Научная статья на тему 'ПРЕДМЕТЫ ЗЕМЛЕДЕЛИЯ У ТУВИНЦЕВ КАК ИСТОЧНИК ПО ИЗУЧЕНИЮ ТРАДИЦИОННОГО ХОЗЯЙСТВА'

ПРЕДМЕТЫ ЗЕМЛЕДЕЛИЯ У ТУВИНЦЕВ КАК ИСТОЧНИК ПО ИЗУЧЕНИЮ ТРАДИЦИОННОГО ХОЗЯЙСТВА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
122
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
традиционная культура / номады / земледелие / зернотерки / традиционные технологии / traditional culture / nomads / agriculture / grain grinders / traditional technologies

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Монгуш Лаида Кара-Ооловна, Монгуш Шолбана Хонук-Ооловна

В статье рассматривается обзор коллекции земледельческих предметов, хранящиеся в фондах Национального музея Республики Тыва. Подробно рассматриваются некоторые предметы у тувинцев, бытовавшие в традициях земледелия на протяжении более ста лет. К ним относятся каменные жернова, деревянные ступы и корыта, пахотные орудия. А также даны описания некоторых технологий приготовления традиционных продуктов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AGRICULTURAL ITEMS OF TUVAN PEOPLE AS A SOURCE FOR THE STUDY OF TRADITIONAL ECONOMY

The article reviews the collection of agricultural items stored in the funds of the National Museum of the Republic of Tuva. Some items of tuvan people, which existed in the traditions of agriculture for more than a hundred years, are considered in detail. These include stone millstones, wooden stupas and troughs, arable implements. And also the descriptions of some technologies of preparation of traditional products are given.

Текст научной работы на тему «ПРЕДМЕТЫ ЗЕМЛЕДЕЛИЯ У ТУВИНЦЕВ КАК ИСТОЧНИК ПО ИЗУЧЕНИЮ ТРАДИЦИОННОГО ХОЗЯЙСТВА»

В.П. Ермолаев запечатлел танец «Звенящая нежность», половецкие пляски, оркестр народных музыкальных инструментов, выступление хора артистов театра и др. О популярности артистов среди народа свидетельствуют фотографии «Араты еду на концерт». Краевед также запечатлел выступления артистов тувинского цирка: акробататов, канатоходцев и артиста Оскал-оол. Тувинские артисты выступали во многих населенных пунктах республики, в организациях, например, перед работниками Чаданской опытной станции.

Таким образом, на фотографиях В. Ермолаева нам запомнились молодыми знаменитые тувинские артисты.

Список литературы:

1. Дыртык-оол А.О. История музейного дела в Туве (1920-1940-е гг.). - Кызыл, 2007. - 84 с.

2. История Тувы: в 3 т. - Т. II. - Новосибирск: Наука, 2007. - 430 с.

3. Люди Тувинского театра. Сост. М.А. Хадаханэ. Кызыл : Тувинское книжное издательство, 1971. 161 с.

4. Серен А.С. 50 лет Тувинского театра. - М.: изд-во АПИ, 1986. - 60 с.

5. Тарбанакова С. Пути развития театров Южной Сибири. Горно-Алтайск: ГорноАлтайский НИИЯЛИ, 1994. - 179 с.

6. Указ Президента Российской Федерации от 28.04.2018 г. № 181 «О проведении в Российской Федерации Года театра». // Сайт Президента России [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/43008 (дата обращения 02.05.2019)

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ:

Дыртык-оол Анна Оюновна, кандидат исторических наук, доцент, зав. отделом истории, Национальный музей им. Алдан-Маадыр Республики Тыва. Электронный адрес: annaojun@yandex.ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR:

Dyrtyk-ool Anna Oyunovna, Candidate of Historical Sciences, Associate Professor, Head of Department of history, Aldan-Maadyr National Museum of Republic of Tuva, E-mail: annaojun@yandex.ru

УДК 631.561.2 Б01: 10.24412/2686-9624-2019-184-190

ПРЕДМЕТЫ ЗЕМЛЕДЕЛИЯ У ТУВИНЦЕВ КАК ИСТОЧНИК ПО ИЗУЧЕНИЮ

ТРАДИЦИОННОГО ХОЗЯЙСТВА

Монгуш Л.К., Монгуш Ш.Х.

Аннотация: В статье рассматривается обзор коллекции земледельческих предметов, хранящиеся в фондах Национального музея Республики Тыва. Подробно рассматриваются некоторые предметы у тувинцев, бытовавшие в традициях земледелия на протяжении более ста лет. К ним относятся каменные жернова, деревянные ступы и корыта, пахотные орудия. А также даны описания некоторых технологий приготовления традиционных продуктов.

Ключевые слова: традиционная культура, номады, земледелие, зернотерки, традиционные технологии.

AGRICULTURAL ITEMS OF TUVAN PEOPLE AS A SOURCE FOR THE STUDY

OF TRADITIONAL ECONOMY

Mongush L.K., Mongush Sh.Kh.

Abstract: The article reviews the collection of agricultural items stored in the funds of the National Museum of the Republic of Tuva. Some items of tuvan people, which existed in the traditions of agriculture for more than a hundred years, are considered in detail. These include stone millstones, wooden stupas and troughs, arable implements. And also the descriptions of some technologies of preparation of traditional products are given.

Keywords: traditional culture, nomads, agriculture, grain grinders, traditional technologies.

Сбор и фиксация предметов традиционной культуры на сегодняшний день остаются одной из важных задач краеведческого музея. Но чтобы охарактеризовать предметный мир, являющий собой в основном материальную составляющую жизни этноса, тесно переплетающуюся с его духовной и социальной структурами, необходимо собрать наиболее полную информацию о каждом предмете, как в экспедиционных условиях, так и по письменным источникам.

Тувинцы в конце XIX - начале XX века использовали множество различных по назначению, происхождению, форме вещей, относящихся к хозяйственной деятельности. Некоторые из них до сих пор продолжают бытовать, что фиксируется во время экспедиций. Однако, по наблюдениям авторов, сведения о такого рода предметах редко встречаются в этнографической литературе. Объясняется это, вероятно, тем, что они относятся к области обыденной повседневности, не всегда этнически окрашены, в связи с чем, не являются у собирателей предметом ни музейной, ни научной ценности.

Но они отражают культуру этноса: ее локальные варианты, разные периоды ее существования, этнические процессы и явления. Их приобретение помогают заполнить те пустоты, которые существуют в современных этнографических коллекциях. Д.А. Клеменц считал, что собирать необходимо, прежде всего, те предметы, которые крестьянин делает для своего домашнего обихода, своими инструментами, для удовлетворения своих потребностей [Вайнштейн, 1972]. Любая исторически сложившаяся культура этноса ориентирована на бережное, рациональное использование ресурса той местности, где она развивается.

В данной работе предполагается рассмотреть некоторые предметы у тувинцев, бытовавшие в традициях земледелия на протяжении более ста лет. К ним относятся каменные жернова, деревянные ступы, корыта, кожаные сумки, перекидные кожаные сумки и мешки.

Народ Тувы, живущий в суровом климате и ведущий кочевое хозяйство, сохранил до наших дней одну из самых древних культурных традиций общения с землей.

Именно номады - кочевые этносы Внутренней Азии, к их числу относятся верхнеенисейские урянхайцы, с их зачатками очагового земледелия в дальнейшем обогатили человечество разнообразием пород одомашненных животных и богатством культурных растений. По мнению выдающегося энциклопедиста А. Гумбольдта некоторые растения сопровождали кочующего человека с отдаленнейших времен с одной территории на другую. Так, в Европе «пшеница следовала за римлянами, хлопчатник - за арабами, ...» [Гумбольд, 1936]. И вероятно, эту мысль можно продолжить..., просо следовало за древними тюркутами Алтая и Саян, прародителями современных тувинцев, алтайцев и западных монголов.

Для исследования эколого-биологических особенностей культуры проса в Центральной Туве, Л.К. Монгуш обращалась к предметам хозяйствования, применяющимся в возделывании традиционных зерновых культур. Одним из мест, где

185

возможно изучение таковых, является Национальный музей имени Алдан-Маадыр Республики Тыва.

В фондохранилище «Металл. Камень» хранится небольшая коллекция зернотерок - каменных ручных жернов - дээрбе (тув.), свидетельствующая о развитии не только земледелия на территории современной Тувы, но и присваивающей формы -собирательства.

Как отмечает А.В. Виноградов в связи с увеличением в мезолите народонаселения, происходит возрастание потребности в зерне, удовлетворить которые собирательством диких злаков весьма проблематично [Брей, Трамп, 1990]. Начало земледелия в тувинской котловине уходит корнями в древность. Уже в скифское время здесь культивировали просо - чицге-тараа, пшеницу - кызыл-тас, ячмень - арбай, использовались каменные жернова и была развита ирригация.

В «Археологическом словаре» У. Брей, Д. Трамп «Зернотерка» (англ. quern, нем. handmithle) - камень для растирания зерна [4]. Для этой цели выбирали грубую, но не твердую породу камня для того, чтобы каменные крошки не попадали в муку.

Жернова, также как и другие примитивные орудия для растирания и измельчения растительных веществ, являются комплексными. Примитивной формой зернотерок была седловидная зернотерка, где зерно растиралось на ее вогнутой поверхности при помощи ручного терочника. У таких двуручных курантов, имевших длину больше ширины платы, средняя часть истончалась, в результате чего возникал изогнутый профиль наподобие седла.

В музее собрано 22 предмета жерновов, из которых в комплекте хранятся только 13, а остальные - фрагментами (только верхние части или только нижние пласты). В экспозиции демонстрируется два комплекта - в тувинской юрте (зал № 5, 2 этажа) и разделе «Археология: скифский период истории Тувы» (зал № 3, 2 этажа).

Зернотерки состоят из двух частей: верхней подвижной и нижней неподвижной. Нижняя неподвижная часть имеет плоскую поверхность с закругленными и часто не ровными краями. Отчетливо видны радиальные тонкие линии (от 5 до 8), отходящие от центра к краям, а также продольные царапины - результат в процессе истирания. Для производительности труда шероховатость поверхности каменной плиты придавали специальные пикетировки, нанесенные точечной насечкой. В.И. Кудрявцев указывает на отсутствие общепринятого названия нижней плиты, приближая к термину «плата», похожем по звучанию и смыслу названию плит в американской археологии «метате» (metate) [Кудрявцев, Кудрявцева, 2005: с. 120-131].

Большая часть зернотерок в музей была доставлена из центральных (с. Кочетово, Ээрбек, Чаа-Холь, Межегей) и западных (Барлык, Тээли) районов Тувы. Как известно, эти районы Тувинской котловины, относятся к основным районам орошаемого земледелия и развитым только по окраинам ее днища, в долинах рек и некоторых их притоков. В середине 70-х годов ХХ в., в эпоху тотального освоения целины, была распахана часть безводного днища, но сейчас почти все пашни заброшены, кроме пашен Чаа-Хольской долины (Аймырлыг), Хемчикской (Сут-Холь) котловины.

Почти во всех экспозициях школьных музеев республики, в том числе восточных и южных районов, где земледелием почти не занимались, хранятся зернотерки - даш дээрбе. Это объясняется также присутствием в хозяйствовании местного населения собирательства, т.к. каменные жернова могли употребляться для дробления и истирания минеральных красителей и продуктов собирательства - орехов, ягод, черемухи и др. В южных районах (Монгун-Тайга, Овюр, Тес-Хем, Эрзин), где не было традиционного земледелия по причине отсутствия природно-экологических условий для выращивания зерновых, зерно доставлялось через обмен скотом, пушниной и другими продуктами, а изготовлением готовых продуктов - соктаан далган, чицге-тараа, занимались сами южные жители.

По материалу изготовления каменные жернова сделаны из песчаников мелко- и (реже) среднезернистых, а также из алевролитов. Это плотные породы, твердые, содержат редкие послойные трещины. Песчаники и алевролиты резко преобладают в фундаменте днища котловины, имеют преимущественно юрский возраст, нередко известковистые, с поверхности выветрелые, трещиноватые. В коллекции есть жернова, сделанные из более прочных - плотных и твердых пород. Специалисты их относят к палеозойским толщам, слагающим борта котловины.

В экспозициях филиалов в селах Кочетово, Алдан-Маадыр, городах Туран и Чадан, представлены пять наборов каменных жерновов, переданные на временное хранение для экспонирования в разделах по этнографии и материальной культуре тувинцев. Сотрудниками филиалов ведется работа по научному описанию этих предметов с последующим их включением в исследование авторов статьи по теме отражения истории земледелия в Туве через музейные материалы.

Деревянные ступы (согааш - тув.) и песты (бала - тув.) также были неотъемлемыми предметами у тувинцев-земледельцев. Подобные ручные ступы упоминаются и у других народностей Сибири - хакасов, бурят и алтайцев. У алтайцев обмолот зерна деревянной ножной ступой описан у М.Г. Левина [Народы Сибири...].

В фондах Национального музея Тувы хранится коллекция деревянных ступ для толчения прожаренных зерен. Ступы сделаны из более прочной древесины - тополя и лиственницы. Всего хранится пятнадцать единиц хранения, часть из которых переданы в экспозиционных целях в филиалы музея в районах. Среди ступ имеются экземпляры, изготовленные в начале XXI века - стилизованные, орнаментированные. Основная часть коллекции поступила в музейный фонд в середине прошлого столетия, в период, когда земледелие в народном хозяйстве тувинцев приобрело значительный размах, когда повсеместно стала применяться советская агротехника. Тувинцы, всего несколько лет назад увидевшие трактор и комбайн, настолько овладевали техникой, что намного больше стали получать урожай зерновых культур.

Кожаные сумы (барба - тув.), перекидные кожаные сумки (таалыц - тув.) и мешки (алгы хап - тув.) использовали для хранения зерна и готовой продукции из них, а также для перевозки. Всего их в разные годы в музее собраны около 40 единиц. Это сбор сдатчиков, таких как Иргит Хургул Копеевна из Бай-Тайгинского района, колхоз Мурнакчы, 1958 г., Сурун Кочаа Салчаковна с. Шуй Бай-Тайгинского района 1982 г., Оюн Валентина Ензаковна Тандынский район, с. Кочетово, 1988 г., Ондар Чолдак-Кара Ензаковна, 1990 г. и сотрудников музея.

Сумы (барба - тув.) парные, большого размера, прямоугольной формы. Основа сшита из более толстой кожи. К ней по верхнему периметру пришита верхняя часть сумы из более тонкой кожи, которая закрывается с помощью тонких кожаных ремешков. К верхнему краю основы пришиты более широкие ремни, с помощью которых сумы закреплялись между собой и перекидывались через спину вьючного животного при перевозке зерна.

Сумы шили из кожи крупного рогатого скота. В основном на их изготовление шла кожа только быка или яка, кожу мелкого рогатого скота использовали для дополнительных деталей сумки (верхняя часть, ремешки для завязывания). Процесс изготовления кожи для шитья сумки ученые-тувиноведы описывают так: в течение нескольких дней кожу вымачивали в особой кисломолочной жидкости (сарыг суг), затем с нее счищали шерсть и мездру, после чего выкраивали сумки. Затем сшивали с внутренней стороны (наизнанку) специальным швом (ыстыктап даараары) с кожаной или тканевой прокладкой.

Н.И. Каплан дает высокую оценку тому, что в выделке кожи тувинцы достигли большого мастерства. Прежде всего, следует отметить полную непроницаемость таких изделий из кожи, их легкость и прочность. Кожа у тувинских сумок настолько хорошо выделана, что время не оказывает на нее никакого воздействия: она тверда, на ощупь ровная, не коробится, не мнется [Вайнштейн, 1974: с. 127].

Кроме кожаных сумок для перевозки зерна в фондах музея хранятся перекидные кожаные сумки (таалыц - тув.), сумки перекидные (таалыц - ачымак тув. Тоджа) и мешки (алгы хап - тув.). Перекидные сумки, также как и сумы служили для перевозки зерна, а маленькие мешки для хранения готовых продуктов (далган, чицге-тараа - тув.). Жители тех районов, где не занимались земледелием, использовали эти предметы для перевозки зерна, по обмену на другие продукты и пушнину.

В черно-белых фотонегативах первого директора Национального музея В.П. Ермолаева есть группа фотографий, посвященная земледелию. Среди них много деревянных корыт - деспи, используемых для приготовления традиционных блюд чицге-тараа из проса и соктаан далган из пшеницы и ячменя.

Сочетание поджаренного проса и далгана как угощение для гостей является традиционным, и от этого стремятся не отступать до сего времени. Тувинцы из проса готовят и ряд других кушаний. Вот как описывает приготовление одного из таких блюд А.П. Потапов: «Для приготовления блюда, необрушенное просо замачивали в воде до разбухания (следили, чтобы при разбухании оболочка зерна не трескалась), затем воду сливали, а вымоченное просо жарили в сухом котле. После этого его обрушивали в деревянной ступе - соктааш (зерно, находящееся в ступе, били пестом). Затем, через некоторое время, зерно высыпали и отвеивали. Зерно первичного толчения (бора тук) обычно сильно засорено шелухой, поэтому его подвеивали и снова засыпали в ступу и толкли. Потом его опять высыпали из ступы, еще раз веяли, а точнее, подбрасывали в деспи (деревянном корытце), отделяя отходы. Такое зерно уже называется ак тук, так как теперь с него отделилась более тонкая и светлая оболочка-кожица. Наконец, зерно третий раз засыпали в ступу и еще толкли некоторое время. Таким образом, получали совершенно чистое зерно, называемое арыг тараа. Его насыпали в деспи и еще раз трясли, как в сите, в результате чего крупные частицы толченого проса отделялись в одну сторону корытца, а крупная просеянная мука - в другую» [Потапов, 1969].

Хочется упомянуть также о немногочисленных предметах, хранящихся в фондах: деревянный плуг - андазын ^КП № 5352), мотыга (инв.332), деревянные лопатки (КП №№ 7927, 4089), ручные серпы (пятнадцать единиц хранения), грабли и другие. Некоторые из них вошли в состав музейного собрания по теме «Русский быт». Уникален в коллекции единственный деревянный андазын - пахотное орудие у тувинцев, тогда как металлические плуги, имевшиеся в русских хозяйствах, представлены в трех экземплярах. В основе конструкции андазына была рассоха, т.е. отрезок ствола с большим и толстым корнем, причем он служил рабочей частью - полозом бажы, а расположенный под углом 90о отрезок ствола - стойкой (уну). На конец полоза надевался железный сошник андазын бизи [Вайнштейн, 1972: с.168]. Подобные андазыну пахотные

Андазын для пахоты земли. Фото В.П. Ермолаева. 1918 г.

Согааш с пестами для толчения проса Фото Л.К. Монгуш. 2012 г.

орудия были известны широкому кругу народов Центральной Азии: монголам, алтайцам, бурятам, киргизам и др.

Каменные жернова - дээрбе в фондах Национального музея РТ

Полученные материалы из фондов музея по каменным зернотеркам - жерновам, деревянным ступам, корытам, кожаным сумкам и другим, подтверждают сведения о развитии в Туве не только присваивающего, но и производящего - земледельческого хозяйства. По материалу, технике и характеру изготовления предметов можно будет судить о функциях сельскохозяйственных орудий, более обоснованно их датировать, уточнить время и последовательность перехода хозяйства от собирательства к земледелию.

Большое разнообразие этих орудий свидетельствует о стремлении приспособить их как к географическим особенностям местности, так и экономическим возможностям отдельных аратских хозяйств тувинцев.

Список литературы:

1. Брей У., Трамп Д. Археологический словарь. - М.: Прогресс, 1990. - 368 с.

2. Вайнштейн С.И. Историческая этнография тувинцев. Проблемы кочевого хозяйства. - М.: Наука, 1972. - 314 с.

3. Вайнштейн С.И. История народного искусства Тувы. - М.: Наук, 1974. - 224 с.

4. Виноградов А.В. Древние охотники и рыболовы Среднеазиатского междуречья. - М.: Наука, 1981. - 173 с.

5. Гумбольд А. География растений /под редакцией проф. Е.Ф. Вульфа. - М.-Л.: ОГИЗ Сельхозгиз., 1936. - 230 с.

6. Кудрявцев В.И., Кудрявцева А.И. Зернотерки - древние сельскохозяйственные орудия Центральной Азии. /Музей в XXI веке: проблемы и перспективы. Материалы Межд. научн.-практ. конф. г. Кызыл, 21-24 сентября 2005 г. Часть I. - Кызыл: КЦО «Аныяк», 2005. - С.120-131.

7. Народы Сибири: этногр. очерки / под ред.: М.Г. Левина, Л.П. Потапова. - М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1956. - 1082 с.

8. Потапов А.П. Очерки народного быта тувинцев. - М.: Наука, 1969. - 402 с.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ:

Монгуш Лаида Кара-ооловна, кандидат биологических наук, зав. отделом краеведения и туризма, Национальный музей им. Алдан-Маадыр Республики Тыва, г. Кызыл, Росссия. Электронный адрес: laidamuseumrt@mail.ru

Монгуш Шолбана Хонук-ооловна, старший научный сотрудник отдела археологии и этнографии, Национальный музей им. Алдан-Маадыр Республики Тыва, г. Кызыл, Росссия.

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:

Mongush Laida Kara-oolovna, Candidate of Biological Sciences, Head of Department of local lore and tourism, Aldan-Maadyr National Museum of Republic of Tuva, Kyzyl, Russia. E-mail: laidamuseumrt@mail.ru

Mongush Sholbana Khonuk-oolovna, senior research fellow of Department of archaeology and ethnography, Aldan-Maadyr National Museum of Republic of Tuva, Kyzyl, Russia.

УДК 77.03 + 930.235 DOI: 10.24412/2686-9624-2019-190-193

КАА-ХЕМСКИЙ КОЖУУН РЕСПУБЛИКИ ТЫВА ПО ФОТОГРАФИЯМ В.П.

ЕРМОЛАЕВА

Мандан-Хорлу М.М.

Аннотация: Статья посвящена краеведческим исследованиям В.П. Ермолаева -первого директора Национального музея им. Алдан-Маадыр Республики Тыва. В данной статье рассмотрены его фотографии, где запечатлен Каа-Хемский кожуун. Автором статьи проведено сопоставление снимков В.П. Ермолаева с его исторической публицистикой. В ходе исследования было выявлено, что В.П. Ермолаев является первым специалистом в области визуальной антропологии в Туве.

Ключевые слова: В.П. Ермолаев, Тува, Каа-Хемский кожуун, фотографии В.П. Ермолаева, Национальный музей им. Алдан-Маадыр Республики Тыва, визуальная антропология.

KAA-KHEMSKIY KOZHUUN OF TUVA REPUBLIC IN THE PHOTOS OF V.P.

ERMOLAEV

Mandan-Khorluu M.M.

Abstract: the article is devoted to local history researches of V. P. Ermolaev - the first director of Aldan-Maadyr National Museum of the Republic of Tuva. The photos, which depicted the Kaa-Khemskiy kozhuun are regarded in this article. The author of the article compares the pictures of V. P. Ermolaev with his historical publicism. The study revealed that V. P. Ermolaev is the first specialist in the field of visual anthropology in Tuva.

Keywords: V. P. Ermolaev, Tuva, Kaa-Khemskiy kozhuun, photos of V. P. Ermolaev, Aldan-Maadyr National Museum of the Republic of Tuva, visual anthropology.

Передавая результаты многолетней краеведческой деятельности в виде коллекции фотонегативов Тувинскому краеведческому музею ныне Национальному музею им. Алдан-Маадыр Республики Тыва в 1950-1970 гг. В.П. Ермолаев систематизировал их и сопроводил научно-справочным аппаратом - контрольными отпечатками с аннотациями, скомпонованными в альбомы по определенной тематике. Ныне сами альбомы превратились в исторический источник по изучению исследований Владимира Петровича.

В.П. Ермолаев прожил в Туве более 50 лет - с 1916 по конец 1960-х гг. За это время он практически объездил всю Туву. По местам съемок, указанных в описи негативов и по аннотациям к контрольным снимкам, по названиям самих альбомов, можно определить, в каких кожуунах (районах) он побывал, где снимал. Так, в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.