Д. Д. Поляков
СОБОРНОСТЬ КАК СИСТЕМООБРАЗУЮЩАЯ КАТЕГОРИЯ ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ О. СЕРГИЯ БУЛГАКОВА
О. Сергий Булгаков (в миру Сергей Николаевич Булгаков) широко известен как богослов, русский религиозный философ, экономист, деятель Российского Зарубежья, однако с Булгаковым — философом образования знаком далеко не каждый исследователь его творчества. В сущности, причины этого связаны не столько с характером философии о. Сергия Булгакова, сколько с уровнем развития самой философии образования в отечественной науке. Действительно, кроме статьи «О необходимости введения общественных наук в программы духовных школ», мысли об «ангельской педагогии» и преподавательской, общественной и церковной деятельности о. Сергия Булгакова на первый взгляд ничего не связывает с систематическим исследованием проблем педагогики и философии образования. Однако как в отечественной1, так и в зарубежной науке2 уже сложились определённые традиции философско-образо-вательной реконструкции наследия выдающихся мыслителей. В этом смысле взгляд на философию о. Сергия Булгакова как на философию образования можно считать уже свершившимся и устоявшимся научным фактом.
Современная философия образования представлена четырьмя подходами: антропологическим, онтологическим, аксиологическим и синергетическим. В философии образования о. Сергия Булгакова данные подходы вполне отчётливо выделяются. Антропология Булгакова основывается на представлении о соборном единстве человека и Бога,
1 См., напр.: Ан С. А., Голубева Л. Н. Педагогика как форма существования русской философии: Монография.— Барнаул, 1996; Гагаев А. А, Гагаев П. А. Русские философско-педагогические учения ХУШ-ХХ веков.— М., 2002; Крикунов А. Е. Феномен образования в русской персоналистической философии: Монография.— Волгоград-Елец, 2007; Павленко А. И. Философско-педагогическая идея
семьи в публицистике В. В. Розанова: дис канд. пед. наук.— Елец, 2000; Плеханов Е. А. Философско-
педагогическая антропология «нового богословия».— Владимир, 2002; Поляков Д. Д. Соборность как основа философии образования о. Сергия Булгакова.— Елец, 2008; Сороковых В. В. Педагогический потенциал наследия Н. Я. Данилевского в контексте российского философско-образовательного поиска: дис.... канд. пед. наук.— Елец, 2005 и др.
2 Ряд зарубежных философских концепций содержат весьма сильные мотивы философии образования (О. Больнов, М. Бубер, А. Гелен, В. Дильтей, Д. Дьюи и др.).
Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2009. Том 10. Выпуск 2
189
человека и мира, человека и человечества и соборном спасении духовной, хозяйственной и психофизической сущности человека. В образовании это воплощается через установление и осуществление иерархии ценностей: духовности как основы нравственной жизни человека, его мировоззрения, ориентации на соборность во всех сферах жизни; хозяйственной жизни как жертвенного служения ближнему в семье, профессиональной, общественной и благотворительной деятельности как деятельного участия в служении Отечеству, в церковной жизни, в молитве за весь мир; психофизической сущности человека как духовного, душевного и телесного существа, ориентированного на целомудренную жизнь и аскезу.
Онтология образования в философии о. Сергия Булгакова раскрывается в концепциях философии хозяйства3, противостояния культуры и цивилизации4, евангельского чуда как прообраза путей спасения человека5. Субъектом образования у о. Сергия Булгакова является не только школа, но прежде всего Церковь в широком смысле слова — как Церковь историческая и небесная. Таким образом преодолевается фрагментарность мира, а образование становится явлением вселенского масштаба с трансцендентными целями и земным, человеческим воплощением.
Аксиология образования о. Сергия Булгакова тесно связана с сотериологизмом его философии: мыслитель утверждает должное состояние бытия и человека, которое имеет внеопытную, трансцендентную природу, и существующее состояние бытия. ?(лючевой идеей для аксиологии Булгакова является образ Софии. В качестве должных аксиологических установок Булгаков выделяет Бога, Церковь, человека, соборность, веру и т. д.
Основной идеей философии о. Сергия Булгакова, которую можно было бы идентифицировать с синергетическим подходом в философии образования, выступает категория соборности. Соборность в философии образования Булгакова выполняет троякую функцию. Во-первых, соборность является основной идеологической установкой методологии мыслителя. Наиболее отчетливо это обнаруживается в работе Булгакова «Трагедия философии»6, где философ противопоставляет всем существующим философским системам философию троичности, т. е. религию как философию. Во-вторых, соборность выступает самостоятельным источником философии образования Булгакова, так как соборность в духовном смысле теоцентрична, а в практическом — антропологична, что создаёт предпосылки для органического сочетания, синтеза конфессионального и светского в образовании. В-третьих, соборность, в сущности, является смыслообразующим звеном структуры философии образования о. Сергия. Таким образом, специфика трактовки о. Сергием Булгаковым категории соборности определяет специфику его философии образования.
Соборность — это духовное единение, единство во множестве («единое тройственно, и множественное едино»), в котором индивидуальное не подавляется, но развивается на духовной основе: «Где двое или трое собраны во имя Моё, Там Я посреди них» (Мф 18:20);
3 См.: Булгаков С.Н. Философия хозяйства// Булгаков С.Н. Сочинения в двух томах.— М., 1993.— Т. 1. Философия хозяйства. Трагедия философии.
4 Булгаков С. Н. Догматическое обоснование культуры (Речь о. Сергия Булгакована съезде православной культуры) // Булгаков С.Н. Сочинения в двух томах.— М., 1993.— Т. 2. Избранные статьи.
5 Прот. Сергай Булгаков. О чудесах евангельских.— М., 1994.
6 См.: Булгаков С.Н. Трагедия философии // Булгаков С.Н. Сочинения в двух томах.— М., 1993.— Т. 1. Философия хозяйства. Трагедия философии.
соборность опознается личным характером как «экстраординарностью бытия человека в мире»7, личность как Лик.
О. Сергий Булгаков понимает соборность, естественно, в контексте традиций русской религиозной философии и православного христианства, однако уникальность его трактовки основывается, с одной стороны, на специфичности толкования тех реалий духовного и земного бытия, в которых находит выражение этот феномен (вселенскость, свобода, Церковь, София, нация, община и т.д.). С другой стороны, соборность выступает основой не только философии и философии образования о. Сергия Булгакова, что даёт новое качественное наполнение отдельных концепций и сюжетов, но и является фундаментом его мировоззренческой цельности (единство богословия и научного знания, образа жизни и мыслей, практической деятельности).
Трактовка соборности о. Сергием Булгаковым восходит к философии А. С. Хомякова, И. В. Киреевского, В. С. Соловьёва и др. Воплощение соборности у о. Сергия, так же как и у В. С. Соловьёва, реализуется через особую божественную ипостась — Софию. Однако в отличие от Соловьёва Булгаков подходит к иной трактовке софио-логии и соборности: индивидуальность (в историософии национальность как орган единого организма человечества, т. е. соборной личности) более значима в общем плане вселенскости. Также трактовка о. Сергия Булгакова категории соборности уравновешивает акцентирование личного в философии Н.А. Бердяева и упование на общинность в философии ранних славянофилов. Кроме того, софиология о. Сергия позволила ему выйти на экономический и социальный уровень воплощения соборности (философия хозяйства), что имеет более четкие перспективы, нежели учение о Богочеловечестве В. С. Соловьёва, и в то же время в философии хозяйства о. Сергий Булгаков избежал «социального обмирщения» соборности С. Л. Франка.
Философия хозяйства о. Сергия Булгакова является воплощением сотериологизма и соборности (соборность культурного и цивилизационного пути развития истории) его философии, в которой в отличие от его предшественников мыслителю удалось уравновесить небесное и земное, духовное и материальное, хозяйственное. Его философия хозяйства лишена в то же время чрезмерной «упоённости» общинностью как проявлением национальной богоизбранности, как это можно наблюдать у ранних славянофилов. Для о. Сергия Булгакова нация как проявление божественного мира имеет более гибкие формы проявления.
Вместе с тем еош в философии хозяйства мыслитель избавился от крайностей и чрезмерного идеализма В. С. Соловьёва, и излишнего социологизаторства С. Л. Франка, то это благодаря особому качеству своего мировоззрения — соборности православного антропологизма. Человек как воплощение образа Божия, как потенциальный царь земли (первый Адам) и духа (второй Адам, Иисус Христос) имеет особое предназначение, вселенскую миссию — преображение мира земного и себя как отчасти явление этого мира. Основой сближения земного и небесного бытия в преображении этого мира выступает соборность, воплощённая в Софии, благодаря которой происходит рождение нового человека, которая есть новая ипостась бытия человека на ином качественном уровне. Именно осознание человеком Творца позволит возвыситься ему до Богочеловечества, обретая прошлое и будущее, земное и небесное, но в то же время не теряя себя, точнее — индивидуальность образа Божия (Личность, Нация, Человечество).
7 См.: Анисин А. Л. Принцип соборности бытия.— Тюмень, 2006.
Именно на соборность опираются такие уникальные качества философии хозяйства
о. Сергия Булгакова, как одновременность провиденциального и практического. В этом смысле философия образования о. Сергия Булгакова является одной из редакций его философии хозяйства, а значит, и реализацией соборности. Соборность, по о. Сергию Булгакову, опознаётся Церковью, телом Христа и невестой Христовой, и является вселенским сотериологическим (следовательно, и образовательным) субъектом отражения и нахождения человеком Богочеловечества, т. е. своего истинного существа.
Таким образом, соборность в трактовке о. Сергия Булгакова, продолжая традиции русской религиозной философии и православия, вместе с тем обладает рядом специфических особенностей.
1. Соборность как всеохватывающий принцип бытия и заданность становления Богочеловечества в единстве тео- и антропоцентричности имеет реальное воплощение через сокращение расстояния между небесным и земным, что реализуется в софиологии и философии хозяйства о. Сергия Булгакова, преодолевающей крайности «идеалистического» и «материалистического» толкования соборности (поэтому мыслителю ближе философия общего дела Н. Ф. Фёдорова). В этом смысле показательно значение категории чуда в философии о. Сергия как прообраза возможной и необходимой провиденциальной деятельности человека в мире.
2. Соборность является, с одной стороны, феноменом национального мирочув-ствия, с другой — определяет нацию прежде всего как духовный феномен, имеющий гибкие формы материализации. Такая апелляция к национальному позволяет воспринимать это как индивидуальность образа Божия, которая, как и всё Богоиндивидуальное (Личность, Нация, Человечество), в соборном становлении развивается в интегральном единстве с всеобщим. Поэтому соборность, по мысли о. Сергия Булгакова, имеет уровни становления (национальный, церковный и межрелигиозный (межкультурный) уровни).
3. Соборность, реализуя индивидуальное (Личность, Нация, Человечество) в контексте вселенского, имеет своим субъектом духовного действия Церковь. Философия образования, как и философия хозяйства о. Сергия Булгакова, исполняют провиденциальное предназначение Церкви (сотериологизм) через соборность.
Таким образом, философия образования о. Сергия Булгакова, в основе которой — соборность, может быть охарактеризована как сотериологическая. Вместе с тем сотериологизм философии образования Булгакова воплощается и проявляется именно в соборности. В этом смысле целью образования в философско-образовательной концепции о. Сергия Булгакова является обеспечение духовного спасения человека (светский эквивалент — духовно-нравственное совершенствование).
Человек в философии образования о. Сергия Булгакова предстаёт как активный субъект в духовном деянии, хозяйственной повседневности и совершенствовании своего психофизического тела. Ведущим принципом философии образования о. Сергия является необходимость духовного образования и переориентации всех предметных зон светского образования на православную духовность. Реализация соборности в философии образования о. Сергия Булгакова предполагает иерархизацию ценностей образования: духовное образование; труд, хозяйство человека; его психофизическое тело.
Духовное образование в философии образования о. Сергия Булгакова понимается как наполнение духовным смыслом не только конфессионального, но и светского образования. Это проявляется как в организации религиозного обучения и воспитания в рамках специализированного предмета, так и в мировоззренческой переориентации
всего школьного содержания образования. Целевая установка обеспечения духовного спасения, духовного развития человека реализуется через три предметные зоны духовного образования: воспитание веры, воцерковление, содействие становлению соборного сознания. Основными принципами духовного образования, по о. Сергию Булгакову, являются: принцип свободного выбора, исключающий все формы мировоззренческого давления (идеологизации); принцип реализации веры и духовности в повседневности в форме нравственности, морали; принцип соборности воспитательных воздействий со стороны школы, семьи, Церкви. Духовное образование в светской школе в философии образования о. Сергия Булгакова выступает в качестве соборного начала практической реализации воспитания в повседневности хозяйства и телесности.
Особое значение в философии образования о. Сергия Булгакова принадлежит соборности, которую мыслитель рассматривает как перманентный процесс становления, имеющий ступени восхождения: национальный, церковный, межконфессиональный, межкультурный и вселенский (глобальный) уровни. Реализация национального уровня соборности нацелена на разрешение проблем воспитания патриотизма, национального самосознания, сопричастности жизни народа многонациональной России. Церковный уровень соборности в философско-образовательном смысле ориентирован на преодоление противоречий конфессионального и светского, научного и религиозного в образовании. Межконфессиональный, межкультурный и вселенский уровни соборности дают возможность разрешения противоречий между национальным и многонациональным, инокультурным, иноконфессиональным, создания предпосылок для сохранения национального своеобразия школы в объективных условиях глобализационных процессов в образовании.
Сотериологизм философии образования о. Сергия Булгакова через соборность реализуется в идее преображения, одухотворения повседневности человека. В философии образования о. Сергия это выражается в идее духовных оснований трудового, профессионального, экономического, правового, научного образования и нравственного, физического, гражданственного, патриотического, полового воспитания.
Основой трудового воспитания, по мысли о. Сергия, является принцип духовности труда, что реализуется в таких задачах трудового образования, как воспитание нехищнического отношения к миру и природе, воспитание общественной направленности труда. В этом смысле труд воспринимается как воспитание воли, средство борьбы с дурными наклонностями и возможность служения ближнему. Понимаемое таким образом трудовое воспитание является основой профессионального образования, итогом которого становится экономическое образование, воспитание будущего предпринимателя, собственника, что является одной из проблем современной педагогики. Так, основой воспитания предпринимателя является воспитание соборного, а не коллективистского и не индивидуалистического сознания. О. Сергий Булгаков выделяет в духовном воспитании предпринимателя, деятеля экономики, три вектора: аскетика, религиозно-этический мотив самообуздания, служение ближнему.
С трудовым, профессиональным, экономическим образованием в философии образования о. Сергия Булгакова тесно связано гражданское, патриотическое, правовое воспитание, которое детерминируется духовно-нравственными законами христианства. Основной принцип хозяйственной повседневности человека — активность. Вместе с патриотизмом (приверженность духу русской земли, но не конкретным формам государственности) эти качества личности человека являются определяющими в воспитании
стремления усовершенствования общества через общественное служение. Также предполагается одухотворение, духовно-нравственное ориентирование научного образования. Следовательно, принцип научного образования — организация научной деятельности как духовного взросления человека.
Одним из важнейших звеньев философии образования о. Сергия Булгакова выступает идея преображения, одухотворения психофизического тела человека. Основой физического и полового воспитания является учение о. Сергия об освобождении человека от болезней и смерти, что в философско-образовательном аспекте трактуется как формирование духовного отношения к собственному телу и полу. Православное понимание мыслителем проблемы совершенствования психофизического тела человека в педагогическом ракурсе реализуется через воспитание целомудрия и формирование православного отношения к смерти и болезням, благодаря чему укрепляется взаимосвязь духовности и её реализации в повседневности (мораль, нравственность), что обеспечивает действенность воспитания, выражающееся в нравственности внешней и внутренней деятельности человека.
Таким образом, философия образования о. Сергия Булгакова содержится в составе его богословского, религиозно-философского наследия. Основная философско-обра-зовательная проблематика для него — ценность человеческой личности и образования (антропологизм), выявление смысла и цели образования: духовное совершенствование человека, его спасение (сотериологизм), диалектика взаимодействия личного и общественного, национального и вселенского (глобального), культуры и цивилизации, тела, души и духа, хозяйственного (материального) и духовного, Церкви и мира, православной церкви и иных церквей на основе соборности как основополагающей категории обустройства мира. Приобщение к соборности осуществляется во взаимодействии церкви, семьи и школы как связь людей во времени и пространстве на основе духовной вертикали — обращения к Богу. Соборность является своего рода законом духа и основой согласия, что позволяет выйти за рамки личностного, группового, национального и подняться до уровня всеединства, оставаясь при этом личностью, семьянином, профессионалом, человеком определенной национальности, вероисповедания. Образование с ориентиром на соборность отличается, с одной стороны, национальной укорененностью, а с другой — открытостью миру, поиском точек соприкосновения, возможностей сосуществования, взаимодействия и сотрудничества. Воспитание в духе православной соборности предполагает критическое, требовательное отношение к себе и доброжелательное отношение к другим, особенно отличающимся по вере, культуре, образу жизни. Соборность создаёт естественные предпосылки для демократии, в том числе и в системе образования, но демократии духа, основанной на постоянном духовном росте и нравственном самосовершенствовании, гармонии интересов и альтруизме.
ЛИТЕРАТУРА
1. Анисин А. Л. Принцип соборности бытия.— Тюмень, 2006.
2. Ан С. А., Голубева Л. Н. Педагогика как форма существования русской философии: Монография.— Барнаул, 1996.
3. Булгаков С. Н. Догматическое обоснование культуры (Речь о. Сергия Булгакова на съезде православной культуры) // Булгаков С. Н. Сочинения в двух томах — М., 1993.— Т. 2. Избранные статьи.
4. Булгаков С. Н. Трагедия философии // Булгаков С. Н. Сочинения в двух томах.— М., 1993.— Т. 1. Философия хозяйства. Трагедия философии.
5. Булгаков С. Н. Философия хозяйства // Булгаков С. Н. Сочинения в двух томах.— М., 1993.— Т. 1. Философия хозяйства. Трагедия философии.
6. Гагаев А. А., Гагаев П. А. Русские философско-педагогические учения XVIII-XX веков.— М., 2002.
7. Крикунов А.Е. Феномен образования в русской персоналистической философии: Монография.— Волгоград-Елец, 2007.
8. Павленко А. И. Философско-педагогическая идея семьи в публицистике В. В. Розанова: дис. ... канд. пед. наук.— Елец, 2000.
9. Плеханов Е. А. Философско-педагогическая антропология «нового богословия».— Владимир, 2002.
10. Поляков Д. Д. Соборность как основа философии образования о. Сергия Булгакова.— Елец, 2008.
11. Прот. Сергий Булгаков. О чудесах евангельских.— М., 1994.
12. Сороковых В. В. Педагогический потенциал наследия Н.Я. Данилевского в контексте российского философско-образовательного поиска: дис.... канд. пед. наук.— Елец, 2005.