Научная статья на тему 'Предметная подследственность органов предварительного следствия Следственного комитета Российской Федерации'

Предметная подследственность органов предварительного следствия Следственного комитета Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1357
169
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДСЛЕДСТВЕННОСТЬ / ВОЗБУЖДЕНИЕ И РАССЛЕДОВАНИЕ УГОЛОВНОГО ДЕЛА / СЛЕДОВАТЕЛЬ СЛЕДСТВЕННОГО КОМИТЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / COMPETENCE / EXCITEMENT AND INVESTIGATION OF CRIMINAL CASE / INVESTIGATOR OF INVESTIGATIVE COMMITTEE OF THE RUSSIAN FEDERATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Супрун Сергей Владимирович

Автор статьи на основе действующего уголовно-процессуального законодательства исследует предметную подследственность органов предварительного следствия Следственного комитета Российской Федерации, выделяет и анализирует проблему сращивания предметного и альтернативного видов подследственности, предлагает исключить из предметного вида подследственности преступления, одновременно подследственные нескольким органам предварительного следствия, и включить их в альтернативный вид подследственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Супрун Сергей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUBJECT COMPETENCE OF BODIES OF PRELIMINARY INVESTIGATION OF INVESTIGATIVE COMMITTEE OF THE RUSSIAN FEDERATION

The author of article on the basis of the existing criminal procedure legislation investigates subject competence of bodies of preliminary investigation of Investigative committee of the Russian Federation, allocates and analyzes a problem of merging of subject and alternative types of competence, suggests to exclude from a subject type of competence of a crime at the same time persons under investigation to several bodies of preliminary investigation and to include them in an alternative type of competence.

Текст научной работы на тему «Предметная подследственность органов предварительного следствия Следственного комитета Российской Федерации»

С.В. Супрун

ПРЕДМЕТНАЯ ПОДСЛЕДСТВЕННОСТЬ ОРГАНОВ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ СЛЕДСТВЕННОГО КОМИТЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

SUBJECT COMPETENCE OF BODIES OF PRELIMINARY INVESTIGATION OF INVESTIGATIVE COMMITTEE OF THE RUSSIAN FEDERATION

Автор статьи на основе действующего уголовно-процессуального законодательства исследует предметную подследственность органов предварительного следствия Следственного комитета Российской Федерации, выделяет и анализирует проблему сращивания предметного и альтернативного видов подследственности, предлагает исключить из предметного вида подследственности преступления, одновременно подследственные нескольким органам предварительного следствия, и включить их в альтернативный вид подследственности.

The author of article on the basis of the existing criminal procedure legislation investigates subject competence of bodies of preliminary investigation of Investigative committee of the Russian Federation, allocates and analyzes a problem of merging of subject and alternative types of competence, suggests to exclude from a subject type of competence of a crime at the same time persons under investigation to several bodies of preliminary investigation and to include them in an alternativ e type of competence.

В соответствии с подп. «а» п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК следователь Следственного комитета Российской Федерации вправе возбуждать и расследовать уголовные дела о преступлениях, предусмотренных статьями 105—110, 111, частью четвертой, 120, 126, 127, частями второй и третьей, 127.1, частями второй и третьей, 127.2, частями второй и третьей, 128, 131—149, 170.1, 171.2, 185—185.6, 194, 198—199.2, 201, 204, 205, 205.2 — 205.5, 208— 212, 215, 215.1, 216—217.2, 227, 237—239, 240.1, 242.2, 246—249, 250, частями второй и третьей, 251, частями второй и третьей, 252, частями второй и третьей, 254, частями второй и третьей, 255, 258.1 частями второй и третьей, 263, 263.1, 269, 270, 271, 271.1, 279, 282—282.2, 285—293, 294, частями второй и третьей, 295, 296, 298.1—305, 317, 318, 320, 321, 328, 330.1, 332—354 и 356—360 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Сравнительно-правовой анализ норм ч. 2 ст. 151 УПК, регулирующих предметный вид подследственности органов предварительного следствия Российской Федерации по квалификации преступлений, позволяет назвать виды преступлений, уголовные дела по которым вправе возбуждать и расследовать как следователь Следственного комитета, так и следователи других органов предварительного следствия Российской Федерации.

По предметному виду подследственности:

а) ораны предварительного следствия Следственного комитета Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации (выделено нами. — С.С.) вправе возбуждать и расследовать уголовные дела о преступлениях, предусмотренных ч. ч. 2 и 3 ст. 127.1 УК «Торговля людьми»; ч. ч. 2 и 3 ст. 127.2 УК «Использование рабского труда»; ст. 201 УК «Злоупотребление полномочиями»; ст. 205 УК «Террористический акт»; ст. 208 УК «Организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем»; ст. 209 УК «Бандитизм»; ст. 210 УК «Организация преступного сообщества (преступной организации) или участие в нем (ней)»; ст. 227 УК «Пиратство»; ст. 304 УК «Провокация взятки либо коммерческого подкупа»;

б) ораны предварительного следствия Следственного комитета Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службы безопасности Российской Федерации (выделено нами. — С. С.) вправе возбуждать и расследовать уголовные дела о преступлениях, предусмотренных ст. 205 УК «Террористический акт»; ст. 208 УК «Организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем»;

в) ораны предварительного следствия Следственного комитета Российской Федерации и Федеральной службы безопасности Российской Федерации (выделено нами. — С. С.) вправе возбуждать и расследовать уголовные дела о преступлениях, предусмотренных ст. 205.1 УК «Содействие террористической деятельности»; ст. 205.2 УК «Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма»; ст. 211 УК «Угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава»; ст. 217.1 УК «Нарушение требований обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса»; ст. 359 УК «Наемничество».

Приведенные нами выше результаты сравнительно-правового исследования норм ч. 2 ст. 151 УПК показывают правовую тенденцию сращивания предметного и

альтернативного видов подследственности органов предварительного следствия Российской Федерации. Соединение предметного и альтернативного видов подследственности в уголовно-процессуальном праве, на наш взгляд, необходимо остановить, чтобы сохранить самостоятельность каждого вида подследственности в деятельности органов предварительного следствия Российской Федерации. Для этого представляется целесообразным ревизионно пересмотреть нормы ч. 2 ст. 151 УПК, регулирующие предметный вид подследственности, выявить и исключить из их содержания повторяющиеся виды преступлений публичного обвинения, подследственные органам предварительного следствия Следственного комитета, Федеральной службы безопасности, Министерства внутренних дел Российской Федерации. Повторяющиеся виды преступлений, содержащиеся в предметном виде подследственности Следственного комитета Российской Федерации и других органов предварительного следствия, на наш взгляд, могут быть включены в содержание альтернативного вида подследственности, урегулированного ч. 5 ст. 151 УПК.

Альтернативная подследственность в этом случае может быть разделена на виды:

1) альтернативная подследственность органов предварительного следствия

Российской Федерации;

2) альтернативная подследственность органов предварительного следствия

Следственного комитета и Министерства внутренних дел Российской Федерации;

3) альтернативная подследственность органов предварительного следствия

Следственного комитета, Министерства внутренних дел и Федеральной службы безопасности Российской Федерации;

4) альтернативная подследственность органов предварительного следствия

Следственного комитета и Федеральной службы безопасности Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.