Научная статья на тему 'Предметные и ролевые игры в процессе речевого развития детей как основа обучения их общению'

Предметные и ролевые игры в процессе речевого развития детей как основа обучения их общению Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1114
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Баряева Л. Б., Лопатина Л. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Предметные и ролевые игры в процессе речевого развития детей как основа обучения их общению»

УЧЕНЫЕ — ПРАКТИКАМ

УДК 376.37 ББК Ч457

ГСНТИ 14.29.29 Л. Б. Баряева L. B. Baryaeva

Код ВАК 13.00.03

Л. В. Лопатина

Санкт-Петербург, Россия ПРЕДМЕТНЫЕ И РОЛЕВЫЕ ИГРЫ В ПРОЦЕССЕ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ КАК ОСНОВА ОБУЧЕНИЯ ИХ ОБЩЕНИЮ Сведения об авторе: Баряева

Людмила Борисовна, доктор педагоиги-ческих наук, профессор.

Место работы: Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Санкт-Петербург.

Сведения об авторе: Лопатина Людмила Владимировна, доктор педаго-игческих наук, профессор.

Место работы: Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Санкт-Петербург

L. V. Lopatina

St. Petersburg, Russia

OBJECT AND ROLE PLAYS IN THE PROCESS OF SPEECH DEVELOPMENT OF CHILDRES AS A BASIS OF TEACHING TO COMMUNICATE About the author: Baryaeva

Liudmila Borisovna, Doctor of Pedagogy, Professor.

Place of employment: Russian

State Pedagogical University n. a. A. I. Gertsen, St. Petersburg.

About the author: Lopatina

Liudmila Vladimirovna, Doctor of Pedagogy, Professor.

Place of employment: Russian

State Pedagogical University n. a. A. I. Gertsen, St. Petersburg.

Контактная информация: 91186, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, д. 48.

Педагогическими задачами логопедических занятий по формированию коммуникативных способной детей с первым уровнем речевого развития с использованием предметных и ролевых игр являются:

- воспитание умения соблюдать в игре элементарные правила поведения и взаимодействия на основе игрового сюжета;

- формирование у детей потребности в общении, обучение их использованию речевых и неречевых средств общения;

- обучение детей элементарным операциям внутреннего программирования с опорой на реальные действия на невербальном и вер-

бальном уровнях: показ и называние картинок, изображающих игровые ситуации;

- разыгрывание ситуаций, в которых необходимо использовать звукоподражание, элементарное интонирование речевых звуков, имитацию неречевых звуков (смеха или плача ребенка, кипения чайника, льющейся воды, движения или сигнала автомобиля, звука, сопровождающего зеленый сигнал светофора), произнесение отдельных реплик по ситуации игр с образными игрушками;

- расширение круга действий детей с куклой и другими образными игрушками на основе бытовых и

© Баряева Л. Б., Лопатина Л. В., 2012

игровых ситуаций, создаваемых логопедом в структуре логопедических занятий.

В работе по формированию у детей умения взаимодействовать со взрослыми и с другими детьми на первой ступени обучения логопед использует элементы обучающих игр с реальными предметами, с предметами-заместителями, с последующей ориентацией детей на их использование в сюжетных играх (в совместной деятельности с воспитателем и в самостоятельной игре). При этом логопед обращает особое внимание на проигрывание с детьми простых сюжетов — цепочек связанных по смыслу игровых действий с образными игрушками и атрибутами для игры, включая детей в несложный ролевый диалог, побуждая ребенка называть себя в игровой роли. В ходе таких игр логопед последовательно дает ребенку речевой образец, который затем закрепляется на различном материале.

В ходе подгрупповых логопедических занятий с детьми первого уровня речевого развития организуются игровые ситуации, позволяющие детям с помощью невербальных и вербальных средств общения выражать радость от достижения целей, вступать в общение со сверстниками: парное или в малых группах (два-три ребенка).

Предметные и ролевые игры в логопедической работе с детьми на первой ступени обучения направлены:

- на преодоление неречевого и речевого негативизма у детей (чув-

ства неуверенности, ожидание неуспеха), формирование устойчивого эмоционального контакта с учи-телем-логопедом и со сверстниками, развитие положительного эмоционального отношения детей к занятиям;

- развитие когнитивных предпосылок речевой деятельности детей, формирование речи во взаимосвязи с развитием восприятия, внимания, памяти, мышления;

- развитие интереса детей к окружающей действительности и их познавательной активности;

- расширение понимания речи детьми;

- уточнение и расширение активного словарного запаса с последующим включением его в простые фразы;

- развитие потребности в общении и формирование элементарных коммуникативных умений, обучение детей взаимодействию с окружающими взрослыми и сверстниками;

- научение детей отражать в речи содержание выполненных действий (вербализация действий детьми);

- формирование элементарных общих речевых умений.

Игры, направленные на преодоление неречевого и речевого негативизма, способствуют установлению контакта с ребенком и повышению его эмоционального тонуса. Вначале логопед может организовать предметную игру с каждым ребенком индивидуально, то есть создать условия для включения его в совместную деятельность

на основе взаимодействия «ребенок — логопед», а впоследствии «ребенок — логопед — другие дети», «ребенок — дети» по знакомой детям игровой тематике.

В ходе логопедических занятий с использованием предметных и ролевых игр очень важно сформировать у детей интерес к игровой деятельности, умение и желание принимать участие в игре, побуждать детей к оречевлению своих действий. Для этого используются разные игрушки (образные: кошка, собака, мышка, петушок; звучащие: погремушка, бубен, дудочка, барабан, колокольчик; сборно-разборные: пирамида, матрешки, кубики). В таких играх, как, например, «Детский сад», «Кормление куклы», «Кто как кричит?», «Мамины помощники», «Непослушные игрушки», «Помощники», «Построим дом», «Праздник елки», «Прятки», «Угощаем куклу», логопед стремится вызвать у детей речевое подражание.

Для соотнесения трехмерных объектов с их плоскостными изображениями по ходу игр применяются картинки с изображением различных предметов и игрушек, которые дети используют в своих играх, а также картинный материал, отражающий эмоциональный, бытовой, социальный, игровой опыт детей (по игровым ситуациям, раскрывающий социальное содержание отношений между персонажами).

Включение в логопедические занятия предметных и ролевых игр способствует формированию у детей с первым уровнем речевого

развития произвольного слухового и зрительного восприятия, внимания и памяти. Логопед привлекает внимание детей к предметам, рассматривая их вместе с ними, обучая фиксации взгляда на объекте в процессе активного восприятия. В предметных играх дети знакомятся с различными свойствами предметов (форма, величина, цвет). Однако главная задача логопеда — не просто сформировать представления детей о свойствах предметов, но соотнести эти свойства со словом.

С содержанием предметных и ролевых игр, которые включаются в подгрупповые логопедические занятия, интегрируются игры с правилами, прежде всего дидактические. В таких играх у детей формируются элементарные представления о величине предметов (большой, маленький, средний, самый большой, самый маленький; длинный, короткий; высокий, низкий; широкий, узкий; толстый, тонкий). Дети учатся различать предметы по величине: противопоставление по принципу «такой — не такой»; выбор предметов, одинаковых по величине, из группы однородных; группировка разнородных предметов по величине; расположение предметов по словесной инструкции в ряд (в порядке возрастания или убывания). В естественной для ребенка игровой ситуации логопед обозначает параметры величины предмета словом.

В различных предметных и ролевых играх с предметами-орудиями бытового назначения, с игрушками логопед уточняет пред-

ставления детей о цвете предметов (красный, синий, желтый, зеленый, черный, белый), учит их детей различать предметы по цвету (противопоставление по принципу «такой — не такой», выбор предметов одного цвета из группы предметов, разных по форме и величине; различение контрастных и близких по цвету предметов). В обучающих играх дети соотносят цвет предмета со словом.

В специально созданных образовательных ситуациях на логопедическом занятии логопед привлекает внимание ребенка к неречевым звукам, формирует умение сосредоточиваться на звуке, определять местонахождение источника звука. В игре дети учатся сравнивать контрастные и близкие по звучанию неречевые звуки. Для этого используются звучащие игрушки, музыкальные инструменты, звукоподражания, то есть создается ситуация, когда ребенку необходимо сосредоточить слуховое внимание для восприятия звуков различной громкости (громкий — тихий), высоты (высокий — низкий). В естественных для ребенка условиях игровой деятельности логопед воспитывает у него слуховое внимание к речи.

Предметные и ролевые игры в структуре логопедических занятий направлены также на развитие основных функциональных уровней памяти: от простого (узнавание) к более сложному (воспроизведению). При этом организуется специальная предметно-развивающая среда, взаимодействие с которой ведет к постоянному расшире-

нию круга узнаваемых ребенком предметов на основе сформированных зрительных и слуховых представлений, что способствует увеличению объема зрительной, слуховой и слухоречевой памяти детей. Для совершенствования процессов запоминания и воспроизведения ребенку в специально созданных образовательных ситуациях предлагается запоминать и воспроизводить последовательность и количество предметов (три-четыре), картинок или ряд неречевых звуков (двух), звукоподражаний (двух) и т. п.

Речевое развитие детей напрямую зависит от сформированности кинестетической и кинетической основы движений в процессе развития общей, ручной и артикуляторной моторики. Поэтому в логопедические занятия с детьми с первым уровнем речевого развития включаются предметные и ролевые игры, предполагающие разнообразные действия с предметами, введение в сюжетную линию игры упражнений на развитие праксиса позы (по подражанию логопеду и самостоятельно). При этом логопед подбирает такие игровые действия, которые способствуют выработке динамической координации движений: четкости и точности движений, выполняемых в определенном темпе и ритме по игровой ситуации; удержанию двигательной программы при выполнении последовательно организованных движений с различными игрушками (куклами, двигателями, сборно-разборными игрушками). Для обучения детей с первым уровнем речевого

развития коммуникативным умениям важно научить их согласовывать свои движения с движениями других детей. Для этого сюжеты предметных и ролевых игр интегрируются с элементами подвижных игр и игровых упражнений с незначительной, умеренной и тонизирующей нагрузкой. Например, можно использовать элементы построений и перестроений («Делай так: круг — квадрат», «Строимся парами» и др.), ходьбу (в колонне, по кругу, держась за руки, парами друг за другом), прыжки («Мы зайки», «Лягушки», «Подпрыгни до ладошки») и другие упражнения.

Для формирования кинетической основы движений пальцев рук в процессе выполнения последовательно организованных движений и конструктивного праксиса в предметные, а иногда и в сюжетные игры вводятся ситуации, когда детям нужно собрать пирамидку или матрешку, что-то построить, сложить разрезные картинки. В этом случае детям предлагают сборно-разборные игрушки, доступный им строительный материал, кукол и кукольную одежду с множеством застежек: на пуговицах, на липучках, на молниях. Занятия организуются таким образом, чтобы постоянно стимулировать детей к взаимодействию со взрослым и другими детьми, если это занятие подгрупповое.

Во взаимодействии с ребенком развиваются движения его мимической мускулатуры. В игровых ситуациях логопед побуждает ребенка зажмуривать глаза, надувать щеки (по подражанию взрослому),

а затем предлагает ему «научить» этому кукол, мишек, кошечек.

В предметных и ролевых играх, используемых на логопедических занятиях, формируются мыслительные операции детей с первым уровнем речевого развития. Предлагая тот или иной объект (предмет) для игры, логопед прежде всего уточняет, что ребенок знает о нем, определяет новые сведения и способы действия с ним, которым можно научить ребенка, учитывая особенности его речевого и психофизического развития. В специально подобранных играх активно развиваются произвольность, опосредованность восприятия, пространственные отношения, способность создавать целое из частей. С помощью этих игр логопед обучает детей простейшим обобщениям на основе установления сходных признаков.

В обучающих ситуациях, включающих предметные и ролевые игры, формируются операции анализа и синтеза в различных по сложности условиях идентификации и моделирования, которые соотносятся с особенностями развития ребенка с первым уровнем речевого развития. В игровых ситуациях, которые тщательно продумываются и вплетаются в сюжетную линию логопедического занятия, логопед побуждает детей мысленно сопоставлять объекты, устанавливать сходство или различие между ними по каким-либо признакам, объединять предметы и явления, представленные в игровом сюжете, в группу по общему признаку, распре-

делять предметы по группам, называть их.

Большое значение для формирования коммуникативных навыков детей с первым уровнем речевого развития имеют логоритмические занятия, в процессе которых сюжеты предметных и ролевых игр могут успешно интегрироваться с музыкально-ритмическими играми, что способствует слухозрительному и слухомоторному взаимодействию при восприятии и воспроизведении ритмических структур. Воспитание чувства ритма, обучение детей ритмичным движениям в соответствии с характером звучания музыки, прохлопывание простого ритма по подражанию логопеду, а затем самостоятельно, отстукивание ритма детских песенок — все это способствует становлению речи детей, побуждает их к общению друг с другом и педагогом. На логоритмических занятиях детям предлагаются ритмические игры («Смотри и делай вместе со мной», «Слушай и делай вместе со мной», «Послушай и сделай, как я») и музыкально ритмические игры (Мишки бегают», «Кормим петушка», «Птички летают», «Мишки ходят»). На занятиях по логоритмике дети слушают маршевые и танцевальные мелодии, например, «Конь», муз. Е. Ти-личеевой, «Цыплята», муз. А. Филипенко, «Дождик», муз. В. Кали-никова, «Зайчик», муз. Л. Лядовой, «Марш», муз. М. Журбина. В зависимости от сюжета игр, включаемых в занятия, используются музыкальные игрушки: погремушки, бубен, колокольчик, барабан и т. д.

Важной целью логопедических занятий на основе предметных или ролевых игр является формирование у детей с первым уровнем речевого развития умения вслушиваться в речь, понимать ее содержание, сосредоточиваться на восприятии речи и реагировать на нее ответными двигательными и звуковыми актами по ситуации игры. Речевой материал для предметных и ролевых игр, который логопед предлагает детям, осуществляя прямое или косвенное руководство игрой, направлен на совершенствование понимания речи на основе восприятия целостных словосочетаний, подкрепленных действием («Покажи куклу», «Покажи мячик», «Покажи мишку»; «Покажи куклу», «Принеси куклу»). В ходе игр логопед учит детей понимать двухступенчатые инструкции («Возьми ложку и покорми куклу») и вопросы: «Что?», «Кто?», «Где?» («Покажи, что лежит на столе?», «Покажи, кто спит?», «Покажи, где лежат игрушки?», «Покажи, что гудит, а что звенит?», «Покажи, кто спит, а кто сидит?», «Покажи, где кошка лежит, а где умывается?»). Для развития понимания значений слова в ситуациях игр предлагаются игровые задания на соотнесение слов «один — много» с соответствующим количеством предметов и слов «большой — маленький» с величиной предметов.

В совместных с детьми предметных и первых ролевых играх логопед стремится вызвать у детей речевое подражание. Для этого используется речевой материал, по-

строенный на гласных звуках и их сочетаниях (Катя поет: а-а-а; вьюга гудит: у-у-у; Петрушка удивляется: о-о-о; мышка пищит: и-и-и; в лесу кричат: ау; малыш плачет: уа; ослик кричит: иа и т. п.).

В предметных играх на звукоподражание логопед использует речевой материал на основе открытых слогов: корова — «му»; мышка — «пи»; пальчик — «бо-бо»; машина — «би-би»; гусь — «га-га-га»; курица — «ко-ко-ко»; закрытых слогов: мячик — «бух»; собака — «ав-ав»; гномик — «ням-ням»; чайник — «пых-пых»; слогов со стечением согласных: лягушка — «ква», «ква-ква»; уточка — «кря», «кря-кря»; поросенок — «хрю», «хрю-хрю» и т. п. Удавшиеся звуковые комплексы повторяются в игровой форме несколько раз (до пяти повторений).

По ходу обучения детей в предметных и ролевых играх логопед переходит к формированию у них способности называть предмет или действие словом, а не звукоподражанием. Для этого детей учат называть кукол именами, а членов семьи в игре словами мама, папа, баба, деда, тетя, дядя. Проигрывая с детьми различные ролевые ситуации, логопед побуждает их выражать просьбы (на, дай), произносить указательные слова (это, тут, там), называть действия, обозначаемые глаголами повелительного наклонения 2-го лица единственного числа (возьми, иди, пей, спи, сиди, положи).

В процессе игр дети обучаются фразовой речи путем договари-

вания начатых логопедом фраз, формулирования фразы-просьбы по ходу игры («Мама, дай», «Дай кису», «Папа, иди»), предложения о сотрудничестве по сюжету игры («Давай играть») или выражения желания от имени игрового персонажа («Хочу пить»).

Предметные и ролевые игры позволяют логопеду создавать ситуации, в которых ребенок с первым уровнем речевого развития учится составлять двухсловные предложения, включающие усвоенные существительные в именительном падеже, вопросительные и указательные слова (вопросительное слово + именительный падеж существительного: «Где ляля?»;

указательное слово + именительный падеж существительного — «Вот Тата», «Это мама»).

На первой ступени обучения детей с первым уровнем речевого развития в предметных и ролевых играх успешно происходит уточнение значений слов («Покажи то, с чем ты будешь играть», «Покажи то, чем будет есть кукла», «Покажи то, что ты наденешь на куклу на прогулку»), а также противоположных значений. Поэтому в ходе логопедических занятий логопед осуществляет речевое сопровождение игр таким образом, чтобы дети учились слышать, понимать и различать противоположные по значению глаголы (налей — вылей, застегни — расстегни, надень — сними, завязывает — развязывает, закрывает — открывает, залезает — слезает), прилагательные (большой — маленький, высокий —

низкий, длинный— короткий), наречия (впереди — сзади, внизу — вверху, высоко — низко, далеко — близко, много — мало).

Во время прямого и косвенного руководства игрой логопед учит детей понимать косвенные вопросы, употребляя при этом вопросительные слова: кому, у кого, чем, куда («Покажи, кому мама дает молоко», «Покажи, у кого кукла», «Покажи, куда спрятался котенок»).

Предметное содержание игр подбирается таким образом, чтобы дети учились дифференцировать в импрессивной речи:

• формы существительных единственного и множественного числа мужского и женского рода с окончанием -ы (-и), (-а) в именительном падеже («Покажи, где кукла, где куклы», «Покажи, где глаз, где глаза» и т. п.); глаголов в форме 3-го лица единственного и множественного числа настоящего времени («Покажи, где кукла спит, где куклы спят», «Покажи, где кукла пьет чай, покажи, где куклы пьют чай»);

• глаголы прошедшего времени мужского и женского рода («Покажи, где кукла Женя спал, где кукла Женя спала» и др.).

Демонстрируя различные действия, привлекая к ним детей, логопед учит их понимать предложные конструкции с предлогами в, из, на, а также под, за, у, с, около, от, из-под, из-за.

Взаимодействуя с детьми по ходу игры логопед использует в речи слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, формируя у детей с первым уровнем речевого

развития понимание значения продуктивных уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных -ик, -ок, -чик, -к-, -очк-, -ечк-(«Покажи кукле (дочке), где мяч, где мячик», «Покажи, где гриб, где грибок», «Покажи, где ягода, где ягодка», «Покажи, где ложка, где ложечка» и др.).

Для обучения детей пониманию вопросов по сюжетной картинке или по прочитанному им тексту (короткому рассказу, сказке) логопед предлагает детям проиграть ситуацию, изображенную на картинке (описанную в тексте), предоставляя им возможность включиться в предметную или ролевую игру, содержание которой задано соответствующим изображением или текстом.

Включение ребенка в знаковое пространство с помощью картины способствует формированию у них действий моделирования окружающей действительности, служит для получения новой информации, которая затем уточняется, расширяется в предметной или ролевой игре. Как свидетельствуют исследования И. Н. Лебедевой, дети с тяжелыми нарушениями речи более охотно передают содержание только что «проигранной» картины (картинки).

В предметных и ролевых играх происходит расширение, активизация и уточнение словаря посредством использования в речи:

- слов-действий;

- слов-названий по различным лексическим темам: «Семья», «Игрушки», «Овощи», «Фрукты»,

«Одежда», «Животные», «Посуда», «Мебель» и др.;

- слов, обозначающих признаки предметов: цвет (красный, синий, желтый, зеленый, черный, белый), величину (большой, маленький, высокий, низкий, длинный, короткий), вкус (кислый, сладкий, горький, соленый, вкусный);

- личных и притяжательных местоимений (я, ты, вы, он, она, мой, твой, ваш, наш);

- наречий, обозначающих местонахождение (там, туда, здесь), время (сейчас, скоро), количество (много, мало,), ощущения (тепло, холодно, горячо, кисло, сладко, горько, вкусно), оценку действий (хорошо, плохо);

- прилагательных в сравнительной степени (больше, меньше),

- числительных (один, два, три).

Игровые ситуации, в которых логопед стимулирует детей вступать в речевое общение, создают благоприятные условия для формирования у детей с первым уровнем речевого развития грамматических стереотипов словоизменения и словообразования в экспрессивной речи. В игре логопед побуждает детей употреблять формы единственного и множественного числа существительных мужского и женского рода в именительном падеже с окончаниями -ы (кукла — куклы, стол — столы), -и (кошка — кошки, конь — кони).

В предметных действиях, сопровождаемых речью, ребенок знакомится с изменением существительных по падежам:

- винительный падеж единственного числа с окончанием -у («Я беру... куклу, зайку, мишку»);

- родительный падеж существительных мужского и женского рода единственного числа без предлога («Чего нет у куклы?») и с предлогом у («У кого нет чашки?»; «У кого есть коляска?).

- дательный падеж существительных мужского и женского рода единственного числа с окончанием -е («Кому подарили игрушки?» — «Коле».).

- творительный падеж существительных мужского рода единственного числа с окончанием -ом («Чем моют куклу?» — «Мылом».).

Предметные и ролевые игры способствуют созданию естественных ситуаций для употребления детьми глаголов в форме повелительного наклонения 2-го лица единственного числа настоящего времени (сиди, лежи, играй, иди), глаголов в форме изъявительного наклонения 3-го лица единственного и множественного числа настоящего времени (поет — поют, стоит — стоят, лежит — лежат).

Логопед, проигрывая с детьми различные игровые ситуации, обучает их в ходе совместной речевой и игровой деятельности:

- согласованию прилагательных с существительными мужского и женского рода единственного числа в именительном и косвенных падежах по опорным вопросам;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- согласованию местоимений мой, моя с существительными в именительном падеже (мой мишка, моя кукла);

- правильному употреблению форм рода и числа глаголов прошедшего времени (ушел — ушла — ушли);

- образованию существительных с помощью продуктивных уменьшительно-ласкательных суффиксов -ик, -ок, -чик, -к-, -очк-, -ечк-;

- употреблению в речи трехсоставного простого предложения с прямым и косвенным дополнением, в котором подлежащее выражено формой единственного числа существительного в именительном падеже, сказуемое — формой повелительного наклонения 2-го лица единственного числа настоящего времени («Мама, дай куклу». «Тата, возьми чашку».) и формой изъявительного наклонения 3-го лица единственного числа настоящего времени («Вова ест кашу». «Катя моет чашку».);

- выражению желания с помощью трехсоставной простой синтаксической конструкции, включающей обращение и инфинитив («Мама, хочу пить». «Катя, давай играть».);

- использованию в речи трехсоставной простой синтаксической конструкции с местоимениями («Я хочу играть». «Он идет гулять»);

- воспроизведению звукослоговой структуры глаголов в форме изъявительного наклонения 3-го лица единственного числа настоящего времени при произнесении пар глаголов (первым членом предъявляемой пары является глагол в форме повелительного накло-

нения 2-го лица единственного числа: спи — спит, лежи — лежит, сиди — сидит и т. д.).

В ходе логопедических занятий в предметных и ролевых играх логопед обращает внимание на закрепление синтаксических связей в простом предложении. Для этого он задает детям вопросы, добиваясь четкого развернутого ответа.

В ходе ролевых игр логопед стимулирует ситуативное общение детей друг с другом и со взрослыми, организует простые диалоги по ситуации игры.

На логопедических занятиях по формированию речевых и коммуникационных навыков логопед обращает внимание на интонационное развитие голоса, его произвольной выразительности и модуляций путем побуждения детей к речевой активности, которая является важнейшим условием овладения речью и навыками общения.

Завершая общие рекомендации по проведению логопедических занятий с использованием игровой деятельности, мы хотим обратить внимание специалистов на то, что такой подход к логопедической работе с детьми соотносится подходами с современными системами сенсорного воспитания. Он основывается на понимании закономерностей психического развития как процесса присвоения ребенком общественно-исторического опыта человечества, фиксированного в продуктах материальной и духовной культуры. Сенсорное развитие рассматривается при этом как процесс

усвоения общественного опыта, приводящий к формированию восприятия и представлений о внешних свойствах вещей. Сенсорное воспитание важно для формирования у ребенка обобщенных представлений, обеспечивающих ориентировку в окружающем мире, становления специфически человеческих сенсорных способностей: зрительно-кинестетического регулирования орудийных практических и речевых действий, музыкального и речевого слуха и т. п.

Таким образом, в процессе игры логопед формирует общефункциональные механизмы речевой деятельности, что обеспечивает создание оптимальных условий для работы по развитию специфических функций речи, в том числе функции общения.

Формирование обобщенных сенсорных умений предполагает овладение сенсорными ориентиро-

вочными действиями и усвоение ребенком системных сенсорных знаний, «алфавитов» сенсорных эталонов. Они помогают правильно «прочитать» полученную сенсорную информацию. Как одна из значимых на первой ступени логопедической и общеразвивающей работы с детьми с первым уровнем речевого развития выделяется задача включения сенсорного опыта в деятельность ребенка: предметную, продуктивную, игровую. Для этого необходимо активизировать восприятие ребенка, создать условия для реализации его чувственного опыта, а также своевременного и правильного соединения его со словом, формируя план представлений. Построенные таким образом логопедические занятия служат основой для умственного развития детей с нарушениями речи и для формирования их коммуникативных способностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.