Научная статья на тему 'ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ, НАХОДЯЩИХСЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ, ФИЗИЧЕСКИМ И ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦАМ В СОБСТВЕННОСТЬ НА ВОЗМЕЗДНОЙ ОСНОВЕ'

ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ, НАХОДЯЩИХСЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ, ФИЗИЧЕСКИМ И ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦАМ В СОБСТВЕННОСТЬ НА ВОЗМЕЗДНОЙ ОСНОВЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
498
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АУКЦИОН / ТОРГИ / ПРОДАЖА / СОБСТВЕННОСТЬ / ОПУБЛИКОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Алетдинова Юлия Финатовна

Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, органами местного самоуправления физическим и юридическим лицам предоставляются платно в двух случаях: на торгах или без проведения торгов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Алетдинова Юлия Финатовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ, НАХОДЯЩИХСЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ, ФИЗИЧЕСКИМ И ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦАМ В СОБСТВЕННОСТЬ НА ВОЗМЕЗДНОЙ ОСНОВЕ»

Список литературы

1. Вычерова Н.В. Актуальные проблемы предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства и дачного хозяйства // Научный альманах. 2017. № 8-1 (34). С. 204-208. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.elibrary.ru/ (дата обращения: 21.03.2021).

ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ, НАХОДЯЩИХСЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ, ФИЗИЧЕСКИМ И ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦАМ В СОБСТВЕННОСТЬ НА ВОЗМЕЗДНОЙ ОСНОВЕ Алетдинова Ю.Ф.

Алетдинова Юлия Финатовна - магистрант, кафедра гражданского права и процесса, Уральский институт управления - филиал Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Екатеринбург

Аннотация: земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, органами местного самоуправления физическим и юридическим лицам предоставляются платно в двух случаях: на торгах или без проведения торгов. Ключевые слова: аукцион, торги, продажа, собственность, опубликование.

Пункт 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации1 (далее - ЗК РФ) наделяет органы местного самоуправления (далее - ОМС) правом предоставлять земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, на праве собственности физическим и юридическим лицам, в том числе и на возмездной основе. ОМС согласно земельному законодательству Российской Федерации осуществляется управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.

Согласно пункту 1 статьи 25 ЗК РФ право собственности на земельный участок, возникает по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - ФЗ о государственной регистрации недвижимости)2. Так, статья 8 и глава 14 Гражданского кодекса Российской

1 Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 года № 136-Ф3 /[Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/ (Дата обращения 15.03.2021).

2 О государственной регистрации недвижимости: Федеральный закон от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ /[Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/ (Дата обращения 15.03.2021).

20

Федерации (далее - ГК РФ)1 дает перечень оснований для возникновения права собственности у физических и юридических лиц на земельный участок.

Физическому или юридическому лицу для возникновения права собственности на земельный участок необходимо установить правовые основания. Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 39.1 ЗК РФ, ОМС предоставляют земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в собственность за плату на основании договора купли-продажи.

Заключение договора купли продажи между ОМС с одной стороны и заинтересованным лицом (физическим или юридическим) с другой стороны - это не что иное, как способ приобретения права собственности.

В учебной и научной литературе по вопросу об основании приобретения права собственности высказывают различные точки зрения. Так, В.Т. Батычко пишет, что указанное выше основание называется административно-правовым способом (порядком) приобретения права собственности на земельный участок, т.к. в данных правоотношениях на одной стороне участвует орган государственной власти или местного самоуправления2. Однако необходимо различать «основания» и «способы» приобретения права собственности в гражданском праве3. Как правильно отмечает Н.Ю. Челышева, что приобретение права собственности связано как с «основанием», так и со «способом». Рассматриваются как два правовых явления, которые обуславливают возможность и момент возникновения права собственности на индивидуально-определенную вещь у конкретного лица4. Исходя из подпункта 2 пункта 1 статьи 39.1 ЗК РФ моментом возникновения права собственности на возмездной основе на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, будет договор купли-продажи. Данный договор является основанием (юридическим фактом) возникновения анализируемого права собственности на земельный участок, которое предоставляет возможность лицу или лицам, указанным в земельном законодательстве, получить земельный участок платно в конкретной ситуации. Для осуществления возможности получить земельный участок платно, данные лица должны вступить в определенные правоотношения с органами государственной власти или местного самоуправления, т.к. именно они действуют от имени собственника земельного участка соответственно Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципального образования (статья 125 ГК РФ). Данные правоотношения и составляют способ приобретения права собственности на земельный участок. При этом, при отсутствии основания (юридического факта) приобретения права собственности не может быть реализован и способ. С другой стороны, при не реализации способа приобретения права собственности на земельный участок основание (юридический факт) будет только создавать возможность приобретения земельного участка для потенциального собственника. Таким образом, рассматриваемые правовые явления должны иметь место одновременно.

Платно земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в двух случаях: на торгах или без проведения торгов.

1 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ /[Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/ (Дата обращения 15.03.2021).

2 Батычко В.Т. Земельное право в вопросах и ответах / В. Т. Батычко. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2007. [Электронный ресурс] URL: http://www.aup.ru/ (Дата обращения 15.03.2021).

3 Дискуссию по этому вопросу см.: Челышева Н.Ю. Разграничение понятий «основание» и «способ» приобретения права собственности в гражданском праве / Н.Ю. Челышева // Актуальные проблемы частного права: межвузовский сборник научных трудов. Вып. 2 / отв. ред. Е.П. Чорновол. - Екатеринбург: Издательство УрАГС, 2008. С. 93-99.

4 См.: там же. С. 98.

Исходя из вышесказанного, следует, что гражданину или юридическому лицу для приобретения земельного участка в собственность необходимо определить способ1 или порядок предоставления в собственность земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности: на торгах в порядке, установленным статьями 39.11, 39.12 ЗК РФ; без проведения торгов в порядке, установленным статьей 39.14 ЗК РФ.

Торги являются одной из стадий процедуры предоставления государственных или муниципальных земельных участков, целью которой является заключение договора в условиях конкуренции (состязательности). При этом особое значение имеет создание условий для открытой, законной и эффективной конкуренции.

Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, через торги проходит в форме аукциона и осуществляется в следующем порядке:

1. Подготовка и утверждение ОМС схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в случае, если такой земельный участок предстоит образовать и отсутствует утвержденный проект межевания территории (далее - ПМТ)2. Если инициатива аукциона исходит от заинтересованного лица (физического или юридического), то он готовит схему3 и обращается в ОМС с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка. Если на территорию образования земельного участка утвержден ПМТ, то земельный участок образуется в соответствии с данным проектом;

2. Обеспечение выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с утвержденным ПМТ или утвержденной схемой расположения земельного участка. Если инициатор - заявитель (физическое или юридическое лицо), то кадастровые работы по постановке земельного участка на кадастровый учет выполняет он4;

3. Обращение заинтересованных лиц в предоставлении земельного участка в ОМС с заявлением о проведении аукциона;

4. Проверка ОМС наличия или отсутствия оснований в проведении аукциона. Пунктом 8 статьи 39.11 ЗК РФ установлены случаи, когда земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона. Например, когда он изъят из оборота или ограничен в обороте;

5. Определение начальной цены предмета аукциона по продаже земельного участка. Начальной ценой земельного участка может быть выбрана ОМС рыночная стоимость такого земельного участка, определенная в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»5, или кадастровая стоимость такого земельного участка, если результаты государственной кадастровой оценки утверждены не ранее чем за пять лет до даты принятия решения о проведении аукциона;

1 См.: Способ - это тот или иной порядок образ действий, метод в исполнении какой-н. работы, в достижении какой-н. цели (Толковый словарь русского языка: В 4 т. М.: Гос. изд-во иностр. и нац. слов, 1940. Т. 4. С—Ящурный. — Стб. 448. /[Электронный ресурс] URL:http://feb-web.ru/ (Дата обращения 15.03.2021).

2 Случаи, когда образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным ПМТ, установлены пунктом 3 статьи 11.3 ЗК РФ.

3 См.: подпункт 1 пункта 3, подпункт 1 пункта 4 статьи 39.11 ЗК РФ /[Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/ (Дата обращения 15.03.2021).

4 См.: подпункт 3 пункта 3, подпункт 5 пункта 4 статьи 39.11 ЗК РФ /[Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/ (Дата обращения 15.03.2021).

5 Об оценочной деятельности в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ /[Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/ (Дата обращения 18.03.2021).

6. Определение организатора торгов. Организатором аукциона помимо ОМС, может быть специализированная организация, действующая на основании договора с ОМС;

7. Принятие ОМС решения о проведении аукциона по продаже земельного участка;

8. Подготовка проекта договора купли-продажи;

9. Опубликование извещения об аукционе на сайте www.torgi.gov.ru, в местном официальном СМИ и на официальном сайте ОМС. Извещения содержат сведения, предусмотренные пунктом 21 статьи 39.11 ЗК РФ. При размещении на официальном сайте к извещению обязательно прикладывается проект договора купли продажи. Опубликование извещения происходит в течение 30 календарных дней со дня его опубликования;

10. Внесение заинтересованными лицами задатка для участия в аукционе;

11. Подача заинтересованным лицом заявки на проведение аукциона с документами-приложениями, в том числе с документом, подтверждающим внесение задатка. Один заявитель вправе подать только одну заявку на участие в аукционе. Организатор аукциона рассматривает заявки и решает, кто допущен к аукциону, а кто нет1, и ведет протокол рассмотрения заявок на участие в аукционе. Заявитель, признанный участником аукциона, становится участником аукциона с даты подписания организатором аукциона протокола рассмотрения заявок. Заявителю, не допущенному к участию в аукционе, возвращается внесенный им задаток в течение 3 рабочих дней со дня оформления протокола приема заявок на участие в аукционе;

12. Проведение торгов и выбор победителя. Необходимо отметить что, если на аукцион подана одна заявка на участие, то аукцион признается несостоявшимся. В этом случае, если заявитель, подавший указанную заявку, соответствуют всем требованиям, ОМС на основании протокола о рассмотрении заявок на участие в аукционе направляет ему договор купли-продажи. При этом договор купли-продажи земельного участка заключается по начальной цене предмета аукциона. Если на участие в аукционе подано 2 и более заявок, то аукцион должен состоятся. Победителем аукциона признается участник аукциона, предложивший наибольшую цену за земельный участок. Результаты аукциона оформляются протоколом, который составляет организатор аукциона. Протокол о результатах аукциона должен быть размещен на официальном сайте;

13. Возврат задатков лицам, проигравшим в аукционе, в течение 3 рабочих дней со дня подписания протокола о результатах аукциона;

14. Регистрация права собственности на земельный участок в Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - Росреестр) в соответствии с ФЗ о государственной регистрации недвижимости.

Без проведения торгов земельные участки предоставляются в собственность только в случаях, прямо указанных в российском законодательстве, а именно в случаях, установленных пунктом 2 статьи 39.3 ЗК РФ. К примеру, без проведения торгов могут предоставляться земельные участки, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 ЗК РФ.

Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность на возмездной основе без проведения торгов осуществляется в упрощенном порядке. Если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с ФЗ о государственной регистрации недвижимости и не утвержден ПМТ, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок, то заинтересованным лицом

1 См.: пункт 8 статьи 39.12 ЗК РФ /[Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/ (Дата обращения 15.03.2021).

(физическим или юридическим) изначально подготавливается схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, после чего подается в ОМС заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка (далее - заявление о предварительном согласовании) согласно статье 39.15 ЗК РФ. ОМС в течение 30 календарных дней рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, в результате чего принимает одно из следующих решений:

1) решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;

2) решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка1;

ОМС принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 ЗК РФ. Такое решение является основанием для предоставления земельного участка в собственность на возмездной основе без проведения торгов2.

После получения решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка заинтересованное лицо обеспечивает выполнение кадастровых работ в целях образования земельного участка и обращается в Росреестр для постановки земельного участка на кадастровый учет в соответствии с ФЗ о государственной регистрации недвижимости.

Когда земельный участок образован или уточнен, физическое или юридическое лицо обращается в ОМС с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность за плату без проведения торгов в порядке, установленным статьей 39.17 ЗК РФ. К нему должны быть приложены документы, предусмотренные Перечнем документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 12.01.2015 № 13. Если отсутствуют основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, предусмотренные статьей 39.16 ЗК РФ, между ОМС и заинтересованным лицом заключается договор купли-продажи. Цена земельного участка, который предоставляется в собственность без проведения торгов, устанавливается в зависимости от вида собственности органами государственной власти или ОМС, если иное не установлено федеральными законами4. Следует помнить, что при продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов цена такого земельного участка не может превышать его кадастровую стоимость5. В итоге осуществляется регистрация права собственности на земельный участок в Росреестре в соответствии с ФЗ о государственной регистрации недвижимости.

Необходимо отметить, что земельные участки гражданам для индивидуального жилищного строительства (далее - ИЖС), ведения личного подсобного хозяйства (далее - ЛПХ) в границах населенного пункта, садоводства, и крестьянским

1 Решение об отказе должно быть обоснованным и содержать хотя бы одно основание для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка из числа утвержденных пунктом 8 статьи 39.15 ЗК РФ.

2 См.: пункт 16 статьи 39.15 ЗК РФ /[Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/ (Дата обращения 15.03.2021).

3 Об утверждении перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов: Приказ Минэкономразвития России от 12.01.2015 № 1 /[Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/ (Дата обращения 17.03.2021).

4 См.: пункт 2 статьи 39.4 ЗК РФ /[Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/ (Дата обращения 15.03.2021).

5 См.: пункт 3 статьи 39.4 ЗК РФ /[Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/ (Дата обращения 15.03.2021).

(фермерским) хозяйствам для осуществления его деятельности предоставляются в собственность без проведения торгов в особом порядке.

Так, в случае предоставления земельных участков гражданам для ИЖС, ЛПХ, садоводства, и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления его деятельности, ОМС после поступления заявления о предварительном согласовании (если земельный участок подлежит образованию или уточнению) или заявления о предоставлении земельного участка (если земельный участок образован или уточнен), обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, согласно статье 39.18 ЗК РФ. Опубликование извещения происходит в течении 30 календарных дней со дня его опубликования. Любой гражданин или крестьянское (фермерское) хозяйство, которые заинтересованы в приобретении опубликованного земельного участка, могут подать заявления о намерении участвовать в аукционе.

Если заявления иных граждан и крестьянских (фермерских) хозяйств не поступили, ОМС, если земельный участок подлежит образованию или уточнению, принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или, если земельный участок образован или уточнен, подготавливает договор купли-продажи.

В случае поступления заявлений иных граждан и крестьянских (фермерских) хозяйств, ОМС принимает одно из следующих решений:

1) решение об отказе в предоставлении земельного участка без проведения торгов лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведение аукциона (через торги) по продаже земельного участка, если земельный участок образован или уточнен;

2) решение об отказе в предварительном согласовании земельного участка лицу, обратившемуся с заявлением о предварительном согласовании, если земельный участок подлежит образованию или уточнению (ОМС обеспечивает образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ). В результате чего, ОМС принимает решение о проведение аукциона (через торги) по продаже земельного участка.

Зачастую при обращении в ОМС физическое или юридическое лицо получает мотивированный отказ в его образовании или предоставлении с отсылкой на ту или иную норму закона. В последние годы законотворческий процесс был направлен на то, чтобы усовершенствовать гражданский оборот земельных участков, в том числе посредством приобретения права собственности на землю. Однако, как показывает судебная статистика, иски о признании права собственности на земельные участки являются одними из многочисленных.

Чаще всего отказы получают на первом этапе, когда подготавливается схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, если земельный участок подлежит образованию или уточнению, и в ОМС подается заявление о предварительном согласовании.

Важным моментом при предоставлении земельных участков является соблюдение требований к образуемым земельным участкам, закрепленных в ЗК РФ1. Так, одним из важных требований является то, что границы земельного участка не должны пересекать границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Сведения о территориальных зонах отображены на карте

1 См.: статью 11.9 ЗК РФ /[Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/ (Дата обращения 15.03.2021).

градостроительного зонирования правил землепользования и застройки муниципального района или округа.

Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации1 при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом сложившейся планировки территории и существующего землепользования. В свою очередь, существование земельного участка как объекта недвижимости и индивидуально определенной вещи, имеющей свои уникальные характеристики, подтверждает его государственный кадастровый учет в соответствии с ФЗ о государственной регистрации2.

Из вышесказанного следует, что если границы территориальных зон утверждены без учета сведений об учтенных границах земельного участка, то при обращении граждан или юридических лиц в судебные органы, их иски были бы удовлетворены. Однако, если участок не образован, то в удовлетворении искового заявления будет отказано3.

На наш взгляд, серьезной проблемой для желающих приобрести земельный участок у муниципального образования может стать подготовка схемы расположения участка, проведение межевых работ и кадастрового учета, что осуществляется за счет заинтересованного лица без всякой гарантии его получения в дальнейшем. Лицо, которое заинтересовано в предоставлении земельного участка, вправе обеспечивать данного рода работы и оплачивать затраты, за исключением случаев, установленных законодательством.

Схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории может стоить от 1 тыс. рублей до 10 тыс. рублей в зависимости от сложности. Так, гражданин может переделывать данную схему и обращаться в ОМС повторно по несколько раз. Например, гражданину изначально может быть отказано потому, что образуемый земельный участок находится в двух территориальных зонах. Ранее было сказано, что в соответствии с действующим земельным законодательством земельный участок должен относиться к одной территориальной зоне. На сегодняшний день, сведения о территориальных зонах на кадастровый учет внесены в малых количествах. В общем доступе на сайте ОМС они, как правило, либо отсутствуют, либо плохо читаемы, либо сведения о них редко обновляются, поэтому гражданину приходится переделывать схему расположения земельного участка и платить за неё по нескольку раз.

В итоге, даже если подать схему расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, соответствующую всем требования земельного законодательства, это не будет являться 100 % гарантией того, что гражданину удастся приватизировать земельный участок у органа местного самоуправления после проведения аукциона.

Согласно пункту 22 статьи 39.12 ЗК РФ не допускается требовать от победителя аукциона и иного лица, с которым договор купли-продажи заключается в соответствии с пунктом 13, 14 или 20 настоящей статьи, возмещение расходов, связанных с выполнением кадастровых работ в отношении земельного участка, являющегося предметом указанных договоров, а также расходов, связанных с организацией и проведением аукциона. Соглашусь с мнением Н.В. Вычеровой, что возможность возмещения расходов, понесенных лицом, заинтересованным в

1 Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря.2004 года № 190-ФЗ /[Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/ (Дата обращения 17.03.2021).

2 См.: пункт 7 статьи 1 ФЗ о государственной регистрации недвижимости /[Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/ (Дата обращения 15.03.2021).

3 Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 28.08.2019 № 75-АПА19-14 /[Электронный ресурс] — URL: http://www.consultant.ru/ (Дата обращения 17.03.2021).

26

предоставлении земельного участка, но не выигравшем в нем, должна быть предусмотрена в отношении победителя в рамках гражданского законодательства. Таким образом, получится уменьшить количество лиц, недобросовестно участвующих в аукционе1.

Полагаем, что логичным представляется законодателю предусмотреть компенсацию из казны государства или муниципального образования кадастровых работ для заинтересованного лица в случае, когда он не станет победителем аукциона и участок будет предоставлен другому участнику торгов.

Действующее земельное законодательство развивается в сторону расширения возможностей законного предоставления земельных участков из государственной или муниципальной собственности частным лицам. Однако для устранения возникающих трудностей в этом направлении законодателю следует упорядочить нормы права, устранив существующие пробелы и коллизии правового регулирования. Справедливой, на наш взгляд, является позиция О.Н. Мигущенко, что решение проблемы «плохого» законодательства видится на пути комплексной юридической экспертизы нормативных правовых актов и оценки регулирующего воздействия не только на стадиях нормотворчества и процесса реализации (применения) нормативного правового акта, но и на стадии подведения результатов его реализации (применения)2.

Список литературы

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ / [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения 15.03.2021).

2. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 года № 136-ФЗ / [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения 15.03.2021).

3. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 190-ФЗ / [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения 17.03.2021).

4. О государственной регистрации недвижимости: Федеральный закон от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ / [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения 15.03.2021).

5. Об оценочной деятельности в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ / [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения 18.03.2021).

6. Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 28.08.2019 № 75-АПА19-14 / [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения 17.03.2021).

7. Об утверждении перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов: Приказ Минэкономразвития России от 12.01.2015 № 1 /[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения 17.03.2021).

1 Вычерова Н.В. Распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, путем проведения торгов / Н.В. Вычерова // Известия Юго-Западного государственного университета. 2017. Т. 7. - № 2 (23). С. 29-35. [Электронный ресурс] URL: http://swsu.ru/ (Дата обращения 18.03.2021).

2 Мигущенко О.Н. Кадровая политика: системный подход / О.Н. Мигущенко // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2015. № 4. С. 18 - 23. [Электронный ресурс] URL: http://www.elibrary.ru/ (Дата обращения 18.03.2021).

27

8. Батычко В. Т. Земельное право в вопросах и ответах / В.Т. Батычко. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2007. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.aup.ru/ (дата обращения 15.03.2021).

9. Челышева Н.Ю. Разграничение понятий «основание» и «способ» приобретения права собственности в гражданском праве / Н.Ю. Челышева // Актуальные проблемы частного права: межвузовский сборник научных трудов. Вып. 2 / отв. ред. Е.П. Чорновол. Екатеринбург: Издательство УрАГС, 2008. С. 93-99.

10. Вычерова Н.В. Распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, путем проведения торгов / Н.В. Вычерова // Известия Юго-Западного государственного университета, 2017. Т. 7. № 2 (23). С. 29-35. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://swsu.ru/ (дата обращения 18.03.2021).

11. Мигущенко О.Н. Кадровая политика: системный подход / О.Н. Мигущенко // Муниципальная служба: правовые вопросы, 2015. № 4. С. 18-23. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.elibrary.ru/ (дата обращения 18.03.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.