Научная статья на тему 'Предметно-пространственная среда как средство достижения целей профессиональной деятельности библиотечно-информационных специалистов'

Предметно-пространственная среда как средство достижения целей профессиональной деятельности библиотечно-информационных специалистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
900
166
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА / АРХИТЕКТУРА БИБЛИОТЕЧНОГО ЗДАНИЯ / ИНТЕРЬЕР / ОБОРУДОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бородина С. Д.

Предметно-пространственная среда рассмотрена в статье как средство достижения целей профессиональной деятельности. Раскрыта специфика слагаемых предметной среды библиотеки: архитектуры библиотечного здания, интерьера, оборудования и их влияние на востребованность и содержание деятельности библиотеки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Object and space surroundings as means for goal achievement of the library specialists’ professional activities

In the article object and space surroundings are considered as means for goal achievement of professional activities. A specific character of the components of the library object surroundings is disclosed: architecture of a library building, an interior, facilities and their influence on the state of being relevant and contents of the library activity

Текст научной работы на тему «Предметно-пространственная среда как средство достижения целей профессиональной деятельности библиотечно-информационных специалистов»

УДК 008+02

С.Д.Бородина

ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА КАК СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ

Предметно-пространственная среда рассмотрена в статье как средство достижения целей профессиональной деятельности. Раскрыта специфика слагаемых предметной среды библиотеки: архитектуры библиотечного здания, интерьера, оборудования и их влияние на востребованность и содержание деятельности библиотеки.

Ключевые слова: предметно-пространственная среда, архитектура библиотечного здания, интерьер, оборудование

S.D.Borodina Object and space surroundings as means for goal achievement of the library specialists' professional activities

In the article object and space surroundings are considered as means for goal achievement of professional activities. A specific character of the components of the library object surroundings is disclosed: architecture of a library building, an interior, facilities and their influence on the state of being relevant and contents of the library activity.

Key words: object and space surroundings, architecture of a library building, an interior, facilities, design.

Требования читателей к современной библиотеке сегодня значительно возросли. Они включают не только возможность удовлетворения информационных, коммуникационных и т.д. потребностей, но и выразительный облик библиотеки и необходимый уровень комфорта. До настоящего времени материально-техническое библиотековедение, объектом которого выступает предметно-пространственная среда, является одним из наименее изученных. Значение материально-технической базы в системе «библиотека» - самый спорный вопрос до сего времени. Системно-структурный подход к библиотеке, что неоднократно подчеркивается Ю.Н. Столяровым, с необходимостью требует этого. Если в теории материально-техническая база библиотек не признавалась, то на практике никто, включая органы управления, ею не занимался. Итог простой и закономерный: 80% библиотечных зданий в начале ХХ1в. находились в аварийном состоянии (2, С.19) То, что материально-техническая оснащение библиотеки является элементом профессиональной субкультуры работающих в ней специалистов, пока осознают в большей степени зарубежные специалисты.

Предметно-пространственная среда - важнейший канал невербальной коммуникации. Воспринимая физическое пространство библиотеки, читатель формирует свое представление о ней, «прочитывая» соответствующие знаки. Библиотека «говорит» с ним через разнообразные символы: интерьер, освещенность, декор, оборудование, планировка и масштаб помещения и т.д. Игнорирование материальной среды, проектирование профессиональных действий как средств компенсации ее недостатков уходит в прошлое.

Конкретный набор и последовательность действий (в том числе профессиональных) диктуются логикой взаимодействия цели и предметной среды (1, С.161). Предметная среда, не удовлетворяющая требованиям цели, делает невозможным ее достижение. Нет необходимости доказывать, что в библиотечной науке сегодня отсутствует системное видение предметной профессиональной среды. Специально построенное для библиотеки здание, оборудование, мебель, системы безопасности и т.д. воспринимаются в отечественной практике как нечто желаемое, а не насущно необходимое.

Библиотечная культурная среда - это культурно-досуговая среда, характеризующаяся множественностью форм культурного сервиса, многообразием микросред в ее структуре, подчиненных единым целям - созданием условий индивидуального выбора занятий. Мерилом ее качества выступает комфорт пользователей и сотрудников.

Непохожесть, уникальность библиотеки, начиная с внешнего облика и кончая нестандартными приемами обслуживания, является самоценностью. Первое, на что обращает внимание посетитель библиотеки, - это ее здание, и чем удобнее и рациональнее расположены читальные залы, абонемент и книгохранилища, тем лучше впечатление от нее. Библиотека как культурно-цивилизационный феномен является антиподом субкультуры «одноразового стакана» -она рассчитана на века (3).

Библиотека должна развиваться как пространство, аккумулирующее контакты пользователей между собой. Задача архитектора создать все условия для обеспечения максимального продления

межличностных контактов и сформировать среду для того, чтобы сохранить информационное поле межличностного общения в пространстве библиотеки. Не менее важной становится стилевая, образная составляющая архитектуры библиотечного здания, которая непосредственно зависит от архитектора.

Попытки создания пространства нового характера, которое бы воплотило в материале множество концептов последних лет, вызвали к жизни такие типы библиотечных зданий, как полифункциональный библиотечный агломерат, «культурная фабрика знаний» - массовое «производство» и распространение культуры, «библиотека-архив» (3). Концепт «антропоморфного пространства для цифровых технологий», активно тиражируемый в отечественной профессиональной прессе («библиотека без библиотекаря») наиболее уязвим.

Важнейшая грань бытия архитектурных пространства библиотеки - постоянное взаимодействие человеческого сообщества и предметно-пространственного окружения, многообразные системы деятельности и формы поведения, совмещающиеся в пространстве с материальными структурами. Появившись для удовлетворения потребности человека в уюте и комфорте, эта часть искусственной среды обитания постепенно стала доминирующим объективным фактором формирования и развития самого человека. Несмотря на специфичность архитектурного пространства, обусловленную протекающими в нем социальными процессами, это, прежде всего, целесообразно упорядоченное реальное пространство (4 , с.15).

Архитектурный облик библиотеки сопряжен с рядом средообразующих факторов и элементов: «характер пространственного решения», «конструкция», «материалы», «оборудование», «свет», «цвет», «элементы изобразительного искусства», «визуальная информация», «озеленение». Они непосредственно влияют на вопросы долгосрочного хранения и использования фондов, обеспечения комфортности работы сотрудников библиотеки и пользователей.

Технологи и архитекторы за рубежом принципиально отказались от жесткого стандарта в проектных решениях, предъявляемых к зданиям библиотек. Они весьма разнообразны и зависят от: численности обслуживаемого населения, расположения библиотеки в структуре населенного пункта, тенденции его роста, уровня культуры и образования читателей, географических и топографических условий, коммерческого и экономического развития территории и т.д.

Наиболее предпочтительной для библиотек по-прежнему является «гибкая планировка», поскольку функциональная и психологическая открытость, ей свойственная, дает возможность легко ориентироваться в предлагаемых услугах, адаптироваться, выбирать наиболее приемлемую для каждого форму поведения, «подключаться» к происходящей деятельности. При «гибкой планировке» предметно-пространственную среду отличает универсальность, обеспечивающая равный уровень комфорта для многих функциональных процессов. Сохраняющиеся при этом автономные, специализированные участки, позволяют пользователю «отгородиться» от окружающей обстановки, найти «свою» зону.

Сегодня назрела необходимость не только учета значимости предметно-пространственной среды, но и ее проектирования на принципах дизайна. Дизайнерская деятельность является разновидностью художественно-утилитарной деятельности и решает задачу преобразования предметного мира. Основной целью такого преобразования служит создание условий для человеческой деятельности, совершаемой по законам красоты.

Объектами дизайнерской деятельности выступают и предметы, и сама культурная среда, формирующая атмосферу. Критериями правильной культурной среды являются ее неотчужденность, ассоциативная узнаваемость, родственность традиционной для человека (группы, этноса) культуре. Предметно-пространственная среда вводит пользователя в мир культурно-эстетических и художественных ценностей и отношений, обеспечивающих условия его культурного развития. В культурной среде каждый предмет становится носителем эстетических отношений, а совокупность предметов осуществляет управление поведением людей. Предметно-пространственная среда библиотеки - это не камень и не стены, а система ценностных ориентаций общества, система значений, сфокусированная в формах искусства архитектуры.

Предметно-пространственная среда БСИ исполняет роль коммуникативной системы, позволяющей созданным в ней смыслам участвовать в актуальных культурных практиках современности и актуализировать культурное наследие. Все это укрепляет профессиональную культуру и субкультуру БСИ в системе культуры в целом.

На уровне проектирования предметно-пространственной среды решается проблема моделирования объекта и моделирования предполагаемой ситуации. В связи с этим возникает

необходимость в типизации восприятия подобной среды в БСИ: ситуативной, эстетизированной, прагматической, профессиональной.

Философия БСИ как коммуникационной системы задает контуры его предметно-пространственной среды. Обеспечение человеческого взаимодействия невозможно, если материально-техническое оснащение библиотеки, включая ее местоположение, тип библиотечного здания и т.д. не будет соответствовать постоянно возрастающим представлениям о необходимом комфорте.

Взаимопроникновение культуры и социальности требует одновременного следования социальным нормам (читаемость интерьера, безопасность, здоровьесберегающие технологии для читателей и сотрудников, автоматизация и т.д.) и требованиям культурной среды - уникальность архитектуры и интерьера, возможность индивидуального выбора занятий, неотчужденность (возможность построения многообразных ассоциативных рядов).

Проблемы антропосоциетального взаимодействия решаются в библиотеке двояко: во-первых, наличием в библиотечном пространстве множества микросред, отвечающим разнообразным индивидуальным потребностям, во-вторых, проектированием культурной среды, моделирующей предполагаемые ситуации и варианты поведения.

Литература

1.Меньчиков, Г.П. Неосознаваемое как ценность духовной культуры человека /Г.П. Меньчиков/ Ин-т экономики, управления и права.-Казань,2006.-256с.

2.Столяров, Ю.Н. Библиотековедение, библиографоведение и книговедение как единая научная специальность: Полный курс лекций для аспирантов и соискателей/ Ю.Н. Столяров.-Орел, 2007.-266с.

3.Трубецков, К.Е. Анализ развития архитектурной типологии современных зарубежных библиотек/К.Е. Трубецков / / Архитектон: известия вузов.-2006.-№13.-(электронное издание)

4. Федоров, В.В. Символизм архитектурных пространств: автореф. дис. ...доктора культурологии.-М.,2000.-36с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.