных материалов, использующихся для изготовления зубных протезов, которые могут спровоцировать нежелательные реакции и оказать пагубное воздействие на организм пациентов с отягощенным аллергическим анамнезом.

В последние десятилетия отмечается резкое увеличение судебных дел в отношении ненадлежащего оказания стоматологической помощи.

Цель работы: подбор оптимальных конструкционных материалов для изготовления зубных протезов у пациентов с отягощенным аллергическим анамнезом.

Для решения поставленной задачи нами были отобраны благородные и неблагородные сплавы: «Супер-ТЗ», «Супер-КМ», «ПД-250», «ПД-190», «Суперпал», «КХС», «НХД», «ВТ 1-0-М», «ВТ-14», а также пластмассы: «SNAP», «Re-fine Bright», «Villacryl H Plus», «Нолатек», бесцветная пластмасса, которые нашли широкое применение в ортопедической стоматологии для изготовления несъемных и съемных зубных протезов. Из всех выше перечисленных конструкционных материалов были изготовлены образцы единого размера 10x10x1 мм, которые подвергли тщательной шлифовке и полировке. Кроме того, были проведены исследования гарнитурных зубов «Anis» и «Spofadent plus», использующихся для изготовления съемных зубных протезов. Оптимальный подбор материалов проводили с помощью комплекса диагностического «Lira-100bt» по стандартной методике у 20 пациентов с отягощенным аллергическим анамнезом, из которых 15 женщин и 5 мужчин. Влияние конструкционных материалов, использующихся для изготовления зубных протезов, на состояние тканей и органов полости рта оценивали по характеру адаптационной реакции слизистой оболочки внутренней поверхности губ к исследуемому образцу, устанавливаемому между губами пациента. Определение характера взаимодействия происходило с помощью индекса БЭМР в симметричных точках поверхности красной каймы губ.

С помощью диагностического комплекса «Lira-100bt» было выявлено, что пациентам с отягощенным аллергическим анамнезом из благородных сплавов лучше всего подходит «Супер-ТЗ», из неблагородных - «КХС», для временных несъемных протезов - «Re-fine Bright», а для

съемного протезирования - бесцветная пластмасса, ввиду ее меньшей токсичности, в комбинации с гарнитурными зубами фирмы «Anis».

ВЫВОДЫ

Подбор сплавов и пластмасс, использующихся для изготовления зубных протезов у пациентов с отягощенным аллергическим анамнезом, имеет важное диагностическое значение и у данной категории больных способствует выявлению наиболее оптимальных для их организма конструкционных материалов, резко снижая риск возникновения конфликтных ситуаций.

■ ТРАВМАТИЧЕСКОЕ ОБЛЫСЕНИЕ И ЕГО

СУДЕБНО-МЕДИЦИНСКАЯ ОЦЕНКА_

П. М. Слюсаренко

БУЗ ОО «Орловское бюро судебно-медицинской экспертизы», Орел Целью настоящей работы явилось изучение случаев повреждений волосяного покрова головы человека при различных внешних воздействиях. Ключевые слова: травматическая плешивость, травматическое удаление волос, вырывание стержня волоса, разрыв стержня волоса, травматизация корня волоса

Травматическая плешивость является результатом внешнего воздействия с приложением травмирующей силы к волосистой части головы непосредственно или через волосяной покров. Возможны два механизма травма-тизации головы, приводящих к утрате волос на указанной части тела:

1. Тракционное (тянущее) воздействие предполагает приложение внешней силы к стержню волоса на различном его протяжении. Действие травмирующих сил приводит: а) к разрыву стержня волоса на протяжении, т.е. только по его ходу, без вовлечения в процесс травматиза-ции корня, либо б) к вырыванию стержня волоса без его повреждения, вместе с корнем.

2. Тангенциальное воздействие травмирующего объекта, вызывающего при скольжении и трении по коже головы формирование ссадин различной глубины с разрушением волосяных луковиц. Сила прилагается исключительно к области расположения луковицы, т. е. места, откуда начинается рост волоса. Характеризуя тянущее воздействие, прежде всего следует отметить, что волосы на растяжение и разрыв обладают значительной прочностью.

Целью настоящей работы явилось изучение повреждений волосяного покрова головы человека при различных внешних воздействиях. Задачи проведенного исследования были следующие: 1) диагностика макроструктурных морфологических изменений кожи головы при травматическом удалении волос; 2) оценка морфологических изменений кожи головы в зависимости от длительности посттравматического периода; 3) судебно-медицинская оценка повреждений кожи головы в зависимости от особенностей травматизации и площади повреждения.

В первую группу (тракционные (тянущие) воздействия) вошли 27 наблюдений. Речь шла о 19 пострадавших лицах женского пола и 8 - мужского. Возраст пострадавших составлял от 11 до 57 лет. Согласно материалам проверок и уголовных дел, 27 пострадавших получили различные телесные повреждения, включая и те, которые локализовались на волосистой части головы, при межличностных конфликтах в их физической форме. Из общего числа подэкспертных 6 явились для освидетельствования на второй день после травмы, 4 - на третьи сутки, 3 - на четвертые сутки, 2 - на пятые

сутки, 2 - на шестые сутки, 1 - на восьмые сутки, 2 - на десятые сутки, 2 - на двенадцатые сутки, 2 - на пятнадцатые сутки и 3 - на двадцать пятые сутки. При первичном освидетельствовании пострадавшие предъявляли жалобы на болезненные ощущения в местах повреждений при пальпации (18), а также постоянный зуд (22).

Осмотр волосистой части головы позволил установить наличие зон травматической плешивости следующей локализации: лобная область - 6, лобно-теменная - 8, теменная - 7, височная - 4, теменно-ви-сочная - 2. Размеры поврежденных участков составляли от 2,0x3,5 см до 6,0x7,0 см. Осмотр пострадавших через 2-4 суток после травмы позволил констатировать наличие на волосистой части головы зон травматического облысения, представляющих собой кожу розовато-красного цвета (гиперемия) с выраженным отеком и наличием многочисленных темно-красных кровоизлияний, местами сливающихся между собой. Указанные кровоизлияния, по-видимому, представляет собой гнездные участки мест извлеченных корней, заполненные кровью. На 5-10 сутки отмечено либо уменьшение, либо полное исчезновение отека кожи и гиперемии при сохранности вышеописанных кровоизлияний, которые приобретали более бледные оттенки. На 12-25 сутки констатировались плохо различимые изолированные бледно-бурые кровоизлияния, без признаков слияния между собой. Во всех трех временных диапазонах посттравматического периода волосы в травмируемых областях отсутствовали полностью. В 4 наблюдениях представилась возможность повторного освидетельствования пострадавших спустя 6-15 месяцев после травмы. У всех подэкспертных сохранялись участки травматического облысения с появлением редких (единичных) волос, имевших длину 2,0-3,5 см. Кожа у указанных лиц выглядела гладкой, без каких-либо особенностей рельефа или окраски по сравнению с нормой.

Во вторую группу (тангенциальное воздействие) вошли 34 наблюдения, касающиеся 22 пострадавших лиц мужского и 12 - женского, в возрасте от 19 до 67 лет. У вышеуказанных лиц, наряду с иными повреждениями, были обнаружены ссадины волосистой части головы размерами от 1,5x4,0 см до 7,0x9,0 см. Указанные повреждения были выявлены у пострадавших при межличностных конфликтах. Локализация ссадин головы была следующей: лобно-теменная область - 11, теменная - 4, теменно-височная - 9, теменно-затылочная - 7, затылочная - 3. Указанные ссадины первично и повторно осматривались в сроки от 2 до 56 суток. При осмотре подэкспертных через 2-5 суток после получения повреждений корочки ссадин располагались над уровнем неповрежденной кожи с участками гиперемии шириной 0,2-0,3 см по периферии. При давности травмы 6-12 суток внешний вид ссадин был аналогичен предыдущим за исключением отсутствия участка гиперемии. На 13-18 сутки отмечались первые признаки шелушения по периферии ссадин. На 19-30 сутки признаки отслойки корочек по периферии были хорошо выражены, но полного их исчезновения не отмечено ни в одном случае. На 3156 сутки диагностировалось отпадение корочек, в 24 наблюдениях оно было частичным, в 12 - полным. На месте отпавших корочек определялись участки кожи с уровнем несколько ниже интактной кожи волосяных покровов. Эти участки имели розовую окраску с различными оттенками: от бледно-розовой до темно-розовой. Волосы в местах отслоившихся корочек ссадин головы не были обнаружены ни разу. Представилась возможность освидетельствования 5 пострадавших через 8-16 месяцев после травмы. Во всех случаях волосы в местах бывших

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.