Научная статья на тему 'Потребительство как основной мотив жизнедеятельности современной молодежи'

Потребительство как основной мотив жизнедеятельности современной молодежи Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
926
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ОБЩЕСТВО / КОНЬЮМЕРИЗМ / ПОТРЕБИТЕЛЬСТВО / МОТИВАЦИЯ / YOUTH / CONSUMER SOCIETY / CONSUMERISM / MOTIVATION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Авласович Елена Михайловна

Показаны причины и основные черты потребительства в поведении современной молодежи, современного общества; сравниваются взгляды отечественных и зарубежных учёных на проблему консьюмеризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Авласович Елена Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Consumerism as the main motive of life of modern youth

The causes and main features of consumerism in the behavior of modern youth are shown; the views of domestic and foreign scientists on the problem of consumerism are compared.

Текст научной работы на тему «Потребительство как основной мотив жизнедеятельности современной молодежи»

Авласович Е. М. Потребительство как основной мотив жизнедеятельности современной молодежи // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2019. - Спецвыпуск № 6. - URL http://e-journal.omgau.ru/images/issues/2019/S06/00654.pdf. - ISSN 2413-4066

УДК 141.2

Авласович Елена Михайловна

Кандидат экономических наук, доцент ФГБОУВО Омский ГАУ, г. Омск em. a vlaso vich @omgau. org

Потребительство как основной мотив жизнедеятельности современной молодежи

Аннотация: показаны причины и основные черты потребительства в поведении современной молодежи, современного общества; сравниваются взгляды отечественных и зарубежных учёных на проблему консьюмеризма.

Ключевые слова: молодежь, потребительское общество, коньюмеризм, потребительство, мотивация.

Культ потребления является одной из основных характеристик современного общества. Все чаще слышатся обвинения в потребительстве в адрес молодежи. Действительно, эта наиболее мобильная часть населения, не обремененная заботами о семье и работе, сегодня, как никогда, устремлена к материальному благополучию. Покупки и потребление стали основой приятного времяпрепровождения молодежи, главным мотивом её жизнедеятельности.

Интересно, что сама молодежь по опросу, проведённому в июле-августе 2018 года МБУ ММЦ «Шанс» (опрошено 500 человек, в возрасте от 14 до 30 лет), оценивает современное общество именно как потребительское. На вопрос «Согласны ли Вы с тем, что современное общество является обществом потребления?" большинство респондентов (81 %)отвечают, что согласны с этим, из них 44 % согласны полностью, а 37 % - скорее согласны. Незначительная часть молодежи скорее не согласны 14 % и полностью не согласны только 2 % (3 % респондентов затруднились ответить на данный вопрос).

Сам термин «общество потребления» ввел в 20-е годы ХХ века немецкий философ и социолог, знаменитый психоаналитик, Эрих Фромм. По его мнению, социальные изменения, формирующие такое общество, начинают закладываться вследствие развития капитализма [6]. Появляется техника, и не только в производстве, но и в быту, растут доходы населения, а также происходит рост продолжительности свободного времени, появляется желание окружить себя продуктами технического прогресса. Э. Фромм пишет, что «вся наша культура основана на жажде покупать, на идее взаимовыгодного обмена. Счастье современного человека состоит в радостном волнении, которое он испытывает, глядя на витрины магазина и покупая всё, что он может позволить себе купить или за наличные или в рассрочку» [7]. С этих пор потребление официально стало индикатором социального расслоения.

Многие исследователи считают, что потребительство особенно активно формируется со времён выхода из Великой депрессии (1929-1933гг.) и начинает «процветать» после второй мировой войны. Именно тогда появилась крылатая фраза, знакомая сегодня даже школьнику: «Спрос рождает предложение». Её автором является британский экономист Джон Мейард

Кейнс («спасатель капитализма»). Его теория легла в основу фискальной экономической политики . Опираясь на эту модель, развивались многие страны со времен второй мировой войны и вплоть до 70-х годов ХХ века. Главная идея кейнсианства заключается в том, что государство обязано активно вмешиваться в экономику (особенно во время кризиса) и стимулировать совокупный спрос для ее развития. Совокупный спрос, в том числе потребительский, таким образом, становиться центральным объектом экономической политики, к нему приковано внимание, на его стимулирование направлены все инструменты, регулирующие экономику. Экономический рост с этих пор измеряется именно приростом производства конечных, т.е. потребительских товаров и услуг (прирост ВВП в %).

С 70-х годов монетаризм приходит на смену кейнсианству, центр внимания переносится на денежную массу, но суть остаётся прежней: экономическая политика стимулирует нас активно расходовать деньги на покупки товаров и услуг, что увеличивает массу денег в обращении и позволяет экономике развиваться, выходить из кризисов. Если взять во внимание еще и маркетинговую политику фирм, «рекламную идеологию» [4], навязывание кредитов банками, становится понятным, почему наше общество является потребительским.

Именно в это время, Жан Бодрийяр, французский социолог, культуролог и философ издает свой труд «Общество потребления». Он пишет, что это общество самообмана, в нем не может быть ни подлинных чувств, ни культуры. Это «демократия уровня жизни, демократия телевизора, автомобиля и стереосистемы» [1]. Счастье в этом обществе измеряется благосостоянием, комфортом, цифрами экономических показателей ВВП, дохода и потребления. Но это изобилие и процветание, констатируемое в цифрах, иллюзорны. Ускоренные темпы роста порождают текучесть рабочей силы, психологическое и нервное истощение, агрессию и стрессы, производство быстро устаревающих и непрочных, хрупких продуктов. Появляется расслоение, появляются «всеми забытые» люди, неспособные поддерживать требуемый ритм.

Молодежь, как наиболее динамичная группа населения, полная сил и энергии, такой ритм жизни охотно выдерживает. Её не пугает необходимость постоянного повышения квалификации и переподготовки, а постоянное появление инноваций, новых модификаций товаров, пусть и быстро устаревающих, ломающихся, воспринимаются молодым потребителем с энтузиазмом. Этим пользуются очень умело производители гаджетов, их товары нацелены именно на ту часть населения, которая не боится эксперементировать и открыта для всего нового и неустанно следит за обновлениями. Согласно исследованиям, большинство молодых людей (62%) положительно относятся к новинкам и иногда покупают новые товары ради интереса. Кроме того, они активно пользуются современными способами оплаты и покупок. Так, 24 % молодых респондентов покупают много товаров через интернет, и 50 % совершает покупки в сети иногда, в случае, когда не может найти что-то в обычных магазинах.

Большое влияние на потребительское поведение молодежи оказывает технический прогресс, а информационные технологии несомненно нередко наносят ощутимый вред психике молодого поколения. Недаром современные социологи и психологи указывают нам сегодня на новые проблемы современного общества: шопомания, игромания. Все чаще стали говорить о гаджетомании, т.е. зависимости от цифровой техники, которая становится своего рода патологией, если появляется постоянное стремление во что бы то ни стало приобрести новую модель, не важно при этом, каковы её преимущества и есть ли они вообще.

Сегодня отмечается увеличение покупок молодежью дорогостоящих товаров (одежды известных брендов, часов, смартфонов, автомобилей) для чего нередко приходится совмещать работу и учебу. Потребление на это этапе жизненного пути становится главным мотивом трудовой деятельности, а образование рассматривается нередко как способ в дальнейшем это потребление улучшить качественно и количественно, что позволит занять соответствующее место в обществе.

Неудивительно, что в оборот, в русский язык, вошло слово консьюмеризм. Согласно словарям, это перепотребление, зависимость современного общества от потребительства, когда товары теряют собственную значимость и становятся, в первую очередь, знаком причастности к той или иной общественной группе. «Борьба за физическое выживание отходит на задний план, уступая место потреблению символов, конструированию идентичностей» [4]. Конечно, консьюмеризм воспринимается неоднозначно и нередко критикуется, прежде всего, в религиозной среде, например, в энциклике папы римского Иоанна Павла II «Centesimus Annus» (1991).

В буддизме снижения уровня притязаний ассоциируется в первую очередь с равновесием с собой, окружающими людьми и космосом: «Все несчастья от желаний. Убей желания!»

Отрицательную оценку потребительство получало и в православии, хотя, следует отметить, что очень далеко мы ушли сегодня от православного, духовного идеала.

Татьяна Коваль, профессор факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ, пользуясь терминологией Фромма (Э. Фромм «Быть или иметь») говорит, что в православном сознании всегда был идеал «быть», а не «иметь», поскольку именно внутренние, духовные качества человека являются ценностью. Свободу духа дают не деньги или материальные блага, а «стремление к идеалу всеобщего трудничества, нестяжания и социального опрощения». Поэтому на Руси так почитается особый духовный, идеальный тип человека — «странника». Странник полностью свободен от мирских соблазнов, его имущество умещается в котомке за плечами. Он есть вечный путник, ищущий невидимого Небесного Града. «Любовь к «худым ризам», абсолютной бедности, приближающееся к юродству социальное уничижение всегда были отличительной чертой русской святости. И этот идеал оказывал глубочайшее воздействие на все русское православное религиозное сознание» [5].

Противоположное мнение в защиту консьюмеризма высказывает А.Б. Долгин, предприниматель, профессор и заведующий кафедрой прагматики культуры НИУ ВШЭ. Согласно его мнению, потребление той или иной вещи, выбираемой в соответствии с бюджетом и предпочтениями, маркирует вкус индивида, его ментальность и определяет социальную принадлежность. Вещи подают сигнал, по которому другие потребители видят себе либо равного, либо находящегося выше или ниже в денежной и культурной координатах. «Система искусно стыкует/разводит людей, благодаря чему разные классы, слои, страты, круги, сегменты общества деликатно расквартированы и не так сильно царапают друг друга острыми локтями». [3]

В России, пожалуй, эта «система», «невидимая рука» пока не может работать столь искусно и деликатно, причиной чему значительное расслоение населения. В.И Ильин указывает на очаговый характер российского общества потребления: есть очаги с высокой концентрацией качественных потребительских ресурсов, и есть периферийная зона, где присутствуют только вкрапления высоких стандартов потребления, этот сектор населения только наблюдает общество потребления со стороны, по телевидению, в витринах магазинов и т.д.

Потребление для молодежи сегодня также не только способ удовлетворения потребностей. Эта часть населения внимательно относится к мнению окружающих о том, как она выглядит (73% опрошенных молодых людей заявляют об этом). Приобретением или дорогих, эксклюзивных, или дешёвых, но непохожих на другие товаров молодежь нередко пытается подчеркнуть свою свободу, превосходство и индивидуальность, привлечь внимание и заявить о себе, войти в определенный круг общения.

В.И. Ильин такую склонность к индивидуальному потреблению как способу конструирования своей идентичности называет основной характеристикой общества потребления, консьюмеризма [4].

Но не стоит в консьюмеризме винить молодежь. Ей диктуют, навязывают такое поведение экономика и экономическая политика, новые стандарты потребления, «рекламная

идеология», прогресс информационных технологий и производители гаджетов. Эрих Фромм образ нашей жизни связывает с особенностями экономической системы, которая превращается в основополагающий фактор, определяющий характер человека [6]. С ним соглашается Жан Бодрийяр: «Жил некогда бедный человек. После многих приключений и длительного путешествия с помощью экономической науки он встретил общество изобилия. Они поженились и имели много потребностей» [1].

Изменились ориентиры, цели и мотивы нашей жизнедеятельности. Словами французского писателя, Паскаля Брюкнера, мы преклоняемся пред почти обожествленной экономикой: «ныне она играет роль Абсолюта, определяет степень нашего удовлетворения или недовольства, иначе говоря, не служит нам, а диктует нашу судьбу. Поэтому в современном мире смешались понятия комфорта, благополучия и счастья». Наиболее уязвимо в таких условиях как раз подрастающее поколение, у него еще не сформировалась система духовных и нравственных ценностей, а иллюзии виртуального мира столь прекрасны и привлекательны.

Ссылки на источники:

1. Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структура /пер. с фр., послесл. и примеч. Е. А. Самарской. М.: Культурная революция; Республика, 2006. - 269 с.

2. Брюкнер. П. Вечная эйфория. Эссе о принудительном счастье /пер. с фр. Н. Мавлевич. — СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2007. — 240 с

3. Долгин А. Б. Манифест новой экономики. Вторая невидимая рука рынка. — M.: АСТ, 2010. — 256 с.

4. Ильин В. И. Быт и бытие молодежи российского мегаполиса. Социальная структурация повседневности общества потребления. — СПб: Интерсоцис, 2007. -388 с.

5. Коваль Т. Б. Религия и экономика: Труд, собственность, богатство/ Т. Б. Коваль ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2014. — 349с.

6. Фромм, Э. Бегство от свободы. Человек для себя / Эрих Фромм; пер. с англ.—М.: ACT: ACT МОСКВА, 2006—571.

7. Фромм Э. Искусство любить. Исследование природы любви = The Art of Loving. An Enquiry into the Nature of Love (1956) / Перевод Л. А. Чернышёвой. — Москва: Педагогика, 1990. — 160 с.

Elena Avlasovich

Candidate of economic Sciences, associate Professor FSBEI HE Omsky SAU, Omsk em. avlasovich@omgau.org

Consumerism as the main motive of life of modern youth

Abstract: the causes and main features of consumerism in the behavior of modern youth are shown; the views of domestic and foreign scientists on the problem of consumerism are compared.

Keywords: youth, consumer society, consumerism, consumerism, motivation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.