Научная статья на тему 'Подследственность органов дознания Российской Федерации по производству дознания по уголовным делам публичного обвинения'

Подследственность органов дознания Российской Федерации по производству дознания по уголовным делам публичного обвинения Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

CC BY
880
122
Поделиться
Ключевые слова
ПОЛНОМОЧИЯ / ПОДСЛЕДСТВЕННОСТЬ / ОРГАНЫ ДОЗНАНИЯ / ПРОИЗВОДСТВО ДОЗНАНИЯ

Аннотация научной статьи по государству и праву, юридическим наукам, автор научной работы — Супрун С.В.

В статье ставится вопрос о наделении органов дознания Федеральной службы безопасности, Федеральной службы охраны, Службы внешней разведки, Федеральной службы исполнения наказаний, таможенных органов, командиров воинских частей, соединений, начальников военных учреждений или гарнизонов полномочиями по расследованию отдельных видов преступлений в форме дознания.

Investigative Jurisdiction of the RF Inquiry Agencies in Criminal Cases of Public Accusation

The article deals with the problem of authority conferring upon inquiry agencies of Federal Security Service, Federal Guard Service, Intelligence Service, Federal Service of Penal Bodies, Customs Agencies, Commanders of Military Units, formations, heads of military institutions and garrisons concerning investigation of separate kinds of cases in the form of inquiry.

Текст научной работы на тему «Подследственность органов дознания Российской Федерации по производству дознания по уголовным делам публичного обвинения»

Вестник Омской юридической академии. 2013. № 2 (21)

нения порноматериалов малолетним квалифицировать как их развращение7. Этого же мнения придерживается Ю. Е. Пудовочкин, указывая, что «распространение порноматериалов малолетним необязательно преследует корыстные цели и имеет систематический характер. Оно может иметь место и в разовом случае сбыта этих материалов по самым различным мотивам, в том числе и по половым. В случае совершения таких действий в отношении малолетних распространение порноматериалов практически не отличить от развратных действий так называемого интеллектуального характера»8.

По мнению О. А. Гоноченко, ставить знак равенства между этими двумя видами преступле-

ний нельзя. Действительно, развратные действия могут включать в себя распространение среди несовершеннолетних порнографических материалов. Однако рассматриваемые действия существенным образом отличаются друг от друга и в первую очередь по направленности и мотиву совершения9.

В самом деле, демонстрация или распространение порнографических материалов является лишь одним из множества видов интеллектуальных развратных действий, и при их совершении преступник руководствуется исключительно мотивом удовлетворения половой страсти, а никак не корыстными мотивами. Вследствие этого целесообразно квалифицировать эти составы как самостоятельные преступления.

удк 343.146 ПОДСЛЕДСТВЕННОСТЬ ОРГАНОВ ДОЗНАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ПРОИЗВОДСТВУ ДОЗНАНИЯ ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ ПУБЛИЧНОГО ОБВИНЕНИЯ Investigative Jurisdiction of the RF Inquiry Agencies in Criminal Cases of Public Accusation

С. В. Супрун - доцент кафедры уголовного процесса Дальневосточного юридического института МВД России, кандидат юридических наук, доцент (г. Хабаровск)

S. V. Suprun - Associate Professor of the Criminal Procedure Department of the Far-East Law Institute of the RF Interior Ministry, Candidate of Law Sciences, Associate Professor (Khabarovsk)

Аннотация. В статье ставится вопрос о наделении органов дознания Федеральной службы безопасности, Федеральной службы охраны, Службы внешней разведки, Федеральной службы исполнения наказаний, таможенных органов, командиров воинских частей, соединений, начальников

7 Цит. по: Гоноченко О. А., Пудовочкин Ю. Е. Защита несовершеннолетних от сексуального совращения и сексуальной эксплуатации: уголовно-правовые проблемы. Ставрополь : Ставропольсервисшкола, 2003. С. 129.

8 Пудовочкин Ю. Е. Ответственность за преступления против несовершеннолетних по российскому уголовному праву. СПб., 2002. С. 223-224.

9 См.: Гоноченко О. А., Пудовочкин Ю. Е. Указ. соч. С. 130.

116

Противодействие преступности: вопросы теории и практики

военных учреждений или гарнизонов полномочиями по расследованию отдельных видов преступлений в форме дознания.

The article deals with the problem of authority conferring upon inquiry agencies of Federal Security Service, Federal Guard Service, Intelligence Service, Federal Service of Penal Bodies, Customs Agencies, Commanders of Military Units, formations, heads of military institutions and garrisons concerning investigation of separate kinds of cases in the form of inquiry.

Ключевые слова: полномочия, подследственность, органы дознания, производство дознания. Authority, investigative jurisdiction, inquiry agencies, conduct of an inquiry.

Понятие «органы дознания» законодателем включено в число основных понятий, используемых в Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации (далее - УПК РФ). Согласно п. 24 ст. 5 УПК РФ под органами дознания понимаются государственные органы и должностные лица, уполномоченные, в соответствии с УПК РФ, осуществлять производство дознания и другие процессуальные полномочия.

К органам дознания Российской Федерации ч. 1 ст. 40 УПК РФ относит органы внутренних дел и входящие в их состав территориальные, в том числе линейные, управления (отделы, отделения) полиции, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в том числе территориальные и входящие в их структуру межрайонные, городские (районные) органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативнорозыскной деятельности. К таким органам ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»1 (далее - Закон об ОРД) относит: органы внутренних дел Российской Федерации, органы Федеральной службы безопасности, федеральные органы государственной охраны, таможенные органы Российской Федерации, Службу внешней разведки Российской Федерации, органы Федеральной службы исполнения наказаний, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Помимо органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, наделенных правом производства дознания, полномочия возбуждать и расследовать уголовные дела в форме дознания имеют органы Государственного по-

жарного надзора Федеральной противопожарной службы, органы Федеральной службы судебных приставов, командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов (ч. 1 ст. 40 УПК РФ).

Указанные выше государственные органы и должностные лица образуют в совокупности единую систему органов дознания Российской Федерации. Частью полномочий органов дознания Российской Федерации является подследственность. Под подследственностью понимается совокупность признаков преступления, на основе которых законодатель определяет орган дознания Российской Федерации, уполномоченный возбуждать и расследовать в форме дознания подследственные ему уголовные дела публичного обвинения о преступлениях небольшой или средней тяжести.

Органы дознания Российской Федерации имеют предметную, территориальную и альтернативную подследственность, а также подследственность по связи дел. Персонального вида подследственности у органов дознания нет. Подпунктами «б», «в», «г» п. 1 ч. 1 ст. 151 УПК РФ персональная подследственность законодателем отнесена к компетенции органов предварительного следствия Следственного комитета Российской Федерации. Предметный вид подследственности органов дознания Российской Федерации по производству дознания определяется квалификацией преступления. В соответствии с ч. 3 ст. 151 УПК РФ по предметному признаку дознание производится:

- дознавателями органов внутренних дел Российской Федерации - по всем уголовным делам, указанным в ч. 3 ст. 150 УПК РФ, за исключением дел, подследственных пограничным органам Федеральной службы безопасности, органам Федеральной службы судебных приставов,

1 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 1995. № 33, ст. 3349.

117

Вестник Омской юридической академии. 2013. № 2 (21)

органам Государственного пожарного надзора Федеральной противопожарной службы, органам по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ;

- дознавателями пограничных органов Федеральной службы безопасности - по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст.ст. 253, 256 (в части, касающейся незаконной добычи водных животных и растений, обнаруженной пограничными органами Федеральной службы безопасности), чч. 1, 2 ст. 322 и ч. 1 ст. 323 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ);

- дознавателями органов Федеральной службы судебных приставов - по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст.ст. 157, 177, ч. 1 ст. 294, ст. 297, ч. 1 ст. 311, ст.ст. 312, 315 УК РФ;

- дознавателями органов Государственного пожарного надзора Федеральной противопожарной службы - по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. 168, ч. 1 ст. 219, чч. 1, 2 ст. 261 УК РФ;

- дознавателями (следователями) органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ - по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ч. 1 ст. 228, ч. 1 ст. 228.2, ч. 1 ст. 228.3, ч. 1 ст. 230, ч. 1 ст. 231, ч. 1 ст. 232, чч. 1, 4 ст. 233, чч. 1, 3 ст. 327 УК РФ.

В исследуемой нами ч. 3 ст. 151 УПК РФ среди дознавателей органов дознания Российской Федерации нет дознавателей органов дознания Федеральной службы безопасности, государственной охраны, Службы внешней разведки, Федеральной службы исполнения наказаний, таможенных органов, наделенных ч. 1 ст. 40 УПК РФ и ч. 1 ст. 13 Закона об ОРД полномочиями по расследованию отдельных видов преступлений публичного обвинения небольшой и средней тяжести в форме дознания. Данные органы дознания России не вправе возбуждать уголовные дела публичного обвинения и проводить по ним дознание.

До 7 декабря 2011 г. таможенные органы Российской Федерации как органы дознания

были наделены правом производства дознания по двум видам преступлений, предусмотренных ст. 188 УК РФ «Контрабанда», то есть незаконное перемещение через границу РФ товаров, предметов, наркотических средств, психотропных веществ, и ст. 194 УК РФ «Уклонение от уплаты таможенных платежей». Затем предметная подследственность у таможенных органов дознания Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. № 420-ФЗ была изъята, а дознаватели таможенных органов Российской Федерации лишены полномочий по возбуждению и расследованию уголовных дел публичного обвинения в форме дознания.

Однако, будучи субъектами оперативнорозыскной деятельности, таможенные органы (ч. 1 ст. 13 Закона об ОРД) остались в системе органов дознания России как «иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности». В части 1 ст. 40 УПК РФ законодатель называет таможенные органы органами дознания Российской Федерации, а ч. 3 ст. 151 УПК РФ не предоставляет им уголовно-процессуальных полномочий по возбуждению уголовных дел публичного обвинения и производству дознания. В уголовном судопроизводстве сложилась правовая ситуация, когда у государственного органа Российской Федерации статус органа дознания имеется, а предметного вида подследственности по производству дознания нет.

По нашему мнению, законодателю необходимо обратить внимание на органы дознания Российской Федерации - Федеральную службу безопасности, Федеральную службу охраны, Службу внешней разведки, Федеральную службу исполнения наказаний, таможенные органы, командиров воинских частей, соединений, начальников военных учреждений или гарнизонов, не имеющих предметного вида подследственности, и наделить эти органы дознания полномочиями по возбуждению уголовных дел и расследованию отдельных видов преступлений публичного обвинения в форме дознания.

118