Русские мыслители от Феодосия Печерского до славянофилов видели в хозяйственной деятельности и труде одну из главных форм духовной жизни. Позитивистскому и рациональному представлению о хозяйственной деятельности как сумме трудовых функций, выполняемых для увеличения капитала, русские мыслители противопоставляли идею преимущественно духовного характера труда, имеющего значение универсальной всечеловеческой ценности, эффективность которого зависит от степени неразрывности веры и жизни, целостности соединения личности и окружающего ее мира. Наиболее последовательными выразителями экономических идей русской цивилизации были славянофилы, указавшие на духовный характер русского хозяйства, в корне отличного от западного экономического уклада общества. Хозяйство, в русле идей славянофилов, начинает исследоваться в христианских категориях как выражение духовной жизни человека и общества, что нашло отражение в работах С.Н. Булгакова, а также Н.А. Бердяева, В.С. Соловьева, П.А. Флоренского, Д.И. Менделеева и др.
Хозяйственно-экономические воззрения славянофилов представляют собой нерасторжимое единство с их верой, с идеалами государственного и общественного устройства. Это самодержавие и Земский Собор, единство Царя и Народа, «власти» и «земщины», что было характерно для допетровской Руси, жизнь которой, по убеждению славянофилов, протекала гармонично и без потрясений. Они признавали официальную формулу «православие, самодержавие, народность», но вкладывали в нее особое содержание.
Социально-философский контекст экономических воззрений славянофилов отразился, прежде всего, на основном вопросе - проведении крестьянской реформы 1861 г., суть которого можно понять лишь при осмыслении общей позиции мыслителей, представляющих интересы русской нации как самобытного этноцивилизационного образования. Несмотря на существовавшую в советский период развития философии и социального знания критику славянофильства, в настоящее время необходимо признать, что проекты славянофилов об устройстве экономической жизни общества в наибольшей степени отвечали общенациональным и государственным интересам.
Главным в экономическом учении славянофилов стало утверждение о невозможности политической экономии как самостоятельной науки, поскольку она рассматривает экономику как нечто самодовлеющее, оторванное от других сторон жизни людей, в особенности от духовных и нравственных основ. Более широкий же подход к пониманию экономических проблем в зависимости от приоритетов философии хозяйства был заложен именно славянофилами, в первую очередь И.В. Киреевским.
По мнению И.В. Киреевского, сущность экономики вытекает из особенностей русского склада ума, отличающегося от европейского: «Западный человек раздробляет свою жизнь на отдельные стремления и хотя связывает их рассудком в один общий план, однако же в каждую минуту жизни является как иной человек... Не так человек русский... раздвоение и целостность, рассудочность и разумность будут последним выражением западноевропейской и древнерусской образованности» [1]. И.В. Киреевский также объяснял, что политическая экономия не могла зародиться в России из-за того, что «русский человек. не мог бы согласить с цельностию своего воззрения на жизнь особой науки о богатстве. Он знал, что развитие богатства есть одно из второстепенных условий жизни общественной и должно поэтому находиться не только в тесной связи с другими высшими условиями бытия, но и в совершенной им подчиненности» [1]. Вообще, русская социально-философская доктрина хозяйствования не сводила его только к накопительству, деньгам, подсчету прибыли и убытков, не отделяла финансовые итоги от духовно-нравственных ценностей, а также от государственных интересов, от судеб своего Отечества, всегда имела перед собой высокий идеал. Такой подход, конечно же, был чужд западной политэкономии.
В русской дореволюционной философии хозяйство выражало собой целостность бытия человека, соединение духа и материи, творческого сознания и природы на основе трудовой деятельности, нивелирующей ценность капитала. В.С. Соловьев понимал цель труда в соединении материальных нужд с нравственными требованиями, обеспечивающими всем и каждому необходимые средства к достаточному существованию и всестороннему совершенствованию. При этом он настаивал на том, что труд имеет нравственные основания и не может сводиться к материальному стимулированию. По этому поводу он писал: «Выставлять своекорыстие или личный интерес как основное побуждение к труду - значит отнимать у самого труда значение всеобщей заповеди, делать его чем-то случайным.
Если я тружусь только для благосостояния своего и своих, то раз имею возможность достигнуть этого благосостояния помимо труда, я тем самым теряю единственное (с этой точки зрения) побуждение к труду» [2].
С.Н. Булгаков отмечал глубинную органичную связь труда каждого отдельного человека со всем человечеством на том основании, что считал культуру как таковую результатом трудовой деятельности всех предшествующих поколений. Именно благодаря накоплению опыта поколений трудовой потенциал способствует развитию человека, т.к. многовековой отбор характеристик отсеял все ненужное и лишнее, оставив только то, что обеспечивает возможность развития. «Человек как родовое существо, - отмечал С.Н. Булгаков, - несет в себе богатое наследие хозяйственного труда предшествующего человечества и работает, ощущая на своем труде влияние современного человечества, и если трансцендентальный субъект хозяйства есть все совокупное человечество, то и эмпирический человек знает хозяйство только общественное, какие бы формы оно ни принимало» [3].
Трудовая деятельность - это постоянное преобразование мира путем творческого воплощения субъективных переживаний в объективное бытие предметов, вещей и явлений, прокладывание моста из человеческого «Я» в «не-Я» неодушевленного мира. Таким образом, труд соединяет человека с окружающим миром, создает целостность бытия, от степени которой зависит как полноценность существования самого человека, так и возможность реализации его внутреннего, родового и индивидуального, потенциала. Именно в труде, по мнению С.Н. Булгакова, выражается стремление человека превратить мертвую материю, действующую с механической необходимостью, в живое тело с его органической целостностью и целесообразностью.
В общем, русская философская мысль постулирует цель труда как вселенский процесс превращения всего космического механизма в средство, доступное для возможностей человека, как преодоление необходимости свободой, механизма - организмом, причинности - целесообразностью, как очеловечивание природы. «Жизнь человека - безостановочный хозяйственный процесс, протекающий в трудовой деятельности, эффективность которой зависит от органичной целостности бытия. Главный метафизический вывод этой мысли, что труд в своем прогрессе есть победа организующих сил жизни над дезорганизующими силами смерти князя тьмы, победа Бога над сатаной» [4, с. 39-40].
Итак, православная религиозная природа, нравственное осмысление эмпирических фактов, признание развития личности основным содержанием исторического процесса, относительности характера экономических целей и ценностей, их подчиненности духовным, понимание истинных возможностей и познавательных границ науки, междисциплинарный синтез, психологизм и внимание к индивидуально-особенному в изучении всех форм и типов хозяйств - самые общие черты, объединяющие представителей оригинальной русской социально-философской доктрины экономики и хозяйства, в центре которой стояла личность человека и ее состояние в процессах трудовой деятельности.
Христианская этика вменяла человеку в обязанность труд как главное условие исполнения им смысла существования. При этом в обязанность человека входило не только преобразование внешнего мира, но и бережное отношение к тому, что было создано Богом для всего человечества. Как утверждал В.С. Соловьев, обязанность трудиться, данная людям в заповедях как возделывание земли, означала также запрет на злоупотребление ею, истощение и разрушение, поскольку земля предназначалась не для добывания вещей или денег, а для совершенствования ее и всего мира, а вместе с этим и оживления мертвой материи, одухотворения вещественного.
В итоге, к началу ХХ в. в России сформировалась православная концепция труда, во многом определившая своеобразие национального типа экономики и хозяйства. Ее основополагающими принципами были положения о том, что условием самосовершенствования личности человека является труд, а трудолюбие - выражение духовности; хозяйственная деятельность должна быть общественно полезной, поэтому работать на общество нужно так, как на себя; богатство и собственность, а также другие экономические категории (прибыль, эффективность) должны оцениваться с позиций праведности и неправедности их возникновения и использования; условием же спасения богатых и предприимчивых людей может быть благотворительность.
На основе этих принципов выстроилась система нравственных требований, предъявляемых к трудовой деятельности человека:
1) обязательность труда для каждого, вне зависимости от его социального и имущественного положения. Кто не трудится, тот не христианин - учит православие. Поскольку абсолютом в православии является жизнь в монастыре, то трудовая деятельность понимается как своего рода послушание, даваемое человеку Богом. Труд в жизни православного человека должен быть неотъемлемой частью пути спасения;
2) признание благим того труда, который совершается во имя любви к Богу и ближнему, а не во имя удовлетворения эгоистического интереса, что следует понимать как идеал служения общественно полезному делу. Из всего этого следует, что труд, превращенный в религиозное служение, совершаемый ради любви к Богу и ближнему, направленный на раскрытие данного Богом таланта, на совершенствование и воспитание души, признается в христианстве безусловно благим трудом, угодным Богу деланием человека на Земле. Напротив, труд, целью которого является только самоутверждение, самодостаточный труд ради труда, труд, являющийся средством удовлетворения разного рода страстей, гордыни, тщеславия, жажды власти, самопревозношения и пр., признается в православии суетным, лишенным смысла, а иногда и просто пагубным для души;
3) осуществление свободы выбора профессии и права заниматься различными видами трудовой деятельности, способствующими всестороннему развитию творческих способностей человека, универсальности его знаний;
4) проявление человеколюбия и заботы о ближнем путем меценатства, благотворительности, поскольку в православном понимании богатство дается Богом во временное пользование и накладывает на его обладателя дополнительные обязательства;
5) самоограничение в накопительстве и бережливости, которые направлены на приумножение материального достатка. Аскетизм в потреблении в православном понимании помогает очищению духовной и телесной природы человека, а вовсе не увеличению материального богатства и накоплению.
Таким образом, православная этика труда, а также общие положения в философии хозяйства славянофилов сформировали критический взгляд на нравственную бесконтрольность экономики и порабощение духа хозяйственно-экономическими проблемами. В социально-трудовых отношениях православие постоянно напоминает о том, что социальная «функция», профессиональная принадлежность, занимаемая должность, характер деятельности сами по себе еще ничего не говорят о сущности человека, о его душе и сердце, о его приближенности к Царствию Божиему. И это вовсе не противоречит тому, что в православном религиозном сознании высшим признавался и признается труд молитвенный, созерцательный, то «умное делание», которое предполагает высшее из всех возможных творчеств - творчество самого себя в сотрудничестве с Богом. Этот труд совершается преимущественно монашествующими, но к нему способен каждый христианин вне зависимости от социального и имущественного положения.
Литература
1. Киреевский И.В. Полн. собр. соч.: В 2 т. М., 1911.
2. Соловьев В.С. Оправдание добра: В 2 т. М., 1988. Т. 1.
3. Булгаков С.Н. Философия хозяйства // http://www. krotov.info/libr_min/b/bulgakovs/gakov_s_ 029.html
4. Платонов О.А. Русская экономика без глобализма. М., 2006.