Некоторые проблемы в сфере правового регулирования автономных учреждений в РФ
Some problems in the field of legal regulation of autonomous institutions in the Russian
Federation
Фоминых Лада Дмитриевна
Магистр 2 курса Вятского Государственного Университета
Россия, г. Киров [email protected]
Fominyh Lada Dmitrievna
2 year master Vyatka State University Russia, Kirov [email protected]
Мызников Андрей Олегович
Магистр 2 курса Вятского Государственного Университета
Россия, г. Киров e-mail: andrey.myznikov. [email protected]
Myznikov Andrey Olegovich
2 year master Vyatka State University Russia, Kirov e-mail: andrey. myznikov. [email protected]
Аннотация.
В статье рассмотрено несколько проблем правового регулирования деятельности автономных учреждений в Российской Федерации. Данная сфера правового регулирования актуальна для многих отраслей права, в частности гражданского и административного права. Рассмотрены положения действующего законодательства и практика Конституционного Суда РФ, связанные с данными проблемами. Кроме того, изучена научная литература в данной сфере правового регулирования. Обсуждена проблема ответственности собственника автономного учреждения, а также проблема открытости деятельности автономных учреждений в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Приведены примеры деятельности автономных учреждений, действующих в Кировской Области. Авторы не претендуют на завершенность исследования данной сферы правового регулирования. Авторами данной статьи предложены варианты решения данных проблем с целью устранения неточностей в данной сфере.
Annotation.
The article discusses several problems of legal regulation of the activities of autonomous institutions in the Russian Federation. This area of legal regulation is relevant for many regions. The provisions of the current legislation and practice of the Constitutional Court of the Russian Federation related to these problems are considered. In addition, the scientific literature in this area of legal regulation has been studied. The problem of the openness of the activities of an autonomous institution, as well as the problem of the openness of the activities of an autonomous institution in the Internet. Examples of the activities of autonomous institutions operating in the Kirov Region are given. The authors do not claim to be complete studies of this area of legal regulation. The authors of this article proposed solutions to these problems in order to eliminate inaccuracies in this area.
Ключевые слова: Автономное учреждение, ответственность, деятельность, отчет.
Key words: Autonomous institution, responsibility, activity, report.
В соответствии с п.6 ст.123.22 ГК РФ автономное учреждение отвечает по своим обязательствам всем имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением собственником этого имущества или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества. [1] По обязательствам автономного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества учреждения, на которое может быть обращено взыскание, субсидиарную
ответственность несет собственник автономного учреждения. [1] На недвижимое имущество и особо ценное имущество не может быть обращено взыскание. До внесения изменений в ГК РФ собственник автономного учреждения, а именно РФ, субъекты РФ, муниципальные образования не несли ответственности по обязательствам организации [9]. Ранее в ГК РФ действовала норма, в соответствии с которой собственник автономного учреждения не нес никакой ответственности по обязательствам учреждения. Таким образом, до внесения данного изменения, если имущества автономного учреждения, на которое могло быть обращено взыскание, было недостаточно, то никто не нес ответственности по обязательствам, связанным с причинением вреда гражданам. В результате гражданам никто вред не возмещал, обязательств перед ними никто не исполнял.
После внесения изменений в ГК РФ возникла другая проблема. П.6 ст. 123.22 ГК РФ вступил в противоречие с ч.6 ст.2 ФЗ «Об автономных учреждениях в РФ». Ч.6 ст.2 ФЗ «Об автономных учреждениях в РФ» закрепляет правило, по которому собственник автономного учреждения не несет ответственности по обязательствам автономного учреждения. Данная норма закона об автономных учреждениях предусматривала отсутствие ответственности собственника по обязательствам в целом, то есть по обязательствам любого характера. Возникшая правовая коллизия между ГК РФ и ФЗ «Об автономных учреждениях в РФ» способствовала подаче жалобы на нарушение конституционных прав и свобод в Конституционной Суд РФ в 2017 году. Так, научно-производственная компания «Катрен» обратилась с жалобой в Конституционный Суд РФ с требованием о признании несоответствующими Конституции РФ пункты 19 и 31 ст.1, а также ч.3 ст.3 ФЗ от 5 мая 2014 года № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации». Вышеуказанная организация утверждала, что изменения, внесенные данным законом отменяют право юридического лица - кредитора обратиться в суд с требованием о привлечении к субсидиарной ответственности собственника имущества ликвидируемого автономного учреждения при недостаточности у него имущества, на которое может быть обращено взыскание. [6] Конституционный Суд РФ посчитал позицию данной научно-производственной компании необоснованной и отказал в принятии жалобы, потому что изменения, внесенные данным федеральным законом, направлены на предоставление дополнительных гарантий прав граждан, как более слабой стороны в правоотношениях с автономными учреждениями [10]. Мы согласны с позицией Конституционного Суда РФ. Никаких нарушений конституционных прав и свобод, возникших в связи с принятием данного закона, мы не находим. Конституционный Суд в своем определении прокомментировал применение противоречащих друг другу ч.6 ст.2 ФЗ «Об автономных учреждениях в РФ» и П.6 ст. 123.22 ГК РФ тем, что при принятии ФЗ «Об автономных учреждениях в РФ» не предусматривалось наличие субсидиарной ответственности собственника автономных учреждений. Когда приняли ФЗ от 5 мая 2014 года № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» им была закреплена правовая норма, на основании которой его действие применяются к правоотношениям, возникшим после дня вступления в силу данного закона. Исходя из этого, правовое регулирование данного закона соответствует общему принципу действия закона во времени. Это означает, что действие Закона распространяется на отношения, права и обязанности, возникшие после введения его в действие. [6] Поэтому, основываясь на определении Конституционного Суда РФ по данному делу, мы можем сделать вывод, что к сегодняшним правоотношениям подлежит применению п.6 ст.123.22 ГК РФ. Несмотря на определение Конституционного Суда РФ, норма, закрепленная в ч.6 ст.2 ФЗ «Об автономных учреждениях в РФ» по которой собственник автономного
учреждения продолжает существовать. На наш взгляд, будет целесообразным внести изменения в ч.6 ст.2 ФЗ «Об автономных учреждениях в РФ», продублировав п.6 ст.123.22 ГК РФ, то есть закрепить следующее правило:
«По обязательствам автономного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества учреждения, на которое может быть обращено взыскание, субсидиарную ответственность несет собственник автономного учреждения».
Вторый вариант решения вышеуказанной проблемы, который мы можем предложить это убрать из ч.6 ст.2 ФЗ «Об автономных учреждениях в РФ» правовую норму об отсутствии ответственности собственника автономного учреждения по обязательствам данной организации. Если сделать, так как мы предлагаем, то на одну правовую норму, которую нельзя применить на практике станет меньше. Это способствует формированию более четкого механизма реализации прав, обязанностей и ответственности субъектов гражданских правоотношений, а также упрощению действующего законодательства РФ.
Следующая проблема, которую мы хотели бы коснуться - это проблема открытости и доступности деятельности, осуществляемой автономными учреждениями. Данная проблема является актуальной не только для гражданско-правовых, но и административно-правовых отношений, а также для иных правоотношений. В соответствии с ч.1 ст.2 ФЗ «Об автономных учреждениях в РФ» автономное учреждение создается РФ, субъектами РФ, муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в сферах образования, физической культуры и спорта, науки, культуры и в иных сферах[2]. Автономные учреждения наделены правом оказывать государственные (муниципальные) услуги от своего имени. На практике данный перечень услуг разнообразен. Например, Кировское областное государственное профессиональное автономное учреждение «Вятский колледж культуры» предоставляет платные образовательные услуги в виде переподготовки специалистов по профилю основных образовательных программ Колледжа в соответствии с п.2.8.1. Устава Кировского областного государственного профессионального образовательного учреждения «Вятский Колледж Культуры» [7]. Открытость видов услуг, оказываемых населению, позволяет гражданам знать более подробно о деятельности соответствующей организации. Образовательные организации публикуют копии своего устава, обеспечивая доступность и открытость автономных учреждений, в соответствии с ФЗ «Об образовании в РФ». В отношении автономных учреждений, не являющихся образовательными организациями, все намного сложнее. Например, Кировское областное государственное автономное учреждение «Областной Дворец Молодежи», подведомственная Министерству спорта и молодежной политики Кировской области, на официальном сайте публикует информацию о видах услугах, оказываемых данной организацией на официальном сайте «Молодой 43.рф». В соответствии с уставом данной организации она оказывает перечень услуг, финансируемых как за счет средств областного бюджета, так и платные услуги в сфере молодежной политики [8]. Часть 6 статьи 123.22 ГК РФ закрепляет обязанность автономных учреждений ежегодно опубликовать отчеты о своей деятельности и об использовании закрепленного за ним имущества [1]. На практике многие автономные учреждения публикуют данные о своей деятельности на своем официальном сайте очень хаотично, что затрудняет поиск отчетов на официальных сайтах о деятельности автономных учреждений. Сложности при поиске информации о деятельности автономных учреждений не способствуют обеспечению открытости и доступности деятельности, осуществляемой автономными учреждениями. Предлагаем внести изменения в Постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил опубликования отчетов о деятельности автономного учреждения и об использовании закрепленного за ним имущества», установив обязанность автономных учреждений размещать отчеты о своей деятельности на своих официальных сайтах в сети «Интернет» на более видном месте, например, создав на официальном сайте раздел под названием: «Отчеты о деятельности автономного учреждения».
На сегодняшний день правила опубликования отчетов о деятельности автономных учреждений закреплены Постановлением Правительства РФ «Об утверждении Правил опубликования отчетов о деятельности автономного учреждения и об использовании закрепленного за ним имущества». В соответствии с п.5 данного постановления отчеты о деятельности автономного учреждения и об использовании закрепленного за ним имущества при наличии у них сайта в сети «Интернет» подлежат размещению на данном сайте [5]. На наш взгляд, формулировка данного пункта не совсем удачная, потому что содержит слова «при наличии у них сайта в сети «Интернет»». А что делать гражданам, желающим получить информацию о деятельности автономного учреждения из сети «Интернет»? Кроме того, статья 32 ФЗ «О некоммерческих организациях в РФ» содержит требование предъявляемые к государственным учреждениям, в том числе к автономным учреждениям, размещать информацию о своем деятельности на официальном сайте в сети «Интернет». Таким образом, на наш взгляд, п.5 Постановления Правительства РФ «Об утверждении Правил опубликования отчетов о деятельности автономного учреждения и об использовании закрепленного за ним имущества» противоречит ст.33 ФЗ «О некоммерческих организациях», потому что п.5 вышеуказанного Постановления Правительства РФ закрепляет наличие права иметь свой сайт в сети «Интернет», но не обязанности, то есть если у автономного учреждения нет официального сайта в сети «Интернет», то данная организация должна публиковать информацию о своей деятельности в средствах массовой информации. А под средством массовой информации в соответствии со ст.1 Закона РФ «О средствах массовой информации в РФ» понимается периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации [2]. Следует упомянуть про понятие «сетевое издание», под которым понимается сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», зарегистрированный в качестве средств массовой информации [2]. Исходя из вышесказанных понятий, делаем вывод, что Постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил опубликования отчетов о деятельности автономного учреждения и об использовании закрепленного за ним имущества» предоставляет право выбора автономным учреждениям места, где опубликовать данные о своей деятельности. Руководствуясь данным постановлением, автономное учреждение может опубликовать данные о своей деятельности либо в сетевом издании, при наличии у нее официального сайта, либо в другом СМИ, не относящемся к сетевому изданию. Однако, ФЗ «О некоммерческих организациях» закрепляет обязанность автономных учреждений публиковать информацию о своей деятельности именно на официальном сайте в сети «Интернет». На наш взгляд, существует определенные неточности между п.5 Постановления Правительства РФ «Об утверждении Правил опубликования отчетов о деятельности автономного учреждения и об использовании закрепленного за ним имущества» и ст.32 ФЗ «О некоммерческих организациях в РФ». Вышеуказанное Постановление Правительства предоставляет возможность не публиковать информацию о своей деятельности в интернете, а ФЗ «О некоммерческих организациях» закрепляет обязанность публиковать информацию на официальном сайте в сети «Интернет». Для устранения данного противоречия предлагаем внести в п.5 Постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил опубликования отчетов о деятельности автономного учреждения и об использовании закрепленного за ним имущества» требование об обязательном опубликовании информации о своей деятельности на официальном сайте автономного учреждения в сети «Интернет».
Список используемой литературы:
1. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 18.07.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2019) // «СПС Консультант+» [Электронный ресурс] URL: https://doud.consultantru/cloud/cgi/onlme.cgi?req=doc&ts=4077082880272675367604
712&cacheid=473147F22862F3A1E356234C63DBFB2B&mode=splus&base=RZR&n=320453&rnd=3100B4E167BD 9FA1AC86FE203CB8B042#23i85ac7cp7 (Дата обращения: 29.12.2019).
2. Закон РФ от 27.12.1991 № 2124-1 (ред. от 02.12.2019) «О средствах массовой информации» // «СПС Консультант+» [Электронный ресурс] URL: https://cloud.consultant.ru/cloud/cgi/online.cgi?req=doc&ts=407 7082880272675367604712&cacheid=9F2BF64FBE07A09B8306B9F4DD136AC6&mode=splus&base=RZR&n=3392 34&md=3100B4E167BD9FA1AC86FE203CB8B042#2k008v6gyb0 (Дата обращения: 29.12.2019).
3. Федеральный закон от 03.11.2006 № 174-ФЗ (ред. от 27.11.2017) «Об автономных учреждениях» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2018) // «СПС Консультант+» [Электронный ресурс] URL: https://cloud.consultant.ru/cloud/cgi/online.cgi?req=doc&base=R ZR&n=217886&dst=0&rnd=3100B4E167BD9FA1AC86FE203CB8B042#09257233783829575 (Дата обращения: 29. 12.2019).
4. Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ (ред. от 02.12.2019) «О некоммерческих организациях» //«СПС Консультант+» [Электронный ресурс] URL: https://cloud.consultant.ru/cloud/cgi/online.cgi? req=doc&ts=4077082880272675367604712&cacheid=CF2520FD777453F039189A0BCA00B70E&mode=splus&base =RZR&n=339217&rnd=3100B4E167BD9FA1AC86FE203CB8B042#84222uwp9l8 (Дата обращения: 29.12.2019).
5. Постановление Правительства РФ от 18.10.2007 № 684 «Об утверждении Правил опубликования отчетов о деятельности автономного учреждения и об использовании закрепленного за ним имущества» // «СПС Консультант+»
[Электронный ресурс] URL: https://cloud.consultant.ru/cloud/cgi/online.cgi?req=doc&ts=4077082880272675367604 712&cacheid=1C63EFFEEA8EFE4D1059F03BD49FD6FF&mode=splus&base=RZR&n=71975&rnd=3100B4E167B D9FA1AC86FE203CB8B042#b98iq9icsgo (Дата обращения: 29.12.2019).
6. Определение Конституционного Суда РФ от 26.03.2019 № 746-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Туаева Петра Казбековича на нарушение его конституционных прав частью 5 статьи 2 Федерального закона «Об автономных учреждениях» // «СПС Консультант+» [Электронный ресурс] URL: https://cloud.consultant.ru/cloud/cgi/online.cgi?req=doc&cacheid=815FE7EF0F10F522A62FC0221F4B 8A9A&mode=backrefs&SORTTYPE=0&BASENODE=g1&ts=4530157763359424348&base=ARB&n=579079&rnd= 3100B4E167BD9FA1AC86FE203CB8B042#18igzndkaso (Дата обращения: 29.12.2019).
7. Устав Кировского областного государственного профессионального образовательного автономного учреждения «Вятский колледж культуры» // [Электронный ресурс] URL: https://www.vyatkult.ru/upload/iblock/391/391f6f69b26f9c020dcb77b7f4ad7c36.pdf (Дата обращения: 29.12.2019).
8. Устав Кировского областного государственного автономного учреждения «Областной дворец молодежи» // [Электронный ресурс] URL: http://молодой43.рф/wp-content/uploads/2016/03/Устав_КОГАУ_Областной_дворец_молодежи.pdf (Дата обращения: 29.12.2019).
9. «Корпоративная ответственность в гражданском праве: монография» (Гутников О.В.) («ИЗиСП», «КОНТРАКТ», 2019) // «СПС Консультант+» [Электронный ресурс] URL: https://cloud.consultant.ru/ cloud/cgi/online.cgi?req=doc&ts=4077082880272675367604712&cacheid=1E25B43CD9F68BA49D43D4BA2085D2 69&mode=splus&base=CMB&n=18834&rnd=3100B4E167BD9FA1AC86FE203CB8B042#cjgerpwvkfk
(Дата обращения: 29.12.2019).
10. Статья: Обзор избранных определений, вынесенных Конституционным Судом Российской Федерации в январе - марте 2017 года (Османкина И.) («Сравнительное конституционное обозрение», 2017, № 2) // «СПС Консультант+» [Электронный ресурс] URL: https://cloud.consultant.ru/cloud/cgi/online.cgi?req=doc&ca cheid=92DB8D5A035793FD41E64C466A4F4385&mode=backrefs&div=ARB&opt=1&SORTTYPE=0&BASENODE =32798-
8&ts=1510415776349816639&base=CJI&n=105427&rnd=3100B4E167BD9FA1AC86FE203CB8B042#14v2n7q0jm9 (Дата обращения: 29.12.2019).