Научная статья на тему 'Мультимедийных технологий в курсе латинского языка и основ медицинской терминологии'

Мультимедийных технологий в курсе латинского языка и основ медицинской терминологии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
467
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРЕЗЕНТАЦИЯ / ИНФОРМАЦИЯ / ДЕМОНСТРАЦИЯ / СИСТЕМАТИЗАЦИЯ / КОМПЕТЕНЦИИ / MULTIMEDIA TECHNOLOGIES / PRESENTATION / INFORMATION / DEMONSTRATION / SYSTEM / COMPETENCY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тихонова Л. М.

Описывается опыт применения различных мультимедийных технологий и презентаций при обучении студентов-медиков латинскому языку как фундаментальной дисциплине в медицинском вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тихонова Л. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FROM THE EXPERIENCE OF THE APPLICATION OF MULTIMEDIA TECHNOLOGIES AWARE OF THE LATIN LANGUAGE AND THE BASICS OF MEDICAL TERMINOLOGY

Practice of using different multimedia technologies and presentations in teaching Latin as a fundamental discipline to students of Medical High School is described in this article.

Текст научной работы на тему «Мультимедийных технологий в курсе латинского языка и основ медицинской терминологии»

Древние языки

Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2013, № 4 (2), с. 333-335

УДК 372.016:811.124*40:004

ИЗ ОПЫТА ПРИМЕНЕНИЯ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В КУРСЕ ЛАТИНСКОГО ЯЗЫКА И ОСНОВ МЕДИЦИНСКОЙ ТЕРМИНОЛОГИИ

© 2013 г. Л.М. Тихонова

Ульяновский госуниверситет

latina45@mail. т

Поступила в редакцию 06.08.2013

Описывается опыт применения различных мультимедийных технологий и презентаций при обучении студентов-медиков латинскому языку как фундаментальной дисциплине в медицинском вузе.

Ключевые слова: мультимедийные технологии, презентация, информация, демонстрация, систематизация, компетенции.

3-й Госстандарт высшего профессионального образования и новая типовая программа дисциплины «Латинский язык» для специальностей «Лечебное дело» и «Педиатрия» предусматривают 72-часовой курс обучения. В нашем вузе -это четырёхчасовые занятия в первом семестре. Огромная нагрузка и на преподавателя, и особенно на студентов: за одно занятие усвоить две грамматические темы. Для усиления обучающего эффекта занятий, более доступного объяснения сложного нового материала, для наглядности разработаны мультимедийные технологии. Они существенно меняют роль преподавателя, который в данном случае является прежде всего организатором, координатором познавательной деятельности студентов. Нами разработаны лекции-презентации, презентации-объяснения нового материала, презентации-повторения пройденного материала, словари-презентации (для педиатров), урок-конкурс, интернет-олимпиада, презентации-опросы, презентации-отчёты о проведённых мероприятиях. В течение трёх лет мы издаём сборник студенческих статей «Anatmicum Latinicumque» (2011, 2012, 2013). К своим статьям по вопросам истории латинского языка, истории Древнего Рима и Древней Греции, истории медицинской терминологии и отдельных клинических терминов, крылатых выражений и пословиц, компьютерной терминологии многие студенты готовят презентации и демонстрируют их на студенческой конференции.

При проектировании будущего мультимедийного занятия необходимо подумать, какие цели оно преследует, какую роль играет в си-

Чем меньше время обучения, тем острее встаёт вопрос о методах обучения.

Н.Л. Кацман

стеме занятий по изучаемой теме или всего учебного курса. Мультимедийное занятие предназначается для изучения нового материала, представления новой информации; закрепления пройденной грамматики и лексики; для повторения и практического применения полученных знаний, умений, навыков; обобщения и систематизации знаний; формирования компетенций. Одним из очевидных достоинств мультимедийного занятия является наглядность, которая обязательно должна соответствовать предъявляемой письменной или устной информации. Время демонстрации должно быть оптимальным. При подготовке учебного эпизода встаёт проблема представления печатного текста: какой должны быть его структура, объём; формат и, конечно, шрифт. Работая над презентацией, мы учитываем, как студенты будут видеть текст (в аудитории, как правило, много близоруких студентов!). Во время объяснения нового материала одновременно проводится его закрепление (хоровое). Текст с экрана является единицей общения. На экране выделяются определения терминов, ключевые фразы, сопровождающиеся иллюстрациями. При подготовке мультимедийного занятия учитываются цвет, цветовая гамма, что сказывается на проектировании цветового сценария учебного эпизода. Мы учитываем рекомендации психологов и дизайнеров о влиянии цвета на познавательную деятельность студентов, о сочетании цветов, оптимальном количестве цветов на экране и т. д. По книге Л.Н. Мироновой «Цветоведение» изучили сведения о цвете, важные для студентов-медиков [1]. Так, например, красный цвет сти-

334

Л.М. Тихонова

мулирует нервные центры, заряжает энергией мышцы и печень. Оранжевый - тонизирующий цвет, укрепляет лёгочную ткань, улучшает пищеварение, укрепляет волю, освобождает от чувства подавленности. Жёлтый, также тонизирующий цвет, стимулирует зрение и нервную деятельность, активизирует двигательные центры, вызывает радостное настроение, генерирует энергию мышц. Зеленый уменьшает кровяное давление, расширяет капилляры, повышает мышечную работоспособность на долгое время. Воздействует противоположно красному. По словам Вольфганга Гёте, «говорят, тот, кто не любит зелёного (кому он не нравится), боится жизненных трудностей, его страшат превратности судьбы и любые перемены в жизни. А тот, кто его предпочитает, боится оказаться под чьим-то влиянием, постоянно самоутверждаясь. Люди, которым нравится зелёный цвет, отличаются сильной волей, упрямством, настойчивостью, которые позволяют им преодолевать трудности жизни. Если вам по душе светлые зелёные тона, для вас характерна мягкость и нежность, вы энергичны, умеете сотрудничать и всегда прийти на помощь ближнему, возможно, в вас скрывается целитель» [2]. Зелёный цвет оказывает освежающее и одновременно успокаивающее действие на организм, проявляет антисептические свойства, рекомендуется при лечении нервной и сердечно-сосудистой систем, астмы, бессонницы. Над своим трудом «Учением о цвете» Гёте работал двадцать лет: с 1790 по 1810 годы. Ценность его труда заключается в формулировании тонких психологических состояний. Сам Гёте ценил свою работу по цвету выше своего поэтического творчества.

Голубой - успокаивающий цвет, снижает мышечное напряжение, понижает кровяное давление, успокаивает пульс, замедляет ритм дыхания, понижает температуру тела, освежает, настраивает на терпение, снижает аппетит, успокаивает боль, обладает жаропонижающим антисептическим действием, помогает при бессоннице, нервных расстройствах. Синий цвет рекомендуется в терапии для эмоциональных и нервных людей. Фиолетовый цвет соединяет эффект красного и синего, производит угнетающее воздействие на нервную систему. Интересные факты: французский поэт Артур Рембо (1854-1891) прославился своим сонетом "Гласные": A noir, E blanc, I rouge, U vert, O bleu..."A" - черный, "Е" - белый, "И" - красный; "У" - зеленый, "О" - голубой [6]. Основатель французского института технической эстетики Жак Вьено говорил, что цвет может успокоить и возбудить, создать гармонию и вызвать

потрясение. От него можно ждать чудес, но он может вызвать и катастрофу [7, 8].

Мы провели со студентами небольшой тест-опрос, как на них влияет цвет презентации. Оказалось, у 56% студентов исключительно теплое, приятное и радостное чувство вызывал оранжевый и жёлтый цвет. 27% назвали красный, вызвавший приятное, веселое чувство, студенты рассказали о пристрастии древнеримских правителей к пурпуру, всегда создающему впечатление серьезности и великолепия. 20% студентов отметили, что зелёный цвет дает отдых глазам и успокоение на сердце. Для 7% приятен был голубой цвет, совмещавший одновременно и возбуждение, и покой, а ещё прохладу.

Цветовое восприятие на экране монитора и на большом экране значительно отличается, и мультимедийное занятие, как правило, готовится с расчётом на экран проектора. Цвет выступает в роли носителя информации, пр и-чем, по мнению Л.Н. Мироновой, «такой информации, которая воспринимается мгновенно, без всяких усилий и на большом расстоянии. Цветовые коды использовались в практике человечества с древнейших времён, например, в античном мире цвет одежды определял принадлежность к тому или иному сословию» [1].

Методические и дидактические подходы способствуют развитию умений и навыков, необходимых студентам для формирования компетентности будущего врача. Умение учиться развивает когнитивные навыки, побуждающие к приобретению новых знаний. Компьютерные информационные технологии являются основой образования XXI века. Применение мультимедийных технологий в курсе медицинской латыни стало у нас системой. При последовательной работе по этой системе у студентов формируются и развиваются познавательные, исследовательские и коммуникативные компетенции, которые способствуют готовности к последующему обучению и развитию профессиональной направленности, а также активному усвоению и применению в работе полученных в обучении знаний, умений и навыков. Мультимедийные технологии используются студентами - участниками интернет-олимпиады по латинскому языку и основам медицинской терминологии, проводимой с 2007 года на базе кафедры анатомии человека с курсом латинского языка медицинского факультета имени Т.З. Биктимирова Института медицины, экологии и физической культуры Ульяновского государственного университета. С 2009 года интернет-олимпиада

Из опыта применения мультимедийных технологий в курсе латинского языка и основ медицинской терминологии 335

стала международной. В ней принимают участие студенты почти 30 медицинских и фармацевтических вузов России, Украины, Белоруссии и Казахстана. В 2009 году на Международной выставке «Med-e-Tel» в Люксембурге наш проект интернет-олимпиады признан новой образовательной технологией. По решению Рабочей группы по латинскому языку Учебно-методической комиссии по лингвистическим дисциплинам УМО по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России варианты заданий составляются по пяти специальностям («Лечебное дело», «Педиатрия», «Медико-профилактическое дело», «Фармация» и «Стоматология») коллективами кафедр латинского языка медицинских и фармацевтических вузов России и Белоруссии. Задания в вариантах разрабатываются по 5 разделам: анатомическая терминология, клиническая, фармацевтическая, культурологический аспект, творческое задание. Творческое задание VII Международной интернет-олимпиады посвящено 1000-летию «Канона врачебной науки» Авиценны. Итоги выставляются на сайте нашего университета. По материалам интернет-олимпиады выпущено 6 сборников, 1 электронное пособие, в которое включены присланные участниками видеофильмы ответов, презентация - документ, предназначенный для представления в данном случае своего проекта олимпиады. Широко используется музыкальное сопровождение, ведь, по словам знаменитого врача В.М. Бехтерева, «музыка - не только фактор облагораживающий, воспитывающий, но и целитель здоровья». Многие музыканты и композиторы обладают "цветным слухом". Замечательный русский композитор А.Н. Скрябин в своей музыкальной поэме "Прометей" написал "партию света" (т.е. световое сопровождение музыки). Н.А. Рим-ский-Корсаков говорил, что "диезные строи в нём вызывают представления цветов, а бемольные... рисуют настроения или же большую или меньшую степень тепла..." Мультимедийные технологии применяют студенты — участники Международного фестиваля педагогических идей «Инноватика в высшей школе», проводи-

мой Пятигорской государственной фармацевтической академией (Стадульская Н.А.). Ни одна конференция не обходится без мультимедийного сопровождения. Мы работаем в тесном контакте с преподавателями информатики: выполнение тестовых заданий, подготовка презентаций к латинским крылатым выражениям, мультимедийное сопровождение студенческих мероприятий по латинскому языку и лекций по истории латинского языка - всё это помогает студентам в овладении медицинской латынью. Студенты, пропустившие занятия, самостоятельно изучают материал на основе презентаций и работают с тестирующими системами и тренажерами.

Таким образом, представленная нами система изучения латинского языка и основ медицинской терминологии включает: интеграцию, взаимодействие в системе преподаватель -студент, компетентностный и личностно-дея-тельностный подходы, гуманистическую направленность обучения, инновационные приемы в формировании и развитии личности студента. Система показала свою результативность в освоении медицинской латыни, о которой великий Гиппократ говорил: "Invia est in medicina via sine Lingua Latina".

Список литературы

1. Миронова Л.Н. Цветоведение. Минск: Выш. шк., 1984. 286 с., ил.

2. И.В. Гете. Избранные сочинения по естествознанию. М., 1957. С. 300-340.

3. Bonnefoy Y. Rimbaud par lui-même. Paris, 1970. 196 р.

4. Eigeldinger M. Mythologie et intertextualité. Genève, 1987. 523 р.

5. Barrère J.-B. Le regard d' Orphée ou l' échange poétique. Paris, 1987. 295 р.

6. Степанов Ю.С. Семантика цветного сонета Рембо// Изв. АН СССР. Сер. лит. и языка. 1984. Т. 43. № 4. С. 345-347.

7. Белик А.А. Психологическая антропология: История и теория. М., 1993. С. 51

8. Серов Н.В. Эстетика цвета. Методологические аспекты хроматизма. СПб.: БИОНТ, 1997. 64 с.

9. Материалы сайта http://en.edu.ru/

FROM THE EXPERIENCE OF THE APPLICATION OF MULTIMEDIA TECHNOLOGIES AWARE OF THE LATIN LANGUAGE AND THE BASICS OF MEDICAL TERMINOLOGY

L.M. Tichonova

Practice of using different multimedia technologies and presentations in teaching Latin as a fundamental discipline to students of Medical High School is described in this article.

Keywords: multimedia technologies, presentation, information, demonstration, system, competency.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.