ПРЕДМЕТНЫЙ КРУЖОК КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ И УМЕНИЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
Г. А. Ефименко, преподаватель Кемеровского областного медицинского колледжа
В цивилизованном мире латынь — язык не только врачей, это язык филологов, историков, юристов, дипломатов и образованных людей. Латынь оказала сильнейшее влияние практически на все сферы жизни, и именно в них она продолжает жить и сейчас.
Обучение основам латинского языка является одним из составляющих элементов медицинского образования в Российской Федерации. Согласно ФГОС СПО, дисциплина «Основы латинского языка с медицинской терминологией» относится к общепрофессиональному циклу и изучается на 1-м и 2-м курсах. Главная цель дисциплины — подготовить терминологически грамотного медицинского работника среднего звена, сформировать его профессиональную языковую культуру. На сегодняшний день современный медицинский работник должен обладать не только профессиональными качествами, но и способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуально-культурный уровень.
Латинский язык — это не просто гуманитарный предмет. Он оказывает на студента обучающее, образовательное, развивающее и воспитательное воздействие. Дисциплина «Основы латинского языка с медицинской терминологией» обладает потенциалом в формировании общекультурной компетенции у студентов медицинских образовательных учреждений среднего профессионального образования при целесообразном учете межпредметных связей.
Несмотря на многообразие форм внеаудиторной работы, индивидуально-дифференциро-
ванный подход к студентам в условиях обычного занятия затруднен. Для обеспечения этого условия в большей степени подходит внеурочная деятельность.
В Новокузнецком филиале Кемеровского областного медицинского колледжа организован предметный кружок «Латинский язык», в котором студенты занимаются учебно-исследовательской работой. Цель предметного кружка — развитие профессиональной и общекультурной компетенций обучающихся, совершенствование личности. Исследовательская деятельность выполняет задачи развития когнитивных навыков, побуждающих к освоению новых знаний и формированию профессиональных и общекультурных компетенций; развития умений самостоятельной работы в научном поиске; развития умений и навыков, необходимых студентам для формирования профессиональной компетентности и личностного роста.
Занятия в кружке проводятся ежемесячно. Темы реферативных и исследовательских работ разнообразны: «Почему жива мертвая латынь», «История медицины Древнего Рима», «Вклад древнеримских врачей в развитие медицины», «Мотивационные признаки в названиях лекарственных растений», «Искусство Древней Греции и Древнего Рима», «Латинизмы в произведениях писателей», «Мифы в медицинской терминологии» и др. На занятиях кружка студенты более глубоко изучают латинский язык, переводят латинские афоризмы, крылатые изречения, знакомятся с античной культурой и историей отдельных медицинских терминов.
Участники кружка успешно осваивают новые знания, активно участвуют в научных конференциях, олимпиадах, конкурсах. Желающие проверить свои знания в латинском языке и культуре Древнего Рима участвуют в олимпиаде по ла-
тинскому языку, на которой выполняют задания повышенной сложности. У студентов появляется возможность попробовать свои силы и приобрести уверенность в себе.
Студенты-кружковцы также принимают участие в конкурсах различного уровня, занимая призовые места в номинациях «Лучший реферат», «Лучший тематический кроссворд», «Мы за здоровый образ жизни», «Творческая мастерская». Любое подготовленное сообщение не только занимательно, но и информативно, заставляет лучше разобраться в теме исследования. Работа кружка способствует серьезному отношению к научно-исследовательской деятельности, развивает способности к ней и формирует устойчивый интерес. Руководитель предметного кружка проводит мастер-классы по подго-
товке и защите рефератов, презентаций, позволяет начинающим исследователям чувствовать себя увереннее и быть готовым к различным дискуссиям.
Наиболее активные и способные студенты выступают с очными докладами на городских и областных научно-практических конференциях, публикуют тезисы и статьи.
Стремление к знаниям, заинтересованность в поиске и обработке полученной информации, желание разобраться в новой теме, стремление научиться грамотно представлять свою работу — эти качества присущи студентам, занимающимся учебно-исследовательской деятельностью и всем желающим саморазвиваться и совершенствовать свой интеллектуально-культурный уровень.
ПОРТФОЛИО КАК РЕЗУЛЬТАТ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ
т. С. Калугина, преподаватель Кемеровского коммунально-строительного техникума
имени В. И. Заузелкова
В настоящее время перед системой профессионального образования стоит важнейшая задача, связанная с конкурентоспособностью и востребованностью выпускника на рынке труда. Проблема трудоустройства стала актуальной особенно в последнее время, когда конкуренция происходит не только среди выпускников, но и среди специалистов с опытом работы. Согласно ФГОС СПО образовательные организации должны обеспечить не только процесс формирования компетенций специалиста, но и отслеживать и предъявлять результаты достижений его деятельности будущему работодателю. Возникает необходимость составить портфолио, которое будет демонстрировать сильные стороны обучающихся, свидетельствовать об уровне его обученности, приобретенных умениях и навыках.
Одной из современных педагогических технологий, позволяющей эффективно планировать и оценивать процесс и результаты обучения, является технология портфолио. Данное
слово произошло от итальянского portfolio, что в переводе означает «портфель, папка для документов». Таким образом, портфолио — это сборник (портфель, папка) образцов работ, дающих представление о возможностях автора портфолио.
Использование портфолио в образовательном процессе способствует развитию у студентов навыков исследовательской работы с различными видами учебной и профессиональной информации, систематизации профессиональных знаний, формированию профессиональной рефлексии. Одной из важнейших функций портфолио является развитие у обучающихся самостоятельного исследовательского подхода, формирование различного рода когнитивных навыков, среди которых далеко не последнее место занимает умение рефлексировать, оценивать собственную работу, пересматривать сделанные выводы и т. д. В формировании исследовательских умений портфолио оказывается неоценимым средством, а самостоятельное структурирование позволяет формировать организаторские навыки и умение планомерно выстраивать исследование.
В условиях компетентностного подхода порт-фолио выступает как способ демонстрации, развития и оценки компетенций обучающихся, ме-