Научная статья на тему 'Предметная подследственность органов предварительного следствия нуждается в ревизионном пересмотре и дополнительном регулировании'

Предметная подследственность органов предварительного следствия нуждается в ревизионном пересмотре и дополнительном регулировании Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

CC BY
812
103
Поделиться
Ключевые слова
ОРГАНЫ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / ПРЕДМЕТНАЯ ПОДСЛЕДСТВЕННОСТЬ / АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ПОДСЛЕДСТВЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по государству и праву, юридическим наукам, автор научной работы — Супрун С. В.

Предметная подследственность органов предварительного следствия (ч. 2 ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации) утрачивает свою самостоятельность по причине объединения с альтернативной подследственностью. Орган предварительного следствия вправе расследовать преступление, подследственное ему и одновременно другим органам предварительного следствия. Распределение полномочий по производству предварительного расследования преступлений, находящихся в одновременной компетенции нескольких органов, основано на правиле: возбуждает уголовное дело и проводит расследование тот орган, который первым выявил его. Аналогичное правило действует в альтернативной подследственности (ч. 5 ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации), что до настоящего времени позволяет разграничивать виды подследственности между собой. Необходимо сохранить самостоятельность предметной подследственности путем перенесения неоднократно повторяющихся видов преступлений из предметной подследственности в альтернативную подследственность, которая в этом случае будет включать: подследственность органов предварительного следствия Российской Федерации; подследственность органов предварительного следствия Следственного комитета и Министерства внутренних дел Российской Федерации; подследственность органов предварительного следствия Следственного комитета, Министерства внутренних дел и Федеральной службы безопасности Российской Федерации; подследственность органов предварительного следствия Следственного комитета и Федеральной службы безопасности Российской Федерации; подследственность органов предварительного следствия Федеральной службы безопасности и Федеральной службы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ Российской Федерации; подследственность органов предварительного следствия Федеральной службы безопасности и Министерства внутренних дел Российской Федерации; подследственность органов предварительного следствия Министерства внутренних дел и Федеральной службы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ Российской Федерации.

Похожие темы научных работ по государству и праву, юридическим наукам , автор научной работы — Супрун С.В.,

Subject competence of preliminary investigation bodies needs revision and additional regulation

Subject competence of preliminary investigation bodies (according to Section 2 of Article 151 of the criminal Procedure code of the Russian Federation) tends to lose its independence due to merging with the alternative type of competence. The preliminary investigation body has the right to investigate the crime being a subject of its competence and simultaneously the other bodies of preliminary investigation's competence. The powers of these bodies concerning the conducting of preliminary investigation of such crimes are based on the following rule: preliminary investigation body first revealing a crime brings the criminal case and conducts its investigation. There is a similar rule referring to alternative type of competence (according to Section 5 of Article 151 of the criminal Procedure code) which allows to delimit the types of competence. It is necessary to keep the independence of subject competence by removing repeating types of crimes from its competence into the alternative competence. In this case the alternative competence will include competence of preliminary investigation bodies of:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Предметная подследственность органов предварительного следствия нуждается в ревизионном пересмотре и дополнительном регулировании»

Раздел 6. Уголовно-процессуальное обозрение

СУПРУН С.В., SUPRUN S.V.,

кандидат юридических наук, доцент, Candidate of Legal Sciences,

prozess_khv@mail.ru associate professor,

Кафедра уголовного процесса; prozess_khv@mail.ru Дальневосточный юридический Chair of criminal procedure;

институт Министерства Far East Law institute of the Ministry

внутренних дел Российской of Internal Affairs of the Russian Federation,

Федерации, 680020, Kazarmenny 15, Khabarovsk, 680020, г. Хабаровск, Казарменный, 15 Russian Federation

ПРЕДМЕТНАЯ ПОДСЛЕДСТВЕННОСТЬ ОРГАНОВ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ НУЖДАЕТСЯ В РЕВИЗИОННОМ ПЕРЕСМОТРЕ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ РЕГУЛИРОВАНИИ

Реферат. Предметная подследственность органов предварительного следствия (ч. 2 ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации) утрачивает свою самостоятельность по причине объединения с альтернативной подследственностью. Орган предварительного следствия вправе расследовать преступление, подследственное ему и одновременно другим органам предварительного следствия. Распределение полномочий по производству предварительного расследования преступлений, находящихся в одновременной компетенции нескольких органов, основано на правиле: возбуждает уголовное дело и проводит расследование тот орган, который первым выявил его. Аналогичное правило действует в альтернативной подследственности (ч. 5 ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации), что до настоящего времени позволяет разграничивать виды подследственности между собой. Необходимо сохранить самостоятельность предметной подследственности путем перенесения неоднократно повторяющихся видов преступлений из предметной подследственности в альтернативную подследственность, которая в этом случае будет включать: подследственность органов предварительного следствия Российской Федерации; подследственность органов предварительного следствия Следственного комитета и Министерства внутренних дел Российской Федерации; подследственность органов предварительного следствия Следственного комитета, Министерства внутренних дел и Федеральной службы безопасности Российской Федерации; подследственность органов предварительного следствия Следственного комитета и Федеральной службы безопасности Российской Федерации; подследственность органов предварительного следствия Федеральной службы безопасности и Федеральной службы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ Российской Федерации; подследственность органов предварительного следствия Федеральной службы безопасности и Министерства внутренних дел Российской Федерации; подследственность органов предварительного следствия Министерства внутренних дел и Федеральной службы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ Российской Федерации.

Ключевые слова: органы предварительного следствия Российской Федерации, предметная подследственность, альтернативная подследственность.

SUBJECT COMPETENCE OF PRELIMINARY INVESTIGATION BODIES NEEDS REVISION AND ADDITIONAL REGULATION

Abstract. Subject competence of preliminary investigation bodies (according to Section 2 of Article 151 of the Criminal Procedure Code of the Russian Federation) tends to lose its independence due to merging with the alternative type of competence. The preliminary investigation body has the right to investigate the crime being a subject of its competence and simultaneously the other bodies of preliminary investigation's competence. The powers of these bodies concerning the conducting of preliminary investigation of such crimes are based on the following rule: preliminary investigation body first revealing a crime brings the criminal case and conducts its investigation. There is a similar rule referring to alternative type of competence (according to Section 5 of Article 151 of the Criminal Procedure

Code) which allows to delimit the types of competence. It is necessary to keep the independence of subject competence by removing repeating types of crimes from its competence into the alternative competence. In this case the alternative competence will include competence of preliminary investigation bodies of:

1) the Russian Federation;

2) Investigative Committee and Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3) Investigative Committee, Ministry of Internal Affairs and Federal Drug Control Service of the Russian Federation;

4) Investigative Committee and Federal Security Service of the Russian Federation;

5) Federal Security Service and Federal Drug Control Service of the Russian Federation;

6) Federal Security Service and Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation;

7) Ministry of Internal Affairs and Federal Drug Control Service of the Russian Federation. Keywords: bodies of preliminary investigation of the Russian Federation, subject competence,

alternative competence.

Предварительное следствие проводится по всем уголовным делам, за исключением уголовных дел о преступлениях, подследственных органам дознания (ч. 3 ст. 150 УПК РФ). Преступления, расследуемые в форме предварительного следствия, перечислены в ч. 2 ст. 151 УПК РФ [1]. В своей совокупности они образуют предметный вид подследственности органов предварительного следствия Российской Федерации. По предметному виду подследственности преступления распределяются между следователями Следственного комитета, Министерства внутренних дел, Федеральной службы безопасности, Федеральной службы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Полномочия по расследованию отдельных видов преступлений для органов предварительного следствия устанавливаются законодателем в зависимости от юридической квалификации деяния, тяжести совершенного преступления, его общественной опасности и сложности расследования. В соответствии с предметным видом подследственности предварительное следствие осуществляется (ч. 2 ст. 151 УПК РФ):

1) следователями Следственного комитета Российской Федерации - по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 105-110, 111 (частью четвертой), 120, 126, 127 (частями второй и третьей), 127.1 (частями второй и третьей), 127.2 (частями второй и третьей), 128, 131-149, 170.1, 171.2, 185-185.6, 194, 198-199.2, 201, 204, 205-205.2, 208-212, 215, 215.1, 216, 217, 217.1, 227, 237-239, 242.2, 246-249, 250 (частями второй и третьей), 251 (частями второй и третьей), 252 (частями второй и

третьей), 254 (частями второй и третьей), 255, 263, 263.1, 269, 270, 271, 271.1, 279, 282282.2, 285-293, 294 (частями второй и третьей), 295, 296, 299-305, 317, 318, 320, 321, 328, 332-354 и 356-360 Уголовного кодекса Российской Федерации;

2) следователями органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации - по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 189, 205, 205.1, 205.2, 208, 211, 217.1, 226.1,

229.1, 275-281, 283, 284, 322 (частью второй), 322.1 (частью второй), 323 (частью второй), 355 и 359 Уголовного кодекса Российской Федерации;

3) следователями органов внутренних дел Российской Федерации - по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 111 (частями первой

- третьей), 113, 114, 117 (частями второй и третьей), 122 (частями третьей и четвертой), 123 (частью третьей), 124, 127.1,

127.2, 150 (частями второй и третьей), 151 (частями второй и третьей), 158 (частями второй - четвертой), 159 (частями второй

- четвертой), 160 (частями второй - четвертой), 161 (частями второй и третьей), 162, 163 (частями второй и третьей), 164, 165 (частью второй), 166 (частями второй

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- четвертой), 167 (частью второй), 169, 171 (частью второй), 171.1 (частью второй), 172,

173.1, 173.2, 174, 174.1, 175 (частью третьей), 176, 178, 179, 180 (частью третьей), 181 (частью второй), 183, 184, 186, 187, 191-193, 195197, 201, 202, 205, 206, 208-210, 213 (частью второй), 215.2, 215.3, 217.1, 219 (частями второй и третьей), 220 (частями второй и третьей), 221 (частями второй и третьей), 222 (частями второй и третьей), 223 (частями второй и третьей), 225-227, 228 (частями

второй и третьей), 228.1, 228.4, 229.1, 234 (частями второй и третьей), 235, 236, 240 (частями второй и третьей), 241 (частями второй и третьей), 242.1, 259, 260 (частями второй и третьей), 261 (частью второй), 264, 266 (частями второй и третьей), 267, 268 (частями второй и третьей), 272-274, 304, 313 (частями второй и третьей), 322.1 (частью второй), 327 (частью второй), 327.1 (частью второй) и 330 (частью второй) Уголовного кодекса Российской Федерации;

4) следователями органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ Российской Федерации - по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 226.1 (в части, касающейся контрабанды сильнодействующих или ядовитых веществ), 228 (частями второй и третьей), 228.1, 228.4, 229, 229.1, 230 (частями второй и третьей), 231 (частью второй), 232 (частями второй и третьей), 234 (частями второй и третьей) Уголовного кодекса Российской Федерации.

Сравнительно-правовой анализ исследуемых выше норм ч. 2 ст. 151 УПК РФ, регламентирующей предметный вид подследственности органов предварительного следствия Российской Федерации, позволяет выделить в предметном виде подследственности повторяющиеся виды преступлений, подследственные разным органам предварительного следствия. Один и тот же орган предварительного следствия в соответствии с ч. 2 ст. 151 УПК РФ вправе расследовать преступление, подследственное ему и другим органам предварительного следствия. Исследуя предметный вид подследственности, можно выделить и органы предварительного следствия, уполномоченные расследовать преступления, подследственные одновременно нескольким органам предварительного следствия.

Полномочия органов предварительного следствия Российской Федерации по производству предварительного расследования повторяющихся преступлений, содержащихся в предметном виде подследственности, основаны на правиле, согласно которому орган предварительного следствия, первым выявивший повторяющееся преступление, возбуждает уголовное дело и проводит его расследование. Правило с аналогичным содержанием действует в альтернативном виде подследственнос-

ти (ч. 5 ст. 151 УПК РФ) и до настоящего времени в целом позволяет отграничить альтернативный вид подследственности от предметного. В частности, по предметному виду подследственности:

а) ограны предварительного следствия Следственного комитета и Министерства внутренних дел Российской Федерации вправе расследовать преступления, предусмотренные ч.ч. 2 и 3 ст. 127.1 УК РФ

- «Торговля людьми»; ч.ч. 2 и 3 ст. 127.2 УК РФ - «Использование рабского труда»; ч. 2 ст. 171.1 УК РФ - «Производство, приобретение, хранение, перевозка или сбыт немаркированных товаров и продукции»; ст. 172 УК РФ - «Незаконные организация и проведение азартных игр»; ст. 201 УК РФ - «Злоупотребление полномочиями»; ст. 205 УК РФ - «Террористический акт»; ст. 205.1 УК РФ - «Содействие террористической деятельности»; ст. 205.2 УК РФ

- «Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма»; ст. 208 УК РФ - «организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем»; ст. 209 УК РФ - «Бандитизм»; ст. 210 УК РФ -«Организация преступного сообщества (преступной организации) или участие в нем (ней)»; ст. 227 УК РФ

- «Пиратство»; ст. 304 УК РФ - «Провокация взятки либо коммерческого подкупа»;

б) органы предварительного следствия Следственного комитета, Министерства внутренних дел и Федеральной службы безопасности Российской Федерации вправе расследовать преступления, предусмотренные ст. 205 УК РФ - «Террористический акт»; ст. 205.1 УК РФ - «Содействие террористической деятельности»; ст. 205.2 УК РФ - «Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма»; ст. 208 УК РФ - «Организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем»;

в) органы предварительного следствия Следственного комитета и Федеральной службы безопасности Российской Федерации вправе расследовать преступления, предусмотренные ст. 211 УК РФ

- «Угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава»; ст. 217.1 УК РФ - «Нарушение требований обеспечения безопас-

ности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса»; ст. 283 УК РФ - «Разглашение государственной тайны»; ст. 359 УК РФ -«Наемничество»;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

г) органы предварительного следствия Федеральной службы безопасности и Федеральной службы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ Российской Федерации вправе расследовать преступления, предусмотренные ст. 226.1 УК РФ - «Контрабанда сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия или его основных частей, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а равно стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей»;

д) органы предварительного следствия Федеральной службы безопасности и Министерства внутренних дел Российской Федерации вправе расследовать преступления, предусмотренные ст. 229.1 УК РФ

- «Контрабанда наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, либо их частей, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, инструментов или оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ»; ч. 2 ст. 322.1 УК РФ - «Организация незаконной миграции»;

е) органы предварительного следствия Министерства внутренних дел и Федеральной службы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ Российской Федерации вправе расследовать преступления, предусмотренные ч.ч. 2 и 3 ст. 228 УК РФ - «Незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также незаконные приобретение,

хранение, перевозка растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества»; ст. 228.1 УК РФ - «Незаконные производство, сбыт или пересылка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также незаконные сбыт или пересылка растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества»; ч.ч. 2 и 3 ст. 234 УК РФ - «Незаконный оборот сильнодействующих или ядовитых веществ в целях сбыта».

В предметном виде подследственности органов предварительного следствия Российской Федерации среди повторяющихся видов преступлений, подследственных одновременно нескольким органам предварительного следствия, содержатся преступления, которые входят в альтернативный вид подследственности (ч. 5 ст. 151 УПК РФ). К ним относятся преступления, предусмотренные статьями 201, 208-210, 226 (частями второй - четвертой), 228 (частями второй и третьей), 228.1, 228.4,

229.1, 272-274, 282.1, 282.2 УК РФ. Указанные выше повторяющиеся преступления, подследственные разным органам предварительного следствия Российской Федерации, содержатся в предметном и альтернативном видах подследственности, что фактически стирает грани различия между этими видами подследственности.

Правовой анализ норм ч. 2 ст. 151 УПК РФ позволяет обнаружить законодательную тенденцию, формирующуюся в уголовно-процессуальном праве, направленную на сращивание предметного и альтернативного видов подследственности по отдельным видам преступлений. По нашему мнению, эту законодательную тенденцию сращивания двух видов подследственности необходимо приостановить, чтобы сохранить самостоятельность предметного вида подследственности и содержащиеся в нем достаточно обоснованные критерии разграничения полномочий между органами предварительного следствия Российской Федерации.

Для этого считаем целесообразным на законодательном уровне ревизионно пересмотреть нормы ч. 2 ст. 151 УПК РФ, регулирующие предметный вид подследс-

твенности органов предварительного следствия Российской Федерации, выделить из них неоднократно повторяющиеся виды преступлений и исключить их из содержания предметного вида подследственности. Повторяющиеся виды преступлений, содержащиеся в предметном виде подследственности, на наш взгляд, могут быть включены в альтернативный вид подследственности органов предварительного следствия, нормативно урегулированный ч. 5 ст. 151 УПК РФ.

Альтернативная подследственность в этом случае может быть разделена на виды:

1) альтернативная подследственность органов предварительного следствия Российской Федерации;

2) альтернативная подследственность органов предварительного следствия Следственного комитета и Министерства внутренних дел Российской Федерации;

3) альтернативная подследственность органов предварительного следс-

твия Следственного комитета, Министерства внутренних дел и Федеральной службы безопасности Российской Федерации;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4) альтернативная подследственность органов предварительного следствия Следственного комитета и Федеральной службы безопасности Российской Федерации;

5) альтернативная подследственность органов предварительного следствия Федеральной службы безопасности и Федеральной службы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ Российской Федерации;

6) альтернативная подследственность органов предварительного следствия Федеральной службы безопасности и Министерства внутренних дел Российской Федерации;

7) альтернативная подследственность органов предварительного следствия Министерства внутренних дел и Федеральной службы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ Российской Федерации.

Описок литературы

1. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 дек. 2001 г. N 174-ФЗ: ред. от 2 нояб. 2013 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2001. N 52 (ч. 1). Ст. 4921; 2013. N 44. Ст. 5641.

References

1. Ugolovno-protsessual'nyy kodeks Rossiyskoy Federatsii ot 18 dekabrya 2001 g. (v red. ot 2.06.2013 g.) [Federal Law No. 174-FZ Criminal Procedure Code of the Russian Federation dated 18 December 2001]. Sobranie zakonodatel'stva Rossiyskoy Federatsii [Collection of Laws of the Russian Federation]. 2001. No. 52. Art. 52 (part 2); 2013. No. 44. Art. 5641.