Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСТИНИЦЫ "АБУ-ДАГИ"'

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСТИНИЦЫ "АБУ-ДАГИ" Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1267
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТЬ / ПОВЫШЕНИЕ ДОХОДОВ ГОСТИНИЦЫ / КЛЮЧЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОТЕЛЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Темирбекова Аида Залимхановна

В статье подробно описана характеристика деятельности гостиницы: номерной фонд, основные бесплатные и дополнительные платные услуги, организация развлечений и отдыха. Подробно проанализирована финансово-хозяйственная деятельность гостиницы: расчет финансовых коэффициентов (показатель рентабельности, ликвидности, платежеспособности, финансовой автономии, соотношение собственного и заемного капитала). Проанализирована структура баланса за 2017-2018 гг., отчет о финансовых результатах и отчет о движении денежных средств с разбивкой постатейных расходов. Рассчитаны ключевые показатели эффективности деятельности гостиницы: загрузки номерного фонда, средняя цена за номер, комплексный показатель доходности продаж номерного фонда отеля. Выработанная стратегия, ориентированная на среднюю цену номера, представляется более предпочтительной, в связи с тем, что не ухудшается качество обслуживания, минимальный износ номерного фонда гостиницы. Представлены рекомендации по увеличению доходов в гостиничном предприятии при реализации номеров постоянным гостям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСТИНИЦЫ "АБУ-ДАГИ"»

УДК 338.48

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСТИНИЦЫ «АБУ-ДАГИ»

Темирбекова Аида Залимхановна

Преподавател ь

Филиал ФГБОУ ВО «Российский государственный университет туризма и сервиса»

г. Махачкала, Республика Дагестан

[email protected]

Аннотация. В статье подробно описана характеристика деятельности гостиницы: номерной фонд, основные бесплатные и дополнительные платные услуги, организация развлечений и отдыха. Подробно проанализирована финансово-хозяйственная деятельность гостиницы: расчет финансовых коэффициентов (показатель рентабельности, ликвидности, платежеспособности, финансовой автономии, соотношение собственного и заемного капитала). Проанализирована структура баланса за 2017-2018 гг., отчет о финансовых результатах и отчет о движении денежных средств с разбивкой постатейных расходов. Рассчитаны ключевые показатели эффективности деятельности гостиницы: загрузки номерного фонда, средняя цена за номер, комплексный показатель доходности продаж номерного фонда отеля. Выработанная стратегия, ориентированная на среднюю цену номера, представляется более предпочтительной, в связи с тем, что не ухудшается качество обслуживания, минимальный износ номерного фонда гостиницы. Представлены рекомендации по увеличению доходов в гостиничном предприятии при реализации номеров постоянным гостям.

Ключевые слова: платежеспособность, повышение доходов гостиницы, ключевые показатели эффективности отеля.

На современном этапе существования российской экономики, в условиях продолжительных санкций, российские регионы вынуждены направлять все больше усилий на развитие свое внутреннего потенциала и повышение конкурентоспособности [1, стр.76]

Республика Дагестан обладает значительным потенциалом развития туризма и рекреации. Природно-климатические условия республики характеризуются сочетанием комфортного климата и большого числа солнечных часов (2000 часов в году), разнообразием рельефа и богатством флоры и фауны.

Опрос руководителей и специалистов турфирм, работающих в Республике Дагестан, проведенный в марте 2018 года филиалом ФГБОУ ВО «РГУТиС» в г. Махачкале позволил определить следующие тренды развития туризма [4, стр.39]:

1. Стабильным спросом пользуются пляжный, культурно-познавательный и этнический туризм.

2. Тенденции роста показывает спрос на детский и гастрономический туризм.

3. К отрицательным факторам относятся недостаточное финансирование отрасли, негативный имидж региона и отсутствие качественного сервиса.

Всего в республике функционируют 246 коллективных средств размещения на 19398 койко-мест, в т.ч.: 52 туристические базы (12195 койко-мест), 25 санаторных учреждений (3178 койко-мест), 131 гостиница(3693) койко-мест, 38 гостевых домов (332 койко-мест). Свою деятельность осуществляют 51 туристских предприятий, в т.ч. 3 федеральных туроператора [4, стр.39].

Организационно - правовая форма гостиницы «Абу-Даги» общество с ограниченной ответственностью. Зарегистрировано ООО «Абу-Даги» в Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Махачкалы 17 августа 2011 года. При регистрации обществу были присвоены коды ОГРН 1110570002817, ИНН 0570008298, КПП 057101001. После регистрации в налоговой инспекции общество было зарегистрировано в Комитете статистики, в Пенсионном фонде, в Фонде социального страхования, в Территориальном фонде обязательного медицинского страхования.

Основной вид деятельности: 55.10 Деятельность гостиниц и прочих мест для временного проживания. Юридический адрес ООО «Абу-Даги» 367010, Республика Дагестан, город Махачкала, проспект Амет-Хана Султана, юго-восточная промзона. Официальный сайт гостиницы http://abudagi.ru.

Гостинице «Абу-Даги» присвоена категория три звезды, регистрационный номер свидетельства 50/01/31-2019 от 01 декабря 2019 г. срок действия до 30 ноября 2022 года.

Решение № Р-31-2019 от 30 ноября 2019 года о присвоении категории приняла аккредитованная организация, осуществившая экспертизу объекта в рамках процесса классификации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Российский государственный университет туризма и сервиса".

Гостиница «Абу-Даги» расположена в 20 минутах езды от аэропорта и в пяти минутах езды от Южной автостанции г. Махачкалы.

Номерной фонд отеля представлен 40 номерами следующих категорий:

1. «Сюит» - 2 номера стоимостью 8000 рублей за сутки проживания. Просторный номер состоит из двух спален и гостиной: спальни с кроватью размером 180*200 см и гостиной с мягкой мебелью и офисным столом.

2. «Люкс» - 11 номеров стоимостью 5000 рублей за сутки проживания. В просторном двухкомнатном номере спальня с кроватью размером 180*200 см и гостиная с комплектом мягкой мебели.

3. «Стандарт двухместный» дабл - 20 номеров стоимостью 3500 рублей за сутки проживания. В комнате - кровать размером 180*200 см, журнальный столик с двумя креслами, ванная комната.

4. «Стандарт двухместный» твин - 7 номеров стоимостью 3500 рублей за сутки проживания. В комнате - две кровати размером 140*200 см, журнальный столик с двумя креслами, ванная комната.

В стоимость размещения в номерах данных категорий включен завтрак по системе «Шведский стол», а также основные и дополнительные бесплатные услуги: Wi-Fi связь, спутниковое телевидение, чайник, чайный набор, набор посуды, питьевая вода, постельные принадлежности, косметический набор, фен, бильярд, тренажерный зал, охраняемая парковка.

Фитнес зал в гостинице «Абу-Даги» оборудован профессиональными тренажерами, а также по необходимости предоставляются услуги профессиональных тренеров, прошедшие специальную подготовку и аттестованы международными и российскими сертификатами. На территории отеля действует круглосуточная бесплатная автостоянка. При бронировании номера, гостю необходимо сообщить о необходимости предоставления места на автостоянке заранее, что даст возможность въезда на территорию отеля сразу по прибытии. Услуги прачечной и химчистки осуществляются по договору с соответствующей организацией.

В гостинице функционирует услуга «Шаттл» сервис, т.е. к услугам гостей микроавтобусы с размещением от 6 до 18 человек. Стоимость данной услуги 800 рублей.

Дети в возрасте до трех лет проживают бесплатно. Расчетный час в отеле 12 часов дня. Время заезда в гостиницу 13 часов дня. Политика раннего заезда и позднего выезда: при проживании менее одних суток, независимо от времени заезда, плата взимается за сутки. Выезд не позднее 12 часов по местному времени. При отъезде позже расчетного часа взимается +50% стоимости номера

Как для гостей отеля, так и всех желающих из сферы бизнеса для проведения важных деловых и общественных мероприятий, встреч и совещаний в гостинице функционирует хорошо оборудованный конференц-зал с современным световым, звуковым и проекционным оборудованием. Для участников проводимых совещаний и мероприятий организовывается обслуживание мероприятия: кофе-брейк, холодные напитки, легкие закуски между перерывами.

Аренда конференц-зала составляет на 40 человек 2500 рублей в час, свыше 5 часов оплата составляет 5000 рублей в час.

Организация досуга в гостинице «Абу-Даги» представлена в виде увлекательной игры - настольного футбола. Еще одна увлекательная спортивная игра «Сквош». В гостинице оборудованное помещение - сквош-корт размером 6,4 метра в ширину и 9,75 метра в длину. Сквош-корт состоит из 4 стен — фронтальной, 2 боковых, задней. Игровое

пространство ограничивается сверху — линиями аута по всем четырем стенам, снизу — акустической панелью фронтальной стены. Линия на фронтальной стене — линия подачи — и квадраты на полу корта — квадраты подачи — играют свою роль только при подаче мяча и в дальнейшем в игре не участвуют. По правилам в сквош могут играть два игрока.

Гости отеля смогут провести свой досуг за игрой в бильярд. В гостинице оборудовано помещение, где расположен восьмифутовый стол, два больших экрана для просмотра в большой компании.

В гостинице «Абу-Даги» открыт новый SPA центр, предоставляющий услуги турецкой бани, инфракрасный луч, массажная комната, бассейн, салон красоты. Стоимость посещения СПА центра составляет 2000 рублей в час.

Ресторан гостиницы «Абу-Даги» рассчитан на 200 мест, поэтому в ресторане организуются торжественные мероприятия или праздники. Дизайн интерьера выполнен в теплых, восточных тонах, где каждый гость ощутит атмосферу теплоты, уюта и изящества. В меню ресторана указаны блюда европейской, восточной и кавказской кухни. На втором этаже расположена зона отдыха, оснащенная комфортной мебелью, домашним кинотеатром в HD-формате, кофейней, WI-FI связью, где гости так же могут приятно провести время.

Гостиница «Абу-Даги» зарегистрирована в следующих системах он-лайн бронирования:

LBronevik.com

2.«Академсервис»

3. Компания Бизнес-трэвел

4. CITY.TRAVEL™

5. 101Hotels.ru

6. «A&A» Business Travel Services Holding

Анализ финансовой деятельности ООО «Абу-Даги» показал следующее: коэффициент финансовой устойчивости составил 0,21, т.е. опустился ниже значения 0,75, что свидетельствует о возникновении риска постоянной неплатежеспособности и попадание в финансовую зависимость от кредиторов.

Таблица 1. Анализ актива баланса ООО «Абу-Даги» за 2016-2018 гг.

Наименование показателя Код строки На На На

31.12.2018 г 31.12.2017 г. 31.12.2016г.

I Внеоборотные активы

Основные средства 1150 101 321 729

Итого по разделу I 1100 101 321 729

II Оборотные активы

Запасы 1210 6921 576 713

Дебиторская задолженность 1230 12725 10050 6917

Финансовые вложения 1240 8210 7800 6500

Денежные средства 1250 1710 735 0

Итого по разделу II 1200 23336 19221 14030

Баланс 1600 23437 19542 14759

Таблица 2. Анализ пассива баланса ООО «Абу-Даги» за 2016-2018 гг.

Наименование показателя Код строки На На На

31.12.2018 г 31.12.2017 г. 31.12.2016г.

III Капитал и резервы

Уставный капитал 1310 10 10 10

Добавочный капитал 1350 47 47 47

Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) 1370 4301 5717 4283

Итого по разделу III 1300 4358 5774 4340

IV Долгосрочные обязательства 1400

Заемные средства 1410 524 524 524

V Краткосрочные обязательства

Заемные средства 1510 90 90 90

Кредиторская задолженность 1520 18466 13155 9600

Итого по разделу V 1500 18556 13245 9895

Баланс 1700 23437 19542 14759

Таблица 3 - Отчет о финансовых результатах ООО «Абу-Даги» за 2017-2018 гг.

Наименование показателя Код строки 2018 год 2017 год

Выручка 2110 10488 10986

Себестоимость продаж 2120 11956 12399

Валовая прибыль 2100 -1468 -1413

Коммерческие расходы 2210 6 6

Управленческие расходы 2220 0 0

Прибыль (убыток) от продаж 2200 -1474 -1419

Проценты к получению 2320 300 304

Прочие доходы 2340 0 0

Прочие расходы 2350 67 67

Прибыль (убыток) до налогообложения 2300 -1241 -1182

Текущий налог на прибыль 2410 175 130

Чистая прибыль (убыток) 2400 -1416 -1312

Совокупный финансовый результат 2500 -1416 -1312

периода

Таблица 4 - Отчет о движении денежных средств ООО «Абу-Даги» за 2017-2018 гг.

Наименование показателя Код строки 2018 год

Денежные потоки от текущих операций

Поступления всего 4110 10467 10489

От продажи продукции товаров, работ, 4111 10467 10489

услуг

Платежи всего 4120 8392 9983

В том числе поставщикам 4121 4226 5927

В связи с оплатой труда 4122 1892 1675

Налог на прибыль 4124 140 418

Прочие платежи 4129 2134 1963

Сальдо денежных потоков от текущих 4100 2075 506

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

операций

Наблюдается отрицательная динамика доходов по итогам за период с 2014 г. по 2018 г. В 2015 году по сравнению с предыдущим годом выручка снизилась на 36 % и составляла 12 млн. рублей. Темп снижения выручки продолжился и по итогам 2018 года составил 47 % по сравнению с 2014 годом.

Наблюдается нулевая рентабельность или убыточность по чистой прибыли по итогам 2018 года.

Доля дебиторской задолженности в активах предприятия составляет более 50%, что отрицательно сказывается на платежеспособности предприятия.

Размер выручки не покрывает краткосрочную задолженность. Отношение краткосрочной задолженности к выручке за 2018 год превышает 100%, что свидетельствует о существенной зависимости от кредиторов.

Коэффициент текущей ликвидности составляет 1,26, т.е. ниже нормы 1,7. Снижение данного показателя характеризует трудности предприятия в погашении своих текущих обязательств.

Отрицательные значения рентабельности активов, рентабельности продаж характеризуют предприятие, осуществляющее не эффективно свою деятельность.

Для оценки эффективности инвестиций широко используется нормативное значение ROE. Данный показатель у предприятия «Абу-Даги» составляет 32,49 %. Положительным моментом считается значение превышающее 10%. Очень большое значение показателя может негативно повлиять на финансовую устойчивость предприятия. Если показатель меньше 10% - это уже тревожный сигнал и стимул для того, чтобы нарастить доходность собственного капитала.

При анализе деятельности предприятия выявились факты, требующие внимания. Уставный капитал предприятия в размере 10 тыс. рублей типичен для малых и средних предприятий.

Среднесписочная численность сотрудников составила 12 человек, что характерно для микропредприятий. Предполагаемый масштаб деятельности гостиницы и количество персонала не соответствует.

Значение коэффициента абсолютной ликвидности составляет 0,53 при нормативе от 0,2 до 0,5, означающее что от 20% до 50% краткосрочных долгов организация способная погасить в короткие сроки по требованию кредиторов. Превышение значения 0,5 указывает на неоправданные задержки в использовании высоколиквидных активов.

Нормативное значение показателя соотношения заемного и собственного капитала составляет 0,5, фактически данный показатель 0,14, что указывает на неэффективность деятельность предприятия.

Положительным моментом в деятельности гостиницы «Абу-Даги» составляет положительный показатель обеспеченности собственными средствами 18,24%, при нормативном значении 10 %. Если на конец отчетного периода коэффициент имеет значение менее 10%, структура баланса предприятия признается неудовлетворительной.

Коэффициент финансовой автономии на предприятии составил 18,59%. Данный показатель характеризует финансовую устойчивость организации (финансирование текущих операций за счет собственных средств), нормальным считается значение более 10%, пограничным - от 5 до 10%, критическим - менее 5%.

Таблица 5. План и факт загрузки номерного фонда в гостинице «Абу-Даги» в 2019 г.

Категория Кол-во Цена Итого Факт Факт Факт в Отклонение

номера сутки/месяц/год доход в год в % Номера в год руб. в год +/-

«Стандарт 20/600/7300 3500 25м550 т 30 2190 7665000 17 885 000

двухместный» дабл

«Стандарт 7/210/2555 3500 8942500 12 307 1074500 7 868 000

двухместный»

твин

«Сюит» 2/60/730 8000 5 840 000 1 7 56 000 5 784 000

«Люкс» 11/330/4015 5000 20075000 7 281 1 405 000 18 670 000

Всего 40/1200/14600 60407500 2785 10200500 50 207 000

Анализ таблицы показал очень низкие сведения по загрузке номерного фонда гостиницы. В целом за 2019 год не дополучен доход более 50 млн рублей, что составляет 83 %.

1. Важнейшим показателем, характеризующим деятельность гостиницы, является коэффициент загрузки номеров (Occupancy Rate): который рассчитывается как отношение числа проданных номеров к общему числу располагаемых номеров за отчетный период (день, неделя, месяц, год).

Occupancy Rate : (2785/14600) *100=19%

Расчет показателя загрузки гостиницы «Абу-Даги» за 2019 год показал значение 19,1%, что значительно меньше показателей в России и в мире в целом. Средний коэффициент загрузки гостиниц в мире относительно стабилен на протяжении нескольких лет и составляет 66-68%, а коэффициент загрузки гостиниц в г. Москва и Санкт -Петербург составляет в среднем 73%.

2. Средняя цена номера (Average daily rate) равна отношению поступлений денежных средств от продажи номерного фонда отеля к числу проданных номеров за отчетный период.

Average daily rate = 10200500/2785=3663 руб.

3. Revenue Per Available Room — комплексный показатель доходности продаж номерного фонда отеля.

Данный показатель характеризует, насколько эффективно управляют гостиничным предприятием и используются помещения.

Rev PAR = REVH^/N=ADRxQ% -> max,

где REVh/ф — доход от продаж номерного фонда отеля; N — размер номерного фонда (количество имеющихся номеров); ADR — средняя цена проданного номера; Q% — загрузка отеля.

Revenue Per Available Room = 10200500/14600=3663*19,1%=699 руб.

Таким образом, показатель Revenue Per Available Room гостиницы «Абу-Даги» составил 699 руб. Чем больше значение RevPAR, тем лучше.

Анализ ключевых показателей эффективности деятельности гостиницы показа, что менеджменту необходимо выбрать стратегию, ориентированную на загрузку номерного фонда (% Occupancy) или стратегию, ориентированную на среднюю цену номера (Average daily rate).

В итоге деятельности гостиницы, доходы от продаж номерного фонда при реализации данных стратегий примерно одинаковы, только при стратегии, ориентированной на загрузке результат достигается за счет большего количества проданных номеров при невысокой цене, во втором случае за счет достижения высокой средней цены (ADR) при относительно небольшой загрузке. Но стратегия, ориентированная на среднюю цену,

представляется более предпочтительной, в связи с тем, что не ухудшается качество обслуживания, минимальный износ номерного фонда гостиницы.

Главная задача отельера - продать правильный номер правильному гостю по нужной стоимости. Стандартная схема ценообразования - это применение «стратегии единой цены», заключающейся в формировании нужной стоимости за номер на определенный срок вперед с учетом сезонности [2, стр.305].

Важным фактором эффективности бизнес процессов в гостинице является наличие правильно настроенной системы маркетинга, позволяющей комплексно анализировать внешнюю и внутреннюю информацию и принимать взвешенные управленческие решения, направленные на оптимизацию бизнес-процессов и получение максимальной прибыли [8, стр.74]. Различают несколько стратегий, которые используются отелями для достижения маркетинговых целей: недифференцированная, дифференцированная и концентрированная стратегия маркетинга [7, стр.99].

Согласно статистическим данным, привлечение нового клиента обходится в 5-10 раз дороже, чем удержание уже существующих. Именно поэтому все больше современных отелей уделяют максимум внимания вопросу работы с уже имеющимися клиентами, повышения лояльности постоянных посетителей [6, стр.67].

Для малых средств размещения, также, как и для сетевых отелей, важно в первую очередь включать в список бесплатных услуг такие услуги, себестоимость которых для гостиниц не существенна, а для гостя будет представлять значительную ценность. При это гостиница должна взять на себя функцию определить необходимые гостю услуги и предложить их в максимально удобном сочетании и ненавязчивой для гостя манере [5, стр.100].

Рекомендации по увеличению доходов в гостиничном предприятии при реализации номеров постоянным гостям.

1. Повышение рыночной цены на номера в периоды прогнозируемой высокой загрузки и предлагаются в гостинице «от стойки», клиентам без договоров и т.д.

2. Поздние бронирования и бронирования в отеле «от стойки».

3. Ввести штрафы за поздние отмены бронирований и не заезд гостей (no-

show).

4. Бронирование номеров сверх имеющихся в наличии (overbooking).

5. Отказ в продажах номеров (stop-sale). В первую очередь в сезон высокой активности продажа гостиничных номеров высоких категорий по более высоким ценам и закрытие продажи номеров первой категории. Данный метод можно применить, в случае если в гостинице больше номеров повышенной категории, а стандартов меньше. В таком

случае будет повышать средняя цена за номер.

6. Выравнивание загрузки номерного фонда. Часто в бизнес отелях загруженные дни вторник, среда и четверг. Но в целях увеличения доходов необходимо стремиться к продаже номеров с понедельника и до пятницы или субботы с помощью активных методов продаж экскурсионных программ, программ выходного дня.

7. Предложение гостям номера повышенной категории при размещении в отеле (upsell). Однако увеличивать продажи можно и за счет предложения номеров повышенных категорий (выше, чем указано в записи о бронировании) гостям, уже имеющим подтверждения бронирований.

Для повышения эффективности деятельности гостиницы «Абу-Даги», организации системы бюджетирования гостиничного предприятия рекомендуется создать центры ответственности - структурные подразделения предприятия, которое полностью контролирует те или иные аспекты формирования финансового показателя, а его руководитель самостоятельно принимает управленческие решения в рамках этих аспектов и несет полную ответственность за выполнение доверенных плановых (нормативных) показателей. В зависимости от характера деятельности подразделения в гостиничном бизнесе можно выделить три вида центров ответственности: центр доходов (отдел маркетинга и продаж), центр прибыли, центр затрат (служба обслуживания номерного фонда, техническая служба, административная служба) [3, стр.313].

Литература

1. Адашова Т.А., Духовная Л.Л., Косарева Н.В., Лапочкина В.В., Холодцова И.И. Инновации в туризме и гостиничном бизнесе. Монография. - М.: Издательство «Перо», 2019. -149с.

2. Воронина Е.А., Переверзева Т.А. Особенности ценообразования в гостиничной индустрии. В сборнике: Неделя науки СПбПУ Материалы научной конференции с международным участием. Институт промышленного менеджмента, экономики и торговли. 2018. С. 305-307.

3. Гостиничный менеджмент: учебное пособие/коллектив авторов; под редакцией А.А. Федулина.-М.: КНОРУС, 2016-426 с.

4. Даитов В.В., Рамазанов Р.А., Гюлметова К.Р. «Гостиничная индустрия Республики Дагестан в контексте формирования регионального турпродукта»//Международный научно-исследовательский журнал «Человек и современный мир» - 2018 - №5 (18) с.39-49.

5. Коновалова Е.Е., Силькевич А.А. «Инновационные технологии управления сервисным обслуживанием в гостиничном бизнесе»//Сборник статей и научных докладов по итогам всероссийской научной конференции. Под редакцией Н.А. Платоновой, О.Е. Афанасьева - 2018 - с.100-105.

6. Коновалова Е.Е. «Проблемы оценки результатов управленческих инновационных проектных решений в гостиничном бизнесе»// Сборник статей и научных докладов по итогам всероссийской научной конференции. Под редакцией О.Е. Афанасьева, Е.В. Юдиной - 2019 - с.67-74.

7. Коновалова Е.Е., Хохлов Н.И. «Инновационные технологии в сфере продаж и маркетинга в гостиничном бизнесе»//Индустрия туризма: возможность, приоритеты, проблемы и перспективы. 2019-Т. 14 - №2-с.99-106.

8. Лубан А.О., Зайцева Н.А. Стратегический контроль за реализацией маркетинговой стратегии в гостиничной индустрии. В сборнике: Проблемы и перспективы развития индустрии гостеприимства Калининградской области глазами молодых ученых Материалы научно-практической конференции молодых ученых "Использование туристско-рекреационного потенциала Балтийского региона", проведенной по результатам научно-практических семинаров студентов и магистров. Под редакцией Л.В. Семеновой, Н.А. Зайцевой. Калининград, 2018. С. 74-77.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.