Научная статья на тему 'ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ АУДИТОРСКОГО АНАЛИЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АКТИВОВ И ЭФФЕКТИВНОСТИ ТЕКУЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСТИНИЦ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН'

ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ АУДИТОРСКОГО АНАЛИЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АКТИВОВ И ЭФФЕКТИВНОСТИ ТЕКУЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСТИНИЦ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
20
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСТИНИЦЫ / АУДИТ / БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ / АНАЛИЗ / ИМУЩЕСТВО ГОСТИНИЦЫ / РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алимова Н.К.

В данной статье раскрыты сущность аудиторского анализа использование имущество и результаты деятельности гостиницы, а также обоснованы их показатели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROVIDING ANALYSIS OF THE USE OF ASSETS AND EFFICIENCY OF THE CURRENT OPERATIONS OF HOTELS OF THE REPUBLIC UZBEKISTAN

It is given essentials of auditing activity results and using properties of hotels in this article. Furthermore, there are indexes of expressing them.

Текст научной работы на тему «ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ АУДИТОРСКОГО АНАЛИЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АКТИВОВ И ЭФФЕКТИВНОСТИ ТЕКУЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСТИНИЦ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН»

Алимова Н.К. ассистент СамИЭС

ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ АУДИТОРСКОГО АНАЛИЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АКТИВОВ И ЭФФЕКТИВНОСТИ ТЕКУЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСТИНИЦ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

Аннотация: в данной статье раскрыты сущность аудиторского анализа использование имущество и результаты деятельности гостиницы, а также обоснованы их показатели.

Ключевые слова: гостиницы, аудит, бухгалтерский учет, анализ, имущество гостиницы, результаты деятельности.

Alimova N.K. assistant SamlES

PROVIDING ANALYSIS OF THE USE OF ASSETS AND EFFICIENCY OF THE CURRENT OPERATIONS OF HOTELS OF THE REPUBLIC

UZBEKISTAN

Annotation: it is given essentials of auditing activity results and using properties of hotels in this article. Furthermore, there are indexes of expressing them.

Key words: hotel, auditing, counting, analyze, hotel's property, results of activity.

Гостиницы работают в постоянно меняющейся среде, которая включает в себя: нормативно-правовую базу, связь между всеми хозяйствующими субъектами, налоговый контроль, спрос и предложение услуг, изменение цен на услуги, сырье и материалы. Внутренняя среда в отелях, то есть принимаемые в них решения, приводит к изменениям в деятельности предприятия, например: использование технологий, состав клиентов, количество и так далее.

Выше указанные внешние и внутренние изменения влияют на эффективность работы отеля.

Мы можем разделить показатели эффективности отелей на две основные группы:

1. Показатели эффективности использования гостиничного имущества;

2. Показатели эффективности текущей деятельности.

Важность определения использования гостиничной собственности и показателей эффективности текущей деятельности делает объективной необходимостью широкое использование возможностей как внутреннего, так и внешнего аудита для решения этой насущной проблемы. Как внутренние, так и внешние аудиторы, будучи экспертами, должны играть активную роль в решении этих неотложных вопросов. Но на практике нельзя сказать, что внутренние и внешние аудиторы полностью выполняют эту роль. Исследования показывают, что в ходе проверок аудиторы ограничиваются оценкой имущественного состояния гостиниц только на основе статей баланса. Следовательно, такая аудиторская оценка ограничивается определением того, действительно ли суммы отдельных видов собственности отражены в балансе. Изучение некоторых аудиторских отчетов показывает, что они включают такие процедуры, как вклад гостиниц в общую сумму валюты баланса отдельных типов собственности, а также выявление тенденций в этих показателях. Этой работы аудиторов, конечно, недостаточно. В качестве экспертов аудиторы теперь должны определить все показатели, отражающие имущественное состояние субъектов гостиничного бизнеса и уровень эффективного использования существующей собственности, дать аудиторскую оценку их изменений, а также разработать и внедрить аудиторские рекомендации для дальнейшего улучшения этих показателей. Только такой подход повысит роль аудиторских служб, укрепит позиции внутренних и внешних аудиторов как полезных экспертов.

Аудит использования активов гостиниц и показателей эффективности зависит от наличия научно обоснованной системы этих показателей и методологии их определения. Кроме того, система бухгалтерского учета и отчетности гостиницы должна иметь возможность предоставлять подробную информацию, необходимую для определения этих показателей и предоставлять им оценку аудита.

Итак, в какой степени эти текущие теоретические и методологические вопросы решены сегодня? Может ли система бухгалтерского учета и отчетности в отелях предоставить подробную информацию, необходимую для проведения аудиторской оценки состояния собственности и показателей ее эффективности, а также эффективности текущей деятельности?

Следует отметить, что экономические основы деятельности отелей, включая процедуры систематизации и определения показателей эффективности, отражены в некоторых работах, опубликованных за рубежом и в стране. Например, А. Холикулов41 предложил систему различных показателей качества и эффективности отелей, а также

41 Холикулов А. Н. Мехмонхоналарда сервис сифати ва самарадорлигини ошириш имкониятлари. Икт. Фанлари номзоди дараасини олиш учун диссертация автореферати, самарканд, СамИСИ, 2011.

процедуры их определения. Проф. В монографии «Проблемы повышения эффективности гостиничной индустрии», изданной под руководством М.Д. Пардаева42, имущественное состояние гостиниц и показатели эффективности их использования разделены на две группы:

(1) показатели, отражающие материально-техническую базу и организационно-техническое состояние гостиничного хозяйства;

(2) индикаторы, относящиеся к экономическому потенциалу гостиничной индустрии.

Соответственно, эти ученые разделили индикаторы группы 1 на подгруппы, такие как индикаторы, представляющие организационное состояние (единицы управления, состав, специализация), индикаторы, отражающие уровень логистики, и индикаторы, отражающие технологическое состояние процесса обслуживания.

В системе показателей, относящихся к группе 2, они отражают имущественное состояние гостиничных объектов и эффективность их использования.

Признаны показатели как отдельные подгруппы:

(а) показатели, относящиеся к основным средствам;

(б) показатели оборотного капитала;

(в) показатели, относящиеся к нематериальным активам.

Однако, какие именно индикаторы следует включить в каждую из предложенных групп и подгрупп, не полностью отражено в этом исследовании.

Вышеизложенное свидетельствует о том, что система показателей, отражающих имущественное состояние гостиниц и эффективность их использования, а также теоретические и методологические основы их идентификации полностью не разработаны. Также следует отметить, что действующая система бухгалтерского учета и отчетности в гостиницах не может предоставить всю подробную информацию, необходимую для определения этих показателей и дать им аудиторскую оценку.

На наш взгляд, все показатели имущественного состояния гостиниц и эффективности использования имущества целесообразно разделить на две группы: количественные и качественные. На наш взгляд, это включает:

> Количественные показатели имущественного состояния гостиниц и эффективности использования этой собственности, состояния отдельных видов гостиничной собственности в денежных и физических единицах, а также общих доходов, расходов и конечных финансовых результатов, достигнутых гостиницами;

42 Пардаев М. Холщулов А. Н., Рахимов Х. А. Ме^монхона хужаликларида самарадорликни ошириш муаммолари. Т.: "щтисодиёт", 2013 йил. 64-67 стр.

^ под имущественными показателями гостиниц и качественными показателями эффективности использования данной собственности следует понимать показатели уровня использования отдельных видов гостиничной собственности в денежных и физических единицах, а также показатели средних доходов, расходов и конечных финансовых результатов. за единицу.

Считаем, что состав количественных и качественных показателей, отражающих имущественное состояние гостиниц и эффективность использования имущества, должен определяться единообразно для всех таких субъектов. Ведь наличие такой интегрированной процедуры позволяет проводить сравнительное изучение количества и качества отелей, объективную оценку их рейтинга, выявление передовых и отсталых предприятий, продвижение опыта отелей с высоким уровнем обслуживания. Для достижения этой цели, исходя из приведенных выше определений, мы считаем целесообразным включить следующие конкретные показатели в общий состав обеих групп показателей, отражающих имущественный статус отелей и эффективность использования собственности:

1. Количественные показатели:

• Суммарные активы отеля и стоимость отдельных типов;

• Общее количество номеров в гостиницах, включая номера индивидуального статуса.

2. Показатели качества:

• Средняя наполняемость номеров в гостиницах, включая номера особого статуса;

• Общий коэффициент использования гостиницы.

Каждый из вышеперечисленных показателей качества, отражающих имущественный статус отелей и эффективность использования собственности, должен быть интегрирован в соответствии с их содержанием и оценен в точных единицах измерения. Мы рекомендуем идентифицировать и оценивать эти показатели, в частности, на основе следующих алгоритмов (см. Таблицу 1).

Алгоритмы, отражающие имущественный статус отелей и

эффективность использования собственности

Таблица 1

№ Название показателя Алгоритм обнаружения показателя Символы в алгоритме

1. Средняя заполняемость всех номеров в отеле, включенная номер в СЗ = Фик * Фкд * 100% / Окк * 365 Фик - это количество фактически используемых комнат; Фкд -количество дней использования; Окк - общее количество комнат; 365-количество дней в год.

отдельном номере

2. Коэффициент использования мест в отеле Ким= Фкм*Фкд *100% / Окм*365 Фкм - это фактически используемое количество мест; Фкд - количество дней использования: Окм - общее количество мест; 365-количество дней в год.

3. Средняя сумма дохода на номер в отеле Дсс = До/ Окм Дсс - это средняя сумма дохода на комнату; До - общий полученный доход; Окм - общее количество мест.

4. Средняя себестоимость услуг каждого номера в отеле. Ссу = Соз / Окм Ссу - это средняя стоимость услуг номера; Соз - сумма общих затрат; Окм - общее количество мест.

5. Средняя валовая прибыль от обслуживания каждого номера в отеле. ВПс= ВП/ Окм ВПс - средняя валовая прибыль на номер; ВП - это сумма валовой прибыли; Окм - общее количество мест.

6. Средняя валовая рентабельность отеля. ВРОс = ВП/ До ВРс - средняя валовая прибыль До - общая сумма полученного дохода ВП - это сумма валовой прибыли

7. Средняя валовая рентабельность каждого номера в отеле ВРНс = ВПс / Днс ВРНс - это средняя валовая прибыль на номер ВПс - средняя валовая прибыль на номер; Днс- Средний доход на номер.

8. Периодические расходы и финансовые затраты на один номер в отеле ПФРкс= (ТЗс+ФЗс)/ Окк ПФРкс - средняя сумма периодических и финансовых затрат на комнату; ТЗс - сумма общих текущих затрат; ФЗс - сумма общих финансовых затрат Окк - общее количество мест;

9. Размер налога на прибыль с комнаты в среднем НПкс= НПк / Днс НПкс - размер налога на прибыль с комнаты в среднем; НПк - сумма налога на валовую прибыль; Днс- Средний доход на номер.

10. Чистая прибыль на номер в отеле в ЧПнс= ЧПо/ Днс СФух - битта хонага тугри келадиган уртача соф фойда

среднем суммаси ЧПнс - средняя чистая прибыль на номер; ЧПо - Общая чистая прибыль; Днс - Средний доход на номер.

Выявление и оценка имущественного статуса гостиниц и показателей эффективности и текущей деятельности в вышеупомянутых интегрированных процедурах, полностью основанная на внутреннем и внешнем аудитах этих процедур, по нашему мнению, решит ряд существующих теоретических и практических проблем. К ним относятся, но не ограничиваются:

(1) надлежащим образом систематизировать имущественный статус гостиниц и показатели эффективности собственности и результатов текущей деятельности, создать единую научную основу для их выявления и оценки и добиться единообразного применения на практике;

(2) предоставлять менеджерам отелей информацию о достигнутых и упущенных результатах, упущенных возможностях и случаях, которые необходимо рассматривать в ходе аудитов, тем самым повышая позицию, ответственность и подотчетность аудиторов перед клиентами как беспристрастных экспертов;

(3) для обеспечения того, чтобы аудиторы правильно определяли важные для них аудиторские процедуры и предоставляли аудиторские оценки и рекомендации.

Аудиторские оценки гостиниц, отражающие имущественное состояние и эффективность использования имущества, показатели текущей эффективности, определяют их реальное состояние в отчетном периоде (месяц, квартал, полугодие и год) в сравнении с результатами, на этой основе определить, в каком направлении развиваются тенденции, их причины с точки зрения негативных ситуаций, а также выявить виновных. Мы считаем, что эти аудиторские оценки позволят нам разработать аудиторские рекомендации по предотвращению будущих неблагоприятных событий и их реализации.

Использованные источники:

1. Филипповский Е.Е., Умарова Л.В. Экономика и организация гостиничного хозяйства. - М.: Финансы и статистика, 2008. - 176 с., Чудновский А.Д.

2. Менеджмент в туризме и гостиничном хозяйстве. - М.: кнорус, 2007. -320 с.; Туризм и гостиничное хозяйство. Учебник /под ред. А.Д. Чудновского. - М., экмос, 2001. - 400 с.; Кудратов ГД-, Тухлиев И.С. Туризм иктисодиёти. - Самарканд, СамИСИ, 2007.

3. Холикулов А. Н. Мехмонхоналарда сервис сифати ва самарадорлигини ошириш имкониятлари. Икт. Фанлари номзоди дараасини олиш учун диссертация автореферати, самарканд, СамИСИ, 2011.

4. Пардаев М. К,., Холикулов А. Н., Рахимов Х. А. Мехмонхона хужаликларида самарадорликни ошириш муаммолари. Т.: "Иктисодиёт", 2013 йил.

5. Узбекистон Республикасида аудиторлик фаолиятини янада ривожлантириш чора-тадбирлари туFрисида" ги Карори 2018 йил 19 сентябрдаги ПК-3946-сон.

6. К.Уразов. Бухгалтерия хисоби ва аудит. Маъруза матнлари туплами. II-кисм, Самарканд, СамИСИ, 2004.

7. Мусаев Х.Н. Аудит. Дарслик, «Молия» нашриёти, Тошкент, 2003, 18-бет.

8. И.Н.Кузиев "Халкаро молия ва хисоб" илмий электрон журнали. № 1, февраль, 2019 йил.

9. Shirinov U. The ways of accounting over telephone communication services in the existence of billing systems //TRANS Asian Journal of Marketing & Management Research (TAJMMR). - 2017. - Т. 6. - №. 2and3. - С. 23-31.

10. Ширинов У. А. и др. Учет расходов в субъектах оказывающих услуги телерадио //Интернаука. - 2019. - №. 5-2. - С. 19-21.

11. Ширинов У. А. и др. Телефон хизматларидан олинадиган даромадлар хисобини такомиллаштириш //Интернаука. - 2019. - №. 2-2. - С. 83-85.

12. www.lex.uz

13. www.mf.uz

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.