Авласович Е.М. Мотивация труда: православная и протестантская этика // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2018. - Спецвыпуск №5. - URL http://e-joumal.omgau.ru/images/issues/2018/S05/00528.pdf. - ISSN 2413-4066
УДК 291.5
Авласович Елена Михайловна
Кандидат экономически наук, доцент ФГБОУВО Омский ГАУ, г. Омск em. [email protected]
Мотивация труда: православная и протестантская этика
Аннотация: Противопоставлены православная и протестантская этика труда, показаны некоторые проблемы их наложения и столкновения при формировании мотивационной структуры современного работника с точки зрения социально-философского анализа.
Ключевые слова: православная и протестантская этика труда, мотивация труда, мотивация российского работника.
Мотивация как необходимая и специфическая сторона трудовой деятельности представляет собой сложный синтез социальных, психических, духовных сторон, что обусловливает исследование проблем мотивации в рамках социально-философской, психологической и социально-психологической теорий.
Экономика труда и менеджмент изучают личностные особенности человека, конкретного вида и условий труда с целью повышения качества управления и производительности труда. Содержательные и процессуальные теории мотивации рассматривают структуру мотивов и сам процесс мотивации. В основном это зарубежные теории, приспособленные под рационального человека западной или американской культуры, восходящей к протестантской системе ценностей и этике труда, но, используемые сегодня в российской практике менеджмента.
В традиционной русской культуре сложилась система трудовой мотивации, основанная на превознесении бескорыстности, взаимопомощи, уравнительной справедливости, осуждения жадности и наживы [ 1].
Впервые о философии хозяйства, особенностях отношения к труду и мотивации человека русской, православной культуры заговорили в начале ХХ века (С.Н. Булгаков, А.С. Хомяков, А.А. Богданов). Русские философы утверждают, что православие в течение многих веков привносило в хозяйственно-экономическую деятельность России духовное начало и организовывало ее нравственно, а этика труда есть в конечном итоге вопрос о господстве духовного начала над материальным [2].
Советский период марксистской философии и политэкономии прервал эти исследования. Возобновились они только в начале XXI века, сегодня исследования в этой области особенно актуальны.
Противопоставление традиционной модели мотивации современных принципов рационализма, расчетливости, утилитаризма получило в трудах некоторых современных отечественных ученых название «модернити» [1]. Проблема трудовой мотивации в
1
российском обществе возникает в процессе модернизации общества, наложении на российскую модель отношения к труду модели западного (американского) образца.
Трансформация ценностей и мотивов труда, «модернити» берут начало в наложении на православную традицию, этику труда протестантской этики труда.
С этой точки зрения интересна и вполне справедливая оценка православного подхода к хозяйственной деятельности М. Вебера, автора «Протестантской этики и духа капитализма»: «Хозяйство и мирская деятельность признаётся здесь незначительной». Православие носит, по его мнению, созерцательный характер без обращения должного внимания на практическую, повседневную деятельность [3]. Непрактичность, «неотмирность», устремлённость вверх и к вечному, пренебрежение хозяйственно-экономическими проблемами отличают православную этику труда.
Русский богослов, философ, экономист и публицист о. Сергий Булгаков говорит о приоритете в православии духовных ценностей над материальными [2, 4]. Труд представляется как средство спасения. Внутреннее, духовное определяет внешнее и, тем самым, выстраивает определенную систему ценностей:
a) дух главенствует над материей,
b) духовное обусловливает телесное,
c) вечное определяет временное и преходящее.
Протестантизм наоборот, согласно М. Веберу, даёт широкие возможности для реализации своих духовных принципов, догматов через экономическую практику, мотивируя человека на труд, приносящий прибыль, которая становится свидетельством богоизбранности, подтверждением того, что вверенный Богом капитал, способности используются правильно. Дух протестантизма, таким образом, подпитывает дух капитализма.
Православию чужды протестантские мотивы труда, в основе которых ожидание воздаяния в мире ином за свое профессиональное совершенство, т.к. профессиональное призвание есть непосредственное выражение божественной воли [2]. Корысть, личный интерес негативно воспринимаются человеком православной культуры, как и «зарытый в землю талант», т.е. использование своих способностей на земные цели для приобретения материальных благ. Полезность труда измеряется прежде всего его «душеполезностью», вот это и есть главный мотив православной этики труда [1].
Богослов, митрополит Антоний Храповицкий вспоминает, как, будучи ректором академии, задал одному умному студенту тему: «сравнить христианское нравоучение по епископу Феофану и Мартенсену». Мартенсен - маститый протестантский проповедник, признаваемый за лучшего моралиста-теолога, притом наиболее свободного от вероисповедных заблуждений. Святитель Феофан (Затворник) в то время - просвещенный русский богослов, бывший ректор Петербургской академии. Студент, исследовав проблему, делает вывод: «Епископ Феофан учит тому, как построить жизнь по требованию христианского совершенства, а западный епископ берет из христианства то и настолько, что и насколько совместимо с условиями современной культурной жизни... Первый требует нравственного героизма, подвига, второй высматривает, что бы из христианства годилось нам в нашем теперешнем жизненном устройстве?» [5] Тот студент видит отраженную в православном нравоучении святого Феофана идею о будущей жизни - возвышенную, облагораживающую идею, мотивирующую на аскетический труд и помогающую нам устраивать здесь реальную жизнь.
В мотивации современного Российском общества, уже далёкого от возвышенных православных ценностей, пропитанного западным рационализмом, стремлением к наживе, тем не менее, проявляются особенности православной этики труда. Согласно исследованиям отечественных ученых (Т. Коваль, О. Сидякина, А. Бочкарёв), можно выделить основные
особенности современного отношения к труду, отражающиеся на мотивации современного человека.
1) Коллективизм - это черта, обратная индивидуализму европейцев, но при этом коллективизм россиян отличается от коллективизма японцев. Более удачным видится использование термина, введенного А.С. Хомяковым, - соборность. Соборность, как нравственный союз верующих, хорошо гармонирует с общинным характером труда, обусловленным также и природно-климатическими условиями проживания. Своекорыстие и стремление к личному обогащению в результате воспринимаются негативно.
2) Особое отношение к богатству, частной собственности, принижающее рационализм поведения. Аттрактивность характеризует труд российского человека, т.е. способность мыслить неординарно, непредсказуемость реакции. Это и гениальная изобретательность, находчивость, и иррационализм одновременно.
3) Трудолюбие воспринимается как добродетель, успешность труда не является показателем его богоугодности [1]. Наверное, поэтому тяжелый и утомительный труд получает наиболее высокую нравственную оценку даже в современном обществе.
Российскому сознанию ближе концепция не зарабатывания денег, а «заслуживания» привилегий, льгот, благосклонности, понимание и хорошее отношение начальства.
Среди наиболее значимых привилегий отмечаются такие, как страхование работников и их семей, гибкий график работы, питание сотрудников, семейные праздники, «семейный доктор» и т.д.
«Понимание руководителя» включает в себя не только справедливое отношение к подчиненным, но и, самое главное, его умение «идти навстречу», нарушая установленные правила и регламенты.
Некоторые исследования экономистов и социологов замечают, что высокая заработная плата не является для российских работников определяющей при выборе работы. Заработная плата, безусловно, мотивирующий фактор, но не такой сильный, как для западноевропейского человека.
Конечно, православная этика труда - не единственный фактор формирования традиционного русского отношения к труду, он действует наряду с экономическими, политическими, природно-географическими факторами. Но важно учесть, что зарубежные теории мотивации, столь популярные сегодня, вступают в противоречие с некоторыми особенностями нашего менталитета. Это столкновение особенно ярко проявляется в мотивационном кризисе современной молодежи, верующей в то, что деньги могут «прийти» сами, главное «поймать удачу», зарабатывать можно любыми средствами, и криминальными, и противоправными. Поэтому необходимо понимание того, что в настоящее время, формируя мотивационную структуру современного российского работника, сталкиваются, не всегда удачно накладываясь, православная и протестантская этика труда.
Ссылки на источники:
1. Бочкарев А.А. Трудовая мотивация как проблема социальной философии диссертация на соискание степени кандидата философских наук ВАК 09.00.11 / Научная библиотека диссертаций и авторефератов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/trudovaya-motivatsiya-kak-problema-sotsialnoi-füosofii#ixzz52R3ft2Jv [дата обращения: 02.04.2018].
2. Коваль Т.Б. Религия и экономика: Труд, собственность, богатство / Т.Б. Коваль ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2014. - 349 с.
3. Лукаш, А.В. Предпринимательство и духовно-нравственная культура России / А. В. Лукаш // Омский научный вестник. Сер. Общество. История. Современность. Омск. 2007. №4. С. 204 - 207.
4. Булгаков С.Н. Философия хозяйства. - М.: Просвещение. - 1990. - 270 с.
5. Митрополит Антоний (Храповицкий) Чем отличается православная вера от западных исповеданий [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik /Antonij_Hrapovickij/chem-otlichaetsja-pravoslavnaja-vera-ot-zapadnyh-ispovedanij [дата обращения: 02.04.2018].
Elena Avlasovich
Candidate of economic Sciences, associate Professor Omsk State Agrarian University n. a. P.A. Stolypin, Omsk
Work Motivation: the Orthodox and the Protestant ethic
Abstract: opposed to the Orthodox and the Protestant work ethic, illustrates some of the problems of overlapping and collision during the formation of the motivational structure of the modern worker from the point of view of socio-philosophical analysis.
Keywords: Orthodox and Protestant work ethics, motivation, motivation of the Russian worker.