Научная статья на тему 'Предметно-развивающая среда в детском саду'

Предметно-развивающая среда в детском саду Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1953
405
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пузарина Е. Л.

В данной статье рассматриваются вопросы создания предметно-развивающей среды в детском саду в соответствии с новыми Федеральными государственными требованиями (ФГТ).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Предметно-развивающая среда в детском саду»

рисемейных отношений. Таким образом, подтвердилось наше предположение, что формирование навыков эффективного взаимодействия родителей и детей имеет значение для развития положительных установок взрослых на роль «родительства» и оказывает положительное влияние на развитие детей и их первичную социализацию.

Список литературы:

1. Зверева О.Л. Кротова Т.В. Родительские собрания в ДОУ: метод. пособие. - 2-е издание. - М.: Айрис-пресс, 2007.

2. Карцева Л.В. Психология и педагогика социальной работы с семьей: Учебное пособие. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К*», 2007.

3. Маленкова Л.И. Педагоги, родители, дети. - М.: Педагогическое общество России, 2000.

4. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. -СПб.: Речь, 2005.

5. Микляева Н.В. Создание условий эффективного взаимодействия с семьей: метод. пособие для воспитателей ДОУ / Н.В. Микляева. - М.: Айрис-пресс, 2006.

ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА В ДЕТСКОМ САДУ

© Пузарина Е.Л.*

Читинский педагогический колледж, г. Чита

В данной статье рассматриваются вопросы создания предметно-развивающей среды в детском саду в соответствии с новыми Федеральными государственными требованиями (ФГТ).

Обновление содержания дошкольной ступени образования предусматривает его вариативность, обеспечивающую переход на личностно-ориен-тированное взаимодействие педагога с детьми, индивидуализацию педагогического процесса. В повседневную практику широко внедряются педагогическая импровизация, которая позволяет педагогам самим выбирать формы, методы, приемы обучения каждой конкретной ситуации взаимодействия с ребенком. Учет неповторимости и уникальности личности каждого ребенка, поддержка его индивидуальных интересов и потребностей дает педагогам возможность осуществлять индивидуальный подход в обучении и воспитании. Одним из необходимых его условий становится создание предметно-развивающего пространства в ДОУ

* Преподаватель.

Созданию предметно-развивающей среды в современном ДОУ сегодня уделяется большое внимание. Педагоги стремятся использовать инновационные подходы и принципы построения предметно-игрового пространства, т.к. группа детского сада для многих детей является их вторым домом, где они проводят большую часть дня. Доказано, что от того, насколько комфортно организована предметно-развивающая среда в группе, во многом зависят показатели интеллектуального и личностного развития ребенка, уровень его воспитанности, готовности к школе, эмоциональное состояние.

Выдающийся философ и педагог Жан Жак Руссо одним из первых предложил рассматривать среду как условие оптимального саморазвития личности. Селестен Френе считал, что благодаря ей ребенок сам может развивать свои индивидуальные способности и возможности.

Жизненная среда может и должна развивать и воспитывать ребенка, служить фоном и посредником в личностно-развивающем взаимодействии с взрослыми и с другими детьми. В 90-х годах прошлого века ставится вопрос о предметно-развивающей среде в работах В.А. Петровского, Л.М. Клариной, Л.А. Смывиной, Л.П. Стрелковой, Н.Я. Михайленко, Н.А. Коротковой, Е.И. Рзаевой и других ученых.

С позиции психологов, таких как Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, развивающая среда - это определенным образом упорядоченное образовательное пространство, в котором осуществляется развивающее обучение.

Большинство специалистов используют концепцию доктора психологических наук С.Л. Новоселовой: «Развивающая предметная среда - это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально модернизирующая содержание развития его духовного и физического облика. Обогащенная развивающая среда предполагает единство социальных и природных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка».

К настоящему времени в отечественной дошкольной педагогике и психологии накоплен достаточно большой опыт работы по проблеме воспитания и обучения детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, С.А. Новоселова, Е.В. Зворыгина, Н.В. Нищева, Н.А. Короткова и др.). Особенностью этих исследований является акцентирование внимания на построении предметной игровой среды, что предполагает поиск новых подходов к ее организации в дошкольном учреждении, работающем в новых условиях. Именно в детском саду возможна организация такой среды, направленной на «гармонизацию, с точки зрения количества, разнообразия, неординарности, изменчивости, степени влияния на личность ребенка, всех ее компонентов, которая способствует развитию личности дошкольника, становится источником его знаний и социального опыта, в т.ч. и игрового» (Р.Б. Стеркина).

Основополагающие идеи построения развивающей среды в ДОУ заложены в «Концепции построения развивающей среды в ДОУ» под ред. В.А. Пет-

ровского (1993). Авторы концепции определяют предметно-развивающую среду как организованное жизненное пространство, способное обеспечить социально-культурное становление дошкольника, удовлетворить потребности актуального и ближайшего творческого развития, становление его способностей.

Рассмотрим проектирование предметно-развивающей среды в ДОУ № 33 «Звездочка» г. Читы Забайкальского края. При проектировании предметно-развивающей среды для самостоятельной деятельности дошкольников данное дошкольное образовательное учреждение опиралось на следующие нормативно-правовые основы:

- Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), утверждена Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования РФ 17.06.2003;

- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. СанПиН 2.4.1.124903», утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача России от 26.03.2003 № 24;

- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях СанПиН 2.4.1.2660-10», утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача России № 91от 22.07.2010;

- письмо Минобразования России от 15.03.2004 № 03-51-46ин/14-03 «О направлении Примерных требований к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье»;

- письмо Минобразования России от 17.05.1995 № 61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях» (вместе с Порядком проведения психолого-педагогической экспертизы детских игр и игрушек, Методическими указаниями к психолого-педагогической экспертизе игр и игрушек, Методическими указаниями для работников дошкольных образовательных учреждений «О психолого-педагогической ценности игр и игрушек»);

- Концепция построения развивающей среды в дошкольном учреждении (авторы В.А. Петровский, Л.М. Кларина, Л.А. Смывина, Л.П. Стрелкова, 1993 г.);

- Концепция дошкольного воспитания (авторы В.В. Давыдов, В.А. Петровский, 1989 г.);

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 июля 2011 г. N 2151 «Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (п. 3).

Одним из Федеральных государственных требований, предъявляемых к основной общеобразовательной программе дошкольного образования - учет принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей.

Интегративным результатом реализации указанных требований является создание развивающей образовательной среды.

Основные закономерности воспитания и обучения детей дошкольного возраста позволяют сформулировать функции развивающей образовательной среды дошкольного образовательного учреждения.

1. Функция стимулирования активности детей. Предметная среда предназначена для выполнения новых действий, развития познавательных способностей, постоянно должна содержать в себе признак новизны и проблемности.

2. Информативная функция - необходимый уровень информативности среды на разных этапах развития личности ребенка обеспечивается разнообразием тематики, обогащением функциональных свойств ее элементов, комплектностью и многообразием ее элементов.

3. Функция сохранения психологического здоровья - окружающая среда является важнейшим для ребенка фактором, влияющим на его эмоциональное состояние.

4. Воспитывающая функция среды - среда является тем самым центром, где зарождается основа для сотрудничества, положительных взаимоотношений, организованного поведения, бережного отношения.

5. Развивающая функция среды является ведущей. Она требует для своей реализации сочетания традиционных и новых, необычных компонентов, что обеспечивает преемственность развития деятельности от простых ее форм к более сложным, т.е. содержание среды каждой деятельности должно соответствовать «зоне актуального развития» самого слабого и находиться в «зоне ближайшего развития» самого сильного в группе ребенка.

Для того чтобы предметно-развивающая среда выполняла основные функции, на этапе ее проектирования В.А. Петровский предлагает придерживаться следующих принципов:

- дистанции, позиции при взаимодействии - ориентация на организацию пространства для общения взрослого с ребенком «глаза в глаза», установления оптимального контакта с детьми;

- активности, самостоятельности, творчества - возможность проявления и формирования этих качеств у детей и взрослых путем участия в создании своего предметного окружения; создание игровой среды, обеспечивающей ребёнку возможность двигаться.

- Стабильности - динамичности, предусматривающий создание условий для изменения и созидания окружающей среды в соответст-

вии со вкусами, настроениями, меняющимися в зависимости от возрастных особенностей и возможностей детей, периода обучения, образовательной программы;

- комплексирования и гибкого зонирования, позволяющий детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу;

- эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого;

- эстетической организации среды, сочетания привычных и неординарных элементов (в группе должно быть не только уютно и комфортно, но и красиво);

- открытости - закрытости, т.е. готовности среды к изменению, корректировке, развитию (реализуется в нескольких аспектах: открытость природе, культуре, обществу и собственному «Я»);

- половых и возрастных различий как возможности девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе эталонами мужественности и женственности.

В соответствии с федеральными государственными требованиями к учебно-материальному обеспечению необходимо учитывать принципы построения предметно-развивающей среды ДОУ:

- информативности, предусматривающего разнообразие тематики материалов и оборудования и активности воспитанников во взаимодействии с предметным окружением;

- вариативности, определяющейся видом дошкольного образовательного учреждения, содержанием воспитания, культурными и художественными традициями, климатогеографическими особенностями;

- полифункциональности, предусматривающего обеспечение всех составляющих воспитательно-образовательного процесса и возможность разнообразного использования различных составляющих предметно-развивающей среды;

- педагогической целесообразности, позволяющей предусмотреть необходимость и достаточность наполнения предметно-развивающей среды, а также обеспечить возможность самовыражения воспитанников, индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребенка;

- трансформируемости, обеспечивающего возможность изменений предметно-развивающей среды, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства;

- учет полоролевой специфики и обеспечение предметно-развивающей среды как общим, так и специфичным материалом для девочек и мальчиков;

- создание предметно-развивающей среды с учетом принципа интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации других областей.

В свободной деятельности детей, в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивается выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяет ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально. В реальном образовательном процессе реализация образовательных областей (содержания образования), определенных ФГТ, обеспечивается развивающей средой, в создании которой максимально учитываются интересы и потребности ребенка, предоставляется возможность каждому ребенку продвигаться в своем развитии.

Организация среды развития ребенка определяется актуальностью интеграции не только образовательных областей, определенных ФГТ, но и необходимостью организации центров активности на принципах развития и интеграции.

Создавая условия для гармоничного и всестороннего развития детей педагоги учитывали и эстетическую составляющую организации пространства. Светлый пол и стены создадут впечатления простора и современности. Открытые стеллажные системы не загромождают помещение, а выполняют роль разделителей пространства, благодаря им групповое помещение делится на центры, в каждом из которых содержится достаточное количество материалов для познания, исследования в разных областях деятельности, игры. Предметный мир, а не воспитатель, побуждает ребенка к активным самостоятельным действиям.

Нам важно организовать предметную среду так, чтобы ребенок упражнял себя в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать, добиваться поставленной цели. Для педагогов ДОУ № 33 «Звездочка» г. Читы Забайкальского края показателем развития детей являются не знания и навыки, а способность организовать свою деятельность самостоятельно: поставить цель, оборудовать, приложить волевые усилия, выстроить логическую цепочку действий, добиться задуманного результата, проявляя при этом положительные культурно-этические качества в общении с взрослыми и сверстниками. Психология дошкольника такова, что все должно быть освоено и закреплено им в практической деятельности. Построение предметной среды - это внешнее условие педагогического процесса, позволяющее организовать самостоятельную деятельность ребенка, направленную на его саморазвитие под наблюдением взрослого.

Список литературы:

1. Береснева З.И. Организация образовательного пространства и развивающей среды в ДОУ // Управление ДОУ - 2006. - № 2. - С. 60.

2. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. - М.: Эксмо, 2005. -С. 200-234.

3. Новоселова С. Развивающая предметная среда: Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн-проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах Л.Н. Павлова. 2-е изд. - М.: Айресс Пресс, 2007.

4. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации / Сост. Н.В. Нищева. - СПб.: «Детство-пресс», 2006.

5. Петровский В.А., Кларина Л.М., Смывина Л.А., Стрелкова Л.П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. - М., 2003. - С. 120.

6. Рылеева Е.В. Методика исследования предметно-развивающей среды в группах ДОУ // Управление ДОУ. - 2006. - № 2. - С. 78.

7. Рыжова Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений (Из опыта работы). - М.: Линка-пресс, 2003.

РОЛЬ СЕМЬИ В РАЗВИТИИ ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА

К ШКОЛЕ

© Шахбазова И.Д.*

Детский сад № 15, г. Таганрог

В докладе рассмотрено влияние семьи на развитие готовности ребенка к обучению в школе.

Ключевые слова семья, ребенок дошкольного возраста.

Дошкольный возраст - самый длительный и сложный с точки зрения психического развития этап раннего онтогенеза. Сложен он и как объект психологического исследования. Как показывает анализ научной литературы, многообразие событий, происходящих в психической жизни детей этого возраста обладает разной степенью привлекательности для ученых, в связи с чем дошкольный возраст исследован крайне не равномерно [7, с. 50].

Актуальной задачей в настоящее время является воспитание у дошкольников нравственно-волевых качеств: самостоятельности, организованности, настойчивости, ответственности, дисциплинированности.

Формирование нравственно-волевой сферы - важное условие всестороннего воспитания личности ребенка. От того как, будет воспитан дошкольник в нравственно-волевом отношении, зависит его успешное обучение в школе, а также формирование жизненной позиции.

* Воспитатель.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.