Научная статья на тему 'Потребность в физическом самосовершенствовании как побудитель активности учебной и служебной деятельности курсантов образовательных организаций МВД России'

Потребность в физическом самосовершенствовании как побудитель активности учебной и служебной деятельности курсантов образовательных организаций МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
304
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОТРЕБНОСТИ / МОТИВЫ / КУРСАНТ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ФИЗИЧЕСКОЕ САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ / REQUIREMENTS / MOTIVES / PHYSICAL / PHYSICAL SELF-IMPROVEMENT / CADETS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Муханов Ю. В.

В статье дается характеристика потребностей и мотивов в философской и психолого-педагогической литературе. Определяется взаимосвязь потребности в физическом самосовершенствовании с базовыми и социальными потребностями. Дается авторское определение потребности в физическом самосовершенствовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Муханов Ю. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Requirement for physical self-improvement, as the stimulative activity of educational and office activity of cadets of the educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia

The article describes the requirements and motivations in the philosophical and psycho-pedagogical literature. It defines the relationship of the requirements in physical self-improvement with basic and social needs. It also gives the author’s definition of the requirements in physical self-improvement.

Текст научной работы на тему «Потребность в физическом самосовершенствовании как побудитель активности учебной и служебной деятельности курсантов образовательных организаций МВД России»

Проблемы непрерывной профессиональной подготовки сотрудников ОВД

пособия по английскому языку «Хрестоматия для чтения по английскому языку».

Естественно, сформированная готовность будущих специалистов органов внутренних дел к самообразовательной деятельности

на базе информационно-коммуникативных технологий позволит им самостоятельно повысить уровень коммуникативной культуры обучающихся, а также свободно ориентироваться в профессиональной среде.

Литература —

1. Быхтина Н.В., Малахова В.Л. Использование современных интерактивных методов обучения на занятиях иностранного языка как условие формирования профессиональной культуры специалиста органов внутренних дел // Проблемы правоохранительной деятельности. 2013. № 2. С. 46-48.

2. Запальская Л., Морозова E. Using Computer in the English Classroom // English. 2003. № 38. C. 7-10.

References

1. Bykhtina N.V., Malakhova V.L. Using modern interactive methods of studying at the English lessons as a condition for forming professional culture of law enforcement officers // Problems of law enforcement activity. 2013. № 2. P. 46-48.

2. Zapalskaya L, Моmzova E. Using Computer in the English Classroom // English. 2003. № 38. P. 7-10.

(Статья сдана в редакцию 16.04.2014)

ПОТРЕБНОСТЬ В ФИЗИЧЕСКОМ САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИИ КАК ПОБУДИТЕЛЬ

Активности учебной и служебной деятельности курсантов образовательных организаций мвд

россии

requirement for physical self-improvement, as the stimulative activity of educational and office activity of cadets of the educational organizations of the ministry of internal

affairs of russia

УДК 796:378.6

Ю.В. МУХАНОВ

(Белгородский юридический институт МВД России) e-mail: [email protected]

Y.V. MUKHANOV

(Belgorod Law Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation)

Аннотация: в статье дается характеристика потребностей и мотивов в философской и психолого-педагогической литературе. Определяется взаимосвязь потребности в физическом самосовершенствовании с базовыми и социальными потребностями. Дается авторское определение потребности в физическом самосовершенствовании.

Проблемы правоохранительной деятельности 2’14

28

Проблемы непрерывной профессиональной подготовки сотрудников ОВД

Ключевые слова: потребности, мотивы, курсант, физическая подготовка, физическое самосовершенствование.

Abstract: the article describes the requirements and motivations in the philosophical and psycho-pedagogical literature. It defines the relationship of the requirements in physical selfimprovement with basic and social needs. It also gives the author’s definition of the requirements in physical self-improvement.

Физическое воспитание молодежи, особенно будущих специалистов ОВД, традиционно рассматривается как важнейшее средство всестороннего и гармоничного формирования человека и гражданина, поэтому в государственных программах, нормативных документах Министерства внутренних дел Российской Федерации, в педагогических исследованиях ему уделяется значительное внимание.

Многие годы совершенствование процесса физической подготовки курсантов в высших образовательных учреждениях МВД России шло по пути усиления прикладной профессиональной направленности формирования и развития физических качеств, выполнения нормативов по физической подготовке, освоения техники выполнения боевых приёмов борьбы. В меньшей степени уделялось внимание развитию личности и индивидуальности средствами физической культуры и спорта. Средства, методы и формы обучения в области физической культуры и физической подготовки не способствуют формированию личностной физической культуры как важного вида общей культуры человека. Все это способствует снижению у курсантов образовательных организаций МВД России потребности, интересов и мотивов к самостоятельной физкультурной деятельности, участию в спортивно-массовых мероприятиях оздоровительной направленности.

Особое значение в формировании ценностных ориентаций приобретают мероприятия, базирующиеся на педагогических основах физической подготовки курсантов - укрепление физического и психического здоровья, формирование мотивационно-ценностного отношения к здоровому образу и стилю жизни курсантов, обеспечение оптимального физического состояния [5].

В последние десятилетия в научных исследованиях прослеживается направленность на единство физического и духовного, всестороннего и гармоничного развития молодежи, формирования ее физической культуры.

Большой интерес представляют исследования, направленные на усиление самопознания в процессе физического развития будущих специалистов ОВД. Это показано в диссертационных работах А.Т. Иваницкого (2000), В.О. Антониковского (2005), Д.А. Рукавишникова (2006) и В.В. Горбатова (2006). Они определили главную целевую направленность профессиональной физической подготовки в развитии самостоятельности и самосовершенствования у курсантов. Решение этой задачи требует обращения к глубинным механизмам саморегуляции и активности человека - его потребности в самосовершенствовании, в том числе в физическом самосовершенствовании.

Категория потребностей человека исследуется многими гуманитарными науками: философией, культурологией, педагогикой, социологией, психологией, физиологией, но каждая из них выделяет собственный аспект проблемы. Потребности - это двигательная сила поведения всех живых организмов, в том числе и человека. Человек привык объяснять свои действия из своих потребностей, которые при этом отражаются в его сознании [6].

В философском энциклопедическом словаре потребность рассматривается как нужда или недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом; внутренний побудитель активности [10].

Потребности человека рассматривались ещё мыслителями Древней Греции. Античные мыслители понимали потребности как побудительные силы человеческой деятельности. Демокрит, например, рассматривал потребность как основную движущую силу, которая сделала ум человека изощрённым, позволила приобрести язык, речь, привычку к труду. Вне потребностей человек не смог бы выйти из дикого состояния.

Платон разделил потребности на первичные, образующие «низшую душу», которая подобна стаду, и на вторичные, образую-

Проблемы правоохранительной деятельности 2’14

29

Проблемы непрерывной профессиональной подготовки сотрудников ОВД

щие «разумную, благородную» душу, цель которой - руководить первой. Для целей нашего исследования эта мысль является важной, поскольку, развиваясь на протяжении столетий, она преобразовалась в идеи, во-первых, развития потребностей от низших к высшим, во-вторых, трёхуровневости потребностей (биологических, социальных, высших ценностей). В связи с этим возникает задача понимания места потребностей в физическом самосовершенствовании в их общей системе.

Понимание потребности как основного источника активности человека развивалось французскими и немецкими, позже русскими мыслителями в XVIII-XIX столетиях. Было показано, что потребности человека беспрерывны, и они служат источником его постоянной активности.

Идею исторического развития потребностей развивал Г.Ф. Гегель: «Человек доказывает свою всеобщность, прежде всего созданием многообразия потребностей и средств, а затем различением в конкретной потребности отдельных частей и сторон... Нет предела направленности общественного состояния на неопределенное увеличивание разнообразия и специфицирование потребностей, средств и удовольствий, также как нет и предела различию между естественными потребностями и потребностями культурных людей». С точки зрения Г.Ф. Гегеля, главные среди всех потребностей - потребности духовные, материальные же («например, потребность в еде, питье, одежде») хоть и существуют, но не оказывают влияния на ход развития цивилизации.

Если в философии потребность рассматривается как побудитель человеческой активности, то психологи, пытаясь отыскать её глубинный механизм, обратились к понятиям «нужда», «желание», «необходимость в чем-либо», «напряжение от дефицита, недостаточности», «источник различных форм активности». На основе уже «удовлетворенных потребностей возникают и развиваются новые, более высокие потребности, которые требуют активных и более совершенных форм и видов деятельности как личности, так и общества в целом» [2].

Важным фактором, который направляет потребности, является воспитание. Огромная роль потребностей как побудительной активности человеческой деятельности имеет важное значение для теории воспитания. Если потребности и интересы составляют глубинные механизмы человеческого пове-

дения, то воспитание и должно быть направлено на их формирование.

В настоящее время существует множество определений категории потребности. При этом большинство учёных признаёт её как основную побудительную силу человеческой деятельности.

Самостоятельным вопросом в психолого-педагогических исследованиях является вопрос о видах потребностей. Классификаций существует множество, рассмотрим некоторые из них. П.В. Симонов считает, что потребности человека можно разделить на три группы: витальные, социальные и идеальные. В каждой из этих групп выделяются потребности сохранения и развития, а в группе социальных - еще и потребности «для себя» (осознаваемые как принадлежащие ему права) и «для других» (осознаваемые как обязанности) [9].

Некоторые авторы условно делят потребности на «высшие» и «низшие». К низшим потребностям относят постоянное функционирование организма, поддержание его теплового режима, а к высшим - потребности, которые связаны с деятельностью человека, его творческим развитием, эстетическим удовлетворением. Потребность в физкультурной и умственной деятельности играет важную роль среди этих потребностей.

А. Маслоу дал стройную классификацию и систему потребностей, выделяя их в группы: физиологические потребности, потребности в безопасности, в социальных связях, самоуважении, самоактуализации. Потребности низших уровней он называет нуждами, а высших - потребностями роста. По мысли автора, первоначально человек удовлетворяет так называемые базовые потребности, а удовлетворив их, он обнаруживает у себя более высокие, которые также поэтапно начинает удовлетворять [8].

Рассматривая пирамиду потребностей А. Маслоу, можно заключить, что, с одной стороны, потребность в физическом самосовершенствовании в этой пирамиде автор не выделяет, а с другой - можно проследить связь с ней на всех ступенях пирамиды. Например: потребность в физическом самосовершенствовании может подкрепляться такими глубинными потребностями, как выживание и половое влечение, потребностью в безопасности, в принадлежности и любви, в уважении. На высших уровнях пирамиды потребность в физическом самосовершенствовании может быть соотнесена с познавательными, эстетическими потребностями и

Проблемы правоохранительной деятельности 2’14

30

Проблемы непрерывной профессиональной подготовки сотрудников ОВД

высшей потребностью в самоактуализации.

Это важный теоретический вывод, который позволяет в процессе формирования потребностей в физическом самосовершенствовании опираться, с одной стороны, на базовые и социальные потребности, с другой - рассматривать их как высшие, которые по определению могут влиять на потребности низшего уровня.

Анализ литературы позволяет заключить, что потребность является одной из побудительных сил, которая увеличивает активность человека. Потребности характеризуются нуждой, силой и остротой. У каждого человека потребности выражены по-разному. Биологические потребности основываются на типах телосложения, темпераменте, конституции, связанных с обменными процессами в организме.

Итак, рассмотренные точки зрения на сущность потребности содержат ряд неоспоримых фактов, которые необходимо учитывать при переходе к проблеме мотивации и мотива.

Для целей нашего исследования важно различать понятия «потребность» и «мотив». И то, и другое в литературе рассматривается как побудитель действий деятельности, но потребность основывается на понятии нужды (желания, влечение), а мотив рассматривается как опредмеченная потребность [4].

Признавая мотив за побудительную силу, некоторые психологи считают, что побуждение берется от потребности, другие - от предмета удовлетворения потребности. Кроме того, и сама роль побуждения рассматривается по-разному. У одних - это побуждение к действию, у других - это то, что побуждает к постановке целей. В ряде случаев побуждение подменяется причиной побуждения: идеалами, ценностными ориентациями, потребностями, целями, интересами.

Потребности и мотивы являются основой возникновения эмоциональных состояний. Механизм возникновения эмоций сводится к следующему - источники активности человека лежат в сфере потребностей и мотивов, их удовлетворение предполагает постановку целей и решение конкретных задач.

Для педагогического процесса крайне важна и такая функция эмоций, как побуждение. Из оценки происходящего вытекает побуждение к действию. В зависимости от знака оценки, положительного или отрицательного, действие может быть направлено либо на овладение требуемым, необходимым, либо на прекращение неуспешного действия, либо на выбор другого. По А.Н. Леонтьеву,

сначала человек действует для удовлетворения своих витальных потребностей, а затем удовлетворяет свои витальные потребности для того, чтобы действовать. Наличие у человека потребности составляет необходимую предпосылку любой деятельности, но потребность сама по себе еще не способна придать деятельности определенную направленность, она находит свое выражение в тех формах, в которых трансформируется потребность в процесс ее осознания каждым конкретным человеком.

Процесс формирования потребности в физическом самосовершенствовании у курсантов образовательных организаций МВД России актуален в условиях реформирования системы ОВД, и он напрямую связан с мотивами учебной, служебной деятельности и личностного роста. Социальная деятельность человека является «естественной необходимостью». Посредством деятельности она превращается во внутреннюю необходимость (потребность), когда человек не может не заниматься ею.

Главным звеном между организмом индивида и социальной средой является личность, которая и испытывает постоянное влияние социального. Личность является носителем определенных социальных функций, однако, выполняя их, накладывает на их выполнение своеобразные неповторимые черты - характер, волю, интересы, потребности, знания, ценностные ориентации и мировоззрение [4].

Социальные, личностные качества человека формируются под воздействием социальной среды и проявляются в общественной деятельности, которую выполняет курсант в своей среде и обществе. Одной из форм физической подготовки, ее целенаправленного функционирования в курсантской среде, а именно педагогическим процессом передачи и усвоения ее ценностей, является физическое развитие и самосовершенствование. Главная задача физического воспитания и физического развития в образовательной организации МВД России заключается в воздействии на формирование личности курсанта одной из ее сторон - физической подготовки.

Формирование потребности у курсантов в физическом самосовершенствовании в своей основе направлено на физическое развитие и физическую подготовленность, укрепление здоровья, профессиональное долголетие и противоборство растущей преступности.

Проблемы правоохранительной деятельности 2’14

31

Проблемы непрерывной профессиональной подготовки сотрудников ОВД

В психолого-педагогической и специальной литературе встречаются различные определения потребности в физическом самосовершенствовании:

- как испытываемая и осознаваемая необходимость в деятельности, направленная на физическое развитие, укрепление здоровья [7];

- как потребность общества в развитии и совершенствовании жизнеспособности индивидов, необходимая для совершенной жизнедеятельности человека [1];

- как психическое состояние человека, которое характеризуется влечением к занятиям физическими упражнениями с целью развития своих физических качеств и укрепления здоровья [3].

Исходя из анализа развития понятий потребности в философской и психолого-педагогической литературе, выявлено, что потребность в физическом самосовершенствовании - это побудитель активности

в сфере работы с телом, здорового образа жизни, занятий физической подготовкой, физической культурой и спортом, которая проявляется в осознанности взаимосвязи физической активности с мотивами учебной и служебной деятельности, личностного роста и семейной жизни. Она выступает как основа жизнедеятельности личности. Потребность в физическом самосовершенствовании, выявленная из большого количества потребностей личности, выступает одним из главных условий всестороннего и гармонического развития личности, которая взаимодействует с волей, способностями, интересами, эмоциями, влияющими на физическую подготовленность и самочувствие курсанта. Поэтому процесс формирования потребности в физическом самосовершенствовании у курсантов образовательных организаций МВД России актуален и требует дальнейшего исследования.

Литература —

1. Амосов A.M. Раздумья о здоровье. - М.: ФиС, 1987. 63 с.

2. Выдрин В.М. Теория физической культуры: учебное пособие. - Л.: ГДОИФК им.П.Ф. Лесгафта, 1988. 45 с.

3. Ильин Е.П. Психология физического воспитания. - М., Просвещение, 1987. - 206 с.

4. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2006. 512 с.

5. Клименко Б.А, Кутергин Н.Б. Технология формирования мотивационно-ценностного отношения к здоровому образу и стилю жизни у курсантов МВД России // Физическое воспитание студентов. 2010. № 5. С. 27-29.

6. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции: Психология эмоций. Тексты/ под ред. В.К. Вилюнас, Ю.Б. Ги-шенрейгер. -М.: МГУ, 1984. С.162-168.

7. Лотоненко А.В. Педагогическая система формирования у студенческой молодёжи потребностей в физической культуре: дис. ... д-ра пед. наук. - Воронеж, 1998. 320 с.

8. Маслоу А. Мотивация и личность. - М., 1998.

9. Симонов П.В. Мотивированный мозг. - М., 1987.

10. Философский энциклопедический словарь, 2-е издание. - М.: Советская энциклопедия. 1989.

References

1. Amosov A.M. Thinking about health. -М.: Ph&S, 1987. 63 p.

2. Vydrin V.M. Theory of physical culture: The textbook: L. :GDOIFK. P.F. Lesgaft, 1988. 45 p.

3. Ilyin E.P. Psychology of physical education.-M., Procveshchenie, 1987. 206 p.

4. Ilyin E.P. Motivation and motives. -St. Petersburg. : Peter, 2006. 512 p.

5. Klimenko B.A, Kutergin N.B. Technology of forming the motivational value of healthy life style among cadets of the Ministry of Internal Affairs of Russia // Physical education of students. 2010. № 5. P. 27-29.

6. Leontiev A.N. Demands, motives, emotions: The psychology of emotions. Texts / under edit. V.K. Vilbinas, Yu.B. Gishenrejger. - M.: MSU, 1984. P. 162-168.

7. Lotonenko A.V. Pedagogical system of students’ youth needs in physical education: dis. ... Dr. Ped. Sciences.-Voronezh, 1998. 320 p.

8. Maslow A. Motivation and personality. - M., 1998.

9. Simonov P.V. The motivated brain. - M., 1987.

10. The Philosophical Encyclopedic Dictionary, 2nd edition, - M.: Soviet encyclopedia, 1989.

(Статья сдана в редакцию 25.04.2014)

Проблемы правоохранительной деятельности 2’14

32

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.