УДК 316.334.3(571.66)
Я.С. Чикина
Камчатский государственный технический университет, Петропавловск-Камчатский, 683003 e-mail: [email protected]
ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ЖИЛЬЯ И МЕРЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ В ЖИЛИЩНОЙ СФЕРЕ В КАМЧАТСКОМ КРАЕ
В статье обозначена актуальность и острота жилищной проблемы для Камчатского края. Показано, что обеспечение качественным и доступным жильем продолжает оставаться важнейшей задачей органов власти. Дан анализ состояния проблемы, рассмотрен опыт ее решения на региональном уровне, высказаны предложения по совершенствованию существующей региональной жилищной политики, направленные на повышение уровня обеспечения жильем и улучшение на этой основе благосостояния населения.
Ключевые слова: предоставление жилья, социальный найм, малоимущие, жилищный фонд.
Ya.S. Chikina
Kamchatka State Technical University, Petropavlovsk-Kamchatsky, 683003 e-mail: [email protected]
PROVISION OF HOUSING AND SOCIAL SUPPORT MEASURES IN THE HOUSING SECTOR OF KAMCHATKA TERRITORY
The relevance and severity of the housing problem for the Kamchatka Territory is stated. It is shown that providing high-quality and affordable housing continues to be the most important task of the authorities. The analysis of the state of the problem is given, the experience of its solution at the regional level is considered, proposals to improve the existing regional housing policy aimed to increase the level of housing provision and improve the welfare of the population on this basis are made.
Key words: housing provision, social hiring, the poor, housing stock.
Жилье является основой стабильности и безопасности для человека и семьи. Дом служит центром нашей социальной, эмоциональной, а иногда и экономической жизни и должен быть местом для мирного, безопасного и достойного существования.
Конституцией Российской Федерации закреплено право малоимущих и других категорий граждан получить жилище бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов (статья 40) [1].
В соответствии с Законом Камчатского края от 31.03.2009 № 253 «О порядке предоставления жилых помещений жилищного фонда Камчатского края по договорам социального найма» граждане признаются нуждающимися в жилом помещении жилищного фонда Камчатского края, предоставляемом по договору социального найма [2].
Жилые помещения муниципального жилищного фонда предоставляются по договорам социального найма в соответствии с частью 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) малоимущим гражданам, признанным по установленным статьей 51 ЖК РФ нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма [3].
При этом постановка на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и обеспечение жилым помещением осуществляются по месту жительства гражданина (по месту его регистрации).
Таким образом, по вопросу признания малоимущей и нуждающейся в жилом помещении муниципального жилищного фонда, предоставляемом по договору социального найма, гражданину необходимо обратиться в администрацию муниципального образования, в котором он имеет регистрацию.
После того, как гражданин будет признан малоимущим и нуждающимся в жилье, которое могут предоставить местные органы самоуправления, у гражданина появляется возможность получения в единовременной выплате из местного бюджета для частичной компенсации расходов при аренде квартиры.
Размер указанной выплаты устанавливается с учетом размера семьи, которая признана органами местного самоуправления в качестве нуждающейся в жилье. Компенсация производиться регулярно по выбору гражданина либо каждый месяц, либо через каждые три месяца.
Проанализировав стоимость услуг за аренду жилых помещений и посчитав затраты семьи на среднестатистическую двухкомнатную квартиру (семья из трех человек потратит на аренду жилого помещения в месяц минимум 30 тыс. руб., а компенсировать сможет только 9 тыс. руб.) можно сделать вывод, что данная компенсация расходов не покроет даже и половины расходов.
Если учитывать, что люди, признанные нуждающимися в жилье, стоящие в очереди для получения квартир по договору социального найма, обычно ожидают реализации своего права более пяти лет, можно сделать вывод о крайне низкой эффективности деятельности региональных органов власти при реализации указанных мер социальной поддержки.
Не менее сложная ситуация также и с семьями, в которых есть дети-инвалиды.
В соответствии с постановлением Правительства Камчатского края от 03.12.2015 № 438-П домохозяйства, имеющие в своем составе детей-инвалидов, в рамках действующего регламента признаются нуждающимися в жилом помещении или расширении площади жилого помещения, предоставляемого местными органами власти, и не исполнившими свое право, имеют возможность получить социальную выплату для строительства или приобретения квартир в собственность [4].
Процедура получения указанной выплаты установлена приказом Министерства строительства и жилищной политики Камчатского края от 28.12.2020 № 32.32/3 [5].
Данный приказ устанавливает, что размер выплаты определяется на дату решения соответствующей Комиссией, руководствуясь размером семьи, используются следующие нормативы общей площади квартиры (50 м2 - на семью из двух человек; по 18 м2 каждому члену при численности семьи три человека и более), норматив цены 1 м2 жилья утверждается каждые полгода.
В соответствии с Приказом Минстроя РФ от 11.12.2023 № 888/пр норматив стоимости одного квадратного метра общей площади квартир в России на первое полугодие 2024 г. определен в размере 97 547 руб. [6].
Таким образом, если семья состоит из двух человек (мать несовершеннолетнего ребенка и ребенок-инвалид), Комиссией будет принято решение о предоставлении заявителю социальной выплаты в размере 6 340 555 руб.
Между тем средняя рыночная цена квадратного метра общей площади квартир на территории Камчатского края составляет 151 440 руб.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что семьи, воспитывающие детей-инвалидов, имеют крайне небольшие возможности для улучшения своих жилищных условий в рамках указанной меры социальной поддержки населения.
Кроме того, в Камчатском крае большое количество многодетных семей также испытывают потребность в улучшении своих жилищных условий и включены в соответствующий реестр с 13.08.2013 г.
Период ожидания очереди для реализации права на улучшение жилищных прав составляет также более пяти лет. Ежегодно выделяемых средств на данные цели не хватает, что приводит к нарастанию очереди.
На основании вышеизложенного, можно сделать вывод, что меры социальной поддержки в жилищной сфере есть, но их эффективность и действенность остаются под вопросом.
Конечно, не можем без внимания оставить категорию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ определено, что все процедуры предоставления жилья для данной категории населения определяются федеральным правительством [7].
С 1 января 2019 г. заявление на предоставление квартир детям-сиротам подается законными представителями в течение трех месяцев со дня достижения ими четырнадцатилетнего возраста или с момента возникновения права для предоставления жилья.
Органы опеки и попечительства в свою очередь обязаны контролировать своевременность обращений законных представителей о включении этих детей в список, и в том случае если заявления не поданы, предпринимать все возможные меры по устранению выявленных нарушений прав детей-сирот.
Министерство социального благополучия и семейной политики Камчатского края проводит более 10 заседаний в год по формированию и ведению реестра соответствующих детей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Ежегодно данная категория граждан обеспечивается жилыми помещениями специализированного фонда, но жилого фонда не хватает, однокомнатные квартиры вторичного фонда раскуплены, жилые помещения нового фонда отсутствуют.
Согласно информации, представленной Министерством социального благополучия и семейной политики Камчатского края, не обеспеченными жильем остаются более 100 человек (задолженность по квартирам с 2021 г.). Таким образом, срок ожидания получения жилья детьми-сиротами составляет более двух лет.
В 2022 г. приказом Министерства социального благополучия и семейной политики Камчатского края от 05.10.2022 № 785-п был утвержден порядок, который предусматривал замену предоставления жилья социальной выплатой для приобретения квартир в собственность тем категориям населения, которые имеют право на предоставление жилья со стороны государства [8]. В апреле 2024 г. вышеуказанный приказ утратил силу, и приказом Министерства социального благополучия и семейной политики Камчатского края от 03.04.2024 № 27-Н утвержден новый порядок вручения сертификата на приобретение благоустроенного жилого помещения в собственность или для полного погашения кредита (займа) по договору, обязательства заемщика по которому обеспечены ипотекой, и ведения реестра указанных сертификатов [9].
Выплатой могли воспользоваться лица данной категории, которые достигли возраста 23 лет и социализированы (имеют постоянное место работы, не состоят на учетах в психоневрологическом и наркологическом диспансерах, не имеют неснятой или непогашенной судимости).
В 2022 г. финансовые средства на указанные цели были предусмотрены в размере 4,7 млн руб. Освоено средств в размере 4,6 млн руб.
Законом Камчатского края от 29.11.2022 № 155 из средств краевого бюджета на реализацию дополнительной меры социальной поддержки для рассматриваемой категории населения в виде предоставления социальной выплаты на приобретение квартир в собственность на 2023 г. было заложено 47 млн руб. [10].
Размер указанной выплаты определяется нормативом, согласно которому общая площадь жилого помещения составляет 40 кв. м, и средней рыночной ценой одного квадратного метра по Камчатскому краю, которая ежеквартально утверждается приказом Минстроя РФ.
К сумме социальной выплаты лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сможет добавить собственные или заемные средства, материнский капитал. Получатели социальных выплат могут потратить их на покупку той квартиры, которая соответствует их пожеланиям.
В 2022 г. только один человек указанной категории реализовал свое право на получение жилья за счет социальной выплаты, в 2023 г. - девять человек.
Таким образом, из анализа правовых норм, направленных на предоставление жилья и меры социальной поддержки в жилищной сфере отдельным категориям граждан следует, что они не обеспечивают социально незащищенные слои населения и в действительности не способны кардинально улучшить жилищные условия нуждающихся граждан.
Очевидно, что решение жилищного вопроса - сложная и многоуровневая работа, где каждая деталь требует предметных усилий. Многое зависит и от общего развития экономики, и от повышения доходов граждан. Необходимы новые механизмы улучшения жилищных условий: увеличение объемов жилищного строительства, предоставление социального, арендного льготного жилья, совершенствование системы обеспечения жильем социально незащищенных категорий населения.
Литература
1. Конституция Российской Федерации: [принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01 июля 2020 г.] // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. - URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 08.04.2024).
2. Закон Камчатского края от 31.03.2009 № 253 (ред. от 05.10.2023) «О Порядке предоставления жилых помещений жилищного фонда Камчатского края по договору социального найма» (принят Постановлением Законодательного Собрания Камчатского края от 24.03.2009 № 502) [Электронный ресурс]. - URL: https://cloud.consultant.ru/cloud/cgi/online.cgi?req=doc&base =RLAW296&n=201521&cacheid=3DBDD407A252D5AF749825B394AFD569&mode=splus&rnd=jz TV#z1lxV9UUNU0orJKQ1 (дата обращения: 08.04.2024).
3. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ (ред. от 21.11.2022) [Электронный ресурс]. - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_51057/ (дата обращения: 08.04.2024).
4. Постановление Правительства Камчатского края от 03.12.2015 № 438-П (ред. от 13.03.2024) «Об установлении расходного обязательства Камчатского края по предоставлению социальной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения в собственность гражданам, имеющим в составе семьи детей-инвалидов» [Электронный ресурс]. - URL: https://doud.consultant.ru/cloud/cgi/online.cgi?req=doc&base=RLAW296&n=205789&cacheid=1E7D B8BA1E19EF8A6927EC7D01FF55B4&mode=splus&rnd=j0gqQ#Dk6Wa9U8im6sizgC1 (дата обращения: 08.04.2024).
5. Приказ Министерства строительства и жилищной политики Камчатского края от 28.12.2020 № 32.32/3 (ред. от 15.03.2024) «Об утверждении Порядка предоставления социальной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения в собственность гражданам, имеющим в составе семьи детей-инвалидов» [Электронный ресурс]. - URL: https://doud.consultant.ru/cloud/cgi/onlme.cgi?req=doc&base=RLAW296&n=205838&cacheid=D6A D1E322A9582C349CEB33949DB7D1E&mode=splus&rnd=j0gqQ#YcHUa9UazR4SXxmn (дата обращения: 08.04.2024).
6. Приказ Минстроя России от 11.12.2023 № 888/пр «О нормативе стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации на первое полугодие 2024 года и показателях средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации на I квартал 2024 года» (Зарегистрировано в Минюсте России 22.12.2023 № 76553) [Электронный ресурс]. - URL: https://doud.consultant.ru/cloud/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=465278&cacheid=E1E34004 33FC1E2E61A4966251D19FE9&mode=splus&rnd=46NvrQ#bZYny9U5o403edh9 (дата обращения: 08.04.2024).
7. Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ (ред. от 04.08.2023) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2024) [Электронный ресурс]. - URL: https://cloud.consultant.ru/ cloud/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=448313&dst=1000000001&cacheid=18FC5F8D734128 9B914B9A3EA607D980&mode=splus&rnd=j0gqQ#7BDIa9Uzj0vIM4i9 (дата обращения: 08.04.2024).
8. Приказ Министерства социального благополучия и семейной политики Камчатского края от 05.10.2022 № 785-п (ред. от 16.11.2023) «Об утверждении Порядка предоставления социальной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность граждан, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, на территории Камчатского края» [Электронный ресурс]. - URL: https://cloud.consultant.ru/cloud/cgi/online.cgi?req=doc&base=RLAW296&n=195713&cacheid=EAFCE EEABD9113D6D4C20FD7DD568D55&mode=splus&rnd=46NvrQ#r7vsy9UEkiPjBOME1 (дата обращения: 08.04.2024).
9. Приказ Министерства социального благополучия и семейной политики Камчатского края от 03.04.2024 № 27-Н «Об утверждении порядка вручения сертификата на приобретение благоустроенного жилого помещения в собственность или для полного погашения кредита (займа) по договору, обязательства заемщика по которому обеспечены ипотекой, и ведения реестра указанных сертификатов» [Электронный ресурс]. - URL: https://cloud.consultant.ru/cloud/cgi/
online.cgi?req=doc&base=RLAW296&n=206293&cacheid=712DE10CDD44ADE23AA294C067 E9E590&mode=splus&rnd=46NvrQ#JbYty9UE9Tayyj0T1 (дата обращения: 08.04.2024).
10. Закон Камчатского края от 29.11.2022 № 155 (ред. от 15.12.2023) «О краевом бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов» (принят Постановлением Законодательного Собрания Камчатского края от 22.11.2022 № 273) [Электронный ресурс]. - URL: https://cloud.consultant.ru/cloud/cgi/online.cgi?req=doc&base=RLAW296&n=203575&cacheid=825E 25EE06B8A86B785D82A307BA9B16&mode=splus&rnd=46NvrQ#4H5sy9UUjaECV7wQ1 (дата обращения: 08.04.2024).