Научная статья на тему 'Предметные области междисциплинарного поля изучения мотивации к получению заочного высшего профессионального образования'

Предметные области междисциплинарного поля изучения мотивации к получению заочного высшего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
205
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАОЧНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МОТИВАЦИЯ / ПОТРЕБНОСТИ / ОБЩЕСТВО / СОЦИАЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ / СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шиляева Вера Ивановна

Рассматриваются различные дисциплинарные подходы к изучению мотивации на получение заочного высшего профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Subjects of inter-disciplinary researches of motivation for high professional education getting by correspondence

Various discipline approaches of research of motivation for getting high professional education by correspondence are discussed.

Текст научной работы на тему «Предметные области междисциплинарного поля изучения мотивации к получению заочного высшего профессионального образования»

ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО 2008. Вып. 1

УДК 378.1 В.И. Шиляева

ПРЕДМЕТНЫЕ ОБЛАСТИ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ПОЛЯ ИЗУЧЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ПОЛУЧЕНИЮ ЗАОЧНОГО ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Рассматриваются различные дисциплинарные подходы к изучению мотивации на получение заочного высшего профессионального образования.

Ключевые слова: заочное обучение, высшее профессиональное образование, мотивация, потребности, общество, социальное действие, социологический анализ.

Перемены, характерные для современного российского общества, обусловливают радикальные изменения в целях и задачах, стоящих перед высшей школой, в мотивах учебной деятельности студентов, в способах их взаимодействия друг с другом, с преподавателями, в создании и использовании новых педагогических технологий. В последнее десятилетие изменился статус образования в социальной жизни - оно превратилось в сферу образовательных услуг. Именно поэтому социология образования, помимо психологии, педагогики, культурологии и других наук, не может не принимать во внимание действие таких законов рыночного механизма, как спрос и предложение, конкуренция, маркетинг и др.

Прежде чем анализировать понятие «мотив» в образовании, необходимо обратиться к рассмотрению мотивации вообще, мотивации как научной категории, имеющей широкую сферу применения. Трудность исследования мотивации начинается с того, что в настоящее время в научной литературе еще нет четкого определения понятия «мотив». Оно приобрело различный смысл у разных авторов. Нет, по существу, ни одного словаря, тем более энциклопедии - будь то работы в области философии, социологии, психологии, экономики, педагогики, которые обходили бы стороной это понятие. Так, одни авторы понимают под мотивом всякое воздействие на организм, то есть стимул, другие отождествляют мотивы и эмоции, мотивы и физиологические причины поведения или под мотивами понимают все, что побуждает человека действовать.

В психологии мотив означает совокупность внешних и внутренних условий, побуждающих субъекта к активности, а также предмет или объект, на который эта активность направлена, будучи осознаваемой или неосознаваемой [13. С. 219]. В.С. Мерлин отмечает, что «мотивация - это активное соотношение между субъектом и внешней средой. Чтобы человек стал действовать, в природе или обществе должно отсутствовать что-то необходимое для его жиз-

ни и развития, что вызывает недовольство человека и желание устранить это» [11. С.220]. По мнению Д.Н. Узнадзе, мотив - это «соображение, заставившее субъекта совершить акт», «потребность, для удовлетворения которой данное поведение было признано целесообразным» [17. С.401]. А.К. Дусавицкий называет мотивом не сам предмет потребности, а «побуждение к овладению конкретным предметом потребности» [4. С.55]. Близкую к этой позицию высказывает Л.И. Божович: мотив это все, что побуждает активность, в том числе и принятие решения, и чувство долга, и сознание необходимости, которые нередко выполняют свою побудительную функцию даже вопреки имеющемуся непосредственному желанию [2. С.212]. Это - определение мотива у ребенка, у развивающейся личности. С.А.Михайлов называет мотивом «значение, которое приобретает предмет при соотнесении с потребностью.., поскольку именно оно побуждает субъекта к овладению этим предметом» [12. С.44].

В широком смысле к мотивам в психологии относят потребности и инстинкты, влечения и эмоции, установки и идеалы. Экономико-социологический подход связан с анализом мотивации поведения человека в экономике. Если некое благо оказывается значимым, желаемым для человека, оно превращается в стимул - внешний объект стремления, актуализированную потребность. Проходя через сознание человека, стимул перерастает в мотив - внутреннее побуждение к действию.

С точки зрения экономиста, хозяйственное действие мотивировано интересом [14. С. 183,184]. При возникновении стимула в виде натурального или денежного блага человек производит калькуляцию последствий предполагаемого действия, оценивая, прежде всего, два фактора: относительную полезность получаемого блага, настоятельность своей потребности в нем; масштаб издержек, необходимых для получения блага (затрат времени и других ресурсов).

Следовательно, в приведенных выше трактовках мотив выступает как характеристика личностного смысла, который имеет для человека данный вид деятельности, объясняет, почему человек совершает те или иные действия, реализует свои силы, свою активность. С этой точки зрения под мотивами мы должны понимать только такие побуждения, от которых зависит целенаправленный характер действий. В таком случае ни внешние, ни внутренние стимулы не являются мотивами. Стимул определяет реакцию организма, но взятый сам по себе, в отдельности, он не может определить целенаправленного действия.

Точно так же и эмоции не являются мотивами. Каким бы сложным ни было содержание какой-либо эмоции, например нравственного или эстетического чувства, оно всегда связано либо с удовольствием, наслаждением, либо с неудовольствием, страданием. От удовольствия и неудовольствия зависит характер реакции, но не целенаправленные действия человека. Человек мо-

жет выполнить свой долг, несмотря на величайшие страдания и, наоборот, подавить действие, несмотря на наслаждение, которое ему сулит результат.

Если обратиться к психологическим закономерностям деятельности, то под мотивами мы должны понимать психологические побудители или движущие силы, побуждающие человека к действиям, определяющие их целенаправленность. Каковы же эти побудители и мотивирующие факторы?

Первый побудитель целенаправленного действия - потребность. Согласно определению, данному в «Философском словаре», «потребность - состояние, обусловленное неудовлетворенностью требований организма, необходимых для его нормальной жизнедеятельности, и направленное на устранение этой неудовлетворенности» [18. С.374]. Потребность предполагает нужду в предмете потребности. Другими словами, чтобы активно и целенаправленно действовать, человек должен в чем-то нуждаться. Нужда - это лишь объективное условие, а не мотив целенаправленного действия. Далеко не всякая нужда побуждает человека к действию. Только в том случае, когда нужда вызывает неудовлетворение, страдание, а прекращение нужды вызывает удовольствие, становится возможной активная деятельность.

Специфическими для человека являются потребности социальные, порожденные развитием общества - потребности в труде, общении с другими людьми и т.п. Биологические потребности сохраняются у человека в снятом, преобразованном виде, не существуют совершенно изолированно от социальных потребностей, в конечном счёте опосредуются социальным развитием. Чем более богата, разнообразна, развита жизнь общества, тем богаче, разнообразнее, более развиты потребности людей.

В этом состоит важная характеристика социологического подхода к потребности. Если «социологией изучаются социальные потребности людей: потребности в общении, в самосохранении, самоутверждении, саморазвитии, самовыражении» [15. С.401], то психологией потребность исследуется как источник активности, первопричина поведения личности или социальной группы. В психологической науке акцентируется внимание на структуре и уровне развития потребностей индивида.

Социально-философский и социологический подходы к проблеме потребностей согласуются с психологическим подходом. Потребность, считает А.Н. Леонтьев, сама по себе, как внутреннее условие деятельности, это лишь негативное состояние, состояние нужды, недостатка, свою позитивную характеристику она получает только в результате встречи с объектом своего «опредмечивания» [8. С.2-6]. Таким образом, основной движущей силой психического развития человека считается состояние неудовлетворенности, беспокойства и страха, нужды. Но есть и другая точка зрения. Л.И. Божович [2. С.212] предлагает качественно новую форму потребности, когда человека

побуждает к действию не нужда в чем-либо, не недостаток, а стремление к новому переживанию - к овладению, к достижению.

Наличие потребности во внешних впечатлениях позволяет понять развитие потребностей и мотивов как результат активности человека, связанной с положительными переживаниями. Иначе говоря, движущей силой выступает не слабость человека перед окружающей средой, не стремление лишь приспособиться к ней, а, напротив, стремление познать действительность и овладеть ею.

Эмоция является вторым необходимым побудителем всякой активной деятельности. Мотив невозможен без одновременно с ним возникшей и связанной с ним эмоции. Не существует неэмоциональных мотивов. Но, тем не менее, эмоция не является мотивом.

По мнению западных ученых, анализирующих преимущественно динамическую сторону мотива, эмоции указывают на значимость окружающих человека явлений, на степень их важности, на их модальность (положительность или отрицательность).

Но рассматривая мотивационную структуру, необходимо учитывать как динамическую, так и содержательную сторону мотивации. Отечественные психологи исходят из принципа единства обеих сторон мотивации и в противовес западным подчеркивают первичность содержательной стороны.

Основой содержательной стороны мотивации считаются ценности, поэтому следует обратить внимание и на некоторые ценности, которые имеют мнимый смысл. Общество, желая того или нет, может порождать иллюзорные ценности, мнимые потребности и т.п. Порождаются они во многом средствами массовой информации. В истинном осознании своих подлинных мотивов большую роль играет ясное сознание человека, но в неменьшей степени и умение слушать себя, прислушиваться к своим глубинным желаниям и как-то их удовлетворять.

Таким образом, психологический подход основывается на том, что мотив - это то, что определяет действия человека, он присущ его внутреннему миру, имеет «персональный» характер, но вместе с тем зависит от множества внешних по отношению к человеку факторов. В работах западных психологов анализируется динамическая сторона мотива, в работах отечественных -содержательная.

Основоположники экономической теории также видят проблему многообразия реальных экономических мотивов и подчеркивают невозможность сведения их к голому экономическому интересу. Лидер австрийской школы К. Менгер отмечал, что, кроме своекорыстия, в хозяйственной жизни немало других побудительных мотивов - любовь к ближнему, обычай, правовое чувство [10]. «Очень часто, даже в большинстве случаев, мы действуем под одновременным влиянием нескольких или даже многих перекрещивающихся меж-

ду собой мотивов, и вдобавок комбинация мотивов, действующих в том или ином случае, в свою очередь подвергается изменениям в зависимости как от числа и характера, так и от относительной силы сталкивающих побуждений» (Е. Беем-Баверка) [1. С.355]. Наконец, А. Маршалл также полностью отдает себе отчет в том, что приобретательство не является единственной целью человека. Что религия, например, оказывает на него даже более сильное и глубокое воздействие, нежели экономика. И что строго отграничить экономические мотивы от неэкономических в реальной жизни сложно [9. С. 56].

Рассмотрение мотива в социологии связано с анализом социального действия. Для характеристики мотивов социального действия важным является не только осознание своих действий, но и осознание требований общества. Когда мы говорим о социальном действии, то речь идет об индивиде, который, ориентируясь на ситуацию, предполагает прямое или опосредованное взаимодействие с другими людьми: принимает во внимание реакцию других людей, их потребности и цели; вырабатывает план своих действий, учитывая интересы других; строя прогноз, старается предугадать, будут ли способствовать или препятствовать его действиям другие социальные субъекты, с которыми он должен взаимодействовать; кто и как себя поведет, с учетом этого, какой вариант действий следует избрать.

С точки зрения экономико-социологического подхода интерес человека состоит в максимизации полезности или минимизации издержек для получения оптимального набора благ. Он не всегда совершает выбор между альтернативными способами использования ресурсов. И вместо того, чтобы стремиться к собственному экономическому интересу, большинство индивидов склонно придерживаться устойчивых комплексов поведения, принятых в сообществе, то есть следовать социальной норме [14. С. 184]. Хотя следование норме допускает определенную свободу выбора между правилами поведения, ориентация на других возникает как важнейшее условие удовлетворения потребностей индивида, реализации его жизненных целей. Затруднённость удовлетворения своих потребностей без взаимодействия с другими фактически принуждает индивида учитывать интересы других, их возможную реакцию на его действия. Ориентация на других, выполнение ожиданий-обязательств (ролей) - своеобразная плата, которую индивид должен платить за спокойствие, надежные цивилизованные условия удовлетворения своих потребностей. Таким образом, мотивация социального действия субъекта содержит в себе два начала: индивидуальную цель, воспроизводящую потребность человека; ориентацию на другого, «ожидание», учитывающее возможную ответную реакцию окружающих [19. С. 92].

Потребность в образовании - это в первую очередь потребность в знании. Знания ценны сами по себе, так как поддерживают и укрепляют потребность, связанную с достижением какой-либо индивидуальной цели, которая

осмысливается сквозь призму социальных отношений, связей, ожиданий. Следовательно, конкретное содержание, направленность мотива будет определяться тем, как эти два начала будут соотноситься, взаимодействовать.

Т. Парсонс выделил основные альтернативы, так называемые типовые переменные действия - систему основных ориентаций, «срабатывающих» в процессе выбора варианта действия. Это пары, характеризующие возможности альтернативного выбора, в частности, между действием исключительно в собственных интересах, или необходимостью учета в своем поведении потребностей коллектива («ориентация на себя - ориентация на коллектив»); стремлением к удовлетворению непосредственных, сиюминутных потребностей или отказом от последних ради перспективных и важных целей; подчинением индивидом своего поведения какому-то общему правилу или с учетом специфических моментов данной ситуации; и т.д [16. С. 348].

В.В. Радаев выделяет целый комплекс мотивов, побуждающих человека к действию. Они берут свое начало из трех основных источников - интереса, социальной нормы и принуждения, причем содержимое этих источников перемешивается самым сложным образом [14. С. 185,186]. Следование интересу предполагает, что индивид может выбирать способы своего поведения. Следование норме также допускает определенную свободу выбора между правилами этого поведения, но в противоположность интересу его действия могут быть обусловлены принуждением - безальтернативным подчинением внешних по отношению к нему условиями.

Вероятность реализации той или иной альтернативы выбора мотивации социального действия зависит, конечно, от множества причин. В частности, нередко сказываются индивидуальные особенности, культурно-интеллектуальные возможности конкретных индивидов. Но если мы попытаемся понять причины массовости распространения того или иного типа мотивации, мы обнаружим, что очень многое здесь будет зависеть от общества, социокультурной среды.

По своему содержанию мотивация на получение высшего образования богата и включает в себя целый спектр потребностей разного плана, которые отражаются в широком круге интересов людей. «Действенная сила потребности проявляется тем полнее, чем четче она выражена в интересах социальной общности» [6. С.74]. В связи с этим о потребности в заочном образовании можно говорить с точки зрения выхода на различные интересы:

- материальные (повышение заработной платы в связи с ростом образования);

- социальные (чем выше образование, тем выше положение на социальной лестнице);

- профессионально-трудовые (повышение профессиональной компетентности, совершенствование трудовых навыков в соответствии с изменением образования);

- моральные (моральное удовлетворение от более высокого уровня образования);

- духовные (более высокая степень включенности в духовную жизнь, приобщенность к культуре в соответствии с качеством образования).

Естественно, общество и культура ограничивают свободу выбора личности. Тем не менее существует диалектическое единство: общество обеспечивает социальную среду, предъявляет к личности определенные «требования», а личность, утверждая свои цели и интересы, в поиске наиболее эффективных путей удовлетворения своих потребностей, отбирает, приноравливается, в одних случаях сама приспосабливается, в других - приспосабливает под себя условия среды. Ценностные ориентации входят в мотивационную систему личности, являя собой активное начало, определяют ее поведение, планирование ею будущего, ее участие в формировании общественных норм и ценностей.

Ценности, как об этом писал еще Макс Вебер, служат фундаментом мотивации поведения людей, основанием целостности социальной системы. Он предлагал четыре «идеальных типа» социального действия [3. С. 628,629], различающихся по способу их мотивации:

• целерациональное действие - продуманное использование условий и средств для достижения поставленной цели;

• ценностно-рациональное действие - основанное на вере в самодовлеющие ценности (религиозные, эстетические);

• аффективное поведение - обусловленное эмоциональным состоянием индивида, его непосредственными чувствами, ощущениями;

• традиционное действие - основанное на длительной привычке или обычае.

Но ценным является не все, что является общепринятым. Индивидуальный опыт указывает, что ценным является то, что, во-первых, согласуется с индивидуальным опытом, во-вторых, содействует развитию, достижению блага для индивида. Рассматривая структуру мотивации к получению высшего заочного образования, на наш взгляд, необходимо определить, кто является субъектом-носителем этой потребности - общество, социальная группа или личность.

Потребность в образовании может быть удовлетворена по-разному. Один путь - через институциональную систему, то есть через регламентируемые структуры. Другой путь - через самообразование в ежедневной деятельности: в труде, в социальной жизни, в общении, через средства массовой информации. В современных социально-экономических условиях целесооб-

разно развиваться как в одном, так и в другом направлении. Вместе с тем потребность в самообразовании является вершиной, пиком развития потребности в образовании в целом. Система образования имеет в данном случае определяющее значение, поскольку именно она призвана решать проблему развития личности. Высшие образовательные учреждение не «заставляют» учиться без потребности, социальные институты образования создают условия для развития членов общества, а значит, и общества в целом. Заочная форма получения высшего образования является идеальным вариантом «легализации» потребности в самообразовании.

Потребность в образовании развивается на основе своеобразного синтеза разных видов деятельности, которые имеют неодинаковый удельный вес в тот или иной возрастной период. Поэтому можно считать, что по своему происхождению потребность в образовании является комплексной и проявляется в процессе социализации с раннего детства. Она относится «скорее к категории социальных, чем естественных потребностей» [5. С.51]. Человеку изначально свойственна «социальная ситуация развития». Это означает, что наиболее важным фактором развития как ребенка, так и взрослого является потребность в образовании. Следовательно, потребность в образовании создает базу для совершенствования и динамики «самого себя», всей системы потребностей социального субъекта. И в этом смысле для многих социальных групп потребность в образовании является не только ключевой, но и становится ведущим фактором развития.

Важной проблемой в исследовании мотивационной сферы личности является эволюция мотивов. Социально-психологический подход позволяет наиболее полно раскрыть эту проблему.

В качестве общего механизма эволюции мотивов в психологии рассматривается реализация потребностей в ходе поисковой активности. Отсюда вытекает центральная закономерность: развитие мотива происходит через изменение и расширение круга деятельности. Источником развития мотива является не имеющий границ процесс общественного производства материальных и духовных ценностей.

В результате прогрессивного развития изменяются общественное производство, наука, культура и многие другие факторы, а значит, изменяются предметы потребностей, изменяются и дифферинцируются мотивы. Так, например, в 1961 г. социологами были выявлены 10 мотивов поступления в вуз, а в 1994 г. уже 82 мотива [7. С. 187]. Отсюда, на наш взгляд, можно сделать вполне закономерный вывод: механизм развития мотивов состоит в их еще большей дифференциации и усложнении вследствие дифференциации и усложнения общественной жизни общества.

Подводя итог нашим рассуждениям, необходимо отметить, что социологическое познание проблем заочного высшего профессионального образо-

ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО 2008. Вып. 1

вания и, в частности, мотивации к получению высшего заочного образования может быть двояким. С точки зрения первого подхода социологические методы используются в процессе исследований, проводимых в рамках специальных дисциплин: в педагогике, психологии, этике, антропологии, валеоло-гии или какой-либо другой науке. При таком подходе социология есть средство или инструмент для решения задач вышеперечисленных дисциплин и носит «вторичный», подчиненный характер. При втором подходе изучение объектов системы образования, например рассмотренная нами выше мотивация, ведется с точки зрения предмета социологии и ее метода, а психолого-педагогические аспекты рассматриваются постольку, поскольку это необходимо для теоретического представления о данных объектах и отношениях между ними. Именно данный подход, «первичный», является основополагающим для социологии образования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Беем-Баверк Е. Основы теории ценности хозяйственных благ // Австрийская школа в политической экономии: К. Менгер, Е. Беем-Баверк, Ф. Визер. М.: Экономика, 1992.

2. Божович Л.И. Избранные психологические труды. М., 1995.

3. Вебер М. Основные социологические понятия // Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990.

4. Дусавицкий А.К. мотивы учебной деятельности студентов: Учеб. пособие / ХГУ. Харьков, 1987.

5. Зборовский Г.Е. Социология образования: В 2 ч. Ч. 1. Социология допрофессио-нального образования. Екатеринбург: Изд-во Свердлов. инженер. пед. ин-та, 1993.

6. Здравомыслова А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. М.: Политиздат, 1986.

7. Леонавичюс Ю.И. Исследование социальных проблем высшего образования в Литве // Преемственность поколений: диалог культур: Материалы междунар. на-уч.-практ. конф. СПб., 1996.

8. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977.

9. Маршалл А. Принципы экономической науки. Т. 1. М.: Прогресс-Универс, 1993.

10. Менгер К. Исследования о методах социальных наук и политической экономии в особенности. СПб.: Цезерлинг, 1894г.

11. Мерлин В.С. Лекции по психологии мотивов человека. Пермь, 1971.

12. Михайлов С.А. Мотивы в структуре деятельности // Мотивация учебной деятельности. Новосибирск, 1983.

13. Психология: Словарь. / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М.: 1990.

14. Радаев В.В. Хозяйственная мотивация и типы рациональности // Социологический журнал. 1997. №1/2.

15. Российская социологическая энциклопедия. М., 1998.

16. Современная западная социология: Словарь. М.: Политиздат, 1990.

17. Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. М.: Наука, 1966.

18. Философский словарь / Под ред. И.Т.Фролова. М.: Политиздат, 1987.

19. Эфендиев А.Г. Основы социологии: Курс лекций: В 2 ч. М., 1994.

Поступила в редакцию 04.02.08

V.I. Shilyaeva

Subjects of inter-disciplinary researches of motivation for high professional education getting by correspondence

Various discipline approaches of research of motivation for getting high professional education by correspondence are discussed/

Шиляева Вера Ивановна

ГОУВПО «Удмуртский государственный университет» 426034, Россия, г.Ижевск, ул. Университетская, 1 (корп. 6) E-mail: shilyaeva@list.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.