Научная статья на тему 'Мониторинг реализации информационной политики в региональной системе образования: показатели и основные подходы '

Мониторинг реализации информационной политики в региональной системе образования: показатели и основные подходы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
информационная политика / информационно-коммуникационная инфраструктура / мониторинг / information policy / information and communication infrastructure / monitoring

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белякова Т. Б., Черепанова В. С.

В статье приведены результаты мониторинга состояния функционирования информационно-коммуникационной инфраструктуры системы образования Челябинской области при реализации информационной политики. Актуализированы подходы к получению данных в ходе проведения мониторинга и показатели, характеризующие повышение «цифровой зрелости» региональной системы образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Monitoring of information policy implementation in the regional education system: indicators and key approaches

The article presents the results of monitoring the functioning of the information and communication infrastructure of the education system in the Chelyabinsk region during the implementation of information policy. Approaches to data collection during monitoring and indicators characterizing the improvement of the “digital maturity” of the regional education system are updated.

Текст научной работы на тему «Мониторинг реализации информационной политики в региональной системе образования: показатели и основные подходы »

УДК 371

Мониторинг реализации информационной политики в региональной системе образования: показатели и основные подходы

Т. Б. Белякова, В. С. Черепанова

В статье приведены результаты мониторинга состояния функционирования информационно-коммуникационной инфраструктуры системы образования Челябинской области при реализации информационной политики. Актуализированы подходы к получению данных в ходе проведения мониторинга и показатели, характеризующие повышение «цифровой зрелости» региональной системы образования.

Ключевые слова: информационная политика, информационно-коммуникационная инфраструктура, мониторинг.

Информационная политика, реализуемая на протяжении последних лет в системе образования Челябинской области, создает условия для обеспечения функционирования и развития целостной информационно-коммуникационной инфраструктуры (далее — ИК-инфраструктура) региональной системы образования, направленной на эффективное взаимодействие ее пользователей (органов государственного и муниципального управления, образовательных организаций, представителей профессионального педагогического сообщества и общественности) в совместном решении государственных, социальных и личностно ориентированных задач достижения современного качества образования [1]. Установки информационной политики в системе образования Челябинской области согласуются с направлениями государственной информационной политики, которые включают в себя цифровую трансформацию отрасли образования (внедрение в образовательные организации подходов управления, основанных на использовании данных, инструментов и сервисов электронного правительства, внедрение цифровых инструментов специализированного, учебного и общего назначения) [5], реализацию мероприятий по внедрению целевой модели цифровой образовательной среды (далее — ЦОС) [4].

С целью определения уровня результативности информационной политики в сфере образования региона ежегодно проводится мониторинг состояния функционирования ИК-инфраструктуры (далее — Мониторинг). Под понятием «ИК-инфраструктура системы образования Челябинской области» подразумевается совокупность объектов информатизации, обеспечивающих их эффективное функционирование и доступ пользователей в региональной системе образования; информационных ресурсов; информационных систем; сетей и каналов передачи данных; систем обеспечения информационной безопасности; средств управления информационными потоками; организационных структур; норм и правил, регулирующих отношения объектов, а также информационно-управленческой культуры [1].

Данный Мониторинг позволяет получить информацию, в том числе, в динамике, о состоянии объектов ИК-инфраструктуры системы образования Челябинской области, определить уровень результативности реализации информационной политики.

В 2023 году была проведена работа по обновлению Мониторинга, связанная с изменением подходов к получению данных для анализа. В связи с этим в Мониторинг вошли показатели, данные по которым можно сформировать или получить, не делая запросы в образовательные организации, а выгрузив данные, например, из информационных систем. Показатели традиционно были сформированы по следующим направлениям (объектам ИК-инфраструктуры): информационные системы и базы данных; информационные ресурсы и сервисы; система обеспечения информационной безопасности; информационно-управленческая культура пользователей ИК-инфраструктуры.

В перечень показателей Мониторинга были включены показатели, характеризующие повышение «цифровой зрелости» системы

образования и качество работы с ключевыми для региональной системы образования информационными системами.

Источниками данных, обеспечивающими автоматический расчет показателей, являлись сведения из информационных систем и ресурсов, таких как государственная информационная система «Образование в Челябинской области», информационная система «Аттестация педагогических работников», федеральный сервис «Аналитика ЦОС», федеральный сервис статистики информационно-коммуникационной образовательной платформы «Сферум» (далее — платформа «Сферум»), автоматизированная информационная система мониторинга узлов защищенной сети, а также контекстные данные (наличие размещенных материалов на информационно-образовательной платформе «Отличная школа74.ги», участие образовательной организации в мероприятиях регионального уровня по реализации Концепции информационной политики в системе образования Челябинской области).

В Мониторинге приняли участие муниципальные общеобразовательные организации (785 организаций), дошкольные образовательные организации (1091 организация) и организации дополнительного образования (123 организации).

Результат Мониторинга для каждой образовательной организации формировался на основе итогового балла, полученного суммированием баллов по каждому показателю. Далее по значению (%), полученному отношением итоговых баллов образовательной организации к максимально возможному их числу, проводилось условное маркирование на зоны достигнутого образовательной организацией уровня по результатам Мониторинга: до 50% — критический уровень; 51-80% — допустимый уровень; 81-100% — оптимальный уровень.

Показатели Мониторинга делились на основные и дополнительные, при этом, дополнительные баллы учитывались в итоговых значениях при условии достижения образовательной организацией допустимого уровня, и могли повлиять на переход образовательной организации по результатам Мониторинга с допустимого на оптимальный уровень. К дополнительным были отнесены следующие показатели направления «Информационно-управленческая культура пользователей ИК-инфраструктуры»:

— наличие размещенных на информационно-образовательной платформе «Отличная школа74.гц» материалов образовательной организации (учебные, дидактические, научно-методические);

— участие образовательной организации в мероприятиях регионального уровня по реализации Концепции информационной политики в системе образования Челябинской области, в части их организации или проведения.

Результаты проведенного мониторинга выявили, что уровень состояния функционирования ИК-инфраструктуры образовательных организаций Челябинской области соответствует:

— оптимальному уровню в 1089 образовательных организациях (54,4% от общего количества участников).

— допустимому уровню в 858 образовательных организациях (43,0% от общего количества участников);

— критическому уровню в 52 образовательных организациях (2,6% от общего количества участников).

Информация по уровням состояния функционирования ИК-инфраструктуры образовательных организаций в динамике за последние три года представлена на рисунке 1.

Снижение количества организаций с критическим уровнем состояния функционирования ИК-инфраструктуры обусловлено изменением спектра показателей, которые на текущий момент времени ориентированы на достижение показателей «цифровой зрелости» региональной системы образования, влиянием цифровой трансформации на сферу образования, а именно применение новых технологий, ресурсов, сервисов, инструментов, изменением подходов в организации управленческой, учебной и воспитательной работы. В связи с этим следует обратить внимание на результаты Мониторинга по направлению «Информационные ресурсы и сервисы» по показателям использования платформы «Сферум» [3] (активность образовательной организации и активность педагогов на платформе «Сферум») для всех типов организаций и показателям использования в образовательном процессе федеральной государственной информационной системы «Моя школа» (далее — ФГИС «Моя школа») в общеобразовательных организациях [2].

Сводная информация по уровням состояния функционирования ИК-

инфраструктуры образовательных организаций (%) 2021-2023 г.г. 66,5 64Д

£ ■ -

Критический уровень Допустимый уровень Оптимальный уровень

■ 2021 I 2022 I 2023 Рис. 1. Сводная информация по уровням состояния функционирования ИК-инфраструктуры

На основании данных Мониторинга наблюдается высокая активность регистрации организаций на платформе «Сферум»: дошкольные образовательные организации — 90%, общеобразовательные организации — 99%, организации дополнительного образования — 77%, но при этом активность работы самих педагогов на платформе в дошкольных образовательных организациях составила 81%, в общеобразовательных организациях — 64% и в организациях дополнительного образования — 44%. Активность педагогов определялась долей педагогических работников образовательной организации, написавших групповых чатах минимум 10 сообщений (для организаций дополнительного образования 3 сообщения) за неделю на платформе «Сферум» или ВК-мессенджере, от их общего количества.

В 2023 году в системе образования Челябинской области была проведена работа по регистрации педагогов во ФГИС «Моя школа», а также серия обучающих семинаров по популяризации возможностей системы и ее применения в образовательном процессе. В этом году планируются работы по регистрации обучающихся и родителей, следовательно, значения по показателям «Доля педагогических работников, получивших возможность использования верифицированного цифрового образовательного контента и цифровых образовательных сервисов» и «Доля

обучающихся, имеющих возможность бесплатного доступа к верифицированному цифровому образовательному контенту и сервисам для самостоятельной подготовки» можно рассматривать как стартовые для определения динамики их значений при проведении следующего Мониторинга.

Аналитические материалы по результатам проведения Мониторинга в 2023 году доступны для ознакомления в разделе «Аналитика данных» на официальном сайте государственного бюджетного учреждения дополнительного профессионального образования «Челябинский институт развития образования».

Таким образом результаты Мониторинга свидетельствуют о том, что изменение подходов к получению данных для анализа состояния объектов ИК-инфраструктуры региональной системы образования и результативности реализации информационной политики, а именно выгрузка данных из информационных систем, способствовало получению объективной информации, снижению нагрузки на образовательные организации по заполнению форм мониторинга; новые показатели Мониторинга позволили оценить состояние «цифровой зрелости» региональной системы образования и качество работы с ключевыми для региональной системы образования информационными системами.

Список литературы

1. Концепция (обновленная) информационной политики в системе образования Челябинской области / Министерство образования и науки Челябинской области. — 2-е изд., переработанное и дополненное. — Челябинск : РЦОКИО, 2022. — 116 с. — ISBN 978-5906934-54-3.

2. О федеральной государственной информационной системе «Моя школа» и внесении изменения в подпункт «а» пункта 2 Положения об инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме : постановление Правительства РФ от 13.07.2022 № 1241. — URL: https://cloud.consultant. ru/cloud/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n =457940&dst=1000000001&cacheid=382BE7E6 387F8500902C4EE085A1B9E7&mode=splus&r nd=quk7Q#jls7fDUGQkRjajiZ2 (дата обращения: 01.04.2024).

3. Об утверждении стратегического направления в области цифровой трансформации образования, относящейся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации : распоряжение Правительства РФ от 18.10.2023 № 2894-р. — URL: https://cloud.con sultant.ru/cloud/cgi/online.cgi?req=doc&base=L AW&n=460714&cacheid=86C87BCE459FB6FC 31179BC6AFEBE0A7&mode=splus&rnd=quk7 Q#g6I7fDUIRmtAhG2s (дата обращения: 01.04.2024).

4. Об утверждении Целевой модели цифровой образовательной среды : приказ Мин-просвещения России от 02.12.2019 № 649. — URL: https://cloud.consultant.ru/cloud/cgi/online. cgi?req=doc&base=LAW&n=341443&cacheid= 1C950FF8080E32C222CF11B176DE19D4&mo de=splus&rnd=quk7Q#g8I3fDUKBWnMmUEo (дата обращения: 01.04.2024).

5. Трудности и перспективы цифровой трансформации образования / А. Ю. Уваров, Э. Гейбл, И. В. Дворецкая и др. ; под ред. А. Ю. Уварова, И. Д. Фрумина ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики», Ин-т образования. — Москва : Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. — 343, [1] с. — ISBN 978-57598-1990-5.

References

1. Koncepciya (obnovlennaya) infor-macionnoj politiki v sisteme obrazovaniya Chelyabinskoj oblasti / Ministerstvo obrazovaniya i nauki Chelyabinskoj oblasti. 2-e izd., pererabotannoe i dopolnennoe. Chelyabinsk: RCOKIO, 2022, 116 s. ISBN 978-5906934-54-3.

2. O federal'noj gosudarstvennoj infor-macionnoj sisteme "Moya shkola" i vnesenii izmeneniya v podpunkt "a" punkta 2 Polozheniya ob infrastrukture, obespechivay-ushchej informacionno-tekhnologicheskoe vzaimodejstvie informacionnyh sistem, ispol'zuemyh dlya predostavleniya gosudar-stvennyh i municipal'nyh uslug i ispolneniya gosudarstvennyh i municipal'nyh funkcij v elektronnoj forme: postanovlenie Pravi-tel'stva RF ot 13.07.2022 No. 1241. URL: https://cloud.consultant.ru/cloud/cgi/online.cg i?req=doc&base=LAW&n=457940&dst=1000 000001&cacheid=382BE7E6387F8500902C4 EE085A1B9E7&mode=splus&rnd=quk7Q#jls 7fDUGQkRjajiZ2 (data obrashcheniya: 01.04.2024).

3. Ob utverzhdenii strategicheskogo napravleniya v oblasti cifrovoj transformacii obrazovaniya, otnosyashchejsya k sfere deyatel'nosti Ministerstva prosveshcheniya Rossijskoj Federacii: rasporyazhenie Pravi-tel'stva RF ot 18.10.2023 No. 2894-r. URL: https://cloud.consultant.ru/cloud/cgi/onl ine.cgi?req=doc&base=LAW&n=460714&cac heid=86C87BCE459FB6FC31179BC6AFEBE 0A7&mode=splus&rnd=quk7Q#g6I7fDUIRmt AhG2s (data obrashcheniya: 01.04.2024).

4. Ob utverzhdenii Celevoj modeli cifrovoj obrazovatel'noj sredy: prikaz Minpro-sveshcheniya Rossii ot 02.12.2019 No. 649. URL: https://cloud.consultant.ru/clo ud/cgi/online.cgi ?req=doc&base=LAW&n=3 4 1443&cacheid=1C950FF8080E32C222CF11 B176DE19D4&mode=splus&rnd=quk7Q#g8I 3fDUKBWnMmUEo (data obrashcheniya: 01.04.2024).

5. Trudnosti i perspektivy cifrovoj transformacii obrazovaniya / A. Yu. Uvarov, E. Gejbl, I. V. Dvoreckaya i dr.; pod red. A. Yu. Uvarova, I. D. Frumina; Nac. issled. un-t "Vysshaya shkola ekonomiki", In-t obrazovaniya. Moskva: Izd. dom Vysshej shkoly ekonomiki, 2019, 343, [1] s. ISBN 978-57598-1990-5.

Сведения об авторах Белякова Татьяна Борисовна — методист отдела организационного сопровождения ведомственных информационных систем ГБУ ДПО «Челябинский институт развития образования», г. Челябинск.

Черепанова Валентина Сергеевна — методист отдела организационного сопровождения ведомственных информационных систем ГБУ ДПО «Челябинский институт развития образования», г. Челябинск.

Information about authors Belyakova T. B. — Methodologist of the Department of Organizational Support of Departmental Information Systems, Chelyabinsk Institute of Education Development, Chelyabinsk.

Cherepanova V. S. — Methodologist of the Department of Organizational Support of Departmental Information Systems, Chelyabinsk Institute of Education Development, Chelyabinsk.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.