Г.Р. Хуснетдинов Е.Н. Карпов А.В. Перов
МОДУЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ
Статья посвящена модульно-рейтинговой системе контроля знаний обучающихся вузов как одному из способов повышения уровня подготовленности в условиях перехода к новым государственным образовательным стандартам. Авторы дают рекомендации по формированию модулей учебных дисциплин и раскрывают некоторые подходы к формированию рейтинга.
Ключевые слова: модульно-рейтинговая система, государственно образовательные стандарты, профессиональное образование
Реформирование системы образования, переход на новые государственные образовательные стандарты и новые учебные программы ставят перед преподавательским составом задачи изыскания резервов улучшения форм и методов взаимоотношений между преподавателем и обучаемым, способствующих повышению уровня подготовки последних. [1] Одним из перспективных направлений формирования педагогики сотрудничества, индивидуализации обучения, активизации обучаемых в процессе получения знаний является внедрение в учебный процесс модульно-рейтинговой системы контроля знаний.
Модульно-рейтинговая система контроля позволяет на более высоком и качественном уровне реализовывать основные принципы организации контроля знаний обучаемых, такие как: полнота, плавность, достоверность результатов, объективность, диффе-ренцированность по уровню обучения. [2]
Главное преимущество данной системы контроля - обеспечение систематической, мотивированной и ритмичной работы как обучаемых, так и преподавателей.
Существующая в большинстве вузов четырехбалльная шкала контроля знаний привычна и проста. В то же время она имеет ряд недостатков.
Во-первых, слабая дифференцирующая способность. Классификация обучаемых возможна только по четырем группам, например: все обучаемые, получившие в ходе экзамена оценку «хорошо», сведены в одну группу хорошо успевающих. Внутри этой группы о каком-либо ранжировании говорить не приходится.
Во-вторых, четырехбалльная шкала контроля страдает субъективизмом, либерализмом и протекционизмом, то есть каждый преподаватель ставит оценку на основе личного восприятия.
В-третьих, оценка на экзамене зачастую является оценкой умений обучаемого «выложиться перед экзаменом» и способности его памяти удержать материал на момент экзамена.
В-четвертых, система контроля знаний в виде устных ответов крайне затратна по времени и труду. Отсюда становится понятной необходимость перехода от четырехбалльной шкалы контроля к более дифференциальным шкалам.
Одной из перспективных форм контроля знаний и формой взаимоотношений преподавателя и обучаемого, получившей все более широкое признание в вузовской практике, является модульно-рейтинговая система контроля знаний. [3]
Цель модульно-рейтинговой системы контроля состоит в том, чтобы:
- поставить обучаемого перед необходимостью регулярной самостоятельной работы над учебным материалом в течение всего семестра и, как следствие, повысить его познавательную активность;
- дать объективную развернутую оценку знаний обучаемого по изучаемым им дисциплинам в виде рейтинга;
- дифференцировать обучаемых по уровню знаний по отдельной дисциплине и в целом за период обучения.
Модульно-рейтинговая система контроля, реализуя свою цель, решает следующие задачи:
- стимулирование познавательной активности обучаемого;
- повышение мотивации обучаемого к получению знаний более высокого уровня;
- свободный выбор обучаемым возможных вариантов и форм овладения учебной дисциплины в соответствии с индивидуальными способностями;
- сведение до минимума случайности в оценке знаний обучаемого при рубежном и итоговом контроле (зачете, экзамене);
- расширение возможностей индивидуального воздействия преподавателя на личность обучаемого.
Модульно-рейтинговая система контроля включает в себя два основных понятия. Одно из них - модуль. Это логически завершенная часть (тема, раздел) учебной дисциплины, которая заканчивается контрольной проверкой знаний. Ею могут быть: контрольная работа, тесты и другие формы контроля.
Второе понятие - рейтинг. Он представляет собой сумму баллов, набранную обучаемым (по определенным правилам) в течение некоторого промежутка времени в ходе контроля знаний по учебной дисциплине. Различают следующие виды рейтинга: исходный (стартовый), дисциплинарный, творческий, среднесеместровый, межкурсовой.
Исходный рейтинг - сумма баллов, определяющая начальный уровень знаний обучаемого. Для данной системы контроля он не является обязательным и может проводиться по усмотрению преподавателя.
Дисциплинарным рейтингом называется сумма баллов, которую набирает обучаемый за все виды обязательного контроля по учебной дисциплине. Дисциплинарный рейтинг включает промежуточный и итоговый рейтинг.
Текущим обязательным рейтингом называется сумма баллов, которую набирает обучаемый в ходе контроля знаний на занятиях и вне их (выступление на семинаре, реферат, домашняя работа и т.п.).
Промежуточным рейтингом называется сумма баллов, которую набирает обучаемый в ходе обязательного контроля знаний (контрольная работа, реферат, предусмотренный тематическим планом, зачет по завершению модуля и т.п.).
Итоговым рейтингом называется сумма баллов, которую набирает обучаемый в ходе обязательного контроля знаний на экзамене (зачете), предусмотренном тематическим планом.
Творческим рейтингом называется сумма баллов, которую набирает обучаемый за участие в научной и рационализаторской работе, выполнение дополнительных рефератов, совершенствование учебно-материальной базы дисциплины и т.п.
Если модульно-рейтинговая система охватывает весь учебный процесс вуза, то возможен расчет среднесеместрового и межкурсового рейтинга обучаемого.
Среднесеместровым рейтингом называется среднее значение рейтингов обучаемого по всем видам учебной деятельности за семестр.
Данный вид рейтинга может использоваться администрацией вуза для объективизации оценки деятельности обучаемых при назначении повышенных стипендий и других форм морального и материального поощрения.
Межкурсовой рейтинг - определяется аналогично по окончании каждого курса. Применение данного рейтинга - аналогично вышеизложенному.
Построение модульно-рейтинговой системы контроля.
Принципиальная схема построения мо-дульно-рейтинговой системы контроля по
отдельной учебной дисциплине, как правило, включает следующие этапы.
Первый этап - это этап формирования модулей. Общий подход к формированию модулей сводится к следующему. Учебная дисциплина делится в каждом семестре на ряд модулей. Здесь надо опасаться двух крайностей: большой модуль трудно усваивается, а слишком мелкое дробление курса также не пойдет на пользу. В ходе исследования опыта формирования модулей установлено, что в зависимости от вида учебной дисциплины (гуманитарная, общеобразовательная, специальная и пр.) имеется несколько подходов (мнений) к формированию количества модулей в рамках учебной дисциплины. Согласно первому мнению, каждый из модулей должен содержать 10 -12 часов практических, лабораторных занятий или семинаров. Другое мнение ограничивается подходом, что семестровый курс может иметь различное количество модулей, но примерно равных по объему и сложности изучаемого материала. Установлено,
что в зависимости от сложности изучаемой дисциплины в семестре целесообразно иметь в среднем 2-4 модуля.
Вторым этапом построения системы является формирование рейтинга. Здесь также имеются разные подходы (мнения). Например, подход, когда задается 100-балльная оценочная шкала при контроле знаний. Шкала соответствия 4 - балльной системе будет выглядеть следующим образом: 90-100 баллов соответствует оценке «отлично», 70-89 - «хорошо», 40-69 - «удовлетворительно», менее 40 баллов - «неудовлетворительно». Данный подход обеспечивает дифференцирование обучаемых по уровню знаний. В то же время большое количество баллов вызывает определенные психологические неудобства в подсчете рейтинга после пользования 4-балльной шкалой оценок.
Есть подход к формированию рейтинга по иной схеме. За максимальный рейтинг обучаемого по отдельной дисциплине берется 24 балла, что позволяет при модульной системе делить ее на 2, 3 или 4 модуля
Качество ответа 2 3- 3 4- 4 5- 5
Балл 0 1 2 3 4 5 6
В случае 3-х модулей за каждый промежуточный контроль - от 0 до 8 баллов
Качество ответа 2- 2 2+ 3- 3+ 4 4+ 5- 5+
Балл 0 1 2 3 4 5 6 7 8
В случае 2-х модулей за каждый промежуточный контроль - от 0 до 12 баллов
Качество ответа 2- 2 3 4- 4 5- 5
Балл 0 2 4 6 8 10 12
как величину, являющуюся наименьшим общим кратным этим числам. Тогда при делении курса на 4 модуля за каждый из четырех промежуточных контролей обучаемый получает от 0 до 6 баллов в зависимости от качества ответа:
Промежуточный контроль не пересдается, чтобы мысль об этом не расхолаживала сдающего при подготовке к контролю. Обучаемый может быть допущен к промежуточному контролю только при накоплении им установленной суммы баллов за все виды обязательной текущей работы.
Для оценки вида текущей работы, входящей в модуль и выполненной обучаемым,
используется 3-балльная шкала. В этом случае за выполнение отдельной работы (задания) любого вида обучаемый получает от 0 до 3 баллов в зависимости от качества ее выполнения (неудовлетворительно - 0, удовлетворительно - 1, хорошо - 2, отлично - 3 балла). При этом применяется следующая система стимулов:
- за правильность оформления работы (задания) и сдачу в срок - еще 3 балла;
- за каждую просроченную неделю после срока сдачи работы (задания) вычитается 1 балл.
Минимальное число баллов за текущую работу для допуска обучаемого к проме-
жуточному контролю устанавливается как сумма баллов за все виды работы, входящие в модуль, оцененные в 2 балла.
Основным стимулом к регулярной работе обучаемого является возможность быть освобожденным от семестрового экзамена, то есть возможность засчитывания результатов всех промежуточных контролей за итоговый экзамен. Для этого обучаемый должен выполнить два условия.
1 условие (по знаниям) - за все промежуточные контроли получить в сумме не менее 15 баллов (15-19 - хорошо, 20-24 -отлично) и не иметь за промежуточный контроль 0 баллов.
2 условие (по отношению к учебе) - по всем модулям накопить определенную сумму баллов (за выполнение текущих заданий), которая должна не более чем на 10 процентов превышать сумму установленных минимумов для допуска к промежуточному контролю.
Анализ данной системы позволяет сделать следующие выводы:
положительным является быстрота формирования рейтинга и оперирование небольшими цифрами при подсчете;
к главному недостатку можно отнести разный подход к количеству баллов и ответа в зависимости от количества модулей, например: в 4-модульной схеме качества ответа, равное 4, оценивается 4 баллами, в
3-х модульной схеме - 5 баллами, а в 2-мо-дульной - 8 баллами. Далее в 3-модульной схеме есть качество ответа, равное 4+, а в
4-х и 2-модульной - отсутствует.
И последнее: замена привычных оценок при текущем контроле (5, 4, 3, 2) на 3-балльную систему (0, 1, 3, 4) привела к той же 4-балльной системе контроля с наличием недостатков, отмеченных выше.
В практике формирования рейтинговой системы имеется и третий подход - это создание оценочной шкалы от -20 до +20 баллов. Количество баллов и критерии оценки этой системы представлены в таблице 1, где определены следующие уровни оценки: «большая», «малая» и «отрицательная». Критериями подхода к пользованию того или иного уровня оценки являются следующие подходы:
«большую» оценку (баллы) обучаемый может получить только за работу или ответ, предполагающий значительное время для выполнения, а также и контроля;
«малую» оценку (баллы) обучаемый может получить за незначительный (короткий) ответ или малообъемную работу, которая не предполагает значительного времени на исполнение (устный опрос, летучка и т.п.). «Малые» оценки могут накапливаться и переходить в «большую»;
«отрицательную» оценку (баллы) обучаемый может получить за сознательный отказ или уклонение от контроля знаний, а также за неправильный ответ или некачественно выполненную работу.
Подобная система формирования рейтинга создает большие дифференцирующие возможности в оценке обучаемых и обеспечивает сопряженность с 4-балльной системой (от 5+ до 3-). Кроме того, система четко определяет различные виды рейтинга в зависимости от значимости контроля, то есть оценка (количество баллов), получаемая обучаемым при текущем и промежуточном контроле, формируется по принципу малой и большой оценки соответственно. Положительным моментом данной системы является также возможность формирования оценок большого уровня из малых оценок, что стимулирует обучаемого к систематической самостоятельной работе по предмету. К недостатку можно отнести нечеткость определения количества баллов, соответствующее оценкам 4-балльной шкалы. Например, скольким баллам соответствуют оценки 3, 4, 5.
Таким образом, исследование опыта применения модульно-рейтинговой системы контроля знаний в вузах позволяет сформулировать следующие основные общие принципы ее построения[4].
Принцип 1. Учебная дисциплина делится на модули так, чтобы каждый из них содержал ее завершенные разделы. Как правило, учебная дисциплина может быть разделена на 2 - 4 модуля (в одном семестре).
Принцип 2. Рейтинг обучаемого должен складываться только из баллов, полученных им при обязательном контроле его знаний, а сумма баллов, полученных за текущую
Таблица 1. Шкала критериев оценки
Оценка по шкале Требование к ответу (работе)
20 - балльной 4 - балльной
20 - 15 5+ 5 5- 1. «Большая» оценка. Ответ полный или работа без ошибок и на все дополнительные вопросы ответ правильный
14 - 10 4+ 4 4- Ответ на основной вопрос достаточно хороший или работа выполнена правильно, но допущены при этом ряд неточностей или незначительных ошибок, не влияющих на общую правильность ответа.
9 - 6 3+ 3 3- В процессе ответа допущено некоторое количество ошибок, существенно влияющих на правильность ответа, но в процессе контроля обучаемый сам сделал исправления, в конечном итоге получив правильный ответ.
5 5 2. «Малая» оценка Правильный ответ на короткий вопрос или небольшая работа выполнена без ошибок.
4-2 4 Небольшие неточности или несущественные ошибки.
2-1 3 Допущен ряд ошибок, исправленных с помощью преподавателя.
0 2 Ответ неправильный
-1 --10 2 3. «Отрицательная шкала» Отказ от ответа по объективным причинам, которые не исключали возможность самостоятельной работы обучаемого.
-11 - -20 2 или 1 Отказ от ответа без видимых причин
учебную работу, должна рассматриваться как допуск обучаемого к обязательному контролю знаний. Невозможно объективно и количественно (в баллах) сравнить оценку отношения обучаемого к учебе, его прилежания, проявляющегося в выполнении им текущей работы (домашних заданий, графических и лабораторных работ и пр.) с оценкой его знаний изучаемого предмета, проявляемых на экзамене.
Принцип 3. Обучаемый может быть допущен к промежуточному контролю только при накоплении им установленной суммы баллов за все виды текущей работы, для чего необходим ее строгий учет.
Принцип 4. Промежуточный контроль пересдаче не принадлежит, так как в противном случае, будет нарушена одна из основных целей введения модульной системы - поставить обучаемого перед необходимостью регулярной учебной работы в течение всего семестра и, как следствие, - повышение его познавательной активности.
Принцип 5. Одним из важных стимулов
регулярной учебы обучаемого является возможность получить оценку за итоговый экзамен по результатам сдачи промежуточного контроля.
И последнее: качественное достижение целей и задач данной системы контроля предполагает разработку и наличие специальной методики ее внедрения в учебный процесс.
Модульно-рейтинговая система контроля дает возможность создания объективной развернутой оценки знаний обучаемых по изучаемой дисциплине в виде рейтинга и дифференцирования обучаемых по уровню знаний по отдельной дисциплине и в целом за период обучения.[5]
Эффективность модульно-рейтинговой системы контроля достигается формированием единых требований преподавателей, рабатающих с одним и тем же потоком, группой к знаниям обучаемых, что позволяет свести до минимума случайность и субъективизм в оценке знаний, а также самоконтролем обучаемыми личного уровня подготовки по учебной дисциплине,
Модульно-рейтинговый контроль сопровождается формированием ритмичной, систематической, максимально мотивированной работы обучаемых и является эф-
фективным средством повышения заинтересованности обучаемых в самом процессе обучения, что подтверждается повышением текущего среднего балла.
1. Гук О.Б. Интеграция учебной и научной деятельности студентов балакавриата как фактор повышения качества профессиональной подготовки//Юридическая наука и правоохранительная практика. 2012. № 1. С.131-132.
2. Модульно-рейтинговая система в профильном обучении: методические рекомендации / под ред. М.В. Рыжакова. - М.: "СпортАкадемПресс", 2005. 362 с.
3. Беленький П.П., Ефименко В.Н., Сущенко М.И. Пути решения проблемы оценки качества обучения в вузе на базе ФГОС ВПО // Внедрение европейских стандартов и рекомендаций в системы гарантии качества образования: сборник материалов VIII Международного форума гильдии экспертов / под общей редакцией д.п.н. Г.Н. Мотовой. - М.: Гильдия экспертов в сфере профессионального образования, 2013. С.422-425.
4. .Инновационные процессы в образовании. Основные документы и материалы Болонского процесса: материалы V междунар. науч.-практ. конф., 15 марта 2013г., Прага /отв. ред. Н.В. Уварина. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та 2013. 217 с.
5. Кругликов В. И.Организация рейтингового контроля при определении уровня знаний студентов по учебной дисциплине //Тюменский гос. ун-т. 2012. № 4. С.42.