Научная статья на тему 'ПРЕДМЕТЫ ТИБЕТСКОЙ МЕДИЦИНЫ В БУДДИЙСКОМ ФОНДЕ НАЦИОНАЛЬНОГО МУЗЕЯ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА'

ПРЕДМЕТЫ ТИБЕТСКОЙ МЕДИЦИНЫ В БУДДИЙСКОМ ФОНДЕ НАЦИОНАЛЬНОГО МУЗЕЯ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
54
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
буддизм в Туве / ламаизм / эмчи-ламы / китайские весы / лекарственные ложечки / буддийский фонд / музейный фонд / Национальный музей Республики Тыва / НМ РТ / Buddhism in Tuva / Lamaism / Emchi Lamas / Chinese scales / medicinal spoons / Buddhist fund / museum fund / National Museum of the Republic of Tyva / NM RT

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Допай Анай-Хаак Михаиловна

Предметы тибетской медицины в буддийском фонде Национального музея Республики Тыва, не смотря на свою малочисленность, представляют интерес, как с исторической стороны, так и с точки зрения понимания ценности традиционной народной медицины. В статье впервые публикуются эти предметы, дается их характеристика и делается попытка осмысления их функционального значения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OBJECTS OF TIBETAN MEDICINE IN THE BUDDHIST FOUNDATION OF THE NATIONAL MUSEUM OF THE REPUBLIC OF TUVA

The objects of Tibetan medicine in the Buddhist fund of the National Museum of the Republic of Tuva, despite their small number, are of interest both from the historical side and from the point of view of understanding the value of traditional folk medicine. The article publishes these objects for the first time, gives their characteristics and makes an attempt to comprehend their functional significance.

Текст научной работы на тему «ПРЕДМЕТЫ ТИБЕТСКОЙ МЕДИЦИНЫ В БУДДИЙСКОМ ФОНДЕ НАЦИОНАЛЬНОГО МУЗЕЯ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА»

_Ермолаевские чтения - 2022

Николай Фёдоров: Фотолетопись старинного Минусинска / Минусинский региональный краеведческий музей им. Н. М. Мартьянова; руководитель проекта С. А. Борисова; под ред. В. Г. Чернышёвой; сост. В. Г. Чернышёва, Е. Ю. Сидорина, В. В. Ермилова, Н. А. Голованенко. Красноярск: ООО «Издательство Поликор», 2021. 240 с.: ил.

Отчёты по минусинскому местному музею и общественной библиотеке за 1878-1917 гг. АМКМ, Ф. 1, О. 2, Дд. 12, 23, 24, 27, 33, 38, 39, 42, 52, 59, 60, 61, 64, 66, 71, 75, 78, 79, 84, 90, 92, 97, 100, 105, 110, 124, 125, 143, 147, 153, 158, 195, 199, 207.

Рукописный каталог иностранных книг на 45 листах. АМКМ, Ф. 1, О. 4, Д. 30. Веб-сайт Минусинского регионального краеведческого музея им. Н. М. Мартьянова https://музей-мартьянова.рф/history-libary/ (Дата обращения 2022.06.02).

Веб-сайт наследия В. М. Васнецова http://www.vasnecov.ru (Дата обращения 2022.06.07) Веб-сайт Национальной библиотеки им. Н. Г. Доможакова https://nbdrx.ru/ (Дата обращения 2022.06.02).

Веб-сайт Хакасского национального краеведческого музея им. Л. Р. Кызласова https://hnkm.ru/ Дата обращения 2022.06.02.

Веб-сайт Фонда по изучению и продвижению культуры народов Сибири и Центральной Азии п/у Кармен Арнау-Муро https://www.fundacioncarmenarnaumuro.org (Дата обращения 2022.06.02).

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Зарко Матео Эль-Грумете, научный сотрудник отдела по музейно-образовательной деятельности МБУК «Минусинский региональный краеведческий музей им. Н. М. Мартьянова». Минусинск, Россия. Электронный адрес: mateozarko@gmail.com

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Zarko Mateo El Grumete, Researcher at the Department for Museum and Educational Activities of The Martyanov Minusinsk Regional Museum of Local History. Minusinsk, Russia. E-mail: mateozarko@gmail.com

УДК 294.321

ПРЕДМЕТЫ ТИБЕТСКОЙ МЕДИЦИНЫ В БУДДИЙСКОМ ФОНДЕ НАЦИОНАЛЬНОГО МУЗЕЯ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА

Допай А. М.

Аннотация. Предметы тибетской медицины в буддийском фонде Национального музея Республики Тыва, не смотря на свою малочисленность, представляют интерес, как с исторической стороны, так и с точки зрения понимания ценности традиционной народной медицины. В статье впервые публикуются эти предметы, дается их характеристика и делается попытка осмысления их функционального значения.

Ключевые слова: буддизм в Туве, ламаизм, эмчи-ламы, китайские весы, лекарственные ложечки, буддийский фонд, музейный фонд, Национальный музей Республики Тыва, НМ РТ.

OBJECTS OF TIBETAN MEDICINE IN THE BUDDHIST FOUNDATION OF THE NATIONAL MUSEUM OF THE REPUBLIC OF TUVA

Dopay A. M.

Annotation. The objects of Tibetan medicine in the Buddhist fund of the National Museum of the Republic of Tuva, despite their small number, are of interest both from the historical side and from the point of view of understanding the value of traditional folk medicine. The article publishes these objects for the first time, gives their characteristics and makes an attempt to comprehend their functional significance.

Keywords: Buddhism in Tuva, Lamaism, Emchi Lamas, Chinese scales, medicinal spoons, Buddhist fund, museum fund, National Museum of the Republic of Tyva, NM RT.

Буддизм является неотъемлемой частью тувинской культуры и образа жизни тувинцев, многовековой религиозной традицией, которая занимала и занимает важное место в жизни тувинского народа. В Россию буддизм в форме ламаизма пришел из Тибета и Монголии в XVIII в., а к началу следующего века был уже широко распространен в Бурятии, Туве и Калмыкии. Важной частью тибетского буддизма (ламаизма) всегда являлась тибетская медицина, которая основывается на буддийской философии, рассматривающей человека, как часть взаимосвязанной системы «космос-природа-человек». В основу ее терапии было заложено использование природных средств растительного, животного и минерального происхождения. Для изготовления и использования лечебных средств в тибетской медицине существовал определенный инструментарий, например, весы, мерные ложечки и др. Такие предметы сохранились в музейных собраниях, в том числе, в Национальном музее РТ.

Объектом исследования данной статьи является буддийский фонд НМ РТ, а предметом изучения стали музейные предметы из этого фонда, а именно - предметы тибетской медицины. Надо отметить, что если о самой тибетской медицине, ее истории, принципах врачевания, методах изготовления лекарственных средств имеется достаточно широкий диапазон научных работ, то об инструментарии тибетской медицины сведений мы не нашли, кроме картинок и фотографий китайских старинных весов, по которым удалось сделать их краткое описание. Возможно, сведения об инструментарии тибетской медицины имеются в иностранной научной литературе. К методам, использовавшимся при изучении темы статьи, стали: анализ и синтез, историко-ретроспективный, описание музейных предметов, их систематизация и классификация.

Наиболее широкое распространение тибетская медицина получила в Бурятии, где бурятских эмчи-лам сначала обучали, главным образом, в монастырях Тибета и Монголии, но после уста новления русско-китайской границы в 1727 г. при каждом крупном буддийском монастыре - дацане начали открываться собственные медицинские школы -мамба-дацаны. Образовательная программа в бурятских и монгольских монастырях строилась по образцу тибетских медицинских школ. В Бурятии в начале XX в., согласно архивным данным, насчитывалось более 10 медицинских школ, лучшими из которых считались школы в Гусиноозёрском, Цугольском, Агинском и Челутайском дацанах. Общее количество лам-лекарей на территории Бурятии достигало 500 чел. [Ванчикова, Ринчинова, 2016:157]

У тувинцев существовала своя народно-бытовая медицина, сформированная тысячелетним опытом взаимодействия с окружающей средой. Однако, причины заболеваний, в основном, сводились к поиску и объяснению противоречий больного с нематериальным миром духов и божеств, а основная терапия состояла в магических ритуалах, производившихся шаманами. С появлением буддизма в Туве также появились эмчи-ламы, которые умели лечить более широкий диапазон заболеваний, чем шаманы. У тибетской медицины были собственные фармакопея, терапия и хирургия. Опора

на древние медицинские трактаты придавала тибет ским медицинским практикам дополнительный авторитет. Однако, как и шаманы, эмчи-ламы не умели лечить инфекционные заболевания, они были беспомощны перед серьезными эпидемиями. Позже, испытав на себе чудодейственное воздействие советских медицинских препаратов, араты начали постепенно терять доверие и к эмчи-ламам [Башкуев, 2018: 53].

Нельзя отрицать и тот факт, что среди эмчи-лам были, как истинные эмчи-ламы, так и те, кто просто ими назвался и которых было подавляющее большинство. Тибетская медицина в руках неучей эмчи-лам была надежным источником их дохода. Так, в Бурятии в 1920-х гг. была предпринята попытка разделить эмчи-лам на три категории: высшей, средней и низшей квалификации. Как оказалось, число эмчи-лам высшей квалификации, которые получили более или менее основательное школьное образование в медицинских школах - мамба-дацанах в Тибете, Монголии и Бурятии, и соответствующий стаж медицинской практики, не превысило 3% от общего количества всех лам-медиков. Число эмчи-лам средней квалификации, которые получили неполное образование в мамба-дацанах и занимались медицинской практикой, оказалось не более 12% от общего числа. Вся остальная часть лам-лекарей, т.е. не менее 85% от общего числа, состояла всецело из невежественных лиц, безграмотных или полуграмотных, в лучшем случае получивших элементарные сведения у ламы-медика по общепринятому рецептурнику. [Ванчикова, Ринчинова, 2016: 159].

Возрождение тибетской медицины в России сегодня носит государственный характер, она входит в систему традиционных (комплементарных) медицинских знаний, изучение которых ведется на научном уровне [Комплементарная медицина..., 2015].

В большом буддийском фонде Национального музея Республики Тыва, насчитывающем около 5 тысяч единиц [Допай, 2021], предметы тибетской медицины в количественном отношении составляют его мизерную часть (47 ед.). Это преимущественно фрагменты или отдельные составные части такого сложного предмета, как китайские весы, которые использовались эмчи-ламами для взвешивания порошков растительного, животного или минерального происхождения, использовавшихся для приготовления лекарственных средств. Необходимо отметить, что китайские весы, которые по-тувински называются «тензи», раньше использовали не только ламы-лекари, но и кузнецы, когда принимали серебро для изготовления ювелирных изделий.

Весы представляют собой систему, состоящую из 3-х предметов: тарелочки, на которую помещается взвешиваемый груз, мерной палочки и гирьки. Человек, проводящий взвешивание, держит на весу в горизонтальном виде мерную палочку за веревку, прикрепленную к ней. С одной стороны этой палочки на специальный крючок подвешивается тарелочка с взвешиваемым грузом, для этого у тарелочки есть металлические цепочки (или нитки), прикрепленные к ее краям равноудаленно друг от друга. С другой стороны мерной палочки подвижно на веревке подвешивается гирька, которую передвигают по палочке для создания равновесия с грузом на тарелочке. В результате, деление мерной палочки, на котором останавливается веревочка с уравновешенной гирькой, означает вес груза на тарелочке.

Футляр для китайских весов имел продолговатую форму, по длине мерной палочки. С одной стороны, футляр имел округлую форму для хранения тарелочки. Обычно, футляр закрывался плоской крышкой, которая закреплялась на одном конце футляра заклепкой, позволявшей отодвигать крышку в сторону.

По правилам музейного учета в качестве одного предмета учитывается любой отдельный предмет, даже если он входит в состав комплекта, то есть, футляр от весов -это отдельный предмет, сами весы из этого футляра, которые состоят из 3-х отдельных предметов, считаются как 3 музейные единицы, таким образом, весы в футляре - это уже 4 музейные единицы. Обычно, такие предметы из одного комплекта регистрируются под одним номером, но с разными дробями.

Теперь, зная строение китайских весов, понимаешь, что среди музейных единиц, относящихся к предметам тибетской медицины, многие являются составными частями этих весов. Таким образом, из 47 единиц, которые определены автором как предметы тибетской медицины, можно выделить следующие тематические комплексы:

- весы - 24 ед.

- ложки лекарственные - 20 ед.

- этикетаж для лекарств - 3 ед.

Китайские весы поступали в фонд НМ РТ, как в виде полного комплекта, о чем говорилось выше, так и в виде отдельных их частей, например, только мерные палочки или тарелочка. В Тувинском музее имеется 4 полных комплектов весов.

Самый первый из них (КП 2707) поступил в музейный фонд в 1957 г., благодаря научной командировке в Чаа-Хольский район заведующего фондами в то время Тамары Михайловны Скаковой. В ее дневнике командировки1 мы находим информацию, что китайские весы (тензи) принадлежали кузнецу Монгушу Оттукпану (возраст 70 лет) из села Ак-Дуруг Чаа-Хольского района (в то время - колхоз имени Ленина). Весы отдала музейным сотрудникам его жена - Балма Чашпановна Монгуш (возраст 60 лет) из рода Улуг-Монгуш. Далее записано, что на этих весах раньше взвешивали лекарства, а кузнецы взвешивали серебро для изготовления ювелирных изделий. Там же имеются схематические рисунки предметов, входящих в комплект весов, это: футляр (хап), мерная палочка (оорга), уровень (тецнелге) и тарелочка (тавак). В Книге поступлений № 1, в графе «Материал/техника» записаны: «дерево, металл», а в графе «Размеры» указана только длина футляра - 48 см.

Второй комплект китайских весов (КП 9313/3,4) поступил в музей в 1987 г. от Кунзенмы Александровны Шуппей из г. Чадана. Как записано в Книге поступлений, это были предметы Чаданского хурээ. Этот комплект состоял из самих весов и футляра к ним.

Третий комплект весов (КП 9745/1,2,3,4) передала в музей другая жительница г. Чадана Чечек Маннай-ооловна Ооржак в 1990 г. (сбор музейного сотрудника Елены Шыныраповны Байкара). В составе комплекта были: тарелочка для взвешиваемого груза, мерная палочка, гирька и футляр. Медная тарелочка имела диаметр 11 см, медный грузик был выполнен в форме цветка диаметром 4,5 см., длина мерной палочки из коричневого дерева составляла 34 см., длина деревянного футляра - 39 см.

Последний комплект весов (КП 1077/4,5,6,7) относится к современному периоду, и был в составе большой коллекции ритуальных атрибутов, принадлежавших ламе Александру Дандаровичу Отчуржапу. Коллекция поступила в 2005 г. и состояла из 76 музейных единиц.

Составные части китайских весов, такие как мерные палочки из слоновой кости и сломанный футляр, значатся среди первых музейных предметов, зарегистрированных в первой Книге поступлений в 1954 г. 2 палочки от китайских весов, были переданы в музей в 1972 г. школьным музеем с. Тээли Бай-Тайгинского района (сбор Е. Ш. Байкара). Большинство палочек выполнены из дерева (некоторые - из сандалового), несколько палочек вырезаны из кости.

Другую большую группу предметов тибетской медицины в фонде НМ РТ составляют лекарственные ложечки (20 ед.). В учетных документах музея они именуются и ложками китайскими, и ложками ламскими, и ложками лекарственными. Такие ложки, обычно, имеют округлое черпало, расширенную к концу ручку (держатель) и удлиненный переходник (средняя часть между черпалом и ручкой). Общая длина ложек составляет от 14,5 до 27 см. У некоторых ложек ручка украшена растительными орнаментами, есть ложки с деревянными ручками. Несколько ложек, согласно учетной документации, выполнены из серебра, но большинство сделаны из меди или железа.

Одна ламская ложка (КП 5764) была передана музею от школьного музея Булун-Терекской 8-летней школы в 1973 г.

1 Дневник командировки в Чаа-Хольский район 1957 г. (зав. фондами Т. М. Скакова). // Науч. архив НМ РТ. Д. 263А.

_Ермолаевские чтения - 2022

Две ложки из музейного фонда имеют футляры в виде мешочков. У ложки под номером КП 6843 мешочек сшит из двойной ткани красного цвета. Она принадлежала Седену Хурагандаевичу Оюну, бывшему ламе-лекарю, проживавшему в совхозе «Победа» Кызылского района, умер в 1977.

Другая ложечка (КП 7870/15) имела мешочек, сшитый из ткани разных цветов, эта ложка, в составе других ламских предметов (81 ед.), была найдена в горах близ села Кочетово (совхоз «Заря Коммунизма») Тандынского района Омак-оолом Донгаковичем Баисыланом. Из-за гонений религии в советское время многие ламы и жители республики прятали культовые реликвии в пещерах.

Редкими предметами, относящимися к тибетской медицине в фонде НМ РТ, можно считать 3 этикетки для лекарств (КП 6844), принадлежали Седену Хурагандаевичу Оюну. Они вырезаны из дерева, кости в виде лопатки (лопаточной кости), и на них по-тибетски написаны названия лекарств. К ушкам лопаточек привязаны кожаные ремешки.

Таким образом, небольшая коллекция предметов тибетской медицины в Национальном музее Республике Тыва, по сути, состоит из китайских весов, лекарственных ложечек и 3-х этикеток для лекарств, последние из которых являются редкими предметами для нашего музея. Эти предметы, не смотря на свою малочисленность, имеют культурно-историческое значение, связывающее нашу республику едиными корнями с буддийским миром России.

Список литературы:

Башкуев В. Ю. Медико-санитарные экспедиции Наркомздрава РСФСР в Тувинской Народной Республике и становление тувинского здравоохранения (конец 1920-х - середина 1930-х гг.) // Вестн. Том. гос. ун-та. 2018. №426. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/mediko-sanitarnye-ekspeditsii-narkomzdrava-rsfsr-v-tuvinskoy-narodnoy-respublike-i-stanovlenie-tuvinskogo-zdravoohraneniya-konets-1920 (дата обращения: 19.04.2022). 53 с.

Ванчикова Ц. П., Ринчинова О.С. Проект Буручкома по реформированию тибетской медицины в БМАССР в 1920-е годы // Гуманитарный вектор. Серия: История, политология. 2016. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/proekt-buruchkoma-po-reformirovaniyu-tibetskoy -meditsiny-v-bmassr-v-1920-e-gody (дата обращения: 19.04.2022).

Допай А. М. Состав буддийского собрания Национального музея Республики Тыва и его репрезентация в постоянной экспозиции // Ермолаевские чтения: мат-лы юбил. V науч.-практ. конф., посв. 100-летию образования ТНР (26-27 августа 2021 г.). Кызыл, 2021. С. 272-278.

Комплементарная медицина: состояние и перспективы правового регулирования. -М.: Издание Гос. Думы, 2015. 80 с.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Допай Анай-Хаак Михаиловна, хранитель 1 -й категории отдела фондов и учета, Национального музея им. Алдан-Маадыр Республики Тыва. г. Кызыл, Россия. Электронный адрес: dopay2017@mail.ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Dopay Anai-Khaak Mikhailovna, curator of the 1st category, Department of funds and accounting, Aldan Maadyr National Museum of the Republic of Tyva. Kyzyl, Russia. E-mail: dopay2017@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.