УДК 371
Мониторинг реализации информационной политики в региональной системе образования: показатели и основные подходы
Т. Б. Белякова, В. С. Черепанова
В статье приведены результаты мониторинга состояния функционирования информационно-коммуникационной инфраструктуры системы образования Челябинской области при реализации информационной политики. Актуализированы подходы к получению данных в ходе проведения мониторинга и показатели, характеризующие повышение «цифровой зрелости» региональной системы образования.
Ключевые слова: информационная политика, информационно-коммуникационная инфраструктура, мониторинг.
Информационная политика, реализуемая на протяжении последних лет в системе образования Челябинской области, создает условия для обеспечения функционирования и развития целостной информационно-коммуникационной инфраструктуры (далее — ИК-инфраструктура) региональной системы образования, направленной на эффективное взаимодействие ее пользователей (органов государственного и муниципального управления, образовательных организаций, представителей профессионального педагогического сообщества и общественности) в совместном решении государственных, социальных и личностно ориентированных задач достижения современного качества образования [1]. Установки информационной политики в системе образования Челябинской области согласуются с направлениями государственной информационной политики, которые включают в себя цифровую трансформацию отрасли образования (внедрение в образовательные организации подходов управления, основанных на использовании данных, инструментов и сервисов электронного правительства, внедрение цифровых инструментов специализированного, учебного и общего назначения) [5], реализацию мероприятий по внедрению целевой модели цифровой образовательной среды (далее — ЦОС) [4].
С целью определения уровня результативности информационной политики в сфере образования региона ежегодно проводится мониторинг состояния функционирования ИК-инфраструктуры (далее — Мониторинг). Под понятием «ИК-инфраструктура системы образования Челябинской области» подразумевается совокупность объектов информатизации, обеспечивающих их эффективное функционирование и доступ пользователей в региональной системе образования; информационных ресурсов; информационных систем; сетей и каналов передачи данных; систем обеспечения информационной безопасности; средств управления информационными потоками; организационных структур; норм и правил, регулирующих отношения объектов, а также информационно-управленческой культуры [1].
Данный Мониторинг позволяет получить информацию, в том числе, в динамике, о состоянии объектов ИК-инфраструктуры системы образования Челябинской области, определить уровень результативности реализации информационной политики.
В 2023 году была проведена работа по обновлению Мониторинга, связанная с изменением подходов к получению данных для анализа. В связи с этим в Мониторинг вошли показатели, данные по которым можно сформировать или получить, не делая запросы в образовательные организации, а выгрузив данные, например, из информационных систем. Показатели традиционно были сформированы по следующим направлениям (объектам ИК-инфраструктуры): информационные системы и базы данных; информационные ресурсы и сервисы; система обеспечения информационной безопасности; информационно-управленческая культура пользователей ИК-инфраструктуры.
В перечень показателей Мониторинга были включены показатели, характеризующие повышение «цифровой зрелости» системы
образования и качество работы с ключевыми для региональной системы образования информационными системами.
Источниками данных, обеспечивающими автоматический расчет показателей, являлись сведения из информационных систем и ресурсов, таких как государственная информационная система «Образование в Челябинской области», информационная система «Аттестация педагогических работников», федеральный сервис «Аналитика ЦОС», федеральный сервис статистики информационно-коммуникационной образовательной платформы «Сферум» (далее — платформа «Сферум»), автоматизированная информационная система мониторинга узлов защищенной сети, а также контекстные данные (наличие размещенных материалов на информационно-образовательной платформе «Отличная школа74.ги», участие образовательной организации в мероприятиях регионального уровня по реализации Концепции информационной политики в системе образования Челябинской области).
В Мониторинге приняли участие муниципальные общеобразовательные организации (785 организаций), дошкольные образовательные организации (1091 организация) и организации дополнительного образования (123 организации).
Результат Мониторинга для каждой образовательной организации формировался на основе итогового балла, полученного суммированием баллов по каждому показателю. Далее по значению (%), полученному отношением итоговых баллов образовательной организации к максимально возможному их числу, проводилось условное маркирование на зоны достигнутого образовательной организацией уровня по результатам Мониторинга: до 50% — критический уровень; 51-80% — допустимый уровень; 81-100% — оптимальный уровень.
Показатели Мониторинга делились на основные и дополнительные, при этом, дополнительные баллы учитывались в итоговых значениях при условии достижения образовательной организацией допустимого уровня, и могли повлиять на переход образовательной организации по результатам Мониторинга с допустимого на оптимальный уровень. К дополнительным были отнесены следующие показатели направления «Информационно-управленческая культура пользователей ИК-инфраструктуры»:
— наличие размещенных на информационно-образовательной платформе «Отличная школа74.гц» материалов образовательной организации (учебные, дидактические, научно-методические);
— участие образовательной организации в мероприятиях регионального уровня по реализации Концепции информационной политики в системе образования Челябинской области, в части их организации или проведения.
Результаты проведенного мониторинга выявили, что уровень состояния функционирования ИК-инфраструктуры образовательных организаций Челябинской области соответствует:
— оптимальному уровню в 1089 образовательных организациях (54,4% от общего количества участников).
— допустимому уровню в 858 образовательных организациях (43,0% от общего количества участников);
— критическому уровню в 52 образовательных организациях (2,6% от общего количества участников).
Информация по уровням состояния функционирования ИК-инфраструктуры образовательных организаций в динамике за последние три года представлена на рисунке 1.
Снижение количества организаций с критическим уровнем состояния функционирования ИК-инфраструктуры обусловлено изменением спектра показателей, которые на текущий момент времени ориентированы на достижение показателей «цифровой зрелости» региональной системы образования, влиянием цифровой трансформации на сферу образования, а именно применение новых технологий, ресурсов, сервисов, инструментов, изменением подходов в организации управленческой, учебной и воспитательной работы. В связи с этим следует обратить внимание на результаты Мониторинга по направлению «Информационные ресурсы и сервисы» по показателям использования платформы «Сферум» [3] (активность образовательной организации и активность педагогов на платформе «Сферум») для всех типов организаций и показателям использования в образовательном процессе федеральной государственной информационной системы «Моя школа» (далее — ФГИС «Моя школа») в общеобразовательных организациях [2].
Сводная информация по уровням состояния функционирования ИК-
инфраструктуры образовательных организаций (%) 2021-2023 г.г. 66,5 64Д
£ ■ -
Критический уровень Допустимый уровень Оптимальный уровень
■ 2021 I 2022 I 2023 Рис. 1. Сводная информация по уровням состояния функционирования ИК-инфраструктуры
На основании данных Мониторинга наблюдается высокая активность регистрации организаций на платформе «Сферум»: дошкольные образовательные организации — 90%, общеобразовательные организации — 99%, организации дополнительного образования — 77%, но при этом активность работы самих педагогов на платформе в дошкольных образовательных организациях составила 81%, в общеобразовательных организациях — 64% и в организациях дополнительного образования — 44%. Активность педагогов определялась долей педагогических работников образовательной организации, написавших групповых чатах минимум 10 сообщений (для организаций дополнительного образования 3 сообщения) за неделю на платформе «Сферум» или ВК-мессенджере, от их общего количества.
В 2023 году в системе образования Челябинской области была проведена работа по регистрации педагогов во ФГИС «Моя школа», а также серия обучающих семинаров по популяризации возможностей системы и ее применения в образовательном процессе. В этом году планируются работы по регистрации обучающихся и родителей, следовательно, значения по показателям «Доля педагогических работников, получивших возможность использования верифицированного цифрового образовательного контента и цифровых образовательных сервисов» и «Доля
обучающихся, имеющих возможность бесплатного доступа к верифицированному цифровому образовательному контенту и сервисам для самостоятельной подготовки» можно рассматривать как стартовые для определения динамики их значений при проведении следующего Мониторинга.
Аналитические материалы по результатам проведения Мониторинга в 2023 году доступны для ознакомления в разделе «Аналитика данных» на официальном сайте государственного бюджетного учреждения дополнительного профессионального образования «Челябинский институт развития образования».
Таким образом результаты Мониторинга свидетельствуют о том, что изменение подходов к получению данных для анализа состояния объектов ИК-инфраструктуры региональной системы образования и результативности реализации информационной политики, а именно выгрузка данных из информационных систем, способствовало получению объективной информации, снижению нагрузки на образовательные организации по заполнению форм мониторинга; новые показатели Мониторинга позволили оценить состояние «цифровой зрелости» региональной системы образования и качество работы с ключевыми для региональной системы образования информационными системами.
Список литературы
1. Концепция (обновленная) информационной политики в системе образования Челябинской области / Министерство образования и науки Челябинской области. — 2-е изд., переработанное и дополненное. — Челябинск : РЦОКИО, 2022. — 116 с. — ISBN 978-5906934-54-3.
2. О федеральной государственной информационной системе «Моя школа» и внесении изменения в подпункт «а» пункта 2 Положения об инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме : постановление Правительства РФ от 13.07.2022 № 1241. — URL: https://cloud.consultant. ru/cloud/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n =457940&dst=1000000001&cacheid=382BE7E6 387F8500902C4EE085A1B9E7&mode=splus&r nd=quk7Q#jls7fDUGQkRjajiZ2 (дата обращения: 01.04.2024).
3. Об утверждении стратегического направления в области цифровой трансформации образования, относящейся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации : распоряжение Правительства РФ от 18.10.2023 № 2894-р. — URL: https://cloud.con sultant.ru/cloud/cgi/online.cgi?req=doc&base=L AW&n=460714&cacheid=86C87BCE459FB6FC 31179BC6AFEBE0A7&mode=splus&rnd=quk7 Q#g6I7fDUIRmtAhG2s (дата обращения: 01.04.2024).
4. Об утверждении Целевой модели цифровой образовательной среды : приказ Мин-просвещения России от 02.12.2019 № 649. — URL: https://cloud.consultant.ru/cloud/cgi/online. cgi?req=doc&base=LAW&n=341443&cacheid= 1C950FF8080E32C222CF11B176DE19D4&mo de=splus&rnd=quk7Q#g8I3fDUKBWnMmUEo (дата обращения: 01.04.2024).
5. Трудности и перспективы цифровой трансформации образования / А. Ю. Уваров, Э. Гейбл, И. В. Дворецкая и др. ; под ред. А. Ю. Уварова, И. Д. Фрумина ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики», Ин-т образования. — Москва : Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. — 343, [1] с. — ISBN 978-57598-1990-5.
References
1. Koncepciya (obnovlennaya) infor-macionnoj politiki v sisteme obrazovaniya Chelyabinskoj oblasti / Ministerstvo obrazovaniya i nauki Chelyabinskoj oblasti. 2-e izd., pererabotannoe i dopolnennoe. Chelyabinsk: RCOKIO, 2022, 116 s. ISBN 978-5906934-54-3.
2. O federal'noj gosudarstvennoj infor-macionnoj sisteme "Moya shkola" i vnesenii izmeneniya v podpunkt "a" punkta 2 Polozheniya ob infrastrukture, obespechivay-ushchej informacionno-tekhnologicheskoe vzaimodejstvie informacionnyh sistem, ispol'zuemyh dlya predostavleniya gosudar-stvennyh i municipal'nyh uslug i ispolneniya gosudarstvennyh i municipal'nyh funkcij v elektronnoj forme: postanovlenie Pravi-tel'stva RF ot 13.07.2022 No. 1241. URL: https://cloud.consultant.ru/cloud/cgi/online.cg i?req=doc&base=LAW&n=457940&dst=1000 000001&cacheid=382BE7E6387F8500902C4 EE085A1B9E7&mode=splus&rnd=quk7Q#jls 7fDUGQkRjajiZ2 (data obrashcheniya: 01.04.2024).
3. Ob utverzhdenii strategicheskogo napravleniya v oblasti cifrovoj transformacii obrazovaniya, otnosyashchejsya k sfere deyatel'nosti Ministerstva prosveshcheniya Rossijskoj Federacii: rasporyazhenie Pravi-tel'stva RF ot 18.10.2023 No. 2894-r. URL: https://cloud.consultant.ru/cloud/cgi/onl ine.cgi?req=doc&base=LAW&n=460714&cac heid=86C87BCE459FB6FC31179BC6AFEBE 0A7&mode=splus&rnd=quk7Q#g6I7fDUIRmt AhG2s (data obrashcheniya: 01.04.2024).
4. Ob utverzhdenii Celevoj modeli cifrovoj obrazovatel'noj sredy: prikaz Minpro-sveshcheniya Rossii ot 02.12.2019 No. 649. URL: https://cloud.consultant.ru/clo ud/cgi/online.cgi ?req=doc&base=LAW&n=3 4 1443&cacheid=1C950FF8080E32C222CF11 B176DE19D4&mode=splus&rnd=quk7Q#g8I 3fDUKBWnMmUEo (data obrashcheniya: 01.04.2024).
5. Trudnosti i perspektivy cifrovoj transformacii obrazovaniya / A. Yu. Uvarov, E. Gejbl, I. V. Dvoreckaya i dr.; pod red. A. Yu. Uvarova, I. D. Frumina; Nac. issled. un-t "Vysshaya shkola ekonomiki", In-t obrazovaniya. Moskva: Izd. dom Vysshej shkoly ekonomiki, 2019, 343, [1] s. ISBN 978-57598-1990-5.
Сведения об авторах Белякова Татьяна Борисовна — методист отдела организационного сопровождения ведомственных информационных систем ГБУ ДПО «Челябинский институт развития образования», г. Челябинск.
Черепанова Валентина Сергеевна — методист отдела организационного сопровождения ведомственных информационных систем ГБУ ДПО «Челябинский институт развития образования», г. Челябинск.
Information about authors Belyakova T. B. — Methodologist of the Department of Organizational Support of Departmental Information Systems, Chelyabinsk Institute of Education Development, Chelyabinsk.
Cherepanova V. S. — Methodologist of the Department of Organizational Support of Departmental Information Systems, Chelyabinsk Institute of Education Development, Chelyabinsk.