Научная статья на тему 'Архитектоника современной библиотеки'

Архитектоника современной библиотеки Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
2114
508
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННАЯ БИБЛИОТЕКА / АРХИТЕКТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО / СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ИНТЕГРАЦИЯ / АРХИТЕКТОНИКА / MODERN LIBRARY / ARCHITECTURAL SPACE / SOCIO-CULTURAL SPACE / INTEGRATION / ARCHITECTONICS

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Дубинина Ольга Андреевна

Рассматривается один из методов социокультурного конструирования пространства современной библиотеки – архитектурное проектирование. Через исследование интеграции архитектуры и социокультурного пространства современной библиотеки выявляются содержание и специфика ее архитектоники.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Дубинина Ольга Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The architectonics of modern library

The article is dedicated to one of the methods of socio-cultural design of a modern library space – architectural planning. The content and the specificity of its architectonic identify by means of research of architectural integration and socio-cultural space of a modern library.

Текст научной работы на тему «Архитектоника современной библиотеки»

УДК 02

О. А. Дубинина

АРХИТЕКТОНИКА СОВРЕМЕННОЙ БИБЛИОТЕКИ

Рассматривается один из методов социокультурного конструирования пространства современной библиотеки - архитектурное проектирование. Через исследование интеграции архитектуры и социокультурного пространства современной библиотеки выявляются содержание и специфика ее архитектоники.

Ключевые слова: современная библиотека, архитектурное пространство, социокультурное пространство, интеграция, архитектоника

The article is dedicated to one of the methods of socio-cultural design of a modern library space - architectural planning. The content and the specificity of its architectonic identify by means of research of architectural integration and socio-cultural space of a modern library.

Keywords: modern library, architectural space, socio-cultural space, integration, architectonics

Библиотека - общественный институт с многовековой историей - подвергается сегодня существенным трансформациям. Значительно изменяется и расширяется спектр библиотечных функций, усложняются отношения между библиотекой и потребителями ее услуг, что приводит в конечном счете к необходимости глубокого и всестороннего осмысления сущности социокультурного пространства современной библиотеки и определения способов его конструирования. Этим объясняется актуальность нашего исследования.

В настоящее время содержание и форма социокультурного пространства современной библиотеки выступают в качестве предмета изучения многих исследований, но единой научной концепции по данному вопросу не сформировано. Постановочная статья Ю. В. Гушул, И. А. Ко-женкина, К. Б. Лавровой [2], открывшая новую научную дискуссию о пространстве библиотеки и методах его проектирования, послужила основой для наших рассуждений и предложений.

Мы предлагаем рассматривать архитектурное проектирование в качестве базового способа конструирования социокультурного пространства современной библиотеки, что предполагает выявление и изучение взаимодействия и взаимовлияния архитектурного и социокультурного пространств данного учреждения. В общем смысле архитектурное пространство понимается как физическая, т. е. материальная «оболочка»

среды, организующая и структурирующая жизненное пространство отдельного человека (микроуровень) и всего общества (макроуровень). Социокультурное пространство библиотеки может быть определено совокупностью информационных и культурных смыслов и значений, в рамках которой реализуются многообразные потребности ее посетителей. Таким образом, социокультурное пространство связано с архитектурным посредством наделения последнего «человеко-размерной» ценностью, соотносимой с конкретно-историческим субъектом [8]. Их различение основывается на особенностях реального существующего предметно-вещественного мира и мира мыслимого, переживаемого социальным субъектом.

Очевидно, что для эффективного функционирования библиотеки как общественного института принципиально важным является осмысленное и целенаправленное формирование социокультурного и архитектурного пространств как целостности. Архитектурное (физическое) и социокультурное (смысловое и ценностное) пространства современной библиотеки должны проектироваться в неразрывном единстве, что обеспечит их взаимное проникновение друг в друга. Только в этом случае можно создать библиотеку, отвечающую всем разнородным требованиям современного общества.

Г. Спенсер, изучая вопросы социального развития, рассматривал интеграционное взаимо-

189

действие, приводящее к целостности (в отличие от дезинтеграционного, направленного на разобщение) как переход от простого к сложному, «превращение распыленного, незаметного состояния в концентрированное, видимое» [13]. Проецируя идеи Г. Спенсера на объект нашего исследования, отметим, что социокультурное пространство библиотеки в отрыве от его физической организации становится невидимым (зримы лишь отдельные действия по его формированию), тогда как визуально наблюдать возможно только целостность архитектурного и социокультурного пространств, возникающую в процессе их интеграционного взаимодействия. В этом случае, по выражению Ю. А. Ковалева, «материальная очевидность архитектурного пространства “накладывается” на духовную неочевидность пространства социокультурного» [8, с. 24]. По Г. Спенсеру, интеграционное взаимодействие является необходимым условием развития общества. То же относится и к его институциональному элементу - библиотеке.

Такое взаимодействие приводит к объединению в единое целое ранее разнородных частей. В ходе интеграционных процессов увеличиваются объем и интенсивность взаимосвязей и взаимодействий между элементами (социокультурным пространством библиотеки и ее архитектурно-пространственной средой), в частности, появляются новые механизмы и способы коммуникации и консолидации людей, пользующихся библиотечными услугами и их осуществляющих.

Новый объект (в нашем случае современная библиотека), полученный в результате интеграционного взаимодействия, обладает важным свойством - архитектоничностью, т. е. особой композиционной выстроенностью. Архитектоника - это ясно воспринимаемая целостность объекта, визуализация его смысловой сущности, назначения, технологической основы с помощью архитектурной конструкции и материала. Архитектоника обнаруживается через систему связей между отдельными частями целого, тем самым раскрывается диалектический характер взаимоотношения формы и содержания. Как отмечает Т. О. Бердник, это взаимоотношение является информативно-

эстетическим, следовательно, архитектоника воспринимается наблюдающим чувственно и на эмоциональном уровне [1].

Явственнее всего архитектоника современной библиотеки выявляется путем анализа и соотнесения основных принципов построения архитектурного пространства и социокультурных характеристик библиотеки, определяемых направлением и закономерностями общественного развития. Поскольку библиотека является социальным институтом, правомерно полагать, что ее социокультурное пространство формируется в соответствии с динамикой общественных изменений.

Проблеме выявления ключевых принципов проектирования зданий библиотек посвящены работы известных американских исследователей Г. Фолкнер-Брауна (1973 г.) и Э. Макдональда (2000-2006 гг.). Г. Фолкнер-Брауном предложены «десять заповедей»: гибкость, компактность, расширяемость, доступность, разнообразность, организованность, комфортность, устойчивость к воздействиям окружающей среды, безопасность, экономичность [14].

Несколько десятилетий спустя Э. Макдональд частично пересмотрел и дополнил правила Г. Фолкнер-Брауна, рассматривая их комплексно и с учетом гуманизации среды. Он предложил следующие десять принципов конструирования библиотечного пространства: функциональность, адаптируемость, доступность, разнообразность, интерактивность, привлекательность, экологичность, безопасность и надежность, эффективность, пригодность для внедрения информационных технологий [18].

Принимая во внимание предложения других зарубежных и отечественных ученых (Э. Мэзона [17], В. А. Нефедова [10], К. Б. Лавровой [9], Е. Ю. Гениевой [3], Г. Н. Черненко [12] и др.) и наши исследования по данной теме [См., например: 5, 6], определим пять основных принципов архитектурного пространства современной библиотеки. Это полифункциональность, адаптивность к группам пользователей, открытость, мобильность и выразительность. Раскроем содержание указанных принципов в их взаимосвязи с социокультурными характеристиками современной библиотеки.

190

Полифункциональность. Монофункцио-

нальность традиционных библиотек непривлекательна для современных людей, живущих в быстроменяющемся мире, и, следовательно, должна смениться многофункциональностью. Наряду с традиционными типологическими элементами, такими как фондохранилище, читальный зал и абонемент, в состав современной библиотеки должны включаться «непрофильные» помещения: лекционные и просмотровые залы, музей или выставочное пространство, зимний сад, книжный магазин, кафе, аудитории для кружковых и индивидуальных занятий, игровые комнаты, в которых родители могут оставить своих детей на некоторое время, комнаты матери и ребенка и пр. [6]. Архитектор Р. Колхаас называет такой прием «алхимией смешанного использования» [16, с. 105].

Многофункциональность общественных и жилых зданий является приметой нашего времени. Данная практика, в частности, связана с утверждением социокультурного плюрализма в качестве организационного принципа реальной общественной жизни. Социокультурное пространство современного города отличается существенным разнообразием культурных, социальных, политических, этнических, языковых, конфессиональных и других форм и отношений. Плюрализм так или иначе проявляется во всех важнейших сферах жизнедеятельности современного человека.

Таким образом, полифункциональность как ключевой принцип организации архитектурного пространства отражает социокультурный плюрализм - характерную особенность современного общества. Образуется логическая пара полифункциональность (архитектурный принцип) - плюрализм (социокультурная характеристика), демонстрирующая «сцепление» и взаимосвязь элементов архитектоники современной библиотеки.

Адаптивность к группам пользователей. Долгое время большинство библиотечных услуг было ориентировано на некого «среднего» пользователя, не существующего в реальности. В то же время современная практика библиотечного дела показывает, что каждый посетитель библио-

теки - индивидуальность, со своими потребностями, мотивациями и психологическими характеристиками. Объемно-планировочная структура библиотеки, ориентированная на различных посетителей, опирается на потребности и специфику поведения пользователей, что способствует достижению высокой социальной эффективности учреждения.

Для решения обозначенной задачи изучаются особенности, потребности и пристрастия различных групп потребителей (дети, молодежь, взрослые, престарелые, инвалиды и пр.), а после проведенного анализа формируются групповые сценарии предоставления информации, включающие в себя услуги и мероприятия, выделяются места для их реализации. Читатели, многие из которых проводят свои исследования в течение длительного времени и в больших количествах, должны чувствовать себя комфортно и безопасно. Речь идет о пространстве, одновременно ориентированном на всех и замкнутом на отдельного человека. При этом архитектура помещений, их оснащение и художественное оформление играют значительную организующую роль.

В настоящее время почти повсеместно наблюдается доминирование парадигмы консьюмеризма, возникшей в США как движение по защите прав потребителей. Развитию консьюмеризма способствовали такие внутрипрофессио-нальные процессы, как отказ от концепции архитектурного патернализма (права на профессиональную опеку и диктат по отношению к клиенту), признание за потребителем права выбирать не только организацию жизни, но и ее формальное, художественное воплощение. Идея «довольного потребителя», выдвинутая Д. Портманом, Дж. Зейселем и Р. Вентури, становится базовой для функционирования современной библиотеки.

В библиотековедении в конце ХХ в. предпринимались попытки проанализировать изменения пользователей библиотеки, например, новые информационные потребности изучались М. Я. Дворкиной [4], Н. С. Карташовым [7], А. В. Соколовым [11]. В этих исследованиях содержится важное положение -необходимость ориентации не только на запросы реальных читателей, но и прогнозиро-

191

вание информационных потребностей потенциальных пользователей.

Мы выявили еще одну пару взаимосвязанных признаков: адаптивность к группам пользователей (архитектурный принцип) - консьюмеризм (социокультурная характеристика).

Открытость. Библиотека, отражая и воспроизводя базис общественных отношений, выступает сегодня в качестве демократического и интеллектуального центра знаний и коммуникаций. Демократичность современной библиотеки проявляется как в отмене цензуры, предоставлении практически неограниченного доступа к информации (в частности, за счет развития сети Интернет, оцифровки фондов и пр.), так и в отказе от дисциплинарной парадигмы построения ее физического пространства. Библиотека прошлого, исследуемая М. Фуко и приравненная им к тюрьме [15], трансформировалась в общедоступное учреждение, ориентированное на гуманизацию и демократизацию процессов и среды.

Архитектурные решения современных библиотек визуализируют образ «открытого» учреждения, в частности, путем проектирования «дематериализованной» формы, границы которой сознательно размываются и «растворяются» в окружающем контексте. Здание современной библиотеки приобретает ясный, лаконичный, простой и видимый объем. Широкое распространение получает применение светопрозрачных ограждающих конструкций, в результате чего внутреннее пространство библиотеки становится раскрытым вовне, зримым. Эффект носит двусторонний характер. С одной стороны, проникающее внутрь здания городское пространство позволяет посетителям библиотеки ощущать себя частью социокультурных и урбанистических процессов. С другой - данный прием позволяет вовлекать городскую публику в информационные процессы, происходящие внутри библиотеки.

Таким образом, выявлена еще одна пара взаимных категорий: открытость (архитектурный принцип) - демократичность (социокультурная характеристика).

Мобильность. Изменение - неотъемлемое свойство культуры. Процесс социокультурных изменений, наблюдаемый сегодня, обладает спе-

цифической характеристикой - сверхдинамичностью. В стремительно меняющемся мире учесть и спрогнозировать все перемены не представляется возможным. Поэтому принцип мобильности архитектурного пространства современной библиотеки является базовой установкой, которая ориентирует архитекторов на поиск новых образных и объемно-планировочных решений.

В эпоху цифровых технологий данное качество пространства становится более актуальным, чем когда-либо прежде. Практика показывает, что технологии устаревают и изменяются с огромной скоростью; нередко возникают ситуации, когда технология (информационная, техническая или образовательная) морально устаревает уже на этапе ее реализации. Тем более сложно создать проект библиотеки, рассчитанный на пятьдесят и более лет использования. В связи с этим необходимо создавать объект, способный оперативно и без значительных затрат адаптироваться к различным изменениям.

Задача, с которой сталкивается современный архитектор, - снизить возможность морального износа здания прежде, чем произойдет его физическое старение. Ее решение лежит в поле установления взаимоотношений между мобильностью (архитектурный принцип) и социокультурной динамикой.

Выразительность. Выразительность архитектуры - это передача внутреннего содержания, материальная воплощенность смыслов и значений, а также трансляция авторского замысла, отражение его личных и общественных эстетических идеалов. Поскольку библиотека направлена на работу с территориально закрепленным сообществом, то архитектурно-

художественное оформление фасадов и интерьеров должно отражать специфику и «дух места», а здание в целом - позиционировать себя как неотъемлемую (содержательную, смысловую, социокультурную) часть этого места.

Архитектурное пространство библиотек, таким образом, играет важную роль в процессе самоидентификации индивида или сообщества. Отраженные и закрепленные в архитектуре через форму, образ и строительные материалы исторические или современные, традиционные

192

или прогрессивные общественные смыслы и ценности позволяют человеку устанавливать культурные и ментальные связи с местом своего обитания, способствуют отождествлению себя с определенной социальной группой. Стремление к созданию универсальных композиционных и образных структур может пагубным образом повлиять на самосознание и самоидентификацию сообщества, тем самым существенно снижая значимость и эффективность библиотеки как общественного института.

Таким образом, следующая пара признаков, проясняющая архитектонику современной библиотеки: выразительность (архитектурный принцип) - самоидентификация (социокультурная характеристика).

Итак, установив в ходе исследования вопроса соотнесенность и согласованность со-

циокультурного и архитектурного пространств современной библиотеки, мы выявили ее архитектонику, которая определяется самим библиотечным социокультурным пространством с его функциональными и ценностными ориентациями, индивидуальными и групповыми потребностями, ожиданиями посетителей и архитектурно-пространственной средой.

Поскольку библиотека подвергается различным изменениям под влиянием внешних по отношению к ней процессов, то можно заключить, что специфика ее архитектоники содержится в подвижности, проявляющейся во взаимосвязанных трансформациях ее традиционных функций, культуротворческой и социальной деятельности и генерировании новых способов архитектурно-пространственной организации.________________________________

1. Бердник, Т. О. Архитектоника костюма: социокультурная динамика: дис. ... канд. филос. наук : 24.00.01 / Т. О. Бердник. - Ростов н/Д, 2009. - 147 с.

2. Гушул, Ю. В. Современная библиотека как проектируемое социокультурное пространство (постановка проблемы) / Ю. В. Гушул, И. А. Коженкин, К. Б. Лаврова // Вестн. Челяб. гос. акад. культуры и искусств. - 2013. - № 1 (33). - С. 80-86.

3. Гениева, Е. Ю. Открытые библиотеки и открытое обществом / Е. Ю. Гениева // Сетевое взаимодействие библиотек. - СПб.: РНБ, 2000. - С. 11-21.

4. Дворкина, М. Я. О коммуникационных и информационных потребностях / М. Я. Дворкина // Науч. и техн. б-ки. - 1999. - № 3. - С. 102-109.

5. Дубинина, О. А. Влияние информационных технологий на библиотеку и ее архитектуру / О. А. Дубинина // Библиосфера. - 2012. - № 4. - С. 8-12.

6. Дубинина, О. А. Здание библиотеки - интеллектуальный потенциал, интеллектуальная архитектура [Электронный ресурс] / О. А. Дубинина // Архитектон: известия вузов. - Режим доступа: http://archvuz.ru/numbers/2010_22/046. - Дата обращения: 10.11.2013.

7. Карташов, Н. С. Проблема соответствия библиотечных фондов информационным потребностям / Н. С. Карташов // Совет. библиотековедение. - 1978. - № 4. - С. 45-58.

8. Ковалев, Ю. А. Дизайн архитектурной среды как способ моделирования социокультурного пространства города: автореф. дис. ... канд. филос. наук: 09.00.13 / Ю. А. Ковалев. - Ростов н/Д, 2009. - 26 с.

9. Лаврова, К. Б. Архитектура библиотек / К. Б. Лаврова, С. В. Миронова // Библиотечная энциклопедия / Рос. гос. б-ка. - М.: Пашков дом, 2007. - С. 46-56.

10. Нефедов, В. Информационное пространство нового поколения. Эволюция формы / В. Нефедов // Библ. дело. - 2005. - № 11. - С. 10-14.

11. Соколов, А. В. Сущность и явления информационных потребностей / А. В. Соколов // Универсальная научная библиотека в регионе: перспективы развития: сб.науч.тр. - Л., 1991 . - С. 90-101.

12. Черненко, Г. Н. Принципы формирования архитектуры университетских библиотек: дис. ... канд. архитектуры: 05.23.21 / Г. Н. Черненко. - Н. Новгород, 2012. - 106 с.

13. Янчук, В. А. Интегративно-эклектический подход к анализу психологической феноменологии. Словарь-справочник [Электронный ресурс] / В. А. Янчук. - Режим доступа: http://vocabulary.ru/ dictionary/2/word/integracija. - Дата обращения: 10.11.2013.

14. Faulkner-Brown, H. Der offene Plan und die Flexibility. In H. Meyer (Hrsg.), Bibliotheken wirtschaftlich planen und bauen. Tendenzen, Ausblicke, Empfehlungen / H. Faulkner-Brown. - Munchen: Saur, 1981. - S. 9-25.

15. Foucault, M. Surveiller et punir: Naissance de la prison / M. Foucault. - Pаris: Gallimard, 1975. - 328 S.

16. Koolhaas, R. S, M, L, XL / R. Koolhaas, В. Mau. - New York: The Monacelli Press, 1995. - 1376 S.

17. Mason, E. Mason on Library Buildings / E. Mason. - The Scarecrow Press. inc. - Metuchen, N.J. & London, 1980. - 280 S.

18. McDonald, A. The Top Ten Qualities of Good Library Space. In K. Latimer& H. Niegaard (eds.), IFLA library building guidelines. Developments & reflections / A. McDonald. - Munchen: Saur, 2007. - S. 13-29.

Сдано 14.11.2013

193

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.