Научная статья на тему 'Предметная олимпиада по клинической лабораторной диагностике как способ формирования у студентов профессионально-мотивированного мышления'

Предметная олимпиада по клинической лабораторной диагностике как способ формирования у студентов профессионально-мотивированного мышления Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
477
168
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЛИМПИАДА / КЛИНИЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРНАЯ ДИАГНОСТИКА / CONTEST / CLINICAL LABORATORY DIAGNOSTIC

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кирпиченок Л. Н., Скребло Е. И., Головко Е. С., Тихон Т. В.

Опыт проведения предметной олимпиады по клинической лабораторной диагностике показал высокую эффективность использования этой внеаудиторной формы обучения для стимуляции творческого элемента в учебно-познавательной деятельности, развития креативного мышления, формирования профессиональных и научных компетенций выпускника медицинского вуза. Итоги олимпиады выявили проблему рассогласования уровня личностно-профессионального развития некоторых студентов с высоким рейтингом и уровня требований к ним практики: эффективно интегрировать теоретические знания в решение практических вопросов. Сравнительный анализ модульных рейтингов с результатами олимпиады в модулях и рубежного рейтинга с суммарным олимпиадным баллом показал, что объективность модульно-рейтинговой системы оценки знаний можно повысить, если учесть в итоговом рейтинге результаты предметной олимпиады.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кирпиченок Л. Н., Скребло Е. И., Головко Е. С., Тихон Т. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The experience of holding subject contest on clinical laboratory diagnostic has shown high efficiency of using this form of extracurricular training for stimulation of a creative element in learning and cognitive activity, development of creative thinking, formation of professional and scientific competences of a medical (school) graduate. Contest results revealed a problem of mismatch between the level of personal and professional development of some students wigh high rating and the level of requirements to practice from them effective integration of theoretical knowledge into solving practical problems. Comparative analysis of module ratings with contest results in modules and semi final rating with a total contest mark has showed that the objectivity of the modulerating system of knowledge assessment can be improved by taking into account results of subject in the final rating.

Текст научной работы на тему «Предметная олимпиада по клинической лабораторной диагностике как способ формирования у студентов профессионально-мотивированного мышления»

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2012

ПРЕДМЕТНАЯ ОЛИМПИАДА ПО КЛИНИЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРНОЙ ДИАГНОСТИКЕ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ У СТУДЕНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-МОТИВИРОВАННОГО МЫШЛЕНИЯ

КИРПИЧЕНОК Л.Н., СКРЕБЛО Е.И., ГОЛОВКО Е.С., ТИХОН Т.В.

УО «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет», кафедра клинической лабораторной диагностики

Резюме: Опыт проведения предметной олимпиады по клинической лабораторной диагностике показал высокую эффективность использования этой внеаудиторной формы обучения для стимуляции творческого элемента в учебно-познавательной деятельности, развития креативного мышления, формирования профессиональных и научных компетенций выпускника медицинского вуза. Итоги олимпиады выявили проблему рассогласования уровня личностно-профессионального развития некоторых студентов с высоким рейтингом и уровня требований к ним практики: эффективно интегрировать теоретические знания в решение практических вопросов. Сравнительный анализ модульных рейтингов с результатами олимпиады в модулях и рубежного рейтинга с суммарным олимпиадным баллом показал, что объективность модульно-рейтинговой системы оценки знаний можно повысить, если учесть в итоговом рейтинге результаты предметной олимпиады.

Ключевые слова: олимпиада, клиническая лабораторная диагностика.

Abstract. The experience of holding subject contest on clinical laboratory diagnostics has shown high efficiency of using this form of extracurricular training for creative element stimulation in learning and cognitive activity, development of creative thinking, formation of professional and scientific competences of a higher medical school graduate. Contest results revealed the problem of the mismatch between the level of personal and professional development of some students with high rating and the level of practice requirements from them - effectively integrate their theoretical knowledge into the solution of practical problems. Comparative analysis of module ratings with contest results in modules and semi -final rating with a total contest mark has shown that the objectiveness of the module-rating system of knowledge assessment can be improved by taking into account the results of subject contest in the final rating.

Одним из методологических требований педагогики высшей медицинской школы является положение о диалектической связи между наукой и практикой. В процессе профессиональной подготовки врача и

Адрес для корреспонденции: 210045, г.Витебск, ул.Чкалова, 50-2-60. Моб.тел.: +375 (29) 712-27-79 -Скребло Е.И.

провизора особенно велика и ответственна роль вуза, который в процессе обучения должен развить и воспитать в личности студента профессионально значимые качества.

Медицинское образование должно обладать следующими характеристиками:

целенаправленность - ведущая цель состоит в подготовке врача (провизора), формировании его личности таких качеств, которые

будут способствовать продуктивной практической деятельности;

двусторонний характер - в учебном процессе всегда можно выделить деятельность двух сторон, двух основных субъектов - преподавателя и студента;

творческий подход - эта характеристика по своей глубинной сути требует креативности как от преподавателя, так и от студентов, что проявляется в обновлении содержания, форм, методов воспитательно-образовательной деятельности педагога и познавательной деятельности студентов;

динамизм - педагогический процесс есть явление развивающееся, ему присущи изменения содержания, действий субъектов этого процесса и самих субъектов;

целостность - будучи интегрирующей характеристикой педагогического процесса, она предполагает, что все его компоненты находятся в согласованной связи и подчинены единой цели [3,4].

Значение олимпиады в повышении профессиональной эрудиции студентов

Успешный процесс обучения студентов в медицинском вузе предполагает постоянный глубокий контроль, объективное, качественное, стимулирующее оценивание знаний и умений, побуждение студентов к самостоятельной мыслительной деятельности в течение всего срока обучения. Сегодня эти традиционные педагогические технологии университетского образования адаптированы в современную европейскую модульно-рейтинговую систему оценивания результатов обучения [5, 6].

Основная цель рейтинговой системы с использованием модульной технологии обучения - повышение качества подготовки высококвалифицированных специалистов.

Модульно-рейтинговая система в медицинском университете основывается на интегральной оценке результатов всех видов учебной деятельности студента за весь период обучения в высшем учебном заведении.

Общий рейтинг студента складывается из следующих показателей:

1. Стартовый рейтинг - предполагает оценивание по смежным медико-биологичес-

ким и клиническим дисциплинам, изучаемым ранее.

2. Текущий рейтинг - складывается из посещаемости лекций, практических занятий и итоговой оценки каждого занятия.

3. Модульный рейтинг - определяется по итогам изучения отдельного модуля учебного плана.

4. Творческий (бонусный) рейтинг - не является обязательным, но позволяет получить дополнительные баллы за участие во внеаудиторной работе по дисциплине (участие в СНО, конкурсах студенческих научных работ, олимпиадах и др.).

5. Рубежный рейтинг - суммируется как результат предыдущих модульных рейтингов.

6. Итоговый рейтинг - учитывает рубежный рейтинг и оценку за устное собеседование (экзамен, зачет) [5].

Параллельные системы оценки как наиболее перспективные для повышения качества образования являются одним из основных принципов Болонской декларации, участие в которой позволит привести систему управления качеством образования в соответствие с международными стандартами, требующими от современного специалиста не только высоких квалификационных соответствий. Кроме этого, выпускник вуза должен обладать:

- способностью к информационно-аналитической деятельности в жёсткой конкурентной борьбе;

- умением эффективно работать в условиях неопределённости внешних факторов и ограничения времени и ресурсов, психологического дискомфорта;

- навыками коллективной творческой работы в стрессовых ситуациях;

- творческой инициативностью, дающей возможность выйти за рамки традиционного подхода к решению проблемы, развивая интеллектуальную и креативную деятельность без дополнительного внешнего стимулирования [5, 11].

К сожалению, нередки случаи, когда выпускники вуза по успехам своей профессиональной деятельности располагаются в ином ранговом порядке, нежели во время учебы. Указанная проблема объясняется в первую очередь тем, что успехи в практической дея-

тельности определяются не только академической оценкой полученных знаний и способностью к обучению, но и целым рядом иных показателей, которые в учебном процессе зачастую не реализуются, не проверяются и не развиваются в достаточной степени.

В числе указанных «проблемных» показателей необходимо отметить способность к решению творческих профессиональных задач, требующих нестандартной комбинации имеющихся знаний, умения проявить свои способности в условиях ограничения времени, ресурсов и т.д. [4].

Для развития навыков, которые, сохраняясь после завершения образования, обеспечивали бы молодому специалисту высокую конкурентоспособность на рынке труда, необходимо построить процесс обучения таким образом, чтобы студент оптимально использовал не только свои интеллектуальные, но и психологические возможности. В этом могли бы помочь личностно-ориентированные образовательные технологии в рамках творческого рейтинга, реализуемые во внеаудиторной работе [2].

Одной из популярных форм образовательной деятельности, выходящей за рамки учебного плана, являются студенческие предметные олимпиады.

Олимпиада представляет собой очное соревнование, предусматривающее выполнение конкретных заданий, проводящееся в целях выявления качества подготовки выпускаемых специалистов. Этот вид внеучебной творческой деятельности используется для закрепления и углубления знаний и умений, полученных в процессе теоретического и практического обучения, для стимулирования творческого роста и выявления наиболее одаренных студентов [1,9]. Студенческие олимпиады готовят студентов к научно-исследовательской работе, а также позволяют реализовывать в процессе обучения профессиональные и социальные контексты их будущей деятельности [10].

Как инновационная форма организации обучения олимпиадное движение активно разрабатывается и внедряется в Витебском государственном медицинском университете. В результате участия в олимпиадах студенты приобретают творческую активность, нестан-

дартность мышления, широту взглядов, профессиональную эрудицию, интерес к науке.

Участие в олимпиадах позволяет приблизить уровень профессиональной подготовки выпускников к требованиям, предъявляемым практикой, стимулируя повышение профессиональной готовности будущего специалиста к самостоятельной трудовой деятельности.

Участие в олимпиаде позволяет студенту:

- проверить способность к системному действию в профессиональной ситуации, анализу и проектированию своей деятельности;

- расширить круг профессиональных умений;

- совершенствовать навыки профессиональной работы и развивать профессиональное мышление;

- повысить ответственность за выполняемую работу, способность самостоятельно и эффективно решать проблемы в области профессиональной деятельности.

Целью работы было проведение сравнительного анализа результатов олимпиады по дисциплине «клиническая лабораторная диагностика» с рейтингом студентов по предмету. А также оценить эффективность использования предметной олимпиады для повышения уровня профессиональной подготовки студентов.

Методы

Для проведения олимпиады по дисциплине «Клиническая лабораторная диагностика» среди студентов Витебского государственного медицинского университета были разработаны клинические ситуационные задачи и конкурсные задания, содержащие теоретические вопросы, а также определены критерии оценок конкурсных работ.

Олимпиадные задания составлялись с учетом Государственного образовательного стандарта и в соответствии с разделами (модулями) учебно-методического комплекса по дисциплине. Решение ситуационных задач требовало от студентов уверенных знаний в рамках соответствующего модуля и умения интегрировать эти знания с другими разделами дисциплины.

Руководствуясь инновационными образовательными технологиями и современными методиками, мы выделили основные цели и требования, которым должны удовлетворять творческие олимпиадные задачи (рис. 1).

1. Олимпиадная задача должна быть составлена таким образом, чтобы при ее решении студент имел возможность продемонстрировать уровень системных знаний по дисциплине.

2. Решение задачи как модель решения комплексной профессиональной проблемы должно показать способность студента интегрировать знания, полученные в процессе изучения дисциплины, с новейшими достижениями современной науки, правильную мотивацию, креативное мышление, творческий подход и использование нестандартных методов.

3. Задачи должны быть разного уровня. Наиболее сложные из них должны иметь воз-

можность решить не менее 10% участников. Непременным условием является наличие задач, с которыми могут справиться абсолютно все участники олимпиады. Эти задачи носят стандартный характер и скорее являются «утешительными», нежели конкурсными. Такие задачи не принесут победы при подведении общих итогов, однако прибавят уверенности участнику в собственных силах [7].

Отличительной особенностью олимпи-адных задач по клинической лабораторной диагностике является их высокая практическая ориентированность: конкурсные задачи составлялись по данным лабораторных исследований из историй болезни пациентов, консультируемых на клинических базах кафедры.

Ситуационная задача содержала сведения из анамнеза, данные физикальных, инструментальных и лабораторных методов обследова-

Рис. 1. Целевые и мотивационные требования к олимпиадным задачам.

ния, на основании которых студенты должны были составить клиническое лабораторное заключение по предложенному алгоритму.

Алгоритм составления клинического лабораторного заключения:

1. Определить, к какому виду методов (общеклинические, гематологические, биохимические, иммунологические, гемостазиоло-гические) исследования относятся лабораторные показатели.

2. Охарактеризовать полноту лабораторного обследования.

3. Установить, какую систему организма или отдельных органов характеризуют лабораторные данные.

4. Выявить нормальные и отклоняющиеся от нормы лабораторные показатели.

5. Объяснить патофизиологическую информативность лабораторных изменений, указывающих на патологическое состояние, степень повреждения органов, нарушения метаболизма.

6. Установить диагностическую, клиническую, прогностическую ценность лабораторного обследования.

Пример ситуационной задачи:

Бухгалтер, 60-ти лет, был доставлен в больницу с болями в груди, которые начались вечером после дня, проведенного за интенсивной перекопкой дачного участка. На ЭКГ отсутствовали характерные признаки инфаркта миокарда. В отделении интенсивной терапии боль была купирована в течение суток, больной переведен в общую палату и выписан на шестые сутки.

Лабораторные данные:

При поступлении в сыворотке крови общая креатинфосфокиназа 268 МЕ/л (норма

- 10-195 МЕ/л), а фракция КК-МВ 15 МЕ/л (норма - 0-24 МЕ/л). Через 48 часов в сыворотке крови общая креатинфосфокиназа 195 МЕ/л, а фракция КК-МВ 13 МЕ/л. Через 72 часа в сыворотке крови общая креатинфосфо-киназа 92 МЕ/л, а фракция КК-МВ 8 МЕ/л.

Задание: составить клиническое лабораторное заключение, используя алгоритм.

Для объективной и быстрой оценки конкурсных заданий были составлены эталоны правильных решений и разработаны критерии

оценки олимпиадных работ по трем категориям. Это позволило обеспечить объективность оценивания и дало возможность участникам, по окончании олимпиады с обучающей целью, ознакомиться с правильными ответами.

Пример эталона решения ситуационной задачи с использованием алгоритма:

1. Лабораторные исследования относятся к биохимическим методам.

2. Проведено неполное лабораторное обследование. Лабораторными признаками (маркерами) инфаркта миокарда являются: определение уровня тропонинов, миоглобина, АСТ, ЛДГ Необходимым является проведение общего анализа крови.

3. Креатинкиназа играет важную роль в энергетическом обмене мышечной, нервной, сердечной тканей.

4. Уровень активности общей креатин-фосфокиназы в сыворотке крови, обнаруженный у пациента при поступлении, был повышен, а уровень активности фракции КК-МВ находился в пределах нормы. При повторных исследованиях уровень активности общей креатинфосфокиназы снижался.

5. Предварительно можно сделать заключение об отсутствии инфаркта миокарда, несмотря на повышение уровня активности общей креатинфосфокиназы при нормальном уровне активности изофермента КК-МВ. Боли в груди имели скелетно-мышечное происхождение, которые могли быть связаны с непривычной интенсивной физической нагрузкой у пациента.

6. Уровень активности общей креатин-фосфокиназы может подниматься после тяжелой физической нагрузки в 20 раз и более по сравнению с верхним пределом относительной нормы, особенно у нетренированных людей.

При оценивании решений олимпиадных задач комиссией использовался комплекс интегрированных критериев:

10 баллов - результат решения задачи правильный, приведены разные варианты решения; все пункты алгоритма решения выполнены, общие и частные сведения из дисциплины, необходимые для решения, приведены в полном объеме.

9 баллов - результат решения задачи правильный; все пункты алгоритма решения выполнены почти все, общие и частные сведения из дисциплины, необходимые для решения, приведены в полном объеме.

8 баллов - результат решения задачи правильный; пункты алгоритма решения выполнены не все или их последовательность соблюдена не полностью; общие и частные сведения из дисциплины, необходимые для решения, приведены почти все.

7 баллов - результат решения задачи правильный; пункты алгоритма решения выполнены не все, их последовательность соблюдена не полностью; общие и частные сведения из дисциплины, необходимые для решения, приведены не все.

6 баллов - результат решения задачи правильный; алгоритм соблюден частично, общие сведения по дисциплине, необходимые для решения, приведены не в полном объеме, приведены только единичные частные сведения.

5 баллов - результат решения задачи содержит частично правильный ответ; алгоритм не соблюдается вообще, общие сведения по дисциплине, необходимые для решения задачи, приведены почти не все, частные сведения не приведены.

4 балла - задача решена правильно, алгоритм не использован; общие и частные сведения, необходимые для решения задачи, приведены частично, частные сведения не приведены.

3 балла - задача решена неправильно, алгоритм не соблюден; общие сведения, необходимые для решения задачи, не приведены; определения понятий не даны.

Ответ на теоретический вопрос требовал формулировки точного определения какого-либо понятия дисциплины или выполнения подведения под понятие [8].

Критерии оценки правильности ответов на теоретические конкурсные вопросы были следующими:

5 баллов - ответ содержит точные определения всех понятий дисциплины, выполняется подведение под понятие.

4 балла - ответ содержит точные определения всех понятий дисциплины, затруднено подведение под понятие.

3 балла - даются неточные определения понятий дисциплины, не выполняется подведение под понятие.

Результаты и обсуждение

Итоги олимпиады подводились членами комиссии из числа преподавателей кафедры и оформлялись в виде протокола.

Из 140 участников олимпиады 53 студента (38%) получили одну из 3-х призовых категорий. При этом I категория,была присуждена только одному студенту, II категория - 23 -ем и Ш категория - 29-ти участникам олимпиады (рис. 2).

Сравнив оценки за олимпиадные задания, соответствующие определенному модулю дисциплины, с рейтингом студента в этом модуле, мы получили следующие результаты.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Как видно из диаграмм (рис. 3), в 1, 3 и 4 модулях около половины студентов показали результаты выше или соответствующие модульному рейтингу, что подтвердило объективность модульно-рейтинговой системы оценки знаний

87

23 29

0 О)

Рис. 2. Итоги олимпиады: 1 - количество студентов, получивших первую категорию;

2 - количество студентов, получивших вторую категорию; 3 - количество студентов, получивших третью категорию; 4 - количество студентов, не получивших категории.

по дисциплине. Олимпиадные задания, предложенные в рамках второго модуля, для большинства студентов оказались, по-видимому, слишком сложными. Однако 40 участников (29%) олимпиады справились с решением, показав умение интегрировать теоретические знания в решение практических клинических вопросов, уверенное владение алгоритмами лабораторного обследования, логичность и аргументированность пояснений.

Среди 53 студентов, получивших по итогам олимпиады одну из трех категорий, 58% подтвердили или повысили свой рубежный рейтинг, а 42% - по сравнению с рейтингом показали более высокий результат. Интересно, что среди 87 студентов, не получивших какой-либо категории на олимпиаде, 29% имели высокий рубежный рейтинг (табл. 1).

Таким образом, у 19% участников олим-пиадная оценка была выше рубежного рейтинга, у 25% - соответствовала рубежному рейтингу, у 56% - оказалась ниже рубежного рейтинга по дисциплине (рис. 4).

В целом, по итогам олимпиады 53 студента (3 8%) получили бонусные баллы в рам-

ках творческого рейтинга и повысили свой итоговый рейтинг по дисциплине.

Заключение

1. Сравнительный анализ модульных рейтингов с результатами олимпиады в модулях и рубежного рейтинга с суммарным олим-пиадным баллом показал, что объективность модульно-рейтинговой системы оценки знаний можно повысить, если учесть в итоговом рейтинге результаты предметной олимпиады. В нашем случае, благодаря участию в олимпиаде, 53 студента из 140 участников смогли повысить свой итоговый рейтинг по дисциплине, проявив в процессе решения олимпиад-ных заданий способности к информационноаналитической, системной деятельности в профессиональной ситуации.

2. Итоги олимпиады выявили проблему рассогласования уровня личностно-профессионального развития некоторых студентов с высоким рейтингом и уровня требований к ним практики - эффективно интегрировать теоретические знания в решение практичес-

1 модуль

М 66 43 -— 31

т-Т-

12 3

2 модуль

100

11

29

12 3

4 модуль

71

29 АО

ЛЯ-

Рис.З. Сравнительный анализ олимпиадного балла и модульного рейтинга:

1 - количество студентов с олимпиадным баллом выше модульного рейтинга;

2 - количество студентов с олимпиадным баллом ниже модульного рейтинга;

3 - количество студентов с олимпиадным баллом равным модульному рейтингу.

Таблица 1

Распределение студентов по уровню рубежного рейтинга

Студенты Высокий рубежный рейтинг Низкий рубежный рейтинг

С категорией (53 чел.) 58% (31 чел.) 42% (22 чел.)

Без категории (87 чел.) 29% (25 чел.) 71% (62 чел.)

Рис. 4 Соотношение олимпиадной оценки и рубежного рейтинга:

1- олимпиадный балл выше рубежного рейтинга; 2- олимпиадный балл соответствует рубежному рейтингу; 3- олимпиадный балл ниже рубежного рейтинга.

ких вопросов. Решением этой проблемы может стать применение инновационных форм организации обучения с высокой практической ориентированностью.

3. Опыт проведения предметной олимпиады по клинической лабораторной диагностике показал высокую эффективность использования такой внеаудиторной формы обучения для стимуляции творческого элемента в учебно-познавательной деятельности, для развития креативного мышления, формирования профессиональных и научных компетенций выпускника медицинского вуза.

Литература

1. Быков, Ю.В. Организация и проведение интернет-олимпиад как средство повышения качества послевузовского профессионального образования / М.Е. Колесникова, В.И. Прижиленский // Вестн. Ставропол. гос. ун-та. - 2009. - № 64(5). - С. 5-13.

2. Доманский, Е.В. Проектирование эвристических заданий с рефлексивным компонентом в дистанционных эвристических олимпиадах: методика / Е.В. Доманский. - М., 2007. - 99 с.

3. Информационно-коммуникационные технологии в современном образовательном процессе для организации интернет-олимпиад: метод. рекомендации / В.В. Монахов [и др.] - СПб.: СПб АППО, 2007. - 78 с.

4. Камалеева, А.Р. Особенности формирования есте-

ственнонаучных компетентностей у студентов-гу-манитариев / А.Р. Камалеева // Вестн. высш.еоб-разования. - 2009. - № 4 - С. 29.

5. Контроль качества учебного процесса: сборник документов. Положение о рейтинговой системе оценки знаний студентов: Приказ от 15.06.2011. № 254-уч. - Витебск: ВГМУ 2011. - С. 15-23.

6. Организация учебного процесса: сборник документов. - Витебск: ВГМУ, 2010. -Ч.2. - 24 с.

7. Попов, А.И. Методологические основы и практические аспекты организации олимпиадного движения по учебным дисциплинам в вузе: монография /

A.И. Попов, Н.П. Пучков. - Тамбов, 2010. - 212 с.

8. Попов, А.И. Введение в специальность. Олимпи-адное движение как инструмент саморазвития бакалавра инноватики: учеб. пособие. Рекомендовано УМО по университетскому политехническому образованию / А.И. Попов, Н.П. Пучков. - Тамбов, 2009. - 112 с.

9. Психолого-педагогическое обеспечение многоуров-него высшего образования / Е.А. Геник, А.В. Кап-цов, Л.В. Карпушина и др.; под ред. А.В. Капцова,

B.И. Кичигина. - Самара: СамГАСА, 2003. - 316 с.

10. Студенческие олимпиады в современной высшей шко-

ле: сб. ст. / Тюм. гос. ун-т. - Тюмень,- 2001. - 194 с.

11. Эльконин, Б.Д. Особенности знакового опосредования при решении творческих задач / Б.Д. Элько-нин // Психологическая наука и образование. -1997. - № 3. - С. 55 - 61.

Поступила 06.07.2012 г. Принята в печать 05.09.2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.